УДК 378.6+378.016:51 ББК Ч486.24/.29+Ч489.3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
Н.Ю. Кий нова
Южно-Уральский государственный университет
PROCESS MECHANISM OF FUTURE MANAGERS’ MATHEMATICAL CULTURE DEVELOPMENT
N. Kiykova South Ural State University
На основе общенаучных и педагогических закономерностей развития математической культуры будущих специалистов выявлены технологические закономерности развития математической культуры будущих менеджеров.
Ключевые слова: математическая культура, закономерности, технологии управления.
Process mechanism of future managers’ mathematical culture development is revealed. The research was made on the basis of scientific and pedagogical mechanisms of future managers’ mathematical culture development.
Keywords: mathematical culture, mechanism, management techniques.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации отмечено, что усиливается конкуренция, исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического развития, ожидается волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии, в связи с чем возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития [10]. Значительную роль в появлении инноваций играет культура мышления человека, которая формируется и развивается средствами математики. Международные сравнительные исследования показали, что российские школьники демонстрируют по математике достаточно высокий уровень владения предметными знаниями, но значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, использовать в различных продуктивных видах деятельности, например, выражать и обосновывать свою точку зрения, работать с различными источниками информации [11]. Поэтому актуальным является обновление используемых в вузе образовательных технологий развития математической культуры будущих
специалистов, особенно в сфере экономики. Основанием этого является установление закономерностей развития математической культуры будущих менеджеров.
Проблема исследования закономерностей развития личности является одной из главных методологических проблем. Анализ различных трактовок этого понятия показал, что однозначного осмысления содержания нет до сих пор. Можно обозначить три основные взгляда: закономерности, обобщаемые с учетом практического опыта, понимаются как результат исследования [7, 13]; закономерности, анализируемые с учетом теоретических аспектов, рассматриваются как повторяющиеся, существенные связи [1, 2, 14, 15]; закономерности, выявленные в результате обобщения теоретического и практического опыта, рассматриваются как проявление законов [15], отражающих эмпирически установленные зависимости [6]. Таким образом, в литературе отражаются идеи о закономерностях, как возможности тех или иных событий развиваться согласованно, в данном направлении [12] или быть взаимообусловленными [6, 15]. Очевидно, это связано с тем, что мышление, рассматривая особенности связей между
явлениями, должно быть нацелено не ТОЛЬКО на отыскание и раскрытие общего, согласованного, но и поиск взаимной обусловленности явлений, событий, фактов.
Конкретизируем содержание понятия «закономерности» в связи с проблемой «развитие личности». Известно, что термин «развитие» имеет несколько свойств: изменение; результат такого изменения; продолжение чего-либо [19]. В связи с этим при анализе содержания понятия «закономерности развития» стоит обратить внимание не только на закономерности взаимосвязанного или взаимообусловленного изменения и появления результата, но и на закономерности продолжения этого процесса в будущем. Поэтому важным является исследование закономер-ностей-самообусловленностей, отражающих отношение самоопределения личности в процессе развития. Использование такого подхода к классификации закономерностей позволяет отразить существенные признаки этапов формирования, развития и саморазвития личности. Следовательно, закономерности развития личности - проявление общенаучных законов, отражающих установленные существенные, устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи, причинно-следственные зависимости или са-мообусловленности между явлениями, способствующие формированию, развитию и саморазвитию личности. Под технологическими закономерностями развития математической культуры будущих менеджеров будем понимать закономерности развития личности, обнаруженные на технологическом уровне методологического исследования.
Определение технологических закономерностей развития математической культуры будущих менеджеров предполагает, с одной стороны - осуществление на общенаучном уровне анализа закономерностей развития профессиональной культуры будущих специалистов, и на педагогическом уровне - закономерностей развития их математической культуры, в частности. С другой стороны, актуально вскрытие противоречий, складывающихся на практике в связи с необходимостью использовать будущими менеджерами современных управленческих технологий и практикой применения структурных составляющих этих технологий в вузе.
Представим результаты поиска общенаучных и педагогических закономерностей кратко (рис. 1), заметив, что предпосылками полученных выводов явилось исследование
проблем развития культуры будущих специалистов в контексте избранных в качестве основных системного, личностного, деятельностного, синергетического подходов, а также современных тенденций, условий и принципов реализации культурологического подхода.
