Категория (В) - педагоги образовательных учреждений
Дацюк Елена Рафаиловна,
заведующая МБОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 116», г. Череповец
Толоконцева Елена Викторовна,
заместитель заведующего муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад № 116», г. Череповец, Вологодская область Алипова Елена Сергеевна
педагог-психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад № 116», г. Череповец, Вологодская область Беляева Наталия Борисовна
инструктор по физической культуре муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад № 116», г. Череповец, Вологодская область
Технологические аспекты воспитания социальной активности у дошкольников в процессе развития интереса к занятиям физической культурой и спортом Аннотация. Статья раскрывает технологические аспекты воспитания социальной активности у дошкольников в процессе развития интереса к занятиям физической культурой и спортом. Интеграция социально-психологического и физического развития детей в дошкольном возрасте обусловила выбор формы организации деятельности - проект «Воспитание социальной активности у дошкольников в процессе развития интереса к занятиям физической культурой и спортом». Проект соответствует современным тенденциям демократического общества, социальной демократизации и определяет необходимость воспитания гражданина, то есть человека здорового не только физически, но и социально. Предпосылки воспитания такого параметра индивида как «активность-пассивность» - отражены в новых федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проект имеет чёткую структуру, содержащую в себе работу в трёх направлениях: с детьми, с педагогами, с родителями. Причём работа с детьми определена с ярко выраженной спецификой, так как дошкольный возраст очень неоднороден и включает в себя несколько возрастных категорий. Опыт работы по проекту был представлен на мероприятиях различного уровня. Ключевые слова: социальная активность, проектная деятельность, социально-психологическое здоровье, психофизическое здоровье, социализация, ценностные ориентации, мотивация жизненной активности.
Анализ работы МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 116» г.Череповца за три года по становлению и развитию психо-физического и социально-психологического здоровья участников педагогического процесса позволил обозначить ряд проблем:
- недостаточный уровень активности детей, родителей и педагогов в большинстве видов деятельности;
- недостаточно высокие показатели уровня социально-психологического здоровья воспитанников (доминирует средний уровень);
- недостаточная эффективность оздоровительных мероприятий (скачок в показателях);
- недостаточная мотивация к ЗОЖ у всех участников образовательного процесса;
- отсутствие интегрированных проектов, стимулирующих использование резерва индивидуально-типологических особенностей дошкольников и сензитивных периодов их развития.
Современные тенденции демократизации общества, социальной демократизации и ответственности государства детерминируют необходимость воспитания гражданина, т.е. человека здорового не только физически, но и социально, поскольку быть полезным Отечеству может социально активный человек. Начинается процесс воспитания социально активной личности с дошкольного возраста, когда закладывается предпосылки такого параметра индивида как «активность - пассивность».
И поскольку, в дошкольном возрасте социально-психологическое и физическое развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены, следовательно, необходимо данные процессы интегрировать, что и обусловило выбор такой формы организации деятельности, как проект и соответствующей темы проекта «Воспитание социальной активности у дошкольников в процессе развития интереса к занятиям физической культурой и спортом».
Механизм личностной идентификации, присущий именно для дошкольников, обуславливает необходимость развития данного качества у референтных для ребенка лиц (родителей, педагогов). Проект носит комплексный, интегрированный характер, обеспечивающий взаимосвязь физического и социально-психологического здоровья всех возрастных категорий дошкольников, в процессе реализации которого задействованы все участники педагогического процесса (дети, педагоги, родители), используются здоровьесберегающие технологии авторов В. Г.Алямовской и А. И.Бурениной, практический опыт, других образовательных учреждений, работающих по данному направлению, а также потенциал социума.
Дошкольный возраст очень неоднороден и включает несколько возрастных категорий, имеющих свою ярко выраженную специфику, что и было учтено при разработке направлений проекта.
Таблица 1
Направления проекта
Психофизическое здоровье Социально-психологическое здоровье
Целевая программа «Здоровый ребёнок» Интегрированный проект «Большие и маленькие» Проект «С физкультурой мы дружны - нам болезни не страшны!» Проект «Мы - будущие олимпийцы!»
Реализация проекта предполагала три этапа в срок с 2008 по 2011 год. На первом этапе проекта была проведена оценка состояния психофизического и социально-психологического состояния дошкольников. Данные результаты явились основанием для систематизации работы по всем направлениям. Предметно-развивающая среда ДОУ была обогащена в соответствии с возрастом и гендерной спецификой, приобретено медицинское и физкультурное оборудование. Было разработано методическое обеспечение всех направлений проекта. На этом же этапе выявлялись ценностные ориентации и мотивация жизненной активности педагогов и родителей. Все эти результаты утвердили коллектив ДОУ в правильности выбранных направлений деятельности.
