достигаются посредством гармонического сочетания разнообразных видов детских игр и игровых ситуаций. Чуткое руководство игровой деятельностью школьников, возможность влияния через игру на личность ребенка, его эмоциональную, когнитивную и деятельную сферы с целью актуализации личностных качеств, помогает эффективно реализовать выдвинутую нами модель на всех уровнях психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников.
На уровне образовательной системы региона осуществляется решение следующих проблем: введение жесткого контроля за качественным содержанием «продуктов» шровой индустрии, предлагаемым рынком электронной промышленности; наложение запретов (ограничений) на «эксплуатацию» электронной и компьютерной игры сомнительного или заведомо опасною для детской психики содержания; организация работы по пропаганде развивающих компьютерных программ в среде педагогов, родителей, школьников и студенческой молодежи; активизация деятельности всех уровней образовательной системы региона по разработке комплексной программы организации игровой деятельности молодежи.
Модуль психолого-педагогического обеспе-
чения игровой деятельности школьников в рамках заявленных направлений осуществляется в соответствии с предложенным алгоритмам, который включает: диагностику отношения школьников к игре, мотивов их включения в игру, игровых притязаний школьников; формирование у школьников навыков коллективного взаимодействия в игре; развитие у детей навыков самостоятельной разработки игры (определение сюжета, структуры, оборудования, правил и условий, ролевых функций, атрибутов игры); совершенствование у школьников опыта самостоятельной организации игры (распределение ролей, старт игры, осуществление шровот замысла, руководство игрой, подведение итогов, ее анализ).
Таким образом, четко выверенная стратегия и тактика психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников позволит преодолеть тенденцию трансформации игры из педагогически ценного в антипедагогическое средство, усилить ее позигивное влияние на процессы социализации личности, развитие индивидуальности ребенка, формирование детских коллективов и детских общественных объединений.
Е.И. ТИХОМИРОВА
ТЕХНОЛОГИИ СУБЪЕКТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Современные образовательные учреждения интенсивно разрабатывают и внедряют технологии субъектной самореализации, определяя их как основу самоопределения студентов, в связи с тем, что одним из важнейших требований к субъекту образовательного процесса является умение самостоятельно выстраивать траекторию своего личностного развития в образовательном пространстве (А.П. Тряницына). Освоение технологий субъектной самореализации (ТСС) позволяет студентам в процессе обучения: разработать и реализовать стратегию личностного, профессионального развития; приобрести опыт социального взаимодействия; совершенствовать процесс познания. Сегодняшний студент должен быть ориентирован не только на пассивное уча-
стие в образовательном процессе, но и на активную субъектную самореализацию, одним из проявлений которой является самоопределение [12].
Технологии субъектной самореализации студентов в образовательном учреждении позволяют организовать поиск направлений субъектной самореализации на основе социального взаимодействия в процессе самоопределения. Проявляется самоопределение студентов в образовательном учреждении как: формирование личностной установки на процесс жизнедеятельности; поиск объектов самореализации; результат самоактуализации в процессе социального взаимодействия.
На базе Лаборатории Субъектной Самореализации Самарского государственного педагоги-
© Н.И. Тихомирова, 2008
117
ческого университета (ЛаСС СГПУ) разрабатываются и внедряются в деятельность образовательных учреждений технологии субъектной самореализации как основа личностного самоопределения. Подготовлены учебные пособия, практикумы, монографии, спецкурсы. (См. подробнее [3; 4; 6; 7; 8]).
Технологии субъектной самореализации студентов в образовательном учреждении мы классифицируем по направленности на основе осваиваемого объекта (информация, я сам, другой человек). Но содержанию технологии субъектной самореализации студентов в образовательном учреждении мы условно делим на:
технологии личностного познания «Кто Я». См. подробнее: [3];
технологии развития профессиональных компетенций. См. подробнее: [4];
технологии креативной самореализации. См. подробнее: [8].
