Научная статья на тему 'Технологический инструментарий социально-педагогического взаимодействия в приобщении к чтению современных школьников'

Технологический инструментарий социально-педагогического взаимодействия в приобщении к чтению современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
874
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРИОБЩЕНИЕ К ЧТЕНИЮ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галактионова Татьяна Гелиевна

Цель статьи представить технологический инструментарий социально-педагогического взаимодействия в приобщении к чтению современных школьников, т. е. ответить на вопрос, как организовывать процесс приобщения к чтению в условиях открытого образования. Для этого в работе будут последовательно рассмотрены такие организационные формы взаимодействия, как: личностно ориентированное педагогическое сопровождение читателя-школьника; целевые надпредметные программы, реализуемые силами всего педагогического коллектива; сетевое взаимодействие с учетом специфики различных образовательных учреждений; социокультурное партнерство в проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галактионова Татьяна Гелиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологический инструментарий социально-педагогического взаимодействия в приобщении к чтению современных школьников»

Т. Г. Галактионова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИОБЩЕНИИ К ЧТЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель статьи — представить технологический инструментарий социально-педагогического взаимодействия в приобщении к чтению современных школьников, т. е. ответить на вопрос, как организовывать процесс приобщения к чтению в условиях открытого образования. Для этого в работе будут последовательно рассмотрены такие организационные формы взаимодействия, как: личностно ориентированное педагогическое сопровождение читателя-школьника; целевые надпредметные программы, реализуемые силами всего педагогического коллектива; сетевое взаимодействие с учетом специфики различных образовательных учреждений; социокультурное партнерство в проектной деятельности.

T. Galaktionova

TECHNOLOGIC TOOLKIT OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION

IN CONTEMPORARY PUPILS' FAMILIARISING WITH READING

The purpose ofthe article is to present a technological toolkit ofsocial and pedagogical interaction in contemporary pupils' familiarising with reading, i. e. to decide how to organise the process of familiarising with reading in the conditions ofopen education. The author ofthe article consecutively describes such organisational forms ofinteraction as: person-oriented pedagogical guidance provided for a reader ofschool age; cross-curriculum reading programs; net interaction ofdifferent educational establishments; sociocultural partnership in project activity.

Поле социально-педагогического взаимодействия определяется модальностью его субъектов, направленностью совместных действий и ожидаемыми результатами. Логика нашего теоретического описания выстроена по принципу расширения потенциального ракурса взаимодействия, начиная от ближнего круга индивидуально-ориентированного взаимодействия к системно-ориентированному и межсистемному взаимодействию: от личности к социуму. Однако мы понимаем, что в практике современного образования логика проектирования, как правило, имеет обратную тенденцию: вызов социума становится предпосылкой к локальным изменениям. Обнаружение проблем в чтении конкретного школьника будет происходить в ситуации актуализации его читательского опыта, востребованности читательской компетенции, ориентации на уровень его культуры чтения. Педагогическое сопровождение и разработка индивидуальных образо-

вательных маршрутов будут ответом на выявление проблемных «болевых точек» в общей системе уже существующей деятельности педагогического коллектива или конкретного педагога по приобщению школьников к чтению.

Нам представляется, что оптимальным решением проблемы приобщения к чтению является выстраивание социально-педагогического взаимодействия с учетом «встречных потоков» от личности к обществу и от общества к личности на основе двустороннего диалогического общения всех заинтересованных сторон.

Таким образом, технологический инструментарий социально-педагогического взаимодействия в приобщении к чтению современных школьников представлен как совокупность отдельных направлений деятельности, реализация которых может иметь последовательный и синхронный характер в зависимости от уровня решаемых проблем.

Организационный механизм каждого из названных направлений определен логикой следующих этапов взаимодействия:

1. Поиск «единомышленников» в образовательной среде и социальном окружении школы, заинтересованных в решении проблем приобщения к чтению современных школьников средствами социально-педагогического взаимодействия.

2. Уточнение принципиальных позиций, ценностных доминант и нравственных приоритетов субъектов взаимодействия.

3. Анализ существующего опыта субъектов социально-педагогического взаимодействия на предмет выявления имеющегося потенциала в решении проблем приобщения к чтению .

4. Создание условий для социально-педагогического проектирования в совместной деятельности.

5. Анализ эффективности взаимодействия на уровне качественных и количественных показателей приобщения школьников к чтению путем получения обратной связи со стороны участников.

Рассмотрим потенциальные возможности и специфику каждого из предложенных направлений взаимодействия.

