УДК 364-78: 001.8
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ С.В.Балтуева1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены методологические аспекты технологий современной социальной работы. Изучены уровневая составляющая технологий социальной работы, а также значение технологизации социальной работы для различных групп клиентов. Исследованы основания классификации технологий социальной работы, значимые как для специалистов, так и для их клиентов. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: технологии социальной работы; уровни технологий социальной работы; технологизация социальной работы; основания для классификации технологий социальной работы.
TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK: A METHODOLOGICAL ASPECT S.V. Baltueva
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article deals with the methodological aspects of the technologies of modern social work. It studies the level component of the technologies of social work as well as the importance of technologization of social work for different groups of clients. The author examines the foundations for the classification of social work technologies that are important both for professionals and their clients. 4 sources.
Key words: technologies of social work; levels of social work technologies; technologization of social work; classification foundations for social work technologies.
Современная отечественная практика социальной работы формировалась в условиях модернизации российского общества в 90-х годах ХХ века. Модернизация российского общества отразилась на уровне социальной напряженности, которая проявилась в таких явлениях, как массовая бедность российского населения, рост криминогенности, миграция, повышение конфликтности в обществе из-за снижения уровня социальных гарантий, повышенный спрос на основные продукты потребления, недоверие к органам власти, их способности позитивно решать возникшие социально-экономические проблемы. В этой связи технологии помощи носили экстренный и оперативный характер, были связаны с идеологемами помощи «социальной защиты» наиболее уязвимых слоев населения, которые испытывали наибольшие трудности в адаптации к условиям перехода к рыночным отношениям. Правительством страны и Министерством социальной защиты населения в это время определяются группы населения (семьи и дети, престарелые граждане, инвалиды), которые должны были получить приоритетную помощь со стороны государства.
Технологии помощи стали развиваться преимущественно на основе удовлетворения потребностей данных групп населения; они были связаны со стандартами обслуживания в учреждениях социальной защиты, которые были определены государством. На этой основе начинают оформляться технологии социально-бытового обслуживания, технологии психологической, социально-медицинской, правовой помощи, техноло-
гии обслуживания клиентов на дому, оформляются технологии оказания срочной социальной помощи.
В условиях повышенной политизации общества, нестабильной экономической ситуации, в отсутствие устоявшегося правового пространства идеологемы и технологии социальной работы были ориентированы на предотвращение социального взрыва, выступали амортизационной системой между государством и обществом.
Система «государство - общество - человек» становится основополагающей в деле формирования технологий помощи и поддержки. В связи с этим можно говорить о 3-х уровнях социальной работы - макроуровне, мезоуровне, микроуровне, - сформированных в новом социально-экономическом пространстве, где каждому уровню соответствует своя система технологий социальной работы.
К макротехнологиям относятся: а) технологии организационного менеджмента, направленные на организацию учреждений социальной защиты различного профиля на уровне субъектов Российской Федерации; б) технологии социального страхования и социальной помощи в новых условиях, когда они стали не средством «повышения материального благосостояния трудящихся», как это было при социализме, а системой предотвращения нуждаемости и нищеты; в) методы социальной и правовой экспертизы, которые направлены на анализ проектов, программ различного уровня, обеспечивающих защиту и права человека в новых социально-экономических условиях.
1Балтуева Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89500843515, e-mail: svbalt@mail.ru
Baltueva Svetlana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89500843515, e-mail: svbalt@mail.ru
Мезотехнологиями можно назвать: технологии социально-бытового обслуживания населения, социально-медицинской помощи, социально-психиатрической помощи, патронажа и посредничества, профилактики безнадзорности и бездомности, социально-медицинской экспертизы.
Социальная работа - это практически всегда двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должен опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы. Они (клиенты) также вправе не принимать предлагаемую помощь. Они могут выбирать тот вид содействия, который они признают наиболее приемлемым. Никто не может быть оставлен без помощи под тем предлогом, что он уже отвергал предложения о содействии, что ему уже помогали и это оказалось бесполезным. Этика социальной работы требует от сотрудников избегать «заклей-мения» клиента, навешивания ярлыков «безнадежный», «неисправимый» и т.д.
Постепенно наряду с терминами «социальная защита», «социальное обеспечение» появился термин «социальное обслуживание», который лежит в одной логической плоскости с понятием «социальная работа», но отличается по содержанию[4].
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и оказанию материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это формулировка из закона о социальном обслуживании населения (ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.95).
