"Культурная жизнь Юга России" 152 -
№ 4 (59), 2015
5. Ioffe A.N. Motivation in teaching history and social studies // the teaching of history in schools. 2009. № 6.
6. Baranov M.T. Nurturing interest in the lessons of Russian language learners at V-VIII classes: sb. st. M., 1965.
7. Arslanyan V.P., Styuhina G.A. Course Materials "GEF: Achieving personal and metasubject results (psycho-pedagogical aspect): Lektion 1-4. M., 2013.
УДК. 373.2 Е. Н. ГУСАРОВА, Г. С. ТУЛУПОВА
ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье представлены современные технологии, нацеленные на реализацию задач художественно-эстетической направленности. Проведен анализ технологических приемов и средств художественного и эстетического развития дошкольника. Разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений.
Ключевые слова: художественное творчество, дошкольники, педагогическая технология, познавательный интерес.
UDK 372.2 E. N. GUSAROVA, G. S. TULUPOVA
ТECHNOLOGY OF ARTISTIC AND AESTHETIC DIRECTIONS IN PRESCHOOL EDUCATION
The article is devoted to the modern technologies aimed at realization of an art and esthetic orientation presented in this article. The analysis of processing methods and means of art and esthetic development of the preschool child is carried out. Methodical recommendations for teachers of preschool institutions are developed.
Keywords: artistic creativity, preschoolers, educational technology, cognitive interest.
На современном этапе предпосылками успешности обучения с использованием современных средств является сформированность у преподавателя навыков технологического реконструирования учебной информации и приемов преподавания. Особенно актуальным является использование современных методов в дошкольном образовании, но, к сожалению, ими владеют немногие преподаватели.
Познавать окружающий мир, его закономерности и противоречивость, причинно-следственные связи между предметами, явлениями - вот значимое свойство человека, тем более ребенка дошкольного возраста. В педагогической практике активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста в руках опытного педагога является мощным инструментом, позволяющим вызывать эмоциональный отклик детей, активизировать мышление, содействовать развитию поисковой творческой деятельности в последующем образовании (школьном, профессиональном).
Технологии художественно-эстетического направления в профессиональной подготовке педагога здесь выступают как мотивационная составляющая развития познавательного интереса в рамках реализации задач художественно-эстетического развития дошкольников. Важна для детей практическая творческая деятельность. Многолетняя практика и исследования убедили нас в необходимости включать в обучение развивающую групповую работу и методы арт-терапии. Последние могут использоваться для развития творческой фантазии и воображения, для решения художественно-творческих задач, но могут рассматриваться и как подготовительный этап к любым другим способам личностного развития и коррекции.
Особую роль в художественном творчестве играет подбор образного, яркого, занимательного материала, введение в воспитательно-образовательный процесс занимательных примеров, опытов, экспериментов, грамотное структурирование такой информации.
№ 4 (59), 2015_"Педагогика" _
— 153
Важная особенность педагогической технологии - ее связь с психологией. В частности, технологические средства, связанные с наглядностью, основываются на преобладании образного мышления у дошкольников и обеспечивают наиболее яркое восприятие у детей развивающего материала. В основании использования творческих технологий положены психологические законы запоминания по сходству, по ассоциации, по силе эмоционального возбуждения. Игровые технологии базируются на способности нервной системы к бессознательному освоению информации или навыка в процессе игровой деятельности [1].
У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Знакомства дошкольников с цветом и его свойствами начинается в игре. Экспериментирование с материалом, смешение двух и более цветов, получение нового цвета для детей непростое обыденное дело, а самое настоящее чудо, которое происходит здесь и сейчас. Оно вдохновляет детей на поиск новых открытий. С помощью цветных карандашей, восковых, масляных мелков можно получить новые цвета и оттенки путем нанесения штриховки концом карандаша, мелка или растушевки мелков двух-трех цветов [2].
