УДК 378:355.23
ББК 74.58
П 25
М.А. Пенно
Преподаватель кафедры иностранных языков Военного учебно-научного
центра военно-воздушных сил Военно-воздушной академии (г. Краснодар);
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ТЕСТОВ TMAKER)
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются современные дидактические принципы, на которых основывается педагогический процесс высшей военной школы. Также указываются конечные цели самообразовательной деятельности в области иностранных языков, то есть формирование коммуникативной иноязычной компетенции курсантов. Среди других важных компетенций, формируемых в ходе проведения самообразовательной деятельности, отмечаются самоорганизация и самоконтроль. Приводятся данные о том, что у большинства учащихся академии указанные компетенции слабо сформированы. Для преодоления сложившейся ситуации предлагается комплекс условий, необходимых для организации успешной самообразовательной деятельности курсантов, в частности, применение системы тестовых заданий Tmaker. Наконец, приведены статистические данные, доказывающие эффективность самообразовательной деятельности курсантов на базе тестов Tmaker, проявляющуюся в повышении мотивации курсантов к изучению иностранных языков.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, иностранный язык, военная академия, коммуникативная компетентность, самообразовательная компетентность, тесты, педагогические условия, мотивация.
М.А. Реппо
English teacher of Foreign Languages Department, Air Force Scientific Training
Center (Krasnodar); E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MILITARY ACADEMY CADETS' SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY ENHANCEMENT IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES (ON THE BASIS OF TMAKER TESTS SYSTEM IMPLEMENTATION)
Abstract. The paper discusses the modern didactic principles on which the pedagogical process of higher learning institutions is based. The final goals of self-educational activity in learning foreign languages include the foreign language communicative competence. Other important competences formed during self-educational activity are self-organization and self-control. Data are available that most cadets lack these competences. To improve the current situation the complex of pedagogical conditions such as Tmaker tests is offered. Finally, statistics is provided that proves the effectiveness of cadets' self-educational
activity on the basis of Tmaker tests which enhance cadets' motivation towards foreign language learning.
Keywords: self-educational activity, foreign language, military academy, communicative competence, self-educational competence, tests, pedagogical conditions, motivation.
Рассмотрим современные дидактические принципы, на которых зиждется педагогический процесс высшей военной школы. Обучение призвано иметь развивающую и воспитывающую направленность. Материал должен обладать такими свойствами, как научность и доступность, наглядность, а также посильная трудность. Кроме того, курсантам следует проявлять сознательность и творческую активность при руководящей роли преподавателя. Системность и систематичность - это важные факторы образовательно-педагогического процесса. Необходимо обеспечивать связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности курсантов. Нельзя не учитывать коллективный характер обучения в военном ВУЗе, как и учет индивидуальных способностей курсантов. Также следует связывать материал дисциплины «Иностранный язык» с другими предметами. В последнее время обучение в высших военных учебных заведениях имеет уклон в сторону компьютеризации и инновационных технологий, позволяющих реализовывать всю совокупность требований к самообразовательной деятельности курсантов.
Для того чтобы эффективно организовать самообразовательную деятельность курсантов при изучении иностранных языков, необходимо определить цели и задачи конкретного курса, уточнить специфику учебного предмета, а также учесть индивидуальные особенности и интересы учащихся. Успешность самообразовательной деятельности учащихся по иностранным языкам зависит как от уровня овладения языком, так и способности самостоятельно ставить и реализовывать намеченные цели.
Отметим, что конечные цели самообразовательной деятельности в области иностранных языков - это:
- совершенствование иноязычной компетентности;
- повышение интереса курсантов к изучению иностранных языков;
- формирование профессиональной подготовки специалистов в соответствии с профилем вуза [1].
Многие исследователи склонны полагать, что уровень развития иноязычной компетентности, определяющий соответствующий уровень успешности в овладении иностранным языком, напрямую зависит от умственной активности курсанта. Н.С. Назаренко изучает умственную активность, проявляющуюся в групповой и самостоятельной работе [2]. Нас в большей степени интересует ее реализация в условиях самостоятельной работы, когда курсанты проявляют типичный для них уровень умственной активности. Обратим внимание на то, что результативность самостоятельной индивидуальной работы среднеспособного курсанта оказывается весьма невысокой. Таким образом, умственная активность, являясь одним из факторов успешности учебной деятельности, соответствует уровню развития иноязычной компетентности, дифференцирует обучаемых на две группы: высоко и низко умственно активных в самостоятельной работе.
Также учтем комплекс условий при организации успешной самообразовательной деятельности курсантов, а именно:
- возможность реализации индивидуального маршрута при изучении материала;
- использование кредитно-за-четной системы, накопительной
системы оценивания овладения материалом;
- системная организация оценивания учебных и личностных достижений курсантов;
- совместное планирование курсантами и преподавателями программы самообразовательной деятельности учащихся;
- информационно-методическое и нормативное обеспечение самообразовательной деятельности курсантов [3].
