ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Международный институт рынка (Россия, г. Самара)
Аннотация. Проблемы - это противоречия и препятствия на пути мышления и деятельности. Проблема определяется двумя состояниями; одно называется существующим, а другое желаемым. Движение от реального состояния к желаемому и есть процесс решения проблемы. Представлены технологии формулирования проблемы, её декомпозиция, решения задач и композиции проблемы на основе решенных задач.
Ключевые слова: проблема, технология, декомпозиция, полезность, эффект.
Общей характеристикой любой проблемной ситуации является то, что имеющиеся в распоряжении субъекта инструменты оказываются непригодными для продолжения каких-либо процессов. Необходимо сделать следующий шаг, т.е. сформулировать противоречие, разрешение которого обеспечит решение проблемы. Существующее или реальное состояние представляется существующей системой, предполагаемое состояние представляется гипотетической (желаемой) системой.
Каждая система имеет свой набор объектов, свойств и отношений, связанных между собой. Этот набор должен быть изменен при переходе к новому состоянию с помощью построения новой системы или реконструкции старой.
Особое место занимают управленческие проблемы. Это связано с тем, что управленец - самая массовая функциональная позиция в обществе, а не только профессия у некоторых людей, волею судьбы попавших на такое место.
Требования к системе есть средство фиксации однозначных утверждений, определяющих цель с какой-то стороны, которые устанавливаются в терминах объектов, свойств и связей, а цели - в терминах желаемого состояния. Достижение цели представляет основное содержание про-блематизации любого процесса. Деятельность, направленная на решение проблемы, требует сведения к минимуму существующего и желаемого состояния в определенный срок с определенными средствами. На этом пути могут возникнуть серьезные
препятствия, в т.ч. интересы и желания других людей, особенно, если они пересекаются.
В.М. Цлаф в работе [1] утверждает, что причиной возникновения проблемных ситуаций является возникшая в определенный момент несогласованность норм деятельности разных деятелей, включенных в одну систему деятельностей, не позволяющая одним из них использовать деятельность других как механизм несущих естественных процессов для собственной деятельности. Причины возникшей несогласованности норм следует искать:
- в социокультурной области, где нарушаются процессы трансляции норм;
- в административной сфере, рождающей новые нормы деятельности в соответствии с новыми проектами и программами, актуализированными нормами культуры администрирования и ценностными ори-ентациями субъектов власти;
- в ценностной области, определяющей интересы деятелей или их цели.
Однако причин препятствий противоречий в деятельности достаточно много и искать их следует методологическими способами [2, 3]. Поэтому проблема решается следующим образом. Составляется список субъектов, действия которых могут быть источниками проблемы. Определяются позиции субъекта и личностные и социально-психологические качества
субъекта, т.е. отдельных людей или групп людей. При этом позиции людей бывают разные: функциональные, деятельностные, социальные, поведенческие, психологические и др.
Возникновение проблемы по В.М. Цла-фу свидетельствует об отсутствии единой, принятой всеми субъектами организаци-онно-деятельностной схемы, относящейся к той системе деятельностей, в т.ч. и терминов, необходимых для построения такой схемы. Создание такой схемы - это выход за пределы существующей деятельности и расширение понятийного пространства до границ указанной системы деятельностей является универсальным средством разрешения проблемных ситуаций. Ситуация для управленца проблемная только в том случае, если противоречиво его самоопределение в ней, т.е. если управленец что-то «хочет» в отношении ситуации, но не знает как это сделать [1].
Иногда проблема признается неразрешимой, когда отсутствуют условия для поиска её решения. Это бывает потому, что некоторые проблемы еще в принципе не решались никогда и для их разрешения не существует средств в современной культуре [4]. Такие средства создаются заново, долгим и кропотливым трудом ученых и специалистов, так как подбирать и использовать что-то из имеющегося инструментария не имеет смысла. Поэтому не следует никогда опускать рук и необходимо создавать благоприятные условия, при которых эти средства появляются в культуре. Но и не следует затягивать решение проблемы настолько, что может привести к негативным последствиям.
