ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Международный институт рынка (Россия, г. Самара)
Аннотация. В любой деятельности возникают проблемы. Для решения проблем в управленческой деятельности необходимо обладать знаниями и инструментами. Рассмотрены основные факторы деятельности управленца по определению свой позиции по отношению к проблеме. В статье приведены материалы по формулированию проблем, их описанию, а также представлены технологии их решения.
Ключевые слова: проблемы, ценности, формулирование проблем, технологии, решения.
Актуальность исследования проблем обусловлена необходимостью разработки методологических инструментов, содержащих современные средства реализации возможностей современных специалистов и преобразования их в ресурсы для развития форм и содержания экономических систем различного назначения. В управленческой деятельности также встречаются свои противоречия и трудности, которые необходимо решать и преодолевать. Если управленцы не владеют теми знаниями, методами и средствами своей работы, которые позволяют им успешно справляться с затруднениями, тогда ситуации становятся проблемными [1].
Собственно, в любых управленческих процессах встречаются проблемные ситуации. В их отсутствие любая деятельность, в т.ч. управленческая, относительно протекает спокойно. При хорошем управлении деятельность в организации осуществляется по заранее установленным правилам и не требуют особых интеллектуальных затрат.
Для разрешения проблемных ситуаций нужно, в первую очередь, уметь четко формулировать проблемы. Некоторые часто встречающиеся формулировки заранее исключают всякую возможность разрешения, и это, чаще всего, связано с неумением управленцев формулировать протмво-речия.
По работе [4] предполагается возможность появления случаев, когда обстоятельства вынуждают приостановить деятельность. Это типовые ситуации:
- тупика, когда дальнейшая деятельность вообще невозможна;
- разрыва, когда необходимо получить конкретный результат;
- выбора, когда для продолжения деятельности необходимо выбрать один из возможных путей.
Однако в любой ситуации ставится задача продолжения деятельности в неизменном или измененном виде. Если для решения этой задачи субъект деятельности располагает достаточными методическими инструментами, то деятельность продолжается. В противном случае, ситуация классифицируется как проблемная, и необходимы особые средства работы по созданию новых средств и методов для продолжения деятельности.
Причиной возникновения проблемных ситуаций является проявление в определенный момент несогласованности тех норм, правил деятельности, которых придерживаются разные субъекты, включенные в одну систему деятельностей. Среди этих субъектов - управленцы и персонал той организации, для которой возникла проблемная ситуация, потребители, поставщики, конкуренты и др., в т.ч. государство и местное самоуправление. Достаточно одному из субъектов нарушить эти правила, как система приходит в состояние дисбаланса и для кого-то из участников деятельности это грозит проблемами [4].
В проблемной ситуации возникает выбор между развитием - приданием деятельности принципиально нового качества - и ее ликвидацией. Выбор в пользу развития заставляет сформулировать то противоречие, из-за которого деятельность была
приостановлена, - эта формулировка и есть проблема.
Проблема - это сложности, препятствия и даже тупики на пути мышления и деятельности. Проблема определяется как ситуация, в которой есть два состояния; одно называется существующим, а другое желаемым (предполагаемым). Существующее или реальное состояние представляется существующей системой, предполагаемое состояние представляется гипотетической (желаемой) системой [2]. Каждая система имеет свой набор объектов, свойств и отношений, связанных воедино. Этот набор должен быть изменен при переходе к предполагаемому состоянию, которое достигается с помощью построения новой системы или реконструкции старой.
Достижение желаемого состояния, т.е. некоторой цели, представляет основное содержание проблематизации любой деятельности. Деятельность, направленная на решение проблемы, требует сведения к минимуму разрыв существующего и желаемого состояния в определенный срок с определенными средствами. Остановимся на содержании проблематизации по работе [3].
Проблематизация - метод, мотив, процесс и обязательный этап выявления затруднений в деятельности (проблем), уточнения границ белых пятен области знаний, фиксации парадоксов и выявления противоречий. Проблематизация применяется для выбора целей и постановки задач в процессе исследований, в частности, при аналитической работе по открытым источникам информации. Проблематизация состоит в сборе, анализе и документировании доступных сведений о проблемах отдельного предмета или системы предметов исследования (субъекта, объекта, процесса, феноменов и иных сущностей или абстракций) или дефектов и пробелов области знаний (теории).
