Научная статья на тему 'Технология формирования интеллектуальной культуры студентов с использованием информационных технологий'

Технология формирования интеллектуальной культуры студентов с использованием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / INTELLECTUAL CULTURE / СТУДЕНТ / STUDENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY STAGES / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрофанов Дмитрий Викторович

В статье предложена авторская технология формирования интеллектуальной культуры студентов средствами информационных технологий. Разработанная технология предусматривает последовательное развитие всех структурных и функциональных компонентов интеллектуальной культуры и положительную динамику уровней их сформированности. Она включает следующие этапы: диагностический; формирующий; итоговый. Подробно раскрыто содержание каждого этапа, особое внимание уделено детальному описанию работы, проведенной на формирующем этапе предлагаемой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMATION OF INTELLECTUAL CULTURE OF STUDENTS WITH USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

In article the author offered own technology of formation of intellectual culture of students by means of information technologies. The developed technology provides consecutive development of all structural and functional components of intellectual culture and positive dynamics of levels of their formation. It includes the following stages: diagnostic; forming; total. The author in detail opened maintenance of each stage, paid special attention to the detailed description of the work carried out at the forming stage of the offered technology.

Текст научной работы на тему «Технология формирования интеллектуальной культуры студентов с использованием информационных технологий»

УДК 378+37.032 10.20310/1810-231Х-2018-17-2(36)-38-45

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Митрофанов Дмитрий Викторович

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», Россия, г. Воронеж е-тай: [email protected]

В статье предложена авторская технология формирования интеллектуальной культуры студентов средствами информационных технологий. Разработанная технология предусматривает последовательное развитие всех структурных и функциональных компонентов интеллектуальной культуры и положительную динамику уровней их сформированности. Она включает следующие этапы: диагностический; формирующий; итоговый. Подробно раскрыто содержание каждого этапа, особое внимание уделено детальному описанию работы, проведенной на формирующем этапе предлагаемой технологии.

Ключевые слова: интеллектуальная культура, студент, информационные технологии, этапы технологии, внеучебная деятельность, самостоятельная работа

Важной особенностью любой педагогической технологии является ее процессуальность, т.е. возможность осуществления ее пошаговой реализации [1]. В связи с этим технология формирования интеллектуальной культуры студентов с использованием информационных технологий предусматривает последовательное развитие всех ее структурных и функциональных компонентов и положительную динамику уровней их сформированности. Она включает следующие этапы: диагностический; формирующий; итоговый.

Целью первого - диагностического этапа - является мониторинг и анализ исходного уровня сформированности интеллектуальной культуры студентов, а также обоснование технологии формирования и выбора методического обеспечения эффективного формирования интеллектуальной культуры студентов средствами ИТ. Нами были применены разнообразные психолого-педагогические методики, в частности, были разработаны специальные анкеты для анализа предпочтений и уровня заинтересованности студентов в интеллектуальном развитии, выявления исходного уровня интеллектуальной культуры студентов в целом [2].

Совместно с преподавателями были выявлены, проанализированы и учтены в дальнейшем исходные показатели мотивации студентов к интеллектуальному развитию и самореализации, содержательно-деятельностной подготовленности к решению интеллектуальных

задач, а также реализации творческих способностей в процессе интеллектуального развития. Среди основных причин ряда невысоких показателей можно выделить следующие: отсутствие специальных предметов, направленных на формирование интеллектуальной культуры студентов; преобладание в учебном процессе вуза консервативного подхода к обучению; непродуктивный характер взаимодействия преподавателей и студентов; недостаточный учет особенностей сетевого пространства и локальной информационной среды вуза в формировании интеллектуальной культуры студентов (например, ее недостаточная актуализация или нереферентность для студентов, малая степень использования в учебном процессе и коммуникации между преподавателями и студентами и т. д.).

Как свидетельствуют результаты первичной диагностики, в целом невысокий уровень интеллектуальной культуры студентов не может быть компенсирован за счет высокой мотивации (мотивы, связанные с косвенными результатами образования, например, понимание значения получаемых знаний для своего будущего, желание как можно лучше подготовиться к будущей работе), работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Именно по этой причине многие студенты перегружены учебной работой и, в то же время, интеллектуально недогружены. Как правило, это происходит по-

тому, что студенты нередко не умеют использовать интеллектуальные операции и рациональные способы учебной деятельности, которые, в свою очередь, базируются на недостаточно развитых познавательных процессах.

