вертая степень - в текстах, создаваемых неспециалистами, но имеющих юридическое предназначение. Они отражают обыденные представления рядовых носителей языка о юридическом языке (его стиле и лексике) и часто являются следствием его своеобразной интуитивной имитации. Здесь «естественность» может касаться не только единиц ЕЯ, но и самих терминов, которые весьма субъективно семантизированы. Наконец, четвертая степень находит себя в текстах, которые созданы вне установки на юридическое функционирование, но попали в него по объективным причинам, например, в текстах с инвективной лексикой, подлежащей лингвистической экспертизе в связи с делами о словесном оскорблении личности. Здесь юридизации подвергаются лишь «точки соприкосновения» таких текстов с законом; она необходима для «перевода» ЕЯ в сферу действия закона для его осуществления.
Литература
1. Аспекты речевой конфликтологии. СПб., 1996.
2. Байниязов Р. С. Правосознание: психологические аспекты // Правоведение. 1998. № 3.
3. Блинов В. А., Шевелев Ф. А. Русский народный мат // Толковый словарь. Екатеринбург, 1997.
4. Борисенко Н. Печальный знак времени, или Что такое сквернословие? // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 2000. № 4 (220).
5. Буй В. Русская заветная идиоматика. М., 1995.
6. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
7. Виноградов С. Вам сквернословие не к лицу // Наука и жизнь. 1993. № 4.
8. Гойман В. М. Правовой нигилизм // Советская юстиция. 1990. № 9.
9. Голев Н. Д. Об описании значений слов-денотативов // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Новосибирск, 1973.
10. Голев Н. Д. Юридический аспект языка в юридическом освещении // Юрислингвистика-1: проблемы и перспективы. Барнаул, 1999.
11. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Т. 16.
Г. М. Соловьев, С. Н. Кашин, А. В. Шульженко
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматриваются структура физической культуры личности и технологическая основа ее формирования, включающая шесть главных составляющих, 28 компонентов их качеств и более пятидесяти критериальных признаков этих качеств. Все представленные в структуре элементы, отмечают авторы, тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.
Ключевые слова: физическая культура личности, интеллектуальные способности, мотиваци-оннно-ценностные ориентации, социально-духовные ценности, волевая и эмоциональная активность, физическое совершенствование, физкультурно-спортивная деятельность, педагогическая технология.
В современной педагогической теории и практике наблюдаются интегративные процессы, которые способствуют выстраиванию педагогического знания на основе философии, социологии, культурологии (этики, эстетики, эргономики, метрологии и так далее). Возникает вопрос о том, как эти науки проникли в физическую культуру через педагогическую систему знаний, если современный учебный процесс формирования физической культуры личности как ведущей це-леполагающей установки государственного образовательного стандарта значительно сложнее, чем традиционно сложившаяся на основе извест-
ных дидактических принципов педагогическая система физического воспитания.
В контексте формирования физической культуры личности педагогическая технология рассматривается нами как функциональная система организационных способов алгоритмированно-го управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата. Именно критериально проверяемая цель и ее результат являются основной любой
существующей или создаваемой педагогической технологии. В связи с этим наше исследование направлено на выявление и конструирование сущностных составляющих структуры физической культуры личности, ее качественных и критериальных характеристик.
Научные взгляды на физическую культуру личности М. Я. Виленского [3] и других авторов позволяют конкретизировать ее дефиницию и структуру. В качестве отправной платформы понимания природной и социальной детерминации физической культуры личности были приняты общепедагогические и психологические подходы, связанные с ними вопросы социализации личности, движущие силы ее развития, творчества и деятельности.
Исходя из этого, было предложено следующее определение понятия «физическая культура личности»: это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное и компетентностно-творческое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мо-тивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных посредством эмоционально-волевых проявлений в ее физкуль-турно-спортивную деятельность, культуру образа жизни, духовность и психофизическое здоровье.
При этом за основу, согласно А. Г. Асмолову [1, с. 153-154], были взяты четыре ориентира. Первый ориентир - это разделение понятий «индивид» и «личность». При определении понятия «индивид» в психологии личности отвечают, прежде всего, на вопрос о том, в чем человек подобен другим людям, то есть указывают на то, что объединяет данного человека с человеческим видом. Рассматривая понятие «индивидуальность», специалисты пытаются ответить на вопрос: чем данный человек отличается от других людей? Индивид выступает как преимущественно геноти-пическое образование. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность есть системное, динамическое, «сверхчувствительное» качество. Личность - не только продукт, но и субъект общественных отношений. Личность - это человеческий индивид как носитель сознания, как существо, способное к трудовой и познавательной деятельности.
