A UNIVERSUM:
№ 2 (128)_филология и искусствоведение_февраль. 2025 г.
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
DOI: 10.32743/UniPhil.2025.128.2.19326
ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ
Бардин Вячеслав Данисович
топ-инструктор по спортивным бальным танцам, Fred Astaire New York Midtown Dance Studio,
США, г. Нью-Йорк Email: [email protected]
TECHNOLOGIES FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE TRAINING PROCESS
IN BALLROOM DANCING
Viacheslav Bardin
Top-dance sport instructor in Fred Astaire New York Midtown Dance Studio,
USA, New York
АННОТАЦИЯ
Целью исследования является определение влияния спортивных бальных танцев на физическое и психоэмоциональное развитие занимающихся. Применён метод анализа литературных данных, включающий изучение существующих тренировочных подходов, их эффективности и влияния на развитие физических качеств. Результаты подтверждают, что занятия бальными танцами помогают развитию силы, выносливости, координации, гибкости, и положительно влияют на эмоциональное состояние, формируя устойчивую мотивацию к тренировкам. Установлена значимость хореографической подготовки в совершенствовании танцевальных навыков и эмоциональной выразительности. Сделаны выводы о целесообразности использования бальных танцев как инструмента развития физических и психологических характеристик, а также их применения в реабилитационных целях.
ABSTRACT
The aim of the study is to determine the impact of ballroom dancing on the physical and psycho-emotional development of those involved. The method of literature data analysis was used, including the study of existing training approaches, their effectiveness and impact on the development of physical qualities. The results confirm that ballroom dancing helps develop strength, endurance, coordination, flexibility, and has a positive effect on the emotional state, forming a stable motivation for training. The importance of choreographic training in improving dance skills and emotional expressiveness was established. Conclusions were made about the feasibility of using ballroom dancing as a tool for developing physical and psychological characteristics, as well as their use for rehabilitation purposes.
Ключевые слова: спортивные бальные танцы, физическое развитие, хореографическая подготовка, мотивация, реабилитация.
Keywords: ballroom dancing, physical development, choreographic training, motivation, rehabilitation.
Введение
Занятия спортивными бальными танцами - эффективное средство комплексного развития физических и психоэмоциональных качеств. Этот вид спорта сочетает элементы физической подготовки, хореографии и соревновательной деятельности, это делает его универсальным инструментом для формирования двигательных навыков, улучшения координации, силы, гибкости, повышения устойчивости к психоэмоциональным нагрузкам. Однако недостаточная структурированность тренировочных подходов, а также их ограниченная адаптация к различным возрастным и физическим категориям
обуславливают необходимость научного изучения и систематизации данных.
Цель исследования — оценить влияние занятий спортивными бальными танцами на физическое развитие, эмоциональное состояние и мотивацию занимающихся. Задачи исследования:
1) Провести анализ существующих методов подготовки в спортивных бальных танцах и их влияния на развитие физических качеств.
2) Изучить роль хореографической подготовки в совершенствовании танцевальных навыков и музыкально-ритмической выразительности.
Библиографическое описание: Бардин В.Д. ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2025. 2(128). URL: https://7universum.com/ru/philologv/archive/item/19326
№ 2(128)
3) Оценить психоэмоциональное воздействие занятий спортивными бальными танцами и возможности их использования в реабилитационных программах.
Научная новизна исследования заключается в оценке физического, хореографического и психоэмоционального воздействия занятий спортивными бальными танцами, а также в обосновании их применения в реабилитационных целях для разных возрастных и социальных категорий.
