ТEХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА АНТИСАНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ЛЖНЧУК Елена Борисовна, д.э.н., [email protected], Институт экономики
Российской академии наук, Москва, Россия
ORCID: 0000-0002-8639-0833; Scopus Author ID: 14121314400
В статье анализируются влияние санкций на развитие высокотехнологичных секторов экономики России, их последствия для экономики в текущем периоде и возможные риски на перспективу, оценивается эффективность проводимых антисанкционных мер в данной сфере. Показано, что преодоление критической импортозависимости в высокотехнологичной сфере является первоочередной задачей, решение которой требует мобилизации собственных усилий в области научно-технологического развития. Предложены основные направления государственной политики, нацеленной на преодоление технологической зависимости, ускорение процессов технологической модернизации в стране, мобилизацию научно-технологического потенциала для разработки и освоения ключевых прорывных технологий.
Ключевые слова: экономические санкции, высокотехнологичные отрасли, импортозависимость, антисанкционная политика, технологическая модернизация, научно-технологическое развитие, научно-технологический потенциал, технологический суверенитет.
DOI: 10.47711/0868-6351-199-54-66
Современный этап развития мировой экономики характеризуется ярко выраженной тенденцией структурной модернизации, связанной с формированием нового технологического базиса, основанного на широкомасштабном использовании ключевых технологий четвертой промышленной революции, которые выступают в качестве важнейшего фактора глобального роста. Переход к таким технологиям видоизменяет воспроизводственные процессы и традиционные производства, ведет к появлению новых секторов экономки и перспективных рынков. Курс на новую индустриализацию превратился в важнейший тренд экономической политики развитых и многих развивающихся стран, стремящихся укрепить свою конкурентоспособность, а научно-технологический фактор развития - в определяющий устойчивость динамики экономического роста.
Для России этот тренд формирует новые вызовы. Становится очевидным, что, оставаясь в парадигме экспортно-сырьевой модели развития, страна практически не имеет шансов вступить на равных в конкурентную борьбу за освоение новых технологий и новых рынков. Это предопределяет необходимость поиска новой модели экономического роста и формирования научно-технологического контура развития российской экономики, определения направлений ее структурных преобразований, способствующих переводу технологического базиса российской промышленности на современную основу, а также наращиванию конкурентных преимуществ страны в разработке и широкомасштабном освоении передовых технологий. Создание конкурентоспособной экономики, составляющей материальную базу национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития, должно определять как стратегические, так и среднесрочные цели экономической политики на предстоящий период. Однако за последние 30 лет России так и не удалось превратить научно-технологический фактор в драйвер экономического роста, несмотря на целый ряд принятых программных документов и стратегий в данной сфере.
Февральские события 2022 г. серьезно обострили необходимость решения этой проблемы в рамках перехода к новой модели развития. Беспрецедентная по масштабам санкционная атака на Россию со стороны Запада формирует для страны
целую систему новых вызовов, причем долгосрочного характера (не оставляя экономике шансов на традиционный быстрый восстановительный отскок), ответы на которые в значительной мере затруднены в силу накопившихся в рамках сложившейся модели развития структурных диспропорций национальной экономики. Санкции ограничивают источники развития, подавляя такие классические драйверы роста как возможность получения доступа к передовым технологиям, повышающим производительность труда, расширение экспортного спроса, частной инвестиционной активности. Возникают риски дальнейшей технологической деградации и попадания экономики в затяжную стагнацию, которые в конечном счете лишают страну экономической основы для увеличения реальных доходов населения и решения назревших задач социального характера.
Все это предопределяет высокую актуальность формирования системных мер со стороны государства по преодолению негативных последствий санкционного давления и созданию предпосылок для выстраивания новой модели развития, опирающейся на инновации и технологический прогресс.
Сужение возможностей технологической модернизации в условиях санкционного давления. Санкции, введенные Западными странами в отношении России -беспрецедентны. «Впервые за последние полвека экстраординарные по масштабам ограничения введены против крупной экономики мира, широко встроенной в глобальные сети связей и выступающей важнейшим поставщиком энергоресурсов на мировые рынки» [1]. На Россию наложено свыше 12 тыс. санкционных ограничений, что превышает масштабы ограничительных мер, введенных против Ирана, более чем в три раза. Как отмечается в [2]: «Никогда прежде санкции против одной страны не демонстрировали столь резкой эскалации в течение считанных месяцев».
Ограничительные меры коснулись, прежде всего, экспорта и импорта продукции, а также валютно-финансовой системы и затронули практически все сферы экономики. Эти ограничения усиливались введенными логистическими санкциями, что привело к проблемам с доставкой грузов, увеличивая ее сроки и транспортные расходы.
Вместе с тем, из всего пакета санкций - санкции, затрагивающие высокотехнологичную сферу, являются наиболее болезненными. Последствия от их введения имеют долгосрочный характер и накопительный эффект. «Основная цель таких санкций - нанести удар по стратегическим отраслям, включая развитие ОПК, высокотехнологичные секторы экономики, затормозить разработку и освоение ключевых технологий четвертой промышленной революции, таких как искусственный интеллект, квантовые вычисления, передовые производственные технологии, в целях снижения конкурентных преимуществ России на формирующихся новых рынках» [3].
