ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Вестник Омского университета, 2002. №2. С. 107-110. © Омский государственный университет
ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
С.Л. Тимкин, В.И. Струнин
Омский государственный университет Центр информационно-методической поддержки образования (ЦИМПО) 644077, Омск, пр.Мира, 55A
Получена 4 марта 2002 г.
The article is devoted to problems of the remote tutoring. The problems of a nomenclature, normative basis of the remote tutoring are covered. The methods and means for management of the remote tutoring are described. Toolkit of Omsk virtual university explicitly is described. The outcomes of inquiries of the students and teachers illustrating their readiness for technologies of remote tutoring are indicated.
Вопросы дистанционного обучения (ДО) и связанных с ним открытого образования (ОО), информационных технологий образования (ИТО) широко обсуждаются вузовской общественностью. Достаточно посмотреть списки новостей, названия конференций и семинаров, содержание многих последних федеральных и министерских программ на сайте www.informika.ru, чтобы в этом убедиться. Однако не всякий преподаватель и даже администратор сможет объяснить, что такое дистанционное обучение, какие инструментальные средства ведения ДО существуют, насколько участники учебного процесса готовы к внедрению ДО. Целью предлагаемой статьи является выяснение этих вопросов применительно к ОмГУ.
1. Термины и определения
Аббревиатура ДО обозначает термин «дистанционное обучение». Однако значение этого термина не однозначно. В последнее время, в связи с разработкой нормативно-правового обеспечения ДО, вопросы терминологии активно дискутируются. В частности - в работе комиссий созданного приказом №2489 от 24.08.2000 Совета по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Министерства образования Российской Федерации. По материалам работы комиссий, выставленных по адресу [1], синхронно проходила дискуссия в Генеральной сетевой конференции «Проблемы создания Российской системы открытого образования» [2]. Часто ДО определяется
как форма обучения, при которой преподаватель и обучаемые физически разделены во времени и/или пространстве, отличающаяся от заочной формы обучения применением дистанционных технологий. Данное определение на сегодня является неверным, так как под формой обучения в нормативно-правовом обеспечении высшей школы понимают прежде всего очную, очно-заочную, заочную формы освоения образовательных программ и экстернат [3]. Определение ДО, в том числе и нормативно-правовое, относительно принятых форм обучения чрезвычайно важны для учебных заведений, ведущих полномасштабное дистанционное обучение через свои филиалы и представительства. Судя по всему, данный процесс пойдет не по пути признания ДО как новой формы высшего образования, а по пути консти-туционирования нового типа образовательного учреждения - образовательного учреждения дистанционного обучения, которое может вести через свои филиалы обучение по очной, а через представительства - по заочной формам обучения с последующим решением проблем и параметров лицензирования. Такой подход указан в проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (в части дистанционного обучения)» [1], который был внесен в Государственную Думу рядом депутатов, в частности В.А. Мироновым и О.Н. Смолиным Другой подход признает за ДО технологию обучения. В этой группе определений, с одной стороны, авторы отмечают опосред-
ствованный, независимый от положения в пространстве и времени характер взаимодействий учащегося и преподавателя, а с другой - указывают на инструментарий, которым это достигается: средствами информатизации и телекоммуникации. В качестве рабочего определения мы выбрали определение ДО как технологии обучения с применением средств информатизации, телекоммуникаций и опосредованным взаимодействием обучающегося и преподавателя, инвариантным к их расположению в пространстве и времени. Сумма ДО-технологий состоит из педагогических и информационных технологий и средств.
Если ДО - лишь технология или набор технологий, то ничто не препятствует их внедрению вузом в учебный процесс любой формы. Тем более, что закон предоставляет вузам выбор форм, технологий, методов и способов обучения [3].
Основным ограничением, которое необходимо учитывать при внедрении технологий ДО в учебный процесс, являются требования к объему обязательных занятий педагогического работника с обучающимся, которые должны соответствовать учебному плану для данной формы обучения. При соблюдении этого условия никакие внешние нормативные документы не мешают внедрению ДО в учебный процесс вуза. Не мешают, но и не способствуют.
2. Инструментарий ДО-технологий в ОмГУ
В декабре 2000 г. Омский государственный университет заключил договор с Российским государственным институтом открытого образования (РГИОО) о создании регионального виртуального университета (РВУ) в структуре информационно-образовательной среды открытого образования РФ (ИОС ОО РФ). В соответствии с приказом Минобразования России от 17.04.01 № 1725 «Об организации исполнения научно-технической программы «Создание системы открытого образования» РГИОО является головной организацией по данной НТП на 2001-2002-е годы. РГИОО, в силу выполнения функций Заказчика (от лица Минобразования России), ныне координирует выполнение 277 проектов 142 образовательных и научных учреждений России, осуществляя создание отдельных сегментов, системную интеграцию, поддержку и развитие ИОС ОО РФ [4]. В марте 2001 г. пятым по счету в РФ был открыт Омский виртуальный университет (ОВУ) после инсталляции ПО РВУ, предоставленного РГИОО на сервере ОмГУ. В настоящее время открыто 54 региональных, 18 отраслевых (специализированных) и 3 международных виртуальных универси-
тета. Тогда же было создано виртуальное представительство конкретного учебного заведения региона - нашего университета.
