УДК 796.912:793.3
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ
П.М. Кочерин - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Ульяновск
REALIZATION OF CONCEPTUAL SPACE FOR SKILL IMPROVEMENT IN
SPORT DANCES
P.M. Kocherin - Postgraduate student Uliyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
Ulyanovsk
e-mail: Stam 7@yandex. ru
Ключевые слова: спортивные танцы, концептуальные положения, техническая подготовленность, композиция, художественный образ, артистичность, выразительность.
Аннотация. Спортивные танцы представляют собой оригинальную форму двигательной деятельности, основанную на взаимосвязи искусства и спорта. Отличаясь богатством ритмов и их большим разнообразием, спортивные танцы способствуют проявлению индивидуальности, особенностей восприятия окружающего мира путем музыкальной интерпретации основных ритмов народных и бальных танцев. Это способствует воспитанию чувства художественного стиля, соразмерности выполняемых движений с содержанием музыкального сопровождения, собственным настроением, эмоциональным состоянием, чувствами и мыслями.
Key words: sport dances, conceptual positions, technical preparedness, composition, artistic image, artistry, expression.
Summary. Sport dancing is the original form of motor activity, based on the relationship between art and sport. Featuring by the wealth of rhythms and its great variety, sport dancing contributes to individuality, characteristics of the world perception through musical interpretation of the basic rhythms of folk and ballroom dancing. This contributes to fostering a sense of artistic style, symmetry of motions with the content of the musical accompaniment, its own mood, emotional state, feelings and thoughts.
Для спортивного танца характерно наличие познавательного элемента, романтичность, насыщенность разнообразными движениями, ритмичность каждого моторного акта. Это находит отражение в его структуре и стиле, соединяющим творческую фантазию, неисчерпаемую энергию и оригинальную идею.
В процессе занятий спортивными танцами осуществляется систематическое, целенаправленное воздействие на индивида эстетически совершенными, идеально организованными в оригинальную композицию движениями, что способствует приобщению к красоте двигательных действий, развитию творческих способностей, формированию осознанного музыкального вкуса, стремлению к гармонии мыслей, чувств, поступков как основы духовно-нравственного развития [2, 3, 4, 5, 9].
Правильный выбор музыки создает условия для лучшего понимания особенностей мелодии, раскрывающей ее внутренний мир, определяющий характер выполнения движений в
их особо ритмической организации. Это обеспечивает необходимые предпосылки для разработки высокохудожественных, ярких, индивидуальных композиций.
Цель данной работы - повышение эффективности технической подготовки танцоров, как одно из ведущих условий формирования спортивно-танцевального мастерства.
Изучение специальной литературы, опыта работы ведущих тренеров, материалы собственных исследований показали, что основу концептуального пространства, обеспечивающего рост тренированности танцоров, составляют положения о единстве сознания и деятельности; целостном подходе к формированию личности спортсмена; единстве физического и духовного развития [1, 6, 7].
Единство сознания и деятельности, обеспечивающее стимулирование процесса самопознания; использование индивидуальных средств саморазвития; осознание значимости понимания механизма воздействия на организм танцевальных движений для их качественного усвоения.
Целостный подход к формированию личности спортсмена способствует развитию основополагающих интеллектуальных, морально-волевых, нравственных и двигательно-координационных качеств; управлению мотивационной сферой и целеполаганием; усвоению приемов регулирования психоэмоционального состояния.
Преобразование личностно-ориентированных мотивов в социально значимые; постановка привлекательной, перспективной цели, сформулированной в реальных временных рамках при достаточном ресурсном обеспечении способствует формированию спортивного стиля жизни, расширяющего возможности для самореализации индивида.
Поставленная цель требует жесткой дисциплины, представляющейся тяжелым испытанием, преодолеть которое невозможно без развития соответствующих морально-волевых качеств, высокий уровень развития которых позволяет атлету расценить сформированные ранее предпочтения, интересы и потребности как уже не отвечающие достигнутой ступени. Это способствует укреплению его самодисциплины, а волевые качества поднимаются до уровня ситуации, возникающей в условиях спортивной борьбы.
Единство физического и духовного развития реализуется при согласованности вегетативных и двигательных функций, расширении познавательной сферы; улучшении способности к экстраполяции двигательных действий, выборе оптимального режима тренировки; выявлении индивидуальных способностей адаптации организма к мышечной нагрузке; рациональном соотношении ее объема и интенсивности.
