УДК 378.14
ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ 2.0 КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
© 2015
Ю.В. Гусарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются технологии Веб 2.0, способствующие формированию у студентов неязыкового вуза социокультурной компетенции. Данное исследование необходимо для понимания того, каким образом можно использовать иностранный язык как возможность воспитания и образования студентов в контексте «диалога культур».
Ключевые слова: технологии Веб 2.0, социокультурная компетенция, иностранный язык, студент, неязыковой вуз.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изменения, произошедшие в последние годы в экономической, политической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами значительно увеличили возможность контактов для различных социальных и возрастных групп. Все эти изменения диктуют новый подход к обучению иностранным языкам не только школе, но и в вузе. Суть такого обучения заключается не только в пересмотре методики преподавания отдельных аспектов языковой системы, но и в формировании нового взгляда на место зарубежной культуры в учебном процессе. Обучение иностранному языку на основе ознакомления студентов с культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для студентов, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры.
А это в свою очередь, предполагает поиск новых ин-фокомуникационных технологий обучения иностранному языку, способствующих формированию у учащихся социально-культурной компетенции, являющейся основой для получения сведений о стране изучаемого языка, о духовных ценностях культурных традиций, в том числе у представителей разных этнических групп, знания об особенностях национальной ментальности поведения. Таким средством могут стать технологии Веб 2.0.
Технологии Веб 2.0 представляют собой качественно новый подход к построению образовательного процесса. Их преимущество заключается в возможности привлечения всех обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей. Технологии Веб 2.0 способствуют тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывается студент, который становится более автономным с точки зрения управления учебным процессом и более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками процесса обучения [2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современной науке сложилась надежная научно-методическая база в области использования ресурсов Интернета в обучении иностранным языкам (Бухаркина М. Ю., Веревкина-Рахальская Ю. Н., Полат Е. С., Сафонова В. В.; Сысоев П. В., Татаринова М. А., Титова С. В., Федотовская Е.И., Филатова А. В., Четвертина М. И. и др.). Целый ряд работ посвящен также проблемам социокультурного образования, вопросам формирования у обучающихся иноязычной социокультурной и коммуникативной компетенции (Баклашкина М. В., Елизарова Г. В., Кузьмина Л. Г.; Сафонова В. В., Сысоев П. В., Фурманова В. П. и др.).
В последние годы исследователи проявляют особый интерес к проблеме использования ресурсов Интернета для развития социокультурной компетенции (Воробьев Г. А., Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н., Кошеляева Е. Д., Петрищева Н.С.). Изучением использования технологий Веб 2.0 в обучении иностранным языкам занимаются такие ученые, как Гольдин А.М., Патаракин Е.Д., Ярмахов Д.Б, В.А1ехаМег, T.Anderson, B.Benziger, B.Brandon, C.Dalsgaard, R.Dawson, S.Downes, L.Evans, M.Kerres & A.Nattland, S.Lee & M.Berry, M.Madden, M.Notari, P.McGee & V.Diaz, J.Siemens, D'Souza, V.Stevens, G.Vossen и др. [3; 8; 9; 10; 11].
Следует отметить, что в виртуальной среде возрастает значимость исследования социальной компетенции, так как именно в виртуальном мире происходит больше международных контактов. Однако методика развития социокультурной компетенции студентов специализированных вузов на основе Интернет-ресурсов до сих пор не становилась предметом изучения.
Одним из главных преимуществ современных мультимедийных средств является то, что они позволяют пользователю следовать собственному ходу мыслей, проясняя возникающие проблемы тогда, когда это действительно необходимо. Это особенно важно для обучения иностранному языку, нацеленному, в том числе на развитие социальной компетенции, поскольку здесь возникает требование к обучаемому уметь самостоятельно конструировать собственные знания. Исследователь Г.А. Воробьев, считает, что для достижения этой цели и преодоления несоответствия между традиционными методами обучения и современными социальными потребностями требуется разработка такой методики развития социальной компетенции, при которой студенты сами привлекаются к процессу поиска и обработки информации, в течение которого происходит накопление, организация и структурирование знаний о мире (как фактологических, так и фоновых) [1].