Процесс смешения цветов хорошо прослеживается при использовании лабораторного оборудования (пробирок, колбочек). Удлиненная и узкая пробирка дает возможность наблюдать смешение цветов, причем хорошо видна цветовая растяжка. К примеру, наполняем пробирку раствором синего цвета, затем желтого, наблюдаем проникновение цвета в цвет (происходит так называемая диффузия). Примечательно, что полученный зеленый цвет неодинаков: с одной стороны пробирки больше синего цвета, чем желтого, - зеленый цвет приобрел холодный оттенок, с другой больше желтого - теплый.
Увлекательнейшее занятие для детей - быть волшебником, превращать цвета: желтый и красный в оранжевый, красный и синий в фиолетовый, а добавив белый, черный цвета, получать много новых цветов и оттенков. Смешение цветов можно продемонстрировать и с помощью цветного прозрачного пластика (три основных цвета). К примеру, накладывая цвет на цвет (красный на синий), получаем фиолетовый, желтый на синий - зеленый и т.д. Детям можно предложить поиграть с цветным пластиком и трафаретом, изготовленным из плотной бумаги или белого пластика. К примеру, возьмем трафарет «Матрешка». Вкладывая цветные пластики-вкладыши между листами трафарета, получаем основные и дополнительные цвета. Причем наряд «Матрешка» меняет цвет при активном участии детей.
Для поддержания интереса детей к экспериментированию, необходим набор трафаретов. Задача педагога предоставить возможность выбора: трафарет «бабочка», «цветы», «елочные игрушки» и т.д. [3]. Если нет цветного пластика-вкладыша, можно изготовить «кармашки» (по типу «кармашек» рекламных стендов), расписав их витражными красками или создав аппликацию, используя витражный оракал (самоклейку). Изображение должно быть несложным: цветы, бабочки, рыбки и т.д. (на выбор). Главное, чтобы присутствовали основные цвета: красный, желтый, синий, а также черный, белый. При этом в кармашек вставляются цветные листы бумаги.
Экспериментальные приемы, используемые педагогами в творческом поиске, могут быть интерпретированы в теории поэтапного формирования новых умственных действий и понятий и с помощью теории Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития».
В ходе активного взаимодействия идет активное обсуждение с детьми механизма превращения цвета. Так, Я. А. Пономарев считает, что творчество в принципе есть взаимодействие, ведущее к развитию. Это определение активно используется педагогами художественно-эстетического направления. Например, обсуждаются с детьми изменения желтых крыльев бабочки, синего, красного цветка, зеленого листика - в зеленый, фиолетовый, оранжевый, коричневый цвета соответственно [4].
Интересен еще один технологический прием игры с цветом, основанный на оптических свойствах световосприятия, где используется волчок и набор цветных кругов. На волчок надевается круг с секторами двух, трех, четырех цветов. К примеру, желтый и красный сектора при вращении зрительно воспринимаются как оранжевый цвет. Если возьмем красный и черный - увидим коричневый, желтый и черный - зеленый (болотный оттенок). Три основных цвета (красный, желтый, синий) на диске, вращаясь, превращаются в коричневый.
"Культурная жизнь Юга России" 154 -
№ 4 (59), 2015
Предложенные технологические приемы работы с цветом являются средством активизации познавательного интереса дошкольников при реализации педагогических задач художественно-эстетической направленности: поддержание интереса детей к творчеству, исследовательской деятельности; приобретение знаний, умений, навыков работы с различными изобразительными материалами; развитие умений планировать и анализировать свою работу; создание комфортной психологической среды обучения и воспитания дошкольников (положительные эмоции, удовольствие от общения между детьми и взрослыми).
Предлагаемые игры с цветом способствуют приобщению детей к исследовательской, экспериментальной деятельности, поиску нестандартных путей решения поставленных задач. Нельзя не отметить, что в творческом развитии детей большое значение имеет взаимосвязь педагогов и родителей, родителей и детей. Участие детей и родителей в экспериментировании, создании творческих работ способствует всестороннему развитию детей, укреплению взаимопонимания в семье, творческих проявлений не только у дошкольников, но и у их родителей. Дети, работая с разнообразными средствами изображения, осваивают их специфику, выразительные возможности. В дальнейшем применяют полученные знания и умения в создании задуманного образа.
