ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
THE FORMATION TECHNOLOGY OF ENGENEERS' ECOLOGICAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF FURTHER TRAINING
Л.С. Насрутдинова
L.S. Nasrutdinova
Технология, экологическая компетентность инженеров, дополнительная профессиональная подготовка, компоненты.
В статье представлена педагогическая технология формирования экологической компетентности инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Обоснована актуальность разработки педагогической технологии. Охарактеризована методологическая основа технологии. Раскрыты внутреннее строение и наполнение технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки.
Technology, engineers' ecological competence, further training, components. The article presents the educational technology of formation of engineers' ecological competence in the course of further training. The urgency of the development of educational technology is explained. The article also describes the methodological basis of the technology. It discloses the internal structure and content of the formation technology of engineers' ecological competence in the course of further training.
В связи с нарастающим обострением экологических проблем, связанных с оказываемым негативным воздействием деятельности предприятий на окружающую природную среду и возникающими аварийными ситуациями, особое внимание общества, экологов, психологов и педагогов обращается на поиск мер, направленных на обеспечение экологической безопасности на предприятиях. Важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности на производственных и промышленных предприятиях является формирование экологической компетентности инженеров. Анализ научной литературы, проведенный при изучении состояния исследуемой проблемы, показал, что к настоящему времени накоплен определенный продуктивный опыт изучения формирования экологической компетентности (СЛ. Глазачев, В.А. Даниленкова, В.А. Наумова, Л.Е. Пистунова, В.И. Томаков и др.). Существующие исследования затрагивают
психолого-педагогические особенности экологической компетентности как элемента профессионализма будущих специалистов.
Однако проблема формирования экологической компетентности инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки недостаточно изучена и разработана: отсутствуют методико-технологическое обеспечение, критериально-уровневый аппарат для оценивания эффективности сформированно-сти экологической компетентности инженеров, в то время как именно формирование экологической компетентности инженеров, уже имеющих квалификацию и непосредственно воздействующих на окружающую природную среду при осуществления своей профессиональной деятельности, является значимым для природы и общества. Поэтому перед нами поставлена задача - спроектировать технологию, целенаправленно формирующую инженеров экологическую компетентность и органично вписы-
вающуюся в процесс дополнительной профессиональной подготовки.
В качестве методологической основы для разработки технологии формирования экологической компетентности инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки выбраны три подхода: технологический, деятельностный, компетентностно-аксиологический.
Технологический подход обеспечивает проектирование процесса дополнительной профессиональной подготовки и управление им для формирования экологической компетентности у инженеров, деятельностный - его содержательное наполнение, а компетентностно-аксиологический - характеристики того качества, которое должно сформироваться в результате всего процесса.
Изучению технологического подхода посвящены исследования Ю.К. Бабанского, В.П. Бес-палько, М.В. Кларина, В.М. Монахова, Г.К. Се-левко и других ученых. Технологический подход к процессу обучения определяется учеными как целенаправленное, организованное проектирование образовательного пространства, направленного на достижение запланированных результатов в соответствии с образовательными целями. Технологический подход задает лишь общие конструктивные особенности технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Для характеристики внутреннего наполнения необходимо дополнение технологического подхода деятельностиым.
Деятельностный подход разработан в исследованиях Д.Б. Арефьевой, О.Б. Епишевой, С.Л. Рубинштейна и др. Суть деятельностного подхода заключается в том, что усвоение содержания обучения происходит не путем передачи преподавателем информации, а в процессе собственной активной деятельности обучаемого [Рубинштейн, 2009]. Деятельностный подход в нашем исследовании трактуется как методологическое направление исследования, предполагающее определение совокупности действий инженера, выполнение которых в
процессе дополнительной профессиональной подготовки будет способствовать формированию экологической компетентности, и дальнейшее использование этих действий инженером при осуществлении профессиональной деятельности.
Поскольку наполнение деятельности инженеров при формировании у них экологической компетентности осуществляется с учетом значения для человека и общества, подход нуждается в дополнении компетентностно-аксиологическим в связи с необходимостью выявления характеристик результата данного процесса.
Компетентностно-аксиологический подход является комплексным, так как включает идеи компетентностного и аксиологического подходов.
В России разработка компетентностного подхода велась (с конца 60-х гг.) параллельно с европейскими исследованиями и имела специфику, обусловленную сначала советской, а затем постсоветской системой образования [Некрасов, 2014]. Основоположниками компетентностного подхода являются Д. Мак Кле-ланд, Дж. Равен, Л.М. Спенсер, В. Хутмахер и др. По мнению В.А. Байденко, компетентность^ подход - это методологический фундамент новой, формирующейся парадигмы высшего профессионального образования в России [Байденко, 2004].