Проблематизация предмета исследования может оказаться полезной в любой сфере деятельности. Если в решении задач содержание вопроса задает «место» для искомого и организует поиск ответа среди исходных данных, то в исходных данных проблемы фиксируется некоторый разрыв,
требующий содержательной трактовки. В этом разрыве заключен вопрос, который и нужно сформулировать. Снятие разрыва осуществляется за счет деформации исходного материала, а не за счет дооформления его и поиска фрагмента в качестве ответа на вопрос заданного типа. В результате возникает задачная ситуация.
Проблематизация - это введение вопросов проблемного типа, содержание которых выводит за рамки того основания, из которого проистекают «задачные вопросы». При проблематизации пользуются принципами «каузальной», «объектно-каузальной» и «процессуальной» непрерывности. Технологически проблематиза-ция сводится к обнаружению «места» для расширения основания, «заполнение» которого сведет проблемную ситуацию к за-дачной, точнее к совокупности предметных задач.
Большинство исследований по проблемам, по мнению автора работы [4], имеет узкопредметный характер. Субъект, как правило, рассматривает проблемы только с одной позиции, близкой ему предметно или профессионально. Например, психологической, социологической или экономической позиций. Исследователи обычно не видят систему управления как многогранный целостный объект со всеми процессами, протекающими в нем. Естественно это приводит к тому, что до сих пор в теории управления нет единого понятия проблемы, и сам этот термин зачастую применяется в совершенно разных значениях. Поэтому в управленческой практике проблемы, как правило, не формулируются должным образом, а принимаемые решения, чаще всего, основываются на поверхностно проявляющихся симптомах проблемных ситуаций.
Важно стремиться сделать ясной структуру будущего исследования противоречий. Необходимо при этом сформулировать и представить на широкое обсуждение конкретные гипотезы на ранней стадии исследования, что помогает выбрать основное направление дальнейших работ по обнаружению и формулированию проблемы. Полезность этой деятельности трудно переоценить, если необходимо по-
лучить предварительное оценку возможности найти решение проблемы ещё до завершения всего комплекса исследований. Важную роль для формулирования проблем играют основания для их выявления.
Между тем, возможность разрешения проблемных ситуаций в немалой степени зависит от того, как сформулированы проблемы. В самом деле, вот один из излюбленных способов формулирования проблем практиками: «Я хочу (чего-то достичь), но не могу». Когда специалист что-то не может - это тупик, это признание собственного бессилия.
Еще более популярный способ формулировки проблемы - это найти виновного на стороне и формулировать проблему «от третьего лица». Однако для понимания, а затем и формулирования проблемы, наоб-ходимо именно управленческое исследование.
Исследование - это особый акт управленческой деятельности, осуществляемый для выявления противоречия, порождающие препятствия для достижения цели. Противоречия выявляются не на уровне видимых фактов, а на уровне их причин, глубинных свойств тех систем или процессов, в которых осуществляется деятельность [5. 9]. Результат исследования - состав проблем. Проблемой иногда называют формулировку указанного противоречия.
Исследование предпринимают в тех случаях (ситуациях), когда цель деятельности становится недостижимой принятыми ранее способами, и способ достижения ее в изменившихся условиях неизвестен. Такая ситуация и называется проблемной. При всем разнообразии проблемных ситуаций можно найти их общие свойства, которые позволяют сформировать методологическую основу анализа ситуаций и поиска решений.
Каждый субъект, нормируя свою деятельность, должен учитывать, что и другие субъекты, находящиеся в данном поле управленческой деятельности, также нормируют свою деятельность. Симбиоз наук и искусство управления состоят в том, чтобы заблаговременно прогнозировать, какие изменения могут быть внесены
иными субъектами деятельности, как это может повлиять на всю систему деятель-ностей и какие нужно предпринять воздействия, чтобы последствия изменений для данного субъекта не оказались, по крайней мере, неожиданными. Управленец, умеющий это просчитывать, намного реже попадает в проблемные ситуации, либо выходит из них быстро с минимальными потерями.
Таким образом, возникновение проблемной ситуации может быть вызвано изменениями в административно-правовой, социокультурной, предпринимательской, экономической областях, а также в сфере ценностей отдельного человека: экономических, социальных, этических, эстетических и т.д. Рассмотрим некоторые аспекты из перечисленных выше.
Экономические ценности - это представления субъекта о материальных, финансовых возможностях для удовлетворения своих потребностей.
Социальные ценности - это стремление к обладанию статусами, ролями, общением с интересными людьми, жизни в соответствующем окружении и т.д.
