Формирование методологии управления инновационными процессами в лесном секторе экономики Брянской области
М.А. Муравьева, к.э.н., ФГБОУ ВПО Брянский ГУ
Условия реформирования лесного хозяйства, дискуссии о проблемах и перспективах развития лесного сектора, принятие нового Лесного кодекса показывают актуальность формирования нового механизма рационального и полноценного лесопользования, вопросов эффективного использования древесных ресурсов и соответственно формирования новой методологии управления инновационными процессами в лесном секторе.
На фоне осуществляемых преобразований очень большое значение в принятии решений о перспективах лесопользования отводится регионам. Лесные планы, разрабатываемые на региональном уровне, должны учитывать ресурсные, социальные, экономические особенности лесопользования в регионе, аргументировать главные направления развития лесного сектора.
Необходимо учитывать, что использование лесных ресурсов включает не только древесное, но и защитное и рекреационное лесопользование, недревесные сырьевые ресурсы, переработку сырьевых продуктов леса, формирование соответствующих структур разной формы собственности с целью обеспечения занятости населения, без нанесения ущерба биоразнообразию лесов и их экологическим качествам [1].
Цель данной концепции — создание основных принципов и перспективных направлений перехода лесного сектора Брянской области на рельсы эффективного управления в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и формирования инновационных процессов.
Для формирования международной политики сохранения окружающей среды и устойчивого развития необходима разработка государственной стратегии устойчивого развития страны и создание концепции государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов. Следует разработать стратегию развития лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, концепцию устойчивого развития и управления лесами, сформировать политику развития сельского хозяйства, базирующиеся на государственной стратегии устойчивого многоресурсного воспроизводства лесных ресурсов и лесопользования, которая состоит из федеральных, региональных программ воспроизводства лесных ресурсов и устойчивого лесопользования, выработать стратегию управления воспроизводством лесосырьевых ресурсов.
В связи с этим действия работающих в сфере лесного сектора на уровне региона (области) для достижения поставленной цели будут направлены:
— на формирование правовой базы, которая обеспечит распределение прав собственности, где каждый лесной ресурс будет иметь собственника, т.е. иметь законодательную защиту и высокие приоритеты в системе ценностей общества;
— на выполнение принципа учёта экологизации хоздеятельности в лесном секторе в ходе формирования инновационных процессов, решения социальных и экономических проблем определённого региона;
— на создание такой модели поведения партнёров в сфере лесного сектора, которая ориентируется на креативные действия путём нахождения компромиссов по разработке взаимовыгодных вариантов партнёрства в ходе осуществления хозяйственной деятельности [2].
Устойчивое развитие и управление лесами нашей страны должно обеспечить высокую продуктивность лесных экосистем.
Увеличивается продуктивность лесного хозяйства и за счёт наиболее полного вовлечения в оборот рекреационного и защитного лесопользования. Система лесопользования должна опираться на иерархическую модель устойчивого управления лесами, которая ориентируется на формирование полезности леса путём его многоцелевого, неис-тощительного пользования с сохранением биологического разнообразия, а также всей природной среды, на равновесие спроса и предложения на товары. Следовательно, проблемы организации устойчивого развития лесного сектора с сохранением биоразнообразия включают много аспектов, а их решение связано с осуществлением экономической реформы страны на нынешнем этапе.
Также необходимо учитывать специфические особенности малолесных регионов, в связи с тем что ограниченность лесных ресурсов диктует направления комплексного использования всех видов древесных и недревесных ресурсов, защитного и рекреационного пользования лесом.
В данной ситуации у лесного сектора Брянской области есть только такая дорога инновационного развития, которая подразумевает диверсификацию выпуска лесной продукции для промышленного, народного потребления, увеличение объёмов предложений на рынке экологических услуг леса.
Основной целью управления лесными ресурсами является формирование устойчивого развития через разумное использование, максимизацию получаемой прибыли, начиная от заготовок древесного, недревесного сырья и до окончательной переработки и утилизации.
Внешняя среда, окружающая лесной сектор, изменяет функции лесных ресурсов. В связи с этим
спрос со стороны потребителей лесобумажной продукции, государства, общественных организаций в качестве изменения функций лесных ресурсов ведёт к трансформированию функций системы управления лесными ресурсами.