Под серьезное санкционное давление попала и научная сфера. Сворачивается сотрудничество в рамках совместных проектов, введены ограничения доступа российских ученых к результатам передовых научных исследований, научному оборудованию, реактивам. Провоцируется отток научных кадров из России, прежде всего, высококвалифицированных исследователей и инженеров, работающих в области перспективных направлений науки, таких как космические технологии, полупроводники, искусственный интеллект, кибербезопасность, современные вычисления, биоинженерия и т.п .1
Санкции предусматривают в первую очередь запрет на поставки в Россию высокотехнологичных товаров - оборудования, комплектующих и технологий. Они коснулись более половины российского импорта из недружественных стран и затронули работу крупных компаний в таких высокотехнологичных и среднетехнологич-
1 URL: https://www.rbc.ru/politics/30/04/2022/626c8d9c9a794733b9a2c066
ных отраслях как авиастроение, судостроение, микроэлектроника, сектор информационно-коммуникационных технологий, автомобилестроение, машиностроение и т. п. Введенные ограничения стали причиной многократных разрывов производственно-технологических цепочек, приостановки отдельных производств, увеличения сроков производства и себестоимости продукции. Санкции существенно затронули авиационную промышленность, где высока доля импортных комплектующих. Уместно напомнить, что даже «Суперджет» российской компании «Сухой» состоит из импортных деталей на 80%. В гражданском судостроении российские верфи получают из Европы судовые двигатели, которым практически нет альтернативы. Введенные ограничения на импорт высокотехнологичного оборудования создают ограничения для функционирования не только высокотехнологичных секторов экономики, но и топливно-энергетического комплекса, снижая эффективность нефтедобычи и нефтепереработки.
Болезненным для отечественной экономики стал уход из России крупных технологических компаний, таких как как Intel, Nokia, Siemens, Ericsson, Hitachi, IBM, Acer, SAP, Oracle и др. На платформах SAP и Oracle по управлению предприятием и базами данных работают российские компании промышленного сектора, включая Газпром, ЛУКОЙЛ, госкорпорации и госорганы. Структуры Росатома в конце 2021 г. закупили услуги по сопровождению работы системы управления предприятием SAP на 776 млн руб. Системными продуктами зарубежных разработчиков также активно пользуется ОАО РЖД. По оценкам аналитиков, в конце 2021 г. доля российского ПО в системах управления организаций не превышала 10%2.
Уход из России таких компаний как Intel, AMD, Cisco, Nvidia создает серьезные проблемы для доступа к работе серверного оборудования, процессорам и ви-деокартам5. В свою очередь, уход компаний Ericsson и Nokia, доля которых на рынке поставщиков сетевого оборудования в России для интернет-провайдеров и систем связи составляла 20% и 30%, соответственно, создает серьезные проблемы для доступа к качественному телеком-оборудованию, что может сказаться на скорости работы Интернета.
Введение порядка лицензирования зарубежных поставок (Foreign Direct Product Rule) со стороны США также является достаточно чувствительным направлением санкционного давления на Россию. Такой порядок обязывает всех зарубежных производителей, использующих американские технологии или оборудование, при поставках в Россию получать специальное разрешение (лицензию). Это создает серьезные ограничения для импорта высокотехнологичной продукции из других - лояльных к России стран, поскольку при ее выпуске, как правило, всегда можно найти отдельные комплектующие, детали или технологии американского происхождения.
Кроме того, под санкционные ограничения попали более полусотни российских государственных и частных компаний, научных организаций и высших учебных заведений, связанных с созданием высокотехнологичной продукции. «Они включены в перечень запрещенных для поставок организаций. Можно предположить, что этот «черный список» будет только расширяться» [3].
Общая характеристика санкций в высокотехнологичной сфере и их влияния на российскую экономику приведена в табл. 1.
Таким образом, санкции в научно-технологической сфере ограничивают производство современной высокотехнологичной продукции, которое невозможно без поставок импортного передового оборудования, компонентов и технологий. «Создание сложных
2 URL: https://www.kommersant.ru/doc/5240275
5 URL: https://workspace.ru/blog/exodus-of-companies/
промышленных продуктов конечного спроса происходит сегодня исключительно на уровне глобальных цепочек с участием тысяч фирм - поставщиков из разных стран» [4].
Таблица 1
Основные санкции, затрагивающие научно-технологическую сферу, и их воздействие на экономику России
Общая характеристика санкций Воздействие на экономику России и риски на перспективу
Запрет на экспорт в Россию технологий, высокотехнологичных товаров и оборудования, способствующих наращиванию военной и технологической мощи Нарушение производственно-технологических цепочек, возникновение рисков остановки производства, возрастания сроков изготовления продукции, сокращения объемов выпускаемой продукции и повышения ее цены. В ряде случаев адаптация экономики к санкционным ограничениям в области поставок высокотехнологичной продукции может происходить только на более низком уровне технологической сложности заменяемой продукции, создавая риски «регрессивной» индустриализации. Особо критичны эти ограничения для сферы микроэлектроники, судостроения, машиностроения, ИТ-сектора, авиастроения и т. п.