Выражая процессы изменений, выявленные закономерности предполагают сохранение системного качества - направленность на процесс реализации сущностных сил, способностей, потенциала человека, отражают качественное изменение культуры личности, благодаря не столько внешним силам, сколько внутренним источникам. В связи с этим можно сделать вывод о том, что выявленные зависимости являются закономерностями развития профессиональной культуры. Рассматривая взаимосвязь между менеджментом и математикой на когнитивном, функциональноинструментальном, качественно-ролевом уровне [9], выявлено, что в развитии профессиональной культуры будущих менеджеров особое место занимает мировоззренческий, методологический и прогностический аппарат математики. С учетом методологических закономерностей развития математической культуры [8] были уточнены закономерности использования математики в развитии будущих менеджеров (см. рис. 1).
Остановимся подробнее на систематизации существенных, устойчивых, повторяющихся взаимосвязей, причинно-следственных зависимостей, проявляющихся в результате практического использования преподавателем вуза современных технологий развития математической культуры будущих менеджеров. Обратим внимание, насколько в них отражено содержание структурных составляющих управленческих технологий. К структурным составляющим технологии как дидактической системы относят дидактические цели и задачи, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия (методы обучения), организацию учебного процесса (формы обучения), средства обучения обучающегося, преподавателя, а также результат их совместной деятельности [3]. Результаты сравнительного анализа литературы [16, 17] и обобщения практического опыта преподавания математики в вузе позволили определить сложившиеся противоречия (рис. 2).
Анализируя возможность использования педагогических технологий профессиональной подготовки менеджеров, представленных
Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 13
Понятийнотерминологические, общие, синергетические основания проблемы развития культуры
Методологические предпосылки развития математической культуры
Практика использования современных управленческих технологий
Общенаучные закономерности развития культуры
Закономерности-
взаимосвязи
Формирование профессиональных свойств личности связано с возможностью реализации поставленных объективно значимых целей
Закономерности-
взаимообусловленности
Поиск, осуществление и закрепление профессиональных достижений в качестве социально значимых продуктов способствуют построению индивидуальной профессиональной концепции
Закономерности-
самообусловленности
Для постижения обучаемым социокультурного смысла профессии в условиях образовательной среды необходимо актуализировать мировоззренческий потенциал человека
Е
Педагогические закономерности развития математической культуры будущих специалистов
Обеспечение диалектической взаимосвязи между аксиологической, регулятивной и познавательной деятельностью является основанием развития математической культуры будущих специалистов Составление программы профессионального самоопределения и саморазвития является необходимым условием построения дискурсивных маршрутов в развитии математической культуры Амплификация социокультурной направленности развития личности влечет обогащение содержания, форм, методов и средств развития математической культуры
Т
Технологические закономерности развития математической культуры будущих менеджеров
Развитие математической культуры будущих менеджеров связано с процессом формирования методологической и прогностической культуры профессиональной деятельности Условием развития математической культуры является коррек-тируемость программ самоопределения личности на базе обновленных потребностей и интересов ■А ' Ь- Развитие обусловлено процессом актуализации эвристического потенциала посредством использования мировоззренческих универсалий математики
1
Развитие как изменение Развитие как результат Развитие как продолжение
Рис. 1. Технологические закономерности развития математической культуры будущих менеджеров
<л
Кийкова Н.Ю. Технологические закономерности развития
математической культуры будущих менеджеров
Современные педагогические технологии в профессиональной подготовке менеджеров
Технология санкционирования студентов
Логико-эвристическое проектирование образования
Технологии развивающего обучения
Проектирование систем интенсивного обучения
Технология контекстного обучения
Технологии целевой интенсивной подготовки
Складывающиеся на практике противоречия
Цели и задачи
Содержание
образования
Средства
педагогического
взаимодействия
Организация
учебного
процесса
Средства
обучающегося
Результат
деятельности
Непонимание смысла образовательных целей, взаимосвязи между процессом познания и практической деятельностью и необходимость осуществлять процесс целе-полагания
Несоответствие содержания образования интеллектуальному уровню развития, уровню общих способностей, потребностям, интересам человека и актуальность созидательной деятельности
В связи с изменившимися жизненными принципами в саморазвитии людей теряют свою актуальность средства жесткого регламента и санкционирования содержания и организации образовательно-го процесса
Отсутствие ответственности, самостоятельности в учебной деятельности делает малоэффективными традиционные формы организации учебного процесса
Инертность в аналитической, синтезирующей деятельности, бедность речевой культуры и необходимость осуществлять процесс координации, принятия решений
Противоречие между необходимостью прогнозировать исход принятого решения и отсутствием практики по развитию этого умения
Целевые управленческие технологии
Процессорные технологии управления
Управление путем постоянных проверок и указаний Управление по результатам На базе искусственного интеллекта Управление в исключительных случаях Управление на базе потребностей и интересов На базе активизации деятельности персонала
Рис. 2. Противоречия в содержании структурных составляющих технологий профессиональной подготовки
и современных управленческих технологий
в литературе [16], для развития математической культуры будущих менеджеров можно заметить, что это затруднительно. Указанные технологии являются скорее общенаучными, ведь они отражают направленность на осуществление дифференциации содержания, деятельности и контроля; усиление автоматизации в контексте избыточности познавательной информации; использование функционально-модульной основы; приближение к профессиональным основам. Однако в них не конкретизированы виды деятельности, в максимальной мере обеспечивающие использование мировоззренческого, методоло-
гического и прогностического аппарата математики в развитии математической культуры.