В ИОС виртуальное представительство (ВП) базового учебного заведения (БУЗ) занимает ключевое место. Оно открывается на основании типового для ИОС договора между БУЗ и вузом-держателем РВУ. Условия договора для БУЗ, на наш взгляд, вполне приемлемы: символический разовый взнос (в среднем 3000 руб., в зависимости от уровня БУЗ) и такая же символическая годовая оплата. При поступлении доходов от использования ВП отчисления администрации РВУ и разработчикам (РГИОО) от балансовой выручки составят 10%.
ВП учебного заведения представляет собой совокупность программных модулей, часть которых являются генерируемыми по мере необходимости, а вторая часть - основные, являющиеся неотъемлемой частью любого ВП. Основными модулями ВП являются:
• административный модуль, обеспечивающий настройку подключаемых модулей, регистрацию пользователей всех категорий, связь с административными модулями других ВП и региональной образовательной среды;
• электронный отдел кадров, обеспечивающий создание и ведение личных дел пользователей ВП всех категорий;
• электронная библиотека, обеспечивающая накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей;
• система контроля знаний;
• электронный деканат, обеспечивающий реализацию широкого набора административных функций по организации и проведению учебного процесса в ВП;
• модуль статистики, обеспечивающий сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе ВП;
• модуль документирования, обеспечивающий выпуск на бумажном носителе различных документов.
Число таких модулей в ВП учебного заведения определяется потребностями преподавателей и реализуемыми методиками обучения.
В любом ВП все пользователи делятся на несколько категорий: администраторы, авторы (редакторы), преподаватели (тьюторы) и учащиеся (читатели, слушатели, студенты). Каждой категории пользователей доступен свой набор сервисных возможностей, обеспечиваемый типовым программным обеспечением ВП.
Каждое ВП даёт возможность учащемуся использовать в процессе обучения следующий набор основных сервисных функций:
Технологии дистанционного обучения.
109
• доступ в электронную библиотеку;
• общение с преподавателем в режиме off-line;
• работа в телеконференции по каждому изучаемому курсу;
• консультации и работа в ЧАТ группе по каждому изучаемому курсу;
• общение со студентами своей виртуальной учебной группы;
• доступ к доске объявлений администрации учебного заведения (электронного деканата);
• доступ к своему личному делу и протоколу работы;
• получение консультаций от преподавателя в режиме on-line,
• ряд других.
Программное обеспечение РВУ находится в процессе развития: осуществляется разработка и тестирование описанных выше модулей и средств. Завершение процесса ожидается в 2003 г. В настоящее время ВП ОмГУ выполняет следующие функции [5]:
• информационного портала системы открытого и дистанционного образования ОмГУ (ведет Центр ИМПО);
• среды интерактивного общения преподавателей и сотрудников ОмГУ и других организаций по вопросам ОО и ДО (через открытый форум ВП);
• предоставление информационных услуг любым пользователям в режиме «читатель» с заключением договоров и оплаты услуг;
• предоставление информационных и методических ресурсов студентам ОмГУ, обучающихся с применением информационных технологий (электронных дидактических средств, учебников, методических материалов, хрестоматий к дисциплинам);
• социологической службы по вопросам внедрения ДО-технологий (система опросов ВП);
• создание электронных ресурсов в простом и доступном формате. (Техническое задание на создание ресурсов - см. на портале);
• накопление, систематизация, описание ресурсов в стандарте универсальной подсистемы описания информационных и иных ресурсов среды;
• создание банков тестовых заданий, сценариев тестирования;
• комплектование ресурсов различного типа (информационных и методических) в курсы по дисциплинам;
• комплектование курсов дисциплин и предоставление доступа к ним пользователей в режиме «слушатель».
Через интерфейс ОВУ преподаватели, сотрудники и студенты ОмГУ имеют возможность пользоваться:
• поисково-справочной системой масштаба РФ по всем вопросам ОО и ДО (см. пункт главного меню «Открытое образование», а также Конференции, Сетевая конференция, Библиотеки, Журналы);
• интегральным каталогом всей ИОС РФ, в котором на сегодня собрано около 450 ресурсов;
• обучающими ресурсами по ДО через портал консалтингового центра.
3. Готовность студентов и преподавателей к широкому внедрению ДО- технологий
На весенний семестр 2002 г. авторы статьи запланировали эксперимент по преподаванию дисциплины «Концепции современного естествознания» с использованием информационных и дистанционных технологий. Эксперимент будет проводиться со студентами 1-го курса экономического факультета, для которых преподавание дисциплины ведется на двух потоках, по 5 групп в каждом. Один поток - контрольный, другой - экспериментальный. Результаты эксперимента будут изложены позже. Однако перед началом эксперимента было проведено анкетирование студентов, результаты которого достаточно интересны. Цель анкетирования - оценка готовности студентов к тем или иным технологиям ДО, определение оптимальных организационных форм проведения эксперимента. В вопросах анкеты выяснялись компьютерная оснащенность, доступность Интернет, электронной почты, опыт работы с компьютерными обучающими программами, предпочтительность форм предоставления учебного материала и организационных форм работы с ним. Некоторые результаты проведенного опроса приведены ниже.
