УДК: 378.14.026.9
UDK: 378.14.026.9
Т.И. СМАГИНА
старший преподаватель кафедры романской филологии Орловского государственного университета E-mail: smagina.tat@mail.ru
T.I. SMAGINA
Senior lecturer of the department of Romance philology,
Orel State University E-mail: smagina.tat@mail.ru
КОНТЕКСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРА-БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИВАЮЩЕМУ ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
CONTEXT-OPERATING TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL READINESS OF A BACHELOR - A FUTURE TEACHER FOR THE DEVELOPING TEACHING OF YOUNG SCHOOL-CHILDREN A FOREIGN LANGUAGE
В статье рассматриваются оптимальные условия формирования готовности бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык») к профессиональной деятельности в системе развивающего обучения. Дается обоснование необходимости реализации развивающего обучения студентов в вузе. Контекстно-деятельностная технология исследуется как способ формирования специальных компетенций, владение которыми определяет готовность бакалавра-будущего учителя к развивающему обучению младших школьников иностранному языку.
Ключевые слова: контекстно-деятельностная технология, активные методы обучения, развивающее обучение студентов, готовность учителя к развивающему обучению младших школьников, иностранный язык.
The article touches upon optimal conditions in the formation of readiness of a bachelor (Pedagogical Education, Foreign Languages) for his/her professional activities in the system of developing teaching. The article stresses the necessity to put into practice the developing teaching of students in a higher educational institution. The context-operating technology is used as a means to form special competences, the proper handling of which makes a bachelor - a future teacher ready to implement the developing teaching of young school-children a foreign language.
Keywords: context-operating technology, active methods of teaching, the developing teaching of students, the teacher's readiness to implement the developing teaching of young school-children, a foreign language.
В контексте изучения проблемы формирования готовности бакалавра по направлению «Педагогическое образование» к развивающему обучению (далее по тексту - РО) младших школьников иностранному языку нами было обосновано, что профессиональная компетентность учителя в системе развивающего обучения характеризуется высоким уровнем освоения психолого-педагогических и методических знаний по теории и практике развивающего обучения; высоким уровнем владения преподаваемой дисциплиной «иностранный язык»; владением обобщенными способами выполнения профессиональных действий по организации учебной деятельности младших школьников; способностью проектировать собственную педагогическую деятельность в учебно-воспитательном процессе; совокупностью профессионально-ценностных отношений (в том числе, к собственной деятельности и к учебной деятельности школьников); способностью к рефлексии своей профессиональной деятельности и ответственностью за ее результаты.
Основываясь на требованиях стандартов нового поколения (ФГОС ВПО и ФГОС НОО), на положениях концепции деятельностного подхода и на принципах РО мы пришли к выводу, что смыслообразующей функцией педагогической деятельности бакалавра -
будущего учителя иностранного языка - становится идея развития школьников в учебно-познавательной деятельности; и поскольку деятельность является связующим звеном между педагогическим воздействием и развитием ребенка, следовательно, дидактический процесс в вузе также необходимо строить как процесс деятельностный, чтобы РО было таковым не только для школьников, но и для будущего учителя.
В связи с этим представляется целесообразным определение оптимальной с позиции деятельностного и компетентностного подходов технологии развивающего обучения студентов в вузе.
Необходимо отметить, что при развивающем обучении в вузе меняется характер деятельности преподавателя и студента. Основными задачами преподавателя становятся включение студентов в педагогическую проблему, организация их самостоятельной поисковой деятельности и управление ею. Студенты овладевают способами усвоения знаний, способами мышления, т.е. учебно-познавательной деятельностью, которая приобретает активный, самостоятельный характер. При этом большую роль играют технологии обучения и их адаптация к новым целям и задачам профессиональной подготовки бакалавра к развивающему обучению младших школьников.
© Т.И. Смагина © T.I. Smagina
Изучение и обобщение исследований, посвященных разработке проблемы педагогических технологий (В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, Т.А. Ильина, М.В. Кларин, П.И. Образцов, Г.К. Селевко, А.И. Уман и др.), позволяет рассматривать педагогическую технологию не толко как совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание обучаемых, но и как элемент содержания профессиональной подготовки будущего учителя и способ ее организации; как систему, которая развивается в логике освоения задач будущей профессиональной деятельности; как способ активизации позиции студента в процессе формирования его готовности к РО младших школьников иностранному языку.