Материалы и методы
Анализ литературных источников и научных публикаций показал разнообразие подходов к изучению эффективности спортивных бальных танцев с точки зрения физической подготовки, эмоционального состояния и реабилитации. Так, М.Ю. Яковлева [9] в своих работах исследовала методику спортивной подготовки в бальных танцах в общеобразовательных учреждениях, акцентируя внимание на хореографической составляющей и её роли в формировании координационных навыков и музыкально-ритмической культуры. А.А. Срымов [7] проанализировал влияние занятий бальными танцами на физическое развитие и психологическое состояние человека, особо выделяя развитие силовых качеств, координации и выносливости. Исследование А.А. Акатовой и коллег [1] посвящено применению спортивных бальных танцев для улучшения психоэмоционального состояния и физического развития детей среднего школьного возраста, подчёркивая значение музыкально-ритмического сопровождения и танцевальной деятельности в развитии двигательной активности. С.А. Архипова и её соавторы [2] изучали внедрение танцевальных фит-нес-программ в физическое воспитание женщин, делая акцент на улучшении физической формы и снижении уровня стресса через танцевальные упражнения. А.С. Сизык [6] исследовала особенности обучения танцевальному спорту детей младшего школьного возраста, отмечая значение адаптации программ с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. О.В. Кудрявцева [4] рассмотрела методы оптимизации планирования специальной физической подготовки в танцевальных видах спорта, в том числе спортивные танцы на льду, с целью повышения их эффективности. С.Э. Суркова [8] обратила внимание на роли скоростно-силовых способностей в занятиях танцевальным спортом. Л.А. Рапопорт и Д.Р. Веленгурский [5] обосновали организационные подходы к обучению танцевальным движениям, предложив структуру, способствующую ускоренному усвоению сложнокоординационных элементов. С.Н. Пожидаев и его соавторы [3] предложили прототипы спортивно-оздоровительных технологий для эстетических сложно-координационных видов спорта, включая бальные танцы, с упором на оптимизацию тренировочных процессов. X. Wu и др. [11] провели нейрофизиологическое исследование, показывающее положительное влияние танцевального опыта на развитие эмпатии. И, наконец, M. Wells и F. Yang
февраль, 2025 г.
[10] в систематическом обзоре изучили использование бальных танцев в реабилитационных программах, в том числе пациентов с заболеваниями нервной и опорно-двигательной систем, демонстрируя их положительное влияние на физическое и эмоциональное состояние.
Для выполнения данного исследования применялись следующие методы: анализ источников для определения современных подходов к тренировочному процессу и их эффективности, сравнительный метод с целью выявления наиболее результативных решений, обобщение данных для формирования рекомендаций по улучшению тренировочного процесса в спортивных бальных танцах, прием репрезентации материала статьи/исследования, данные структурированы в виде таблиц, схем и рисунков для наглядности и удобства восприятия.
Результаты и обсуждение
Проанализированные источники позволяют сделать вывод о том, что спортивные бальные танцы -средство совершенствования двигательных качеств, музыкально-ритмической и психофизиологической подготовки, которые формируют устойчивую мотивацию к регулярным тренировкам благодаря высокому эмоциональному фону и выраженной соревновательной направленности. Ниже представлены основные результаты, полученные из анализа литературы, а также их обсуждение с точки зрения повышения эффективности тренировочного процесса в спортивных бальных танцах.
В ряде работ сообщается о том, что включение специально подобранных хореографических и общефизических упражнений в учебно-тренировочный процесс помогает развитию силы, выносливости, координации и гибкости [2, 4]. Исследования, проведённые в группах с разными видами хронических заболеваний (например, у лиц с сахарным диабетом или с нарушениями опорно-двигательного аппарата), показывают улучшение показателей сердечно-сосудистой выносливости и общей физической работоспособности при регулярных занятиях бальными танцами [3].
Далее, в спортивных бальных танцах наличие разнохарактерных движений (шаги в различных направлениях, вращения, подскоки, перемены темпа) обеспечивает нагрузку на различные мышечные группы и координационные структуры. Это ведёт к улучшению баланса и кинестетической чувствительности [8].
Спортивные бальные танцы предъявляют значительные требования к сочетанию силовой, ско-ростно-силовой, координационной и аэробной выносливости. Ниже, в таблице 1, обобщены основные физические качества, развивающиеся при регулярном выполнении танцевальных программ, согласно данным [7], который рассматривает бальные танцы как средство для развития опорно-двигательного аппарата и формирования оптимальной двигательной функции.
№ 2(128)
февраль, 2025 г.
Таблица 1.
Основные физические качества, формируемые при занятиях спортивными бальными танцами [7]
Физическое качество Проявление/результат
Сила Улучшение мышечного тонуса и формирование опоры для сложнокоординаци-онных движений
Выносливость Повышение работоспособности при длительных танцевальных сериях, улучшение сердечно-сосудистой функции
Координация Точная согласованность движений, баланс, улучшенное пространственное ориентирование
Гибкость Увеличение подвижности в суставах, улучшение амплитуды движений и пластичности
Быстрота Способность к быстрому переходу от одних танцевальных элементов к другим
Особое внимание уделяется хореографической подготовке, включающей экзерсис у станка, упражнения на середине зала, элементы народно-сценического, классического танца, джаз-модерна, которые позволяют совершенствовать осанку, пластичность, музыкальность и артистизм [9].