Целый ряд работ посвящен также проблемам социокультурного образования, вопросам формирования у обучающихся иноязычной социокультурной компетенции (Баклашкина М.В., Елизарова Г.В., Кузьмина Л.Г.; Сафонова В.В., Сысоев П.В., Фурманова В.П. и др.). При всем при этом следует отметить, что в виртуальной среде возрастает значимость исследования социальной компетенции, так как в именно в виртуальном мире происходит больше международных контактов [4].
В общем и целом, социокультурное развитие обучаемых средствами иностранных языков способствует формированию у них коммуникабельности, речевого такта, непредвзятости во мнениях и оценках, готовности к совместной деятельности с людьми различных взглядов независимо от их этнической, расовой и социальной принадлежности и вероисповедания. Оно создает предпосылки для изучения культур народов, что предполагает интеграцию учебных дисциплин в курсе изучения иностранного языка [7].
Формирование целей статьи (постановка задания). Создание условий для формирования социокультурной компетенции у студентов при обучении иностранному
языку в вузе является одной из целей данного исследования. Ведущей идеей является то, что современный человек живет в многополярном мире и поликультурном пространстве. Диалог цивилизаций, культур, традиций стал особенно актуален в конце 20 - начале 21 вв. Сформированность социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру становится необходимым условием успешной коммуникации в современном мире. Таким образом, мысль о необходимости социокультурного образования средствами иностранного языка постепенно начинает приобретать аксиоматичное звучание, так как обучение общению на иностранном языке в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями, без которых нет практического овладения языком.
Для успешного общения необходимо не только владеть одинаковыми языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими навыками), но и общими содержательными знаниями о мире. Подобные общие для участников акта общения когнитивные знания принято называть фоновыми знаниями [5].
В условиях расширения контактов и интеграции в мировое сообщество фоновые знания и представления о политических, экономических, социальных тенденциях приобретают особое значение.
Каждый социум обладает специфической, характерной только для него картиной мира, которая отвечает его физическим, духовным, технологическим, эстетическим, этическим и другим потребностям. Язык является одним из средств формирования социализации картины мира.
Поэтому социокультурная компетенция позволяет говорящим на иностранном языке чувствовать себя практически на равных с носителями языка (в отношении культуры), что является шагом к адекватному владению иностранным языком.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:
- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
- создание и использование компьютерных тестиру-
ющих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем [3].
В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в вузе. В частности стали интенсивно внедрятся в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ и т.п.
Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения немецкому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал. Нет ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.
Но стоит отметить, что в последнее время все большую популярность приобретают технологии Веб 2.0. Веб 2.0 технологии открывают принципиально новые возможности для деятельности, в которую легко включаются люди, не обладающие специальными знаниями в области информационных технологий. В результате их распространения в сетевом доступе оказывается большое количество открытых материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Они упрощают процесс создания материалов и публикации их в сети, когда каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям текстов, фотографий, рисунков, музыкальных файлов, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента [6].
В общем и целом, социокультурное развитие обучаемых средствами иностранных языков способствует формированию у них коммуникабельности, речевого такта, непредвзятости во мнениях и оценках, готовности к совместной деятельности с людьми различных взглядов независимо от их этнической, расовой и социальной принадлежности и вероисповедания. Оно создает предпосылки для изучения культур народов, что предполагает интеграцию учебных дисциплин в курсе изучения иностранного языка.
Результатом процесса интеграции является новое образование - интегрированный курс. При этом элементы из разных систем, подчиняясь одной интегрирующей цели, начинают выполнять однородную функцию - «работают» на создание целостного представления о явлении культуры, на формирование качественно нового знания.
