В. И. Солдаткин
Проблемы создания информационно-
среды открытого образования (По материалам выступления)
Проблема социальной институционализации, отражающей новые мировые тенденции в развитии содержания и форм образования, обнаружилась в начале 70-х гг. XX в. Эти тенденции отразили современное движение к информационному и открытому обществу. Одной из новых форм организации образования стало открытое образование, всемерное и максимальное использование дистанционных технологий обучения. Российское образование должно адекватно отражать и удовлетворять потребности общества. Однако формы организации получения и обновления знаний в России практически сохранились в неизменном виде.
' не менее 36,5 млн. российских граждан в возрасте от 18 до 45 лет (более 1/3 взрослого населения) имеют актуализированные образовательные потребности
* из них более 1/2 хотели бы полунить профессиональное образование
* около 1/2 нуждаются в дополнительном обучении
* Более 70% быЛИ бы ГОтОВЫ в ТОЙ Или инОЙ Мере оплачивать с вое обучение.
Существующая система профессионального образования даже теоретически не способна удовлетворять образовательные потребности в таких объемах
Одной из форм разрешения противоречий между интересами общества, групповыми интересами (например, корпораций, образовательных заведений) и интересами личности может быть развитие образования на принципах открытости.
образовательной
Принципы открытости в образовании выражаются, как правило, в возможности проявления субъектом своей воли, в познанной необходимости, в независимости, отсутствии каких-либо ограничений и стеснений. В высшем профессиональном образовании, например, это прежде всего "политика доступности":
1) свобода в поступлении, например, в вуз (отказ от любых условий и требований для зачисления на обучение; "политика открытых дверей");
2) свобода в планировании обучения (относительная свобода составления индивидуальной программы обучения путем комбинирования курсов; "индивидуальная образовательная траектория развития личности");
3) свобода в выборе времени и темпов обучения (прием в течение всего года и отсутствие сроков обучения);
4) свобода в выборе места обучения (организация учебного процесса такова, что имеет место выбор того, где, как и с кем обучаться; "точки открытого доступа");
5) свобода выбора преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям личности, особенно в дальнейшем, когда обучение может перерасти для обучаемого и обучающего в "образовательный консалтинг").
¡мшигдии
7т няВИ^МЫИДМИШШнШЛ
■ ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ ■ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ - АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЛАБОРАТОРИИ И ПРАКТИКУМЫ • МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
Инфраструктура информатизации образования
' 22 РЦИ ' 69 циит
• Центры Интернет . 350
еерьероа иулсл;
Вычнсл ите«1ьыыс кластеры й суперном пышерные скстены.
Интегрирдаанна» Центры высокйлро-тра нспортнзя изадипвльных
сеть чычнслсннй
•ивн« * нимпде
< КС1_АКМ1Р
■ РДЕЕ^ Иагистрально-трэнслортиая среда
№■4И)ГО Д«ТУП»,
темнело г ии, протоколы, управление составам и ДОСТУПОМ, защита
ИШЩЩЦЩ Ц
■ Москва - МСЦ
• Санкт-Петербург
• Ростов-на-Дону
• Екатеринбург
• Влидчиосто-к
• Новосибирск > ИЖСВСк
' Пермь
Реализация образовательных программ по данным технологиям обучения предполагает следующие задачи:
• создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения, включая разработку и осуществление программы проведения рекламно-пропагандистской кампании (с учетом специфики регионов и типов контингента пользователей), направленной на ознакомление населения с принципами функционирования, возможностями и преимуществами системы открытого образования и на придание ей статуса высокой престижности и социальной значимости;
• разработка технологий создания учебно-практических пособий на разнообразных и разнородных современных носителях информации;
• оснащение соответствующим оборудованием для производства учебных изданий в среде (например, мультимедиатехнологий);
• формирование материально-технической базы, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;
• создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая обучение авторских коллективов работе в среде мультимедиатехнологий;
• формирование организационно-управленческой структуры и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;
• создание специализированных информационно-образовательных сред и курсов, включая создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям, и развитие системы сетевых электронных библиотек;
• разработка и создание учебно-практических пособий в бумажных и гиперкопиях, а также в среде мультимедиатехнологий;
• формирование региональной сети подразделений, оснащенной компьютерными классами, электронным архивом учебного материала, местной электронной доской объявлений, "бумажной" и электронной библиотеками, видеотекой учебных курсов, просмотровыми видеозалами, средствами тиражирования учебных пособий небольшим количеством, офисным оснащением.
В процессе реализации данных специфических образовательных технологий возможно создание своеобразного виртуального учебного заведения:
• обучение независимо от времени и пространства на основе использования информационных мультимедийных технологий;
• проведение сетевого вступительного, промежуточного и итогового тестирований;
• проведение групповых занятий;
• инвариантность к различным сферам профессиональной подготовки;
• обеспечение доступа к информационным материалам и учебно-справочным системам;
• доступ к библиотекам и информационным Интернет-материалам;
• обеспечение единого центра управления учебным процессом;
• использование в качестве транспортной системы всемирной компьютерной сети Интернет.