Студент-бакалавр состоится в будущем как профессионал, если в вузе его поставить в такие условия, в которых, овладевая своей профессиональной деятельностью, он будет способен осуществлять ее уже в процессе обучения. Следовательно, познавательная деятельность студентов должна быть адекватной их будущей профессиональной деятельности, т.е. должна воспроизводить в себе особенности той деятельности, к которой они готовятся. Это приводит к необходимости использования в учебном процессе технологий обучения, имитирующих будущую профессиональную деятельность. А это осуществимо при организации контекстного обучения. Контекстный подход (А.А. Вербицкий) позволяет создать условия взаимопроникновения учебной и профессиональной деятельности, т.е. предполагает обучение студентов через «погружение» в контекст профессиональной деятельности. Другими словами, в контекстном обучении с помощью системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности учителя, а усвоение студентом знаний, приобретение умений, навыков и способов деятельности как бы накладывается на канву этой деятельности. Учение в данном случае выступает такой формой личностной активности, которая обеспечивает формирование и развитие необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности будущего учителя.
Анализ подходов к высшему профессиональному педагогическому образованию показал, что компетентностный подход интегрирует принципы дея-тельностного подхода, т.к. компетентность проявляется непосредственно в деятельности и связана с постановкой и решением проблемных ситуаций и задач, а также контекстного подхода, позволяющего обеспечить «погружение» студентов в контекст профессиональной деятельности в процессе их обучения, что способствует формированию и развитию профессиональных компетенций, необходимых для реализации РО младших школьников иностранному языку.
Исходя из сказанного, представляется целесообразным строить технологию РО студентов-бакалавров на основе трех названных подходов с учетом наиболее значимых для нашего исследования принципов:
• обучение в сотрудничестве (коммуникативная направленность, сотрудничество студентов в групповых формах взаимодействия, необходимость коллективного анализа учебных ситуаций и принятие совместных решений, взаимообучение в процессе коллективно-распределенной деятельности; роль преподавателя - консультант);
• когнитивно-деятельностная основа обучения (развитие учебно-познавательной деятельности, субъектности, интеллектуальных способностей, наблюдательности, критического мышления, общепедагогических умений, таких как: прогностические, аналитико-диагностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, когнитивные, рефлексивные, учебно-исследовательские и др.);
• использование активных методов обучения (направленность на формирование умений и навыков коллективно-распределенной деятельности; на развитие креативного мышления, поисковой деятельности и навыков разрешения реальных и моделируемых проблемных ситуаций).
Таким образом, основываясь на выделенных подходах и принципах, контекстно-деятельностную технологию развивающего обучения студентов рассматриваем как составную часть и способ организации содержания профессиональной подготовки бакалавра-будущего учителя, как способ активизации его «квазипрофессиональной» деятельности и личностной позиции в процессе формирования готовности к РО младших школьников иностранному языку.
Контекстно-деятельностная технология была апробирована в экспериментальном обучении студентов факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» в течение седьмого семестра в процессе преподавания курса «Развивающее обучение младших школьников иностранному языку».
Согласно ФГОС ВПО в основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык») курс «Развивающее обучение младших школьников иностранному языку» может быть отнесен к вариативной части базового блока Б.1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл) и является дисциплиной по выбору. В то же время по своему фактологическому и проблемному содержанию он неразрывно связан с дисциплинами базовой (обязательной) части профессионального цикла Б.3: «Психология», «Педагогика», «Методика обучения иностранному языку». Однако в сложившейся системе подготовки бакалавров формирование знаний и умений студентов по организации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения не нашло должного места и представлено в содержании изучаемых дисциплин фрагментарно и непоследовательно. Проблема развивающего обучения иностранному языку практически не затрагивается, к тому же она не отражена в учебниках по названным дисциплинам. Курс является необходимым связующим звеном между этими дисциплинами, выполняет интегрирующую и коорди-
нирующую функции подготовки студентов к развивающему обучению младших школьников иностранному языку, не только дает теоретические знания, но и формирует практические умения студентов в ходе выполнения аудиторных практических заданий и во время педагогической практики. Курс вносит непосредственный вклад в подготовку бакалавров тем, что способствует формированию тех же компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО (раздел V), что и указанные дисциплины блоков Б.1 и Б.3, а также специальных компетенций, разработанных автором программы курса, как необходимых выпускнику для реализации РО младших школьников иностранному языку.