Использование педагогических технологий в дошкольном образовании способствует расширению знаний педагогов о семейном воспитании, формированию коммуникативной компетентности, индивидуальному подходу к воспитанию детей, использованию творческих методов организации обучения и воспитания детей [5, с. 24-26].
Современный педагогический процесс изменился с появлением компьютеров, увеличением потока информации, произошли культурные перемены, стремительно развивается наука. Это вызывает необходимость переориентирования педагогов с процесса передачи готовых знаний на процесс творчества, развития индивидуальности каждого ребенка, что особенно важно в системе дошкольного образования. Чтобы развивать творческие способности учеников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к овладению современными технологическими приемами. В процессе художественно-эстетического развития ребенка формируется способность к образному, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, которая играет существенную роль в системном мышлении и принятии творческих решений [6].
Важно, что системность работы способствует также формированию двигательных навыков, коррекции мышечного тонуса кисти рук, способствует подготовке руки к письму. При выборе средств активизации познавательного интереса и творческих способностей дошкольников необходимо учитывать изобразительные характеристики выбранных материалов, так как они значительно отличаются. К примеру, при использовании цветных масляных, восковых мелков, можно нарисовать концом мелка тонкие, толстые линии; положив плашмя -быстро заполнить весь лист (нарисовать фон), нанести широкую полосу, пятно. Накладывая один цвет на другой, добиться смешения цветов, получая новые оттенки, дополнительные цвета. Рисование углем, сангиной, пастелью в отличие от масляных, восковых мелков, предполагает растирание пальцами, добиваясь воздушности, мягкости очертания. Растирая пластилин большим пальцем по форме изображаемого, приложив некоторое усилие, можно добиться получения новых цветов и оттенков. При этом втирание цвета в цвет происходит прямо на поверхности листа.
Таким образом, при использовании разнообразных материалов дети исподволь подводятся к мысли, что правила смешения цветов, получения новых распространяется на все цветные изобразительные материалы и в целом на качественные изменения предметов и материалов. Задача взрослых - поддержать интерес детей к экспериментированию, творчеству; важно, чтобы этот процесс не был формальным.
Российские и зарубежные исследователи выделяют ряд условий формирования творческой личности в дошкольном возрасте. Это обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка, насыщение окружающей среды разнообразными новыми предметами и стимулами, поощрение высказывания оригинальных идей, личное творчество.
№ 4 (59), 2015_"Педагогика" „„
— 155
Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения - непременное условие занятий по изобразительному искусству. Непосредственное восприятие предметов и природных явлений важно для дошкольников, однако не всегда возможно непосредственное наблюдение какого-либо явления или объекта - приходит на помощь иллюстративно-наглядный материал [7-9].
В ряду педагогико-технологических явлений важное место занимают технологические средства. Компьютерные устройства, разнообразные приборы и аппараты могут и должны включаться в педагогическую технологию в качестве отдельных звеньев или в виде самостоятельной технико-технологической цепочки. Причем задания, выполняемые в игровой занимательной форме с помощью моделирования на компьютере, вызывают особый интерес у дошкольников, способствуют развитию познавательной активности.
Педагогу необходимо прибегать к помощи разнообразных компьютерных технологий, технических средств, заменив бумажные носители информации электронными. Использование информационных коммуникативных технологий в образовательном процессе - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Трудно представить современного ребенка, незнакомого тем или иным образом с компьютером, мультимедийной установкой, i-pad, i-phone и др. Несомненно, эффективным средством освоения информационных коммуникативных технологий является компьютер. Он может служить и мощным техническим средством обучения, и играть роль незаменимого помощника в воспитании и полноценном развитии дошкольников. В связи с этим назрела необходимость в создании условий для использования информационных коммуникативных технологий в образовательном процессе детского сада с целью повышения познавательного интереса дошкольников.
