Практика медиаобразоеания
А
Технология духовно-нравственной экологии молодежи средствами медиапросветительской деятельности
Ю.Д. Баженов,
ст. преподаватель кафедры кино-, фото-, видеотворчества Омского государственного унивесритета им. Ф.М. Достоевского, соискатель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Омского государственного института сервиса
Аннотация. В статье представлена пятикомпонентная технология духовно-нравственной экологии молодежи средствами медиапросветительской деятельности: художественно-эстетический, этнокультурный, духовно-просветительский, лингвокультурный и историко-культурный. Рассматривается путь от духовно-нравственного содержания различных форм медиапросветительства до современных развивающе-рекреативных подходов к развитию личности в контексте медиакультуры.
Ключевые слова: духовно-нравственная экология, молодежная субкультура, медиаспроветительство, художественно-эстетический, этнокультурный, духовно-просветительский, лингвокультурный и историко-культурный компоненты.
Technology of spiritual and moral ecology of youth means of media educational activity
Yury Bazhenov, Omsk State University
Abstract. The five-component technology of spiritual and moral ecology of youth by means of media activity is presented in article: art and esthetic, ethnocultural, spiritual and educational, lingvocultury and historical and cultural. The way from the spiritual and moral maintenance of various forms of media enlightenment to modern the of approaches to development of the personality in the context of media culture is considered.
Keywords: spiritual, moral ecology, youth subculture, media literacy, art, esthetic, ethnocultural, spiritual, educational, historical, cultural.
Массовое социально-культурное просветительство близко к актуальному сегодня медиаобразованию и медиапространству, что означает серьезную подготовку молодежи к углубленному восприятию кино, телевидению, видео.
В рамках этого научного направления остро встает вопрос информационного иммунитета против натиска массовой культуры и проникновения чужеродных архетипов, неприемлемых для российского менталитета.
Так, в работах Ю.Н. Усова говорится о создании информационно-эстетической среды, которая способна стихийно формировать ценностные ориентации подростка, влияют на «упорядочение эстетического воздействия». Появляющаяся при этом самостоятельность оценок и суждений становится возможным во многом, как считает ученый, благодаря критическому отношению к информации, формирующему «самостоятельность оценок и суждений» [Усов, 1986, с. 56]. Об этом же пишет А.В. Федоров, связывая критическое мышление личности с понятием медиакомпетентности. Развитие данных качеств ученый связывает с многообразием функционирования медиа в современном социуме. С этой целью возникает, по мысли автора монографии, необходимость различных видов анализа (структурного, повествовательного, автобиографического, иконографического и идентификационного) [Федоров, 2007].
Моральная ценность критического отношения к любой информации начинает проявляться также, как считает Н.Ф. Хилько, в процессе нравственного воспитания «при переходе от воспринимающей деятельности к самовыражению в виртуальной среде» [Хилько, 2009]. Возникающая при этом виртуально-нравственная свобода, проявляющаяся в гибкости восприятия и общения, требует соответствующего культурно-экологического настроя при использовании многообразных медиа, направленных на преодоление разнообразных форм медиазависимости.
Представленная в табл. 1 технология духовно-нравственного развития молодежи средствами медиапросветительской деятельности предполагает формы, средства и методы духовно-нравственного развития молодежи, которые разделяются по пяти компонентам: художественно-эстетический, этнокультурный, духовно-просветительский, лингвокультурный и историко-культурный. Это деление соответствует направлениям медиапросвещения и возможностям современной образовательной медиасреды.