С одной стороны, утверждение этого термина «социальное обслуживание», ознаменовавшего уже более глубокую степень понимания сути проблем, означает, что соответствующий гражданскому обществу подход, при котором вся деятельность индивидов в социуме рассматривается как обмен услугами или товарами. С другой стороны, такой подход повышает субъективную роль клиента социальной работы: он не только суверенен в своем принятии или непринятии социального обслуживания, но и для того, чтобы воспользоваться данной социальной услугой, он должен осознать ее наличие и оценить свою потребность в ней.
К микротехнологиям относятся технологии консультирования, технологии адресного социального обслуживания, технологии срочного консультирования (телефоны доверия) и др. Очевидно, что содержание понятий «социальная работа» и «социальное обслуживание» частично совпадает, но считать их различными названиями для одного и того же вида деятельности нет оснований. Социальная работа включает в себя социальное обслуживание, но не исчерпывается им. Объем понятия «социальное обслуживание» относится, прежде всего, к тем разделам социальной ра-
боты, которые обеспечивают выживание индивидов, семей, групп в трудных жизненных ситуациях, осуществляет поддержку в кризисных обстоятельствах и по возможности вывод из кризиса. Осуществление всей полноты социальных прав клиентов не является непосредственной целью этого вида социальной деятельности, хотя, несомненно, выступает в большей или меньшей степени ее результатом. Точно так же реализация права на счастье и саморазвитие, на полноценное и всестороннее социальное функционирование (что относится к сущности социальной работы) лишь отчасти входит в предназначение социального обслуживания.
Следует признать, что на целый ряд причин, условий и обстоятельств, осложняющих положение клиента социального работника, не может воздействовать не только он сам, весь институт социальной работы, вся социальная система данного государства, но даже на современном уровне наших знаний и наших ресурсов - все человечество в целом.
Скажем, целиком устранить причины врожденной или приобретенной инвалидности или восполнить те дефекты, которые обусловливают ограничение возможностей индивидов, сегодня невозможно. Такие достижения цивилизации, как развитие здравоохранения, появление новых видов генетической прогностики и пренатальной диагностики, совершенствование медицинской помощи, улучшение условий труда и быта устраняют одни причины инвалидности, однако им на смену приходят другие, в значительной мере вызванные теми же успехами цивилизации, поэтому общее число инвалидов растет. Не имея возможности устранить причину, которая делает индивида инвалидом, что же может предпринять социальный работник? Только помочь индивиду достигнуть максимального уровня интеграции в общество, возможного при его реальных жизненных обстоятельствах и здоровье.
Мы осознаем, что бедность - неизбежный спутник современного общества, так как ее причины вызваны не только недостатками здоровья, личности, характера, интеллекта и психики, не только несовременной проективной ориентацией, обусловливающей многодетность, не только эгоистической позицией работодателей (включая государство), но и общим дефицитом ресурсов в мировом масштабе. Устранить бедность социальный работник не в состоянии, он может действовать с целью устранения наиболее вопиющих последствий бедности, с тем чтобы она не стала наследственной для семьи данного клиента: оказать содействие в обеспечении полноценным питанием; помочь получить образование и вместе с тем шансы на успешный социальный старт детям бедняков, родители которых не могут предоставить им таких возможностей, какие предоставляются детям из обеспеченных или богатых семей: гарантировать медицинскую помощь в первую очередь женщинам и детям. Есть множество таких социальных проблем, которые социальные работники должны постоянно разрешать в своей деятельности, но не могут разрешить их целиком и полностью, даже применяя суперсовременные социальные технологии.
Однако технология в социальной работе играет важную методологическую роль, она выступает в виде определенной системы приемов, методов воздействия на клиента с целью изменения его состояния, повышения социальной компетентности, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, улучшения процессов адаптации к условиям современного общества. Значимым в методологическом плане для социальной работы является внедрение технологии в деятельность специалистов, так как она обеспечивает экономию сил и средств, рационализацию профессиональной подготовки кадров, а также повышает эффективность социальной работы. Технология осуществляется на основе апробированного жизнью алгоритма последовательности операций с неопределенностью, виртуальными ситуациями и субъективно ценными для людей реальностями, «где более важно милосердие, чем справедливость, а справедливость нужнее закона». Основные компоненты технологического процесса - это постановка целей, сбор, анализ и систематизация информации, социальная диагностика, уточнение на ее базе целей и поставленных задач, формулирование стратегии действия и выбор соответствующего инструментария, организация реализации принятого решения.
