5. Варзиева Е.В. Проблемы молодой семьи как социальной структуры общества // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 54-56.
6. Ефимова Д.В. Суицидальное поведение подростка как последствие аномального формирования аутоин-толерантности в структуре его субъектности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 49-52.
7. Королева К.И. Подготовка подростков к продуктивной преобразовательной деятельности как социально-педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 101-103.
8. Иванов Д.В. Психологическая коррекция негативной идентичности у девиантных подростков // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 38-41.
9. Кожакина С.О., Александрова Е.А. Принципы и подходы к формированию социальной успешности подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 140-142.
10. Кокоева Р.Т. Характеристика ценностных ориен-
таций подростков как фактор их социализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 94-96.
11. Иванов Д.В. Межличностные отношения подростков, склонных к аддиктивному поведению // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 75-77.
12. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 38-41.
13. Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994.
14. Мид Дж. От жеста к символу. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994.
15. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Неопределенность в механизме саморегуляции развития молодежи. Интернет-конференция. Дети и молодежь. 1.03.10 -4.04.10. Электронный ресурс: http://www.ecsocman.edu. гиЛсопШ3372699ЛМех.Йт1. (последнее обращение 12.12.2014г.).
16. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. Под. ред. М.К. Горшкова - М.: 2007. - С. 119.
THE MODERN CONCEPT OF YOUTH IN THE STUDY OF INTERGENERATIONAL
COMMUNICATION
© 2015
N.B. Gorbacheva, a specialist in methodical work of the department «Sociology»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The youth is the future of our country. Self-realization, self-determination, self-development of the younger generation is largely dependent on their parents and family relationships. The sociological concept of considering the establishment of youth and its development from different perspectives. I.M. Ilyinsky formed a humanistic concept of youth, in which the main role in the vitality of the person assigned to the concepts of self-organization, self-realization and self-expression. The essence of the concept - education viable generation in a society in which the globalization processes, the degradation of the various spheres of life, the deformation of spiritual values. E.L. Omelchenko characterizes the younger generation in terms of the stylistic analysis of the lives of young people. The sociologist believes that the great impact it has on the market consumerism. Modern consumerism among the youth is seen as a dangerous trend in the behavior of the younger generation. Looking at the interaction between the generations through the prism of symbolic interactionism, we note that the person can be based on their own ideas about not only their behavior, but also the interpretation of individual experience. Self-concept acts as the active principle, to change it is extremely difficult. A major role in this is given to parents. Self-concept is defined by two factors: the action of an individual in a particular situation, and its interpretation of the actions of others. The formation of self-concept is influenced by social values, attitudes and roles. Y. Zubok said that the current uncertainty in the social, economic and political life determines unstructured social system in which the observed deformation structures and moral foundations, both in society and at individual level.
Keywords: youth, parents, generation, symbolic interactionism, concepts, values, self-determination, self-assertion, self-organization, self-realization and self-development.
УДК 378.14
ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ 2.0 КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
© 2015
Ю.В. Гусарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются технологии Веб 2.0, способствующие формированию у студентов неязыкового вуза социокультурной компетенции. Данное исследование необходимо для понимания того, каким образом можно использовать иностранный язык как возможность воспитания и образования студентов в контексте «диалога культур».
Ключевые слова: технологии Веб 2.0, социокультурная компетенция, иностранный язык, студент, неязыковой вуз.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изменения, произошедшие в последние годы в экономической, политической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами значительно увеличили возможность контактов для различных социальных и возрастных групп. Все эти изменения диктуют новый подход к обучению иностранным языкам не только школе, но и в вузе. Суть такого обучения заключается не только в
пересмотре методики преподавания отдельных аспектов языковой системы, но и в формировании нового взгляда на место зарубежной культуры в учебном процессе. Обучение иностранному языку на основе ознакомления студентов с культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для студентов, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры.
А это в свою очередь, предполагает поиск новых ин-
фокомуникационных технологий обучения иностранному языку, способствующих формированию у учащихся социально-культурной компетенции, являющейся основой для получения сведений о стране изучаемого языка, о духовных ценностях культурных традиций, в том числе у представителей разных этнических групп, знания об особенностях национальной ментальности поведения. Таким средством могут стать технологии Веб 2.0.