Второй ориентир - деятельность, которая представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействия субъекта с миром. Динамика личности анализируется в двух аспектах: с точки зрения дея-
тельности и времени. Педагогика занимается именно динамикой личности. Деятельность человека является формой его реального существования, она биосоциальна по своей детерминации, имеет технологическую конкретику.
Для создания образовательной системы используют анализ самой деятельности (как образовательной, так и любой другой). Системное описание деятельности производится: в рамках морфологии деятельностей по их составу и структуре (субъектам, объектам, их взаимодействию, простоте, сложности и проч.); в рамках аксиологии -по их оценке, ценности, потребности в данных видах деятельности; в рамках праксиологии - по их развитию и функционированию; в рамках антологии - по способам их существования (люди, объекты, среда), характерам, методам познания деятельности. Согласно психологии одни виды деятельности являются на определенном этапе ведущими и имеют большее значение для развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль, другие - подчиненную. Целесообразно дать определение и понятию «физкультурно-спор-тивная деятельность», так как до сегодняшнего дня в теории физической культуры оно понимается неоднозначно.
Физкультурно-спортивная деятельность в социальном аспекте представляется нами как исторически определенный тип социальной практики физкультурного воспитания (оздоровительный, прикладной, спортивный, образовательный, пропагандистский, самосовершенствования и проч.), проявляющийся в ее различных видах. Понятие же «физкультурно-спортивная деятельность личности» видится несколько иначе - как динамическая, социальная и саморазвивающаяся система активных, упорядоченных и целенаправленных действий по освоению ценностей физической культуры. При этом виды и формы физкультурно-спортивной деятельности личности могут быть самыми разнообразными в рамках морфологии, аксиологии, праксиологии и антологии. Причем основными признаками их оценки будут являться частота и затраты времени, результат и динамика изменений качеств личности.
Третий ориентир - мотивационная составляющая личности. Мотив - это причинно-следственный аспект, побуждающий личность к действию или бездействию. Мотивы, как правило, подразделяются на социально значимые, личностно-зна-чимые и профессионально-значимые, положительные и отрицательные. Мотивы определяются знаниями, убеждениями, установками, интерес а-ми и потребностями. Личностный смысл мотива представляет собой индивидуализированное от-
ражение действительности, показывающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение.
В качестве примера структуризации мотивов в образовании часто используется иерархическая модель классификации мотивов, предложенная американским психологом А. Маслоу: 1) физиологические потребности; 2) потребности безопасности; 3) потребности в социальных связях; 4) потребности самоуважения; 5) потребности самоактуализации. Первые потребности считаются низшими (нужды), пятые - высшими (роста). Все виды перечисленных мотивов в различных их сочетаниях могут присутствовать и в основе физкультурно-спортивной деятельности личности. При этом мотивационная составляющая технологии воспитания физической культуры должна вести занимающихся от личностно-значимых мотивов к социально значимым, от низших потребностей - к высшим.
Четвертый ориентир - совокупная характеристика структуры личности. Примеров попыток в психологии и общей педагогике структурировать личность имеется много. В нее включаются основные свойства, качества и признаки личности. Все варианты в определенной степени отличаются друг от друга. Это говорит, во-первых, о том, что данная проблема довольно сложная, во-вторых, идеально структурировать личность, видимо, невозможно, в-третьих, в решении данной проблемы следует идти по пути приближения структуры личности к педагогической технологии. Разработанные М. Я. Виленским модели физической культуры личности послужили для нас пятым ориентиром в ее структуризации с позиции технологических требований [5].
Все модели в определенной степени дополняют друг друга и расширяют представления об основных составляющих физической культуры личности. Несомненно, во внимание берутся и четыре вышеуказанных ориентира. Таким образом, в технологическую структуру физической культуры личности включаются шесть основных составляющих, 28 компонентов их качеств и более 50 критериальных признаков этих качеств (см. табл.).
В данной структуре физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют компетентность и кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизируют ее на проявление активности
в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность жизненных отношений личности к физической культуре, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляющей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, который составляет фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности; эмоционально-волевые проявления выступают стартовым механизмом по отношению к данному культурному феномену и основой его чувственного восприятия.
В представленной модели уточняются признаки и степень научности специальных знаний. Не имея представления о ступенях абстракции и степенях осознанности в современной педагогике, не возможно судить о качестве знаний.