Этические ценности (нормы) - представление о том, что субъект может себе позволить или не должен себе позволять, не причиняя ущерба другим.
Правовые ценности (нормы) - представление о поддержании определенной структуры социальных отношений, распределения социальных ролей и социальных благ, которые существуют в сознании людей.
Наличие в составе и вокруг крупных организаций и корпораций различных групп означает, что у них есть свои цели, в соответствии с которыми организуется их деятельность. Поэтому эффективность управления организациями требует учета всех заинтересованных групп, динамики их приоритетов и ценностей [14]. Достижение баланса между этими целями и интересами - трудоемкий процесс, требующий принятия компромиссных управленческих решений, устраивающих членов разных групп и организацию в целом (табл. 1).
Таблица 1. Ценности и контролируемые параметры деятельности организаций
Группы интересов Социальные, правовые и другие ценности Экономические и другие ценности Контролируемые параметры
Собственники Собственный капитал Дивиденды Финансовая устойчивость
Инвесторы, кредиторы Заемный капитал Возврат на капитал Финансовые: ликвидность, риск
Менеджмент организации Знания, компетентность, ответственность Оплата труда, продвижение Все аспекты деятельности
Персонал Труд (деятельность) Заработная плата, безопасность труда Оплата труда, условия труда
Поставщики Поставки ресурсов Цена за товар, длительность контрактов Финансовое состояние, надежность
Покупатели Покупки продуктов и услуг Цены за товары и услуги, удовлетворенность Цены, качество, сервис
Налоговые органы Инфраструктура Налоговая база и платежи Финансовые результаты
Критерий эффективности в этих условиях должен отражать взаимосвязи, возникающие между множеством целей и интересов разных групп, а поэтому окончательное решение о том, насколько успешна деятельность организации, принимается на основе анализа и обсуждения на высшем уровне управления. Именно в сфере интересов и ценностей могут возникнуть противоречия, которые могут привести к «субъективированным» проблемам и даже к конфликтам. Да и управленческие решения могут быть весьма различными для удовлетворения интересов отдельных групп.
Исследование интересов, представленных в табл. 1, позволит получить предварительные формулировки проблем - объективно существующих противоречий между разными интересами, нормами, ценностями.
Переход от «субъективированных» проблем к проблемам «для управленца» и дальнейшее их решение осуществляются путем самоопределения (определения позиции) управленца в проблемной ситуации, прежде всего, путем ответа на вопросы «Что я хочу?» и «Что я могу?» относительно тех противоречий, которые сформулированы как «субъективированные» проблемы. Ситуация для управленца проблемная только в том случае, если управленец что-то «хочет» в отношении выявленных субъективных противоречий, но не может этого сделать. Следующий шаг состоит в преобразовании этой фор-
мулировки; при этом отыскивается причина противоречия и определяется позиция управленца:
есть ли возможности совершить то, что нужно, т.е. найти или приобрести;
если эти возможности отсутствуют, так как управленец не хочет предпринимать каких-то необходимых действий;
либо возможности достичь желаемого отсутствуют по причинам, не зависящим от данного лица, тогда проблема признается неразрешимой.
В последнем случае необходимо найти способ создания условий, в которых это противоречие не может привести к нежелательным последствиям [10].
Завершение самоопределения - это занятие управленцем определенной позиции: «Что я должен делать?» - есть решение проблемы. Так процедуры построения и решения проблем смыкаются и в целом включают две стадии: построение «субъективированных» проблем с помощью исследования взаимного соответствия элементов деятельности и позиционирование управленца в отношении этих «субъективированных» проблем.
Приведенные выше процедуры деятельности отнюдь не являются единственно возможными и исчерпывающими. Однако представленная ниже последовательность событий, составленная из процедур является достаточно универсальной для разрешения большинства возникающих проблемных ситуаций (рис. 1).
Проблемная ^ Исследова- =; Субъективи- ^ Позиция ^ Возможные
ситуация ние позиций рованные управленца варианты
участников проблемы решения Рис. 1. Процедуры разрешения проблемной ситуации
Представленный выше процесс актуален для сложных противоречий в больших экономических систем различного уровня и масштаба. Рассмотрим еще один подход, который можно назвать проектно-программным. Для его использования необходимо выполнить несколько этапов, которые содержать. Проектные аспекты подхода обуславливают наличие совокупность определенных процедур, а программные аспекты позволяют учесть изменение различных факторов, определяющих проблемную ситуацию.
