_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
адекватнее отражать бесконечный мир, который жёсткая логика компьютера воспроизводит весьма грубо и односторонне.
Нельзя не отметить, что нынешняя модернизация педагогики не должна отбрасывать свои лучшие традиции и теоретические разработки, в том числе и советские, в которых достаточно определенно и обоснованно говорилось о том, что высшее образование - это особая форма прямого общения преподавателя и студента. Пусть и первоначально формализованного, но по мере его продолжения и углубления всё менее функционального и монологического, что достигается благодаря диалоговой форме обучения. В ее основе -система творческих задач профессионального плана, решение которых возможно лишь в совместном поиске ответа на них. И, конечно, в наши дни эти концептуальные позиции едва ли удастся реализовать без глубокого овладения педагогами методикой подлинно творческого общения с учащейся молодежью.
В век сегодняшний сторонники тотальной компьютеризации образования, в сущности, предлагают заменить живых людей безликими знаками, что чревато заменой педагогики абстрактной арифметикой, ведущей, в конечном счете, к исчезновению главного продукта педагогики - творческой, самобытной личности, способной к непрерывному пополнению и обновлению собственных знаний, что обусловлено потребностями современного информационного общества.
Таким образом, нет оснований устранять преподавателя из педагогического процесса, заменяя его компьютером. Именно преподаватель, строго говоря, был, есть и останется его главным, центральным агентом, а компьютер - его помощником, играющим вспомогательную роль в деле раскрытия творческого потенциала и многообразных социально значимых способностей учащихся. Последние, недооценивая подчас самих себя и идеализируя компьютерную технику, нередко переносят на нее свои творческие обязанности, забывая при этом, что, будучи многоликой и полифункциональной, предназначенной для информационного обслуживания образовательных потребностей компьютер - не творец, а только средство повышения эффективности человеческой деятельности. При всех своих возможностях он навсегда останется простым исполнителем стандартных операций и рутинных заданий, только средством поиска принципиально новых способов решения задач.
© Фалеев А.Н., Сафиева Р.З., 2015
УДК 796.015
Федякина Лидия Константиновна
канд. пед. наук, доцент СГУ E-mail: [email protected] Кортава Жанна Георгиевна канд. пед. наук, доцент СГУ E-mail: [email protected] Скорик Нина Васильевна канд. пед. наук, доцент СГУ, г. Сочи, РФ
ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
Аннотация
Рассматриваются технологические вопросы организации физического воспитания со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Алгоритм этих действий, позволяет достигнуть выраженного положительного результата.
Ключевые слова
Адаптивное физическое воспитание, студенты, технология, алгоритм
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Введение. Адаптивное физическое воспитание - компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности, в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре [1, с. 54]. Определенную сложность в разработке технологии адаптивного физического воспитания студентов, представляют:
во-первых, многообразие видов отклонений в состоянии здоровья (нозологических групп), которы е имеются у студентов, что создает определенные сложности при организации занятий адаптивной физической культурой;
во-вторых, сложностями в определении начальной и оптимальной величины нагрузки с учетом показаний и противопоказаний для каждой нозологической группы, для каждого индивидуума;
в-третьих, сложностями в выборе наиболее эффективных средств и методов адаптивной физической культуры с нозологической группы;
в-четвертых, сложностями в выборе показателей контроля состояния здоровья и динамики физической и функциональной подготовленности, а также способах оценки эффективности в процессе занятий адаптивным физическим воспитанием в условиях вуза.
Здесь обозначены только основные проблемы, которые необходимо решать в процессе адаптивного физического воспитания студентов. Попытки решения вышеуказанных проблем, рассмотрены в научных и научно-методических работах [2, 3, 4]. Разумно предположить, что разработка и применение специальных технологий адаптивного физического воспитания студентов будет способствовать удовлетворению потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья скорейшему восстановлению организма, будет способствовать устранению временных нарушений и повышению резервных возможностей основных систем организма, усилению способности к саморегуляции и т.д.
Разработка технологии адаптивной физического воспитания может быть представлена в виде следующих последовательных шагов.