Освоение студентами технологий субъектной самореализации как основы самоопределения -процесс длительный, многогранный, интегрированный, поэтому в его рамках можно выделить этапы: информационный -- развивающий знания студентов о назначения, сущности, содержания, специфики технологий субъектной самореализации (комплекс информационно-технологических знаний, представлений об основных закономерностях развития, функционирования социума, субъектною взаимодействия, самоопределения); коммуникационный - устанавливающий перечень необходимых умений социального взаимодействия в процессе самоактуализации и самореализации в ходе самоопределения; праксиологический- интегрирующий личностные достижения студентов в процессе выполнения деятельности [9].
Понятие «технология» — искусство, мастерство, умение определяется как «совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки... Описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, 1рафики» [-
2, с. 235].
Технологии субъектной самореализации студентов в образовательном учреждении в значительной степени ориентированы на развитие информационно-технологического мышления, определяемого нами как способность мышления студентов к преобразовательной деятельности по
созданию образа Я как субъекта - создателя материальных и духовных ценностей для блага человека, общества и природы.
В обобщенной характеристике технологий субъектной самореализации студентов в образовательном учреждении можно выделить: социальную направленность; разнообразие осваиваемых объектов; ролевую интеграцию; субъектную ориентацию; креативную самореализацию [11].
Технологическая обеспеченность является важным условием субъектной самореализации личности в образовательном учреждении. Технологическая обеспеченность рассматривается нами как процесс разработки, внедрения, систематизации технологий, анализа и оценки эффективности их применения. Такая обеспеченность дает возможность заявлять о технологизации образовательного процесса, что, в свою очередь, делает процесс субъектной самореализации личности цельным, продуктивным, успешно развивающимся.
Технологизация включает в себя: расчленение процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции; поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата; однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций [1, с. 24-26].
Характеризуя технологии субъектной самореализации, остановимся на их содержании и креативной направленности. Одна из таких технологий условно названа нами «начало». В ее составляющие входит - выбор стратегии начала действий при выполнении предстоящей деятельности. Проведенные нами наблюдения за процессом деятельности показывают, что нередко «пассивность» наступает как следствие неумения приступить к работе, т.е. начать ее. Нередко возникают у студентов вопросы: с чего начать? к чему первоначально приступить? что интересного придумать? как увлечь всех или хотя бы большинство? к кому обратиться за помощью?
Длительный эксперимент позволил нам обнаружить, что существуют различные типы «вхождения» человека в деятельность. В своей авторской технологии «Начало» мы предлагаем всем желающим выполнить несложное задание: выбрать варианты начала деятельности (см. предложенные ниже), которые совпадают с вашим мнением.
Приступая к выполнению деятельности, я предпочитаю начинать:
со знакомства со своими обязанностями; со знакомства со своими правами; с составления собственной модели деятельности;
с изучения опыта предшественников; с общения с другими людьми, выяснения их мнения о содержании моей деятельности, ИЛ ожиданиях;
с подготовки необычного, интересного
дела;
с изучения литературы, которая поможет определиться в сущности предстоящей деятельности;
с собрания заинтересованных лиц и выяснения их пожеланий в моей работе;
с проведения исследования проблем, которые стоит решать в первую очередь при выполнении работы;
с общего собрания, где нужно определить проблемы, которые предпочтительнее решать в первую очередь;
с обучения на семинаре по вопросам выполнения моей деятельности;
с создания группы единомышленников.
Далее мы предлагаем каждому определить свою субъектную направленность в предстоящей работе. Получаемые ответы на обозначенные выше вопросы, позволяют определить ориентацию каждого студента на тот или иной вариант начала работы [4; 12].
Технологии субъектпой самореализации дают возможность студентам успешно включаться в процесс самоопределения в образовательном учреждении, осваивая пространства образовательной среды: деятельностное, информационное, коммуникативное, личностное, предметно-вещное, эмоциональное [4].