В настоящее время сложилось множество технологий социальной работы, которые классифицируются по различным основаниям. За основу классификации можно взять объект воздействия. Объектом может выступать и клиент, и его деятельность, и социальный контекст, в который он погружен [1]. А клиент, в свою очередь, может подразделяться на группового, индивидуального, а также клиента на уровне общины. Технологии, ориентированные на клиента индивидуального, могут быть представлены как методы саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самоорганизации и т.д. Они могут быть использованы в работе и с подростками, и со взрослыми людьми, и с пожилыми гражданами. Это технологии самоуправления, саморегулирования, активизации жизненных сил клиента. Задачей социального работника в данном случае является ознакомление и обучение разных типов клиентов данным техникам. Эти техники могут варьировать в зависимости от возрастных, индивидуальных и социальных характеристик клиентов.
Социальная группа как клиент требует своих специфических технологий с учетом ее статусных, профессиональных, половозрастных характеристик. Например, для группы дезадаптированных подростков это могут быть технологии повышения их социальной компетентности, адаптированности к условиям современного общества, для группы безработных - технологии трудоустройства, для бывших заключенных, бомжей - технологии реадаптации и ресоциализации и т.д. В связи с тем, что наблюдается рост клиенталь-ных групп и слоев, оказавшихся на обочине жизни общества и требующих тех или иных форм социальной защиты, возрастает и число социальных групповых технологий. Клиент на уровне общества делает необходимой разработку технологий, направленных на
повышение его социального здоровья, достижения приемлемого уровня согласия между основными социальными группами и т.д.
Применительно к социальной работе деятельно-стная технология направлена на совершенствование целей, мотивов, способов достижения социальным работником основных целей его деятельности, улучшение работы организационных структур, самих методов, применяемых социальным работником. К сожалению, социальный работник часто сталкивается с недостаточной мотивацией своих клиентов к повышению социальной компетенции, саморазвитию, проявлению инициативы в организации групп самоподдержки и взаимопомощи, актам благотворительности и т.д. Недостаточна порой мотивация и самого социального работника (это бывает не только по причине низкой оплаты труда, но и из-за плохих условий труда).
К технологиям социальной работы на уровне общины можно отнести методы оздоровления окружающей человека социоприродной среды. Количество средовых технологий достаточно велико. Особо востребованными являются технологии совершенствования уже имеющейся жизненной среды человека. К такой жизненной среде относятся, например, территориальное сообщество, в котором проживает человек -территория двора, улицы, дома. В эту среду часто вторгаются различные преобразователи, нарушая права человека на благоприятную социоприродную среду. Это может вызывать протестное движение. Например, в городах много протестов жителей вызывает уплотнительная или точечная застройка. Жители микрорайона на длительное время погружаются в атмосферу шума, строительного мусора, грязи, свалок. Востребованными здесь могут быть технологии социальной работы с общиной, которые позволят поддерживать среду обитания жителей на некотором приемлемом уровне, не приносить в жертву интересы людей намерениям строительных организаций, инициирующих «точечную» застройку. В то же время не менее актуальными оказываются и технологии обучения жителей бережному отношению к собственному дому, к своему городу вообще. Здесь сложилось много технологий совершенствования обустройства своего дома, микрорайона, городского поселения, к которым можно отнести различные техники благоустройства территории микрорайонов, кварталов, улиц, подъездов, самих домов, а также, что является наиболее важным в данных технологиях - это привлечение самих жителей к такой деятельности. Все технологии социальной работы нацелены на реальные изменения (будь это клиенты, сферы деятельности, различные сообщества).
В основу классификации технологии могут быть положены не только объекты воздействия, но и другие основания, такие как, например, сама сфера использования технологий. На основе такого подхода можно выделить технологии в сфере образования, здравоохранения, занятости, досуга и свободного времени и т.д. Критерии для классификации технологий могут быть весьма разными.
Сама социальная работа осуществляется при помощи определенной системы приемов и методов: это
методы и техники трудоустройства, включения в социальную среду, устройства личной жизни, реабилитации, реадаптации, семейной психотерапии, повышения социальной компетентности клиента. А эти методы и техники, складываясь в определенную систему, выступают как технологии.
