Л.В. Тарасов
Современное состояние изучения социально-культурной анимации в российской педагогической науке: аналитико-библиографический обзор
В статье представлены результаты аналитико-библиографического обзора современных российских монографий, учебных пособий и диссертаций по социально-культурной анимации. Проведен анализ современного состояния исследований по данной тематике, выявлены тенденции в изучении социальнокультурной анимации в педагогической науке, выдвинуты предположения о перспективах развития знания о социально-культурной анимации и об особенностях ее осмысления в теории социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: анимация, социально-культурная анимация, социально-культурная деятельность.
Введение термина «анимация» в поисковой системе Российской государственной библиотеки выдает целый ряд источников, которые можно систематизировать по трем основным блокам: анимационное кино, компьютерная анимация и анимация в педагогической науке (социально-культурная анимация). Первое направление касается производства мультипликационных фильмов, второе - создания компьютерных изображений, а третье - оживления, одухотворения различных сфер социально-культурной жизни людей.
Социально-культурная анимация уже в течение нескольких десятилетий активно развивается в России как сфера практической деятельности. Библиографический обзор книг и диссертаций по направлению, которое можно обобщенно назвать «социально-культурная анимация», обнаружил в общей сложности 33 наименования, из них: 20 - диссертационные исследования; 2 - монографии; 11 - учебные и учебно-методические пособия.
В современной российской науке все диссертационные исследования по социально-культурной анимации защищались в разделе педагогических наук. Значительные результаты достигнуты по двум научным специальностям: «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» и «Теория и методика профессионального образования». Именно здесь видно начало систематического исследования данной темы, рассматриваемой как перспективное направление развития науки и практики.
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
Важно отметить, что исследования социально-культурной анимации в России начались с диссертации Е.Б. Мамбекова «Организация досуга во Франции: анимационная модель», защищенной в 1992 г. в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. В этой работе автор провел анализ системы организации досуга во Франции, и до сих пор это исследование является единственным, посвященным изучению социально-культурной анимации за рубежом. После этого в исследованиях анимации по специальности «Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности» был большой перерыв. Продолжились данные исследования в 2005 г. работами, в которых видны тенденции решения социально-значимых задач через реализацию воспитательного потенциала технологически организованных средств культуры и искусства. В основе этих исследований лежат теории А. Д. Жаркова, М. А. Ариарского,
Н.Н. Ярошенко и др.
В исследованиях по специальности «Теория и методика профессионального образования» основной акцент делается на решении задач развлечения и рекреации средствами туристической деятельности, хотя воспитательная задача тоже не исключается. Многие исследователи обращаются к выводам В. А. Квартальнова, который рассматривает аниматора как специалиста нового типа в области туризма, способного оказывать влияние на развитие общественных движений и повышение социальной активности граждан, способствовать усвоению людьми правил здорового образа жизни в процессе организации туристической деятельности, в том числе заботиться об их нравственном здоровье [2].
Например, по данному направлению анимационные идеи ярко отражаются в диссертации А. В. Дегтяренко, в которой представлены модели использования культурного потенциала региона со следующими целями: патриотического воспитания личности; утверждения гуманистических начал в общественной среде; развития эмпатийных умений и креативных способностей личности. Профессионал-аниматор в сфере туризма обладает умением «органически соединить материальное и духовное в одном объекте культурно-исторического наследия, будь то памятник архитектуры, природная зона, народная традиция» [1, с. 12]. В соединении материального и духовного как неразрывной целостности и состоит одна из важнейших задач анимационной деятельности, которая, как правило, реализуется через восстановление исторической памяти, возрождающей духовное содержание объекта в сознании личности. Основная задача аниматора в сфере туризма - «донести духовное содержание туристского объекта и организовать взаимодействие человека с ценностью» [1, с. 12].
В настоящее время начинается этап теоретических исследований. Книга И.И. Шульги «Педагогическая анимация: развитие профессионального образования организаторов досуга» посвящена профессиональным компетенциям современного социально-культурного аниматора, особенностям и технологиям их формирования [5]. В работе Л.В. Тарасова «Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность» предпринята попытка изучения философских и историко-культурных основ возникновения анимации как самоорганизующегося общественно-педагогического движения, направленного на утверждение в обществе духовных ценностей [4].
Всего за период 2000-2008 гг. российскими учеными подготовлено одиннадцать учебных и учебно-методических пособий для студентов вузов по данной теме. Первое учебное пособие по социально-культурной анимации было подготовлено в Московском государственном университете культуры и искусств доктором педагогических наук, профессором Н.Н. Ярошенко. Здесь впервые в российской педагогической науке социально-культурная анимация представлена не в контексте развлечения и рекреации, а как социальная практика, содействующая духовному развитию и гражданской активности населения, даны основные определения, намечены философско-педагогические подходы к осмыслению данного явления [6].