Для экспериментальной проверки эффективности реализации данных концептуальных положений был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 36 спортсменов. В контрольную и экспериментальную группы вошли по 9 пар.
Перед проведением педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень физической подготовленности, а также степень развития артистичности и выразительности движений. Обработка материалов исследования не выявила существенных различий по показателям физической подготовленности, оцениваемой с помощью общепринятых тестов: бега на 30 м (с); прыжка в длину с места (см), поднимание прямых ног до касания пола за головой из положения лежа на спине (кол-во раз); сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (кол-во раз); наклон вперед стоя на гимнастической скамейке (см), р>0,05.
Степень проявления артистичности и выразительности движений оценивалась в баллах с использованием специальных, разработанных нами критериев, характеризующих пластичность, ритмичность, слитность, синхронность двигательных действий: эстетичность поз, жестов, мимики; состояние динамической осанки.
Существенных различий по уровню их развития в КГ и ЭГ также не было выявлено (р>0,5). В КГ занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с содержанием программы подготовки занимающихся спортивными танцами, рекомендованными Федерацией художественного вида спорта. В ЭГ большое понимание уделялось реализации концептуальных положений. Спортсменам разъяснялась специфика спортивных танцев,
формирующих культуру двигательной деятельности, способствующих приобщению к различным видам искусства.
Интегральное развитие двигательно-координационных, эстетических и этических качеств; высокохудожественная, идейная музыкальная подготовка; расширение и обогащение познавательной сферы позволяют рассматривать спортивные танцы как особый вид искусства, располагающий большими возможностями для духовно-нравственного воспитания спортсменов [2, 8].
Танцорам ЭГ разъяснялась необходимость глубокого понимания механизма воздействия специфических средств спортивного танца на организм с позиций совершенствования интеллектуальных, морально-волевых и нравственных качеств; формирования эстетических взглядов, чувств, представлений и идеалов; красоты человеческих отношений.
С биомеханических позиций значимость спортивных танцев обусловлена пониманием принципов движений, обеспечивающих их эстетическую привлекательность, рациональность, экономичность, свободу и легкость на основе учета закономерностей двигательных актов, эффективных способов решения сложных двигательных задач, повышения технического мастерства
Физиологический аспект воздействия спортивных танцев предусматривает положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную системы, улучшение деятельности головного мозга; стимулирование интеллектуальной, творческой деятельности, что в совокупности, содействует реализации здоровьесберегающей функции спортивного танца; разностороннего, гармоничного развития.
Постановка перспективной цели осуществлялась в процессе творческого взаимодействия тренера и спортсменов после тщательного выявления их типологических, фенотипических особенностей; черт характера; мировоззренческого аспекта; двигательно-координационной, хореографической и музыкальной подготовки. Это обусловливает выявление основных направлений индивидуального спортивного стиля жизни; подходов к разработке персональной программы спортивной подготовки; композиционного построения выступлений на разных этапах формирования спортивного мастерства.
Спортивная подготовка танцоров в условиях специально организованного концептуального пространства предусматривала глубокое осмысление сущности спортивных танцев как вида спорта, его специфические особенности, направленность, возможности педагогического воздействия на личность с целью ее разностороннего и гармоничного развития; духовно-нравственного совершенствования. Связь спортивных танцев с музыкой, хореографией, балетом обогащает духовный мир человека; воспитывает его нравственную сферу, вводит в мир духовно-нравственного искусства.
На тренировочных занятиях танцоры знакомились с лучшими образцами хореографического и балетного искусства отечественных и зарубежных исполнителей; анализировали индивидуальный стиль мастеров спортивного танца; сопоставляли различные педагогические технологии их подготовки. Спортсмены приобретали навыки конструирования новых форм и видов танцевальных движений, способы их соединения; творческая фантазия спортсменов была нацелена на создание необычных поз, передающих внутреннее состояние исполнителя; выявление оптимальных сочетаний разноскоростных двигательных действий; поиск средств формирования дополнительного индивидуального спортивного стиля [8].