Фактически всякая сложившаяся организационная структура социальной работы (служба семьи, занятости, профилактики наркомании, реабилитационный центр) в основе своей деятельности имеет определенную технологию. И как всякая технология, она обобщает, аккумулирует опыт большого числа профессионалов, и в итоге способствует экономии сил и средств социальных работников, обеспечивает рационализацию их профессиональной деятельности. Тех-нологизация социальной работы - объективный и позитивный факт в становлении ее профессионального статуса.
При этом практика социальной работы строится на новом характере взаимоотношений, существо которых состоит в переходе от традиционных отношений между объектом и субъектом к парадигме их соучастия (диалогового по своей сути). В соответствии с ней деловые и личностные качества социального работника, весь его потенциал рассматриваются в качестве своеобразного «ресурса» деятельности клиента, как база построения и организации его собственной деятельности. Чем высококвалифицированнее, технологичнее ведет себя социальный работник, тем быстрее наступит процесс изменения мотивации жизнедеятельности клиента [1; с. 98].
Практики часто располагают технологиями, которые сложились эмпирически задолго до теоретических представлений. Скажем, до всяких научных разработок в сфере социальной работы в обществе существовали определенные методы поддержания баланса справедливости и несправедливости, добра и зла, красоты и безобразия и т.д. Они имели характер надзора и наказания, социальной изоляции. Социальная работа сделала эти методы более гуманными. Эти ранее сложившиеся методы и технологии могут подвергаться коррекции, сомнению или, вообще, отвергаться теоретическим знанием, оценивающим их как заблуждение.
Так, в России причудливое сочетание традиций и революций породило немало противоречивых точек зрения на то, как надо жить, какими средствами защищать и защищаться, поддерживать слабых и исключенных. Эти точки зрения затем отвергались или модифицировались по мере развития российского общества. Нетрудно заметить, что все представления группируются вокруг таких проблем: условия формирования и осуществления социального включения (исключения) человека и социальных групп, соотношения свободы личности, социально оправданной меры этой свободы, справедливости и необходимости.
Уровень, на котором находится общество в своем стремлении разрабатывать разные технологии для решения острых социальных проблем, в свое время сформулировал П.А. Сорокин. Он в одной из своих
работ писал: «... благодаря слабому развитию социальных наук человечество до сих пор бессильно в борьбе с социальными бедствиями и не умеет утилизировать социально - психическую энергию, высшую из всех видов энергий. Мы не способны глупого сделать умным, преступника - честным, безвольного -волевым существом. Часто не знаем, где «добро», где «зло», а если и знаем, то сплошь и рядом не способны бороться с «искушениями». Если биологическая медицина еще далека от совершенства, то «социально-психической» медицины нет почти и в зародыше. ... социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, (курсив мой - Б.) указывающей точные средства для борьбы с социально - психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни (в экономической, политической, правовой, научной, педагогической и т.д.), для наилучшего использования социально - психической энергии. Короче, она должна быть опытной системой индивидуальной и общественной этики как теории должного поведения» [3; с. 28].
П. А. Сорокин вплотную подошел к новой области социального знания, касающейся взаимодействия людей друг с другом и обществом, к теории социальной политики и социальной работы. Системой рецептуры, которая может разрешить некие острые социальные проблемы, могут в скором будущем стать технологии социальной работы и социальной политики, основанные на знании законов социального взаимодействия. Проблемы социального взаимодействия и организации жизнедеятельности людей в настоящее время стали еще актуальнее в связи с ослаблением действия различных регуляторов и потому значимость технологизации социальной работы несомненна.
В настоящее время внимание исследователей из разных сфер социального знания приковано к анализу проблем оптимизации регулирования поведения социальных групп и личностей. Но, как правило, в большинстве исследований более или менее детально описывается действие только одного какого-либо регулятора (права, морали, традиций и т.п.). Вопросы взаимодействия, взаимовлияния этих регуляторов остаются неразработанными. Обусловлено это тем, что в настоящее время характер социальной работы, ее технологии еще недостаточно комплексны и эффективны.
Понятия методов, как и многие другие понятия в социальной работе, еще неоднозначны в содержательном плане, т.к. продолжается дискуссия о специфике используемых методов. Так, многие специалисты, исходя из того, что взаимодействие социального работника и клиента - это диалоговый процесс, считают важным выделить и такой метод сбора информации, как диалог, подчеркивая при этом, что диалог -определенный процесс, в котором специалист, основываясь на имеющейся информации, формулирует свои гипотезы, осуществляет вмешательство, следя за реакцией клиента. Диалог и клиенту отводит активную роль, он выступает основой саморефлексии кли-
ента, которая значима как для социального работника, так и для самого клиента.