В соответствии с технологической структурой физической культуры личности были конкретизированы следующие ее уровни:
1. Очень низкий (ситуативный), на котором отмечается отсутствие специальных знаний и конструктивно-интеллектуальных способностей, а также представлений о социально-духовных ценностях физической культуры. Мотивационно-ценностные ориентации и физкультурно-спор-тивная деятельность проявляются ситуативно. Физическое совершенство характеризуется низким уровнем физического развития и несоответствием физической подготовленности возрастному эталону, отдельным индивидуальным особенностям. В целом отсутствует активно-положительное отношение к освоению ценностей физической культуры, стремление к ее познанию и целенаправленному использованию. Определенный интерес и активность возникают в условиях необходимости, новизны, в силу эффекта подражания и других причин, зависящих от ситуации. Нежелание заниматься физическими упражнениями объясняется в основном различными внешними причинами, не существующими в себе. В противном случае наглядно проявляется отсутствие мотивации личностного достижения в обеспечении здоровья средствами физической культуры.
Структура и содержание физической культуры личности
№ и/и Основные составляющие Компоненты качеств Критериальные признаки качеств
1 2 3 4
1 Образовательно-когнитивные (знания и интеллектуальные способности) Объем Количество дидактических единиц информации, эрудиция
Научность Ступень абстракции и обоснованности
Осознанность Степень осознанности, способность к переносу, способность к объяснению
Умения Уровень усвоения (репродуктивный, продуктивный)
2 Мотивационно-ценностные ориентации (потребностно-ориентировочные) Мотивы Социальнозначимые, профессионально значимые, лич-ностнозначимые
Интересы Спортивные, физкультурно-оздоровительные
Убеждения Степень осознанности
Потребности Самоактуализации Самоуважения В социальных связях Безопасности Физиологические
3 Социально-духовные ценности (культурологические) Нравственные Физкультурно-спортивная этика, культура поведения
Эстетические Чувство прекрасного и красоты
Мировоззренческие Степень научности взглядов и убеждений, гражданственность, гуманизм и патриотизм
Здоровый образ жизни Отказ от вредных привычек, системность, научная основа
4 Физкультурно-спортив-ная деятельность (конструктивно-процессуальные) Спортивная. Оздоровительная. Образовательная. Пропагандистская. Организаторская. Судейская. Инструкторская. Самосовершенствования. Прикладная (природа, профессия, условия жизни) Частота использования, затраты времени, динамика развития, компетентность (процессуально-деятельностная, программно-ориентировочная, организационно-конструктивная, ключевая), результат
5 Волевые и эмоциональные проявления активности Целевые установки Целеустремленность и уровень достижения цели
Отношение к труду Трудолюбие и системность
Настойчивость и выдержка Принятие решения (решительность), сила воли, смелость, постоянство, уровень активности, устойчивость, самостоятельность
Чувства Удовлетворенность, уверенность, радость, желание действовать
6 Психофизические (физическое совершенство) Физическое развитие Морфологические и функциональные признаки, психомоторика, физические качества
Двигательные умения Репродуктивный уровень усвоения (ученический и типовой) - контроль сознанием, усиленное внимание, допускаются некоторые ошибки)
Двигательные навыки Продуктивный уровень усвоения (эвристический и творческий) - точность, автоматизм и надежность двигательного действия
Физическая подготовленность Эталон Результат Динамика
2. Низкий (уровень начальной грамотности) -характеризуется наличием элементарных знаний и представлений о ценностях физической культуры, связанных с оздоровительной, прикладной, спортивной и другими видами физкультурной деятельности. Причем знания имеют феноменологическую (фактологическую) ступень абстракции, первую ступень осознанности и ученический, или типовой, уровень их усвоения.
Осваиваются отдельные простейшие элементы физической культуры (выполнение утренней зарядки, закаливающих процедур, развитие определенных физических качеств, двигательных умений и навыков и так далее), которые можно рассматривать как формы гигиенической физической культуры. Проявляются попытки физического самосовершенствования. Мотивы приобретают определенную направленность, но не всегда четко выражены в плане целевых установок. На этом уровне в основном доминируют физиологические потребности, связанные с улучшением психофизического здоровья или внешней привлекательности, и противодействия негативным факторам природной и социальной среды. Физическое совершенство характеризуется на уровне удовлетворительной оценки физического развития и физической подготовленности, стабильности результатов или не очень выраженной их положительной динамикой. Приобщение к организованной групповой оздоровительной и спортивной деятельности может стать реальностью. На основе физкультурных интересов отмечаются отдельные попытки систематизации деятельности. Появляются некоторая устойчивость волевых качеств в достижении целей и непостоянство эмоциональной удовлетворенности в здоровьесбережении.
3. Средний (уровень образованности) - отражает познание существенных положений физической культуры и ее социально-духовных ценностей. Отмечаются специальные интеллектуальные способности и эрудированность. Научность знаний проявляется на аналитико-син-тетической и прогностической ступенях абстракции, второй степени осознанности и на эвристическом уровне их усвоения. Мотивацион-но-ценностные ориентации и физкультурная деятельность имеют выраженную направленность и устойчивость. Физическое совершенство характеризуется высокой степенью физического развития и подготовленности, соответствующих возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Как правило, физическое самосовершенствование или организованные групповые формы занятий становятся системной нормой. Выраже-
ны активность, воля, целеустремленность и трудолюбие. Занятия физической культурой и спортом доставляют эмоциональное удовольствие.