Действие всякой системы реализовывается на основе механизма, выполняющего общие функции управления: планирование, прогнозирование, мотивация, организация, учёт, координация, регулирование, контроль.
Механизм управления лесными ресурсами предусматривает воздействие разных инструментов управления на деятельность пользователей в интересах целей управления региональными лесными ресурсами. Особенности механизма управления в регионах определяются спецификой природных, социальных, экономических условий. На уровне региона усовершенствование механизма управления лесными ресурсами следует вести путём разрешения противоречий, которые связаны с отсутствием соответствия имеющихся ресурсов, системы государственного управления лесами целям их эффективного развития.
В связи с тем что управление лесными ресурсами — это не только управление лесом, экосистемой, но и действиями людей, общественных организаций, хозяйствующих субъектов, других компонентов, которые входят в природную систему региона или области, механизм управления будет иметь воздействие на разные виды указанных отношений.
Эффективным инструментом, способствующим развитию, техническому перевооружению лесопромышленных предприятий, является установление региональных правил лесопользования, которые должны регулировать спорные моменты по поводу эффективного лесопользования на основе исследований в сфере использования полезностей леса, лесного хозяйства и лесоводства [3].
Главной целью областных правил является установление общих видов и способов рубок, приближённых к лесорастительным условиям региона, их верного применения, освидетельствования мест рубок отводов, очистки лесосек и другие. Правила должны быть направлены на рациональное, комплексное использование лесных ресурсов области, учитывать особенности инновационных технологических процессов производства в сфере лесозаготовок, новых видов техники.
В связи с вышесказанным получается, что полное обслуживание отдельных групп потребителей, сегментов рынка с помощью кластера специализированных предприятий будет лежать в основе специализации, а не конкретный продукт.
Инструментом административных методов управления пользованием лесом в области является разработка стратегий развития, включая использование программно-целевого подхода. Главная цель в таком случае — это разработка мероприятий,
которые взаимосвязаны по финансовым ресурсам, исполнителям, развитию новых производств, эффективному использованию лесных ресурсов, освоению новых продуктов, стратегическим направлениям развития инновационных процессов областного лесного сектора.
Указанные меры являются альтернативой корпоративному подходу, который очень хорошо развит. Теория кластеров при этом получила развитие лишь в настоящее время. Основное значение получает социальная структура кластера. Одним из главных шагов на пути к развитой экономике и повышению конкурентоспособности организаций является развитие кластеров, которые эффективно функционируют.
Преимущества кластеров в плане увеличения конкурентоспособности могут быть получены по таким направлениям, как доступ к ресурсам, информации, к организациям и общественным благам; взаимодополняемость; дополнительные стимулы; преимущества в нововведениях.
Можно выделить следующие особенности межотраслевых производственных кластеров:
— межотраслевой принцип кооперации, который связан с участием в технологическом процессе производственных, маркетинговых служб с обоснованием целесообразности создания новой продукции, рынков её сбыта, научно-технических, сбытовых, сервисных, финансовых организаций;
— стабильный характер кооперации, важность которого определяется растущей наукоёмкостью, длительным научно-производственным циклом усложнением конечной продукции;
— сознательное установление сроков, объёма, технических условий поставок до начала производства на основе организационно-плановых, а не только рыночных способов, осуществляемых с учётом изменений соотношения спроса и предложения, цены, т.е. повышение планомерности кооперации;
— глобальные масштабы кооперации, определяющиеся объединением национальных и региональных рынков, снижением серийности производства сложного оборудования, что требует разрастания географии приёма заказов.
Вертикально интегрированные технологические комплексы реализуют и вырабатывают главным образом специфические активы, т.е. оборудование, комплектующие изделия, инструмент, ноу-хау, технологии и другие нематериальные активы. Они формируются по заказу головной организации комплекса, необходимы для производства определённой продукции и не могут реализоваться на свободном рынке для широкого круга потребителей. Всё это требует использования особых сетевых структур организации научно-производственного цикла, а не обычных конкурентных.
Сетевые формы, в составе которых есть стратегический центр и фирма, управляющая ресурсными
потоками, имеют преимущества по сравнению с простым кооперированием, огромными корпорациями.