На втором этапе проекта осуществлялась работа по всем направлениям, отслеживались промежуточные результаты и вносились соответствующие коррективы. Реализовывались усовершенствованные целевые программы «Здоровый малыш» и «Здоровый ребёнок», в которых используются здоровьесберегающие технологии В. Г.Алямовской, А. И.Бурениной. Интерес и потребность к движению и занятиями спортом формируется постепенно. Этому способствовало использование в ДОУ разных форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в соответствии с их уровнем физического развития, возрастом, возможностями и потребностями. Результатом было создание модели здоровьесберегающих технологий.
На этом этапе велась работа по интегрированному проекту «Большие и маленькие», который обеспечивал успешную социально-психологическую адаптацию детей 2-3 и 5-7 лет в детском коллективе через совместные занятия физической культурой. В результате наблюдений воспитателей и родителей отмечено, что у старших детей, которые занимались по данному проекту стали проявляться следующие качества: повышение самооценки, толерантность, инициативность, позитивное восприятие окружающего, в том числе и эмоциональная отзывчивость к сверстникам и детям младшего возраста, адекватная оценка собственных действий, способность к сюжетно-ролевой игре. То есть, у старших дошкольников появились предпосылки к развитию социально-значимой личности. Это подтверждается количественными данными: на 14% от общего числа снизилось количество детей с симптомокомплексом «Социальная беспомощность». У детей 2-3-летнего возраста отмечается стабилизация уровня заболеваемости. Использование в проекте дифференцированных игр и упражнений позволило эффективно осваивать двигательные умения детьми раннего возраста, на основе чувственных впечатлений начало формироваться эмоционально-позитивное отношение к двигательной деятельности. Наблюдалось появление предпосылок игрового взаимодействия между детьми старшего и младшего дошкольного возраста: старшие дети, учитывая возможности младших, совершали действия, связанные с двигательной активностью. Фиксировались изменения и в качестве общения детей: уменьшалась посредническая роль взрослого, младшие больше проявляли инициативы в обращении к старшим детям, а старшие имели возможность эмоционально позитивно выражать отношение к успехам своим и младших детей.
В основу проекта «С физкультурой мы дружны - нам болезни не страшны» с детьми 4-5 лет был положен гендерный подход. Благодаря дифференцированному подбору упражнений, которые предполагают разные варианты исполнения для мальчиков и девочек, выполнение комплексов общеразви-вающих упражнений с разными предметами для мальчиков и девочек, подбору подвижных игр, в которых детей можно разделить на подгруппы по признаку пола, различным требованиям к качеству выполнения заданий (у девочек поощрялась в выполнении упражнений красота, грациозность, плавность; у мальчиков - чёткость, динамичность), соблюдению традиций (девочки заходили в физкультурный зал первыми, за ними мальчики; предметы для выполнения общеразвивающих упражнений сначала брали девочки, за тем мальчики; при уборке пособий девочки занимались уборкой мелкого инвентаря, а мальчики группой уносили крупное оборудование) обеспечивалась правильная половая идентификация детей, полнее раскрывались их возможности, обусловленные спецификой социально-психологического пола (гендера), актуализировался потенциал партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, что соответствует современным тенденциям в воспитании дошкольников.
Проект «Мы - будущие олимпийцы!» позволил познакомить детей 5-7 лет с историей Олимпийских игр, олимпийскими видами спорта, с олимпийской символикой, атрибутикой, талисманами Олимпиад, со спортсменами-победителями Олимпиад, с вологжанами-олимпийскими чемпионами, что способствовало стимулированию и дифференциации интереса детей к занятиям физической культурой и спортом.
На этом этапе реализации проекта социально-психологической и методической службами ДОУ велась работа по стимулированию мотивации педагогов и родителей на ценности здорового образа жизни, физического и социально-психологического здоровья и презентацию опыта их работы на различных уровнях (муниципальном, областном, всероссийском и международном).
На завершающем этапе коллектив ДОУ подвёл итоги и обобщил опыт работы по реализации проекта с 2008 по 2011 год. Полученные результаты свидетельствуют о положительных изменениях у всех категорий участников проекта.