4. Высокий (творческий уровень) - отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости использования физической культуры, ее социально-духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Познавательные интересы в области физической культуры включены в общую направленность личности, в систему жизненных ценностей и планов. Научность знаний проявляется на аксиоматической ступени абстракции (охватывает большой объем информации), третьей степени осознанности и творческом уровне усвоения учебного материала. На этом уровне личностные, профессиональные и социально значимые мотивы не имеют четкого разграничения, как, впрочем, и все разновидности потребностей, они осознаются как единая взаимосвязь и взаимообусловленность. Физическое совершенство характеризуется высокой степенью физического развития и физической подготовленности, соответствующей возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Частота, затраты времени, результаты и динамика физкуль-турно-спортивной деятельности оптимизируются. Компетентность в ней характеризуется наличием творческих программно-ориентировочных, организационно-конструктивных и операциональных компетенций. Ее социальные виды (пропагандистская, организаторская, судейская, инструкторская) трансформируются в личностно значимый фактор. Самовоспитание и физическое самосовершенствование приобретают системность и творческую процессуально-деятельностную основу. В этом и обнаруживается активность, постоянство воли, трудолюбие, радость за достигнутое, а в целом и культура здорового образа жизни.
Педагогическая технология, обеспечивающая процесс формирования физической культуры личности, должна иметь все признаки технологической системы. В рамках трансформационного подхода она рассматривается нами как деятельность, последовательный переход от одной структуры-стратегии к другой (более сложной или эффективной), подчиняющейся закону трансформации, как положительный перенос физических качеств, дополнение их комплексного развития самостоятельной (внеучебной) работой, как накопление знаний и повышение степени их научности, уровня усвоения и физической культуры личности в целом.
К принципам использования технологического подхода формирования физической культуры личности относятся: единство связи элементов
системы педагогической технологии; диагно-стичность целеполагания; функциональная полнота; научность знаний; функциональная взаимосвязь содержания форм и методов; открытость функционально-методических решений; объективная оценка конечного результата; культурологический подход; преемственность и завершенность самоопределения в физической культуре; вариативность используемых средств и методов; оптимизация.
В целом же формирование физической культуры личности представляет собой процесс целенаправленного, организованного с помощью специальных методов, разнообразных средств и форм, активного обучающего взаимодействия субъектов образования. При ведущей и направляющей роли преподавателя обеспечивается полноценное усвоение знаний, умений, навыков развития умственных и физических сил и творческих способностей. Практическая обучающая деятельность обеспечивает активное усвоение учащимися ценностей физической культуры. Она актуализирует смысловую сторону педагогического процесса, наполняет его реальным содержанием.
Ведущей фигурой, системообразующим началом педагогической технологии, процесса физической культуры является преподаватель - носитель содержания образования, организатор педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. Профессионализм - учет индивидуально-психологических и физических особенностей занимающихся, адекватная их возможностям нагрузка, решение оздоровительных,
образовательно-воспитательных задач, учет желаний и интересов учащихся, разнообразие, новизна, эмоциональность занятий. При этом личность преподавателя (его общекультурный уровень, эрудиция, научная и методическая подготовка, ответственность, трудолюбие, убежденность, разумная требовательность, педагогическое мастерство) является психолого-педагогическим факторным условием, обеспечивающим качество воспитательного процесса.
Согласно слагаемым педагогической технологии операциональная составляющая должна обеспечивать гарантированный результат на уровне положительной оценки [2; 4], и, что, пожалуй, наиболее значимо в педагогической технологии, содержание деятельности учащихся необходимо реализовывать в виде системы познавательных и практических задач, воспитания способностей, адекватных основным составляющим физической культуры личности.
Литература
1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
3. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие. 2-е изд. М., 2012.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М., 1998.
5. Соловьев Г. М., Кашин С.Н. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учебное пособие. М., 2014.
Н. М. Сизова
КОГНИТИВНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ
В статье исследуется актуальная проблема детерминации научного знания, представленная в научном дискурсе двумя основными подходами - интернальным и экстернальным. Автор, изучая постклассический стиль правового мышления, обращается к анализу когнитивных и социокультурных детерминант методологии и динамики правовой теории.
Ключевые слова: правовая теория, когнитивные и социокультурные детерминанты, постклассический стиль правового мышления, правопонимание, методология, юридическая техника.
Детерминация научного знания представля- ной теории, системы когнитивных и социокуль-ет собой сложный процесс опосредования, при- турных факторов.
обретения и развития знания средствами науч- В настоящее время не сформировался обще-