МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
УДК 323.22/.28
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
© 2011 г. А.Е. Белянцев, А.В. Лымар
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 07.10.2011
Освещены основные направления информационной политики Российской Федерации и государственные инициативы по становлению информационного общества в контексте современных модерни-зационных процессов. Основное внимание уделено анализу источниковой базы информационной политики России, рассмотрены особенности российской модернизации в ключе внедрения информационно-коммуникационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности государства.
Ключевые слова: модернизация, информационное общество, информационная политика, информатизация, информационно-коммуникационные технологии, информационная инфраструктура, цифровой разрыв, электронное государство.
В современной ситуации Россия сталкивается с новыми вызовами модернизации. Основные параметры, по которым российское общество остается немодернизированным, были сформулированы Д.А. Медведевым в предвыборных речах и в президентском послании Федеральному собранию: институты - инновации - инфраструктура - инвестиции - интеллект. Это фактически означает признание высшим руководством страны нерешенности ряда задач в социально-экономической области и в сфере государственного строительства [1, с. 33].
Если принять тезис, что модернизация - это встраивание в мир [1, с. 47], то одним из необходимых условий успешной российской модернизации должно являться формирование внутри страны развитой информационной инфраструктуры и дальнейшая интеграция в глобальное информационное общество.
Проект построения в России информационного общества, сформулированный в ряде официальных документов (в частности в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 года) в целом лежит в русле перечисленных выше проблем модернизации, так называемых пяти «И».
Поскольку информационная сфера является системообразующей в жизнедеятельности современного государства, постольку она влияет на включенные в нее институты, как государственные, так и институты гражданского общества; экономику; технологическую инфраструктуру; на интеллектуальный потенциал общества.
С одной стороны, в информационном обществе повышается управляемость всеми социально-политическими процессами в стране, с другой - растет эффективность взаимодействия между органами исполнительной и законодательной власти, юридическими лицами и гражданами, возникают дополнительные возможности для функционирования и совершенствования институтов гражданского общества, т.е. в целом развиваются процессы демократизации.
Развитие конкурентоспособной инновационной экономики в стране, транспортной и другой технологической инфраструктуры, повышение доступности медицинских, образовательных и других услуг также невозможно без информационной основы. Передовые НИОКР во всех отраслях взаимосвязаны с прогрессом в области информационно-коммуникационных технологий.
И, наконец, в современной ситуации инвестиции в различные проекты в области экономики, социальной сферы, транспорта и т.д. должны предполагать и финансирование информационной составляющей проекта (например, информационных систем управления, гео-информационных систем, систем связи и телекоммуникаций, компьютерных сетей и баз данных), его встроенность в национальное, а в некоторых случаях и в глобальное информационное пространство, без которой данный проект не может быть эффективно реализован.
Таким образом, формирование эффективной государственной информационной политики, направленной на построение в России информационного общества, является необходимым условием и основой успешной модернизации.
Классическая теория рассматривает модернизацию как процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному и от индустриального к постиндустриальному. Согласно определению, данному Д. Беллом, «постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания» [2, с. 52]. Развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий происходит стремительно быстрыми темпами, в связи с этим все мировое сообщество осознало необходимость и особую важность в формировании эффективной информационной политики. Концепции формирования информационного общества разрабатываются многими государствами на национальном, региональном и международном уровнях. Безусловно, ИКТ развиваются неравномерно, существует проблема «информационной пропасти» между технологически развитыми странами и странами отсталыми в этом отношении, происходит это преимущественно из-за различий в экономике. Недостаток финансирования этой области, а именно в области ИКТ приводит к так называемой информационной отсталости государства. Данная проблема характерна также и в пределах одной страны, речь идет об информационном дисбалансе между столицами и периферией.
Впервые необходимость перехода к информационному обществу в России была осознана с разработкой в 1999 году Концепции формиро-
вания информационного общества в России по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и комитета Г осударственной думы по информационной политике и связи. Как следует из концепции, «в настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством [3]. Годом раннее, а именно 21 декабря 1998 г., на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при президенте Российской Федерации была одобрена Концепция информационной политики Российской Федерации, областью применения которой являлась «конкретизация и уточнение основных направлений деятельности органов государственной власти по становлению информационного общества в России, формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное общество» [4]. В результате необходимость построения информационного общества в России стала рассматриваться как «главное условие ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы» [4]. Признанием того, что развитие информационного общества является важной стратегической компонентой комплексного технологического и инновационного развития страны, стало утверждение в феврале 2008 года президентом Российской Федерации В.В. Путиным Стратегии развития информационного общества в России. Одним из основных направлений Стратегии является развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ -главной движущей силы, способной осуществить переход страны к информационному обществу.