Для нашего исследования мы определяем экологическую компетентность инженеров как наличие экологических знаний, умений, профессионально значимых качеств, ценностных ори-ентаций, которые при осуществлении профессиональной деятельности направлены на уменьшение негативного воздействия на окружающую природную среду, прогнозирование аварийных ситуаций и своевременное применение эффективных методов для их устранения.
Изучению аксиологического подхода посвящены исследования М. Вебера, В. Виндельбан-да, Р.Г. Лотце, М. Шелера и др. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей. Понятие «ценность» трактуется как особое специфически социальное определение объектов
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества [Философский словарь, 1987]. Приобщение к общественно значимым ценностям происходит еще в школе и в других учебных заведениях. В процессе дополнительной профессиональной подготовки появляется возможность ориентировать существующую систему ценностей на свою профессиональную деятельность. Поэтому при исследовании процесса формирования экологической компетентности у инженеров необходимо привлечение компетентностно-аксиологического подхода.
Реализация технологического, деятель-ностного и компетентностно-аксиологического подходов к исследованию проблемы формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки позволила выявить основу разрабатываемой технологии.
Для описания содержания технологии необходимо раскрыть ее внутреннее строение и наполнение. В соответствии с данными, полученными в ходе реализации технологического подхода, формирование экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки должно включать следующие компоненты: мотивационный, организационный, содержательный, процессно-проектирующий, диагностико-корректирующий.
Мотивационный компонент - обеспечивает появление у инженеров мотива формирования экологической компетентности в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Анализ научной литературы по проблеме мотивации личности позволил определить, что возникновение мотива происходит в следующих трех стадиях: первая - возникновение первичного абстрактного мотива; вторая - внутренняя (внешняя) поисковая активность; третья - выбор конкретной цели и возникновение намерений [Ильин, 2004, с. 76].
Применительно к нашему исследованию на первой стадии возникновения мотива происходит принятие стимула: инженер осознает по-
требность в формировании экологической компетентности и принимает необходимость ее удовлетворения, что приводит к появлению абстрактной цели и стремлению ее преобразовать в цель конкретную. На второй стадии определяются возможности достижения целей: у инженера, уже имеющего квалификацию и опыт работы, возможно формирование экологической компетентности в процессе дополнительной профессиональной подготовки, в процессе принятия участий в семинарах, форумах, посвященных решению экологических проблем и др. На третьей стадии происходит конкретизация цели, путей ее достижения, что характеризует сформированный мотив учебно-познавательной деятельности.
Данный компонент технологии выполняет следующие функции: побудительную (стимулирует познавательную активность у инженеров); развивающую (расширяет мотивацион-ную сферу); воспитательную (формирует волевые качества); целеполагающую (раскрывает цели субъектов образовательного процесса по формированию экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки); координационную (согласовывает, упорядочивает взаимодействие субъектов по формированию экологической компетентности инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки).
Организационно-содержательный компонент определяет процесс организации дополнительной профессиональной подготовки для формирования экологической компетентности у инженеров, его наполнение всеми необходимыми условиями, а также управление им.
Содержательный аспект данного компонента характеризует наполнение научно-методическим и информационным обеспечением процесса дополнительной профессиональной подготовки для формирования знаний, умений, профессионально значимых качеств и ценностных ориентаций, а также видов деятельности, составляющих экологическую компетентность инженеров.
Для наполнения содержательного аспекта технологии разработана программа повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности на предприятии», целью программы является формирование экологической компетентности. Определены методы, средства и формы реализации программы для эффективного формирования экологической компетентности инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки.
В соответствии с указанным наполнением организационно-содержательного компонента отметим, что в структуре разработанной технологии он выполняет следующие функции: организационную (обеспечивает организацию процесса дополнительной профессиональной подготовки для достижения цели); содержательную (включает научно-методическое и информационное обеспечение процесса формирования экологической компетентности инженеров); деятельностную (обеспечивает выполнение совокупности действий для формирования экологической компетентности у инженеров); управленческую (обеспечивает управление процессом формирования экологической компетентности у инженеров).
Процессно-проектирующий компонент направлен на реализацию указанных выше методов, средств и форм для формирования у инженеров составляющих экологическую компетентность - знаний, умений, профессионально значимых качеств и ценностных ориентаций.