Уход крупных иностранных технологических компаний из России Крупные зарубежные технологические компании являлись ключевыми участниками промышленного рынка, прекращение поставок их продукции и услуг крайне негативно может сказаться на работе отдельных отраслей российской экономики и нарушить производственные процессы. Особенно болезненным может оказаться уход из страны крупных западных ИТ-компаний, которые занимали более половины российского рынка, поставляя программное обеспечение и технологическое оборудования для ИТ-сектора
Введение со стороны США лицензирования экспорта в Россию широкого круга продуктов, подконтрольных Бюро индустрии и безопасности (BIS) при Министерстве торговли США (регулятора в области экспортного контроля) Ограничение поставок в Россию не только высокотехнологичных товаров непосредственно американского производства, но и товаров других стран, в которых используются американские технологии. Это создает серьезные препятствия для импорта широкого спектра высокотехнологичной продукции и комплектующих из стран, не поддерживающих санкции
Ограничения на любые сделки с несколькими десятками крупных компаний оборонного и высокотехнологичного сектора России Указанными ограничениями запрещается заключение сделок, оказание финансовой помощи, совершение сделок с новыми ценными бумагами, включая акции, или любые иные формы финансового участия с включенными в санкционный список организациями
Приостановлены научно-технологическое сотрудничество по международным проектам, членство России в ряде международных организаций, введены ограничения доступа к научно-технологической информации, прекращены поставки научного оборудования Научно-технологическая изоляция создает серьезные преграды в проведении научно-исследовательских работ из-за прекращения доступа к импортному оборудованию, комплектующим, реактивам, программному обеспечению, источникам научной информации. Сворачивание научно-технологического сотрудничества ведет к потере значительных финансовых средств, уже вложенных в совместные разработки
Источник: составлено автором.
Как отмечают эксперты ЦБ, «выпадение нескольких звеньев из этой цепочки может парализовать работу всей цепочки. Поэтому даже высокая степень локализации производства может не помочь в случае, если недостающие компоненты уникальны и не могут быть легко заменены на продукцию другого производителя. <.. .> В первую
очередь, страдают высокотехнологичные отрасли, широко использующие современные иностранные технологии; а также отрасли, достигшие высокого уровня цифрови-зации своих бизнес-процессов, рискуют пострадать сильнее других»4.
Преодолеть последствия санкций технологического характера чрезвычайно трудно. В мировой практике положительных примеров в этой области известно немного, среди них можно, пожалуй, выделить Израиль и КНР. Эти страны смогли преодолеть введенные по отношению к ним технологические санкции путем выстраивания собственной инновационной системы «полного цикла», модернизации традиционных отраслей, активного привлечения капиталов из стран, не участвующих в санкциях. В частности, в КНР успех в преодолении последствий технологических санкций во многом был обеспечен благодаря проведению системной экономической и научно-технической политики. Отсутствие притока технологий компенсировалось сначала заимствованиями, потом собственными разработками и расширением сотрудничества с дружественными странами-партнерами5.
Однако санкции, вводимые против Израиля и КНР, не были столь масштабными и системными, как против России. Кроме того, оценивая перспективы противодействия санкционному давлению в технологической сфере, важно учитывать и то, что за последние три десятилетия произошла структурная и технологическая деградация отечественной экономики, в результате которой страна приобрела крайне высокую степень технологической зависимости. В таких условиях при сохранении действующей модели развития с общей сырьевой направленностью адаптировать экономику к санкциям можно только на более низком уровне сложности производственной и продуктовой структуры. В частности, на риски «обратной индустриализации» или индустриализации на основе развития менее передовых технологий в условиях длительного сохранения санкционного давления указывали эксперты Центрального Банка РФ6.
В целях преодоления или смягчения негативных последствий введенных санкций в технологической сфере Правительство РФ в 2022 г. разработало широкий набор мер (табл. 2). Однако все они в основном направлены на то, чтобы удержать на плаву бизнес в текущем периоде, и в целом не в состоянии сдержать падение совокупной производительности и вывести экономику на новые источники экономического роста. Важнейшей проблемой остается поиск путей скорейшего замещения высокотехнологичных товаров и оборудования, узлов и комплектующих, либо через новые каналы импорта, либо через их быструю репликацию или создание своих собственных технологий.
Импортозависимость в технологической сфере. Оценивая уровень импорто-зависимости на внутреннем рынке промышленных товаров, следует отметить, что в ряде отраслей она остается критической: по продукции станкостроения она составляет 60-90%, электронной промышленности - 80-90%, легкой промышленности -70-90%, тяжелого машиностроения - 60-80%, фармацевтической промышленности - 75%. По данным Росстата, импорт машин и оборудования в 2021 г. в стоимостном выражении составил 144,3 млрд долл. (49,2% от всего объема импорта), а экспорт данной группы товаров - 32,6 млрд долл. (6,6% всего его объема)7, что свидетельствует о превращении России в нетто-импортера машин и оборудования различного назначения.
4 Банк России. Бюллетень № 2. Апрель 2022. О чем говорят тренды. Макроэкономика и рынки. С. 11. URL://https://cbr.ru/Collection/Collection/File/40953/bulletin_22-02.pdf
5 О возможностях развития в условиях санкций: некоторые предварительные замечания. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/DB/2022-03sanks.pdf
6 См. сноску 4.
