УДК 316.6
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Е.Ю.Забалова1, С.В.Балтуева2
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В статье рассмотрены социальные проблемы неблагополучных семей, технологии социальной работы с неблагополучными семьями, основанные на психоаналитическом подходе, а также эффективность психоаналитического подхода в социальной работе с неблагополучными семьями. Изучение характера взаимоотношений в семье проводилось с помощью следующих методов: беседа с родителями и детьми, рисуночная методика ДДЧ (Дом -дерево - человек), тест - опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин). Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: психоаналитический подход; семейное неблагополучие; консультирование; анкетирование; рисуночная методика.
PSYCHOANALYTIC APPROACH IN SOCIAL WORK WITH DYSFUNCTIONAL FAMILIES E.Y. Zabalova, S.V. Baltueva
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article considers social problems of dysfunctional families, technologies for social work with disadvantaged families based on the psychoanalytic approach as well as its efficiency in the social work with dysfunctional families. The character of family relationships has been studied through the following methods: conversations with parents and children, HTP (House - tree - person) picture technique, testing questionnaire of parental attitudes toward children (A.Y. Varga, V. V. Stolin). 5 sources.
Key words: psychoanalytic approach; family disadvantage; counseling; questionnaire; picture technique.
В последние годы семья становится приоритетной сферой социальной политики государства. Наметился комплексный, междисциплинарный подход к исследованию проблем российской семьи, ее социально-экономических, демографических, социально-правовых, психологических и иных аспектов.
Говорить о семейном неблагополучии можно очень много и разносторонне, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны типы и разновидности семейных союзов. Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами, как падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости, снижение ее педагогического потенциала и возможности формирования полноценной личности будущего члена общества. Одним из важнейших аспектов данной проблемы является процесс структурно-функциональной трансформации семьи как социального института и, как следствие, деформация ее влияния на ребенка, растущего в ней, под воздействием неблагоприятной современной общественной ситуации. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической
запущенности. В последнее время семья, особенно неблагополучная, становится предметом исследования зарубежных и отечественных ученых.
В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение. Проблемные семьи - это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Таким образом, к «неблагополучным семьям» можно отнести все семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения задач развития на той или иной стадии жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов. Все множество проблем, связанных с современной неблагополучной семьей, можно разделить на следующие группы: социально-экономические, социально-бытовые, социально-психологические, проблемы рождаемости и планиро-
1Забалова Екатерина Юрьевна, аспирант, тел.: 89041118855, e-mail:zabak13@mail.ru Zabalova Ekaterina, Postgraduate, tel.: 89041118855, e-mail: zabak13@mail.ru
2Балтуева Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89500843515, e-mail: svbalt@mail.ru
Baltueva Svetlana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Sociology and Social Work, tel.: 89500843515, e-mail: svbalt@mail.ru
вания семьи, проблемы стабильности семьи, проблемы семейного воспитания, специфические проблемы семей «группы риска» [4, с. 39]. Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом. К неблагополучным семьям относятся: неполные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалида или воспитывающие ребенка-инвалида, полная малодетная, семьи военнослужащих, молодая семья [3, с. 115-119].
Специалист по социальной работе с каждой семьей, независимо от проблемы, должен начинать свою работу именно с психоаналитического подхода. Возможно, специалисты именно так начинают свою работу, но данный подход в большинстве случаев затрагивают поверхностно. Ведь для каждой отдельной семьи необходим индивидуальный подход, так как абсолютно каждая семья имеет свою индивидуальность и нужно найти правильный метод решения проблемы данной семьи. Проблема состоит в том, что психоаналитический подход употребляется не всегда, как выше говорилось, только косвенно. Чтобы использовать данный подход, необходимо намного больше времени для изучения семьи, квалифицированных специалистов и необходимой литературы. В итоге результаты в исследовании и в работе с неблагополучной семьей намного положительней и эффективней.
При помощи технологий, основанных на психоаналитическом подходе, можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные решения.
Психоаналитический подход - это одна из составляющих психоанализа, при всех различиях сохраняют общую направленность терапии - помощь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний, болезненных проявлений и всевозможных проблем клиента. Технология социальной работы - это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. Рассмотрим несколько технологий социальной работы, основанных на психоаналитическом подходе [2, с. 60 -62].
Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность - личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера [1, с. 56].
Психодиагностическая беседа. Метод «беседа» используется в двух аспектах: как метод получения информации и как метод воздействия на личность или взаимодействия с личностью. В первом случае беседа
называется психодиагностической, а во втором - консультативной. Беседа - метод сбора факторов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Беседа может быть стандартизированной - когда точно сформулированы вопросы, которые задаются всем опрашиваемым, и нестандартизированной - вопросы ставятся в свободной форме. Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.