В Лаборатории субъектной самореализации Самарского государственного педагогического университета в ходе разработки и многочисленных исследований внедрения технологий субъектной самореализации личности определены такие типы личностной направленности в процессе самоопределения: репродуктивный исполнитель, креативный деятель, архивариус, позитивный коммуникатор, интеллектуал, исследователь, стратег, любознательный, лидер и др. [7].
В образовательном учреждении существует особое информационное пространство, которое
отличается насыщенностью обязательной для усвоения информации, целенаправленно транслируемой, анализируемой, синтезируемой. Образовательное учреждение характеризуется большими информационными потоками, которые в настоящее время «недостаточно системно регулируются» [5].
Проводимые нами исследования показывают существующую и достаточно явно наблюдаемую разрозненность, противоречивость в информационных потоках образовательного учреждения. Это порой затрудняет процесс самоопределения и субъектной самореализации студентов. В частности, более 40% обследованных нами студентов заявляют о том, что хотели бы научиться систематизировать информационный поток с помощью различных технологий. В современных образовательных учреждениях нередко отсутствует установка на целенаправленное интегрирование информационных потоков, выделение в них базовых информационных блоков. В связи с этим, определена исследовательская перспектива: разрабатывать и внедрять технологии субъектной самореализации личности в информационном пространстве образовательного учреждения. См. подробнее: [10; 11].
Значительное место среди технологий субъектной самореализации личности в образовательном учреждении отводится технологиям освоения деятельностного пространства. Это пространство характеризуется своей цикличностью, систематичностью, креативностью. Характерной особенностью технологий субъектной самореализации в образовательном учреждении является их обучающий характер. Деятельностное пространство образовательного учреждения регламентировано по времени существования, по формам проявления, по месту функционирования, по субъектной принадлежности, по целевой направленности, по степени мотивированности, по результативности личностных достижений в нем [7].
Образовательное учреждение не только создает, организует деятельностное пространство, но востребует субъекта, способного это пространство осваивать и в нем самоопределяться. Сформулированная в XIX веке модель освоения человеком деятельностного пространства потребность, деятельность по ее удовлетворению, новые способности и новые потребности, позволяет изучать процесс внедрения технологий
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2008
119
субъектной самореализации как основы самоопределения.
Технологии субъектной самореализации позволяют обеспечивать социализацию и индивидуализацию личности в образовательном учреждении. В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Элькопина и др. рассматривался вопрос о ведущем типе деятельности, о противоречии между образом жизни человека и его возможностями, уже определившими этот образ жизни.
Технологии субъектной самореализации личности формируют установку на социально ориентированную деятельность и коммуникацию. Именно поэтому так важно сосредоточить усилия на формировании коммуникативного пространства образовательного учреждения, которое формирует общие знания, установки, ориентации своих субъектов, взаимопонимание, когда создается особая срсда, позволяющая студенту определить свои жизненные приоритеты. Именно среда, заставляет думать и чувствовать в определенном направлении (Дж. Дьюи).
Технологии субьсктпой самореализации предоставляют возможность реально осуществить взаимодействие среды и личности. Существуют различные точки зрения на такое взаимодействие. Одна из них: среда определяет всю сущность человека. В связи с этим положением особую значимость приобретает целенаправленное формирование воспитывающей среды образовательного учреждения [7].
Положение о диалектическом взаимодействии среды и личности определяет взаимовлияние как среды на личность, так и личности на среду. Человек как субъект, как организатор функционирования микросреды способен оказывать существенное влияние на этот процесс. Причем, действенность этого влияния определяется как особенностями среды, так спецификой личности субъекта.
Существенное место в технологиях субъектной самореализации личности в образовательном учреждении в процессе самоопределения отводится развитию мышления. 3. Фрейд указывал на то, что разум — единственное орудие — или оружие, которым мы располагаем, чтобы сделать жизнь осмысленной, чтобы расстаться с иллюзиями ... стать независимыми от сковывающих авторитетов и стать авторитетами для себя самих.
