БизяевА. И.*
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ НА ПРИМЕРЕ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Bizyaev Anton I.**
TECHNOLOGICAL INNOVATIONS IN TRANSPORTATION: EVIDENCE FROM MIDDLE EASTERN COUNTRIESS
Аннотация: В работе рассматривается состояние технологических инноваций в транспортном секторе на примере Турции, Ирана, ОАЭ, Израиля и Египта. Было изучено текущее состояние сектора и выявлен ряд основных проблем, таких как повышенная транспортная загруженность в крупных городах. Рассмотрена степень реализации в перечисленных странах 4 транспортных технологий - ИТС, каршэринг, байкшэринг и электромобили. Особое внимание было уделено организационной природе технологических инноваций. В результате исследования было обнаружено, что преобладающими инициативами являются смешанные по принципу «поддержка государства, реализация частными компаниями». Было выявлено, что важной проблемой является возникновение монополий в развивающихся высокотехнологичных сегментах. В работе подчеркивается необходимость дальнейшего изучения организационной природы технологических инноваций с целью устранения причин экономической неэффективности.
Abstract: This paper considers the current state of technological innovations in passenger transportation in Turkey, Iran, UAE, Israel and Egypt. Several major problems were highlighted, including severe traffic congestion in big cities. Implementation of the four following technologies was studied: Intellectual Transportation Systems (ITS), car sharing, bike sharing and electric vehicles. Organizational nature of these innovations received special attention. The main results show that the predominant initiatives are of a mixed nature, following the principle "government supports, private companies implement". It was revealed that one of the main issues in the developing high-tech industries is related to emergence of monopolies. Further research of technological innovations' organizational nature is needed to help eliminate economical inefficiencies. Key words: transportation technologies, economics of transport, Middle East, monopolies.
Введение
Транспорт является практически неотъемлемой частью жизни современного человека. Мы пользуемся транспортом для доступа к местам работы и отдыха, образовательным и медицинским учреждениям и многим другим. Уровень развития транспорта в стране тесно связан с уровнем
* Бизяев Антон Игоревич - аспирант ИСАА МГУ, лаборант-исследователь ИВ РАН; e-mail: [email protected].
** Anton I. Bizyaev - PhD student at Institute of Asian and African Studies of Lomonosov Moscow State University, junior assistant at IOS RAS; e-mail: [email protected].
экономической активности и экономическим благосостоянием ее жителей, [10] что подчеркивает его важность для экономики в целом.
В данной работе рассматриваются некоторые из современных технологических инноваций в области пассажирского транспорта на примере ряда стран Ближнего Востока. В качестве инноваций были отобраны следующие: интеллектуальные транспортные системы; каршэринг; байкшэринг; и электромобили. Эти инновации, за исключением электромобилей, объединяет то, что они направлены на снижение давления спроса на место на дороге, то есть уменьшение транспортной загруженности. Для рассмотрения были выбраны пять крупнейших экономик региона, за исключением Саудовской Аравии (в связи с отсутствием некоторых важных сведений), а именно: Иран, Турция, ОАЭ, Египет и Израиль. Общей чертой этих стран является крайне высокая транспортная загруженность в крупнейших городах.
Данная работа преследует две цели. Во-первых, это предоставление современной картины происходящего в срезе технологических инноваций в пассажирском транспорте для ряда стран Ближневосточного региона. Во-вторых, это выявление организационной природы (государственная, частная или смешанная инициатива) их реализации. В процессе исследования была выявлена проблема, связанная с фактической монополизацией некоторых из недавно возникших транспортных рынков, чему посвящен раздел 3 про Израиль. Потенциальные пути решения этой проблемы кратко приведены в том же разделе. Также необходимо отметить, что, поскольку многие из вышеуказанных инноваций появились на Ближнем Востоке сравнительно недавно, а также ввиду их реализации преимущественно частными компаниями, данная работа выполнена в ключе качественного анализа с приведением количественных данных где это возможно.
Структура работы представлена следующим образом. Раздел 1 посвящен краткому описанию четырех выбранных инноваций. В разделе 2 приводится обзор их реализации в указанных странах, за исключением Израиля, которому посвящен раздел 3. Завершают работу заключение и список источников.
Раздел 1. Обзор инноваций
1.1 Интеллектуальные транспортные системы
Согласно директиве комиссии Евросоюза от 2015 года, «интеллектуальные транспортные представляют собой системы, в которых применяются информационно-коммуникационные технологии (напр. видеокамеры, сенсоры, централизованный процессинг, мониторинг и контроль трафика) применительно к области транспортных перевозок». [30] Возникновение ИТС связано с развитием телекоммуникационных технологий; данная технология является важным элементом решения проблем трафика в развитых странах и применяется в США и Японии с 1980-х годов.
