УДК 378:796 ББК 75.10 М 74
А.Г. Моисеева
От профессионально-прикладной физической подготовленности -к формированию профессионально-прикладной физической культуры
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье рассмотрены основные положения теории физической культуры и спорта, педагогики спорта, связанные с проблемами перехода от профессионально-прикладной физической подготовленности специалиста к формированию его профессиональноприкладной физической культуры; выделены и обоснованы составляющие компоненты профессионально-прикладной физической культуры и определены уровни их сформиро-ванности.
Ключевые слова:
Высшее образование, профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая культура личности, профессионально-прикладная физическая культура личности.
Социальные преобразования, произошедшие за последние десятилетия в России, затронули все стороны образовательной системы.
Во-первых, произошла переоценка многих позиций. Четко регламентированная, жестко контролируемая и унитарная советская система образования, направленная на формирование усредненной, хорошо прогнозируемой и управляемой личности, в условиях демократизации и гуманизации образовательной сферы стала не жизнеспособной.
Сегодня образование рассматривается не только как значимая среда для развития государства и общества, но и как важнейший компонент развития личности человека. Поэтому ценностью современного образования является его личностно-ориентационная направлен-
ность, позволяющая наиболее полно удовлетворить естественное и неотъемлемое право каждого человека на получение образования с учетом его индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Эти изменения привели к преобразованию структурных, процессуальных и результативных аспектов системы образования. Современная система высшего образования - это динамичная, мобильная, разнообразная и самостоятельная сфера, направленная на удовлетворе-
ние запросов, связанных с профессиональной подготовкой и формированием личности.
Во-вторых, в современных экономических условиях главным фактором, влияющим как на систему высшего образования, так и на профессионально-познавательные потребности
личности учащегося, является рынок труда. Именно он формирует сферу спроса и предложения на специалиста того или иного профиля, определяя необходимый уровень сформиро-ванности у него профессионально значимых личностных качеств. С этой точки зрения, одной из главных задач высшего профессионального образования является подготовка востребованной и конкурентоспособной личности.
В то же время, рынок труда, не являясь монопольной сферой деятельности государства и развиваясь по своим законам, создал ситуацию, при которой ответственность за трудоустройство выпускника любого вуза и профиля ложится на плечи самого специалиста. Следовательно, от уровня сформированности у выпускника вуза активности, самостоятельности и творческо-сти личности, в процессе профессиональной подготовки во многом будет зависеть и ее трудоустройство.
Это создает ситуацию, при которой процесс профессиональной подготовки должен
быть ориентирован не только на передачу и усвоение студентами теоретико-методических знаний, умений и навыков, но и на становление социально - и профессионально активной личности, обладающей высокой степенью компетентности, мобильности, самостоятельности и творческости. Процесс профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в вузе создает условия, позволяющие удовлетворять современные требования процесса профессиональной подготовки.
ППФП - это специализированный педагогический процесс, направленный на развитие ведущих физических качеств, двигательных умений и навыков, функций организма, способствующих более успешному овладению профессией и дальнейшему совершенствованию в ней.
Однако в свете лично-ориентированной парадигмы образования и переоценки значимости физической культуры для развития общества и личности, ППФП не может ограничиваться только формированием профессионально значимых двигательных действий, навыков и способностей. Он должен быть направлена не столько на формирование знаний и опыта использования физических упражнений в процессе профессиональной деятельности, сколько на формирование с ее помощью профессионально-прикладной физической культуры личности учащегося (ППФКЛ).
ППФКЛ - это социально-детерминированная область общей культуры человека, характеризующаяся высокой степенью образованности в области физической культуры и спорта, сформированностью двигательных умений, навыков и функций организма, способствующих более успешному овладению профессией и совершенствованию в ней, физическим совершенствованием, сформированностью мотивационно-ценностных ориентиров.