В опыте деятельности Лаборатории субъектной самореализации СГПУ используются разработанные нами технологии развития мышления субъектов образовательного процесса. В их число входят такие технологии как: «Я мыслю, значит...»; «Афоризм, правило»; «Стратегия, тактика», «Модель, проект» и др. См. подробнее [10].
Освоение студентами технологий субъектной самореализации в образовательном учреждении как основы самоопределения неотъемлемо связано с формированием совокупности качеств личности как субъекта образовательной деятельности, которые условно можно разделить на группы: личностные (психологические, мыслительные, повсдсические); гностические (сфор-мированность адекватной самооценки, конструктивный подход к организации деятельности); культурно-ценностные (восприятие ТСС как средства успешного освоения образовательного и социального пространства).
С целью освоения студентами технологий субъектной самореализации в образовательном учреждении как основы самоопределения в ЛаСС СГПУ разработан спецкурс «Технологии субъектной самореализации студентов в образовательном учреждении», который апробирован в Самарском государственном педагогическом университете на занятиях студенческого клуба «КУБ» - Карьера, Успех, Благополучие среди студентов 1-2 курсов в 2004-2008 гг. Курс рассчитан на 36 часов.
В первом разделе «Технологии субъектной самореализации студентов в образовательном учреждении: сущность, основные характеристики, специфика» представлен генезис понятия «технологии субъектной самореализации» (ТСС), их место и роль в самоопределении студентов. Информационно-технологическая среда самоопределения студента в вузе, пути формирования и реализации ТСС студента.
Во втором разделе «Развитие личности студента в процессе освоения технологий субъектной самореализации» раскрывается процесс интеллектуального, коммуникативного, праксиологического, психофизического развития личности в процессе освоения технологий субъектной самореализации в образовательном учреждении, раскрывается сущность профессионального самосознания студента как субъекта образовательного процесса.
Сформированное^ умений использовать технологии оценивалась по результатам выполнения студентами набора технологических заданий, в которых представлены: когнитивное направление (определение цели, сущности, результативности технологии в процессе самоактуализации); коммуникативное направление (использование технологии в процессе самопрезента-ции, освоения техник субъектного взаимодействия); праксиологическое направление (определение цели, сущности, объектного обеспечения деятельностного пространства в процессе самореализации).
Спецкурс обеспечен учебным пособием, ориентирующее на системное освоение технологий субъектной самореализации в образовательном учреждении [8].
Для оценки уровня освоения технологий субъектной самореализации среди студентов проводилась системная диагностика: информированности; коммуникативной обеспеченности; праксиологической готовности студентов к использованию этих технологий. Каждый студент создавал свои технологические модели самореализации, которые апробировал среди однокурсников, школьников, педагогов. Среди таких моделей можно отметить: «Доброе дело для Вас!»; «Сюрприз на память», «Креативыне практикумы» и т.д. [8; 12].
Сформированность у студентов умений создавать, использовать технологии субъектной самореализации определялась наличием;
перспектив личностного развития субъектной позиции (самоактуализация);
позитивного опыта проявления субъектной позиции (самореализация);
траектории субъектной самореализации в коммуникативной среде (самопрезентация).
Диагностика сформированности умений студентов использовать технологии субъектной самореализации (экспериментальная (ЭГ), контрольная (КГ) 1 руппа до и после экспериментальной работы представлены в таблице.
Полученные результаты свидетельствуют о позитивной динамике влияния освоения технологий субъектной самореализации на самоопределение студентов в образовательном учреждении, что позволяет сделать вывод о результативности использования разработанного спецкурса по развитию технологической обеспеченности образовательного процесса.