Таким образом, в 2008 году был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации
на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий:
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212;
- Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р [5].
Для России главной стратегической задачей становится необходимость изменения содержания экономической и социальной политики государства в направлении перехода на воспроизводственную траекторию развития внутри страны с ориентацией на конечный результат [6].
Что касается современных государственных инициатив, то Распоряжением правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Цель госпрограммы -создать новые возможности для граждан, бизнеса и государства с использованием ИКТ, а также обеспечить технологический прорыв в использовании информации во всех сферах жизни. В Программе предложен принципиально новый подход к информатизации общества с учётом задач по модернизации экономики. До сегодняшнего дня активность государства в этой сфере была направлена на максимальное использование существующих технологий и возможностей: автоматизацию работы учреждений, налаживание системы межведомственного взаимодействия, интеграцию информационных систем. Сегодня, когда количество информации увеличивается лавинообразными темпами и ее грамотное использование дает огромные возможности, необходимы новые технологии и подходы, которые позволят совершить нашей стране существенный прорыв в области создания и использования высокотехнологичной продукции. Основной принцип формирования программы заключается в том, что её результаты должны приносить пользу конкретным группам потребителей - как гражданам, так и бизнесу. Повышение качества жизни граждан должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане поль-
зуются практически ежедневно: запись на прием к врачу через Интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ во всех общественных местах на территории РФ. Для улучшения условий развития бизнеса основной задачей является обеспечение юридической значимости обмена электронными документами и доступность современной базовой инфраструктуры. Основные направления программы:
- повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса;
- электронное государство и повышение эффективности государственного управления;
- развитие российского рынка ИКТ и российских технологий, обеспечение перехода к цифровой экономике;
- преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества;
- обеспечение безопасности в информационном обществе;
- развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия [7].
Согласно Концепции государственной информационной политики Российской Федерации 1998 года выделялись три основных класса актуальных проблем построения в России информационного общества. Первый класс составляли проблемы развития технологического базиса информационного общества и перехода к нему. Основными составляющими этого базиса являются: национальные информационные ресурсы и обеспечение свободного доступа к ним; информационно-коммуникационная инфраструктура; научно-производственный потенциал информатизации, телекоммуникаций и связи; рынок информационных технологий, средств вычислительной техники, телекоммуникаций, связи, информационных продуктов и услуг и, наконец, технологии, структуры и механизмы функционирования и развития электронных СМИ. Ко второму классу проблем относилась проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений. Возникла необходимость создания единой системы обеспечения информационной безопасности. Третий класс проблем определялся социально-экономическими и социальнокультурными предпосылками перехода России к информационному обществу [4].
Отрасль информационных и телекоммуникационных технологий в 2000-2008 годах развивалась высокими темпами, ежегодный при-
рост составлял около 25 процентов, что существенно выше среднегодовых темпов роста валового внутреннего продукта и роста отдельных отраслей. Информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьей российского несырьевого экспорта.
Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России на современном этапе, является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации.
По данным Доклада «О развитии информационных и коммуникационных технологий в РФ» общая оценка состояния дел и причин неравномерности развития информационных технологий состоит в следующем: группа регионов, в основном с сырьевой специализацией и развитой промышленностью, имеет необходимые ресурсы для реализации комплексных программ информатизации и успешно использует свое благоприятное экономическое положение. Но значительная доля регионов не в состоянии сегодня осуществлять решение этих задач только за счет собственных средств и значительно отстает в информационно-коммуникационном развитии. Кроме того, на уровень развития информатизации регионов оказывают значительное влияние такие факторы, как понимание руководителями регионов значения и роли информатизации как важнейшего средства повышения эффективности управления и ускорения социально-экономического развития регионов; степень организованности системы управления регионом; наличие квалифицированного кадрового потенциала как в госсекторе, так и в коммерческих ИТ-организациях региона. Отсутствие единой методологии региональной информатизации приводит к низкому качеству планирования и управления реализацией региональных программ и проектов информатизации, неэффективным бюджетным расходам. Программы региональной информатизации слабо увязываются с целями социально-экономического развития региона [8]. Основные направления развития информационных технологий на территориях субъектов Российской Федерации отражены в Концепции региональной информатизации до 2010 года, разработанной Мининформсвязи России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Концепция направлена на реализацию государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с за-
дачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития регионов Российской Федерации [9]. Определена модель финансирования программ региональной информатизации из средств федерального бюджета.
Для ускоренного развития в Российской Федерации информационного общества необходимо обеспечить значительное снижение стоимости предоставляемых населению услуг на основе информационных технологий с одновременным повышением их качества на основе развития конкуренции между операторами связи и поставщиками оборудования.