Завершение самоопределения - ответ на вопрос «Что я должен» - частичное решение проблемы. Таким образом, процедуры построения и решения проблем смыкаются и в целом включают две стадии: построение «субъективированных» проблем и самоопределение управленца в отношении в этой проблеме.
Важным условием будущего решения проблемы следует отнести способность представления проблемы в виде совокупности предметных задач, которые специалисты умеют решать по отдельности.
Формулирование проблемы. Существующее или реальное состояние представляется существующей системой, предполагаемое состояние представляется гипо-
тетической (желаемой) системой. Каждая система имеет свой набор объектов, свойств и отношений, связанных воедино. Этот набор должен быть изменен при переходе к предполагаемому состоянию, которое достигается с помощью построения новой системы или реконструкции старой.
Требования к системе устанавливаются в терминах объектов, свойств и связей; цели должны быть определены в терминах желаемого состояния. Достижение желаемого состояния, т.е. цели, представляет основное содержание проблематизации процесса любой деятельности. Деятельность, направленная на решение проблемы, требует сведения к минимуму существующего и желаемого состояния в определенный срок с определенными инструментами.
Проблемные ситуации не всегда столь просты, как задачи, с которыми часто сталкиваются специалисты. Это объясняется следующими причинами [8]:
- задача возникает не перед отдельным субъектом, а перед целой группой;
- изменения окружающей среды влияют на эффективность выбора вариантов и на параметры результатов;
- число рассматриваемых вариантов решения может быть очень велико;
- число целей может быть также очень велико, и они не совсем совместимы, т.е. существует стремление к тому, чтобы "волки были сыты и овцы целы";
- варианты решения, выбираемые руководителями, как правило, реализуется другими лицами (исполнителями). Поэтому способности исполнителей играют существенную роль;
- принятое решение нередко затрагивают людей, не участвующих в его выборе или реализации, которые, тем не менее, могут влиять на решение благоприятно, нейтрально или отрицательно.
Большое значение уделяется правильному формулированию проблемы, которое может быть равносильно «половине» решения проблемы. Это не есть действительное решение проблемы, но её формулирование означает, что основные аспекты
проблемы надлежащим образом определены и взаимосвязаны.
Среди целей формулирования проблемы можно указать следующие [9]:
- обзор путей решения проблемы и развертывание работы по её анализу;
- указание системных элементов (альтернативы, цели, затраты, критерии, модели) и показ их взаимосвязи для знакомства с её языком и структурой;
- уточнение возможностей компромисса с действительностью (реальной ситуацией) в вопросах, которые необходимы при построении сложной модели;
- описание предполагаемой неопределенности путем анализа случайностей и чувствительности ситуации к изменениям.
Только в результате исследования можно убедиться, какая формулировка проблемы является наилучшей, поэтому сам процесс её определения должен стать предметом исследования. При описании проблемы уже можно иметь некоторое представление о возможных путях решения задачи, ибо иначе деятельность над ней будет чрезмерно формальной или абстрактной.
Четкое исследование причин возникновения проблемы позволяет осуществить деятельность в правильном направлении. Проблема может возникнуть по следующим причинам: невыполнение ранее вы-
работанного решения; плохое использование решения; выбор ранее неправильного решения; невозможность формулирования удовлетворительного решения; изменение причин, вызвавших проблему; появление новых возможностей для решения проблемы и т.д.
Работа по формулированию проблемы, прежде всего, нацелена на то, чтобы поставить в центр основное направление будущего исследования. Начальными операциями по формулированию проблемы бывают следующие:
- составление исходной формулировки;
- изучение составленной формулировки по отношению к частям проблемы;
- осмысление фактов, которые касаются проблемы;
- уточнение исходной формулировки проблемы;
- описание процесса обнаружения проблемы;
- установление наличия проблемы как совокупности некоторых задач;
- предварительное представление проблемы;
- операционное определение нежелательных последствий проблемы.
На рис. 1 представлена технология формулирования проблемы на уровне операций [1].
