Инновационные подходы в развитии и поддержке детского чтения
Статья посвящена рассмотрению детского чтения как социально-педагогической проблемы современного общества. Подчеркивается значение чтения как базовой компетентности. Обосновывается необходимость разработки специальных мер педагогического сопровождения и мотивации детского чтения на разных уровнях. Описывается опыт реализации ряда проектов в поддержку чтения.
Изменения социального контекста, технический прогресс, международные интег рационные процессы образовательной политики дают основания констатировать особую ситуацию развития Чтения в мире на современном этапе.
При этом принципиально важным для нас является педагогический потенциал чтения, его воспитательные и обучающие функции, определяемые целями, содержанием, способами организации и оценкой достижений.
Динамика инновационных процессов Российского образования: модернизация, компетентностный подход, профильное обучение, обусловили ряд существенных изменений в традиционных подходах к чтению школьников.
Очевидно, что в настоящее время культура чтения выделяется в сферу педагогических интересов, не локализированных в области начального образования, предметного обучения или коррекционной педагогики. Чтение рассматривается как базовое умение в формировании других компетентностей.
В практическом смысле представляется важным спроектировать и апробировать инструментарий обеспечения социально-педагогических условий развития чтения на разных уровнях культурно-образовательного социума. В решении этой задачи интересен опыт системного подхода в создании образовательной среды Школы культуры чтения.
Мы понимаем Чтение как открытую, сложно-организованную гипер-систему, основными структурными компонентами которой являются : текст, читатель и социум. При этом мотивация рассматривается нами в качестве системообразующего фактора, определяющего общую динамику развития и функционирования системы.
Мы убеждены, в условиях современной школы может быть создана образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего успешного развития ребенка. Примером системного подхода к решению этой задачи является реализация надпредметной программы «Школа культуры чтения».
Целевая установка программы - это разработка и осуществление системы социально-педагогического сопровождения процесса развития культуры чтения школьников в контексте учебной и внеучебной дея-
Т.Г. Галактионова
кпн, доцент кафедры педагогики РГПУ им.А.И.Герцена, руководитель Санкт-Петербургского отделения Международной Ассоциации Чтения.
The article is devoted to exploring children’s reading as social-pedagogical problem of a modern society. The content is focused on the value of reading as base competence. The author tried to prove the necessity ofspecial social pedagogical guidance of children’s reading at different levels. You will alsofnd here afew abstracts about successful experience in realization some pedagogical projects devoted to supporting of reading culture.
тельности. Подобное целеполагание предполагает комплексное решение следующей группы задач, обусловленных дифференцированным подходом ко всем потенциальным участникам:
- Низкая мотивация детей к чтению актуализирует необходимость поиска новых эффективных форм повышения мотивации;
- недостаток специальных знаний у педагогов пред-
полагает повышение профессиональной компетентности в области детского чтения и новых педагогических технологий работы с текстом;
- недооценка значимости чтения со стороны роди-
телей побуждает к настойчивому педагогическому просвещению по проблемам чтения и максимальному привлечению их к совместным действиям.
В качестве желаемого результата мы ожидаем, что
Дети научаться:
- получать удовольствие от чтения;
- использовать свой читательский опыт в жизнен-
ных ситуациях;
- эффективно работать с разными текстами.
Педагоги:
- освоят эффективные (отечественные и зарубеж-
ные) педагогические технологии работы с текстом;
- откроют «жизненный потенциал» своих предме-
тов и их практическую значимость;
- обогатят предметное содержания дополнительными литературными источниками;
Родители:
- научатся простым и действенным педагогическим способам привлечения своего ребенка к чтению;
- откроют для себя новые воспитательные возмож-
ности детской литературы;
- получат удовольствие от творческого взаимодей-
ствия со своим ребенком в совместных школьных мероприятиях.
Одним из обязательных условий успешности программы является ее реализация через все учебные предметы , а так же систему воспитательной работы школы при участии школьного психолога, библиотекаря и социального педагога.
(О
о
о
(N
со
CD
(О
<
со
о
X
ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006
Мы полагаем, что последовательная реализация данной программы послужит стимулом для позитивных изменений образовательной среды школы на следующих уровнях: Ученик - ученик, Ученик - учитель, Ребенок - родитель, Школа - семья, Школа - общество.
Другой инновационной формой поддержки детского чтения является включение проблемы детского чтения в контекст содержания образовательной деятельности студентов при изучении дисциплин психо-лого-педагогического цикла.
