УДК 651.01+378.02 ББК Ч486+У9(2)212
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
Н.Ю. Кийкова
Южно-Уральский государственный университет
DIDACTIC FACTORS OF FUTURE MANAGERS’ EDUCATION CONTENT UPDATING
N. Kiykova South Ural State University
Исследуются факторы обновления содержания образования будущих менеджеров на философском уровне. Выявлены общенаучные подходы к решению проблемы профессионального развития будущих менеджеров на основе обновления содержания образования.
Ключевые слова: подход, парадигма, содержание, дидактический фактор.
Factors of future managers’ education content updating at philosophical level are examined. General scientific approaches to the problem of future managers’ occupational development on the basis of education content updating are revealed.
Keywords: approach, paradigm, content, didactic factor.
Обновление содержания профессионального образования - одна из главных задач модернизации российской высшей школы [5]. Результаты исследования мотивов учебной деятельности студентов экономических специальностей свидетельствуют о том, что традиционный процесс обучения затрудняется не столько из-за отсутствия когнитивных способностей обучаемых, сколько в связи с отсутствием у студентов возможности реализовать ценностно-значимые образцы учебной и самостоятельной деятельности в познании и усвоении фундамента будущей профессии. А ведь проявления ценностной сферы личности являются доминирующими в регуляции жизнедеятельности человека на протяжении всей жизни [4]. Решая педагогическую задачу обновления содержания образования будущих менеджеров, необходимо:
- на философском уровне - проанализировать сложившиеся подходы к процессу развития личности;
- на общенаучном уровне - изучить современные образовательные концепции, па-радигмальные ориентации;
- на конкретно-научном уровне - обнаружить стратегии, применяемые к развитию будущих менеджеров;
- на технологическом уровне - обозначить дидактические факторы обновления содержания образования будущих менеджеров.
В связи с философским уровнем осмысления проблемы, проанализируем утверждения мировоззренческих школ, предметом изучения которых являются различные стороны бытия личности: диалектический материализм, прагматизм, постмодернизм.
Диалектико-материалистическая педагогика позволяет рассматривать личность как объект и субъект общественных отношений, ведущую роль в развитии которой играет воспитание, представляющее сложный социальный процесс. В рамках этой теории процесс культурного развития личности понимается как обусловленный внешними обстоятельствами — особенностями социально-образовательной среды и внутренними механизмами развития - природной организацией человека [7]. Важное место в разработке концепций культурного развития человека имеют законы диалектики и основные системообразующие принципы диалектического материализма:
• принцип преобразования мира отражает цель, состоящую в всестороннем гармоническом развитии личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе
Методологические основания педагогики
преобразования образовательной среды и достижения равноправия в реализации своих способностей;
• принцип развития подтверждает необходимость обобщения исторического опыта и изучения современного состояния в исследовании проблемы формирования и развития культуры личности, выявления внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;
• принцип единства и целостности бытия и принцип материальности мира позволяют считать, что содержание сознания и разнообразие форм мышления, а следовательно, характер развития человека определяются объективной действительностью;
• принцип познаваемости мира предполагает, что мерой изученности проблем развития выступают результаты опытно-экспериментальной практики [10].
В связи с этим среди основных факторов обновления содержания образования, методов, средств, форм обучения и принципов осуществления дидактических процессов, направленных на развитие личности, можно назвать:
1) соответствие целей образовательной концепции социальным ожиданиям;
2) разнообразие механизмов преодоления сложившихся в процессе развития личности внутренних и внешних противоречий и инструментов создания новых качественных явлений и процессов;
3) направленность процесса развития на возможность сознательного освоения практическим опытом и развитие мышления;
4) соответствие уровню развития общих способностей человека;
5) возможность реализации личностных способностей.
Основные положения концепции дидактического материализма свидетельствуют о том, что все предметы и явления развиваются посредством разрешения возникающих противоречий, в результате взаимодействия. В педагогике этот принцип означает, что фактором и результатом проявления уровня развития личности является индивидуальная деятельность.
Индустриальный этап развития общества предполагал развитие, как правило, однозначно заданных, ограниченных форм профессиональной, общественной, образовательной деятельности личности. Современный этап характеризуется безграничными социокультурными нормативами, необходимостью разви-
тия креативного, инновационного потенциала личности в отношении деятельности. В связи с этим актуально рассмотрение концепций, объектом изучения которых является индивидуальный опыт человека. Заслуживает внимания такое философское течение, как прагматизм, главными понятиями которого являются «опыт» и «дело».