1. Необходимо собрать информацию об объекте, на который будет ориентирована разрабатываемая технология, т.е., о студенте, который имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья. Предполагает получение следующих данных:
а) анамнез, включающий паспортные данные, перенесенные заболевания, условия жизни, наследственность, вредные привычки и т.д.;
б) информации об уровне функциональной и физической подготовленности объекта, которая получается при использовании функциональных проб, как правило, с дозированной нагрузкой [2, 5], педагогических и психологических тестов и т.д. Другими словами, прежде чем приступать к занятиям, необходимо разработать умозрительную модель объекта, на который должна быть ориентирована разрабатываемая технология. Функциональное состояние такого человека определяется особенностями строения клеток систем и органов, которые имеют свои особенности, вызванные нарушениями в состоянии здоровья. Уровень физической подготовленности по большинству показателей, в большинстве случаев, оценивается как слабый.
2. Необходимо провести детальный анализ полученной информации. В ходе анализа полученной информации определяется и формулируется реальная цель, которую планируют достигнуть за время занятий адаптивным физическим воспитанием. Занятия должны способствовать повышению функциональных возможностей, улучшить физическую подготовленность, увеличить адаптационный резерв организма студентов и т.д. Принимается решение о стратегии адаптивного физического воспитания.
3. Далее необходимо выбрать или разработать наиболее эффективные методики адаптивного физического воспитания для восстановления и поддержания здоровья студентов, что предполагает комплексное использование разнообразных средств, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленные задачи. Представляется, что решение поставленных задач возможно на основе комплексного использования упражнений, оказывающих влияние на основные системы организма человека [6, 7]. В
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
качестве основного метода используется метод строго регламентированного упражнения.
4. Планирование и реализация программы занятий. Оздоровительно-реабилитационные занятия адаптивным физическим воспитанием должны включать в себя подготовительную, основную и заключительную части. При этом следует учитывать уровень физической подготовленности студентов [8] и последовательность выполнения двигательных заданий [9].
5. Технология занятий адаптивным физическим воспитанием со студентами предполагает наличие контроля за выполнением намеченной программы [2] и, прежде всего контроля, за величиной тренировочной нагрузки, на основе результатов которого вносятся изменения в стратегию занятий.
Эффективность применения предлагаемой технологии адаптивного физического воспитания со студентами проверена экспериментально [4, 6, 8, 9]. Акцентированное внимание, которое уделялось, «отстающим» мышечным группам, выразилось в выполнении локальных силовых упражнений (два подхода), в статодинамическом режиме [8, 9] и характеризуется достоверными положительными изменения результатов силовых тестов. Это свидетельствует о возможности коррекции и восстановления отстающих сторон подготовленности студентов.
Таким образом, положительные результаты экспериментальных исследований дают основание для внедрения предлагаемой технологии адаптивного физического воспитания со студентами в практику работы вузов.
Список использованной литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - Т. 1. - 296 с. - ISBN 5-9718-0020-5.
2. Федякин А.А. Физическое воспитание студентов специального учебного отделения вуза (учебное пособие) / А.А. Федякин, Ю.А. Тумасян, Л.К. Федякина. - Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. - 141 с. ISBN 978-5-88702-326-7
3. Федякин А.А. Адаптивная двигательная рекреация взрослого населения в санаторно-курортных условиях: проблемы и пути их решения / А.А. Федякин, Ж.Г. Кортава, Л.К. Федякина // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 3(51). - С. 24-28.
4. Федякин А.А. Адаптивное физическое воспитание лиц с нарушениями регуляторных функций сердечнососудистой системы / А.А. Федякин, Ю.А. Тумасян, Ж.Г. Кортава // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 187-190.
5. Федякин А.А. Методика определения функционального состояния «мышечного корсета» у занимающихся оздоровительной физической культурой // А.А. Федякин, Ж.Г. Кортава // Известия Сочинского государственного университета. - 2014. - № 3 (31) . - С. 269-171
6. Федякин А.А. К вопросу выбора средств физической культуры для оздоровительно-рекреативных занятий / А.А. Федякин, Ж.Г. Кортава // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 2 (25) . -С.133-136.
7. Федякин А.А. Эффективность комплексного использования средств физической культуры в санаторно -курортных условиях / Федякин А.А., Кортава Ж.Г., Федякина Л.К. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 96-99.
8. Федякин А.А. Влияние уровня физической подготовленности студентов на тренировочный эффект занятия физической культурой / А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. Ставрополь, 2015. С. 170-175.
9. Федякина Л.К. Влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние студентов / Л.К. Федякина, А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. №2(120). С. 186-189.
© Л.К. Федякина, Ж.Г. Кортава, Н.В. Скорик, 2015