Изучение современных тенденций развития культуры [18] свидетельствует о том, что на практике в условиях тотального распространения однообразной информации, усугубляющей ситуацию «смыслоутраты» в культуре, обострились противоречия: между необходимостью обогащения, передачи культурных ценностей и недоверием к системам, обеспечивающим целостное восприятие мира [4]; между необходимостью реализовать потенциально возможные творческие импульсы человека и отсутствием отношения к профессио-
Кийкова Н.Ю.
Технологические закономерности развития математической культуры будущих менеджеров
нальной деятельности, как к определенной социокультурной сфере, утратой направленности на развитие производящей культуры. Поэтому актуальным является поиск когнитивных инструментов изменения сложившихся мировоззренческих стереотипов. Важное значение имеет так называемый мировоззренческий аппарат математики, под которым будем понимать научно обоснованную систему универсальных понятий, идей, взглядов на объективный мир, рациональное отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные принципы познания и деятельности, жизненные позиции людей, ценностные ориентации.
B.C. Степин рассматривает мировоззренческие универсалии как жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, ... выступающие своеобразным системообразующим фактором культуры [5]. Будем считать, что мировоззренческие универсалии математики - гармонизированные совокупности универсальных математических понятий, идей, обладающих эвристическим потенциалом и способствующих объединению различных форм гуманитарного и научного знания. Укажем основные, классифицируя их по осуществляемым функциям: 1) обеспечение отбора и использования культурного опыта - идеи непрерывности, дифференциации, интегративности, функциональности; 2) структурирование сознания -идеи упорядоченности, моделирования, интерпретируемости, критичности; 3) создание образа жизненного мира - идеи ограниченности, оптимальности, относительности, перспективности, прогнозируемое™.
Учитывая, что универсалии являются инструментом изменения сложившихся мировоззренческих стереотипов на уровне использования опыта освоения культуры, структуры сознания и образа жизненного мира, можно сказать, что развитие математической культуры будущих менеджеров обусловлено процессом актуализации эвристического потенциала человека с помощью использования мировоззренческих универсалий математики.
На педагогическом уровне изучения поставленной проблемы было выявлено, что обеспечение диалектической взаимосвязи между аксиологической, регулятивной и познавательной деятельностью является основанием развития математической культуры будущих специалистов. Однако отсутствие цен-
ностного отношения к процессу познания, недооценка взаимосвязи математики с практической деятельностью, бедность речевой культуры затрудняют осуществление процессов сравнения, анализа, обобщения, сопоставления различных точек зрения, выявления собственной позиции, ее профессионального обоснования, то есть затрудняют развитие методологической культуры будущих менеджеров. Особенностью регулятивной деятельности менеджеров является организация и осуществление научного прогнозирования, исследование возможных вариантов будущего состояния, интерпретация вариантов развития в соответствии с прогнозируемыми изменениями внешней и внутренней среды. Однако практика преподавания в вузе такова, что эта проблема не является главной содержательной линией в изучении математики. Поэтому можно утверждать, что развитие математической культуры будущих менеджеров связано с процессом формирования их методологической и прогностической культуры профессиональной деятельности.
Изучение современных технологий управления показало, что они, с одной стороны, в основном, ориентированы на реализацию культурологических тенденций, а с другой стороны - направлены на обеспечение тенденций «жесткого» управления путем постоянных проверок и указаний, управление по результатам. Парадоксально, что именно эти технологии используются в качестве традиционных образовательных технологий. Однако, являясь технологиями идентификации, они затрудняют процесс профессионального самоопределения и саморазвития. Заметим, что процессорная технология управления на базе потребностей и интересов является личностноориентированной и используется во всех целевых технологиях, поэтому она может быть выбрана в качестве одной из технологий развития математической культуры будущих менеджеров.
