УДК 37
Тихомирова Евгения Ивановна
доктор педагогических наук, профессор Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ -РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
Современные концептуальные ориентиры социального воспитания актуализируют необходимость формирования человека как субъекта современного социума. Именно поэтому целесообразно использовать обширные возможности социального воспитания как ресурс личностного развития человека.
Ключевые слова: социальное воспитание, ресурс личностного развития человека, субъект социума, авторские проекты.
В теории и практике современного социального воспитания накоплен достаточный фонд знаний, концепций, стратегий, опыта и технологий развития человека (Т.К. Ахаян, В.М. Басова, Н.Ф. Басов. Б.З. Вульфов, А.Г. Кирпичник, А.В. Мудрик, Н.М. Рассадин, А.В. Репринцев, Ю.И. Тимонин, Е.В. Титова, Е.И. Тихомирова и др.).
Рассматривая социальное воспитание - ресурс личностного развития человека, реализующего себя как субъект современного социума, можно определить несколько основных составляющих этого процесса, в частности: концептуальное, когнитивно-ценностное, праксиологии-ческое. Концептуальная составляющая раскрывает основные стратегические ориентиры социального воспитания - ресурс личностного развития человека как субъекта современного социума. Когнитивно-ценностная составляющая аккумулирует знания о сущности и ценности социального воспитания как ресурс личностного развития человека в контексте его субъектного саморазвития в современном социуме. Праксиологическая составляющая позволяет систематизировать и анализировать опыт и технологии социального воспитания - ресурс личностного развития человека как субъекта современного социума.
Развивая теорию и практику социального воспитания, рассматриваемого нами как ресурс личностного развития человека - субъекта современного социума, в рамках созданной нами научной школы «Самореализация личности в социуме», мы акцентируем особое внимание на необходимость и значимость формирования у подростков и молодёжи: субъектной позиции; коммуникативных умений; социальных компетенций; лидерского потенциала (Е.Н. Залевская, С.Х. Кадырова,
Е.Л. Миронова, Т.Н. Титова, Е.И. Тихомирова, С.Е. Шабалкина). Важно констатировать, что социальное воспитание как ресурс личностного развития человека, раскрывает свои возможности в контексте субъектного становления личности. В современном социуме особо актуальна стратегия субъектной самореализации личности [см. подробнее: 1; 3; 4; 5; 6; 8; 9].
Происходящие в обществе социально-экономические преобразования воплощаются в представления людей о перспективах своего социального и личностного развития [8; 9]. Определяющим в этом процессе становится личностное совершенствование в контексте реализации стратегии субъектного развития человека. Современное общество востребует активно действующего, инициативного, ответственного человека, способного реализовывать свои идеи, творчески воплощать их в практическую деятельность. Очень важно, как указывал О.С. Г азман, дать каждому базовое образование и культуру, затрагивающие все стороны личности на уровне, элементарно достаточном для равного с другими старта саморазвития.
Анализ теории и практики социального воспитания позволяет нам утверждать, что социальное воспитание - это действительно ресурс, используя который мы может развивать человека как субъекта современного социума. Во-первых, социальное воспитание позволяет раскрывать и конкретизировать концептуальные основы развития человека как субъекта социума, создавая «пространство целевой субъектной самореализации». Во-вторых, социальное воспитание обеспечивает человеку формирование стратегии «позитивного субъектного взаимодействия». В-третьих, социальное воспитание активизирует про-
88
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Тихомирова Е.И., 2012
цесс индивидуально-личностного и группового совершенствования, используя «технологии праксиологического разнообразия» [см. подробнее: 1; 2; 3; 4; 9].
Социальное воспитание обеспечивает успешное формирование субъектной позиции личности, отражает тенденции развития научного знания о человеке как субъекте социума, который, по словам В.В. Знакова всегда соотносит знания о мире не только с выбираемыми им средствами познавательной деятельности, но и с ценностноцелевыми структурами, воплощенными в нормах и ценностно-смысловых образованиях личности (как своей, так и других людей.
Проблема формирования субъектной позиции личности человека раскрыта в научной философской, психологической, педагогической литературе, в практике социального воспитания. Накоплен эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности и содержания понятия «субъектная позиция личности», средств и способов ее формирования у человека как субъекта современного социума. В частности, исследования Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой, Л.И. Божович, Е.Д. Божович, А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, В.А. Сластенина, Л.В. Хайкина, и других ученых многоаспектно используются в теории и практике моделирования и программирования социального воспитания растущего человека [8; 9].