Технологии Веб 2.0 представляют собой качественно новый подход к построению образовательного процесса. Их преимущество заключается в возможности привлечения всех обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей. Технологии Веб 2.0 способствуют тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывается студент, который становится более автономным с точки зрения управления учебным процессом и более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками процесса обучения [2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современной науке сложилась надежная научно-методическая база в области использования ресурсов Интернета в обучении иностранным языкам (Бухаркина М.Ю., Веревкина-Рахальская Ю.Н., Полат Е.С., Сафонова В.В.; Сысоев П. В., Татаринова М.А., Титова С.В., Федотовская Е.И., Филатова А.В., Четвертина М.И. и др.). Целый ряд работ посвящен также проблемам социокультурного образования, вопросам формирования у обучающихся иноязычной социокультурной и коммуникативной компетенции (Баклашкина М.В., Елизарова Г.В., Кузьмина Л.Г.; Сафонова В.В., Сысоев П.В., Фурманова В.П. и др.). В последние годы исследователи проявляют особый интерес к проблеме использования ресурсов Интернета для развития социокультурной компетенции (Воробьев Г.А., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Кошеляева Е.Д., Петрищева Н.С.). Изучением использования технологий Веб 2.0 в обучении иностранным языкам занимаются такие ученые, как Гольдин А.М., Патаракин Е.Д., Ярмахов Д.Б., В. Alexander, T. Anderson, B. Benziger, B. Brandon, C. Dalsgaard, R. Dawson, S. Downes, L. Evans, M. Kerres & A. Nattland, S. Lee & M. Berry, M. Madden, M. Notari, P. McGee & V. Diaz, J. Siemens, D'Souza, V. Stevens, G. Vossen и др. [3; 8; 9; 10; 11].
Следует отметить, что в виртуальной среде возрастает значимость исследования социальной компетенции, так как именно в виртуальном мире происходит больше международных контактов. Однако методика развития социокультурной компетенции студентов специализированных вузов на основе Интернет-ресурсов до сих пор не становилась предметом изучения.
Одним из главных преимуществ современных мультимедийных средств является то, что они позволяют пользователю следовать собственному ходу мыслей, проясняя возникающие проблемы тогда, когда это действительно необходимо. Это особенно важно для обучения иностранному языку, нацеленному, в том числе на развитие социальной компетенции, поскольку здесь возникает требование к обучаемому уметь самостоятельно конструировать собственные знания. Исследователь Г.А. Воробьев, считает, что для достижения этой цели и преодоления несоответствия между традиционными методами обучения и современными социальными потребностями требуется разработка такой методики развития социальной компетенции, при которой студенты сами привлекаются к процессу поиска и обработки информации, в течение которого происходит накопление, организация и структурирование знаний о мире (как фактологических, так и фоновых) [1].
Целый ряд работ посвящен также проблемам социокультурного образования, вопросам формирования у обучающихся иноязычной социокультурной компетен-
ции (Баклашкина М.В., Елизарова Г.В., Кузьмина Л.Г.; Сафонова В.В., Сысоев П.В., Фурманова В.П. и др.). При всем при этом следует отметить, что в виртуальной среде возрастает значимость исследования социальной компетенции, так как в именно в виртуальном мире происходит больше международных контактов [4].
В общем и целом, социокультурное развитие обучаемых средствами иностранных языков способствует формированию у них коммуникабельности, речевого такта, непредвзятости во мнениях и оценках, готовности к совместной деятельности с людьми различных взглядов независимо от их этнической, расовой и социальной принадлежности и вероисповедания. Оно создает предпосылки для изучения культур народов, что предполагает интеграцию учебных дисциплин в курсе изучения иностранного языка [7].
Формирование целей статьи (постановка задания). Создание условий для формирования социокультурной компетенции у студентов при обучении иностранному языку в вузе является одной из целей данного исследования. Ведущей идеей является то, что современный человек живет в многополярном мире и поликультурном пространстве. Диалог цивилизаций, культур, традиций стал особенно актуален в конце 20 - начале 21 вв. Сформированность социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру становится необходимым условием успешной коммуникации в современном мире. Таким образом, мысль о необходимости социокультурного образования средствами иностранного языка постепенно начинает приобретать аксиоматичное звучание, так как обучение общению на иностранном языке в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями, без которых нет практического овладения языком.
Для успешного общения необходимо не только владеть одинаковыми языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими навыками), но и общими содержательными знаниями о мире. Подобные общие для участников акта общения когнитивные знания принято называть фоновыми знаниями [5].
В условиях расширения контактов и интеграции в мировое сообщество фоновые знания и представления о политических, экономических, социальных тенденциях приобретают особое значение.
Каждый социум обладает специфической, характерной только для него картиной мира, которая отвечает его физическим, духовным, технологическим, эстетическим, этическим и другим потребностям. Язык является одним из средств формирования социализации картины мира.