Основатель прагматической педагогики Дж. Дьюи и его последователи утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами, всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него. Личность ведет себя так, как диктует данная ситуация и поставленная им цель. Под критерием истинности прагматизм подразумевает всякую целесообразность получения желаемого результата [9]. Опираясь на базовое понятие прагматизма -«опыт», Дж. Дьюи объявляет индивидуальный опыт, удовлетворяющий субъективноличностные интересы личности, основой образовательного процесса. Идеи прагматизма оказали значительное влияние на появление первых теорий управления: научный менеджмент, бюрократия и администрирование, ставших основой дальнейших исследований в области менеджмента. Поэтому необходимо принять во внимание стержневые тезисы этой философской школы.
Учитывая основные положения прагматизма, среди факторов обновления содержания образования, методов, средств, форм обучения и принципов осуществления дидактических процессов, направленных на развитие личности, можно назвать:
1) анализ мотивационно-смысловой и ценностной сферы личности;
2) учет особенностей и закономерностей смыслообразующей деятельности обучаемых;
3) изучение индивидуального опыта личности, индивидуальных способов разрешения складывающихся противоречий;
4) исследование характера и направленности активности личности;
5) продуктивность приобретаемого индивидуального опыта.
Актуальные проблемы стремительного обновления мира, нестабильности, неустойчивости, нелинейности развития общества, современные тенденции усиливающегося плюрализма мнений и многообразия возмож-ностей свидетельствуют о том, что использо-
вание концепции диалектического материализма и прагматизма в качестве фундаментальных учений недостаточно для познания глубинных проблем личностного развития.
Особую роль в свете указанных тенденций развития общества приобретает постмодернизм. Отметим основные положения постмодернизма, имеющие существенное значение для культурологических, психологопедагогических исследований:
1. Переход от монокультуры к культуре многообразия, признание равноценности любых культурных форм. Недоверие к «объяснительным системам», обеспечивающих целостное восприятие мира [1].
2. Идеи линейного развития, выстроен-ности и универсальной направленности социального развития сменяются представлением о закономерной смене периодов относительной стабильности и упорядоченности периодами хаоса, неопределенности и многовариантности развития [6].
3. «Да здравствует множественное!» ... Множественное нужно ещё создать, не добавляя к нему внешние качества, а напротив, всего лишь на уровне тех качеств, которыми оно уже располагает» (Делез и Гваттари) [8]. Новизна рассматривается как источник подлинной множественности и, наоборот, множественность — как условие новизны.
4. «Мир как текст». «Ничто не существует вне текста». Язык рассматривается как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с «фактами» мира. Язык человека определяет способы его мышления и жизнедеятельности, а не наоборот [3].
5. Глобальный мультикультурализм -формирование множества групп, основанных на культурной идентичности, с целью осуще-
ствления равноправного диалога, совместного нахождения решений, мира и согласия, основанного, однако, на неизбежных рассогласованиях и разногласиях [2].
Таким образом, учитывая основные тезисы постмодернизма, при отборе содержания образования, методов, средств, форм обучения и принципов осуществления дидактических процессов, направленных на развитие личности, наряду с традиционными установками обновления содержания следует учесть следующие положения:
1) построение множества избыточных альтернатив в организации опыта самостоятельной творческой деятельности;
2) облегчение трансгрессивных шагов («вдруг-события», игровой «бросок», «точки» проблематизации и др.);
3) признание равноценности любых культурных форм проявления личности;
4) новизна в методологии интеллектуальной деятельности;
5) многообразие механизмов культурной децентрации личности;
6) обогащение лингвистического инструментария;
7) ориентированность на развитие групп культурной идентичности и активизации их лидеров.
Анализ классических и современных философских подходов к проблеме развития личности позволил обнаружить совокупность факторов обновления содержания образования будущих менеджеров. При этом для рассмотренных философских концепций характерны общие положения - признаки, свойственные известным общенаучным подходам (см. рисунок).
Так, например, для диалектического материализма и прагматизма характерны общие
Общенаучные подходы, являющиеся следствием современных философских суждений о развитии личности
Методологические основания педагогики
положения, присущие личностному подходу:
1) изучение личностных способов разрешения складывающихся противоречий;
2) исследование характера и направленности активности личности;
3) опора на уровень развития общих способностей человека, его возрастных особенностей и интересов.
Совокупными на общенаучном уровне обсуждения проблемы развития личности для диалектического материализма и постмодернизма утверждениями являются положения, присущие синергетическому подходу:
• взаимодействие как источник развития личности;
• возможность осуществления личностно и общественно приемлемых процессов самоопределения, самореализации, самоутверждения;
• многообразие механизмов развития культуры личности.
Совместными для прагматизма и постмодернизма положениями, рассматриваемыми на общенаучном уровне обсуждения проблемы развития личности, являются положения, характерные для деятельностного подхода'.
• учет особенностей и закономерностей смыслообразующей деятельности обучаемых;
• использование деятельностно ориентированных теорий;
• организация опыта самостоятельной творческой деятельности.