Наряду с перечисленными качествами важное место занимает хореографическая подготовка, предполагающая систему специально подобранных
упражнений различной координационной сложности. На рис. 1 приведён типовой алгоритм занятий, основанный на данных М.Ю. Яковлевой [9], отражающий логику распределения элементов хореографии и физической нагрузки в рамках одного урока.
Рисунок 1. Алгоритм типового занятия по хореографической подготовке [9]
№ 2(128)
A UNI
/w\ фил(
7universum.com
UNIVERSUM:
филология и искусствоведение
февраль, 2025 г.
Подобный алгоритм занятий позволяет успешно комбинировать элементы классической хореографии с танцевальной и общефизической подготовкой. В результате у спортсменов не только увеличивается запас движений и формируется выразительный танцевальный стиль, но и развиваются необходимые физические качества.
В нескольких источниках отмечается, что спортивные бальные танцы не только развивают силовые и координационные параметры, но и оказывают позитивное воздействие на эмоционально-психологическую сферу занимающихся [1]. В частности, отмечено повышение эмпатии (empathie concern): в исследовании с использованием методов нейровизуализации у опытных танцоров бального танца была обнаружена
более высокая способность к эмпатии, а положительная корреляция с годами практики и стабильным партнёрством указывала на возможное укрепление социальных и эмоциональных навыков.
Одним из наиболее показательных в этом отношении стало исследование [11], где были проанализированы нейрофизиологические корреляты эмпатии (empathic concern) у опытных танцоров бальных танцев. Результаты демонстрируют, что уровень эмпатии (EC) положительно коррелирует с количеством лет, проведённых в танцах с одним и тем же партнёром, и, напротив, отрицательно - с количеством частой смены партнёров. Для наглядности в таблице 2 приведены данные корреляционного анализа:
Таблица 2.
Связь показателей эмпатии с характеристиками танцевального опыта у танцоров
бальных танцев [11]
Переменная Корреляция с EC p-значение
Годы совместного танца с партнёром r = 0.401 p = 0.009
Количество смен партнёров r = -0.377 p = 0.015
г (коэффициент корреляции Пирсона) — числовой показатель, который характеризует силу и направление связи между двумя переменными. Значения г варьируются от -1 до 1, где:
1 указывает на идеальную положительную корреляцию;
-1 — на идеальную отрицательную корреляцию; 0 означает отсутствие линейной зависимости. р (р-значение) — вероятность того, что наблюдаемая корреляция произошла случайно.
Данные таблицы иллюстрируют связь между характеристиками танцевального опыта и уровнем эмпатии (ЕС) у опытных танцоров спортивных бальных танцев. Положительная корреляция между количеством лет совместной работы в стабильной паре и уровнем эмпатии (г = 0.401, р = 0.009) указывает на то, что долговременное партнёрство помогает развитию межличностного взаимодействия, взаимопонимания и способности к сопереживанию. Напротив, частая смена партнёров отрицательно коррелирует с показателями эмпатии (г = -0.377, р = 0.015), это может говорить о снижении уровня доверия и устойчивого взаимодействия в условиях нестабильного партнёрства.
Так, результаты подтверждают гипотезу о том, что именно долговременное взаимодействие в стабильной танцевальной паре стимулирует развитие эмпатии. С практической точки зрения, это означает, что в обучающих программах следует учитывать фактор систематической работы в неизменных парах при отработке основных движений и связок.
Уровень тревожности, психологического напряжения и склонности к депрессивным состояниям, как правило, снижается у занимающихся бальными танцами систематически, это связывается с музыкальной и творческой природой данного вида спорта, а также с постоянной коммуникативной практикой при взаимодействии с партнёром.
