Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного функционирования технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки'

Педагогические условия эффективного функционирования технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ У ИНЖЕНЕРОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ENGINEERS’ ECOLOGICAL COMPETENCE / TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насрутдинова Лариса Сафаровна

Обеспечение экологической безопасности на производственных и промышленных предприятиях зависит от сформированности экологической компетентности у инженеров. В связи с тем, что инженеры уже имеют квалификацию и опыт работы, решение данной проблемы возможно в процессе дополнительной профессиональной подготовки. В статье представлена авторская технология формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Выявлены и раскрыты педагогические условия, оказывающие непосредственное влияние на эффективность функционирования разработанной технологии через совершенствование составляющих ее компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насрутдинова Лариса Сафаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of effective development of engineers’ ecological competence during additional professional training

Environmental security at manufacturing and industrial enterprises depends on maturity of engineers’ ecological competence. Considering the fact that the engineers already have labor competence and experience, this problem is possible to solve in the course of additional professional training. The paper discusses the author’s original technology of engineers’ ecological competence development in the course of additional professional training. The pedagogical conditions affecting the efficiency of the technology through the improvement of its components are elaborated.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного функционирования технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки»

УДК 378

Насрутдинова Лариса Сафаровна

специалист 2-й категории Института повышения квалификации и переподготовки кадров Тюменского государственного нефтегазового университета

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация:

Обеспечение экологической безопасности на производственных и промышленных предприятиях зависит от сформированности экологической компетентности у инженеров. В связи с тем, что инженеры уже имеют квалификацию и опыт работы, решение данной проблемы возможно в процессе дополнительной профессиональной подготовки. В статье представлена авторская технология формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Выявлены и раскрыты педагогические условия, оказывающие непосредственное влияние на эффективность функционирования разработанной технологии через совершенствование составляющих ее компонентов.

Ключевые слова:

технология, педагогические условия, экологическая компетентность у инженеров, дополнительная профессиональная подготовка.

Nasrutdinova Larisa Safarovna

Second Rank Specialist, Institute of Advanced Training and Retraining, Tyumen State Oil and Gas University

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF ENGINEERS' ECOLOGICAL COMPETENCE DURING ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING

Summary:

Environmental security at manufacturing and industrial enterprises depends on maturity of engineers' ecological competence. Considering the fact that the engineers already have labor competence and experience, this problem is possible to solve in the course of additional professional training. The paper discusses the author's original technology of engineers' ecological competence development in the course of additional professional training. The pedagogical conditions affecting the efficiency of the technology through the improvement of its components are elaborated.

Keywords:

technology, pedagogical conditions, engineers' ecological competence, additional professional training.

Обеспечение экологической безопасности на производственных и промышленных предприятиях зависит от сформированности экологической компетентности у инженеров. Проведя анализ исследований в данной области, было определено, что проблема формирования экологической компетентности у инженеров является актуальной, но слабо разработанной в педагогической теории и практике. В связи с тем, что инженеры уже имеют квалификацию и опыт работы, по нашему мнению, решение данной проблемы возможно в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Экологическая компетентность у инженеров является сложным личностным новообразованием, поэтому требует целенаправленных педагогических воздействий по ее формированию.

На основе технологического, деятельностного, компетентностно-аксиологического педагогических подходов разработана авторская технология формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки (рис. 1).

Реализация технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки может эффективно осуществляться при определенных педагогических условиях.

Рассматривая данное понятие, исследователи определяют его по-разному:

- комплекс мер, содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания (В.И. Андреев) [1];

- совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н.М. Яковлева) [2];

- содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками (М.В. Зверева) [3].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рисунок 1 - Технология формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки

В нашем понимании педагогические условия - это совокупность методов и средств, воздействующих на компоненты педагогического процесса и обеспечивающие его эффективное функционирование.

Учитывая социальный заказ общества и выраженные в нем требования к экологической компетентности у инженеров, строение разработанной технологии, возможности дополнительной профессиональной подготовки, определены три педагогических условия:

1) применение дистанционных образовательных технологий в процессе дополнительной профессиональной подготовки;

2) организация экскурсий и стажировок в процессе дополнительной профессиональной подготовки;

3) управление самообразовательной деятельностью инженеров.

Выявленные условия требуют их научного подтверждения и доказательства. В связи с этим необходимо обосновать содержание каждого из них, доказать их влияние на повышение эффективности разработанной технологии.

1. Применение дистанционных образовательных технологий в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Условие обладает рядом существенных преимуществ: гибкость -обучающиеся могут пройти обучение без отрыва от производства; дальнодействие - обучающиеся не ограничены расстоянием и могут проходить обучение вне зависимости от места проживания; экономичность - значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения. Основными средствами дистанционных образовательных технологий являются: электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, интерактивные тренажеры, тесты и т. д. Взаимодействие участников может осуществляться через электронные и виртуальные конференции, онлайн-кон-сультации, вебинары и т. д.

Данное условие повышает эффективность функционирования технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки за счет ускорения решения текущих задач, возможности проходить обучение без отрыва от производства, обеспечения коммуникативного взаимодействия с преподавателем, представителями внешней среды.

2. Организация экскурсий и стажировок в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Экскурсии формируют экологическую культуру, развитие ценностных ориентаций, практических умений по охране окружающей природной среды, потребности осуществления конкретных экологически грамотных и социально значимых поступков. Прохождение стажировки в процессе дополнительной профессиональной подготовки обеспечивает формирование и закрепление на практике теоретических знаний и умений, приобретение профессиональных и организаторских качеств. Стажировка может проводиться на предприятиях, а также в ведущих научно-исследовательских организациях по предварительному согласованию.

Таким образом, данное условие повышает эффективность функционирования технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки, так как обеспечивает приобретение инженерами профессиональных и организаторских качеств, закрепление на практике теоретических знаний и умений, позволяет приобрести дополнительные умения по обеспечению экологической безопасности на предприятиях.

3. Управление самообразовательной деятельностью инженеров. В основе самообразования инженеров лежат приемы деятельности, личностные установки и умения: ставить цели и задачи, определять способы их достижения, анализировать и оценивать достигнутые результаты; быть самокритичным, нести ответственность за осуществляемую деятельность; расширять образовательные интересы и потребности. Управление самообразовательной деятельностью инженеров предполагает расширение возможностей для самостоятельного превращения инженером информации в новое знание, что положительно влияет на эффективность функционирования разработанной технологии.

Таким образом, выявленные и раскрытые педагогические условия оказывают непосредственное влияние на результативность функционирования технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки через совершенствование составляющих ее компонентов.

Ссылки:

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. 238 с.

2. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.

3. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. 1987. № 1. С. 29-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.