Следующая проблема, на которой хотелось бы остановиться более подробно, это проблема информатизации образования и дефицита квалифицированных кадров. Информационно-технологические преобразования в сфере дошкольного, среднего и высшего образования приводят к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека.
Основной стратегической целью развития образования Российской Федерации на среднесрочную перспективу является создание условий для повышения качества человеческого капитала и конкурентоспособности страны. Для достижения этой цели необходимы совершенствование содержания и технологий образования, повышение качества образовательных услуг и эффективности управления в системе образования. При значительном инвестировании средств на разработку цифрового образовательного контента сегодня отсутствуют единые стандарты и требования к его содержанию. Необходимо обеспечить информационную ориентацию образования в целом, включая изменение как методов, так и организационных форм учебного процесса. Требуется разработка и доведение до каждого педагога обновлённых учебных программ, которые позволят подготовить выпускника, способного адекватно ориентироваться в современной информационной среде и самостоятельно выстраивать собственную образовательную траекторию. Определённая часть преподавателей сегодня просто избегает использования современных информационных технологий в своей ежедневной практике. Причина этого - недостаточная подготовка и методологическая поддержка преподавателей по использованию новых возможностей. В результате из высших учебных заведений страны зачастую выходят специалисты, не владеющие современными технологиями и неспособные с их помощью повысить эффективность выполнения функций государственного и муниципального управления.
Следует отметить высокий уровень зависимости российского рынка от зарубежной продукции в сфере информационных технологий. В подавляющем большинстве создаваемых информационных систем в России сегодня используются в основном зарубежные разработки. Можно выделить еще ряд барьеров, препятствующих успешному развитию отечественной промышленности в сфере информационных технологий, среди которых критически значимым является низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности.
Базис информационной политики, как и политики вообще, составляют совокупность норм права и механизмы их реализации. В данном контексте речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации и интеллектуальной собственности. В настоящее время законодательная деятельность по регулированию информационных отношений в российском обществе развивается. Однако действующее законодательство не дает однозначного ответа на ряд принципиальных вопросов, в частности, на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав и, наконец, как эти права реализовывать. Поэтому исполнительная и правоприменительная деятельность по реализации указанного законодательства сталкивается с существенными трудностями. Относительно тонкий слой законов в области связи, телекоммуникаций, информации и информатизации позволяет говорить лишь о начале формирования отрасли информационного законодательства в РФ. Действующие федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», а также «О средствах массовой информации» заложили основы законодательного регулирования информационных отношений в обществе с учетом мировой практики, современного уровня развития информационных технологий и обеспечения информационных прав субъектов правоотношений. Можно утверждать, что собственно правовая компонента информационной политики должна предусматривать прежде всего формирование правового статуса всех субъектов в системе информационных отношений, пользователей информационных и телекоммуникационных систем (граждане, социальные институты, общественно-политические организации, органы государственной власти и управления) и определение их ответственности за обеспечение конституционного права на свободу информации.
Информационное общество возникает не только на основе производства и использования
компьютеров и сетей передачи данных, но и, главным образом, на базе формирования массовой общественной потребности в информации и ее быстром обращении. Потребность в социальных коммуникациях и стремление населения к получению информации о власти являются следствием зрелости гражданского общества и эффективного функционирования демократических институтов, а не результатом распространения ИКТ. Внедрение ИКТ происходит успешно, если информация активно включается в экономический, политический и культурный оборот, признается ценностью и предметом повышенного потребительского спроса. Именно в связи с этим необходимо формирование информационной культуры в обществе. На сегодняшний день цифровой разрыв коснулся и различных слоев населения, и речь идет здесь не только об информационных возможностях и возможностях доступа к передовым информационным технологиям, существует также проблема ментального характера. Особенно ярко она выражена в разнице восприятия роли ИКТ в жизни общества между разными поколениями людей. Поколение индустриальной эпохи в большинстве своем противится освоению новых информационных технологий в силу традиций, устоев и обычаев, сформировавшихся на протяжении длительного периода жизни данного общества. В связи с этим необходимо проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение внимания широких масс к процессу формирования информационного общества в стране. В данном случае особая роль в этом процессе отводится средствам массовой информации.
