Научная статья на тему 'Готовность преподавателя к коррекции агрессивного поведения у курсантов вузов МВД России'

Готовность преподавателя к коррекции агрессивного поведения у курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOR / PEDAGOGICAL ACTIVITY / READINESS OF THE LECTURER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич

В статье рассматриваются общие вопросы готовности преподавателя вуза к педагогической деятельности со студентами, проявляющими агрессивное поведение. Исследуется структура профессиональной готовности. Предлагаются рекомендации преподавателям по психолого-педагогической подготовке курсантов в вузах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The readiness of the lecturer to correct aggressive behavior of the cadets of high schools of the Ministry of the Interior of Russia

The article examines the readiness of lecturers of high schools to pedagogical activity with students exhibiting aggressive behavior. The structure of professional readiness is studied. Provides guidance to lecturers on psychology-pedagogical preparation of cadets in high schools of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Готовность преподавателя к коррекции агрессивного поведения у курсантов вузов МВД России»

Карабаш Дмитрий Васильевич

кандидат педагогических наук, начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583754)

Готовность преподавателя к коррекции

агрессивного поведения у курсантов вузов МВД России

В статье рассматриваются общие вопросы готовности преподавателя вуза к педагогической деятельности со студентами, проявляющими агрессивное поведение. Исследуется структура профессиональной готовности. Предлагаются рекомендации преподавателям по психолого-педагогической подготовке курсантов в вузах МВД России.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, готовность преподавателя, педагогическая деятельность.

D.V. Karabash, Master of Pedagogics, Head of a Chair of Activity of Department of Internal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583754.

The readiness of the lecturer to correct aggressive behavior of the cadets of high schools of the Ministry of the Interior of Russia

The article examines the readiness of lecturers of high schools to pedagogical activity with students exhibiting aggressive behavior. The structure of professional readiness is studied. Provides guidance to lecturers on psychology-pedagogical preparation of cadets in high schools of the Ministry of the Interior of Russia.

Key words: aggression, aggressive behavior, readiness of the lecturer, pedagogical activity.

Российское общество переживает системные трансформации в идеологической, социально-политической, социально-экономической, социально-правовой, социокультурной сферах. Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью формирования у преподавателей компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов вузов МВД России. Данная компетенция становится необходимой в деятельности преподавателей, сталкивающихся с проявлением агрессии у курсантов.

На протяжении длительного в масштабах человеческой жизни периода времени семья и ее ценности, культура, спорт, досуг, техническое и художественное творчество, т.е. все то, что составляло смыслообразующие детерминанты социализирующей среды детей, подростков и молодежи, были оттеснены на периферию внимания общества [1, с. 256].

Негативные по эмоциональной окраске переживания психологического дискомфорта, повышенный уровень тревожности и дезадаптация, возникающие на фоне размывания традиционных для российского социума устоев жизни,

стали характерными чертами практически всех стратификационных и социально-демографических слоев населения.

Подрастающее поколение оказалось в положении одной из наименее психологически и социально защищенных групп [2]. Ограничивая социокультурные и образовательные возможности самореализации и самоактуализации, общество неизбежно отчуждало от себя значительную часть нового поколения российских граждан, отзывавшуюся на этот посыл нигилизмом, социальной апатией, «уходом» в параллельные социальные и виртуальные миры, склонностью решать свои жизненные проблемы посредством агрессивного поведения и насилия.

В данной публикации под термином «агрессия» понимается действие или бездействие, целью которого является намеренное причинение ущерба окружающему миру (людям, животным, предметам), открытое (выраженное внешне в агрессивном поведении) либо скрытое (агрессивное настроение, агрессивные замыслы, фантазии) [3, с. 319].

Особенности современной практики предъявляют высокие требования к профессиональ-

281

ной подготовке преподавателей, в том числе требование формировать компетенцию в профилактике и коррекции агрессии у курсантов. Вместе с тем, сведений, необходимых для формирования данной компетенции, в научной литературе существует ограниченное количество, явно недостаточное для организации процесса формирования у курсантов вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения у курсантов.

Теперь обратимся к понятию педагогическая деятельность. Это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению [4, с. 180].

Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Научная педагогическая деятельность -это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.

Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность -это вид деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему. В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению [5, с. 304].

Практическая педагогическая деятельность состоит из двух видов: учебной и воспитательной. В своей работе мы говорим о готовности преподавателя вуза к педагогической деятельности со студентами, проявляющими агрессивное поведение, поэтому раскроем понятие «готовность». Понятие «готовность» ввел Б.Г. Ананьев в 50-х гг. XX в. Большинство исследователей согласны с тем, что готовность - это психологическая категория, отражающая определенное состояние личности [6, с. 239]. Однако до сих пор в психолого-педагогической науке нет единой трактовки определения готовности и единого понимания ее структуры.

В «Психологическом словаре» готовность трактуется как «активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действию нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость

совершать эти действия». Составители словаря считают, что такие факторы, как пассивное отношение к задаче, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий, затрудняют появление этого состояния.