Поэтому социокультурная компетенция позволяет говорящим на иностранном языке чувствовать себя практически на равных с носителями языка (в отношении культуры), что является шагом к адекватному владению иностранным языком.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:
• - совершенствование механизмов управления си-
стемой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
• - совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
• - создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
• - создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем [3].
В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в вузе. В частности стали интенсивно внедрятся в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ и т.п.
Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения немецкому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал. Нет ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.
Но стоит отметить, что в последнее время все большую популярность приобретают технологии Веб 2.0. Веб 2.0 технологии открывают принципиально новые возможности для деятельности, в которую легко включаются люди, не обладающие специальными знаниями в области информационных технологий. В результате их распространения в сетевом доступе оказывается большое количество открытых материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Они упрощают процесс создания материалов и публикации их в сети, когда каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям текстов, фотографий, рисунков, музыкальных файлов, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента [6].
В общем и целом, социокультурное развитие обучаемых средствами иностранных языков способствует формированию у них коммуникабельности, речевого такта, непредвзятости во мнениях и оценках, готовности к совместной деятельности с людьми различных взглядов независимо от их этнической, расовой и социальной принадлежности и вероисповедания. Оно создает предпосылки для изучения культур народов, что предполагает интеграцию учебных дисциплин в курсе изучения иностранного языка.
Результатом процесса интеграции является новое образование - интегрированный курс. При этом элементы из разных систем, подчиняясь одной интегрирующей цели, начинают выполнять однородную функцию - «работают» на создание целостного представления о явлении культуры, на формирование качественно нового знания [12-16].
Объединяя в себе воспитательные, образовательные и развивающие возможности различных предметов, интегрированный курс способствует разностороннему развитию студентов. Он создают условия для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков, умений и дают обучаемым возможность увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовлетворение.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что
создание и использование интегрированного курса с использованием технологий Веб 2.0 будет способствовать формированию у студентов социокультурной компетенции, которая в свою очередь позволит студентам оперировать необходимыми знаниями и адаптировать при необходимости свое поведение к поведению, адекватному или близкому к носителям языка, а иными словами, умение применять данные знания в процессе межкультурного общения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исследование социокультурной компетенции позволить расширить у студентов интерес к изучению иностранного языка. Кроме того, в последнее время появляется ряд исследований, посвященных тому, что социокультурная компетенция находится в непосредственной взаимосвязи с социальной [1].
Таким образом, эмпирический материал, собранный и проанализированный в ходе изучения социокультурной компетенции, позволит расширить понятие социальной компетенции и проанализировать такой аспект, как поведение личности в условиях виртуальной среды. Это позволит в свою очередь сравнить особенности социальной компетенции реального и виртуально мира, найти особенности и отличия этого явления в виртуальной социальной среде, что впоследствии может быть учтено при общении с представителями иноязычной культуры посредством сети Интернет.
Кроме того, использование на занятиях по иностранному языку технологий Веб 2.0 (например, вебквест, Calaméo, Gloster, LearningApps, Mindmeister, Podcasts, Quizlet, Voki, Voxopop, Wordle), вносит определенный вклад в методику преподавания иностранного языка и может быть полезно всем преподавателям иностранных языков.
Кроме того, собранный эмпирический материал, может быть использован при составлении и осуществлении учебных программ и спецкурсов по методике преподавания иностранных языков, учреждениях системы повышения квалификации для педагогических работников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Мягкова В.Ю., Нелюбина Е.А. Специфика социальной компетенции в условиях социальной среды XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. технолог. ун-та, 2014. - Т. 1. - В. 0. - № 4. - C. 230-235.
2. Гусарова Ю.В. Использование социального сервиса «подкаст» при обучении говорению на иностранном языке (на примере немецкого языка) Современные научные исследования. Выпуск 2 - Концепт. - 2014. -ART 54792. [Electronic resource]. - Mode of access: http: // e-koncept.ru/2014/54792.htm - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
3. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: практ. руководство / Е.Д.Патаракин. - М.: Интуит.ру, 2007. - 64 с.
4. Сон Л.П. Информационное общество: интерактивное образование и проблемы web коммуникации (на материале испанского языка) // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1. С. 278-284.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникативных Интернет-технологий -Москва: Глосса-пресс, 2010.
6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
7. Титова, С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В. Титова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 267с.
8. Amy Shuen Web 2.0: A Strategy Guide. — O'Reilly, 2008.
9. James Governor, Dion Hinchcliffe, Duane Nickull Web 2.0 Architectures: What Entrepreneurs and Information Architects Need to Know. — O'Reilly, 2009.