Наиболее важные функции ИТС можно условно разделить на четыре категории:
1. Помощь в разрешении аварийных ситуаций и поддержка служб спасения
2. Предоставление информации водителям и пассажирам
3. Управление трафиком и мониторинг транспортных средств на дороге
4. Повышение пропускной способности дорог
Таким образом, ИТС позволяют, к примеру, оценивать уровень трафика в режиме «онлайн», прогнозировать объем трафика, а также оповещать пользователей о пробках и авариях. ИТС позволяют более эффективно организовать дорожное движение, повысить безопасность дорожного движения и увеличить пропускную способность транспортных артерий. [19]
1.2 Каршэринг
За последние десять лет исследователями отмечается активно развитие особых форм экономических транзакций, в которых не происходит традиционной передачи прав собственности (например, покупая банку газировки, потребитель фактически получает право распоряжаться этой банкой по собственному усмотрению). Вместо приобретения вещей себе в пользование потребители все чаще заинтересованы в получении доступа к вещи, оплачивая право на временное пользование этим благом. [7] Одним из современных примеров такого типа отношений является каршэринг.
Каршэринг представляет собой возможность временной аренды автомобиля в пользование у частной компании, являющейся владельцем автомашин. Каршэринг возник примерно 25 лет назад в Швейцарии и Германии [3], однако значительную популярность эта альтернатива классическому личному автотранспорту приобрела сравнительно недавно. Современная реализация каршэринга обусловлена развитием информационно-коммуникационных технологий и сопряжена с такими инновациями, как появление смартфонов, интернет-платежей, электронных замков и магнитных карт. Все эти технологии позволяют компании, владеющей автомашинами, контролировать доступ к автомобилям, следить за поведением пользователей на дороге и состоянием автомашин, устанавливать правила пользования машинами, а также вознаграждать пользователей системы за соблюдение этих правил и штрафовать за их нарушение (например, такую политику проводит международная каршэринговая компания Zipcar [3]).
1.3 Байкшэринг
Байкшэринг, как и каршэринг, представляет собой еще одну форму временной аренды личных транспортных средств. Байкшэринговые компании предоставляют пользователям возможность взять во временное пользование велосипеды, припаркованные на док-станциях компании. Важным отличием от каршэринга является необходимость возвращать велосипеды на док-станции, однако некоторые байкшэринговые компании уже
предлагают возможность пользоваться велосипедами без такой необходимости. [28]
Как и в случае с каршэрингом, байкшэринг зародился несколько десятков лет назад, но стал массовым явлением лишь недавно благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Первые поколения байкшэринга появились в Европе в середине 1960-х годов. Первостепенной проблемой стала кража велосипедов, приведшая к закрытию всех инициатив того времени. Следующим поколением стало появление док-станций с денежным депозитом, но и эта форма страдала от кражи и невозврата велосипедов. Наконец, современное поколение получило возможность во многом решить проблему краж за счет использования банковских карт, смартфонов, смарткарт, систем геолокации и электронных платежей. На сегодняшний день программы байкшэринга реализуются в более чем 100 городах мира и насчитывают более ста тысяч велосипедов. [38] Для дальнейшего развития байкшэринга (так называемое четвертое поколение) необходима интеграция байкшэринговых систем с другими системами общественного транспорта, например, с железнодорожным пассажирским сообщением. [20]
1.4 Электромобили
Электромобили представляют собой личные автомашины, приводимые в движение частично или полностью за счет электродвигателя.[50] Различаются три типа электромобилей: BEV (Battery Electric Vehicle), движимые исключительно за счет электродвигателя; HEV (Hybrid Electric Vehicle), совмещающие двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель; и PHEV (Plug-In Hybrid Electric Vehicle), у которых объем батареи больше, чем у HEV, а также есть возможность заряжаться напрямую от электросети. [33]
В отличие от традиционных автомобилей на двигателе внутреннего сгорания, электромобили обладают более высокой энергоэффективностью, низким уровнем загрязнения и более высокой изностойкостью двигателя. С другой стороны, высокая стоимость электромобилей и недостаток развитой инфраструктуры дозарядки ограничивают возможности применения электромобилей. [33]
Как уже было сказано ранее, все из вышеперечисленных технологий (за исключением электромобилей) способны сократить объем пользования личным автомобильным транспортом, тем самым уменьшая загруженность автодорог, повышая экономическую эффективность личного транспорта и увеличивая транспортную мобильность населения. Кроме того, электромобили и байкшэринг предлагают новые транспортные альтернативные, отличающиеся низким уровнем выброса вредных веществ, что снижает экологическую нагрузку и содействует устойчивому экономическому развитию.
Раздел 2. Обзор транспортных инноваций на примере некоторых стран Ближнего Востока
Отобранные для более подробного рассмотрения пять стран Ближнего Востока объединяет не только то, что они являются ведущими игроками в своем регионе, но также и то, что в крупных городах каждой из них наблюдаются серьезные проблемы с транспортной загруженностью.
Так, на 2018 год Израиль занимает первое место среди стран ОЭСР по уровню дорожных заторов по оценкам специалистов МВФ и ОЭСР. Число автомобилей на километр дороги в Израиле составляет 2800, что в 3,5 раза превышает среднее по ОЭСР и в 2 раза превышает аналогичный показатель для Испании, занимающей второе место после Израиля в этом рейтинге. [32] В Тегеране, столице Ирана, проживает около 12 миллионов человек. Ежедневно на улицы Тегерана выезжает около 4 миллионов машин, тогда как пропускная способность улиц и шоссе в городе не превышает одного миллиона. [41] По данным агентства TomTom, занимающегося анализом трафика в городах по всему миру, Стамбул в 2015 занимал первое место в мире по уровню транспортной загруженности (для сравнения, Лос-Анджелес занимал десятое место). [27] Аналогичные проблемы наблюдаются и в Каире, известном острой нехваткой транспортной инфраструктуры при большом количестве личного автотранспорта, а также в Дубае, где на тысячу жителей приходится более 500 автомашин. [18]
2.1 Иран
В Иране используются системы контроля трафика в крупных городах. В Иране имеется множество отдельных ИТС - есть необходимость их интегрировать. [29] В Тегеране с 2010 года применяются камеры, использующие технологию ANPR (Automatic Number-Plate Recognition) для автоматического распознавания номеров автомобилей. Используются технологии GPS-позиционирования, интеллектуальные системы построения маршрутов, а также автоматическая система выписывания штрафов нарушителям правил дорожного движения. [4] Реализация инициатив в области ИТС в Иране осуществляется частными компаниями под контролем и при участии государства.