После окончания педагогического эксперимента повторное тестирование показателей физической подготовленности позволило получить убедительные данные, свидетельствующие о более существенном их улучшении у спортсменов ЭГ. Так, если в КГ результаты выполнения прыжка в длину с места возросли на 7,96%, то в ЭГ, соответственно, - на 16,87% (р<0,05). Количество сгибаний и выпрямлений рук в упоре лежа в ЭГ увеличилось на 8,18%; в ЭГ, соответственно, на 18,3% (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим тестам.
Уровень артистичности и выразительности движений в КГ и ЭГ также существенно повысился, при явном преимуществе танцоров ЭГ. Так, в КГ при исходной оценке проявления артистичности - 3,14±0,17 балла к концу педагогического эксперимента она возросла до 3,57±0,21балла; в ЭГ, соответственно, при исходной оценке 3,08±0,29 балла к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились до 4,16±0,25 балла.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали необходимость опоры на концептуальные положения, их реализацию в процессе тренировки танцоров как базы для целостного, гармоничного развития и совершенствования спортсмена. Концептуальное пространство обеспечивает теоретическую, методическую и практическую подготовку к использованию спортивных танцев как эффективного средства физического и духовно-нравственного развития, приобщения к высокоидейным и высокохудожественным видам искусства, успешной адаптации к условиям жизнедеятельности в динамично развивающемся обществе.
Литература
1. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурных знаний) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2-8.
2. Галеев, А.Р. Двигательные координации в системе подготовки спортсменов-танцоров / А.Р. Галеев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 10. - С. 14.
3. Галеев, А.Р. Исследование мотивов занятий спортивными танцами / А.Р. Галеев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 6. - С. 45-46.
4. Ганеева, М.А. Музыкально-ритмическая игра - одна из частей занятий бальными танцами с детьми 6-9 лет / М.А. Ганеева // Спортивные танцы : бюллетень РГАФК. -1998. - № 3(8). - С. 36-40.
5. Кошелев, С.Н. Биомеханика спортивного танца / С.Н. Кошелев. - М., 2006. - С. 51.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М. : ИПА, 1977. - С. 91-99.
7. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
8. Пахомов, Л.Э. Построение и методика физической подготовки детей занимающихся эстрадно-сценическим танцем / Л.Э. Пахомов // Теория и практика физического воспитания. - 2009. - № 1. - С. 34-40.
9. Volter, L. Latin dance technique. Part 1 (In Russian) / L. Volter / Transl. from English by A. Belogorodsky.
- Moscow : Artis, 2003. - P. 288.
Literature
1. Balsevich, V.K. Predictive vector of human physical education (to the problem of physical culture knowledge's development) / V.K. Balsevich // Theory and Practice of Physical Culture. - 1996. - No. 7. - P. 2-8.
2. Galeyev, A.R. Motor coordination in the athletes-dancers' training / A.R. Galeyev // Theory and Practice of Physical Culture. - 2007. - No. 10. - P. 14.
3. Galeyev, A.R. The study of motives for sport dances' occupation / A.R. Galeyev // Physical Culture : upbringing, education, training. - 2007. - No. 6. - P. 45-46.
4. Ganeyeva, M.A. Musical-rhythmic game - one of the parts of the ballroom dancing classes with children of 6-9 years old / M.A. Ganeyeva // Sport Dances : RGAFK Bulletin. - 1998. - No. 3 (8). - P. 36-40.
5. Koshelev, S.N. Biomechanics of sport dancing / S.N. Koshelev. - M., 2006. - P. 51.
6. Leont'yev, A.N. Activity. Consciousness. Personality / A.N. Leont'yev - M. : IPA, 1977. - P. 91-99.
7. Lubysheva, L.I. Modern value potential of physical culture and sport and ways of its development by society and the personality / L.I. Lubysheva // Theory and Practice of Physical Culture. - 1997. - No. 6. - P. 10-15.
8. Pakhomov, L.E. Building and methods of physical fitness of children involved in the pop-stage dance / L.E. Pakhomov // Theory and practice of physical culture. - 2009. - No. 1. - P. 34-40.
9. Volter, L. Latin dance technique. Part 1 (In Russian) / L. Volter / Transl. from English by A. Belogorodsky.
- Moscow : Artis, 2003. - P. 288.
Статья поступила в редакцию 01.06.2011 г.