Мы убеждены, что только сбалансированное наличие и развитие всех выделенных нами компонентов интеллектуальной культуры (мо-тивационно-ценностного, когнитивно-смыслового, организационно-деятельностного и личностно-креативного) могут позволить студентам в целом эффективно продвигаться в направлении развития собственной интеллектуальной культуры, справляться с задачами, требующими затрат интеллектуальных ресурсов, и нахождения новых и оригинальных решений и продуктов деятельности.

Проведенный анализ позволил перейти нам к формирующему этапу технологии. Предлагаемая технология должна реализовы-ваться не столько в учебное время, сколько в большей мере предполагает активизацию самостоятельной и внеучебной деятельности студентов.

Этим потребностям более всего отвечает построение занятий по развитию интеллектуальной культуры студентов в логике элективного курса. Перед студентами в процессе выбора предлагаемого нами курса и участия в нем должна быть актуализирована возможность интенсификации интеллектуального саморазвития, овладения дополнительными инструментами, прежде всего, за счет большого арсенала ИТ, решения возникающих личностных и профессиональных задач, в том числе междисциплинарного характера, требующих волевых интеллектуальных усилий. Чтобы студенту было интересно участвовать в нашем курсе, мы организовали обучение через опыт и сотрудничество, повышение интерактивности (за счет работы в малых группах, актуализации поисковой, проектной, игровой и форм обучения и т. д.), предусмотрели возможность учета индивидуальных потребностей студентов (это достигается за счет использования разноуровневых заданий, жанров и форм индивидуальных и групповых занятий, направлений исследовательской деятельности и пр.), а также формирования умений использования ИТ для развития творческих способностей, представления результатов интеллектуальной деятельности.

В ходе аудиторных занятий мы рассматриваем основные вопросы, связанные с интел-

лектуальной культуры студентов как личностным феноменом, основные интеллектуальные операции в учебной деятельности, совокупность и потенциал ИТ для решения сложных интеллектуальных задач, позволяющие решать их быстрее, аккуратнее и находить альтернативные варианты ее решения, получения и представления результатов.

Пространство внеучебной деятельности было использовано, главным образом, для развития интереса студентов к проблеме развития их интеллектуальной культуры, актуализации ценностных оснований этого вида культуры для личности, удержания их мотивации их к интеллектуальной деятельности. Общение педагогов и студентов во внеучебной деятельности способно само по себе уже выступать серьезным фактором ценностно-ориентирующей деятельности (если мы говорим о необходимости развития интеллектуальной культуры как ценности для студентов) и замене объектных отношений отношениями сотрудничества. При этом средства информационных технологий способны поднять на более высокий уровень внеучебные тематические вечера и другие мероприятия, непосредственно связанные с содержанием основной учебной деятельности по формированию интеллектуальной культуры студентов. Это позволяет также учитывать не только специфику направления подготовки, а также интересы и увлечения самих студентов.

В случае с научно-исследовательской деятельностью, нельзя не отметить очевидную целесообразность использования информационных технологий в межличностном внеучеб-ном общении (использование электронной почты, тематических телеконференций, чатов, форумов и пр.) и организации досуга студентов (использование электронных художественных и развлекательных изданий, учебно-игровых и игровых средств). В данных областях от качества и уровня содержательно-методической проработанности соответствующих информационных средств существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности.

Большое внимание мы уделяли самостоятельной работе студентов (в данном случае под самостоятельной работой мы понимаем индивидуальную или групповую работу студентов над домашним заданием), которая подразумевала не только выполнение домашних заданий посредством использования вариативности средств ИТ, но также реализацию

индивидуальных и групповых творческих проектов, предполагающих решение конкретной интеллектуальной проблемы. Заметим, что с целью уменьшения индивидуальной нагрузки на студентов, а также удержания мотивации к интеллектуальному саморазвитию, некоторые классические задания по предмету заменялись аналогичными, но подразумевающим в своей основе решение и/или реализацию интеллектуальной творчески ориентированной задачи.