Рассмотрим авторский подход формулирования проблемы, представленный в работе [11]. Напомним, что большое значение уделяется правильному формулированию проблемы, которое может быть равносильно «половине» решения проблемы. Это не есть действительное решение проблемы, но её формулирование означает, что основные аспекты проблемы надлежащим образом определены и взаимосвязаны. Среди процедур формулирования проблемы укажем следующие наиболее важные:
- предварительное рассмотрение путей решения проблемы и развертывание работы по её исследованию;
- предварительное указание системных элементов (альтернативы, цели, затраты, критерии, модели) и показ их взаимосвязи, чтобы осуществить знакомство с содержанием и структурой проблемы;
- уточнение возможностей компромисса с действительностью (реальной ситуацией) в вопросах, которые необходимы при построении сложной модели;
- описание предполагаемой неопределенности путем анализа случайностей и чувствительности ситуации к изменениям.
Только в результате исследования можно убедиться, какая формулировка проблемы является наилучшей, поэтому сам процесс её определения должен стать также предметом исследования. При описа-
нии проблемы уже можно иметь некоторое представление о возможных путях её решения, ибо иначе работа над ней была бы чрезмерно формальной или абстрактной.
Правильный анализ причин возникновения проблемы позволяет осуществить деятельность в правильном направлении. Проблема может возникнуть по следующим причинам: невыполнение ранее выработанного решения; плохое использование решения; выбор ранее неправильного решения; невозможность формулирования удовлетворительного решения; изменение причин, вызвавших проблему; появление новых возможностей для решения проблемы и т.д.
Управленческий процесс применительно к решению проблем целесообразно рассматривать как состоящий из циклично функционирующей рефлексии и использования функций управления, подробно описанных в работах [6-8]. При этом выполняется и несколько видов управления, представленных в работе [2]. Наиболее актуальны для решения проблем являются процессы противодействия и согласования. А, значит, ими надо управлять в процессе формулирования и решения проблем. Рассмотрим эти виды управления подробнее.
Управление противодействием. Любой человек при попытке сведения его к средству оперирования, к предмету «чужой» потребности может сопротивляться. Для управленцев, у которых источником противодействия могут выступать личные отношения к тому или иному человеку или группы людей, необходимо иметь весомые аргументы для их предоставления другой стороне.
Если основанием противостояния выступают простейшие потребности, мало подверженные корректирующему внешнему воздействию для ослабления напряжения в процессе определения противоречий и тупиков, то использование социальных и психологических механизмов воздействия
на других людей не дает быстрых результатов.
Если основанием являются потребности более высоких порядков, в т.ч. на уровне
организации и ее ценностей, то появляется возможность мягких и последовательных корректировок. Технология управления противодействием представлена на рис. 2.
Рис. 2. Технология управления противодействием
Управление согласованием. Согласование является одним из путей преодоления противодействия. Это особенно важно для процесса преодоления противоречий, барьеров и тупиков [12]. Если удается договориться, то индивидуальные предложения причин их возникновения заменяются соглашением, договором, которое выступает в функции нормы для измененного поведения или деятельности в пределах
фиксированных частей первоначального понимания противореций и затруднений.
Затруднения в согласовании, которые обусловлены закрытостью внутреннего мира партнера для участника согласования и, следовательно, невозможность придать устойчивость и надежность «еще одному» предложению, стимулирует переход от внешнего к внутренне значимому типу познания. Характер коррекционных действий при формулировании и решении проблем у
управленца зависит от того, куда помещается согласовательный процесс в социокультурную систему и насколько согласуемое содержание преследует интересы организации в целом. Технология управления согласовательным процессом представлена на рис. 3.
В 70-80 гг. ХХ в. проявилось еще одно эффективное направление формулирования противоречий и тупиков, а также решения масштабных проблем. Теоретические и практические концепции Московского методологического кружка (ММК), которые сами прошли в своем развитии несколько этапов и достигли этапа систе-
момыследеятельностного (СМД) подхода с одновременным переносом центра тяжести теоретических исследований и разработок на общую структуру методологии и ее основные единицы - подходы [15].
Для практической реализации концепций СМД подхода была разработана особая форма организационно-деятельност-ных игр (ОДИ). В настоящее время разновидностью ОДИ по работе [16] принято считать проблемно-деловые игры (ПДИ), проблемно-ситуационные игры (ПСИ), инновационные игры (ИнИ) и некоторые другие разновидности.