Среди основных характеристик учебно-методической литературы по социально-культурной анимации можно отметить ее сугубо прикладной, методический характер, а также ориентацию на формирование специалиста как организатора отдыха и развлечений населения в сфере индустрии туризма. С нашей точки зрения, в условиях современного российского общества и в соответствии с тенденциями развития социально-культурной анимации в мире недостаточно оснастить специалистов-аниматоров методическим инструментарием для организации зрелищ и развлечений. Для обеспечения устойчивого развития современного общества необходимо формирование социально-культурных аниматоров с глубоким гуманитарным (философско-педагогическим, культурологическим) образованием, являющихся носителями духовно-нравственных ценностей, деятельно реализующими их.
Подготовка досуговых аниматоров в настоящее время является приоритетным направлением развития практики социально-культурной анимации, т.к. имеет под собой более простые и понятные экономические механизмы. Как правило, в настоящее время работа в индустрии развлечений достойно оплачивается, что и привлекает специалистов.
Иная ситуация складывается с социальными аниматорами, которые содействуют интеграции социально уязвимых категорий населения или
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
реализуют программы по мобилизации местных сообществ. Экономический механизм их поддержки намного более сложен, т.к. связан с деятельностью некоммерческих организаций и благотворительных фондов, с грантами и тендерами, и требует наличия у аниматора проектных компетенций, большого опыта работы, а также готовности вкладывать собственные ресурсы. Это направление остается слабо развитым в нашей стране, однако есть и положительные примеры работы аниматорских организаций в данном направлении, в частности, Центр педагогической анимации «Зеленая дорога» в г. Новосибирске или Центр социокультурной анимации «Одухотворение» в г. Москве.
Таким образом, социально-культурная анимация занимает все более важное место в педагогической науке, это видно по увеличению количества исследований по данной теме за прошедшее десятилетие. В последние годы отмечается появление теоретико-методологических работ, что означает начало работы по формированию теоретических основ данной практической деятельности. Заметен интерес к этому направлению и в сфере подготовки профессиональных кадров: как по количеству исследований, так и по количеству изданной учебно-методической литературы. Однако учебное пособие, в котором были бы сбалансированно представлены как философско-методологические, так и технолого-мето-дические аспекты анимации, пока отсутствует.
Ярко прослеживается развитие социально-культурной анимации в области туристической деятельности, однако появились исследования и в области решения социальных проблем, в частности, работы с девиантными подростками, с молодыми инвалидами. Несмотря на то, что в большинстве работ анимация рассматривается в контексте развлечений и отдыха, прослеживается тенденция придания ей более глубокого смысла, связанного с развитием личности и обращением ее к духовным ценностям. Постепенно происходит осмысление социально-культурной анимации как общественно-педагогической деятельности по утверждению в обществе духовно-нравственных начал.
Наконец, важно отметить существование значительного разрыва между небольшой областью современных исследований социально-культурной анимации в России и большим научным и практическим багажом социально-культурной деятельности. Непонимание сущностных характеристик социально-культурной анимации долгое время мешало ученым установить связь социально-культурной анимации с отечественной педагогической наукой, однако в настоящее время появились подходы, которые позволяют эту связь проследить, обозначив ряд существенных категорий, среди которых можно выделить следующие: самореализация, досуг, общение,
духовно-нравственные ценности, гражданская активность, общественнопедагогические движения, общественно-государственное управление и др. Анализ этих и других категорий позволит сформировать теоретико-методологические основы социально-культурной анимации в России XXI в.
Можно говорить о существовании мощного анимационного потенциала в теории российской педагогики XIX в. и внешкольного образования конца
XIX - начала XX вв., в советской педагогике и теории культурно-просветительной работы, в деятельности общественно-педагогических движений
XX в., в теории культурно-досуговой деятельности конца XX в.
Особое внимание следует обратить на современную теорию социальнокультурной деятельности, в которой разрабатываются концепции, имеющие глубокую взаимосвязь с социально-культурной анимацией. Современная социально-культурная деятельность все больше внимания уделяет ценностям культуры как фактору стабилизации и укрепления духовнонравственного потенциала России, преодоления социокультурных кризисов в нашей стране и сохранения ее духовной безопасности средствами активизации социокультурного творчества населения на основе самореализации личности и развития общественных движений.
Мы предполагаем, что одной из важнейших тенденций ближайших десятилетий будет тесное сближение социально-культурной анимации и социально-культурной деятельности. Социально-культурная анимация сможет найти в теории социально-культурной деятельности необходимые теоретико-методологические основы для развития в России, а социально-культурная деятельность - обнаружить в социально-культурной анимации тот необходимый и достаточный набор характеристик, который позволит ей наиболее эффективно решать задачи общественного развития. В некоторой степени может произойти трансформация социально-культурной деятельности в социально-культурную анимацию, и наоборот, социально-культурная анимация даст новый импульс развитию теории социально-культурной деятельности.
Библиографический список
1. Дегтяренко А.В. Культурно-историческое наследие региона в профессиональной подготовке специалистов туристской анимации: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
2. Квартальнов В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристической деятельности: Дис. . д-ра пед. наук. М., 2000.
3. Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1992.
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
4. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность. М., 2008.
5. Шульга И.И. Педагогическая анимация: развитие профессионального образования организаторов досуга: Монография. Новосибирск, 2008.
6. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учеб. пособие. М., 2000.