Анализ исходной н желаемой ситуации — У Выявление трудностей достижения целен —> Построение модели желаемой ситуации
Опнсанне процесса обнаружения проблем
Формулирование наоора ретроспективных проблем
Исследование наоора ретроспективных проблем
Установление наличие проблемы как таковой Отличие имеющейся проблемы от симптома смежных проблем Установление границ против оречнн
^1
Формулиров ан и е проблемы Передача состава противоречии на коллективное обсуждение Оценка отсутствия инструментов решения проблемы
Рис. 1. Технология формулирования проблемы
Трудно переоценить важность четкой формулировки проблемы. На данном этапе должны быть указаны все основные моменты проблемы, выявлены главные дей-
ствующие факторы, разработан словарь, обеспечивающий взаимопонимание участников исследования, определены некоторые связи между переменными в том виде,
как это представляется на данном этапе. Когда проблема впервые стала достаточно очевидной, появляется возможность связать её с подобными проблемами и решениями в прошлом, а значит, взять рациональную последовательность действий уже определенную ранее.
Большую опасность представляет отсутствие желания тщательно выявить сущность реальной и идеальной ситуаций, трудностей перехода одной в другую, стремление скорее начать деятельность, а также неосознанная склонность к заранее составленному мнению или определенной линии. Важно стремиться сделать ясной структуру будущего анализа. Необходимо при этом сформулировать и представить на широкое обсуждение конкретные гипотезы на ранней стадии исследования, что помогает выбрать основное направление дальнейших работ. Полезность этой деятельности трудно переоценить: получение предварительного решения проблемы ещё до завершения всего исследования.
Решение проблемы - это процесс последовательных приближений и прохождение нескольких циклов формулирования проблемы, поиск факторов, методов, построение моделей и перед лицом новых факторов наличие смелости отказаться от прежних выводов, если они не соответствуют новым данных.
Декомпозиция проблемы на задачи.
Представление проблемы в виде серьезных затруднений в деятельности человека или организации связано с полипредметным или полипрофессиональным характером проблемы. Поэтому напрямую проблемы, как правило, и не решаются. Так же как невозможно собрать сложную машину или механизм, не изготовив вначале отдельные детали.
Поэтому любую проблему следует представить в виде совокупности составляющих элементов, которые, чаще всего, называются задачами, присутствующими в жизни (производстве, образовании, науке) человека.
Задача представляет собой теоретический или практический вопрос, решение которого сопряжено с какими-то процедурами (мыслительными или деятельност-ными). Существуют предметные задачи в каждой научной дисциплине, которые пронизывают учебный процесс на любом уровне, а также профессиональные задачи, являющиеся совокупностью элементов мышления, коммуникаций и деятельности человека. Такой подход позволит найти ее оптимальное (рациональное) решение за счет того, что каждая задача может быть выполнена квалифицированными специалистами конкретной профессиональной области [10]. Технология декомпозиции проблемы представлена на рис. 2.
Изучение материалов формулировки проблемы —* Содержательное исследование проблемы —* Представление проблемы в виде отдельных элементов
Предварительное структурирован не проблемы *— Преобразование элементов в задачу 4— Определение связей между элементами проблемы
Задача лн это?
Включение задачи как часть в другую задачу
Объединение нлн разделение задач
Предварительное отнесение задачи к какой-то предметной области
Уточнение форму -лнровкн задачн
Построение структуры задачн
Сравнение структуры проблемы н её начальной структуры
Корректировка структуры задач
Построение структуры проблемы на основе задач
Выявление связен каждой задачн
Рис. 2. Технология декомпозиции проблемы на задачи
При рассмотрении проблемы и задач могут быть использованы системный, целевой, программный, проектный, ситуационный подходы или их комбинация. Инструменты решения задачи, как правило, ищутся в том или ином предметном или профессиональном поле.
Постановка задачи. Для отыскания решения любой задачи сначала необходимо её определить, причем сделать это нужно так, чтобы её решение можно было строить с применением научного аппарата.