Классифицируя совокупность выявленных факторов обновления содержания образования по признакам: источник, причина и условия развития личности (табл. 1), можно заметить, что выявленные факторы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными и выполняют функцию обновления содержания образова-
ния с целью организации процесса развития личности. Таким образом, совокупность указанных требований является достаточной и представляет систему.
Выявленное многообразие источников развития личности, преемственность внешних и внутренних причин и условий развития в рамках рассмотренных концепций требуют использования системного подхода, который позволяет рассматривать процесс развития человека как целостный феномен. Применение этого подхода будет способствовать построению всестороннего, объективного и системного знания о процессе развития личности, позволит рассматривать содержание образования с позиций личностного, деятельностного и синергетического подходов, осуществлять целостность и обоснованность изменений содержания образования на разных уровнях.
Изучение философских представлений о характере развития современного человека наряду с определением достаточных факторов обновления содержания образования, позволившим обозначить актуальные общенаучные подходы, способствовало выявлению и необходимых факторов, лежащих в основе актуализации образовательной парадигмы (табл. 2).
В заключение остановимся на основных выводах.
1. Обновление содержания образования будущих менеджеров связано с использованием личностного, деятельностного и синергетического подходов.
2. Реализация достаточных факторов обновления содержания образования будущих менеджеров требует использования в практике образования системного подхода.
Таблица 1
Взаимосвязь достаточных факторов обновления содержания образования
Характер взаимосвязи Личностный подход
Источник развития Исследование характера и направленности активности личности
Причина развития Опора на уровень развития общих способностей, возрастных особенностей и интересов человека
Условия развития Изучение индивидуальных способов разрешения противоречий
Деятельностный
подход
Учет особенностей смыслообразующей деятельности обучаемых
Использование деятельностно ориентированных теорий
Организация опыта самостоятельной творческой деятельности
Синергетичес кий подход
Изучение спектра возможных будущих состояний личности
Возможность осуществления личностно и общественно приемлемых процессов самоопределения, самореализации, самоутверждения________________
Использование многообразных механизмов развития культуры личности
Таблица 2
Необходимые факторы обновления содержания образования, лежащие в основе актуализации образовательной парадигмы
Фактор Сов ременные философские концепции
Постмодернизм Диалектический материализм Прагматизм
Ценностный Возможность осуществления инновационной и созидательной активности, проявления новизны и множественности Движение и изменение способа мышления и характера деятельности во взаимной связи и взаимодействии от низшего уровня к высшему Опора на субъективноличностных интересы индивида
Когнитивный Достаточность мозаичнопрерывного восприятия действительности (развитие системного мышления недооценивается) Актуальность познаватель-но-преобразующей, смыслообразующей деятельности Ограниченность понимания взаимосвязи познания, практической деятельности как основы гармоничного развития человека
Регулятивный Множественность избыточных альтернатив в организации опыта творческой деятельности. Направленность на выполнение трансгрессивных шагов Обусловленность процесса развития личности внешними обстоятельствами - особенностями социальнообразовательной среды и внутренними механизмами развития - природной организацией человека Принципиальная равноценность любых мировоззренческих норм, правил, требований. Критерий истинности - продуктивность и целесообразность приобретаемого индивидуального опыта
і г і 1
Образовательные парадигмы Культуроориентирован- ные Природоориентиро- ванные Социоцентристские Персоно-центристские
3. Анализ необходимых факторов обновления содержания образования позволяет сделать вывод о том, что положения диалектического материализма актуализируют использование в дидактике природоориентированных и социоцентристских парадигм; прагматизм - персоноцентристских, а постмодернизм - культуроориентированных парадигм.
Литература
1. Воловикова, М.Л. Философско-культурологические и историко-педагоги-ческие основания возникновения понятия межкулътурная компетентность: сб. тр. Межвуз. науч.-практ. конф. «Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы)» / М.Л. Воловикова. - М.: РГПУ. - 2005. - http://rspu.edu.ru /pageloader.php?pagename=/structure/puЫishin g_centre/collectюns ofJworks/conf6/volo\ikova
2. Гидденс, Э. Ускользающий мир: Как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. — М.: Весь мир, 2004. — 120 с.
3. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм: моногр. / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.
4. Кагермазова, Л.Ц Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции смыслов в обучении: дис. ... д-ра психолог, наук/Л.Ц. Кагермазова. - Ростов-на-Дону, 2009. - 325 с.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -http.V/archive. kremlin, ru/text/docs/2002/04/5788
4.shtml
6. Лешкевич, Т.Г. Постнеклассическая методология: эволюция парадигмы фундаментальной философии / Т.Г. Лешкевич. -Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 1998. -№ 6. - С. 52-70.
7. Постмодернизм. Энциклопедия. -Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. - С. 504-505.
8. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич — Минск: Соер, слово, 2006. - С. 608.
9. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
10. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. -815 с.
Поступила в редакцию 9 июня 2010 г.