7 URL: https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/26_23-02-2022. html
Таблица 2
Основные антисанкционные меры, направленные на поддержку российских высокотехнологичных компаний и отраслей в целях обеспечения устойчивости экономики страны
Направление поддержки Характеристика поддержки
Поддержка импорта Легализован «параллельный импорт» - ввоз в страну оригинальной продукции из утвержденного перечня без разрешения правообладателя
Введены механизм тарифных преференций (тарифные льготы и нулевые ставки таможенных пошлин) в отношении отдельных видов критического импорта (в том числе товаров для производства электронной продукции), освобождение импортеров критически значимой продукции от обязанности предоставлять обеспечение по уплате таможенных налогов и пошлин
Поддержка импортозаме-щения Запущен онлайн-сервис «Биржа импортозамещения» на базе ГИСП для прямого взаимодействия между российскими производственными компаниями и заказчиками
Упрощены требования для заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами
Частичная отмена прав на интеллектуальную собственность В рамках механизма принудительного лицензирования установлена нулевая процентная ставка компенсации, выплачиваемой правообладателям из недружественных стран при решении использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец без их согласия
Докапитализация фондов Проведена докапитализация Фонда развития промышленности более чем на 100 млрд руб.
Проведена докапитализация региональных фондов развития промышленности на 4,3 млрд руб.
Создание инновационной инфраструктуры Запущена программа поддержки развития инфраструктуры промышленных технопарков, компании-резиденты которых специализируются на выпуске электроники
Расширен механизм поддержки индустриальных парков и технопарков
Поддержка системообразующих предприятий Системообразующим предприятиям и/или их дочерним обществам в сфере промышленности, ИТ, ТЭК и АПК предоставлено льготное кредитование на поддержание текущей деятельности
Системообразующим предприятиям фармацевтической и медицинской промышленности предоставлена дополнительная господдержка - банковские гарантии с льготной ставкой комиссии
Поддержка высокотехнологичного МСБ Высокотехнологичным компаниям малого и среднего бизнеса предоставлено льготное кредитование
Налоговые преференции Применяется механизм льготного налогообложения на большое число проектов по созданию новых технологий для самых разных отраслей
Установлены налоговые льготы и пониженные страховые взносы для организаций радиоэлектронной промышленности и ИТ-отрасли
Поддержка отдельных высокотехнологичных секторов Предоставлено субсидирование для создания малых и средних центров разработки отечественной электроники
Предоставлена грантовая поддержка фармацевтическим компаниям на разработку стандартных образцов жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
Сохранение и развитие кадрового состава работников высокотехнологичных секторов Предоставлено субсидирование программы повышения квалификации специалистов, занимающихся развитием искусственного интеллекта
Для сотрудников аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, предусмотрены льготная ипотека и отсрочка от армии. Для иностранных ИТ-специалистов и членов их семей установлен упрощенный порядок получения вида на жительство.
Источник: составлено автором по данным: Гарант. URL: https://internet.garant.ru; Правительство России. URL: http://government.ru/docs
В отдельных отраслях высока доля импорта в промежуточном потреблении, особенно в производстве высокотехнологичной продукции, которая связана с импортными комплектующими. По оценке Института ВЭБа, наиболее критически зависят
от импорта автомобильная промышленность, фармацевтическая промышленность, микроэлектроника, машиностроение и станкостроение, где доля импорта в промежуточном потреблении составляет более 30% (табл. 3).
Таблица 3
Доля импорта в промежуточном потреблении промышленности, %
Доля импорта
Наименование отрасли в промежуточном потреблении
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 38,8
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 37,0
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий 35,6
Производство резиновых и пластмассовых изделий 31,3
Производство текстильных изделий, одежды, кожи и изделий из кожи 30,5
Производство электрического оборудования 24,5
Производство мебели, прочих готовых изделий 21,1
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 20,7
Производство прочих транспортных средств и оборудования 20,5
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 20,2
Производство химических веществ и химических продуктов 17,6
Производство бумаги и бумажных изделий 17,4
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 15,4
Производство металлургическое 11,8
Производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 11,7
Производство прочей неметаллической минеральной продукции 10,3
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели,
производство изделий из соломки и материалов для плетения 9,2
Производство кокса и нефтепродуктов 2,2
Источник: Российская промышленность XXI века: суверенитет и развитие. Экспертно-аналитический доклад. Институт исследований и экспертизы ВЭБ РФ. май 2022. URL: http://www.inveb.ru/ru/articles-menu/832-rossijskaya-promyshlennost-xxi-veka-suverenitet-i-razvitie
Следует отметить, что еще в 2015 г. были разработаны программы импортозаме-щения по 25 отраслям промышленности, однако их реализация ощутимых результатов не принесла. В период 2015-2020 гг. импортозависимость по промышленным товарам снизилась с 49,0 лишь до 40,0% [5]. В 2020 г. был принят новый стратегический документ в сфере развития промышленности - «Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года», включающая 20 отраслевых стратегий. Однако их установленные целевые ориентиры также не направлены на ускоренное преодоление импортозависи-мости. Так, в Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 г. в рамках базового сценария предусматривается снижение импорта в потреблении станкоинструментальной продукции до 62% по сравнению с 76% в 2020 г.5, а доля электронной продукции, произведенной российскими производителями отрасли в общем объеме внутреннего рынка электроники за аналогичный период возрастет лишь с 52,6 до 59,1%9. В условиях растущих внешних ограничений вряд ли такие незначительные изменения в импортозамещении этих видов продукции за 15-летний период можно считать приемлемыми.