Анализ научной литературы и изучение реальной педагогической практики позволяют установить, что в зависимости от того, как проблема субъектной позиции, субъектности вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения. В частности, обосновывается, что субъектная позиция «отражает и развивает индивидуальность, авторство, субъективность личностной позиции, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспектив дальнейшего саморазвития; придает деятельности неповторимое, личностное своеобразие; характеризует способ личностного и профессионального существования человека» (В.А. Сластенин); выражает авторство, индивидуальность, самостоятельность, субъективность личности, ее активно-преобразовательную стратегию (А.С. Лебедев); определяет характер деятельности человека, направленной на познание и преобразование культуры и себя в культуре (А.Г. Гогоберидзе).
Проведенный нами анализ научной педагогической литературы и изучение реальной практики социального воспитания показывает, что современное социальное воспитание в основном рассматривается как ресурс личностного развития человека, но в тоже время, приоритет отдается внешним воздействиям на растущего человека (педагог, родители, группы, образовательные учреждения, социум), а характеристика человека как субъекта современного социума в социальной педагогике ограничивается констатацией значимости этого процесса [см. подробнее 5; 6; 7; 8; 9].
Конкретизация научного представления о социальном воспитании - ресурсе личностного развития человека как субъекта современного социума, основывается в наших научных исследованиях на развитии относительно постоянных, востребованных человеком, позитивных и креативных субъект-объектных и субъект-субъектных отношений человека к миру как объективному социуму, обеспечивающему формирование концепции субъектного развития человека; к самому себе как целенаправленно действующему, активно, креативно и позитивно взаимодействующему субъекту; к другим людям как субъектам социума, поддерживающим человека в реализации его ценностно-смысловых и праксиологических стратегий. Мы обоснованно считаем, что социальное воспитание только тогда выступает как ресурс личностного развития человека, когда ориентирует его на субъектную самореализацию, обеспечивающую формирование собственной концепции личностного развития человека как субъекта социума; самостоятельное нахождение человеком стратегических ориентиров, раскрывающих объектно-субъектную направленность человека; активное, позитивно-креативное самосовершенствование в праксиологическом пространстве социума [см. подробнее: 1; 2].
В теории социального воспитания конкретизируется научное представление о педагогической сущности и содержании понятия «субъектная позиция личности»; «субъект социума», определяются принципы и содержание социального воспитания как ресурс личностного развития человека в современном социуме. Важно определить направления деятельности ученых, педа-гогов-практиков, учреждений, организаций, всех заинтересованных лиц в социальном воспитании субъекта современного социума. В педагогичес-
ких исследованиях разрабатываются модели и программы социального воспитания, анализируется их специфика и значимость как ресурс личностного развития человека - субъекта современного социума. Проведённые нами Всероссийские научно-практические конференции с международным участием, позволяют аккумулировать достаточно обширный объем информации по решению этой проблемы [8; 9].
Одной из актуальных проблем социального воспитания является развитие способности человека быть субъектом познания, общения и деятельности, позволяющих активно и целенаправленно осуществлять обмен способами целепо-лагания, деятельности, рефлексии, проектировать предполагаемые направления и пути активного, креативно-позитивного взаимодействия, в которых представлен как сам человек, так и его социальное окружение. В характеристиках человека как субъекта социума отражается: объектная направленность, предметное содержание, индивидуальное целеполагание, практика общения и деятельности, потребность в рефлексии, необходимость постоянно фиксировать степень активности, самостоятельности, позитивности и креативности человека. Именно это, по нашему мнению, является необходимой характеристикой результативности социального воспитания - ресурса личностного развития человека как субъекта современного социума.
Фундаментальные положения о человеке как субъекте деятельности и социума раскрыты в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Е.Д. Божович, А.В. Бруш-линского, Л.П. Буевой, В.В. Знакова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Уманского и др.). Существуют концепции моделирования воспитывающей среды, в которой происходит целенаправленное, системное, интегрированное формирование личности как субъекта социума, субъектной позиции индивида (Б.З. Вульфов, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, В.С. Лазарев, О.Е. Лебедев, М.М. Поташник, Е.И. Тихомирова, А.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург); концепции профессиональной деятельности педагога, способного формировать субъектную позицию учащихся в деятельности и общении (В.И. Загвя-зинский, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Е.И. Казакова, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сла-стенин, Л.И. Уманский и др.).
Сущность, концепции, стратегии, направления, практика субъектной самореализации личности в контексте использования ресурсов социального воспитания человека как субъекта современного социума реализуется в научно-практических исследованиях лаборатории «Субъектной самореализации и инновационных технологий» Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ЛаСС ПГСГА) [см. подробнее: 5; 6; 7]. Лаборатория создана в 2004 году, в ней развивается несколько целевых направлений, программ, проектов, которые обеспечивают системное внедрение социально и личностно-ориентированных технологий в деятельность образовательных учреждений разного типа. В частности, научно-методическое, информационно-аналитическое, исследовательское, организационно-массовое, издательское, консультационное. За время своей работы лаборатория участвовала и инициировала международные, межрегиональные, всероссийские конференция, представляя разрабатываемые технологии субъектной самореализации личности, социального воспитания в контексте личностного развития человека как субъекта современного социума [8; 9].