Развитие каршэринга в Иране, несмотря на острую необходимость в снижении нагрузки на автодороги, сопряжено с рядом проблем. Недостаточный уровень развития автодорожной инфраструктуры, крайне высокая смертность в результате автоаварий (первое место среди рассматриваемых стран, см. График 1 в Приложении), а также иранская ментальность «комфорт моей машины важнее» препятствуют развитию каршэринга. [6] Кар-шэринг в Иране на данный момент находится на стадии раннего развития и без государственной поддержки. [22]
Байкшэринг в Иране реализован в Машхаде (120км, 113 станций), Тегеране, Исфахане и других крупных городах. Однако на 2018 год возможности байкшэринговой сети задействованы лишь на 50%. Развитие данного рынка в Иране сопряжено с рядом проблем, таких как перепады высот, удаленность док-станций от жилых районов и слабая соединенность велосипедных дорожек. [1] Кроме того, иранцы отдают предпочтение личным автомобилям в силу культурных особенностей, что вместе с вышеперечисленными проблемами объясняет низкую популярность байкшэринга. На данный момент почти все инициативы в Иране в этом направлении осуществляются государством.
Что касается рынка электромобилей, то здесь в первую очередь следует отметить отсутствие необходимой инфраструктуры. На данный момент в Иране нет ни одной электро-заправочной станции. [40] Кроме того, цены на бензин в Иране примерно в 3 раза ниже общемировых (25 центов за литр), что ставит под сомнение перспективы развития этого направления в Иране в ближайшее время. [21]
2.2 Турция
Интеллектуальные транспортные системы в Турции имеются с 1992 года. На данный момент в Турции различается до семи типов ИТС, важную роль играют системы автоматического сбора пошлин, системы безопасности и системы контроля трафика. Инициативы реализуются преимущественно государством в лице городских муниципалитетов (например, программа электронной оплаты пошлин на платных автодорогах "Kentkart" в городе Измир, "Akbil" в Стамбуле и аналогичные системы в других городах).[16] Присутствуют также и смешанные инициативы. На данный момент степень реализации ИТС в Турции составляет 60 процентов.
В Турции, как и в Иране, одним из важных препятствий на пути распространения каршэринга, помимо высокого уровня автоаварий, является ментальность личного авто. Исследование, проведение турецким новостным агентством Daily Sabah, показало нежелание жителей Стамбула пользоваться каршэрингом из соображений личного комфорта. [6] В Стамбуле на данный момент действует по меньшей мере две частных каршэринговых компании (Mobicar и Mobilizm), основанные в 2011 и 2013 годах соответственно. Однако эти компании не получают государственной поддержки.
Что касается байкшэринга, то здесь следует отметить значительное развитие. Имеется множество станций в различных городах Турции. Постепенно происходит изменение ментальности личного авто в пользу экологичности и экономности. Кроме того, есть значительная поддержка байкшэринго-вых программ со стороны государства. Первая подобная программа была запущена в Турции в городе Кайсери (программа Kaybis) в 2009 году, сопровождавшаяся появлением аналогичных программ в Стамбуле (Isbike), Анталии, Измире и других городах. Байкшэринговые программы в Конье,
Кайсери и Стамбуле реализованы на основе смешанных инициатив при участии частных компаний и городских муниципалитетов. [15]
В отношении электромобилей в Турции существует государственная инициатива от Министерства Окружающей Среды по приоритизации рынка электромобилей. Кроме того, этот рынок интересует также и частный сектор: так, консорциумом турецких автогигантов была выдвинута инициатива по производству собственных электрокаров. [47] На данный момент в Турции имеется 75 электро-заправочных станций и 4,3 тысяч электрокаров (0,04% рынка). [17] Для сравнения в Великобритании доля рынка электрокаров составляет 2,4% (684 тысячи), в Германии - 1,85% (811 тысяч машин).