Анкетирование - одна из технологий психосоциальной работы с семьей. Оно может дополнять как консультирование, так и психологическую беседу. Анкетирование - метод сбора социальной информации. Широко используется в социальной психологии, социологии, социальной работе. Анкетирование дает возможность за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей, что особенно важно при оперативном изучении общественного мнения. Основным инструментом анкетирования является анкета (опросный лист), т.е. список специальных и определенным образом сгруппированных вопросов [2, с. 57].
Рассмотрев теорию технологий социальной работы с неблагополучными семьями, необходимо провести данные технологии на практике, чтобы убедиться в их эффективности.
Практическая работа по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов: беседа с родителями и детьми, рисуночная методика ДДЧ (Дом - Дерево - Человек), тест - опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин). Исследование проводилось в МБОУ г. Иркутска СОШ №55. Нами были отобраны 4 семьи. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего школьного возраста. Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа. Цель беседы - установить контакт с семьей, получить основные данные о семье (состав семьи, количество детей). Общий анализ данных выглядит следующим образом:
1. Семья №1 неполная (мать и сын).
2. Семья №2 полная.
3. Семья №3 формально полная, так как родители по очереди не участвуют в воспитании дочери из-за командировок.
4. Семья №4 полная.
С целью выявления взаимоотношений в семье, оценки агрессивности и других видов нарушения поведения, нами был проведен тест «Дом - Дерево -Человек» (Д. Бук). Для выполнения теста «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки - детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Интерпретировать значение деталей следует с учетом целостности всех рисунков,
а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным. Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс нарушения поведения ребенка в семье. Выделяют 5 симптомокомплексов: благоприятная семейная ситуация, враждебность, конфликтность, агрессивность, негативизм [5, с. 9]. В результате проведения ДДЧ с детьми младшего школьного возраста мы получили следующие результаты: в двух семьях (№1, №3) присутствует повышенная враждебность, в семье №2 ребенок ощущает конфликтность наравне с благоприятной ситуацией и только в семье №4 самая благоприятная семейная ситуация.
Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина). Этот тест-опросник выявляет отношение родителей к ребенку. Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков. Опросник состоит из 61 утверждения. В полных семьях опросник заполняли оба родителя. Опросник состоит из 5 шкал:
1 - « принятие - отвержение»;
2 - « кооперация»;
3 - «симбиоз»;
4 - «авторитарная гиперсоциализация»;
5 - « маленький неудачник».
За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо развиты [28, с. 56-59]. По всем этим шкалам мы получили следующие результаты:
1. В семье №1 наиболее низкие баллы выражены в шкале 2 «кооперация» и шкале 4 «авторитарная гиперсоциализация» Это говорит о том, что мать испытывает к своему ребенку в основном только отрицательные чувства. Такой взрослый считает ребенка неудачником, низко оценивает его способности. А также контроль за действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует.
2. В семье № 2 высокие баллы по шкале «принятие-отвержение», «симбиоз», «маленький неудачник». Данные родители принимают ребенка таким, какой он есть, признают его индивидуальность, одобряют его интересы, проводят много времени вместе. Но все же родители считают своего ребенка маленьким неудачником, его интересы, мысли, увлечения кажутся взрослым несерьезными, именно поэтому в данной семье преобладает и конфликтность, и благоприятная семейная ситуация.
3. В семье №3 низкие баллы по шкале «авторитарная гиперсоциализация». Контроль со стороны взрослых практически отсутствует. Этому способствует тот фактор, что оба родителя посвящают очень много времени работе и командировкам.
4. В семье № 4 высокие баллы по шкале 1 « принятие - отвержение», «кооперация», «симбиоз». В данной семье полная гармония. Родители положи-
тельно относятся к своему ребенку, взрослые искренне интересуются им. Родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, удовлетворяют его разумные потребности.
Для изменения и улучшения ситуации мы можем предложить некоторые рекомендации:
1.Там, где ослабла роль семьи, необходимо влияние коллективных форм общественного воспитания. Необходимо создание комплекса условий в школе, направленных на воспитание семьи, на повышение педагогической культуры родителей.
2. Принимать участие в посещении или оказывать помощь в организации родительских клубов или родительских школ, где можно поделиться своими проблемами и узнать опыт в решении проблем других родителей.
З.Организация совместного досуга всей семьи (возможно на государственные, муниципальные, общественные и частные средства). Дети и взрослые проводят свое свободное время вместе. Родители лучше узнают своих детей.
4.Консультации по вопросам поддержания в семье здорового образа жизни. Помощь в организации обычаев и традиций, способствующих укреплению семьи.
5.Необходимо относиться к детям с доверием, всегда внимательно выслушивать их рассказы даже о самом пустяковом происшествии. В противном случае они могут промолчать даже тогда, когда случится что-нибудь серьезное.