Анализ исследований (в том числе работы, по-свящённые адаптации бальных танцев в реабилитации для лиц с неврологическими патологиями) показывает, что подобные тренировки считаются безопасными, с незначительным числом травм, и сопровождаются относительно низким процентом досрочного выбытия (7,7% в среднем) [10]. Наиболее частыми мерами предосторожности служат тщательный подбор интенсивности и контроль техники движений в зависимости от уровня подготовленности и возраста занимающихся.
Систематический обзор [10] показывает, что занятия бальными танцами успешно внедряются в протокол реабилитации у пациентов с болезнью Паркинсона, рассеянным склерозом, сахарным диабетом, после инсульта и травм спинного мозга, а также у онкологических больных на этапе восстановительного лечения. У этих категорий лиц улучшаются такие показатели, как статическое и динамическое равновесие, способность к сложно-координационным движениям и общая мотивация к здоровому образу жизни.
Так, ранее было отмечено, что хореографические упражнения в структуре подготовки спортсменов сложнокоординационных видов положительно влияют на развитие музыкально-ритмических навыков, пластичности и общей двигательной культуры. Наш анализ подтверждает эти выводы и дополняет их сведениями о важности подхода в котором: сочетание общефизической и специальной хореографической подготовки способствует более выраженному приросту в координационных способностях и выносливости.
Одним из наиболее заметных эффектов занятий бальными танцами, по результатам нескольких проанализированных исследований, является снижение
№ 2(128)
психоэмоционального напряжения и рост позитивной мотивации к регулярным тренировкам. Этот эффект может быть объяснён тем, что:
1) занятия проходят в постоянном взаимодействии с партнёром, формируя навыки эмпатии и взаимопонимания;
2) музыкальное сопровождение, ритм и элементы артистизма (выразительность движений, эмоциональность исполнения) способствуют вовлечению и положительному эмоциональному фону.
То есть, бальные танцы выступают катализатором развития таких личностных качеств, как уверенность в себе, артистизм и чувство партнёрства, и это является преимуществом данного вида спортивной деятельности.
Наиболее интересные данные о влиянии бальных танцев на развитие эмпатии получены в нейрофизиологических исследованиях: у танцоров выявлен более высокий уровень «empathie concern», который коррелировал с числом лет, проведённых в совместных тренировках с постоянным партнёром. Этот результат дополняет существующие сведения о пользе парных танцев для социально-эмоционального развития и указывает на перспективу более углублённого изучения механизмов межличностного взаимодействия в хореографических видах спорта.
Несмотря на выявленные положительные тенденции, отметим недостатки исследований:
1. Небольшие выборки во многих экспериментах, это затрудняет формирование однозначных выводов и переносимость результатов на широкую популяцию.
2. Разнородность методик (различные танцевальные программы, длительность занятий, возрастные категории и состояния здоровья участников) создаёт сложности в сравнительном анализе данных.
3. Недостаток крупных рандомизированных исследований, особенно с точки зрения специфических соревновательных требований спортивных бальных танцев.
Тем не менее, даже при этих недостатках накопленный материал позволяет утверждать, что спортивные бальные танцы могут являться эффективным средством как в системе тренировочного процесса профессиональных спортсменов, так и в общем физическом воспитании и реабилитации.
Сопоставление результатов работ указывает, что: целенаправленное включение специальной физической подготовки (СФП) в структуру занятий
февраль, 2025 г.
бальными танцами повышает эффективность тренировочного процесса за счёт рационального развития гибкости, силы, координационных способностей и выносливости; хореографические упражнения способствуют формированию устойчивых двигательных навыков, развитой осанки и выразительности движений, что особенно важно для соревновательной практики; эмоционально-психологические эффекты (рост эмпатии, снижение тревожности, повышение удовлетворённости и вовлечённости) могут повысить мотивацию к тренировкам и, следовательно, закрепить полученные физические навыки.
Так, анализ литературных данных подтверждает высокую результативность применения спортивных бальных танцев как инструмента развития физических качеств, хореографических навыков, межличностных и эмоциональных компетенций. Полученные сведения позволяют рекомендовать дальнейшую интеграцию методики «Специальная физическая подготовка» в тренировочный процесс для систематического развития необходимых двигательных и психофизиологических качеств, а также расширения образовательного и воспитательного потенциала спортивных бальных танцев.