2.3 Египет
Интеллектуальные транспортные системы в Египте развиты относительно слабо. Для примера, в 2015 году в столице Египта Каире еще не было ИТС. Следует отметить, что существуют некоторые аналоги - например, некоммерческая частная система bey2ollak, которая анализирует и прогнозирует трафик на улицах города, используя сообщения от пользователей системы. При этом централизованная система для анализа данных и регулирования дорожного движения отсутствует. [34] Важным шагом в развитии ИТС в Египте является создание ETIT (Egyptian Company for Tracking Services and Information Technology), основанной в 2013 году и отвечающей за развитие трекинговых и телекоммуникационных транспортных систем. В 2017 году компанией заключено соглашение с Национальным Институтом Телекоммуникаций о совместной разработке программы по улучшению ИТС в Египте. [31]
На рынке каршэринга в Египте наблюдается очень сильная конкуренция между различными транспортными приложениями по типу Убер, предоставляющими услуги каршэринга, заказ такси и карпулинг, такими как Careem, Kalax, Buseet и Swvl. [23] Некоторые из них предлагают возможность заказывать минивэны и автобусы в качестве прямой альтернативы общественному транспорту. Кроме того, Египет является крупнейшим рынком Убера на Ближнем Востоке (4млн пользователей с 2014 года.) [11]
Впервые услуги байк-шэринга появились в Египте в 2017 году в Каире в виде государственной инициативы в кооперации с швейцарской НКО Drosos Foundation. Большую часть финансирования взяла на себя Drosos Foundation, вложив 1,5 млн долларов в проект. На данный момент планируется дальнейшее развитие проекта. [12]
С марта 2018 разрешен импорт подержанных электромобилей в Египет, что может стать стартовой точкой для развития рынка электромобилей в Египте. Компания Revolta в 2018 году открыла первую электрическую заправочную станцию в Египте в координации с государственной сетью заправок Wattanniya. Крупнейшие автопроизводители заключают контракты на разработку и поставку электромобилей в Египет. Кроме того,
ожидается сокращение государственных субсидий на бензин, что также может способствовать росту спроса на электромобили. [46] К 2020 году планируется создание сети электрозаправок по всему Египту. Производство электромобилей в Египте не планируется (не рентабельно). [35]
2.4 ОАЭ
ОАЭ стала первой арабской страной, внедрившей интеллектуальные транспортные системы (в Дубае, 2002 год). Кроме того, ОАЭ также является первой арабской страной, в которой стало возможным приобретение билетов на общественный транспорт с помощью мобильных телефонов. [13] О важности реализации этого направления для государства говорит тот факт, что у Министерства Транспорта ОАЭ существует отдельное подразделение, отвечающее за реализацию и интегрирование ИТС.
В области каршэринга государство осуществляет жесткий контроль за нелегальными перевозками. На рынке действуют две конкурирующие частные компании Udrive и ekar [9], обе осуществляют перевозки по лицензии Минтранса. Министерство Транспорта также запустило собственное приложение для карпулинга Sharekni в 2015 году, однако с декабря 2017 года его работа приостановлена. [36]
Что касается байкшэринга, в ОАЭ реализуются совместные государственно-частные инициативы. Так, например, в рамках реализации программы устойчивого развития Sustainable City для Дубая в 2014 году запущена первая и единственная программа байкшэринга в Дубае под названием Cyacle. [49] [2]
ОАЭ активно привлекает инвестиции в развитие чистых технологий в общем и в развитие электромобилей в частности. Так, было привлечено 15 млрд долларов инвестиций в клинтек. Планируется к 2021 году половину такси сделать гибридами. При этом инфраструктура также достаточно развита: на данный момент в Дубае насчитывается 100 электрозаправок. [48] Согласно инициативе Green Mobility Incentive в Дубае уровень электромобилей среди государственных машин должен составить не менее 10 процентов к 2021 году.
2.5 Израиль
Министерство Транспорта Израиля уделяет значительно внимание развитию интеллектуальных транспортных систем в стране. В Израиле применяется большинство достижений в области ИТС, в том числе мониторинг дорог, контроль трафика, трекинг на основе сигналов мобильных телефонов и GPS. Реализуются программы НИОКР (в частности, Moovit и Mobileye). [37]
Израиль известен большим числом технологических стартапов, и транспортный сектор не исключение. В 2017 году в Израиле насчитывалось около 500 стартапов в области автотранспорта, 800 млн долларов привлечено в 2017 году (для сравнения в США эта цифра составляет 1,2 трлн долларов).
Для реализации транспортных инноваций задействуется много израильских разработок из военных областей (безопасность, борьба с терроризмом), а в стартапах участвуют бывшие офицеры израильской армии. [24]
В 2018 году в Израиле насчитывалось 700 EV, 2500 PHEV и 58000 HEV. Однако в отчете Кнессета того же года отмечается отставание Израиля от Европы и США по уровню проникновения электромобилей из-за отсутствия поддержки отрасли со стороны государства. В качестве одной из ключевых проблем подчеркивается слабое развитие инфраструктуры зарядки. Согласно отчету, несмотря на предлагаемые государством субсидии, налоговые льготы и гранты, принимаемые меры недостаточно эффективны. [25] При этом Министерство Транспорта отмечает, что в том, что касается общественного транспорта, в новых тендерах уже требуется, чтобы 50% маршрутов обслуживалось электрическими автобусами. Что касается автомобильных налогов, налог на покупку для обычных машин в Израиле достигает 83% стоимости автомашины (один из самых высоких в ОЭСР), для EV и PHEV это 10% и 20% соответственно. Регулированием внедрения электромобилей в Израиле занимается межминистерский координатор Fuel Choices and Smart Mobility Initiative. Также находится в процессе реализации инициатива Министерства Окружающей Среды по внедрению EV-каршэринга в округе Хайфы. [14]
По качеству автодорог Израиль занимает 33 место в мире по рейтингу WEF. [51] Среди рассматриваемых стран Израиль занимает третье место, уступая ОАЭ и Турции (см. График 2 в Приложении). По числу погибших в автоавариях на 1 миллион населения Израиль занимает нижнюю строчку из рассматриваемых стран, превосходя даже ОАЭ (для сравнения, у Израиля данный показатель лучше, чем у России и США, см. График 1 в Приложении).