Чтобы правильно сформулировать задачу, необходимо знать, в чем заключается задача. Задача возникает, если выполняются следующие условия:
- наличие субъекта в некоторой среде, перед которым возникает задача;
- прогноз одного или нескольких результатов достижения цели;
- наличие двух или более вариантов достижения этих результатов;
- неопределенность относительно оптимальных вариантов решения;
- отсутствие коммуникационных барьеров у участников решения.
Если указанные выше условия выполняются, то можно считать, что существует некоторая задача, которая требует решения. Однако говорить о том, что перед субъектом действительно возникла данная задача, можно только тогда, когда он не знает, какой вариант решения является
наилучшим, и именно это ему требуется определить. Иначе говоря, у субъекта должны быть сомнения относительно того, как решать задачу, с чего начать, где искать ответ.
Следует считать, что перед субъектом возникает задача, если ему нужно достичь какой-либо цели, существуют различные пути достижения этой цели, каждый путь характеризуется различной эффективностью, причем возникают сомнения относительно того, какой вариант решения выбрать.
Для постановки задачи необходимо иметь следующую информацию:
- кто принимает решение?;
- каковы его или их цели? (по этим и некоторым другим данным определяется критерий оценки различных вариантов);
- на какие аспекты ситуации может непосредственно влиять субъект, принимающий решения (управляемые переменные и в каком диапазоне можно изменять значения этих переменных, в т.ч. ограничения или условия);
- каковы прочие аспекты окружающей среды, включающей или не включающей людей, которые могут влиять на результаты возможных вариантов решения (неуправляемые переменные)?
Технология постановки задачи представлена на рис. 3.
Рис. 3. Технология постановки задачи
Постановка задачи, является объектом исследования, включает выявление и определение компонент будущего решения, а также задание способов измерения результата [11]. Определение соотношений между частями задачи является целью её постановки, и в то же время задает направление поиска эффективного варианта решения.
Все задачи делятся на три типа - детерминированные, неопределенные и вероятностные в зависимости от уровня знаний, которые имеют специалисты относительности вероятности последствий или результатов при использовании различных вариантов. Если существует уверенность, что только один результат будет получаться при выборе каждого варианта решения (детерминированная ситуация), то критерием выбора обычно является максимальная полезность. Если нет оснований считать, что какой-либо результат более или менее вероятен, чем другие (неопределенная ситуация), то можно использовать три критерия: максимин (и минимакс), обобщенный максимин и минимаксные потери.
Чтобы максимизировать ожидаемую полезность, необходимо иметь оценки вероятности получения каждого результата при использовании каждого возможного варианта решения (меры эффективности). Эти меры можно определить объективно (с помощью установления относительных частот) или субъективно (на основе суждения руководителя). Если результаты определяются точками или некоторыми отрезками по двум или более различным шкалам, то необходимо также определить функции соответствия между шкалами. Эти функции в свою очередь могут быть определены объективно или субъективно. Наконец, в случае количественных результатов необходимо найти относительную
ценность (полезность) точек или интервалов по «стандартной» шкале.
В случае качественных результатов необходимо определить количественные оценки их полезности. Однако до сих пор не разработан научный метод выбора оптимального критерия среди указанных трех в конкретных ситуациях. Но неопределенные задачи не могут возникать в естественных условиях (или, по крайней мере, редко наблюдаются в таких условиях), если только сознательно не пренебрегают теми знаниями, которые имеются или которые можно получить. Если руководитель может давать оценки вероятности получения каждого из рассматриваемых результатов при использовании каждого из возможного вариантов решения или эти оценки известны заранее (ситуация риска), то обычно применяется критерий максимизации ожидаемой полезности.
Постановка задачи является важнейшим этапом, на котором появляются основные контуры будущего решения. Поэтому не следует жалеть усилий для этого этапа, так как это значительно сократит поиск решений, критериев и области отнесения задачи. Особая роль при решения задач отводится коллективной мыследеятельности, в которой важное место занимает менеджмент [5-7].