Так, Е.В. Куценко считает, что «Преподавание основ аудиовизуальной культуры может стать базой для выработки у детей и подростков новых форм познания, развития и совершенствования мышления, коррекции эстетичес- кого восприятия, реализации творческого потенциала, освоения новых форм взаимодействия с миром, ценностного и профессионального ориентирования» [Куценко, с.64]. Думаем, что дальнейшее развитие эстетического и творческого потенциала молодежи происходит благодаря активному постижению средств медиакультуры и новых информационных технологий при условии владения принципами медиаэкологии [Хилько, 2009]. Таким образом, от развитости восприятия развитие молодежной аудитории претерпевает значительные, существенные изменения в сферах эстетического, духовно-нравственного и художественно-творческого совершенствования. А это становится возможным в современных условиях глобализации и натиска массовой культуры в основном благодаря развитию языка коммуникации (отсюда - лигвокультурный медиакомпонент), погружения в историю культурных явлений и духовно-нравственному развитию.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ МЕДИАКОМПОНЕНТ
№ Содержательная часть Организационно-педагогическая часть Методико-управляющая часть
духовно-нравственное содержание и прогр аммные ключи средства формы культурно-экологического просветительства Формы информационно-просветительской проф илактики методы работы с информацией методы педагогического руководства и управления
1 2 3 4 5 6
воспитание чувства гармонии, отношения к искусству как к необходимому элементу системы поддержания духовно-эстетического равновесия через качества справедливости, открытости, добропорядочности, гуманизма. Ключи к информации: Макро: русская музыкальная классика, отечественная киноклассика, современная театральная культура; культурная жизнь, архитектура, мезо: пейзажи Сибири в работах отечественных художников. журналы по искусству, сайты, теле- и радиопередачи, аудиозаписи классической музыки, коллекции открыток, книг, альбомов, дисков, видеосюжетов., информационная база данных лекции актуализация информации социально-культурное общение восприятие монолога
экскурсии диалог и социально-культурное партнерство эстетизация чувств посредством восприятия природы активизация восприятия
доклады приобщение к эстетической информации создание новой художественной среды подготовка докладов
выставки открытость инфор мационного пространства изменение социально-культурной ситуации анализ выставки
конкурсы обстановка состязания нацеливание на самор еализацию зрительская оценка
презентации создание атмосферы значимости представление данных в максимально доступном для восприятия формате инициация собственного мнения
чтения включение в проблему стимулирование самоорг аниз ац ии ведение дневника
народные университеты
погружение в инфор мационно -образовательную среду
проигрывание роли в искусстве и жизни
отбор информации
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ медиакомпонент
№ Содержательная часть Организационно-педагогическая часть Методико-управляющая часть
дух овно-нр авственное содержание и программные ключи Средства формы культурно-экологического пр осветительства Формы информационно- просветительской профилактики методы работы с информацией методы педагогического руководства и управления
1 2 3 4 5 6
экология развития национальной идентичности, формирующаяся в процессе проявлений духовности, отраженная в народной культуре и народном творчестве; поддержка народных традиций, формирование черт национального характера. журналы по культуре, сайты по культурному наследию, теле- и радиопередачи, аудиозаписи, коллекции открыток, видеозаписи , информационная база данных лекции формирование интереса к народно й культуре освоение информации этнокультурное воспитание
беседы вхождение в традицию осмысление приобщение к народным традициям
презентации создание атмосферы творчества представление данных в максимально доступном для восприятия формате тренинг навыков и умений
диспу ты нацеленность на общение поиск знач имого проигрывание различных ситуаций
Ключи к информации: макро: календарно-праздничная традиция, народные мотивы в русской классике, мезо: сибир ский фольклор, народный костюм Сибри, танцевальные традиции региона, декоративно-прикладное творчество и ремесла Сибири. чтен ия проявление совместных этнокультурных интересов выбор ценностей этнокультурный дискурс
народные университеты среднеобразовательно е этнокультурное направление личности фильтрация лучшего проникновение в среду информации
школы народной культуры среда совместной жизнедеятельности в этнокультурной форме усвоение стимулирование среднего образования
деловые игры коллективная рекреация овладение информацией формирование общественного мениния через игру
ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ МЕДИАКОМПОНЕНТ
№ Содержательная часть Организационно -педагогическая часть Методико-у правляющая часть
дух овно-нр авственное содержание и программные ключи Средстаа формы культурно- экологического просветительства Формы информационно- просветительской профилактики методы работы с информацией методы педагогического руководства и управления
Поиск в духовно-нравственной сфере социальных идеалов -добра, справедливости и гуманизма, которые способствуют сохранению талантливости, развитию креативности и социальной активно сти лично сти научно -популярные журналы, познавательные сайты, научно-популярные теле- и радиопередачи, каналы, коллекции проектов молодежных научных обществ лекции формирование основы для интеллекту ального развития диалог с лектором вербализация духовных идей
беседы развитие интереса к науке осмысление информации приобщение к духовеному поиску
презентации создание интеллектуально- активизация установление сакральной
насыщенной атмосферы интеллекту альной инициативы значимости
диспу ты нацеленность на поиск критическое осмысление информации активизация духовного мышления
Ключи к информации: макро: история науки, традиции научных сообществ; мезо: история культуры Сибири, целевые программы развития культуры в регионах Сибири чтения проявление совместных интеллектуальных интересов знакомство с информацией Развитие духовных способностей
народные университеты создание обстановки познавательного общения вхождение в проблемное поле ориентация на духовную компетентность
деловые игры создание обстановки всеобщей интеллекту альной увлеченно сти развитие мышления Духовный дискурс
кинолектории коллективный познавательный настрой визуализация научных представлений актуализация зрительного компонента духовно й деятельности
ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ МЕДИАКОМПОНЕНТ ( экология языка и общения)
№ Содержательная часть Средства Организационно-педагогическая часть Методико-управляющая часть
духовно-нравственное содержание и программные ключи формы культурно- экологического просветительства Формы информационно- просветительской профилактики методы работы с информацией методы педагогического руководства и управления
1 2 3 4 5 6
Направление нравственного сознания на путь следования принципам, нормам и образцам культурного общения и сохранения литературные журналы, художественная литература, литературные сайты, научно-популярные теле- и радиопередачи, лекции формирование языкового пространства диалоговое общение стимулирование общения
благозвучия родного языка каналы о русском языке и литературе, лингвокультурные проекты.