Исследователи Л.А. Кандыбович и М.И. Дьяченко под готовностью понимают личностное образование, которое включает положительное отношение к профессии и достаточно устойчивые мотивы деятельности, черты характера, адекватные профессиональным требованиям, специальные способности, особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевых качеств.

Также нет единого понимания терминов «готовность к деятельности» и «готовность к профессиональной деятельности» [3, с. 319]. Т.А. Синьковская утверждает, что в широком понимании «готовность к деятельности» - это готовность к жизненной практике в целом, к самореализации в творческой деятельности, к переносу знаний и способов деятельности из одной сферы в другую, к деятельности в новых, постоянно изменяющихся условиях.

Готовность к профессиональной деятельности, по определению Я.Л. Коломинского, есть сформированность целостной системы ценностно-ориентационных, когнитивных, эмоционально-волевых, операционно-по-веденческих качеств личности. По мнению Н.Б. Шмелевой, готовность - это один из структурных компонентов в модели профессионально-личностного развития [7, с. 288]. Она также выделяет несколько видов готовности, таких как нравственно-психологическая готовность, содержательно-информационная готовность, операционно-деятельностная готовность, готовность к профессиональной деятельности.

Опираясь на эти положения, можно сделать вывод о том, что состояние готовности педагога к работе в среде курсантов, проявляющих агрессию, - это профессионально-личностное новообразование, заключающееся в состоянии личности, обеспечивающем умение сохранять эффективность профессиональной (предметной) деятельности в условиях работы в этой среде [4, с. 180].

В качестве критериев сформированности компонентов готовности О.И. Истрофилова выделяет наличие или отсутствие умений, стремление к их овладению, осознанность их применения. При низком уровне сформирован-ности данного компонента готовности у преподавателя отсутствуют умения, необходимые для ведения педагогической деятельности в среде учеников, проявляющих агрессивное поведение,

282

преподаватель не стремится к овладению ими. При среднем уровне умения сформированы, но преподаватель проявляет их только в отдельных ситуациях, применяемые методы и приемы не отличаются разнообразием. При высоком уровне эти умения сформированы, используются сознательно и самостоятельно, соответствуют реальной педагогической ситуации [8, с. 192].

Однако в вопросе структуры профессиональной готовности, по нашему мнению, более точной является модель Н.П. Клушиной, которая выделяет следующие компоненты готовности: мотивационно-ценностный компонент (осмысление ценности профессии и профессионального самосовершенствования, проведение самооценки относительно требований профессии);

интеллектуально-познавательный компонент (осознание и личностное принятие знаний профессионально-этического характера, знаний форм и методов осуществления профессиональной деятельности);

действенно-практический компонент (внешне наблюдаемые поведенческие и деятельностные умения и навыки: коммуникативные, конструктивные, организаторские, гностические);

эмоционально-волевой компонент (положительный эмоциональный настрой, креативность, гибкость в профессиональных отношениях и т.д.).

Опираясь на эту схему структуры профессиональной готовности, мы предлагаем следующую структуру готовности преподавателя к профессиональной деятельности в среде курсантов, проявляющих агрессивное поведение:

мотивационно-ценностная готовность (осознание значимости поставленных педагогических, психологических, социальных задач по предотвращению и коррекции агрессивного поведения курсантов, положительное отношение к деятельности в этих условиях, стремление к педагогическому взаимодействию с курсантами, проявляющими агрессивное поведение);

интеллектуально-познавательная готовность (обладание системой теоретических и практических знаний о сущности агрессивного поведения, его видах и формах, причинах, характерных проявлениях в определенные возрастные периоды, гендерных различиях, способах его предотвращения и психолого-педагогической коррекции, как ситуативной, так и долгосрочной);

действенно-практическая готовность (наличие у преподавателя сформированных умений и навыков поведения в условиях проявления курсантами агрессии, построения учебного процесса в этих условия с целью предупреждения и снижения интенсивности агрессивного поведения и агрессивного состояния курсантов);

эмоционально-волевая готовность (положительный эмоциональный настрой при работе с агрессивными курсантами, гибкость в педагогических отношениях, креативный подход к осуществлению педагогической деятельности) [9].

Также преподавателям, осуществляющим психолого-педагогическую подготовку курсантов в вузе МВД России, можно рекомендовать следующее:

формирование у курсантов вузов МВД России компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения предполагает, что специалист, организующий работу в данном направлении, должен правильно понимать сущность данной категории, ее структуру и особенности [2, с. 612];

при формировании компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения у курсантов необходимо учитывать специфику их профессиональной подготовки, возрастные и потенциальные возможности;

при осуществлении практической работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у курсантов рекомендуется использовать предложенную методику, включающую целевой, концептуальный, организационный и технологический блоки [7].

Технологический блок методики рекомендуется реализовывать в три этапа:

диагностический этап должен выявить уровень сформированности компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов и определить дальнейшее направление работы;

формирующий этап должен вооружить курсантов способами решения проблемных ситуаций, связанных с демонстрацией агрессии, и выработать умение выбора оптимальных действий в конфликтной ситуации;

результативный этап должен показать курсантам, на каком уровне у них сформировалась компетенция в профилактике и коррекции агрессивного поведения.