Каршэрингу и байкшэрингу в Израиле посвящен отдельный раздел, поскольку на этих рынках в Израиле наблюдается монополизация рынков частными компаниями при изначально смешанной природе инициатив.
Раздел 3. Кейс Израиля. Монополизация каршэринга и байкшэринга 3.1 Байкшэринг
Первой байкшэринговой программой в Израиле является программа Tel-О-Fun, запущенная в 2011 году в Тель-Авиве при поддержке муниципалитета Тель-Авива. Компания Tel-O-Fun предоставляет свои услуги в Тель-Авиве и его окрестностях - Яффа, Рамат-Ган, Бат-Ям и Гиватаим. Велопарк компании составляет 2000 велосипедов, число док-станций насчитывает более 200. [45] Реализуется частной компанией FSM Ground Service Ltd. под управлением мэрии Тель-Авива. Начальные вложения в развитие проекта составили 10 миллионов долларов.
Необходимо указать, что Tel-O-Fun по-прежнему остается главной бай-кшэринговой программой Тель-Авива, причем достаточно тщательно
оберегаемой муниципальными властями от конкуренции. Так, например, одна из крупнейших байкшэринговых компаний в Китае Ofo объявила о выходе с израильского рынка, где она в течение года проводила пилотный проект в Рамат-Гане. Вероятной причиной ухода с рынка является то, что компании не удалось войти на рынок Тель-Авива, где действует компания Tel-O-Fun. [8]
Другая китайская компания, Mobike, также предоставляющая услуги байкшэринга без док-станций, сумела частично проникнуть на рынки Тель-Авива и Рамат-Гана, однако не получила одобрение муниципальных властей Тель-Авива и вынуждена заключать отдельные договоры с различными компаниями и учреждениями (в частности, например, с Тель-Авивским Университетом). Компания насчитывает более 2500 велосипедов. Интересно отметить, что в Израиле компания действует посредством израильской компании Car2Go, предоставляющей услуги каршэринга, [5] которая при этом является фактическим монополистом на рынке каршэринга в Израиле.
По сообщению издания Jerusalem Post компания Tel-O-Fun планирует начать предоставлять свои услуги в Иерусалиме. Компания выиграла тендер на десять лет, в следующем году в городе откроются 50 док-станций с более чем 500 велосипедами. [44]
Следует отметить, что в 2017 году Tel-O-Fun впервые продемонстрировала операционные убытки в размере 1,5 млн шекелей. Эти убытки связаны с уменьшением числа подписчиков на 23 процента, а также с издержками на ремонт и замену поврежденных велосипедов. [42] С 2013 на 2015 годы также наблюдалось значительное сокращение числа подписчиков (на 27 процентов). При этом пользователи системы отмечают частые сбои в системе, невозможность припарковать велосипед в удобной док-станции, недостаток электровелосипедов и проблемы с велосипедными замками. [43] Все эти проблемы свидетельствуют о недостаточном уровне качества предлагаемых услуг, что в итоге приводит к переходу пользователей на другие виды транспорта.
Таким образом, Tel-O-Fun, несмотря на наличие различных альтернатив и крупных игроков, готовых войти на рынок Тель-Авива, оберегается от конкуренции мэрией города, сохраняя почти что монопольное положение (серьезную конкуренцию ей может оказать разве что Mobike, которая использует велосипеды без док-станций). Ухудшение качества услуг может являться одним из следствий такого монопольного положения компании.
3.2 Каршэринг
Инициатива Министерства Окружающей Среды по внедрению EV-каршэ-ринга в округе Хайфы. EV-каршэринг действует в Хайфе с конца 2017 года. В рамках инициативы был выделен бюджет в размере 8,68 млн шекелей для поддержки развития электромобилей в городах Хайфа, Кирьят-Бьялик, Кирят-Ям и Нэшер в Хайфском административном округе. [14]
Саг20о - частная компания, поддерживаемая городскими муниципалитетами, фактический монополист на рынке с 2005 года. Например, благодаря Тель-Авивскому муниципалитету компания получила грант на 25 млн долларов в течение 10 лет. Компания представлена в ряде израильских городов. Была попытка конкуренции в Хайфе со стороны другой компании, однако не была реализована. [26]
Компания Саг20о была основана в 2005 году. Поначалу компания несла убытки, в результате чего контрольный пакет акций компании был выкуплен компанией Shagrir (не имеет отношения к международной компании), которая на 2017 год владеет 72% акций Саг2Со. Однако убытки продолжались до 2015 года, когда компания начала вести переговоры с мэрией Тель-Авива. В результате был выпущен тендер на реализацию услуг кар-шэринга, который Саг2Со выиграла, запустив в 2017 году программу под названием АШ:оТе1. [26]
Согласно контракту с мэрией, заключенному в 2016 году на десятилетний срок, мэрия закупила 260 машин (11 млн шекелей), оплачивает обновление автопарка, обеспечивает инфраструктуры (выделено 520 специализированных парковочных мест на стоянках города). Было выделено 9 млн шекелей на разработку программного обеспечения, владельцем которого остается Саг20о и может впоследствии использовать в других городах. В ответ город получает 4% роялти с дохода от приложений компании. Кроме того, Тель-Авив вложит дополнительно до 100 млн шекелей в АШ:оТе1 в течение десяти лет для покрытия части издержек на выплату зарплат, ренты и содержание машин. Часть из этих выплат идет в виде фиксированных ежемесячных платежей.[26]
Вторым городом, где Саг20о начала осуществлять свою деятельность, стала Хайфа в октябре 2017 года. В отличие от Тель-Авива, Хайфа не проводила тендер, что вызвало иск со стороны компании Sh1omo Sixt, который, однако, был отклонен судом. [26] После переговоров с Министерством Окружающей среды была начата реализация инициативы по внедрению БУ-каршэринга в округе Хайфы с 2017 года. Согласно отчету Министерства, «в рамках инициативы был выделен бюджет в размере 8,68 млн шекелей для поддержки развития электромобилей в городах Хайфа, Кирьят-Бьялик, Кирьят-Ям и Нэшер в Хайфском административном округе.» [14] Несмотря на то, что в отчете не упоминается Саг20о в качестве исполнителя, это единственная компания, которая предоставляет БУ-каршэринг в Хайфе, и логично предположить, что Министерство продолжит поддерживать именно Саг20о.