Одной из главных особенностей технологии и построения занятий по развитию интеллектуальной культуры студентов средствами информационных технологий является протяженность ее во времени. Лишь незначительное число интеллектуальных задач решается быстро в течение одного учебного занятия. В большинстве же случаев аудиторное или внеаудиторное занятие является лишь вводным или предваряющим довольно длительную интеллектуальную работу. Поэтому, предлагая те или иные формы занятий для реализации технологии формирования интеллектуальной культуры студентов, целесообразно выделять теоретические занятия (в рамках элективного курса), практические занятия, сочетающие различные формы обучения с актуализацией возможностей ИТ в рассматриваемом процессе, в том числе самостоятельную работу студентов, направленную на решение домашних задач и выполнение лонгитюдных интеллектуальных проектов.

Основная цель предлагаемого курса - повышение существующего уровня интеллектуальной культуры студентов за счет использования стимулов и инструментов информационных технологий при решении различных интеллектуальных задач.

В качестве возможных результатов по интенсификации педагогической работы в направлении развития интеллектуальной культуры студентов с использованием ИТ мы предполагаем добиться:

- повышения мотивации студентов к развитию собственной интеллектуальной культуры и принятия ее как значимой ценности;

- обновления знаний, традиций, норм, идеалов, социальных практик, социально и личностно значимых смыслов и способов познания окружающей действительности, интеллектуальных стратегий, обеспечивающих общие процессы познавательной и мыслительной активности;

- повышения обшей подготовленности студентов к решению задач, требующих использования интеллектуальных усилий и творческих способностей студентов;

- увеличения доли творчества и интеллектуальности в процессе образования.

Рассмотрим формы работы и разработанные интегрированные задания, предполагающие учет компонентов интеллектуальной культуры студентов, на примере элективного курса «Развитие интеллектуально-креативных способностей студентов вуза средствами информационных технологий». На первом занятии «Ценность интеллектуальной культурой в современном мире» в качестве погружения в курс мы предлагаем студентам такую логику, в основе которой была положена проблемно-поисковая задача: с учетом имеющихся у них знаний и личностного опыта определить роль и источники развития интеллектуальной культуры в истории развития человеческого общества и актуализировать для себя необходимость постоянного самосовершенствования в процессе развития собственной интеллектуальной культуры.

В процессе актуализации целей курса студентам предлагалось поразмышлять над следующими вопросами:

- Что, по вашему мнению, есть интеллектуальная культура?

- Можно ли говорить об интеллектуальной культуре общества? Если да, то каковы отличительные черты такого общества?

- Считаете ли вы себя человеком, владеющим интеллектуальной культурой? Почему?

Далее преподаватель совместно со студентами организует проблемно-поисковую игру, в процессе которой ориентирует студентов на поиск и осмысление феномена интеллектуальной культуры и его ценности для личностного развития каждого студента.

После выполнения заданий преподаватель подчеркивает важность собранных студентами символических ключей, объясняя, что успешный и активный человек сегодня должен обладать развитой интеллектуальной культурой и высоким интеллектом (потому что постоянно появляется новая техника, новые материалы, нужно переучиваться, а к обучению способны интеллектуальные развитые люди).

Для нас здесь принципиально важным является то обстоятельство, что студенты на этом

занятии должны иметь возможность определить для себя личностный смысл и возможность индивидуального участия в предлагаемом нами курсе. Для этого мы использовали, главным образом, технологии мультимедиа, призванные помочь актуализировать мотивацию студентов на активное участие в нашем курсе, как то, например, возможностей имита-ционно-моделирующие среды при объяснении возможностей глубокого интеллектуального анализа, а также иные аппаратные, программные средства и технологии работы с компьютерной графикой, видеоизображениями, звуком, виртуальной реальностью (средства пакета программ Multimedia Windows).

При помощи указанных средств мы погружали студента в разные исторические контексты, давали возможность проанализировать различные точки зрения и представления на феномен интеллектуальной культуры. Посредством интерактивных средств информационных технологий знакомство с историей человеческой цивилизации должно послужить для студентов убедительным свидетельством того, что общество всегда нуждалось и нуждается в людях, которые концентрируют в себе высокий интеллектуальный и творческий потенциал, неординарные аналитические способности.