Импортозамещение высокотехнологичной продукции, оборудования и комплектующих предполагает три направления: изменение географии импорта и поиск новых торговых партнеров из дружественных стран; параллельный импорт; локализацию производства импортозамещающей продукции, т. е. собственную разработку продукции.
8 URL: http://static.government. ru/media/files/NyeLKqLhrJrydnGRBm39nHl0hJN0zHzQ.pdf
9 URL: http://static.government.ru/media/files/Qw77Aau6I0SEIuQqYnvR4tGMCy6rv6Qm.pdf
Частично покрывать критический импорт высокотехнологичной продукции и технологий Россия планирует через параллельный импорт, налаживая новые каналы поставок. В частности, принято Постановление Правительства РФ N° 506 от 29 марта 2022 г., разрешающее ввоз в страну необходимой иностранной продукции без согласия правообладателей, перечень которой формируется Минпромторгом РФ [6]. В российском перечне параллельного импорта уже значатся 289 товарных кодов ТН ВЭД ЕАЭС. Вместе с тем, по данным агентства Reuters, продолжается импорт некоторой высокотехнологичной продукции, которую западные производители отказались поставлять в Россию добровольно или из-за санкций. Так, в период с марта по октябрь 2022 г. в страну было ввезено электронных и компьютерных компонентов на 2,6 млрд долл., из которых по меньшей мере на 777 млн долл. - продукция западных компаний'0
Такая схема закупок позволит на определенном этапе восстановить разорванные цепочки поставок и избежать дефицита критически важной продукции, возникшего в ходе введения санкций. Однако параллельный импорт, скорее, мера временного характера, поскольку не решает проблем сервисного обслуживания ввозимой продукции, поставки запасных частей, обновления программного обеспечения. Цена параллельного импорта всегда выше и, кроме того, он сдерживает развитие собственных разработок.
Российский бизнес ищет различные пути замещения запрещенного импорта и делает это довольно успешно. По некоторым оценкам, уже 60% заблокированного импорта из недружественных государств замещено поставками из стран, которые относятся к России более лояльно [7]. Однако найти такую замену можно далеко не всегда, технический уровень этой продукции во многих случаях будет уступать западным аналогам.
В дальнейшем необходимо стремиться к снижению импортозависимости путем расширения локализации производства соответствующей продукции. Особенно важно это для тех направлений, которые обеспечивают рост технологического уровня экономики [8]. Но для этого нужны не только инвестиции, необходимо обладать знаниями и компетенциями соответствующего уровня.
Минпромторгом РФ уже сформирован перечень критических (не производимых в России) комплектующих изделий, в котором 303 позиции. Для создания отечественных аналогов по части из них уже проведены конкурсы, определены исполнители и производители, разработаны соответствующие механизмы поддержки импортозаме-щения, включающие, в частности, увеличение субсидирования реализации инновационной продукции, повышение грантового финансирования разработки конструкторской документации по созданию такого рода продукции в различных отраслях промышленности и т. п. [9]. Целый ряд льготных программ в сфере поддержки импорто-замещения комплектующих и компонентной базы в настоящее время реализуется Фондом развития промышленности. Кроме того, на законодательном уровне введены ограничения на покупку зарубежных товаров при наличии отечественных аналогов.
Успешность преодоления критической импортозависимости в высокотехнологичных отраслях промышленности и восстановления целостности производственных цепочек во многом будет определять экономическую динамику развития страны. Это актуализирует проблемы технологической модернизации и опережающего развития собственной научно-технологической базы инноваций, решение которых связано с обеспечением национального «технологического суверенитета». Этот целевой ориентир сегодня все чаще появляется в стратегических документах государственного уровня. И, хотя пока нет его общепринятого определения, термин «технологический суверенитет», как правило, используется в широком понимании - как способность
10 URL: https://www.rbc.ru/economics/28/12/2022/63aabe4b9a7947304ed06741 Проблемы прогнозирования, 2023, № 4
обеспечивать себя критически важными технологиями, которые позволяют полномасштабно решать социально-экономические задачи, повышать благосостояние и уровень конкурентоспособности страны и быть независимыми от других [10; 11].
Основные составляющие современной научно-технологической повестки. Необходимость серьезной корректировки научной и технологической повестки отмечалась на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (18 июля 2022 г.), где, в частности, вице-премьер Правительства РФ А.Р. Белоусов обозначил актуальность разработки нового верхнеуровнего стратегического документа - Концепции технологического развития до 2030 г.11, который будет охватывать все пространство технологического развития и определять не только актуальные целевые установки, но и перечень задач, механизмов, инструментов, объем финансовых ресурсов и ответственных за достижение этих целей. Работу над новой концепцией предполагается вести в увязке с основными направлениями плана деятельности Правительства РФ до 2030 г.
Не отрицая важность принятия этого документа, определяющего вектор научно-технологического развития в условиях внешних ограничений, следует высказать ряд соображений по его формированию и содержательному наполнению.
Прежде всего, формирование вектора научно-технологического развития должно увязываться не с планом деятельности правительства РФ, а с четким пониманием того, какую экономику мы хотим построить, в рамках какой модели развиваться в перспективе. Эти вопросы должны быть отражены в долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, являющейся базовым документом стратегического планирования, закрепленным ФЗ-172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [12]. Сейчас о разработке такой стратегии в органах государственной власти не упоминают, ссылаясь на большую неопределенность как в геополитике, так и в экономике. Как отмечается в [13]: «Уроки минувших десятилетий российские власти усвоили плохо - они научились преодолевать кризисы и обеспечивать макроэкономическую стабильность, но так и не смогли решить более сложную задачу - вывести экономику на траекторию развития».