Тем не менее наличие тех или иных проблем на пути становления информационного общества в Российской Федерации не позволяет говорить о невозможности или существенном ограничении в естественном протекании данного процесса. Главным образом, анализ и учет особенностей и специфики современного развития российской информационной и телекоммуникационной инфраструктуры способствует формированию наиболее эффективной государственной информационной политики. В основе Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года были заложены конкретные цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития ИКТ, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества. Согласно принятой стратегии «целью формирования и развития информационного общества в РФ яв-
ляется повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» [10]. В целях реализации принятой стратегии был утвержден план мероприятий, в разработке которого принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, представители бизнеса, научных организаций и гражданского общества. Кроме того, в данном документе имеется приложение, которое носит название «Контрольные значения показателей развития информационного общества в РФ на период до 2015 года». Среди некоторых из этих показателей, которые в ходе реализации Стратегии должны быть достигнуты к 2015 году, хотелось бы отметить следующие: место РФ в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира; место РФ в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже десятого; сокращение различий между субъектами РФ по интегральным показателям информационного развития - до 2 раз; доля исследований и разработок в сфере ИКТ в общем объеме научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования: к 2010 году - не менее 15% и к 2015 году - 30%; рост объема инвестиций в использование ИКТ в национальной экономике по сравнению с 2007 годом - не менее чем в 2.5 раза и др.
Таким образом, на современном этапе развития информационного общества в России на государственном уровне предпринимаются серьезные шаги по реализации мероприятий, направленных на формирование эффективной государственной информационной политики. Принятие в 2008 году Стратегии развития информационного общества в РФ явилось важным стимулом по реализации программ развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, а также толчком для решения задач, направленных на преодоление первоочередных проблем на пути становления информационного общества в рамках российского мо-дернизационного проекта. Следующие принятые государственные инициативы отражают нацеленность правительства Российской Федерации на достижение высоких показателей в
сфере развития информационно-коммуникационных технологий.
Главными ориентирами политики развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе продолжают оставаться следующие:
1) формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
2) повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения;
3) обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационнокоммуникационных технологий;
4) повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти.
Всестороннее применение информационных технологий приведет к новому качеству взаимодействия людей, в особенности через средства электронных коммуникаций и сеть Интернет, откроет новые возможности для индивидуального развития и развития всех форм хозяйствующих субъектов и органов государственной власти и, как следствие, повысит производительность труда, эффективность и конкурентоспособность экономики.
Приоритетные направления современной модернизации (институты - инновации - инфраструктура - инвестиции - интеллект) предполагают в качестве основы, фундамента создание высокоразвитой информационной инфраструктуры, а также интенсивное взаимодействие между всеми субъектами информационных отношений как по вертикали, так и по горизонтали, поэтому внедрение технологий информационного общества во все сферы жизнедеятельности государства является необходимым условием успешной российской модернизации.
Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Международно-политические аспекты инновационного развития в России и за рубежом: проблемы взаимодействия», поддержанного грантом РГНФ 11-03-00069а.
Список литературы
1. Макаренко Б.И. Возможна ли в России модернизация // Pro et contra. 2008. Т. 43. № 5-6. С. 33-47.
2. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society// The Public Interest. 1967. No. 7 // Цит. по: Чугунов А.В. Теоретические основания концепции «Информационного общества»: Учебно-методическое пособие по курсу «Интернет и политика». Каф. политологии философского факультета СПбГУ. СПб., 2000. 152 с.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. nethistory.ru/biblio/1042577178.html (дата обращения
14.09.2011).
3. Концепция формирования информационного общества в России. Одобрена решением государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iis.ru/ library/riss/ (дата обращения 14.09.2011).
4. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. Одобрена на заседании Комитета Государственной думы по информационной политике и связи 15.10.1998 г. Одобрена на заседании постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iis.ru/library/sip (дата обращения 14.09.2011).
5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elementy.ru/Library9/Progr65.htm (дата обращения 15.09.2011).
6. Бондаренко В.М. Инновации, информационное общество и долгосрочная стратегия развития России // Информационное общество. 2008. № 5-6.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// emag. iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPC/8ed5b3e151d4657cc325 75940049bba6 (дата обращения 14.09.2011).
7. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы). Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 года № 1815-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/ fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/369 (дата обращения
14.09.2011).
8. Доклад «О развитии информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации». Заседание президиума Государственного совета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации» 16 февраля 2006 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// archive. kremlin.ru/text/appears2/2006/02/16/103997.shtml (дата обращения 14.09.2011).
9. Концепция региональной информатизации до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// emag. iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/7bf1f048b3da5cbec325 7403003e7d12 (дата обращения 14.09.2011).
10. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=92004 (дата обращения 14.09.2011).
INFORMATION SOCIETY TECHNOLOGIES AS A BASIS OF RUSSIA'S MODERNIZATION
A.E. Belyantsev, A V. Lymar
This article covers the main areas of the Russian Federation's information policy and the state's initiatives to establish an information society in the context of contemporary modernization processes. The focus of the paper is on the analysis of the source base of Russia's information policy. The authors consider the features of Russia's modernization from the perspective of introduction of information and communication technologies in the key spheres of government activity.
Keywords: modernization, information society, information policy, computerization, information and communication technology, information infrastructure, digital divide, e-government.