Рассмотрим опыт применения информационных технологий иностранных коллег. По мнению Чена Хуару, изучение иностранного языка включает большое разнообразие образовательных ресурсов, таких, как загрузка информации из базы данных, синхронизированная помощь в овладении языком, прохождение on-line тестов, установка системы обучения, выполняющей функцию общения человек-компьютер, что, в свою очередь, обеспечивает эффективную образовательную платформу для индивидуализированной и самообразовательной деятельности учащихся. На практике такой способ обучения в основном направлен на самостоятельное изучение дисциплины и самоанализ, предоставляя учащемуся возможность проявлять инициативу и после окончания ВУЗа в процессе саморазвития и профессионального самосовершенствования [4].
Обозначим условия, в которых производится реализация самообразовательной деятельности курсантов при изучении иностранных языков. Профессионально-коммуникативная компетентность, по мнению курсантов, не имеет большого значения для будущей профессиональной деятельности, что подтверждено результатами анкетирования. На первое место по значимости почти все курсанты выносят собственно профессиональную компетентность, на одно из последних - коммуникативную. Курсанты военных авиационных
вузов не соотносят свою основную профессию с качественным знанием иностранного языка.
Можно констатировать несфор-мированность у учащихся готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил ее самоорганизации, неумение реализовать предполагаемые ею действия. Если к этому добавить недостаточно высокий уровень познавательного интереса к целому ряду дисциплин, то становится ясно, что учащиеся в своем большинстве не умеют самостоятельно получать знания [5].
Педагогические условия эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика, на наш взгляд, определяются, прежде всего, целеполаганием процесса обучения будущего военного летчика на основе компетентностного подхода с учетом стандартизированных требований ИКАО к уровню владения им профессионально-ориентированным английским
языком. Необходимо применять профессионально-ориентированные технологии в иноязычной подготовке военного летчика для формирования у него требуемого уровня профессионально-коммуникативной компетентности. Более того, требуется реализовывать комплекс дидактических средств обучения радиотелефонному английскому языку, способствующих эффективному формированию профессионально-коммуникативной компетентности военного летчика.
Среди важных компетенций, формируемых в ходе проведения самообразовательной деятельности, выступают самоорганизация и самоуправление, проявляющиеся в уверенности в себе, способности к рефлексии, критике и самокритике (критическое мышление; способность формулировать критические суждения, умения адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность), способности брать
на себя ответственность, работать концентрированно и дисциплинированно, целенаправленно организовать свою работу индивидуально или в команде [6].
Среди внутренних факторов, способствующих активизации самообразовательной деятельности, отметим:
- полезность выполняемой работы, при этом важно психологически настроить курсанта;
- активное применение результатов работы в профессиональной подготовке;
- участие курсантов в творческой деятельности;
- внедрение в учебный процесс активных методов, в основе которых лежат инновационные методы обучения и тестирующие программы;
- участие в олимпиадах и научно-исследовательских работах по дисциплине «Иностранный язык»;
- использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг);
- индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
Теоретическое обоснование организационно-педагогических условий самообразовательной деятельности курсантов с последующим внедрением системы тестов Ттакег в условия реального процесса обучения позволило нам определить, насколько эффективным может оказаться применение тестов при изучении иностранных языков.
Поиск решения тестовых заданий с помощью компьютерной поддержки дает возможность будущему специалисту самостоятельно обнаруживать пробелы в знаниях и принимать меры для их устранения и тем самым повышать уровень своей профессиональной компетенции. Направленность иноязычной речевой деятельности учащегося на решение экстралингвистических военно-профессиональных задач [7].
В целях определения исходного уровня сформированности
коммуникативной компетентности (уровня овладения лексико-грамматическим материалом) в ходе диагностирующего этапа эксперимента курсанты первого курса, обучающиеся по специальности «Эксплуатация воздушных судов и авиационных комплексов» в количестве 52 человек, были вовлечены в педагогический эксперимент. Кроме того, для объективной оценки эффективности системы тестов к исследованию были привлечены курсанты контрольной группы. Количество курсантов контрольной группы составило 45 человек.
Входной тест содержал три блока заданий, 17 вопросов лексико-грамматического характера, 7 вопросов на основе просмотра видеофрагмента и 10 вопросов обобщающего характера.
Курсанты с высоким уровнем усвоения учебного материала составили 18% (9 курсантов) от общего числа исследуемых Курсанты со средним уровнем усвоения материала составили 30% (16 курсантов) Курсанты с уровнем выполнения заданий теста ниже среднего составили 42% (22 курсанта) Курсанты с низким коэффициентом (0,4) усвоения материала (5 курсантов (10%)) не справились с заданиями теста.
Нами была разработана система тестовых заданий Ттакег как средство обучения, представлена последовательность организации самообразовательной деятельности и внедрена в процесс самостоятельной работы курсантов по специальности «Эксплуатация воздушных судов и авиационных комплексов» по иностранным языкам в ходе 1-4 семестров обучения.