Требования к усвоению содержания курса «Развивающее обучение младших школьников иностранному языку» представлены нами как достижения ожидаемых результатов профессиональной подготовки в разделе программы «Студент должен знать / уметь».
В результате освоения содержания дисциплины студент должен знать:
современную стратегию образования; основные идеи и понятия, характеризующие учебно-познавательную деятельность в современной школе; требования к подготовке учителя-профессионала в контексте современной парадигмы образования; современные образовательные технологии; концепции развивающего обучения; формы педагогического воздействия на познавательную деятельность учащихся; педагогический аспект проектирования учебного процесса, связанный с выбором методов, форм, средств обучения, затрагивающих мотивацион-ную, эмоциональную, когнитивную и творческую сферы личности каждого ученика; психолого-педагогические особенности младших школьников; психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности у младших школьников; содержание учебного предмета «иностранный язык» и логику развертывания предметного материала в парадигме развивающего обучения; систему учебных задач в предметном содержании; структуру учебной деятельности в условиях развивающего обучения и формы ее организации; содержание понятия «общеучебные умения» (или УУД - универсальные учебные действия), виды УУД, обобщенные планы и условия формирования УУД; структуру уроков в парадигме развивающего обучения и методику их организации.
Студент по окончании курса должен уметь: управлять своим морально-психологическим состоянием в различных ситуациях; выстраивать учебный материал по предмету в соответствии с логикой учебной деятельности и требованиями к структуре уроков в системе развивающего обучения; организовывать учебную деятельность младших школьников на этапах постановки и решения учебной задачи, решения частных задач; формировать общеучебные умения (УУД) у младших школьников; выделять критерии оценки сформирован-ности общеучебных умений (УУД) у младших школьников; организовывать и вести учебный диалог (полилог), учебную дискуссию; организо-
вывать учебное сотрудничество в соответствии с компонентами учебной деятельности; осуществлять субъект-субъектные отношения в учебном процессе; корректировать собственную деятельность в процессе организации учебной деятельности школьников; осуществлять рефлексию собственной педагогической деятельности.
Достижения ожидаемых результатов рассматриваются нами как сформированные специальные компетенции, определяющие готовность бакалавра - будущего учителя к РО младших школьников иностранному языку.
Формы работы планируются с учетом принципов, обозначенных в данной статье: обучение в сотрудничестве, когнитивно-деятельностная основа обучения, использование активных методов обучения.
Лекционные занятия проводятся в интерактивной (диалоговой) форме, с элементами коллективно-распределенной деятельности студентов в творческих группах (в том числе с использованием ноутбуков для работы в группах над отдельными фрагментами лекции). Студентам предлагаются заранее заготовленные преподавателем тезисы фрагментов лекций, что дает возможность более плотной подачи материала и оставляет время для обсуждения в группах наиболее важных положений содержания темы, для выработки коллективного или индивидуального суждения по конкретным вопросам, для конструктивного учебного диалога преподавателя и студентов. Кроме того, студентам предлагается глоссарий к каждой изучаемой теме, а также контрольные вопросы для устного обсуждения в аудитории на текущем занятии или для домашней подготовки к промежуточному и итоговому тестированию.
В конце каждого лекционного занятия студенты получают контрольные вопросы по содержанию данной лекции, прорабатывают материал дома, чтобы ответить на них на следующем занятии. В начале каждой следующей лекции осуществляется входной контроль (5-10 минут) по усвоению студентами основного содержания предыдущей лекции. Студенты заранее не знают, будет проходить контроль в устной или письменной форме. Устный опрос проходит в быстром темпе, каждый из студентов готов быть опрошенным, т. к. преподаватель держит всех в поле зрения, постоянно меняет тактику, изменяя формулировку вопроса, например, «ответьте, пожалуйста, Вы», «не могли бы Вы дополнить ...», «а как считаете Вы?», «Вы согласны с мнением студента Н. ...?» и т.д. Письменный опрос проводится, как правило, в форме тестирования по тем же вопросам, но обязательно на множественный выбор ответов.