По отношению к технологии данный компонент выполняет следующие функции: технологическую (проектирование и выполнение совокупности действий, направленных на достижение поставленной цели); обучающую (реализует содержание программы обучения, направленной на формирование экологической компетентности у инженеров в учебном, воспитательном и развивающем направлениях); информационную (обеспечивает передачу и обмен информацией, необходимой для формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки); преобразовательную
(изменяет состояние субъектов в процессе реализации технологии).
Проведенное исследование показало, что формирование экологической компетентности инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки в соответствии с программой повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности на предприятии» включает четыре последовательных этапа.
Этапы формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки: 1) мотивация -осознание инженерами необходимости формирования экологической компетентности; 2) информационное насыщение - приобретение, накопление и структурирование знаний, умений, сведений, необходимых для проявления экологической компетентности;
3)формирование - у инженера проявляются характеристики экологической компетентности, способности выполнять действия, характеризующие проявление профессионально значимых качеств и наличие ценностных ориентаций;
4) закрепление - в процессе решения проблемных ситуаций у инженера преобладают логическое мышление, высокий уровень интеграции опыта, перенос усвоенного в теории и практики в нестандартные ситуации.
Диагностико-корректирующий компонент предполагает выявление критериев и показателей, построение уровневых шкал, создание диагностических процедур, определение степени соответствия полученных результатов запланированным, их оценку и коррекцию.
Основу данного компонента составляет педагогическая диагностика (предварительная, промежуточная, итоговая), которая определяет переход к тем или иным компонентам технологии.
Диагностико-корректирующий компонент выполняет в технологии следующие функции: диагностическую (определяет степень сформированное™ экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки при реализации технологии); аналитическую (обеспечивает вы-
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
явление трудностей в формировании экологической компетентности инженеров); корректирующую (вносит своевременное устранение возникающих трудностей в формировании экологической компетентности инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки); управленческую (обеспечиваетуправ-
ление процессом формирования экологической компетентности инженеров при реализации технологии).
Разработанная технология формирования экологической компетентности инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки представлена на рис.
Цель: сформировать экологическую компетентность инженеров в процессе
дополнительной профессиональной подготовки
+
Педагогические подходы: технологический, деятельностный, компетентностно-аксиологический
01
X
со о о. X 0) ^ с:
01 ш
I о.
0)
X X го го
а)
X
1- I
и го
О Сй
I С)
ь а.
I
ш 1- ш § а
с о
-е-
о
а)
о 2С и X X а) =Г
си XI
у и
г го
о I
с; 01
о о
X X
т I
к о
X I к =г
го т го 2
о а.
а. о
-в
? I
О. X
О -е- ас" X
гГ
го
с со
< X
1- т н о §
Содержание экологической компетентности инженеров
(мотивациоиный, когнитивный, практический, личностный)
Компоненты технологии
Диагностико-корректирующий
Функции: диагностическая,
аналитическая, корректирующая, управленческая
Мотивационный
Функции: побудительная, развивающая, воспитательная, целеполагающая, координационная
Организационно-содержательный
Функции: организационная, содержательная, деятельностная, управленческая
Процессно-проектирующий
Функции: технологическая,
обучающая, информационная, преобразовательная
«
о и я о
я
ев
3
_ к и 5
о н
в
я
м
4 «
к _
& е а е
в о
5
в о н ?
в й а § С |
о
о
« О
а, и К
и *
Я
Я а! Н
3 я
о
►о н о о я я я ва а
х
о Н
а «
Я а
я ¡у|
Я «
н
и :В О
со
и
о н о
л" н о о
И
п ю ш я
Й Е
л
с
Результат: экологическая компетентность инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки
Рис. Технология формирования экологической компетентности инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки
Таким образом, технология формирования экологической компетентности инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки, разработанная на основе технологического, деятельностного, компетентностно-аксиологического педагогических подходов включает мотивационный, организационно-содержательный, процессно-проектирующий, диагностико-корректирующий компоненты. Технология характеризуется целенаправленностью, открытостью, управляемостью, нелинейностью, гибкостью, устойчивостью, реализуется с учетом принципов социальной ответственности, организационной совместимости, актуализации личностного опыта инженеров.
Библиографический список
1. Байденко А. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 509 с.
3. Некрасов В.П. Современный контекст механизма формирования когнитивной компетенции студента средствами учебного курса // Вестник К ГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №4(30).
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 720 с.
5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. 590 с.
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
м