Группа студентов РГПУ им.Герцена занималась разработкой проекта «Чтение как социально-педагогический феномен». Студентам Филологического факультета СПБГУ (образовательная программа «Графический дизайн» ) было предложено разработать тему «Мир чтения в визуальной культуре».
Специфика учебных задач и особенности сферы профессиональных интересов каждой из названных групп обусловили необходимость реализации проектов двух видов.
«Чтение как социально-педагогический феномен» мы будем относить к категории научно-исследовательских конструктивных проектов . В его задачу входит разработка образовательной программы спецкурса для студентов педагогических ВУЗов. Основное содержание программы ориентированно на создание условий для формирования соответствующего уровня компетентности будущих педагогов в сфере социально-педагогической поддержки детского чтения.
«Мир чтения в визуальной культуре» можно характеризовать как творческий, созидательный проект, направленный на решение проблемы мотивации и стимулирования детского чтения художественными средствами с учетом педагогического потенциала плакатного жанра.
Содержательной стороной обоих проектов является тема детского чтения. Рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем позволяет студентам почувствовать реальную пользу результатов своего труда.
Актуальность проекта «Чтение как социально-педагогический феномен» была обусловлена констатацией и признанием факта, что в современной жизни роль чтения трансформируется, что является объективным следствием глобальных культурных изменений социума. Для сохранения и развития культуры чтения необходима целенаправленная педагогическая поддержка этого вида деятельности.
Были предложены следующие содержательные блоки программы:
Исторический: «Выдающиеся деятели педагогики о роли детского чтения и книги» (работа по персоналиям).
Страноведческий: Зарубежный педагогический опыт в решении проблемы развития детского чтения.
Информационный: Педагогические ресурсы интернета в решении проблемы поддержки и развития чтения.
Литературно-художественный: «Чтение и книга» в контексте сюжетов художественной литературы. Педагогический потенциал художественных произведений в раскрытии и понимании сущности феномена чтения.
«Мир чтения в визуальной культуре. Тема «чтения» в живописи
«Новые облики старой книги». Книги-игрушки, аудио-комплекты, СD, гипер-текст и пр.
«Кино и чтение». Экранизация литературных произведений, тема «чтения» в художественных фильмах, массовый показ фильма и взлет продаж данной книги.
Психология и психоанализ рекламы как потенциал педагогических способов привлечения детей к чтению (анализ опыта рекламного бизнеса и возможность его использования в «мирных, педагогических» целях). .
Детская периодическая печать. (анализ детской прессы как образовательного ресурса )
Чтение в жизни детей с особыми нуждами
Самостоятельная работа студентов заключалась в подборе и обосновании тематического содержания выбранного блока и разработке формы организации образовательного процесса по освоению данного материала.
Результатом проекта «Мир чтения в визуальной культуре» является серия плакатов, адресованных различным возрастным категориям от 6 до 18 лет. В начале работы студентам предлагалось подобрать и представить существующие художественные аналоги в раскрытии и интерпретации темы книги и чтения. После этого надо было определиться с возрастом своего адресата и, исходя из психологических особенностей этого возраста, придумать собственный плакат, цель которого - приобщение детей к чтению.
Идея поиска эффективных способов мотивации чтения нашла свое воплощение в экспериментальном проекте «Хорошее время читать»
Проект «Хорошее время читать» - это результат сотрудничества образования и бизнеса, школы и благотворительности. Уникальный случай, когда инициатором и автором образовательного проекта стал крупный отечественный предприниматель и бизнесмен, убежденный в том , что простые активные действия в поддержку чтения гораздо эффективнее, чем переживания по поводу нечитающих детей.
От идеи до воплощения.
Для реализации проекта «Хорошее время читать» был разработан следующий алгоритм действий:
1. Определение круга чтения для каждого класса начальной школы. В рекомендательные списки вошли лучшие произведения детской литературы, которых нет в обязательной программе.
2. Пополнение фонда библиотеки за счет приобретения необходимого количества этих книг.
3. Разработка модели методического сопровождения проекта «Портфель Читателя».
4. Формирование «призового фонда» , состоящего из недорогих, привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты, Киндер-сюрпризы и пр.
5. Распространение информации для учеников и родителей.
6. Систематические собеседования педагогов (руководителей проекта) с детьми о прочитанных книгах.