Композиция проблемы - это формирование (сборка) её решения из отдельных задач. Основные рабочие элементы этапа -решения предметных задач и структура проблемы, состоящая из задач и взаимосвязей между задачами.
Технология композиции - использование выходной (результатной) информации одной задачи в качестве входной (исходной) информации другой задачи, т.е. определение взаимосвязи между задачами [12, 13]. Технология композиции проблемы представлена на рис. 4.
Анллнз материалов решения задач
Подготовка отдельных задач к рассмотрению
Анализ корректности решения отдельных задач
Увязка входов и выходов отдельных задач между собой Введение решений отдельных задач в структуру
Определение соответствия решения проблемы её формулирован нк —» Компоновка оощего решения проблемы
Анализ структуры проблемы
Проверка качества решения проблемы
Рис. 4. Технология композиции проблемы
исследований по маркетингу или менеджменту представляются в количественном выражении, что позволяет выполнять экономическое обоснование какой-либо деятельности.
Представленный подход разработки и принятия управленческих решений не представляется абсолютным или окончательным. Однако последовательность выполнения описанных выше этапов позволяет, по мнению автора, глубоко и всесторонне рассмотреть любые сложные и противоречивые ситуации в деятельности организаций, а также в результате вызовов времени и внешней среды.
При сборке проблемы могут возникнуть различные сложности: недостаточность информации, неполное или некорректное решение задачи, решение предоставлено на другом языке или в другой знаковой системе и т.д. Это означает необходимость устранения недостатков при наличии времени и квалифицированных специалистов. Иногда задачи могут быть собраны только последовательно, одна за другой, другие только параллельно, третьи - так и эдак.
При композиции проблемы лучше, если специалисты из различных областей работают сообща, преодолевая всевозможные профессиональные, понятийное и предметные барьеры. Например, результаты
Библиографический список
1. Цлаф В.М. Управленческие проблемы: их сущность и логическая структура // Вопросы методологии». - №1-2. - 1998. - С. 24-32.
2. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент: теория, методология, практика. - Самара: Изд-во. МИР, 2014. - 344 с.
3. Афонечкин А.И. Афоничкина Е.А., Топорков А.М. Моделирование кластерных экономических систем в виде сетевой структуры (бизнес-сети) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - № 1(35). - Т.2. - С. 5-11.
4. Герасимов Б.Н. О структуре и функциях управления экономическими системами типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. - М.: 2010. - №4. - С. 413.
5. Герасимов Б.Н. Современный российский менеджмент в контексте вызовов времени // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 20. - С. 46-53.
6. Герасимов Б.Н. Организационное поведение. - Самара: - СГАУ, 2010. - 168 с.
7. Герасимов Б.Н. Исследование роли и места менеджмента в управленческой деятельности организации // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2016. - №1 (135). - С. 40-46.
8. Герасимов К.Б. Система управления продажами промышленного предприятия // Экономические науки. - 2008. -№ 46. - С. 269-272.
9. Герасимов Б.Н. О моделировании технологии совершенствования корпоративного управления компанией // Менеджмент и бизнес-администрирование. - М.: 2007. - №2. -С. 90-95.
10. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Социальные технологии в управлении. - Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2014. - 396 с.
11. Герасимов К.Б. Модель проектирования технологии решения функциональных задач управления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2013. - Т.13. - №3-2. - С. 431-438.
12. Герасимов Б.Н. О моделировании технологии совершенствования корпоративного управления компанией // Менеджмент и бизнес-администрирование. - М.: 2007. - №2. -С. 90-95.
13. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Профессионализм в управленческой деятельности. -Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. - 431 с.
TECHNOLOGIES OF RESEARCH AND AND PROBLEM-SOLVING
B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor International market institute (Russia, Samara)
Abstract. Problems are contradictions and obstacles on the way of thought and activity. A problem is determined by two states; one state is called existing and the other one a desired state. The functioning from the real state to the desired one constitutes the process of problemsolving. There are given technologies of formulation of the problem, its decoupling, solving the tasks, and working out of the problem on the basis of the solved tasks. Keywords: problem, technology, decoupling, utility, effect.