Вместе с тем, можно сформулировать ключевые задачи и направления государственной научно-технологической политики в новых условиях развития и для разных временных горизонтов. В среднесрочном периоде первостепенной задачей является технологическая модернизация экономики, преодоление возникших разрывов в производственно-технологических цепочках в условиях введенных санкций, решение проблемы импортозамещения в критически важных отраслях экономики. В долгосрочном периоде стоит задача разработки мощной группы прорывных технологий нового технологического уклада, которые позволят обеспечить технологический паритет с развитыми странами и рост конкурентоспособности российской экономики на новых формирующихся высокотехнологичных рынках.
Общее направление научно-технологической политики должно быть связано с экономизацией технологий - «превращением их в фактор капитализации и создания добавленной стоимости на уровне как страны в целом, так и отдельных корпораций, <...> в фактор роста ВВП»12. В этой связи на первый план выходит задача увязки научно-технологической и промышленной политики в целях развития собственных производств и поиска собственных решений в различных отраслях промышленности с использованием ключевых прорывных технологий, формируемых четвертой промышленной революцией. Ее решению могла бы способствовать разработка нового стратегического документа планирования верхнего уровня, но не
11 иНЬ: Ьпр://^,м,м.кгет1т. ru/events/president/transcripts/deliberations/page/44
12 См. сноску 10.
Концепции, а обновленной Стратегии научно-технологического развития РФ, в рамках которой возможно осуществить увязку научно-технологического развития с целями и задачами реального сектора экономики. Должен быть артикулирован действительный спрос на инновации, необходимые для возрождения технологически емких производств, освоения передовых технологий, формирующих новые рынки.
В рамках обновленной Стратегии научно-технологического развития должны быть сформированы ключевые научно-технологические приоритеты. В первую очередь, они должны быть связаны с преодолением технологической зависимости в критически важных секторах экономики, а также предусматривать мультипликативный эффект развития отраслей, обеспечивать их перевод на новый технологический базис, развитие конкурентоспособных высокотехнологичных производств. При этом, как совершенно справедливо отмечают эксперты ВЭБ, объектами планирования становятся не отрасли, а отдельные технологические направления, например, искусственный интеллект и высокопроизводительные вычисления; квантовые технологии, микроэлектроника, фотоника, робототехника; новые материалы и вещества, биотехнологии [14].
Важным направлением научно-технологической политики должно стать формирование институциональных условий для реализации задач научно-технологического
13
развития и институциональнои «сшивки» научной и производственной деятельности13. В новых условиях высокой неопределенности и ограничений координация задач с разным горизонтом реализации требует нетривиальных подходов и, прежде всего, инструментов планирования для мобилизации усилий и ресурсов на ключевых научно-технологических направлениях [15]. Для преодоления разрывов или выстраивания собственных производственно-технологических цепочек, как отмечает академик В.М. Полтеро-вич, «необходима система индикативного планирования, обеспечивающая экономический рост путем формирования совокупности мегапроектов и программ, согласованных друг с другом и с бюджетом, на основе координации усилий государства, бизнеса и общества на федеральном, региональном и муниципальном уровне» [16].
Высока значимость финансовых инструментов поддержки прорывных научно-технологических и импортозамещающих проектов, системы преференций и налоговых льгот для научно-технологической и инновационной деятельности. Важную роль в поддержке таких проектов должны сыграть финансовые институты развития.
Растущая потребность в собственных разработках определяет новые требования к формированию целостной системы организации научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности, научно-технологической экспертизы, что предполагает не только налаживание организационного взаимодействия, но и единую сквозную систему планирования научной и научно-технической деятельности, а также скорейшее восстановление институтов прикладной науки, обеспечивающих быстрое продвижение научных разработок в производство. Другими словами, необходимо сформировать институциональные условия, обеспечивающие «бесшовное» взаимодействие между институтами, вузами, крупными технологическими компаниями.
Акцентированное внимание должно быть обращено на восстановление институтов прикладной науки. В настоящее время основной потенциал прикладных и инженерных исследований и разработок сосредоточен в государственных научных центрах (ГНЦ), число которых составляет 44. Несмотря на то, что ГНЦ - это лишь 1% организаций, выполняющих исследования и разработки, на их долю приходится 20% внутренних затрат по стране на прикладные исследования и разработки [17]. Однако они пока слабо вовлечены в создание крупных научно-технологических проектов.
13 URL: www.government.ru/news/47595 Проблемы прогнозирования, 2023, № 4
Прикладными научными исследованиями сегодня также занимаются крупные госкорпорации и компании с государственным участием. И, хотя в отдельных традиционных отраслях они добились высоких результатов в сфере разработки и внедрения технологий, по ряду важнейших направлений пока наблюдается серьезное отставание. В первую очередь это касается технологий микроэлектроники, космических и энергетических технологий [17]. Такие компании наряду с ГНЦ следует сориентировать на решение перспективных научных задач и проекты в сфере замещения критического импорта путем создания новых инструментов поддержки и разработки соответствующих корпоративных программ.