Таким образом, на сегодняшний день Саг20о является фактическим монополистом в области каршэринга в Израиле, предоставляя свои услуги в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе и городах Хайфского округа.
Результаты и заключение
В рамках данного исследования были рассмотрены некоторые транспортные инновации, а именно ИТС, каршэринг, байкшэринг и электромобили, в пяти странах Ближнего Востока: Иране, Турции, Египте, ОАЭ и Израиле. Было выявлено, что почти во всех рассматриваемых странах, за исключение Египта, наблюдается успешная реализация технологий ИТС. Уровень реализации электромобилей варьируется во многом в зависимости от того, насколько государство обеспечивает выполнение инфраструктурных проектов, а также в зависимости от цен на бензин и качества дорожной инфраструктуры. Относительно байкшэринга и каршэринга следует отметить такую особенность ближневосточных стран, как ментальность «комфорта собственной машины» (Иран и ОАЭ особенно), когда люди не желают пользоваться велосипедами или краткосрочной арендой автомобилей из-за культурно-эстетических соображений.
Что касается организационной природы данных транспортных инноваций, в большинстве случаев реализация данных инноваций осуществляется на основе смешанных инициатив по принципу «поддержка государства, реализация частными компаниями». При этом государственные инициативы наблюдаются преимущественно на рынке байкшэринга (Иран и Египет), тогда как частные инициативы чаще встречаются в области каршэринга (Турция, Иран и Египет) и электромобилей (Турция и Египет). Интеллектуальные транспортные системы во всех рассматриваемых странах представлены смешанными инициативами.
Наконец, следует отдельно отметить проблему монополизации рынков каршэринга и байкшэринга в Израиле. Частные компании Car2Go и Tel-O-Fun, предоставляющие услуги каршэринга и байкшэринга соответственно, получают значительные субсидии и привилегии от государства в лице городских муниципалитетов. При этом они почти не сталкиваются ни с «конкуренцией на поле», ни с «конкуренцией за поле», охраняемые контрактами с муниципальными властями, которые, к тому же, не всегда предоставляют достаточную мотивацию компаниям к улучшению качества услуг. В частности, регулярные жалобы пользователей программы Tel-O-Fun на качество услуг байкшэринга могут служить объяснением снижения числа пользователей данной системы. Для сравнения, рынки каршэринга и байкшэринга в других странах представлены преимущественно несколькими конкурирующими частными компаниями либо под непосредственным контролем государства (как, например, конкуренция между Udrive и ekar в ОАЭ под контролем Министерства Транспорта), либо без него (конкуренция каршэ-ринговых и карпулинговых проектов в Египте и Иране). В качестве потенциального варианта решения данной проблемы в Израиле можно предложить введение тендерной конкуренции по принципу «конкуренции за поле», как
это было сделано на рынке пассажирских автобусных перевозок в Израиле в конце 1990-х годов. [39]
П u ч
В качестве перспективы для дальнейших исследовании можно отметить более подробный анализ конкурентной среды в рассматриваемых странах. Отдельного внимания заслуживает вопрос международной кооперации в области транспортных технологий между странами Ближнего Востока, не рассматривавшийся в данной работе. Наконец, важным шагом на пути к более полному пониманию экономической природы технологических инноваций является проведение количественных оценок эффективности реализуемых программ.
Литература
1. Abolhassani L., Afghari A. P., Borzadaran H.M. Public preferences towards bicycle sharing system in developing countries: The case of Mashhad, Iran //Sustainable Cities and Society. - 2019. - Т. 44. С. 763-773.
2. Abu Dhabi's bike share system is expanding. // Gulf News - 2017. - URL: https://gulfnews.com/news/uae/environment/abu-dhabi-s-bike-share-system-is-expanding-1.1970865 (дата обращения 26.02.2019).