Как художественно-творческий процесс, педагогическая деятельность носит публичный характер, осуществляется в постоянно изменяющихся условиях, требует управления творческим состоянием. Современные педагогические технологии все активнее проникают в образовательные области дошкольного воспитания, и особенно важно отметить, что этот процесс четко прослеживается при реализации задач художественно-эстетического воспитания, воздействуя на органы чувств ребенка, развивая психические процессы (восприятие, воображение, внимание, память, мышление), активизируя творческие способности.
Использование технологий активизации познавательного интереса дошкольников способствует развитию устойчивого интереса детей к экспериментальной, исследовательской деятельности, творческому поиску нестандартных путей решения поставленных задач; способствует реализации принципа наглядности, обогащает содержание и методику педагогического процесса; выступает одним из ведущих факторов формирования личности в целом.
Подготовка педагогов, которые работают в системе дошкольного образования художественно-творческого направления, имеет ряд особенностей, связанных с овладением творческих навыков. Педагог должен знать, кроме общепедагогической теории и практики, теорию и методику художественно-эстетического воспитания, детскую литературу, владеть различными навыками прикладного творчества.
В настоящее время отдается предпочтение внедрению в практику педагогических технологий, сочетанию диагностической, учебной и воспитательной работы. Традиционная педагогика системно не ориентирована на развитие креативности и творческого потенциала личности, творчество как один из видов деятельности и креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. Поэтому в современных условиях необходимо создание и реализация психолого-педагогических технологий в дошкольном образовании художественно-эстетического направления.
Так, результаты нашего исследования показали, что использование технологических приемов художественно-эстетического направления в дошкольных учреждениях повышает у детей интерес к экспериментированию и активному взаимодействию, обеспечивает яркое восприятие развивающего материала, формирует умения планировать и анализировать свою работу, создает комфортную психологическую среду обучения и воспитания дошкольников.
"Культурная жизнь Юга России
№ 4 (59), 2015
Они способствуют активизации познавательной деятельности детей, развитию их творческой фантазии и воображения, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, формированию двигательных навыков, способствуют подготовке руки к письму, укреплению взаимопонимания в семье.
Литература
1. Гин С. Условия формирования креативности. Гомель, 2004. URL: http://trizway.com/ art/form/137. html
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М., 1997.
3. Квач Н.В.Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. М.,
4. Психология творчества: школа Я.А. Понамарева / под ред. Д.В. Ушакова. М, 2006.
5. Гусарова Е.Н. Воробьева О.Л. Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения // Культурная жизнь Юга Росии. 2015. № 1(56).
6. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций. М., 2001.
7. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. М.М. Безруких. М., 2001.
8. Никологорская О.C. Волшебные краски. М., 1997.
9. Вартанова О.В. Основы живописи. СПб., 1994.
References
1. Gin S. conditions of creativity. Gomel, 2004. URL: http://trizway.com/art/form/137.html
2. Grigorieva G.G. Pictorial activities of preschoolers. M., 1997.
3. Kwach N.V. development of figurative thinking and graphic skills for children 5-7 years. M., 2001.
4. Psychology creativity: School of J.A. Ponomaryova/ D.V. Ushakov. M, 2006.
5. Gusarova E.N. VorobyevaO.L. Communicative competence of a teacher for pre-school educational institutions//Cultural life of South Russia. 2015. No. 1 (56).
6. Likhachev B.T. Pedagogy: a course of lectures. M., 2001.
7. Sensory-motor development of preschoolers fine art in the classroom: a handbook for teachers of preschool institutions/ M.M. Bezrukih. M., 2001.
8. Nikologorskay O.C. Magic paints. M., 1997.
9. Vartanova O.V. Fundamentals painting. SPb, 1994.
2001.