В условиях растущего санкционного давления научно-технологическая политика страны должна быть направлена на укрепление собственного научно-технологического потенциала. Прежде всего, речь идет об увеличении кадрового потенциала, который в последние два десятилетия постоянно сокращался, а также о повышении его профессионального уровня. По численности исследователей на 10000 занятых Россия отстает от таких стран, как Южная Корея, Швеция и Дания почти в три раза, от США и Германии - в два раза [18].
Для сокращения отставания следует наращивать уровень финансирования науки в стране. Необходимо преодолеть разрыв в уровне расходов на НИОКР в расчете на одного исследователя. По этому показателю Россия в 2021 г. уступала США в четыре раза, а Франции, Италии и Южной Корее в два. За последние два десятилетия показатель внутренних расходов на исследования и разработки в ВВП России не подымался выше 1,2%. Аналогичный показатель в США уже перешагнул 3% рубеж, а в Южной Корее и Израиле превысил 4,5%. [19].
Решение этой задачи требует серьезных инвестиций в сферу НИОКР, повышения внутренних затрат на науку до 2% ВВП, причем не в долгосрочной перспективе, а уже в 2025-2026 гг. При этом, как оценивают эксперты ИНП РАН, увеличение внутренних затрат на НИОКР на 1% ВВП в текущих условиях сможет компенсировать выпадение затрат на результаты НИОКР, поступавших по импорту [20].
* * *
Перечисленные направления - это лишь часть антисанкционной политики, необходимой для мобилизации научно-технологического комплекса России на преодоление технологической зависимости и восстановление производственно-технологических цепочек. Их реализация позволит не только продвинуться в решении проблемы снижения импортозависимости страны, но и создаст предпосылки для разработки и освоения ключевых технологий формирующегося технологического уклада, обеспечивающих конкурентоспособность и технологическую безопасность страны в будущем.
Литература / References
1. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Россия в условиях санкций: пределы адаптации // Вестник Института экономики РАН. 2022. № 6. С. 52-67. [Smorodinskaya N.V., Katukov D.D. Russia Under Sanction: Limits of adaptation // The Bulletin ofthe Institute of Economics ofthe Russian Academy ofSciences, 2022. No. 6. Рр. 52-67. (In Russ.)]
2. Афонцев С.А. Политические парадоксы экономических санкций //Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 3 (55). С. 193-198. [Afontsev S.A. Political paradoxes of economical sanction // Journal of New Economic Association. 2022. No. 3 (55). Рр. 193-198. (In Russ.)]
3. Ленчук Е.Б. Научно-технологическое развитие России в условиях санкционного давления // Экономическое возрождение России. 2022. № 3 (73). С. 52-59. [Lenchuk E.B. Scientific and Technology Development of Russia Under Sanctions Pressure // The Economic Revival of Russia. 2022. No. 3 (73). Рр. 52-59. (In Russ.)]
4. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Влияние глобальных стоимостных цепочек на национальные экономические системы и вызовы для российской экономической политики // Общественные науки и современность. 2017. № 4. С. 27-33. [Smorodinskaya N.V., Katukov D.D. The Impact ofGlobal Value Chains ofNational Economic Systems and Emerging Challenges for Russian Economic Policy // Social Science and Contemporary Worlds. 2017. No. 4. Рр. 27-33. (In Russ.)]
5. Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р). URL://http://static.government.ru/media/files/Qw77Aau6IOSEIuQqYnvR4tGMCy6rv6Qm.pdf [Consolidated strategy for the development of the manufacturing industry of the Russian Federation until 2024 and for the period until 2035 (approved by Decree of the Government of the Russian Federation of June 6, 2020. No. 1512-r). (In Russ.)]
6. Постановление Правительства РФ № 506 от 29 марта 2022 г. «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы». URL: http://govern-ment.ru/docs/44987/ [Decree of the Government of the Russian Federation No. 506 dated March 29, 2022 «On goods (groups of goods) in respect of which certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the pro-tection of exclusive rights to the results of intellectual activity expressed in such goods, and the means of individualization by which such goods are marked» (In Russ.)]
7. Кувалин Д.Б. Российская экономика в условиях жестких внешних санкций: проблемы, риски и возможности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 6. С. 79-93. [Kuvalin D.B. Russian economy under tough external sanctions: Problems, risks and opportunities // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2022. No. 15 (6). Рр. 79-93. (In Russ.)]
8. Ленчук Е.Б. Импортозамещение в Союзном государстве: направления эффективного взаимодействия России и Беларуси // Россия и современный мир. 2022. № 4. С. 6-22. [Lenchuk E.B. Import Substitution in the Union State: Directions for Effective Cooperation between Russia and Belarus // Russia and the Contemporarily World. 2022. No. 4. Рр. 6-22. (In Russ.)]
9. Постановление Правительства РФ от 31.03.2022. № 522 (ред. от 14.04.2022.) «О внесении изменений в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Агентство по технологическому развитию» на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности». URL: //http://www.consultant.ru/docment/cons_doc_LAW_413684/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9 cf4994ee5633b/?ysclid=l9nud4x0dj957507341 [Decree of the Government of the Russian Federation No. 522 dated March 29, 2022 «On introducing amendments to the Rules for granting subsidies from the federal budget to the autonomous non-profit organization «Agency for Technological Development" to support projects that provide for the development of design documentation for components required for industries» (In Russ.)]