беседы развитие культуры диалога применение правильных слов включение в языковую среду
диспуты поддержка правильной и красивой речи осмысление и редактирование речи ориентация на культуру речи
народные университеты развитие интереса к этике знакомство с речевыми проблемами мониторинг лингвокультурного уровня
Ключи к информации: макро: поэзия и проза "Серебряного" века, классическая литература советского периода, русское поэтическое творчество, микро: филологические олимпиады языковые тренинги формирование культуры речи овладение новыми понятиями проверка уровня культуры речи
телевикторины формирование речевой потребности познание новых слов контроль речевой компетентности
тренинги коммуникации овладение коммуникационно -речевыми умениями овладение этикой общения оценка языковой успешности, толерантности, общения
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МЕДИАКОМПОНЕНТ
№ Содержательная часть СРЕДСТВА Организационно -педагогическая часть Управляюще-педагогическая часть
дух овно-нр авственное содержание и программные ключи формы культурно- экологического просветительства Формы информационно- просветительской профилактики методы работы с информацией методы педагогического руководства и управления
Поиск в историко-культурной среде-нравственной сфере социальных идеалов - добра, справедливости и гуманизма, которые способствуют сохранению талантливости, развитию креативности и социальной активности личности научно -популярные журналы, познавательные сайты, научно-популярные теле- и радиопередачи, каналы, коллекции проектов молодежных научных обществ, информационная база данных лекции формирование историко -культурной основы для интеллектуального развития диалог с лектором Приобщение к культурно-исторической памяти
беседы развитие интереса к историческим событиям осмысление информации Гуманизация ценностно-смысловой сферы
презентации Создание атмосферы прошлого активизация интеллекту альной инициативы Установление сакральной значимости
диспу ты нацеленность на поиск критическое осмысление информации активизация духовного мышления
Ключи к информации: макро: история науки, традиции научных сообществ; мезо: история культуры Сибири, целевые программы развития культуры в регионах Сибири чтения проявление совместных исторических интересов знакомство с информацией Историко -культурная реконстру цкия
народные университеты Формирование историко-культурного интереса вхождение в проблемное поле Театрализация событий
деловые игры воссоздание исторической обстановки развитие мышления Духовный дискурс
кинолектории Коллективный познав ательный настрой визуализация научных представлений Упор на историко-культурные традиции
Табл. 1. Технология духовно-нравственной экологии молодежи средствами медиапросветительской деятельности.
Наряду с традиционным направлением совокупности выше отмеченных форм информационно-просветительской деятельности в настоящее время на стыке с новыми формируются новые. Например, существенное развитие информационное просветительство находит в следующих современных формах:
1. анимационные хобби-терапевтическая деятельность для детей «группы риска», инвалидов, пожилых людей [Ярошенко, 2002];
2. рекреативные информационно-релаксационные технологии - от простейших до комплексных;
1. развивающие технологии самоорганизации рационального досуга;
2. медиакультурные технологии в сфере досуга как модели виртуальной организации социального взаимодействия.
3. эксклюзивные культурно-экологические технологии историко-культурной реконструкции локального пространства («Куликовская битва», «Омская крепость», «Бородино»).
Таким образом, информационно-просветительские технологии духовно-нравственной экологии молодежи, меняют не только внутренний облик личности, но и сущностные глубинные черты, относящиеся к духовному опыту, саморазвитию и социальному статусу.
Литература
Куценко, Е.В. Формирование медиаграмотности средствами экранных искусств // Медиаобразование 2014. № 1. С. 64-72.
Усов, Ю.Н. Развитие эстетической культуры подростков средствами кино-, телевидения, видео // Когда подросткам интересно. М., 1986.
Федоров, А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., 2007. 616 с.
Хилько, Н. Ф. Основы социально-культурной медиаэкологии. Омск, 2009. 185 с. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация. М.: МГУКИ, 2002. 125 с.
References
Fedorov, A.V. Development of media competence and critical thinking of students of
pedagogical higher education institution. Moscow, 2007. 616 p.
Hilko, N.F. Fundamentals of socio-cultural media ecology. Omsk, 2009. 185 p.
Kutsenko, E.V. Media literacy formation by means of screen arts // Media education. 2014. No.
1, pp.64-72.
Usov, Y.N. Development of esthetic culture of teenagers by means film, television, video //
When is interesting to teenagers. Moscow, 1986. .
Yaroshenko, N. N. Sociao-cultural animation. Moscow, 2002. 125 p.