На этом этапе важно добиться от студентов понимания того, что интеллектуальная культура каждого студента является важным ценностным ресурсом его личности, а также предполагает особые источники развития и ее поддержания, прежде всего, за счет образования и самообразования, а также необходимости приложения волевых усилий в этом направлении. Причем здесь мы сочетаем как индивидуальные, так и групповые формы работы, поскольку данное занятие предполагает, в том числе, выявление некоторой исходной установки и личностного отношения к рассматриваемой проблеме.

Следуя за основной целью курса, мы считаем, что все предлагаемые интегрированные занятия по формированию и развитию интеллектуальной культуры студентов, в конечном счете, будут способствовать повышению уровня подготовки студентов к выполнению основных интеллектуальных операций (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и систематизация, сравнение и пр.), а также развитию их диалектического мышления, творческих способностей и повышению общего интеллектуального уровня.

Рассмотрим на примерах содержание таких занятий.

1. Анализ и синтез: нестандартные решения стандартных задач. В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, так как анализ осуществляется через синтез, синтез - через анализ. Способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции [3]. Формированию этих умений может способствовать: а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий; б) постановка различных заданий к данному объекту.

Рассмотрим примеры таких заданий в логике формирования интеллектуальной культуры студентов. Мы предлагаем для развития данных интеллектуальных операций использовать нестандартные задания в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания).

Студенты предлагают пути решения существующей проблемы путем дискуссий. Форма занятия - конференция, заседание парламента, «расследования» и пр. Такие занятия можно провести как виртуальную лабораторию или в случае обзорного занятия как виртуальную экскурсию, например, по историческим эпохам. При этом сами студенты могут быть предварительно распределены по тематическим группам (эпохам) и подобрать необходимый материал для организации данного занятия и с помощью преподавателя и посредством технологий дополненной реальности и 3D-технологий создать некий активный ресурс для рассмотрения и анализа предложенной темы.

2. Абстрагирование и конкретизация при моделировании когнитивно сложных решений. Если абстракция - это разрывание связей между признаками, переход от рассмотрения единичных случаев к общим, то конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Наилучшим образом здесь подойдет, по нашему мнению, жанр образовательных квестов (от англ. «quest» -поиск, игра-загадка), которые обозначают различные виды on-line и off-line игр, которые разворачиваются в виртуальном и/или реальном пространстве. Это специфическая форма игровой деятельности, которая требует от

участников поиска решения поставленных задач, как правило, не содержит жесткой детерминации к профилю учебной подготовки студентов. В современных условиях квест становится новой практикой социальной коммуникации, новым видом активного отдыха для молодежи [4].

Поэтому квесты особенно интересны нам для актуализации творческой составляющей в процессе реализации предлагаемой нами технологии формирования интеллектуальной культуры студентов вуза. При этом подобная форма занятий может быть реализована не только в традиционной форме (в помещении или другой площадке), но в том числе в виртуальном пространстве за счет технологий виртуальной и дополненной реальности. Однако разработать и создать такой квест посредством 3Б-технологий, когнитивной компьютерной графики и ряда сопутствующих ИТ самостоятельно способны только единицы студентов. В то же время для реализации такого квеста требуется специальное оборудование (очки, шлемы, информационные продукты и пр.), что далеко не всегда есть в наличии в образовательной организации. Так что в плане мотивации и оценивания те студенты, которые способны реализовать подобный продукт, заслуживают высокой оценки и выстраивания для них индивидуальной траектории занятий в рамках предлагаемого курса.

В качестве опережающего задания на самостоятельную разработку студентам выдано задание по разработке и презентации собственных проектов квестов, представив название квеста, сюжет и сценарный план, атрибуты и ресурсы для обеспечения квеста. При этом следует подчеркнуть, что предложенные студенческими группами сюжеты и проекты кве-стов в целом содержали в себе задачи, ориентирующие участников к проявлению своих интеллектуальных и творческих сил в нетипичных для большинства условиях.

При работе с этими формами студенты активно обращались к литературным первоисточникам, кинематографу, экспертным оценкам, что актуализировало всю совокупность общекультурных компетенций в процессе работы с этими формами. Коллективная оценка полученных результатов проводилась по следующим ключевым индикаторам: актуальность, самостоятельность, сложность задания, достижение заявленной цели, эффективность усвоения знаний, перечень приобретенных

компетенций, динамика квеста, логика изложения, вовлеченность игроков квеста в работу (индивидуальный вклад), слаженная работа, распределение ролей в группе, качество выполнения работы.