10. Чернышенко Д. Окно возможностей: как Россия будет достигать технологического суверенитета. Доклад на пленарной сессии IX Международного форума технологического развития «Технопром-2022». URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/okno-vozmozhnostey-kak-rossiya-budet-dostigat-tekhnologicheskogo-suvereniteta [Chernyshenko D. Window of opportunity: how Russia will achieve technological sovereignty. Report at the plenary session of the IX International Technological Development Forum «Tech-noprom-2022». (In Russ.)]
11. Беседы об экономике. ВЭО России. Том XI /ред. С.Д. Бодрунов. М., Институт нового индустриального развития им. С.Ю. Витте. 2022. 363 с. [Conversations about Economy. The Free economic society of Russia. Vol. XI/ed. Bodrunov S.D. M., Institute of new industrial development. S.Yu. Witte. 2022. 363 p. (In Russ.)]
12. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014. № 172-ФЗ. URL: //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ [Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation» dated June 28, 2014 N172-FZ. (In Russ.)]
13. Цветков В.А. Окно возможностей в новой реальности // Экономическое возрождение России. 2022. № 3 (73). С. 29-36. [Tsvetkov V.A. Window of Opportunity in New Reality // Economic Revival of Russia. 2022. No. 3 (73). Рр. 29-36. (In Russ.)]
14. Российская промышленность XXI века: суверенитет и развитие. Экспертно-аналитический доклад. Институт исследований и экспертизы ВЭБ, 2022. 51 c. URL: http://www.inveb.ru/ru/articles-menu/832-ros-sijskaya-promyshlennost-xxi-veka-suverenitet-i-razvitie [Russian Industry of the 21st Century: Sovereignty and Development. Expert-analytical report, VEB Institute, 2022. 51 p. (In Russ.)]
15. Сапир Ж. Экономическое планирование: ренессанс забытой практики и возможности для России // Эксперт. 2023. № 4. С. 58-63. [Sapir J. Economic planning: a renaissance of forgotten practices and opportunities for Russia //Expert. 2023. No. 4. January 23-24. Pp. 58-63. (In Russ.)]
16. Полтерович В.М. Еще раз о том, куда идти: к стратегии развития в условиях изоляции от Запада //Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 3 (55). С. 238-244. [Polterovich V.M. Once again about where to go: Toward to development strategy in isolation from West // Journal of New Economic Association. 2022. No. 3 (55). Pp. 238-244. (In Russ.)]
17. Клепач А.Н., Водоватов Л.Б., Дмитриева Е.А Российская наука и технологии: взлет или прогрессирующее отставание // Проблемы прогнозирования. 2022. № 6 (195). С. 76-93. [Klepach A.N., Vodovatov L.B., Dmitrieva E.A Russian Science and Technology: Rise or Progressive Lag // Problemy Prognozirovaniya. 2022. No. 6 (195). Pp. 76-93. (In Russ.)]
18. Наука, технологии и инновации в России. 2022. Краткий стат. сб. М., ИПРАН РАН. 2022. 132 с. [Science, Technology and Innovations 2022, Brief statistical collection. M., IPRANRAN. 2022.132p. (In Russ.)]
19. Гохберг Л.М., Дитковский К.А., Коцемир М.Н. и др. Индикаторы науки: 2022. Cтат. c6. М., НИУ ВШЭ. 2022. 400 с. [Gokhberg L.M., Ditkovskii K.A., Kotsemir M.N. et al.; National Research University Higher School of Economics. M., HSE. 2022. 400p. (In Russ.)]
20. Широв А., Гусев М. Импортозамещение: стратегия и тактика успеха // Эксперт. 2022. № 27. С. 56-59. [Shi-rov A., GusevM. Import substitution: strategy and tactics of success //Expert. 2022. No. 27. Pp. 56-59. (In Russ.)]
Статья поступила в редакцию 13.02.2023. Статья принята к публикации 14.03.2023.
Для цитирования: Е.Б. Ленчук. Технологическая модернизация как основа антисанкци-онной политики // Проблемы прогнозирования. 2023. № 4 (199). С. 54-66. DOI: 10.47711/0868-6351-199-54-66
Summary
TECHNOLOGICAL MODERNIZATION AS A BASIS FOR THE ANTI-SANCTIONS POLICY
E.B. LENCHUK, Doct. Sci. (Econ.), Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Abstract: The article analyzes the impact of sanctions on the development of high-tech sectors in the Russian economy, their consequences for the economy at present and possible risks for the future and evaluates the effectiveness of ongoing anti-sanctions measures in this area. It is shown that overcoming the critical import dependence in the high-tech sphere is a priority task, the solution of which requires mobilizing the country's own efforts in the field of scientific and technological development. Proposals are presented for main directions of state policy aimed at overcoming technological dependence, accelerating the processes of technological modernization in Russia as well as mobilization of scientific and technological potential for the development and implementation of key breakthrough technologies.
Keywords: economic sanctions, high-tech industries, import dependence, anti-sanctions policy, technological modernization, scientific and technological development, scientific and technological potential, technological sovereignty.
Received 13.02.2023. Accepted 14.03.2023.
For citation: E.B. Lenchuk. Technological Modernization as a Basis for the Anti-Sanctions Policy // Studies on Russian Economic Development. 2023. Vol. 34. No. 4. Pp. 464-472. DOI: 10.1134/S107570072304010X