Выбор методов сбора данных и характер их отбора зависят во многом от позиции исследователя. Однако в настоящее время почти все методы социальных наук относятся к междисциплинарным. Тем не менее, некоторые методы чаще всего соотносятся с конкретными науками. Например, социометрию, групповую дискуссию, включенное наблюдение рассматривают преимущественно как социально-психологические методы исследования.
Основными компонентами технологического процесса, как указывалось, являются постановка целей, сбор, анализ и систематизация информации, социальная диагностика, уточнение на ее базе целей и поставленных задач, формулирование стратегии действия и выбор соответствующего инструментария.
Оценка накопленного «технологического багажа» социальной работы зависит от времени развития социальной работы в России. В настоящее время существуют три обобщенные точки зрения на развитие социальной работы в нашей стране:
- до 80-х годов ХХ века не была развита система специализированных учреждений социальной работы (при естественном отсутствии методов и технологий);
- как и во многих других странах, уже с середины XIX века существовала система учреждений социальной работы для населения;
- существовали отдельные формы и направления социальной работы (либо непрофессиональной, либо, напротив, узконаправленной медицинской, психологической и др.), но отсутствовала целостная система социальной помощи, соответствующая развитию общества в конце ХХ века [2; с. 227].
Представляется, что последняя точка зрения более правомерна. Действительно, в СССР существова-
ли определенные системы медицинской, пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Функционировали различные общественные организации и ассоциации, оказывающие помощь населению. Но ответа на вопрос, кто должен координировать деятельность различных социальных учреждений, долгие годы не удавалось получить, потому что отсутствовали соответствующие службы и профессионально подготовленные специалисты. А органы управления, ведавшие социальным обеспечением, явно не справлялись с растущим разнообразием социальных проблем, не располагали нужными технологиями.
Социальная работа как профессиональная деятельность стала насущной необходимостью в современной России, к которой предъявляются жесткие технологические требования. Для российского общества в настоящее время важной задачей является интеграция всех форм и направлений социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям, соответствующим прогрессивному развитию общества и формированию благоприятной для личности общественной ситуации в целом.
Таким образом, можем подвести некоторые итоги. Сущностные характеристики технологий социальной работы выражаются в таких составляющих, как: а) определенный способ достижения личных и общественных целей; б) суть данных целей выражена в пооперационном осуществлении деятельности; в) эти операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; г) разработка этих операций проводится на основе научных знаний; д) обязателен учет специфики сферы, где осуществляется деятельность. Данные характеристики технологий социальной работы в методологическом плане значимы и важны для дальнейшего развития системы современной социальной работы.
Библиографический список
1. Албегова И.Ф. Социальные технологии: теория и практика // Социальная работа: История, теория и технология / под ред. И.Ф. Албеговой, В.В. Козлова. Ярославль, 1997. С.93-103.
2. Григорьева И.А., Келасьев В.Н. Теория и практика социальной работы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 356 с.
3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1997.
4. Словарь-справочник по социальной работе / отв. ред. Холостова Е.И., Панов М.В. М.: Юристъ, 2004. С. 321.
УДК 2(077)
НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В КУРСЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Н.К.Барсукова1
Иркутский государственный университет, 664003, ул. Карла Маркса, 1.
Рассмотрена актуальная проблема изучения новой дисциплины - религиоведения. Изложены исторические этапы развития религиозного и религиоведческого образования на территории отечественного образовательного пространства. Раскрыты некоторые ключевые термины, составляющие основу религиоведения: «религия», «религиозное мировоззрение», «религиозная картина Мира». Показано, что в курсе религиоведения данные понятия изучаются со сравнительных и беспристрастных позиций.
Ключевые слова: религия; религиоведение; религиоведческое образование; мировоззрение; картина Мира.
1Барсукова Надежда Константиновна, кандидат педагогических наук, докторант кафедры философии, религиоведения и теологии, тел.: 89501118418, е-mail: barnk@bk.ru
Barsukova Nadezhda, Candidate of Pedagogics, Competitor for a Doctor's degree, of the Department of Philosophy, Religious Studies and Theology, tel.: 89501118418, e-mail: barnk@bk.ru