В частности, в Самарской области инициированы и реализуются в образовательных учреждениях несколько авторских проектов ЛаСС ПГСГА: «Я расту...» - субъектная самореализация личности в воспитывающей среде образовательного учреждения; «Веду за собой» - развитие лидерского потенциала личности в социуме; «Солнечное ожерелье» - субъектная самореализация молодежи в социально-ориентированных объединениях, «ТриДэ» - освоение технологий позитивного взаимодействия в социуме; «Ё-Моё» -креативно-позитивная субъектная самореализация молодёжи в социуме. По инициативе ЛаСС студентами ПГСГА созданы интернет проекты: «Образовательная политика Самарского региона», социально-ориентированный проект «День Добрых Дел» («ТРИ ДЭ»), «Вы в курсе о нашем курсе», «Инновации самореализации» и др. Инициирован и реализуется проект дополнительного образования студентов «социальный технолог». Активно внедряются программы личностной самореализации подростков и молодежи в загородных оздоровительных лагерях. На базе ЛаСС ПГСГА уже не первый год работает студенческий клуб «КУБ» - Карьера! Успех! Благополучие! Систематически в лаборатории проходят семи-
90
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
нары, круглые столы, мастер-классы для аспирантов, соискателей, работников образования на тему «Технологии самореализации личности в современном социуме». Инициировано взаимодействие ЛаСС ПГСГА с образовательными учреждениями различных типов и регионов с целью обмена разрабатываемыми инновационными технологиями субъектной самореализации личности в социуме. В частности, в городах: Архангельск, Волгоград, Казань, Калининград, Кострома, Курган, Курск, Москва, Минск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Рязань, Санкт-Петербург, Орёл, Оренбург, Саратов, Ульяновск, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Томск, Челябинск, Якутск, Ярославль и др.
В лаборатории «Субъектной самореализации и инновационных технологий» издается Всероссийский сборник научно-практических работ «Самореализация личности. Теория и практика», учебные пособия, монографии, практикумы по профилю деятельности лаборатории, направленной на изучение концепций, стратегий и практик социального воспитания на основе самореализации человека как субъекта социума.
Таким образом, социальное воспитание, как теория и практика, разрабатывая концепции, реализуя стратегии, сохраняя и совершенствуя технологии практической деятельности, может объективно выступать ресурсом личностного развития человека как субъекта современного социума.
Библиографический список
1. Тихомирова Е.И. Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Август 2006, ART 1031. - СПб., 2006 г - ISSN 1997-8588. - URL: http://www.emissia.org/oflEline/2006/1031.htm. - Гос. рег. 0420600031. - Объем 0.3 п.л. - [дата обращения 17.12.2011]
2. Тихомирова Е.И. Акмеологическое обеспечение педагогической поддержки самореализа-
ции личности в образовательном учреждении // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. - Март
2009, ART 1315. - СПб., 2009 г - ISSN 1997-8588. -URL: http://www.emissia.org/offline/2009/ 1315.htm. - Гос. рег 0420900031. - Объем 0.4 п.л. -[дата обращения 17.12.2011]
3. Тихомирова Е.И. Субъектная самореализация студентов в вузе как педагогическая проблема // Самореализация личности: Теория и практика: Сб. науч.-практ. работ. - Самара: Изд-во СГПУ 2006. - С. 161-167.
4. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: Учебное пособие для студ. высш. учеб заведений. Изд. 2- е, стер. - М.: Академия, 2007. - 144 с.
5. Тихомирова Е.И. Направления личностного развития студентов как субъектов образовательного процесса вуза / ГИ. Заболотни, Е.И. Тихомирова // Образование и общество. - 2010. - N° 2.
6. Тихомирова Е.И. Педагогическая поддержка как форма продуктивного субъект-субъектно-го взаимодействия // Психолого-педагогический поиск: Научно-методический журнал. - Рязань,
2010. - № 4 (16). - С. 68-73.
7. Тихомирова Е.И. Разработка и внедрение технологий личностного развития обучающихся в образовательном учреждении в социально-гуманитарном контексте // Социально-гуманитарные технологии личностного развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е.И. Тихомировой. - СПб.; Самара: ООО «Изд-во Ас Г ард», 2011. - С. 171-176.
8. Самореализация молодёжи в социуме: Достижения. Проблемы. Перспективы // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е.И. Тихомировой. - Самара: ООО «Изд-во Ас Гард», 2009. - 507 с.
9. Социально-гуманитарные технологии личностного развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е.И. Тихомировой. - СПб.: Самара: ООО «Изд-во Ас Гард», 2011.- 691 с.