Опыт внедрения дистанционных технологий (1992-2001) и федерально-региональные проблемы распространения использования этих инновационных технологий предопределили поиски прежде всего такого варианта развития данной области образования, который позволил бы преодолеть "дикость" этого сегмента образовательного рынка, объединить и систематизировать разрозненные позитивные попытки вузов и иных учреждений и организаций. Сотни образовательных учреждений России (как государственные, так и негосударственные) создали свои специализированные подразделения (институты дистанционного образования, институты дистантного образования, центры дистанционного обучения и соответствующие лаборатории). Стало понятно, что развитие и внедрение технологий дистанционного обучения нельзя отдать на откуп отдельным вузам, даже самым "продвинутым" в этом плане. Нельзя монополизировать позицию одного из вариантов (моделей) множества технологий дистанционного обучения.
Требуется создание информационно-образовательной среды открытого образования (ИОС ОО), использование формализованных и открытых дистанционных форм обучения, обеспечение доступа к распределенным учебно-методическим, интеллектуальным, информационным и материально-техническим ресурсам системы образования. Новым принципом образования становится управление знаниями, а новыми технологиями - формализация создания знаний, передачи (распространения) знаний (доступа к знаниям) и контроля знаний.
Главной целью создания ИОС ОО является представление полной информации об образовательном и культурном потенциале Российской Федерации при главной ориентации на максимальное удовлетворение образовательных потребностей обучаемых по самому широкому диапазону учебных курсов, специальностей, уровням общего и профессионального образования, об учебных заведениях и их информационно-образовательных ресурсах независимо от места нахождения как обучаемого, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Для достижения главной цели в процессе создания ИОС ОО должны быть решены следующие основные задачи:
• независимость отдельного учебного заведения в формировании фонда учебно-методического обеспечения, методик организации и проведения учебного процесса, проведении своей экономической политики;
• обеспечение любого учебного заведения типовым набором сервисных служб, обеспечивающих реализацию всех этапов обучения, включая документирование хода учебного процесса;
• конфиденциальность информации, находящейся в виртуальном представительстве каждого учебного заведения;
• автоматизация процесса каталогизации информационных ресурсов среды и иных параметров, обеспечивающих возможность максимального информирования пользователей об услугах, предлагаемых любым учебным заведениям, входящим в виртуальную образовательную среду;
• создание возможностей профессионального общения научных и педагогических кадров независимо от их места нахождения или работы;
• равноправность всех учебных заведений в части административной, маркетинговой и прочей деятельности, направленной на обеспечение качественного проведения учебного процесса;
• автоматизация сбора и представления статистических и иных интегральных показателей работы как всей среды в целом, так и учебных заведений в ее составе;
• обеспечение мониторинга среды, сбора замечаний и предложений, механизма совершенствования;
• создание Центра консалтинга и обучения, обеспечивающего потребности административных и технических сотрудников виртуальных представительств в получении дополнительной информации и в консультациях, а также профессорско-преподавательского состава в методиках ведения сетевого учебного процесса и обмена опытом работы в среде;
• создание общедоступной базы данных (БД) нормативно-правовых актов федеральных исполнительных и законодательных органов, особенно различных органов управления образования, и БД иных документов, регламентирующих функционирование ИОС ОО.
Перечисленные задачи являются основными. Но этим не исчерпываются все многообразие задач, требующих решения в процессе реализации столь масштабного проекта (подробнее о концепции ИОС ОО см.: http://openet.ru).
Приказом Минобразования России № 2925 от 12.10.2000 г. "О формировании межвузовской научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Создание системы открытого образования"" утверждена концепция и укрупненная структура данной программы. Приказом Минобразования России № 1725 от 17.04.2001 г. "Об организации исполнения научно-технической программы "Создание системы открытого образования"" РГИОО является головной организацией по данной НТП на 2001-2002 гг. РГИОО в силу выполнения функций заказчика (Минобразования России) ныне координирует проведение НИР и НИОКР более 150 образовательных и научных учреждений России. Осуществляя создание отдельных сегментов, системную интеграцию, поддержку и развитие информационно-образовательной среды системы открытого образования, РГИОО формирует принципы трансферта научно-методических и иных разработок посредством сопровождения научно-образовательного портала "www.OpeNet.ru" виртуальных университетов и представительств (совместный проект ГНИИ ИТТ "Информика" и РГИОО программы "Создание системы открытого образования"). РГИОО в настоящее время в образовательном портале проводит работу по созданию более 60 виртуальных университетов (региональных, специализированных, международных).
В этом смысле уже формируется некая инфотелекоммуникационная составляющая ИОС ОО -портал знаний, который комбинирует сервисные функции информационного портала, портала для совместной работы и порталы экспертизы и, главное, обеспечивает доставку персонифицированной информации с учетом конкретной работы, которую выполняет каждый пользователь в определенный момент времени.
Создание подобного мегапортала с его региональными и специализированными микропорталами не только определит одно из направлений системной интеграции учебно-методических наработок в различных областях знаний, но и создаст условия для их трансферта в российскую систему открытого образования. Данные инструментальные средства создадут, по нашему мнению, дополнительную возможность продвижения проектов и продуктов на образовательный рынок России, возможность сотрудничества с заинтересованными образовательными учреждениями всех уровней, различной ведомственной подчиненности, независимо от формы собственности и организационно-правовых форм. Главное, на наш взгляд, это создание единой информационно-образовательной среды с общими правилами, соглашениями, принципами, форматами, а это требует усилий всего профессионального сообщества.
© В. И. Солдаткин, 2001
Солдаткин В. И. Проблемы создания информационно-образовательной среды открытого образования (По материалам выступления) / В. И. Солдаткин // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - № 4(19). С. 14-17.