Объединяя в себе воспитательные, образовательные и развивающие возможности различных предметов, интегрированный курс способствует разностороннему развитию студентов. Он создают условия для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков, умений и дают обучаемым возможность увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовлетворение.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что создание и использование интегрированного курса с использованием технологий Веб 2.0 будет способствовать формированию у студентов социокультурной компетенции, которая в свою очередь позволит студентам оперировать необходимыми знаниями и адаптировать при необходимости свое поведение к поведению, адекватному или близкому к носителям языка, а иными словами, умение применять данные знания в процессе межкультурного общения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исследование социокультурной компетенции позволить расширить у студентов интерес к изучению иностранного языка. Кроме того, в последнее время появляется ряд исследований, посвященных тому, что социокультурная компетенция находится в непосредственной взаимосвязи с социальной [1]._
Таким образом, эмпирический материал, собранный и проанализированный в ходе изучения социокультурной компетенции, позволит расширить понятие социальной компетенции и проанализировать такой аспект, как поведение личности в условиях виртуальной среды. Это позволит в свою очередь сравнить особенности социальной компетенции реального и виртуально мира, найти особенности и отличия этого явления в виртуальной социальной среде, что впоследствии может быть учтено при общении с представителями иноязычной культуры посредством сети Интернет.
Кроме того, использование на занятиях по иностранному языку технологий Веб 2.0 (например, вебквест, Са1атео, Gloster, LearningApps, Mindmeister, Podcasts, Quizlet, ^Ы, Voxopop, Wordle), вносит определенный вклад в методику преподавания иностранного языка и может быть полезно всем преподавателям иностранных языков.
Кроме того, собранный эмпирический материал, может быть использован при составлении и осуществлении учебных программ и спецкурсов по методике преподавания иностранных языков, учреждениях системы повышения квалификации для педагогических работников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Мягкова В.Ю., Нелюбина Е.А. Специфика социальной компетенции в условиях социальной среды XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. технолог. ун-та, 2014. - Т. 1. - В. 0. - № 4. - С. 230-235.
2. Гусарова Ю.В. Использование социального сервиса «подкаст» при обучении говорению на иностранном языке (на примере немецкого языка) Современные на-
учные исследования. Выпуск 2 - Концепт. - 2014. - ART 54792. [Electronic resource]. - Mode of access: http: // e-koncept.ru/2014/54792.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.
- ISSN 2304-120X.
3. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: практ. руководство / Е.Д.Патаракин.
- М.: Интуит.ру, 2007. - 64 с.
4. Сон Л.П. Информационное общество: интерактивное образование и проблемы web коммуникации (на материале испанского языка) // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1. С. 278-284.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникативных Интернет-технологий -Москва: Глосса-пресс, 2010.
6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
7. Титова, С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В. Титова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 267с.
8. Amy Shuen Web 2.0: A Strategy Guide. — O'Reilly, 2008.
9. James Governor, Dion Hinchcliffe, Duane Nickull Web 2.0 Architectures: What Entrepreneurs and Information Architects Need to Know. — O'Reilly, 2009.
10. Lewis, A. Dealing with Computer-Related Anxiety in the Project-Oriented cALl Classroom Text. / Lewis Alison, Atzert Stephan // Computer Assisted Language Learning. 2000. - Vol.13, N 4-5. - P.377-395.
11. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: University press, 2001.
WEB 2.0 TECHNOLOGIES AS A WAY OF FORMATION STUDENTS' SOCIOCULTURAL COMPETENCE IN THE NON-LANGUAGE HIGHER SCHOOL
© 2015
Yu.V. Gusarova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Foreign Languages»
Penza State Technological University, Penza (Russia)
Abstract. The article deals with Web 2.0 technologies, which contribute to the formation of students' sociocultural competence in the non-language higher school. This research is necessary for understanding the using of foreign language as a possibility of upbringing and education of the students in the "dialogue of cultures".
Keywords: Web 2.0 technologies, sociocultural competence, foreign language, student, non-language higher school.