• В опросе приняло участие 160 студентов.
• 58% студентов экономического факультета имеют дома собственный компьютер.
• Еще 12% могут работать за пределами ОмГУ: на компьютере родственников, друзей и т.д.
• Лишь 31% имеют домашнее соединение с Интернет, а 15% - из других мест вне ОмГУ.
• Четверть студентов (24%) имеют адреса электронной почты, причем практически все они одобряют e-mail консультации с преподавателями.
• Консультации по e-mail приветствуют 40% студентов, но половина (48%) отвечают «не знаю».
• Тестирование как форму контроля, характерную для ДО, предпочитают в качестве зачета 79% студентов против 16%, предпочитающих написание рефератов, и 4% - устный зачет.
• Уже использовали для изучения какой-либо дисциплины электронные учебники (ЭУ) и другие компьютерные обучающие программы 34%, не знакомы с таковыми 36%, а остальные видели, но не занимались с их помощью. При этом знакомые с ЭУ в 84 случаях из ста имеют собственный ПК.
• Положительно к эксперименту относятся 42% опрошенных, 30% - не определились, остальные - «против». Причем отношение к эксперименту определяется не столько наличием собственного компьютера (из таких «за» - 48%), а отсутствием опыта использования ЭУ (среди тех, кто не представляет, что это такое, «за» - всего 25%).
• 32% студентов ориентированы на работу в компьютерных классах (именно на сервере факультета они желали бы видеть ЭУ и проч.). Причем вовсе не все они «безлошадные» - 27% имеют дома компьютер. Остальные, судя по всему, будут работать с учебниками вне стен ОмГУ.
Общие выводы.
1. Технически к ДО-технологиям (без еженедельного посещения ОмГУ) готовы до 2/3 студентов экономического факультета.
2. К сетевым формам технически готовы до 1/3 студентов.
3. Но психологически готовы менее 50%. Причина этого, на наш взгляд, - малое знакомство с ЭУ и прочими электронными дидактическими средствами. Подобное анкетирование, проведенное среди студентов-теологов 2-го курса, в основном подтвердило приведенные выше выводы. Обеспеченность собственными компьютерами здесь существенно ниже - 14%, но зато сильнее фактор «компьютер соседа» - 52%. Сетевые формы готовы поддержать чуть менее трети. Явных противников эксперимента меньше - 17%, однако и знакомых с КУП меньше (17%). Ориентированы на работу в компьютерных классах ОмГУ -около трети студентов.
Готовность преподавателей пока можно оценить лишь приблизительно, с привлечением данных социологического опроса, опубликованных и любезно предоставленных кафедрой социологии ОмГУ. Здесь стоит отметить, что 50% преподавателей пользуются Интернет на рабочем месте, а 26% - дома. Большая неудовлетворенность в технической оснащенности аудиторий (более 50% поставили 1-2 балла из 5). В то же время только 30% (из ответивших) считают неудовлетворительным компьютерное обеспечение в ОмГУ, а 32%, наоборот, - хорошим и отличным.
4. Заключение
. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ОмГУ готов к постепенному внедрению ДО-технологий в учебный процесс. Данный эксперимент должен сопровождаться:
• созданием и отладкой внутривузовской нормативной документации;
• созданием информационных и методических ресурсов дисциплин, оптимизацией их формы и содержания, выработкой определенного стандарта, нахождения «ниши» для новых ресурсов в традиционной системе учебно-методического обеспечения вуза;
• поиском оптимальных педагогических технологий, оптимальных сочетаний средств и методов обучения;
• дальнейшим развитием технических средств, обеспечивающих широкое применение информационных технологий в образовании.
В статье не представлена мотивация внедрения ДО у администрации вуза разных уровней и участников учебного процесса. Это - отдельная тема, однако анализ проблемы в первом приближении показывает, что при установлении надежных критериев качества возможно решение задачи многофакторной оптимизации: нахождение оптимального соотношения дистанционных и традиционных технологий при установленных требованиях к средствам обучения с целью получения на выходе специалиста приемлемого качества при минимальных затратах. Некоторые шаги в данном направлении уже сделаны. С ними можно ознакомиться в информационных модулях виртуального представительства ОмГУ и на региональном портале «Омский виртуальный университет» (omsk.openet.ru).
[1] http://www.openet.ru/University.nsf/Index.htm!
[2] http://www.conf.sssu.ru/
[3] Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264).
[4] Концепция создания и развития информационно-образовательной среды открытого образования системы образования РФ/ [http: //www.openet.ru/University. nsf/Index. htm!]
[5] http://omsk.openet.ru/University.nsf/Index.htm!