Рис. 3. Технология управления согласованием
Проблемно-ситуационное моделирование управленческих процессов определяется как одно из средств коллективного
решения большого класса проблемных ситуаций, нацеленных на выход в пространство профессиональных и предметных за-
дач. В ПСИ решение проблемы заключается в выработке программы действий и направления движения выхода из затруднений. Линия развития личности присутствует обязательно, ибо без этого трудно отыскать позитивную программу и, главное, невозможно будет ее реализовать.
При использовании ПСИ в решении управленческих проблем могут быть получены содержательные социальные, психологические, педагогические и методологические результаты. Далеко не всегда возможно их получить, однако осмысление спектра возможностей этой технологии позволяет выбрать направленность самого процесса моделирования и определить крут участников.
Возникновение и использование ПСИ обуславливается затруднениями получения как глубоких содержательных, так и социально-психологических результатов с применением других интенсивных образовательных технологий, в т.ч. деловых игр, тренингов, конкретных ситуаций и т.д. [13, 18] Это связано с принципиальной отсутствием возможности разрешения проблем
на задачном уровне, но и невозможностью проблематизации затруднений, кроме того, от участников игры требуется формирование личных потребностей и приобретение способностей в депроблематизации профессиональной деятельности.
В ПСИ решение конкретной проблемы заключается в выработке программы действий и выбора направления движения, позволяющего выйти из затруднений. Одним из важных направлений в ПСИ является линия развития личности, что весьма необходимо для разработки позитивной программы продуктивной деятельности специалистов и коллективов [17].
Представленный подход к формулированию и решению проблем в деятельности организаций не представляется абсолютным или окончательным. Однако последовательность выполнения описанных выше технологий и процедур позволит, по мнению автора, глубоко и всесторонне рассмотреть любые проблемные ситуации в управленческой деятельности и успешно начать, рассмотреть и завершить разрешение проблемных ситуаций.
Библиографический список
1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность и становление. М., 1996. - 353 с.
2. Герасимов Б.Н. Чуриков Ю.В. Управление качеством. М.: Вузовский учебник: ИН-ФРА-М, 2011. 304 с.
3. Кузнецов С.В. Проблематизация Режим доступа:
http://www.osint.ru/problematization.htm (Дата обращения 08.02.2017).
4. Цлаф В.М. Управленческие проблемы: их сущность и логическая структура // Вопросы методологии. 1998. №1-2. С. 47-50.
5. Герасимов К.Б. Развитие процесса управления инновационным потенциалом организации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. №1(25). С. 12-19.
6. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент: теория, методология, практика. Самара: Изд-во МИР, 2014. 344 с.
7. Герасимов Б. Функции управления: состав, содержание, параметры // Проблемы теории и практики управления. 2016. №7. С. 91-100.
8. Герасимов Б.Н. О структуре и функциях управления экономическими системами типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. №4. С. 4-13.
9. Герасимов К.Б. Разработка модели реинжиниринга системы управления производством предприятия // Экономические науки. 2012. №91. С. 109-112.
10. Герасимов К.Б. Разработка универсальной системы управления операциями предприятия // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2011. № 3. С. 125-134.
11. Герасимов Б.Н. Реинжиниринг процессов организации. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. 256 с.
12. Герасимов Б.Н. О моделировании технологии совершенствования корпоративного управления компанией // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. №2. С. 90-95.
13. Герасимов К.Б. Проектирование систем управления процессами организации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т.6. №1. С. 46-55.
14. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: Технологии менеджмента. ч. 2: учеб. пособие. Самара: СГАУ, МИР, 2006. 228 с.
15. Щедpовицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 759 с.
16. Чумак В.Г., Герасимов Б.Н. Проблемно-ситуационные игры в инновационной деятельности организации // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2003. №2(4). С. 68-75.
17. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Профессионализм в управленческой деятельности. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. 431 с.
18. Герасимов К.Б. Инструментарий технологизации системы управления процессами организации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. №5 (31). С. 122-130.
PROBLEMATIZATION MANAGEMENT ACTIVITIES
B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor International market institute (Russia, Samara)
Abstract. In any operation there are problems. To solve problems in management knowledge and tools. The main factors of the activities of a Manager, by definition, your position in relation to the problem. The article presents the materials on the formulation of problems, their description, and the technologies of their solution.
Keywords: problems, values, formulation of problems, technologies, solutions.