Таким образом, стоит отметить, что организация работы по формированию интеллектуальной культуры студентов в форме квестов с активным использованием совокупности ИТ во многом является творческой, креативной интеллектуальной работой, позволяющей актуализировать у студентов основные интеллектуальные операции в процессе конструирования социальной реальности, включать их в проектные формы деятельности, т. е. вслед за квестом может идти реализация проекта, который детализирует или решает конкретную проблему, затронутую участниками квеста. В этом случае мы получаем возможность углублять аналитические, креативные и творческие способности студентов, реализовывать их интеллектуальный потенциал посредством включения в проектную деятельность.

Еще одно важное значение квестов - возможность использования междисциплинарно-сти. При решении задач в ходе квеста всем участникам приходится активно взаимодействовать друг с другом, использовать самые разные навыки и умения, жизненный опыт, интуицию, что и может свидетельствовать о потенциале этой формы занятий в педагогической работе по формированию и развитию интеллектуальной культуры студентов. В качестве ограничений применения указанной формы в вузе отмечены инфраструктурные ограничения (отсутствие специально оборудованных помещений для реализации квест-гоот), дис-циплинарность, рамки образовательных программ, традиционные формы занятий (лекции и семинары), инерционность профессорско-преподавательского состава, разрыв поколен-ческих ценностей субъектов образовательного процесса.

3. Сравнение и систематизация в ситуациях интеллектуально сложных заданий. Здесь необходимо также создание ситуации интеллектуального напряжения, прежде всего, за счет проблемных вопросов, введения в учебное занятие противоречия и прочих педагогических приемов, когда требуется заметить и рассказать об ошибках и неточностях или даже предложить найти их кому-либо в студенческой группе.

Предлагается активно использовать потенциал игрового и симуляционного модели-

рования. Так для студентов следует активно использовать такие компьютерные игры, как «Эпоха империй», «Цивилизация», «День Победы», «Рим», «Дипломатия» и пр. По большей части эти игры предоставляют моделирование различных видов человеческой деятельности, что позволяет игрокам исследовать различные социальные, исторические и экономические процессы, тем самым активно продвигается в интеллектуальном развитии, задейст-вуя при этом основные мыслительные операции и способствуя развитию у студентов интеллектуальных навыков.

4. Реализация творческих способностей в процессе работы над проектом. Здесь студентам предлагаются такие задания, которые позволяют им на основе имеющегося опыта предложить интересные и оригинальные подходы к поставленным заданиям. При этом в этого рода заданиях мы активно использовали сервисы обмена документами (Dropbox, Google Диск, Яндекс Диск), которые позволяют выгружать в них большие объемы материалов, обмениваться ими, делая их общедоступными для всех участников. Мы разработали ряд заданий, которые позволяли нам выдавать преимущественно индивидуальные задания студентам, оценивая их креативность в процессе участиях их в нашем курсе.

Всем выше перечисленным требованиям в развитии интеллектуальных операций студентов в логике предлагаемой технологии формирования ИКС, безусловно, соответствует метод проектов, которые могут быть индивидуальными или групповыми. Результатом таких проектов должен стать презентационный продукт, над которым студенты будут работать, преимущественно, во внеучебное время. Для контроля над его реализацией и оперативного общения преподавателя и студентов друг с другом в рамках проекта предлагается активно использовать социальные сети (путем создания групп, бесед, диалогов и пр.), и также блогов и социальных сервисов, где может происходить оперативное общение и координация усилий по созданию такого продукта.

В качестве тем для таких проектов нами были предложены следующие:

- Проблема мифологизации науки.

- Молодежная интернет-зависимость в виртуальных мирах: духовно-религиозный аспект.

- Проблема искусственного интеллекта.

— Интеллектуальный и духовный потенциал человека будущего.

Представляется, что сам процесс поиска и ответы на эти и подобные вопросы для каждого человека являются уникальными, отвечающими уровню развития интеллекта, эрудиции и личностному опыту каждого студента.