Научной основой понимания природной и социальной детерминации ППФКЛ стали общепедагогические и психологические подходы Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, В.К.Бальсевича, В.П.Беспалько, Л.И.Виленского, Б.Т.Лихачева,
A. Н. Леонтьева, Л.И.Лубышевой, Г.Г. Наталова,
B.И.Столярова, Н.Х.Хакунова, В.Д.Шадрикова и др.
Сегодня, когда главной целью физического воспитания является формирование физиче-
ской культуры личности, этот процесс остается направленным только на его деятельностный компонент. Отметим, что хотя и появились первые попытки рассмотреть ППФП как часть процесса профессиональной подготовки, направленной на развитие личности, но в своем большинстве она акцентирована на формирование профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
Так, в толковом словаре спортивных терминов под редакцией Ф.П.Суслова, ППФКЛ понимается как направленное использование физической культуры с целью формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и развития профессионально важных способностей. Следовательно, вопросы формирования личности студентов в ППФП выносятся за рамки данного процесса, хотя период обучения в вузе является наиболее благоприятным для формирования мотивационно-ценностного отношения личности к своей будущей трудовой деятельности.
Аналогичная ситуация складывается в большинстве исследований, предметом изучения которых является процесс ППФП специалистов. Так, в исследованиях В.В.Белиновича, 1958-1965, Ю.И.Евсеева, 1981-2005,
М.Н.Жукова, 1993, В.И.Загорского, 1967-1976,
В.И.Ильинича, 1978-1996, В.А.Кабачкова,
А.И.Концова, 2003, С.А.Полиевского, 19781995, П.П.Струк, 2004, доказывается эффективность ППФП для формировании профессионально значимых физических и психофизических качеств, устойчивости организма к профессиональным заболеваниям, повышении
уровня физической и профессиональной подготовленности, успешности освоения профессии и дальнейшему в ней совершенствованию. В то же время вопросы формирования культуры личности, ее духовности и нравственности, посредством физической культуры остаются без должного внимания. Признание главной целью процесса ППФП формирование ППФКЛ студентов, а не его профессионально-прикладной физической подготовленности, позволит изменить сложившуюся ситуацию.
В современных социально-экономических условиях ценность ППФКЛ выпускника вуза значительно возрастает, так как от степени ее сформированности зависит не только адаптация специалиста к профессиональной деятель-
ности, но и его творческое профессиональное долголетие, а, следовательно, и качество развития всего производства. Тем более, в условиях, когда сам специалист является организатором и контролером своей двигательной активности в процессе профессиональной деятельности, уровень сформированности его ППФКЛ является решающим компонентом для самостоятельного, активного, осознанного и грамотного использования средств и методов физической культуры.
Основываясь на исследованных В.К.Баль-севичем, М.Я.Виленским, Л.И.Лубышевой,
Р.С.Сафиным, Г.М.Соловьевым структурных моделях физической культуры личности, мы разработали уровни сформированности ППФКЛ и определили их компоненты и критерии сформированности.
Нами выделены следующие компоненты ППФКЛ: когнитивный, деятельностный и мотивационно-ценностный.
Когнитивный компонент, являясь основополагающим в процессе формирования ППФКЛ, представляет собой знания в сфере физической культуры в целом и в вопросах ППФП, в частности, студентов. Критериями сформированности были определены: объем знаний, их прочность, глубина, свернутость и развернутость.
Таблица 1
Показатели компонентов ППФКЛ и уровни ее сформированности
Уровень ППФКЛ (баллы) Компоненты ППФ КЛ
Когнитив- ный ОФП ППФП Мотивационноценностный *
Ситуативный (20 и ниже) Уровни Начальный Начальный Начальный Блоки 4
Баллы 11 5 5 Баллы 5
Начальной грамотности (21-26) Уровни Низкий Низкий Низкий Блоки 3 «+»
Баллы 14-12 4 4 Баллы 4
Образова- тельный (27-32) Уровни Средний Средний Средний Блоки 1 или 2 «+»
Баллы 27-32 3 3 Баллы 3
Творческий (33 и выше) Уровни Высокий Высокий Высокий Блоки 2 «-» или 3 «-»
Баллы 18-20 2 2 Баллы 2
* - в баллах определены доминирующие блоки мотивов.