3. Bardhi F., Eckhardt G.M. Access-based consumption: The case ofcar sharing//Journal of consumer research. - 2012. - Т. 39. - № 4. С. 881-898.
4. Behruz H. et al. Challenges of implementation of intelligent transportation systems in developing countries: case study-Tehran //WIT Transactions on Ecology and the Environment. - 2013. - Т. 179. С. 977-987.
5. Bike-share venture Mobike expands Tel Aviv operations. // Globes Israel - 2018. - URL: https://en.globes.co.il/en/article-bike-share-venture-mobike-expands-tel-aviv-operations-1001250529 (дата обращения: 26.02.2019).
6. Car sharing in Tehran? // Financial Tribune - 2014. - URL: https://financialtribune. com/articles/economy-business-and-markets/7501/car-sharing-in-tehran (дата обращения: 26.02.2019).
7. Chen Y. Possession and access: Consumer desires and value perceptions regarding contemporary art collection and exhibit visits //Journal of Consumer Research. -2008. - Т. 35. - № . 6. С. 925-940.
8. Chinese bicycle sharing giant Ofo pulls out of Israel. // Globes Israe - 2018. - URL: https://en.globes.co.il/en/article-chinese-bicycle-sharing-giant-ofo-pulls-out-of-israel-1001245138 (дата обращения: 26.02.2019).
9. Commuters worried as RTA looks for ride-sharing alternatives. // Khaleej Times. -2018. - URL: https://www.khaleejtimes.com/news/transport/commuters-worried-as-rta-looks-for-alternatives-to-/ride-sharing (дата обращения: 26.02.2019).
10. Cowie J. The economics of transport: A theoretical and applied perspective. -Routledge, 2009.
11. Egypt passeslaw regulating Uber, Careem ride-sharing services.// Reuters-2018.-URL: https://www.reuters.com/article/us-egypt-uber/egypt-passes-law-regulating-uber-careem-ride-sharing-services-idUSKBN1I81VG (дата обращения: 26.02.2019).
12. Egypt to launch country's first bicycle-sharing system. // Egypt Independent - 2017. -URL: https://ww.egyptindependent.com/egypt-first-bicycle-sharing-system/ (дата обращения: 26.02.2019).
13. El. Husseiny H.M. et al. The opportunities and challenges of applying intelligent transport systems (ITSS) on road transport in Egypt: a case study on Cairo-Alexandria desert road. // The Business and Management Review. - 2017 - T. 8(5). C. 100-110.
14. Electric Vehicles Charging Infrastructure in Israel. Implementation Policy and Technical Guidelines. // Ministry of Energy. - 2018.
15. Ercetin C. Planning and management of bike sharing systems for sustainable urban transport: Konya, Kayseri and Istanbul cases.: дис. - Middle East Technical University, 2014.
16. Ersoy P., Boruhan G. Intelligent transportation systems and their applications in road transportation industry in Turkey.
17. European Alternative Fuels Laboratory. URL: http://www.eafo.eu/content/turkey (дата обращения: 26.02.2019).
18. For every two Dubai residents, there is one car. // Gulf News - 2015. - URL: https://gulfnews.com/uae/transport/for-every-two-dubai-residents-there-is-one-car-1.1472177 (дата обращения: 26.02.2019).
19. Ghanbari M., Mehr A.G., Nehzat H. Introducing an intelligent transportation system decision support model for the highways in Iran based on fuzzy logic //International Journal of Soft Computing and Engineering. - 2015. - Т. 5. - № 5. С. 101-104.
20. Griffin G.P., Sener I.N. Planning for bike share connectivity to rail transit //Journal of public transportation. - 2016. - Т. 19. - № 2. С. 1.
21. Iran Auto Industry Divorced From EV Reality. // Financial Tribune - 2017. - URL: https://financialtribune.com/articles/auto/77539/iran-auto-industry-divorced-from-ev-reality (дата обращения: 26.02.2019).
22. Iranian student startup develops carpool app. // TehranTimes - 2017. - URL: https://www.tehrantimes.com/news/416981/Iranian-student-startup-develops-carpool-app (дата обращения: 26.02.2019).
23. Is Egypt finally ready for ride-sharing? // Wamda - 2017. - URL: https://www. wamda.com/memakersge/2017/04/egypt-finally-ready-for-ride-sharing (дата обращения: 26.02.2019).
24. Israel Is Now Becoming A Big Player In The Global Auto Industry. // The Times of Israel. - 2018. - URL: https://blogs.timesofisrael.com/israel-is-now-becoming-a-big-player-in-the-global-auto-industry/ (дата обращения: 26.02.2019).
25. Israel lags world on electric vehicles - report. // Globes Israel - 2018. - URL: https://en.globes.co.il/en/article-israel-lags-world-on-electric-vehicles-report-1001224936 (дата обращения: 26.02.2019).
26. Israeli Car-sharing Venture's Dramatic Turnaround Puts It on Easy Street. // Haaretz -2018. - URL: https://www.haaretz.com/israel-news/business/car2go-s-dramatic-turnaround-puts-it-on-easy-street-1.5910654 (дата обращения: 26.02.2019).
27. Istanbul revealed as the most congested city in the world. // Independent - 2015. -URL: https://www.independent.co.uk/news/world/americas/istanbul-revealed-as-the-most-congested-city-in-the-world-10149543.html (дата обращения: 26.02.2019).