Что касается психофизического здоровья детей, то наблюдается снижение заболеваемости воспитанников на 14%, снизилось количество часто болеющих детей на 16,5%, стабильно высоким является число не болеющих детей, произошло снижение количества детей, находящихся на «Д» учёте на 13%. Выявилась устойчивая положительная динамика в уровнях физической подготовленности детей, прежде всего, за счёт перехода с низкого на средний уровень. Эти результаты свидетельствуют об эффективности реализации усовершенствованной целевой программы «Здоровый ребёнок» и «Здоровый малыш».
По социально-психологическому здоровью детей следует отметить, что в три раза уменьшилась тяжёлая степень адаптации детей 2-3 лет, а лёгкая возросла до 67%. Как следствие этого -доминирование высокого и среднего уровней нервно-психического развития (97,5%), низкий уровень представлен лишь 2,5%. У детей 4-5 лет обозначилась ярко выраженная динамика в росте уровня половозрастной идентификации: высокий уровень - 86%, средний - 9%, низкий - 5%. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) на 14% снизилось количество детей с симптомокомплексом «Социальная беспомощность», на 6% снизилось количество импульсивных детей, на 5% - пассивных детей, на 10% - количество детей с трудностями в общении и проявлениями враждебности. Подтверждают это результаты социометрического исследования, доминирует (51%) средний уровень благополучия взаимоотношения в группе. Диагностика качеств коррелирующих с социальной активностью подтверждает устойчивую динамику роста уровня развития данного качества: динамичность (высокий уровень 57%, средний 26%, низкий 17%), социальная смелость (высокий уровень 61%, средний 28%, низкий 11%). Ещё одним показателем положительной динамики реализации проекта стал высокий уровень физической и социально-психологической готовности к школе, высокая адаптивная способность выпускников. Также значительно возросла мотивация детей к ЗОЖ, расширился кругозор и углубились знания детей в области физической культуры и спорта и их непосредственное участие в спортивных мероприятиях. Это подтверждает сравнительный анализ результатов посещения детьми спортивных секций (за полтора года тенденция роста составляет 14%), а также их результативное участие в различных спортивных соревнованиях городского уровня.
Среди педагогов следует отметить рост профессиональной компетентности, мотивации, способности к развитию (низкий уровень отсутствует, преобладает высокий уровень), позитивные изменения наблюдаются и в ценностных ориентациях (выбор здоровья как ценности находится в первой тройке у 95% педагогов, воспитателей, не считающих здоровье ценностью нет). Наметилась тенденция снижения ориентированности на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми (16%). Увеличилась удовлетворённость деятельностью методической службы и методическим обеспечением. Свой опыт работы педагоги и специалисты презентовали на разных уровнях (муниципальный - 12%, областной - 11%, всероссийский и международный - 25%). По результатам аккредитации ДОУ в марте 2010 года средний балл по направлению «Физическое развитие и здоровье» составил 2,6, что превышает государственные требования.
У родителей также проявились положительные изменения в ценностных ориентациях, что стимулировало мотивацию к здоровому образу жизни, рост их социальной активности, стремление к взаимодействию с детьми и ДОУ.
Таким образом, результаты реализации данного проекта свидетельствуют о целесообразности и эффективности использования такой формы организации деятельности, как проект в контексте темы «Воспитание социальной активности у дошкольников в процессе развития интереса к занятиям физической культурой и спортом», предполагающей поэтапное его осуществление в соответствие с обозначенными направлениями. Данный проект стал победителем городского конкурса проектов «Здоровый детский сад» в рамках реализации городской целевой программы «Здоровый город».
Белова Светлана Викторовна
учитель-логопед, педагог-психолог МБОУ СОШ №10, г. Пенза [email protected]
Опыт работы по выявлению, дифференциальной диагностике и сопровождению одаренных и способных детей на ранних этапах начального школьного обучения Аннотация. В исследовании представлен опыт работы по выявлению и дифференциальной диагностике одаренных и способных детей на ранних этапах начального школьного обучения. Внедрение стандартов образования второго поколения делает приоритетным формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций у младших школьников. Одаренным и способным детям для реализации их творческих способностей ряд возможностей предоставляет внеурочная деятельность и кружковая работа (при условии максимального разнообразия предоставляемых возможностей). Дифференциация и индивидуализация обучения, усиление внимания к проблеме межпредметных связей в коллективной и индивидуальной работе с учащимися, создание условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя, внедрение про-