Личностно ориентированный подход в приобщении школьника к чтению предполагает такой способ взаимодействия, при котором школьник и педагог являются равноправными субъектами этого процесса. Целью взаимодействия является приобщение школьника к чтению. В процессе взаимодействия учитываются ценностные приоритеты и социальный опыт ребенка, на основе которых формируется его внутренняя модель чтения, реализуемая через индивидуальный маршрут читателя-школьника.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника в приобщении к чтению — это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов, образовательного запроса с учетом его психофизиологиче-

ских особенностей, фиксирующая образовательные цели и результаты процесса приобщения ребенка к культуре чтения, а также необходимое содержание и способы социально-педагогического взаимодействия в решении этой проблемы. Эмоциональная стилистика слова «маршрут» передает динамику движения ребенка в образовательном пространстве, моделируемом в процессе педагогического сопровождения читателя-школьника. Индивидуальный образовательный маршрут определяет приоритеты и формы взаимодействия ребенка с социумом и реализуется в процессе педагогического сопровождения читателя школьника. Необходимость педагогического сопровождения актуализируется в условиях проблемной ситуации, когда ребенок по тем или иным показателям существенно отличается от общего уровня, при этом характер отличий может носить как «запаздывающий», так и «опережающий» характер. Принципиальной особенностью стратегии сопровождения является опора на сильные стороны ребенка, создание условий для самостоятельного выбора и принятия решений.

Логика педагогического сопровождения приобщения школьников к чтению предполагает:

• квалифицированную комплексную педагогическую диагностику возможностей, способностей и интересов, затруднений читателя-школьника;

• информационную поддержку всех субъектов сопровождения (ребенка, его родителей, его близкое дружеское окружение, классного руководителя, заинтересованных педагогов) в области проблем приобщения к чтению;

• создание условий для обеспечения готовности школьника к читательской деятельности, педагогическую поддержку и содействие в проблемных ситуациях читательского развития;

• разработку и реализацию социокультурных, образовательных программ, актуализирующих читательские потребности школьников;

• создание условии для расширения поля читательских ориентаций школьника;

• создание открытой мотивирующей среды культуры чтения посредством взаимодействия с родителями и референтным окружением школьника.

Педагогическое сопровождение является формой индивидуальной работы с учащимся в решении проблем приобщения к чтению и может рассматриваться как самостоятельная педагогическая задача в структуре образовательного процесса школы даже в ситуации, когда приобщение к чтению не является общей стратегической задачей педагогического коллектива. Однако эффективность этого способа обусловлена целым рядом факторов, одним из которых является мотивирующее пространство культуры чтения, являющееся следствием комплексного, системного подхода.

Системно ориентированный способ приобщения к чтению предполагает создание условий, в которых задействован потенциал всех компонентов соответствующего социокультурного пространства, например школы. Целеполагание и планирование происходит на уровне общих ожидаемых результатов. Реализация предполагает координацию совместных усилий всего педагогического коллектива, а мониторинг осуществляется в массовом охвате на уровне фиксируемых тенденций. Ведущим принципом является принцип интегратив-ности, предполагающий единство всех заинтересованных сторон в мотивационно-ценностной, организационной и инструментальной сферах их совместной деятельности.

Принцип интегративности позволяет осознать взаимообусловленность и взаимодополняемость педагогический усилий, что в конечном счете способствует преодолению эпизодичности и фрагментарности в решении проблем приобщения к чтению, формирует у учащихся целостное устойчивое понимания значимости читательской деятельности. Оптимальным

способом реализации данного принципа в пространстве школы является модель надпредметной образовательной программы.

Надпредметная образовательная программа является способом приобщения к чтению как достижению метапредметного образовательного результата, возникающего в процессе интеграции различных учебных дисциплин, потенциала воспитательной системы школы и дополнительного образования.

Надпредметные программы в настоящее время получают широкое распространение в решении самых различных проблем образовательного характера. Концепция над-предметных программ очень активно используется в практике зарубежной школы (формат: cross-curriculum). В отечественном образовании основная заслуга в разработке этого направления принадлежит Е. И. Казаковой и О. Е. Лебедеву. Историческим аналогом данной технологии можно считать хорошо известную программу формирования общеучебных умений и навыков.

Рассмотрим общий подход к разработке и реализации надпредметных программ приобщения к чтению современных школьников на примере образовательной программы «Открытое чтение». Научное осмысление и практическое обоснование комплексного педагогического решения задачи приобщения к чтению современных школьников через объединение усилий всего педагогического коллектива школы, а также других заинтересованных участников социально-педагогического взаимодействия в рамках реализации единой над-предметной программы «Открытое чтение» предполагает:

• обоснование общей социально-педагогической характеристики программы как инновационной модели решения проблемы приобщения к чтению современных школьников;

• определение структуры и содержания программы;

• построение системы критериев эффективности и условий реализации программы.