В течение всего курса, благодаря использованию технологий блогов и социальных сетей, студенты с преподавателем вели оперативное обсуждение вопросов, связанных с реализацией проекта, предлагали в режиме постоянной готовности идеи и методы достижения намеченных целей, а также вели дневниковые записи по проекту, что позволяло дисциплинировать и регламентировать проектную деятельность. Преподаватель в этой связи выступает в качестве одного из участников реализации каждого проекта, будучи включенным параллельно во все реализуемые проекты, в т же время благодаря такой форме организации работы с использованием указанных ИТ уже на стадии обсуждения и планирования проекта и его результатов имеет возможность подсказывать, дискутировать и обсуждать в режиме реального времени те идеи и трудности, которые возникают на том или ином этапе подготовки проектов. Т. е. преподавателю это позволяет осуществлять постоянный оперативный мониторинг выполнения проектов (совместных или индивидуальных).

Так, мы смогли по итогам курса получить несколько действительно интересных и актуальных групповых проектов, продуктами которых стали:

1) видеофильм по теме «Идея «прогресса» и ее значение для науки о культуре»;

2) социальная реклама по проблеме молодежной интернет-зависимости в виртуальных мирах;

3) научная конференция «Будущее человечества - «единый мир»?».

Защита проектов была организована в форме презентации, в том числе, посредством вебинаров и сервисов коммуникации в реальном времени, если проекты представлены в следующих формах или предполагают:

— демонстрацию продукта, выполненного на основе ИТ (видеофильм, виртуальная экскурсия, реклама, телепередача, мультимедийная презентация и пр.);

— научная конференция, пресс-конференция;

— путешествие, экскурсия.

5. Диалектическое мышление: комплексные интегрированные занятия.

Возможность применения диалектических действий студентами обусловлена формированием комплексных представлений, отражающих один и тот же объект в совокупности его многообразных свойств и отношений, в том числе противоречивых. Диалектическому мышлению, «улавливающему» противоположности и объединяющему эти противоположности, соответствует диалектическая логика, позволяющая конкретно-целостно представить противоречивую и развивающуюся сущность предметов, процессов, явлений.

Избежать однообразности и обострения противоречий в процессе формирования интеллектуальной культуры студентов позволяет использование и повсеместное внедрение нетрадиционных форм обучения. Одной из таких форм, не являющейся новой, можно считать интегрированное занятие с использованием информационных технологий. Интеграция представляет собой синтез, слияние, объединение [5]. При этом в этой логике организации занятий мы активно использовали приемы рефрейминга как когнитивной операции переключения, когда с помощью смены точки зрения, меняется отношение к ситуации без изменения самой ситуации. В основе языкового рефрейминга лежат когнитивные приемы ментального сканирования смыслов (виды реф-рейминга), которые можно квалифицировать как конструирование.

Анализ хода и проведения занятия доказал необходимость создания у обучающихся продуктивной, единой по содержанию и структуре системы знаний, активизации интеллектуальной деятельности, умений и навыков, что в совокупности способствует использованию всего объема накопленной информации при изучении любого теоретического и практического вопроса.

Учитывая все вышесказанное, предполагаем целесообразным использовать представленные материалы в обучающей системе вуза, сделав, таким образом, представленные материалы и курс доступным любому студенту вуза, который может быть заинтересован в подобных занятиях в рамках развития собственной интеллектуальной культуры. При введении курса в электронную обучающую систему вуза, например, Moodle, все зарегистрированные пользователи (преподаватели и студенты главным образом) могут использовать элементы технологии и задания курса для своей педагогической работы и интенсификации процесса обучения в целом.

При этом считаем необходимым отметить, что вовлечение студентов в предлагаемые на-

ми виды деятельности по развитию их интеллектуальной культуры предполагает их поощрение в виде дополнительной положительной отметки (прагматические мотивы). Также достаточно весомой была направляющая роль преподавателя в выбранных нами методах реализуемой технологии, что объясняется необходимостью внешнего воздействия на студентов (побудительные мотивы).

Как уже отмечалось, в рамках реализации технологии используются как индивидуальные, так и групповые формы обучения. Рассматривая определенные нами методы с этих двух позиций, можно видеть их значительное влияние на повышение заинтересованности студентов в интеллектуальном саморазвитии. Однако чтобы говорить об увеличении количества студентов, интенсивно продвигающихся в направлении развития собственной интеллектуальной культуры, необходимо актуализировать и придерживаться выделенных нами педагогических условий формирования интеллектуальной культуры студентов вуза средствами информационных технологий, что, в конечном счете, и будет способствовать актуализации мотивации к интеллектуальному развитию, повышению содержательно-деятельностной подготовки к решению интеллектуальных задач, реализации творческих способностей в процессе интеллектуального развития для решения учебных и личностных задач.