Ситуативный уровень характеризуется профессионально-прикладной физической под-
сформированностью начального уровня когни- готовленности, отсутствием положительного
тивного компонента, низким уровнем общей и отношения к освоению ценностей физической
Деятельностный компонент ППФКЛ определялся по нескольким критериям:
- овладение студентом системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
- развитие психофизических способностей и качеств, необходимых специалисту того или иного профиля;
- самостоятельное использование средств и методов физического воспитания для самосовершенствования своей физической подготовленности;
- участие студента в различных видах физкультурно-спортивной жизни вуза.
Мотивационно-ценностный компонент отражает степень признания студентами значимости ППФКЛ как важнейшего компонента профессиональной подготовки.
Все компоненты ППФКЛ оценены в баллах. Если по сумме показателей сформированности компонентов студент набрал 33 и выше баллов, то у него сформирован творческий уровень ППФКЛ; 27-32 балла, то у него сформирован образовательный уровень ППФКЛ; 21-26 баллов, то у него сформирован уровень начальной грамотности ППФКЛ; 20 и ниже баллов, то у него сформирован ситуативный уровень ППФКЛ (табл. 1).
культуры и стремления к их познанию и целенаправленному использованию. Интерес и активность в сфере физической культуры возникают лишь под воздействием внешних факторов: семья, личность преподавателя, получение зачета или экзамена.
Уровень начальной грамотности характеризуется наличием элементарных знаний и представлений о ценностях физической культуры, связанных с оздоровительной, прикладной, спортивной и д. р. видами физкультурноспортивной деятельности. Отмечается низкий уровень развития когнитивного компонента, доминирование сформированности мотивов, ориентированных на отношение личности к себе. Преобладают физиологические потребности и потребности в безопасности. Деятельностный компонент характеризуется низким уровнем развития общей и профессионально-направленной физической подготовленности, при этом отмечается стабильность в результатах. Нет видения взаимосвязи профессионального развития и двигательной активности человека.
Уровень образовательный характеризуется сформированностью знаний на среднем уровне развития когнитивного компонента. Мотивационно-ценностные ориентации и физкультурная деятельность имеют четко выраженную направленность и устойчивость. Мотивы выбора физкультурно-спортивной деятельности связаны с приобретением практических навыков, внутренней потребностью в систематических занятиях, а также с получение от этой деятельности положительных эмоций, самосовершенствованием в процессе деятельности. Деятельностный компонент характеризуется средним уровнем развития общей и профессиональнонаправленной физической подготовленности. Отмечается участие в физкультурноспортивной деятельности, а также неустойчивое самостоятельное использование средств и методов физического воспитания.
Творческий уровень отражает высокий уровень сформированности когнитивного компонента. Научность знаний проявляется на аксиоматической ступени абстракции (охватывает большой объем информации), третьей степени осознанности и творческому усвоению материала. На этом уровне личностно, профессионально и социально значимые мотивы не имеют четкого разграничения, как, впрочем, и все разновидности потребностей, и осознаются как единая взаимосвязь и взаимообусловленность. Физическое совершенство характеризуется высокой степенью развития общей и профессионально-направленной физической подготовленности.
Современный процесс ППФП в вузе должен быть направлен на формирование творческого уровня развития ППФКЛ. Это позволяет развить у выпускника не только профессионально значимые физические и психофизические качества, выработать устойчивость организма к профессиональным заболеваниям, повысить уровня физической и профессиональной подготовленности, но и сформировать личность учащегося, способного самостоятельно, эффективно и сознательно использовать ценности физической культуры и спорта.
Примечания:
1. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №4. - С. 21-26.
2. Виленский, МЛ Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / МЛ Виленский, ГМ. Соловьев // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №3.
3. Лубышева, Л .И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вуза / Л .И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1993. - №3. - С. 19-22.