Рассмотрим важнейшие характеристики надпредметной программы как способа организации образовательного процесса школы.

Предлагаемая нами программа является качественно новым этапом в разработке инновационных образовательных программ, имеет большую социо-культурную значимость и перспективу применения. Программа формирует методологию рефлексии становления читателя в изменяющейся жизненной среде современного социума.

Ученика, освоившего программу «Открытое чтение», должно отличать умение свободно ориентироваться в мире текстов различной природы, а также способность самостоятельно выстраивать траекторию образовательной деятельности в соответствии со своими потребностями и интересами. Сфера применения полученного опыта чрезвычайно широкая, так как читательская компетентность связана не только с конкретной сферой предмета литературы, но и со всеми другими предметными областями, полноценным культурным общением, способом выживания в информационном обществе. Гуманитарные технологии проектируются на междисциплинарной основе с использованием комплексного потенциала гуманитарной и информационной культуры на основе компетентност-ного подхода. Текст превращается в самостоятельный элемент гуманитарных технологий, выполняющий посредническую функцию между участниками процесса.

Формат инновационной надпредметной образовательной программы «Открытое чтение» включает ряд сопоставляемых модулей и реализуется через учебную деятельность, воспитательную работу и дополнительное образование.

Освоение надпредметной образовательной программы «Открытое чтение» включает: инвариантный инструментальный

модуль «Стратегии работы с текстом»; инвариантный культурологический модуль «Круг чтения»; вариативный профильно-ориентированный предметный модуль.

Инвариантный модуль направлен на формирование читательской компетентности, включая развитие критического мышления, культуры понимания, аналитической деятельности. Он строится на современной междисциплинарной основе и носит методолого-практический характер, ориентирован на учащихся с разными стилями образовательной деятельности, поскольку формирует тип многофакторного семиотического мышления, владение современными когнитивно-аналитическими стратегиями и графическими способами организации информации. Названные стратегии осваиваются с учетом возрастных особенностей школьников на уроках по разным предметам, где есть необходимость обращаться к работе с текстом разного содержания (математическим, историческим, естественно-научным, литературоведческим, включая тексты на иностранном языке). Принципиально важной является различная структура текстов (линейные тексты, схемы, таблицы, графики, опорные конспекты, гипертексты и др.)

Содержание инвариантного культурологического модуля «Круг чтения» составляют произведения с различной целевой направленностью: а) ориентированные на сохранение преемственности поколений: классика отечественной и зарубежной литературы; б) ориентированные на адекватное восприятие современного мира: произведения современной литературы; в) ориентированные на межкультурное взаимодействие: произведения зарубежных авторов. С инвариантным культурно-методологическими модулями сочетается веер профильных предметных модулей, которые позволяют решать образовательные задачи средствами чтения в различных сферах предметных интересов школьника в логике его исследовательской, проект-

ной и творческой деятельности. Разработанные модули обладают большой сочетаемостью между собой и с разными действующими стандартами учебных дисциплин, легко могут достраивать образовательные маршруты, участвуя в формировании различных базовых и узкопредметных компетенций.

Результатом освоения совокупности модулей становится приобщение к чтению, следствием которого является: расширение культурного потенциала школьника за счет обогащения круга чтения и общее развитие читательской деятельности; осознание потребности в чтении для гармоничного взаимодействия с представителями разных культур и поколений, успешной самореализации и самореализации.

Цели программы:

1. Содействие в обеспечении нового качества школьного образования и повышении конкурентоспособности школы за счет инновационной деятельности по приобщению к чтению современных школьников.

2. Улучшение условий саморазвития и самореализации участников образовательной деятельности школы посредством открытого социально-педагогического взаимодействия.

3. Обогащение педагогического потенциала различных предметов в решении задач приобщения к чтению.

4. Повышение эффективности научно-методической и инновационной деятельности школы в приобщении к чтению.

5. Повышение значимости культуры чтения как фактора успешной социализации в современном обществе.

6. Формирование мотивирующей образовательной среды культуры чтения.

Оцевидно, что достижение поставленных целей предполагает решение группы задач, связанных с содержанием программы, планируемыми к достижению результатами, этапностью, ресурсным обеспечением, критериальным аппаратом.

В качестве методических рекомендаций по реализации надпредметной про-

граммы в условиях школы целесообразно остановиться на следующих ключевых вопросах.

При реализации надпредметной программы необходимо учитывать инвариантность и вариативность ее компонентов; варианты межпредметного взаимодействия; способы обеспечения взаимосвязи учебных занятий, дополнительного образования, социально-творческой деятельности, самообразования; дополнительные информационные источники.

Инвариантными компонентами программы являются ее основные цели, требования к отбору содержания, требования к системе оценивания результатов образовательной деятельности.