Заключение
Результаты проведённого исследования подтверждают, что спортивные бальные танцы обладают потенциалом для развития физических и психоэмоциональных качеств. Выполненный анализ показал, что:
1. Занятия содействуют развитию силы, выносливости, координации, гибкости и быстроты, это подтверждается внедрением специально разработанных хореографических и общефизических упражнений.
2. Хореографическая подготовка помогает формированию осанки, музыкальной выразительности и эмоционального исполнения.
3. Регулярные занятия бальными танцами оказывают позитивное влияние на психоэмоциональное состояние занимающихся, снижая уровень стресса и тревожности, а также способствуя развитию эмпатии и социальных навыков.
Выводы выполнены в соответствии с поставленными задачами, а их практическая значимость позволяет рекомендовать спортивные бальные танцы как инструмент для общего физического воспитания, подготовки спортсменов и реабилитации пациентов с различными заболеваниями.
Список литературы:
1. Акатова, А.А. Совершенствование физического и психоэмоционального состояния детей среднего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев / А.А. Акатова, Т.В. Абызова, В.Д. Миков // Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов, семей (родителей и детей с ОВЗ), Пермь, 23-25 марта 2017 года / Общественная организация «Счастье жить»; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Пермь : ПГГПУ, 2017. - С. 39-46. - EDN YNJEOF.
2. Архипова, С.А. Технология использования танцевальных фитнес-программ в физическом воспитании женщин / С.А. Архипова, Г.А. Нуждин, Е.Г. Тарасова // Известия Тульского государственного университета.
№ 2(12S)
февраль, 2025 г.
Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 4. - С. 3-12. - DOI 10.24412/2305-S404-2021-4-3-12. - EDN GCCOGV.
3. Инновационные проекты на основе прототипов спортивно-оздоровительных технологий в эстетических сложно-координационных видах спорта / С.Н. Пожидаев, A.A. Князев, Н.В. Рыжкин, И.Л. Пожидаева // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 5 (60). - С. 74-79. - EDN XIMPUL.
4. Кудрявцева, О.В. Оптимизация планирования специальной физической подготовки в спортивных танцах на льду / О.В. Кудрявцева, Е.Е. Биндусов, М.В. Соловых // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 225-231. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p225-231. - EDN TALGZA.
5. Рапопорт, ЛА. К вопросу организации обучения танцевальным движениям в спортивных танцах / ЛА. Рапопорт, Д.Р. Веленгурский // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2022. - № 9. - С. 106-111. - DOI 10.24412/2305-S404-2022-9-106-111. - EDN BTPMDZ.
6. Сизык, A.Q Особенности обучения танцевальному спорту детей в возрасте 6-7 лет / A.C Сизык // Наука, общество, технологии: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире : сборник статей XI Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 12 июля 2023 года. - Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. - С. 90-93. - EDN WXRHUB.
7. Срымов, A.A. Влияние спортивных бальных танцев на физическое развитие и психологическое состояние человека / A.A. Срымов // Инновационные психологические и педагогические технологии как средство повышения качества образования : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Ижевск, 29 декабря 2021 года. - Стерлитамак : Общество с ограниченной ответственностью "Aгентство международных исследований", 2021. - С. 206-210. - EDN QXLAOB.
S. Суркова, С.Э. Значение скоростно-силовых способностей для занятий в танцевальном спорте / С.Э. Суркова, AÄ Иванова // Мой выбор - наука : сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 24 октября 2022 года. - Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 83-S9. - EDN QZRNIE.
9. Яковлева, М.Ю. Методика спортивной подготовки в бальных танцах в условиях общеобразовательной организации / М.Ю. Яковлева, AM. Каткова // Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики : материалы Второй очно-заочной научной конференции молодых ученых, Москва, 20 декабря 2017 года / сост. З.И. Петрина, A.A. Рытова. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2018. - С. 267-273. - EDN ZCXTVR.
10. Wells, M., Yang, F. Ballroom Dance as a Form of Rehabilitation: A Systematic Review // Biomechanics. - 2021. -Vol. 1. - P. 307-321. - DOI 10.3390/biomechanics1030026.
11. Wu, X., Lu, X., Zhang, H., Wang, X., Kong, Y., Hu, L. The association between ballroom dance training and em-pathic concern: Behavioral and brain evidence // Human Brain Mapping. - 2023. - Vol. 44, No. 2. - P. 315-326. -DOI 10.1002/hbm.26042.