На аудиторных практических (семинарских) занятиях закрепляются теоретические знания, изложенные в лекциях, через практическую учебно-познавательную деятельность студентов. Занятия проводятся в активных формах: дискуссия, викторина, круглый стол, деловая игра, обсуждение проблемных вопросов в группах с последующим анализом решенной проблемы перед всеми студентами.
Набольший интерес представляет деловая игра: она
имеет прямую профессиональную направленность, поскольку строится, как правило, по принципам контекстного обучения, сформулированным А.А. Вербицким. Деловая игра является эффективным средством формирования профессиональных умений и практических навыков, т. к. характеризуется многоплановостью, комплексным характером, обеспечивающим синхронное решение учебных и моделируемых профессиональных задач, а также приобретение опыта решения этих задач в нестандартных ситуациях. Данная форма работы создает условия для глубокого усвоения учебного материала на основе активизации учебной деятельности студентов, способствует развитию мотивации их познавательной деятельности, креативности, осознанию своих актуальных и потенциальных возможностей.
Семинарские и практические занятия, построенные на основе активных методов обучения, способствуют развитию у студентов самостоятельности в принятии решений, ответственности за свою деятельность и работу всего коллектива, культуры общения и других качеств, необходимых будущему учителю в системе РО.
Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме подготовки докладов, рефератов; ознакомления с дополнительными материалами, предложенными преподавателем для индивидуального самостоятельного изучения дома и творческого представления их в наглядной форме на следующем занятии; выполнения творческих домашних заданий в малых группах (в том числе схем, таблиц и диаграмм по содержанию курса для демонстрации посредством проектора для всех студентов в аудитории). При подготовке докладов, рефератов, курсовых квалификационных работ используются компьютерные и Интернет-технологии. На итоговом занятии студентам предлагается написать эссе, в котором они выражают свое отношение к развивающему обучению, высказывают пожелания и замечания по содержанию и организации изученного курса «Развивающее обучение младших школьников иностранному языку».
Закрепление практических навыков студентов осуществляется в ходе педагогической практики, которая согласно учебному плану факультета состоится в восьмом семестре, т.е. после прохождения названного курса. По форме, разработанной вместе с преподавателем на практических занятиях, студенты выполняют наблюдение за уроком иностранного языка в начальной школе с точки зрения совокупности целей, содержания, средств и методов организации развивающего обучения, оценивают, был ли урок проведен по системе развивающего или традиционного обучения, а также сами проводят уроки иностранного языка во 2-4-х классах, опираясь на приобретенные в ходе изучения курса знания, умения, навыки организации учебно-познавательной деятельности.
Напомним, что достижение ожидаемых результатов усвоения содержания курса, заложенных в программе как требования к студенту («знать», «уметь»), рассматриваются нами как сформированные специальные компетенции, определяющие готовность бакалавра - будущего учителя к РО младших школьников
иностранному языку. Необходимость диагностирования динамики становления компетенций требует осуществления систематического контроля, при этом используются различные его виды: текущий, промежуточный, итоговый, взаимоконтроль и самоконтроль. Контроль со стороны преподавателя осуществляется по рейтинговой системе оценивания. Система рейтингового контроля практически снимает вопрос о необходимости зачета, т.к. складывается достаточно полная и всесторонняя оценка не только уровня усвоенных по предмету знаний, но и уровня владения обобщенными способами выполнения профессиональных действий по организации учебно-познавательной деятельности младших школьников, уровня способности проектировать собственную педагогическую деятельность. Тем не менее, зачет проводится. Отведенное для него время используется для итогового тестирования с целью выявления эффективности проведенного курса, а также с целью дать дополнительную возможность студентам, желающим повысить свою итоговую оценку, осуществить добор баллов за счет выполнения письменных работ или тестов по темам, которые были ими пропущены или по которым был получен низкий балл.
Для осуществления контроля разработаны разноуровневые задания: терминологические диктанты, письменные экспресс-опросы, микроисследования, практические разработки, творческие работы по актуальным проблемам. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: на лекциях - 5-10 минутные фронтальные беседы или тестовые опросы: на выбор одного ответа, на множественный выбор ответов, на выбор правильного решения педагогической задачи по материалам предыдущей лекции и др.