Вариативные компоненты программы — конкретизация основных педагогических целей, состав модульных программ, их содержание, состав и содержание факультативных и элективных курсов, содержание дополнительного образования, социально-творческой деятельности, виды индивидуальных образовательных программ, конкретизация системы оценивания, средства дидактического обеспечения программы.

Разработка внутришкольной надпред-метной программы по приобщению к чтению предполагает участие широкого круга специалистов, которые составят рабочую группу разработчиков программы. В состав такой группы следует включить библиотекаря, психолога, руководителей предметных комиссий, специалистов по дополнительному образованию, воспитательной работе, представителей администрации.

Рассмотрим потенциал сетевого взаимодействия в реализации вариативных способов приобщения к чтению с учетом специфики различных образовательных учреждений.

Под сетевым социально-педагогическим взаимодействием мы понимаем способ организации сотрудничества образовательных учреждений, имеющих потребность в открытом диалоге на основе общей заинтересованности в решении проблем

приобщения к чтению подрастающего поколения с учетом культурного потенциала социума.

Субъектами такого взаимодействия являются школы, имеющий соответствующий опыт или желание его получить. Пространство сетевого взаимодействия предполагает определенную общность ценностных ориентаций, коллегиальную равноправность и добровольность участия для всех субъектов взаимодействия.

Организационная структура подобного взаимодействия может планироваться на краткосрочной основе в формате временного коллектива школ-участниц проекта или на длительный период в рамках деятельности профессиональной ассоциации.

Уникальность опыта каждого образовательного учреждение рассматривается как потенциальный профессиональный ресурс для творческого поиска коллег и единомышленников.

Открытость позиции участников взаимодействия проявляется в принятии и допущении вариативных способов решения проблем приобщения к чтению, готовности к совместной деятельности.

Вариативные способы приобщения к чтению в контексте программ развития образовательных учреждений разного типа предполагают учет специфики образовательного учреждения, его традиций, контингента учащихся, социокультурного окружения.

Понимая, что социальное окружение является одним из наиболее значимых и наименее управляемых ресурсов в приобщении школьников к чтению мы сформулировали основные принципы социально-педагогического взаимодействия школы и социума. В самых общих чертах они могли бы быть обозначены как принцип открытости, принцип активности и принцип социальной ответственности субъектов взаимодействия.

Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет утверждать, что оптимальным форматом взаимодействия дан-

ного уровня является совместная проектная деятельность, предполагающая взаимный учет интересов и ожиданий всех участников.

Предложенные материалы позволяют сделать следующие выводы относительно возможных подходов к разработке технологического инструментария социально-педагогического взаимодействия в приобщении к чтению современных школьников.

Эффективность социально-педагогического взаимодействия будет зависеть от ряда условий, к которым относятся: дето-центрированная направленность взаимодействия, системность, вариативность, открытость.

Реализация данных условий может происходить посредством:

• проектирования индивидуально ори-ентированых программ сопровождения для школьников, приобщение к чтению которых вызывает затруднения;

• комплексного целенаправленного решения проблемы в формате надпред-метной образовательной программы как основного направления деятельности школы;

• вариативных способов приобщения к чтению в контексте программ развития образовательных учреждений разного типа;

• организации широкого взаимодействия школы с социумом, востребующим чтение как ценность.

Названные форматы позволили описать специфику полимодальности взаимодействия на индивидуальном, командном и сетевом уровнях, а также в рамках социального партнерства.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута читателя осуществляется с учетом особенностей читательского развития и интересов школьника на основе комплексной диагностики. Педагогическое сопровождение ориентировано на активность и самостоятельность школьников в приобщении к чтению.

Комплексное целенаправленное решение проблемы в формате системно-ориен-тпрованных программ и проектов (над-предметных образовательных программ) предполагает не только реализацию интег-ративной сущности современного образовательного процесса, но и насыщенности жизненного пространства стимулами, способствующими успешной деятельности: побуждение и поощрение значимого социального окружения; накопление позитивного опыта; стимулирование педагогического коллектива к поиску новых путей интеграции в образовательном процессе; порождение изменений в образовательном процессе школы.

Формат надпредметной программы может являться основой инновационной де-

ятельности школы в решении задач приобщения к чтению подрастающего поколения.

Вариативные способы приобщения к чтению являются органичным компонентом программы развития школы и ориентированы на сильные стороны данного педагогического коллектива. Опыт школ обогащается сетевым взаимодействием на основании единого ценностно-смыслового инварианта концепции.

Организацию широкого взаимодействия школы с социумом, востребующим чтение как ценность, целесообразно выстраивать в ракурсе социально-педагогичес-кого проектирования с учетом потенциальных ресурсов и ожиданий всех заинтересованных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.