7. Проведение в каждом классе итоговой викторины по всем рекомендованным книгам. Награждение победителей.
У нас есть гипотеза, что начиная читать, даже только ради «подарка», ребенок постепенно привыкнет к чтению, и будет читать в дальнейшем ради самого удовольствия от встречи с удивительным миром книги.
А если он уже испытывает удовольствие и необходимость в чтении, то тем более, почему бы его не поощрить за то, что он занимается таким хорошим и нужным делом.
Первые результаты.
Полученные результаты были достаточно прозрачны и измеримы, что позволило оптимизировать работу с каждым учеником.
Практически сначала запуска проекта во всех классах определились самостоятельные лидеры чтения. С начала проекта существенно возросла частота посещений библиотеки не только с целью участия в проекте, а ради использования всех имеющихся в фонде изданий. На наш взгляд, мы уже смогли перешагнуть огромный рубеж «боязни книги», а, следовательно, и немотивированного отказа от нее. Одновременно увеличилась обратная связь по самому проекту, за первые два месяца в собеседованиях по прочитанным книгам приняли участие 73 школьника, а за следующие два месяца эта цифра возросла до 180 человек (по материалам С.Жук, А.Старовойтвой).
Нас, безусловно, радуют эти результаты, которые лишний раз доказывают, что;
• лучше предупредить проблему, чем потом искать к ней решения;
• лучше сделать акцент на сильные стороны личности ребенка, чем критиковать его недостатки;
• похвала и поддержка нужны каждому человеку и большому , и маленькому.
В настоящее время идет интенсивное обсуждение концепции национальной программы «Чтение».
Один из ее разделов называется «школьное чтение».
Нам очень хочется, чтобы в тексте программы нашли свое отражение идеи и принципы современной педагогики.
Исходные предпосылки:
• Рассматривать чтение как средство личностной самореализации и достижения социального успеха;
• Качество чтения российских школьников должно соответствовать международным нормам оценки;
• Детям необходимо получать удовольствие от чтения.
Для этого:
• Обеспечить выполнение целевых установок и нормативных уровней, определенных образовательными стандартами основного общего образования по русскому языку и литературе;
• В методике преподавания этих предметов усилить аспекты, являющиеся предметом анализа в
международной оценке качества чтения;
• Сохраняя и пропагандируя лучшие традиции рос-
сийской педагогики, изучить успешный зарубежный опыт в сфере развития детского чтения;
• В рамках концепции гуманитаризации образова-
ния создать предпосылки для развития культуры чтения через содержание и организацию самостоятельной работы по всем общеобразовательным предметам;
• Способствовать формированию ориентации детей и молодежи на чтение через активные формы организации воспитательной работы в школе;
• Разработать социально-педагогическую концеп-
цию школы культуры чтения, в которой чтения является базой, инструментом и стимулом общего успешного развития ребенка;
• Создать условия и предпосылки развития социального партнерства школы со всеми заинтересованными лицами и институтами в деле поддержки детского чтения;
• Максимально использовать возможности педагогического дизайна в организации образовательного пространства школы для мотивации чтения школьников;
• Продумать приемы и способы психолого-педаго-
гического сопровождения чтения школьников, уделить максимальное внимание детям с особыми нуждами;
• Разработать и внедрить в практику эффективные способы привлечения к чтению мальчиков с учетом специфики их гендерных отличий;
• Внедрить в широкую практику методику организации индивидуальной самостоятельной работы школьников «Портфель читателя»;
• Способствовать поиску и пропаганде наиболее удачных образцов педагогического опыта поддержки чтения;
• Разработать систему поощрения педагогов, которые, по мнению самих детей, успешно приобщают их к чтению , учредить Приз детской признательности учителю;
• Поддерживать различные формы международного сотрудничества школ в сфере развития детского чтения;
• При разработке программ непрерывного педаго-
гического образования рассматривать чтение как базовый компонент педагогической компетентности;
• Максимально использовать образовательный потенциал визуальной и медиа-культуры;
• Методику обучения чтению усилить компонентами эмоциональной окрашенности и привлекательности процессов чтения;
•Внедрить в педагогическое сознание взрослых идею о необходимости для ребенка получать удовольствие от чтения;
• Совместно с родителями создать максимально позитивный имидж Читателя и престижности Чтения.
Если удастся реализовать хотя бы часть задуманного, мы будем снова самой читающей страной в мире.
ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006