Недопустимо разрывать, переставлять местами либо игнорировать какие-либо этапы методики формирования компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов вузов МВД России:

в процессе профессионально-педагогической подготовки курсантов вузов МВД России важно учитывать уровень сформированности компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения; это необходимо для того, чтобы корректировать содержание методики, акцентируя внимание на слабых сторонах данной компетенции [10, с. 10];

283

у курсантов необходимо развивать убеждение в том, что в процессе занятий можно научиться способности контролировать неблагоприятные состояния, что полученные знания и умения особенно важны в их будущей служебной деятельности;

основным требованием реализации предложенной методики является включение в процесс обучения курсантов интерактивных методов обучения и приемов проблематизации [2, с. 612]; проблематизация содержания изучаемой педагогической дисциплины активизирует мышление курсантов на открытие новых путей решения практических педагогических проблем, несет возможность не только получить знания о профилактике и коррекции агрессивного поведения, но и реальные умения по поведению в сложных педагогических ситуациях;

подбор проблемных ситуаций и ролевых игр должен осуществляться с учетом будущей профессиональной деятельности преподавателя, ее специфики и в соответствии с содержанием учебного материала [7];

при проведении ролевых игр необходимо применять творческий подход; учебный процесс необходимо строить так, чтобы после теоретической части следовала игра, дающая возможность на практике применить изученный материал; ролевые игры в новых группах не следует проводить на первых занятиях, а необходимо использовать ближе к середине курса, когда участники группы лучше познакомятся, привыкнут друг к другу, станут менее стеснительными и более раскрепощенными в поведении [7, с. 192].

Для более успешного выполнения упражнений большие группы можно делить на несколько малых:

с целью повышения эффекта от использования игровых и проблемных методов необходимо изменять состав участников пар и подгрупп при выполнении соответствующих упражнений; любому результату курсанта при выполнении упражнений необходимо давать аргументированную оценку его действий в форме оценочного суждения или отметки, что будет способствовать формированию у него мотивации на достижение успеха [11];

для закрепления полученных знаний и повышения степени запоминания пройденного материала необходимо прибегать к помощи технических средств обучения, способных детально (в замедленной съемке) продемонстрировать курсантам видеоэпизоды агрессивного поведения; это позволит совместно разобрать отдельные ситуации, проанализировать их особенности, причины и определить более целесообразные стратегии поведения в конфликтных ситуациях [7];

внедрение методики рекомендуется осуществлять в рамках дисциплины «Конфликтология», иных психолого-педагогических дисциплин, включенных в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, а также на курсах повышения квалификации;

методику формирования у курсантов вузов МВД России компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения целесообразно внедрять на 5 курсе перед стажировкой, где будет возможность применить приобретенные знания и умения, тем самым закрепить сформированный уровень компетенции.

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д, 2006.

2. Писарев В.Е., Писарева Т.Е. Теория педагогики. Воронеж, 2009.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск, 1978.

4. ХарченкоЛ.Н., Магомедова Р.М., Панова И.Е. и др. Преподаватель современного вуза: компе-тентностная модель. Ставрополь, 2012.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. для вузов. СПб., 2000.

6. Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, 1997.

1. Abakumova I.V., ErmakovP.N., Rudakova I.A. Sense centrism in pedagogics: new understanding of didactical methods. Rostov-on-Don, 2006.

2. Pisarev V.E., Pisareva T.E. The theory of pedagogics. Voronezh, 2009.

3. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Psychology of higher school: activities features of students and lecturers of the university. Minsk, 1978.

4. Kharchenko L.N., Magomedova R.M., Panova I.E. et al. Lecturer of modern high school: competence model. Stavropol, 2012.

5. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogics: textbook for high schools. St. Petersburg, 2000.

6. Shmeleva N.B. Vocational and personal development of social work professional. Ulyanovsk, 1997.

7. Istrofilova O.I. Pedagogical conditions of formation of professional readiness of the future

284

7. Истрофилова О. И. Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих педагогов к работе с подростками, проявляющими агрессивное поведение. М., 2006.

8. Абрамова Г. С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург, 1999.

9. Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов: более 25 тысяч слов и словосочетаний. М., 2004.

10. Карабаш Д. В. Формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012.

11. Карабаш Д. В. Моделирование и содержательно-модульная технология обучения в формировании ценностно-мировоззренческой культуры курсантов // Общество и право. 2012. № 5. С. 327-330.

teachers to work with adolescents exhibiting aggressive behavior. Moscow, 2006.

8. Abramova G.S., Stepanovich V.A. Business games: theory and organization. Ekaterinburg, 1999.

9. Bulyko A.N. Modern dictionary of foreign words: more than 25000 words and phrases. Moscow, 2004.

10. Karabash D.V. The formation of values and ideological training of the person of cadets in the learning process in high school of the Ministry of the Interior of Russia: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Krasnodar, 2012.

11. Karabash D.V. Modeling and substantial and modular technology of training in formation of valuable and world outlook culture of cadets // Society and law. 2012. № 5. P. 327-330.

285

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.