10. Lewis, A. Dealing with Computer-Related Anxiety in the Project-Oriented cALl Classroom Text. / Lewis Alison, Atzert Stephan // Computer Assisted Language Learning. 2000. - Vol.13, N 4-5. - P.377-395.
11. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: University press, 2001.
12. Казиева И.Г. Педагогические основы формирования исследовательской компетентности на основе интегрированного обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 86-88.
13. Холомина О.А., Курилова А.А. Формирование нравственно-эстетических ценностей в процессе обуче-
ния у учеников начальных классов на основе интегрированного подхода // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 8-11.
14. Шехмаметьева Г.Е. О профессионально - педагогической направленности курсов по выбору // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 123-124.
15. Петров О.А. Особенности методики преподавания учебного курса «Экономика» в учреждениях среднего профессионального образования // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 2 (34). С. 190-192.
16. Сидакова Н.В. Основные факторы реализации обучения иностранному языку студентов-физиков в рамках инновационного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 196-199.
WEB 2.0 TECHNOLOGIES AS A WAY OF FORMATION STUDENTS' SOCIOCULTURAL COMPETENCE IN THE NON-LANGUAGE HIGHER SCHOOL
© 2015
Yu.V. Gusarova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Foreign Languages»
Penza State Technological University, Penza (Russia)
Abstract. The article deals with Web 2.0 technologies, which contribute to the formation of students' sociocultural competence in the non-language higher school. This research is necessary for understanding the using of foreign language as a possibility of upbringing and education of the students in the "dialogue of cultures".
Keywords: Web 2.0 technologies, sociocultural competence, foreign language, student, non-language higher school.
УДК 378.22
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА
© 2015
О.М. Гущина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика» О.В. Аникина, кандидат технических наук, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье рассматривается новый подход к формированию индивидуальной траектории подготовки студента к профессиональной деятельности, основанной на использовании информационно-образовательной среды, построенной с учетом требований функциональной модели студента.
Ключевые слова: образовательная траектория подготовки студента, информационно-образовательная среда, функциональная модель студента.
Основным направлением стратегии развития информационного общества в области повышения качества образования является оптимизация информационных и телекоммуникационных технологий под новые формы и методы обучения, обеспечивающие развитие нового ответвления информационной культуры, где информационные технологии в образовании являются залогом формирования конкурентоспособной и успешной личности, способной самостоятельно выстраивать свой образовательный маршрут как траекторию обучения.
Следует заметить, что выстраивание индивидуальной образовательной траектории обучения - это «...процесс, который призван обеспечить развитие самостоятельности и инициативы студента, возможность наиболее полной реализации его личностного и познавательного потенциала в учебном процессе, помочь обрести опыт выбора целей, предстоящей деятельности, самостоятельной организации деятельности, самооценки» [1]. При построении индивидуальной образовательной траектории подготовки студента необходимо предусмотреть его динамический характер. Студенту предстоит сделать выбор траектории обучения, а вместе с тем выстроить индивидуальную стратегию своей деятельности (рис. 1) в соответствии с требованиями социального заказа на подготовку выпускника, способного решать профессиональные задачи предметной области.
Соответственно, в качестве механизма выстраивания индивидуальной образовательной траектории может быть использован рефлексивный подход к процессу обучения, который представляет собой системообразующий фактор и универсальный механизм управления учебным
процессом на основе самостоятельного выбора студентами целей обучения с учетом их индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и определения траектории развития личностных качеств. Таким образом, определяется свободный выбор индивидуальной образовательной траектории получения образования, который направлен на формирование и развитие профессиональных способностей студентов, удовлетворение их потребностей, а также на организацию их свободного времени. Индивидуальный образовательный маршрут образования «.обеспечивает адаптацию студентов к жизни в обществе, профессиональную ориентацию и рассматривается как личностно-ориентированная организация студента на основе требований ФГОС и учебного плана, обеспечивающая формирование у него индивидуального стиля самообразовательной деятельности и поэтапное освоение основных компетенций в процессе профессиональной подготовки» [2]. Он представляет собой разработанную студентом во взаимодействии с преподавателем целенаправленную индивидуально-ориентированную образовательную программу (рис. 2), обеспечивающую ему наиболее полную реализацию личностного потенциала в процессе профессионального становления и формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности. Тем более, что в современных условиях все больше предоставляется выбор способов получения образования, а согласно ФГОС студентам предоставляется выбор и дисциплин, которые они должны будут усвоить в рамках подготовки по соответствующему направлению.