В ходе данного этапа эксперимента все внеаудиторные занятия и самостоятельная подготовка курсантов по ИЯ проводились в специализированном компьютерном классе кафедры иностранных языков. Курсанты контрольной группы занимались по традиционной методике, не
предусматривающей дополнительную работу в заявленном классе.
Практически организация самообразовательной деятельности курсантов на базе системы тестов Ттакег началась с того, что нами был оценен достигнутый уровень коммуникативной компетентности курсантов (на базе заданий входного теста), был проведен анализ исходных данных, затем проектировался возможный уровень роста результативности через некоторое время. После этого была внедрена система тестов Ттакег в процесс осуществления самообразовательной деятельности, призванная обеспечить намеченные изменения. Мы сравнили организацию самообразовательной деятельности с использованием системы тестов Ттакег и организацию самостоятельной работы по традиционной методике, усилия преподавателей и курсантов, затраченные на внедрение и использование тестов. Таким образом, система тестовых заданий Ттакег была использована нами как средство управления на тех этапах образовательного процесса, в ходе которых виделось целесообразным организовать самообразовательную деятельность курсантов, мотивировать их к изучению языка.
Анализ полученных данных о среднем процентном соотношении курсантов экспериментальной группы с разными коэффициентами овладения лексико-грамматическим материалом и сформированное™ коммуникативной компетентности на всех стадиях позволяет сделать вывод о том, что процентное соотношение курсантов по уровням усвоения материала изменилось по сравнению с началом эксперимента. Количество курсантов с низким уровнем владения ИЯ в среднем уменьшилось на 10% - все курсанты, получившие неудовлетворительную оценку, повысили свой балл, с уровнем владения ИЯ ниже среднего - на 10%, со средним уровнем усвоения терминологических словосочетаний - на 2%, а количество курсантов с высоким
уровнем владения ИЯ увеличилось довольно значительно, на 22%.
По сравнению с состоянием на начало эксперимента увеличилось количество курсантов экспериментальной группы, считающих самообразовательную деятельность эффективной формой работы повышения уровня овладения языком, что свидетельствует о возрастании мотивации к изучению иностранных языков. Добиться этого нам помогло внедрение в процесс самообразовательной деятельности системы тестовых заданий, разработанных на базе Ттакег.
В связи с этим стало возможным выделить педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию самообразовательной деятельности курсантов на базе тестов Ттакег:
- мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует);
- четкая постановка познавательных задач;
- алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения;
- четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;
- определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные);
- критерии оценки, отчетности И Т.д.;
- виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).
- систематическое использование системы тестовых заданий Ттакег в ходе самообразовательной деятельности курсантов;
- опосредованное управление преподавателем самообразовательной деятельности курсантов;
- соответствие содержания учебного материала и трудности учебных задач уровню знаний курсантов;
- осуществление преподавателем регулярного мониторинга самообразовательной деятельности курсантов.
Примечания:
1. Граф В.А., Ильясов И.М., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во МГУ, 1981. 78 с.
2. Назаренко Н.С. Психологические детерминанты овладения иностранным языком в вузе. М.: Изд-во АКД, 1986. 59 с.
3. Богоявленская А.Е. Развитие познавательной самостоятельности студентов // Теоретические и прикладные основы укрепления перестройки высшего образования: сб. науч. тр. М., 1990. С. 104-111.
4. Huaru Chen. Constructing English Teaching Environment in New Type of College Campus at the E-times // A Case Study of College English Teaching Reform in Linyi University Asian Social Science. 2011. Vol. 7, N 8. P. 252-255.
5. Дёмкина E.B. Моделирование системы профессионального воспитания личности специалиста с учётом социальных и профессиональных качеств // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Маукоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 4(109). С. 31-41.
6. Орловский В.Г. Методы совершенствования самостоятельной работы учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 25 с.
7. Аванесова Т.П. Компьютерная поддержка образовательного модуля // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 1. С. 186-194.
References:
1. Graf V.A., Ilyasov I.M., Lyaudis V.Ya. Foundations of educational activity organization and students' independent work. M.: MSU publishing house, 1981. 78 pp.
2. Nazarenko N.S. Psychological determinants of mastering a foreign language in higher school. M.: AKD publishing house, 1986. 59 pp.
3. Bogoyavlenskaya A.E. Development of students'cognitive independence // Theoretical and applied bases of strengthening of reorganization of higher education: coll. of proceedings. M., 1990. P. 104-111.
4. Huaru Chen. Constructing English Teaching Environment in New Type of College Campus at the E-times // A Case Study of College English Teaching Reform in Linyi University Asian Social Science. 2011. Vol. 7, N 8. P. 252-255.
5. Dyomkina E.V. Modelling of system of professional education of an expert taking into account social and professional qualities // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: AGU publishing house, 2012. Issue 4(109). P. 31-41.
6. Orlovsky V.G. Methods of improvement of pupils' independent work: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. M., 1996. 25 pp.
7. Avanesova T.P. Computer support of an educational module // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2012. Issue 1. P. 186-194.