Принимая во внимание, что в развитии математической культуры будущих специалистов важное значение имеет процесс построения дискурсивных маршрутов профессионального самоопределения и саморазвития и, учитывая, что потребности и интересы будущих менеджеров в освоении опыта профессиональной деятельности будут меняться в связи с актуализацией эвристического потенциала и развитием методологической культуры, конкретизируем на технологическом уровне закономерность самообусловленности: необходимым условием развития математи-
ческой культуры будущих менеджеров является корректируемостъ программ самоопределения личности на базе обновленных потребностей и интересов.
Учитывая особенности технологических закономерностей, в качестве основных технологий развития математической культуры будущих менеджеров можно назвать следующие: по ориентации на личностные структуры -технология развития на базе потребностей и интересов; по характеру содержания и структуры - технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе; по характеру организации учебного процесса - технология эвристического обучения; по концепции усвоения опыта - технология, предполагающая построение образовательного процесса на концептуальной основе; по категории обучающихся - технология компенсирующего обучения.
Литература
1. Белых, И.Л. Иерархическая характеристика закономерностей проявления познавательного интереса студентов в процессе учения / И.Л. Белых // Вестник КрасГА У. -2006.-М 10. -С. 371.
2. Большой энциклопедический словарь. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: БРЭ; СПб.: Норинт, 1998. - С. 409.
3. Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И Уман; под ред. В.А. Слас-тенина. - М.: Педагог, о-во России, 2004. -192 с.
4. Воловикова, М.Л. Философско-культу-
рологические и историко-педагогические основания возникновения понятия межкулыпур-ная компетентность // Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы): сб. тр. межвуз. науч.-практ. конф. / М.Л. Воловикова. - Ростов н/Д: РГПУ, 2005. - http://гspu. edu. ru/pageloader.php ?
pagename =/structure/publishing_centre/ collecti ons_of_works/conf6
5. Данилова, B.C. Система мировоззренческих универсалий современной фшософии /
B.C. Данилова, Н.Н. Кожевников //Вест. Якут, гос. ун-та. - 2005. - Т. 2, № 1. - С. 47-52.
6. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /
В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2004. -192 с.
7. Кантор, ИМ. Понятийно-терминоло-
гическая система педагогики: Логико-мето-дические проблемы / ИМ. Кантор; предисл. чл.-кор. АПН СССР М.Н Скаткина. - М.: Педагогика, 1980. -158 с.
8. Кийкова, Н.Ю. Педагогические предпосылки исследования проблемы развитш математической культуры будущих менеджеров / Н.Ю. Кийкова // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2010. -М 4 (23). - С. 133-138.
9. Кийкова, Н.Ю. Теоретико-методологические основы процесса развития математической культуры будущих менеджеров / Н.Ю. Кийкова / Высш. образование сегодня. -2010.-М 11. -С. 31-33.
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. -Ьпр://у№уу. ¡/ар. ги/о/йосз/гж/гжООб.рй/
11. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы. - http://mon.gov.ги//Не$/та1ег1аЬ/8286/
11.02.07-fcpro.pdf
12. Кохановский, В.П. Философия для аспирантов: учеб. пособие / В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина и др. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002.-С. 285.
13. Кочетов, А.И. Педагогическое исследование: учеб. пособие для аспирантов, студен-тов-дипломников и учителей / А.И. Кочетов. -Рязань: Рязан. гос. пед. ин-т, 1975. - С. 12.
14. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2 кн. / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Брян. гос. ун-т, 2003. -Кн. 1.-174 с.
15. Ожегов, СМ Словарь русского языка /
С.И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2003. -
С. 205.
16. Слесарев, Ю.В. Критерии отбора педагогических технологий для формирования профессиональной базы в подготовке менеджеров / Ю.В. Слесарев // Казан, пед. журн. -
2008.-М2.-С. 28-33.
17. Смирнов, Э.А. Управленческие технологии как объект функционального аудита. 2002 / Э.А. Смирнов, -http://www.i-u.ru/biblio/ агсЫуе/8тггпоу_ирШсНкакоЬ/ипсаис1/Шор
18. Тенденции развитш культуры в современном мире. - http://www.ckct.org.ru/study/ зос/зосЗО^Ыт!
19. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев,
С.М. Ковалёв, ВТ. Панов. - М.: Совет, эн-цикл., 1983.
Поступила в редакцию 12 января 2011 г.