В сетях отношения головных подрядчиков и субподрядчиков сложнее и устойчивее. Это стратегический альянс, чьи участники вырабатывают общую стратегию с целью обмена идеями, ноу-хау. В их рамках совершается объединение производственного и инновационного бизнеса, происходит организация комплексного управления качеством продукции в сетевых структурах, получает развитие стратегический маркетинг, дифференцированный по группам потребителей. Сети обретают глобальный, транснациональный характер [4]. Внешняя среда деятельности фирм претерпевает изменения в условиях глобализации:
— условия реализации товаров, услуг, их объём, требования к цене и качеству чаще формируются не на рынке, как раньше, а до начала осуществления производства, на базе долгосрочных контрактов с определёнными заказчиками, условий поставок, которые разработаны саморегулируемыми ассоциациями производителей, что очень важно для лесопромышленного комплекса;
— национальные рынки природных ресурсов, потребительских товаров, средств производства, информации, капиталов, рабочей силы, технологий всё больше объединяются друг с другом, включаются в мировой рынок, на котором зарубежные фирмы функционируют на равных правах с отечественными, подчиняются общим международным технологическим, экологическим стандартам, этическим, правовым нормам;
— всё большую роль в общей массе товаров начинают играть не стандартные материальные блага, такие, как сырьё, продовольствие, топливо, массовая техника, а информационные, маркетинговые, учебные, инжиниринговые, консультационные услуги, научно-техническая продукция, а именно беспатентные и патентные лицензии, сложные технические комплексы по индивидуальным заказам, компьютерные программы;
— повышается доля трансакционных издержек на подготовку, юридическое сопровождение, заключение, страхование контрактов в общей структуре издержек производства, связанных с другими отраслями и сферами применения и авансированных затрат на НИОКР, обучение кадров и др.;
— повышается роль неценовой конкуренции, а цены значительно дифференцируются для разных сегментов рынка по мере его насыщения и расширения среднего класса;
— повышается значение мелкосерийного и индивидуального производства по заказам конкретных потребителей, многоассортиментного производства наравне с массовым производством
таких глобальных товаров, как лекарства, напитки, видеокассеты, косметика, быстрое питание, и стандартных деталей;
— получают развитие альянсы, другие объединения большого и малого бизнеса, которые образованы на долгосрочных контрактах, a не на обладании имуществом, образовании общих органов управления.
Таким образом, организация лесного сектора Брянской области в виде кластерной структуры будет способствовать образованию лучшего инновационного климата за счёт разнообразных новых видов деятельности и вспомогательных производств.
Эта сфера лесного сектора экономики на сегодняшний день недостаточно развита в связи с отсутствием чёткой политики межотраслевой кооперации, при наличии не используемых в полной мере лесных ресурсов.
Инструменты прямого воздействия — это государственный заказ, субсидирование отдельных производств, целевое государственное финансирование. Отличительной чертой указанных инструментов будет являться ограниченность их использования в некоторых лесных отраслях. Необходимость их определяется условиями, в которых применение других инструментов нельзя осуществить. Иногда это бывает связано с нерентабельностью производства определённых видов товаров, отраслей важного культурного, социального, оборонного и других значений. В основе специализации лежит не какой-либо продукт, а полное обслуживание отдельных групп потребителей, сегментов рынка с помощью кластера.
Лесной кластер объединяет экономические аспекты функционирования, включающие хозяйственную специализацию, рациональность размещения производительных сил, общность целей, а также социальные факторы, которые имеют большое значение в лесном секторе экономики. Применительно к региональным лесным кластерам представленная концепция — это научная теория, свидетельствующая, что в основе управления инновационной деятельностью лесного кластера лежит методология, которая учитывает условия лесной экосистемы и особенности региона (области).
Литература
1. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. Приказ Минпромторга России и Минсельхоза России от 30 октября 2008 г. № 248/482 // Российский лесной портал [Электронный ресурс]. URL: http:// lessovet.ru/prikaz-248-482.html (дата обращения 02.02.2015).
2. Ребрина Т.Г., Муравьева М.А. Концепция инновационного развития лесного сектора экономики // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3.
3. Моисеев Н.А. Экономика лесного хозяйства: учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. С. 348.
4. Хашир Б.О., Хуажев О.З. Аспекты эффективного применения инвестиционных проектов в лесной отрасли // Лесотехнический журнал. 2014. Т. 4. Вып. 1. С. 236—243.