В связи с тем, что уровень сформирован-ности интеллектуальной культуры студентов отдельных студентов после реализации рассматриваемого этапа технологии может существенно отличаться, возникла необходимость в его оценке и корректировке. Таким образом, итоговый этап предполагает оценку и осмысление реализации процесса формирования интеллектуальной культуры студентов и модификацию технологии.

На данном этапе технологии студенты демонстрируют свои результаты, достигнутые по итогам формирования интеллектуальной культуры, проводится их коллективное обсуждение, сравнение с аналогичными достижениями однокурсников. Данная часть ОЭР на основе сделанных оценок и выводов позволила нам сделать предположение о необходимых корректировках соответствующих этапов технологии, но уже на следующих циклах.

Литература

1. Макарова Л. Н., Шаршов И. А., Голуш-ко Т. К., Немкова И. Н. Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии. Москва, Тамбов, 2005.

2. Митрофанов Д. В. Интеллектуальная культура студентов: диагностика уровня развития // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 172. С. 7-14.

3. Королева А. В., Кузьмин Р. И. Проблемные аспекты сформированное™ критического мышления студентов гуманитарных специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 9 (125). С. 118-124.

4. Кичерова М. Н., Ефимова Г. З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 5. URL: http://mirnauki.com/PDF/28PDMN516.pdf

5. Вьюнова Н. И., Ларских М. В., Стребко-ва И. Н. Интегративно-дифференцированные аспекты пассионарности и перфекционизма личности: диагностика, проектирование и развитие // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3-2. С. 13-20.

References

1. Makarova L. N., Sharshov I. А., Golushko T. K., Nemkova I. N. Professionalizm prepodavatelya i studenta: teorii i tekhnologii [Professionalism of the

teacher and student: theories and technologies]. Moskva, Tambov, 2005.

2. Mitrofanov D. V. Intellektual'naya kul'tura studentov: diagnostika urovnya razvitiya [Intellectual culture of students: diagnostics of the level of development] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2018. T. 23. № 172. S. 7-14.

3. Koroleva A. V., Kuz'min R. I. Problemnye aspekty sformirovannosti kriticheskogo myshleniya studentov gumanitarnykh spetsial'nostej [Problem aspects of formation of critical thinking of students of humanitarian specialties] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2013. № 9 (125). S. 118-124.

4. Kicherova M. N., Efimova G. Z. Obrazovatel'nye kvesty kak kreativnaya pedagogicheskaya tekhnologiya dlya studentov novogo pokoleniya [Educational quests as creative pedagogical technology for students of new generation] // Internet-zhurnal «Mir nauki». 2016. T. 4. № 5. URL: http://mirnauki.com/PDF/28PDMN516.pdf

5. V'yunova N. I., Larskikh M. V., Strebko-va I. N. Integrativno-differentsirovannye aspekty pas-sionarnosti i perfektsionizma lichnosti: diagnostika, proektirovaniye i razvitiye [The integrative differentiated aspects of passionarity and perfectionism of the personality: diagnostics, design and development] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhni-cheskogo universiteta. 2014. T. 10. № 3-2. S. 13-20.

* * *

TECHNOLOGY OF FORMATION OF INTELLECTUAL CULTURE OF STUDENTS WITH USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Mitrofanov Dmitry Viktorovich

Military Educational Scientific Center of the Air Force «Military and Air Academy named after professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin»,

Russia, Voronezh e-mail: [email protected]

In article the author offered own technology of formation of intellectual culture of students by means of information technologies. The developed technology provides consecutive development of all structural and functional components of intellectual culture and positive dynamics of levels of their formation. It includes the following stages: diagnostic; forming; total. The author in detail opened maintenance of each stage, paid special attention to the detailed description of the work carried out at the forming stage of the offered technology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: intellectual culture, student, information technologies, technology stages, extracurricular activities, independent work

Об авторе:

Митрофанов Дмитрий Викторович, старший научный сотрудник военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж

About the author:

Mitrofanov Dmitry Viktorovich, Senior Research Associate of Military Educational Scientific Center of the Air Force «Military and Air Academy named after professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin», Voronezh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.