6.Необходимо помнить, что каждый «проблемный» подросток индивидуален и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им.
Для выявления уровня эффективности использования психоаналитического подхода в работе с неблагополучными семьями в Управлении Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска нами было проведено анкетирование семей, также была составлена сводная таблица годовой отчетности за последние три года. По ответам клиентов мы выяснили, что психоаналитический подход используется на 50%. Был выявлен средний уровень использования психоаналитического подхода. А также по результатам проведенного исследования были выявлены аспекты, которые нуждаются в совершенствовании. Нами были предложены варианты по совершенствованию данных направлений. В пользу дальнейшего продолжения и совершенствования данного направления свидетельствует желание самих специалистов активизировать свою деятельность.
Для удовлетворения потребностей обслуживаемых граждан и совершенствования организационной деятельности мы предлагаем сделать прием граждан по записи. Внутри каждого отдела имеются телефоны. За каждым специалистом закреплен определенный участок, который они обслуживают. Тем самым специалист, принимая звонок клиента, может вести специальный журнал записи приема клиентов. Таким образом, у граждан будет экономиться личное время, чтобы зря не простаивать его в очередях. Человек будет
знать заранее, во сколько ему подойти и когда именно он освободится. Очень важно отметить, что специалисты смогут контролировать прием своих клиентов, записывая на день столько клиентов, сколько они смогут принять. Для совершенствования консультационной деятельности мы предлагаем добавить в отдел специалиста, который будет консультировать клиентов, как по телефону, так и в отделе. Также для более эффективной работы с семьями необходимо использовать психоаналитический подход, проводить системные и комплексные исследования социальных и психологических проблем семей с применением индивидуального подхода. Необходимо тесное взаимодействие с органами опеки, с правоохранительными органами, с городскими общественными организациями,
которые оказывают поддержку обычным и проблемным семьям. Необходимо более внимательное отношение ко всем семьям, а особенно неблагополучным.
В результате исследования сделаны следующие выводы: неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт; уровень сформированности самостоятельности зависит от развития личности ребенка и от создания условий родителями; позитивные взаимоотношения между взрослыми и детьми формируются при благоприятном климате в семье, при наличии нравственного характера самостоятельности детей. Зачастую под эту категорию попадают дети из весьма благополучных семей, занятых повышением уровня благосостояния.
Библиографический список
1. Александров А.А. Психотерапия: учеб. пособие. СПб.: 2010. 348с. Питер, 2004. 480 с.
2. Антонов А.И. Микросоциология семьи: учебник. М.: Проспект, 2005. 120 с.
3. Куликова А.И. Ключевые проблемы семьи. М.: Проспект,
4. Мартынова М.С. Социальная работа с детьми группы риска. М.: Социальный проект, 2004. 128 с.
5. Пивоварова Н. Комплексная помощь семьям с детьми // Социальная работа. 2003. № 3. С. 9-12.
УДК811.111
ПРОЦЕДУРА ОТБОРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПИСЬМЕННОМУ СПЕЦИАЛЬНОМУ ПЕРЕВОДУ
И.В.Зайкова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается методика проведения процедуры отбора экономических текстов для обучения студентов неязыкового вуза специальному письменному переводу. Методика представлена в виде упорядоченной процедуры пошаговых действий, которые обусловлены научно и теоретически обоснованными принципами отбора текстового материла. Установлены три этапа проведения процедуры: 1) определение источников текстового материала; 2)выявление генеральной совокупности аутентичных текстов по экономике; 3)отбор текстов, необходимых для обучения письменному специальному переводу. Каждый этап представлен в виде алгоритма пошаговых действий. Предложен обобщенный алгоритм действий по отбору текстов для обучения иностранному языку. Табл.1. Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: процедура; принцип; отбор; специальный письменный перевод; экономический текст.
PROCEDURE TO SELECT ECONOMIC TEXTS FOR TEACHING UNIVERSITY STUDENTS WRITTEN PROFESSIONALLY ORIENTED TRANSLATION I.V. Zaikova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article considers the methods to carry out the selection procedure of economic texts for teaching non-linguistic students written professionally oriented translation. The procedure is a step by step process based on scientifically and theoretically substantiated principles of texts selection. It involves three stages: 1) determination of text sources; 2) elicita-tion of economic texts totality; 3) selection of texts suitable for teaching written professionally oriented translation. Each stage is represented in the form of a step by step algorithm. The article includes a generalized algorithm of texts selection for teaching foreign language. 1 table. 2 sources.
Key words: procedure; principle; selection; written professionally oriented translation; economic text.
1Зайкова Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, тел.: 89247107105, e-mail: irazaykova@mail.ru
Zaikova Irina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages ( for humanitarian specialities), tel.:89247107105, e-mail: irazaykova@mail.ru