Постепенно контроль преподавателя способствует формированию у студентов навыков самоконтроля и взаимоконтроля, что несет в себе огромный воспитательный и образовательный потенциал.
Обобщение результатов экспериментального обучения студентов в процессе преподавания курса «Развивающее обучение младших школьников иностранному языку» свидетельствует о том, что контекстно-деятельностная технология носит продуктивный характер, позволяет более эффективно, чем традиционные технологии, организовать учебный процесс, значительно увеличить плотность подачи и объем усвоения студентами учебного материала, существенно повысить результаты обучения, способствует эффективному формированию специальных компетенций, определяющих готовность бакалавра - будущего учителя к РО младших школьников иностранному языку.
Таким образом, процесс формирования профессиональной готовности бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык») целесообразно, по нашему мнению, строить как развивающее вузовское обучение на основе интеграции компетентностного, деятель-ностного и контекстного подходов, а также на основе контекстно-деятельностной технологии, базирующейся на активных методах обучения.
Библиографический список
1. Бубнова С.Ю. Практика организации контроля качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: Изд-во ОГУ, 2013. №2 (52). С. 282-285.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991.
3. Образцов П.И. Научно-методические основы проектирования и конструирования критериально-ориентированных педагогических тестов. Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: Изд-во ОГУ, 2013. №2 (52). С. 314-320.
4. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования. Монография // Под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2011. 338 с.
References
1. Bubnova S.U. The Practical organization of a quality control in the professional training of university students. - Scientific Notes of Orel State University. Orel, 2013. V. 2. No. 52. Pp. 282 - 285.
2. Verbitskiy A.A. Active teaching in a higher school: Context approach. - A manual. M.: Vysshaya Shkola, 1991.
3. Obraztsov P.I. Scientific and Methodological Bases of Projecting and Constructing Criterion-Oriented Pedagogical Tests. -Scientific Notes of Orel State University. Orel, 2013. V. 2 No. 52. Pp. 314-320.
4. The Technology of Training specialists in the system of professional education. - A monograph. / P.I. Obraztsov (ed.). Orel: Orel State University, 2011. 338 p.
УДК [61:796.011.1:13]-053.8 Л.А. СЫСОЕВА
кандидат биологических наук, доцент Орловского государственного университета E-mail:ogu-fk@ya.ru А.С. НОСКОВА
тренер фитнес-центра «Новое время» E-mail: a.s.noskova@yandex.ru
UDC [61:796.011.1:13]-053.8 L.A. SYSOEVA
сandidate of Biological sciences, associate professor, Orel
State University E-mail: ogu-fk@ya.ru A.C. NOSKOVA rnach salon "New Time" E-mail: a.s.noskova@yandex.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
MODERN PROBLEMS OF FORMATION OF PHYSICAL-HEALTH-IMPROVING TECHNOLOGY FOR ADULTS
В статье обосновывается необходимость формирования физкультурно-оздоровительных технологий для взрослых с учетом понимания категории «здоровье» согласно Уставу ВОЗ. Актуализирована необходимость формирования физкультурно-оздоровительных технологий в рамках современной научной парадигмы.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная технология, взрослый человек, физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, постиндустриальная парадигма.
The article substantiates the necessity of formation of physical-health-improving technology for adults with the understanding category of «health» in accordance with the WHO Constitution. The necessity of formation of physical-health-improving technology within the framework of the modern scientific paradigm was actualized.
Keywords: physical-health-improving technology, adult, physical health, mental health, social health, post-industrial paradigm.
Двигательная активность является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека. Тренировка в физкультурно-оздоровительном режиме преследует цель оздоровления. Основным ее методом является использование разного характера и направленности двигательной деятельности как средства для повышения и сохранения высокого уровня функционального состояния человека. Развитие функциональных качеств обеспечивается согласованной деятель-
ностью нервной, эндокринной и иммунной систем. Количественным показателем достижения цели считается устойчивая долговременная адаптация к физическим нагрузкам. Качественным показателем является субъективная оценка и ощущение хорошего самочувствия, осанки, большей устойчивости эмоциональной, психической и физической [6].
Таким образом, главной сущностной и целевой характеристикой физкультурно-оздоровительной тех-
© Л.А. Сысоева, А.С. Носкова © L.A. Sysoeva, А.С. Noskova