28. Jump will be the first stationless, e-bike-sharing service to launch in SF. // Techcrunch. - 2018. - URL: https://techcrunch.com/2018/01/09/jump-will-be-the-first-stationless-e-bike-sharing-startup-to-launch-in-sf/ (дата обращения: 26.02.2019).
29. Kayvan F. A Comprehensive Survey to Identify System Concepts & ICT Requirements of IRAN Intelligent Transportation System (IRAN ITS). - 2009.
30. Novikov A. et al. Adaptation capacity of the traffic lights control system (TSCS) as to changing parameters of traffic flows within intellectual transport systems (ITS) //Transportation Research Procedia. - 2017. - Т. 20. С. 455-462.
31. NTI agrees with ETIT to locally manufacture tracking devices. // Daily News Egypt - 2017. - URL: https://www.dailynewsegypt.com/2017/01/17/nti-agrees-etit-locally-manufacture-tracking-devices/ (дата обращения: 26.02.2019).
32. OECD & IMF: Israel has West's worst traffic jams. // Globes Israel - 2018. - URL: https://en.globes.co.il/en/article-oecd-imf-israel-has-wests-worst-traffic-jams-1001227824 (дата обращения: 26.02.2019).
33. Palinski M. A Comparison of Electric Vehicles and Conventional Automobiles: Costs and Quality Perspective. - 2017.
34. Radwan A.H. Intelligent transportation system as tool in solving Cairo's transportation problems. //International Journal of Scientific & Engineering Research. - 2015. -T.6 (11).
35. Revolta Egypt to complete electric vehicle charging stations by 2020. // Daily News Egypt - 2018. - URL: https://www.dailynewsegypt.com/2018/05/22/revolta-egypt-to-complete-electric-vehicle-charging-stations-by-2020/ (дата обращения: 26.02.2019).
36. RTA launches carpooling app 'Sharekni' in Dubai. // Khaleej Times - 2015. - URL: https://www.khaleejtimes.com/nation/transport/rta-launches-carpooling-app-sharekni-in-dubai (дата обращения: 26.02.2019).
37. Shadmi Z. Intelligent Transportation Systems in Israel. Bird's-eye view of current inventory and on-going projects. - 2006.
38. Shaheen S.A., Guzman S., Zhang H. Bikesharing in Europe, the Americas, and Asia: past, present, and future //Transportation Research Record. - 2010. - Т. 2143. -№ 1. С. 159-167.
39. Shiftan Y., Sharaby N. Competition in bus public transport in Israel //Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. - 2006. - № 1986. С. 38-45.
40. State of Electric Cars in Iran. // Financial Tribune - 2016. - URL: https://financialtribune.com/articles/economy-auto/44150/state-of-electric-cars-in-iran (дата обращения: 26.02.2019).
41. Tehran Traffic or Warzone? // Financial Tribune - 2017.-URL: https://financialtribune. com/articles/auto/77305/tehran-traffic-or-warzone (дата обращения: 26.02.2019).
42. Tel Aviv bike rental scheme Tel-O-Fun going downhill. // Globes Israel - 2018. - URL: https://en.globes.co.il/en/article-tel-aviv-bike-rental-scheme-tel-o-fun-going-downhill-1001229139 (дата обращения: 26.02.2019).
43. Tel Aviv Bike-rental Project Expanding to More Cities - as Business Plummets by One Third. // Haaretz - 2016. - URL: https://www.haaretz.com/israel-news/business/. premium-ta-bike-rental-project-expanding-to-more-cities-1.5399196 (дата обращения: 26.02.2019).
44. Tel Aviv's Iconic Green Bicycles En Route to Jerusalem. // The Jerusalem Post -2018. - URL: https://www.jpost.com/Israel-News/Tel-Avivs-iconic-green-bicycles-en-route-to-Jerusalem-568653 (дата обращения: 26.02.2019).
45. Tel-O-Fun website. URL: https://www.tel-o-fun.co.il/en/ (дата обращения: 26.02.2019).
46. The Future of Electric Cars in Egypt. // Egypt Oil&Gas - 2018. - URL: https://egyptoil-gas.com/features/the-future-of-electric-cars-in-egypt/ (дата обращения: 26.02.2019).
47. Turkish local consortium working on three electric car models. // Hurriyet Daily News - 2018. - URL: http://www.hurriyetdailynews.com/turkish-local-consortium-working-on-three-electric-car-models-127452 (дата обращения: 26.02.2019).
48. UAE Electric Vehicles website. URL: http://www.electricvehiclesuae.com (дата обращения: 26.02.2019).
49. We look into the UAE's growing cycling culture. // Friday Magazine - 2018. - URL: https://fridaymagazine.ae/life-culture/to-do/we-look-into-the-uae-s-growing-cycling-culture-1.2164793 (дата обращения: 26.02.2019).
50. What Is an Electric Car? // Plug^a^. - 2014. - URL: https://www.plugincars. com/electric-cars (дата обращения: 26.02.2019).
51. World Economic Forum. Executive Opinion Survey, 2018.
Приложение
Источник: базы данных CBS Israel, OICA, CIA.
График 2. Качество дорог по оценке WEF, 2017-2018
США
5 1 5 7
3 4 !
Россия 0 г
Источник: World Economic Forum.