Особое место в реализации технологий субъектной самореализации в образовательном учреждении имеют ирактикумы по разработке студентами индивидуальных проектов в рамках преподавания учебных дисциплин, в частности, «педагогика». В процессе преподавания курса основными направлениями экспериментальной работы со студентами стали: когнитивное развитие (знаний, умений, навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к использованию ТСС в процессе самореализации, развития профессиональных компетенций).
Лонгитюдное исследование технологий субъектной самореализации студентов в образовательном учреждении показывает, что они характеризуются :
ориентацией на развитие понимания значений и значимости своих поступков и деятельности,
- стимулированием личностного роста,
- интегрированным использованием в пространствах образовательной среды,
взаимодействием использующих их субъектов,
- профессиональной педагогической поддержкой в сочетании с интенсивным процессом становления субъектной позиции [9].
Современные образовательные учреждения ориентированы на целенаправленное, системное, интегрированное освоение технологий субъектной самореализации как основы самоопределения студентов и условия их продуктивного социального взаимодействия, обеспечивающего качество образования.
Библиографический список
1. Анисимов С. С. Технологизация: ее природа и социальная роль. - Харьков: ХГУ, 1999.
2. БСЭ. Т. 25. - 1976.
3. Тихомирова Е.И. Веду за собой: Практикум для желающих стать лидером и тех, кто хочет им в этом помочь. Изд. 2-е стереотипное. -Самара: СГПУ, 2006.
4. Е.И. Тихомирова. Вы стали руководителем... Практикум. - Самара: СГТ1У, 2005.
5. Е.И Тихомирова, Д.С. Тихомирова. Технологии субъектной самореализации как объект педагогического исследования // Учить учителя: Материалы межвузовской научно-практической конференции 23-24 ноября 2004 года. - Самара: Изд-во СГПУ. - 2004. - С. 298-303.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенологкя. Социокинетика, № 4, 2008
121
Таблица 1
Диагностика умений студентов использовать технологии субъектной самореализации как проявления субъектной позиции
Исследуемые позиции До экспер., % После экспер., %.
эг КГ ЭГ КГ
1 .Когнитивные проявления субъектной позиции (?амоактуачизация)
высокий уровень 18 20 24 20
средний уровень 52 54 56 55
низкий уровень 30 25 20 25
2.Праксиологические проявления субъектной позиции (самореализация)
высокий уровень 18 13 31 30
средний уровень 62 61 64 59
низкий уровень 20 26 5 11
3. Коммуникативные проявления субъектной позиции чинности (.самопрезентация)
высокий уровень 15 13 31 23
средний уровень 62 67 59 67
низкий уровень 23 20 10 10
6. Тихомирова Е.И. Лидерство в молодежной среде: Монография. - Оренбург - Самара: ОГУ
- СП!У, 2000.
7. Тихомирова Е.И. Становление школьника-лидера в воспитывающей среде школы: Монография. - Самара: СПТУ, 2005.
8. Тихомирова Е.И. «Солнечное ожерелье»: Учебное пособие для социальных технологов, педагогов, студентов, учащихся. Изд-е 3-е до-пол н., перераб. - Самара: СГПУ, 2008.
9. Тихомирова Е.И. Миссия воспитывающей среды в модернизируемом образовательном пространстве // Ученые записки Оренбургского государственного педагогического университета. Т. 1: Педагогика. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. -С. 348-361.
10. Тихомирова Е.И Современные технологии вовлечения молодежи в социально-ориенти-
рованную деятельность // Вестник Курганского университета: Серия «Гуманитарные науки». -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. -Вып. 2. -С. 215-217.
11. Тихомирова ЕЖ Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения // Электронный журнал «Письма в Эмиссия...» Электронное научное издание. Государственная регистрация # 0420600031 от 02.05.2006. ART 1031, 2006.
12. Е.И. Тихомирова. Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения (развитие умения включаться в деятельность) // Competence and education technologies: Materials of research-practical conference. - Horsens: University College Vitus Bering Danmark, В 2-х т., T. 2, 2008, C. 184-200.