2019. - № 11 (177). - С. 243-247
5. Минеева О. А. Особенности дистанционного курса по иностранному языку в условиях смешанного обучения в вузе / О.А. Минеева, С.Е. Цветкова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020.- No. 4.- С.24-31.
6. Назарова, Г. Применение технологий смешанного обучения в процессе профессиональной подготовки по иностранным языкам в вузе / Г. Назарова, Л. Назамиева // Филология и культура, - 2020. - № 2 (60). - С. 236-240.
7. Кравцов Сергей. Мы не заменим традиционную школу дистанционным обучением / Сергей Кравцов // Минпросвещения России : [сайт]. -URL: https://edu.gov.ru/press/2376/sergey-kravcov-my-ne-zamenim-tradicionnuyu-shkolu-distancionnym-obucheniem/ (дата обращения: 03.02.2021)
8. Revera J.L. Blended Learning-Effectiveness and Application in Teaching and Learning Foreign Languages / J.L. Revera // Open Journal of Modern Linguistics. - 2019. - Vol. 9., No. 2. - P. 129144.
REFERENCES
1. Alekseeva, E.A. and Buryakova, S.Iu. (2020), "Blended foreign language learning with increased online component: hybridization strategies and educational technologies", Modern linguistic and methodical and didactic researches, No. 4 (48), pp. 75-87.
2. The State Duma introduced a bill on distance education (2020), "The State Duma introduced a bill on distance education", available at: https://pravo.ru/news/221814/ (accessed 3 February 2021).
3. Goltsova, T.A. and Smolina, L.V. (2020), "Theory and practice of applying blended learning in english class with international students",Modern high technologies, No. 7, pp. 141-145.
4. Lutsenko, N.O. (2019), "Advantages and risks of introducing modern information technologies into the higher education system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 11 (177), pp. 243-247.
5. Mineeva, O.A. and Tsvetkova, S.E. (2020), "Features of the university foreign language distance course in the blended learning conditions", Vocational Education and Labour Market, No. 4, pp. 2431.
6. Nazarova, G. and Nazamieva, L. (2020), "Implementing blended learning technologies in the course of foreign language professional education at higher education institutions", Philology and culture, No. 2 (60), pp. 236-240.
7. Kravtsov S. (2020), "We will not replace the traditional school with distance learning", available at: https://edu.gov.ru/press/2376/sergey-kravcov-my-ne-zamenim-tradicionnuyu-shkolu-distancionnym-obucheniem/ (accessed 3 February 2021).
8. Revera, J.L. (2019), "Blended Learning-Effectiveness and Application in Teaching and Learning Foreign Languages", Open Journal of Modern Linguistics, Vol. 9, No. 2, pp. 129-144.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2021
УДК 796.332:378.18
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ У ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД РАЗЛИЧНОГО ИГРОВОГО АМПЛУА
Николай Дмитриевич Лысаков, доктор психологических наук, профессор, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); Константин Викторович Троянов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, г. Москва; Роман Борисович Краснов, доцент, Пензенский государственный университет; Наталья Владимировна Кириллова, старший преподаватель, Московский архитектурный институт
Аннотация
Цель исследования - определить количественные параметры технико-тактической подготовленности футболистов студенческих команд. Методика и организация исследования. Для опре-
деления технико-тактической подготовленности футболистов студенческих команд применяли хронометраж игры. Исследование проводилось в 2017 году, анализировалось 12 игр студенческой футбольной команды, в которых принимали участие 23 спортсмена в возрасте 18-23 года. Результаты исследования. В ранжированном виде представлены усреднённые и индивидуальные показатели объёма и надёжности выполнения ТТД футболистами различного игрового амплуа в условиях соревнований. Это даёт возможность объективно проводить сравнение надёжности игры при разнонаправленном изменении других компонентов технико-тактической подготовленности, позволяет по времени участия спортсмена в игре рассчитать минутный показатель индивидуального вклада. Для решения тактических задач рассчитан суммарный метраж скоростной работы футболистов различного игрового амплуа. Вывод. Для продуктивной соревновательной деятельности футболистов различного игрового амплуа важно решать специфические технико-тактические задачи, сочетая с надёжной техникой владения мячом и высоким уровнем двигательной активности в течение всего матча.
Ключевые слова: техника, тактика, двигательные действия, футболист, студенческая команда, скоростные способности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p250-254
TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS FOR STUDENT'S FOOTBALL TEAMS PLAYERS OF DIFFERENT PLAYING ROLES
Nikolay Dmitrievich Lysakov, the doctor of psychological science, professor, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow; Konstantin Viktorovich Troyanov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow; Roman Borisovich Krasnov, the senior lecturer, Penza State University;
Natalia Vladimirovna Kirillova, the senior teacher, Moscow Architectural University
Abstract
The purpose of the study is to determine the quantitative parameters of the technical and tactical readiness of football players of student teams. Research methodology and organization. To determine the technical and tactical readiness of football players of the student teams, the timing of the game was used. The study was conducted in 2017, it analyzed 12 games of the student football teams, in which 23 athletes took part, aged 18-23. Research results. In the ranked form, there are averaged and individual indicators of the volume and reliability of the performance of technical and tactical actions (TTA) by football players of different playing roles in competition conditions. This makes it possible to objectively compare the reliability of the game with multidirectional changes in other components of technical and tactical readiness; it allows calculating the minute indicator of the individual contribution, based on the time of the athlete's participation in the game. To solve tactical problems, the total footage of high-speed work of football players of different playing roles was calculated. Conclusion. For the productive competitive activity of football players of different playing roles, it is important to solve specific technical and tactical problems, combining them with a reliable ball handling technique and a high level of physical activity throughout the match.
Keywords: technique, tactics, motor actions, football player, student team, speed abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Содержательной основой соревновательной деятельности футболистов различного игрового амплуа являются технико-тактические действия, выполняемые в процессе игры, которые характеризуются количественными и качественными показателями [1, 3, 6, 8], Первые соотносятся с объёмом выполняемых технико-тактических действий в ходе игры, а вторые - с надёжностью их исполнения [2, 4]. Успешность реализации технико-тактических действий зависит от определённого уровня развития скоростных способностей, проявляющейся в различных формах бега и перемещений в процессе игры [2, 5, 7]. Решение данной проблемы и обусловило актуальность данной работы.
Цель исследования - определить количественные параметры технико-тактической подготовленности футболистов студенческих команд.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения технико-тактической подготовленности футболистов студенческих команд применяли хронометраж игры. Исследование проводилось в 2017 году, анализировалось 12 игр студенческой футбольной команды РГСУ, которых принимали участие 23 спортсмена в возрасте 18-23 года.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для выявления объективной оценки игровой деятельности футболистов необходимо, с одной стороны, определить количественно-качественные показатели используемых ими технико-тактических действий, а с другой стороны, выявить объёмы выполняемой в процессе игры скоростной и скоростно-силовой работы. Для изучения игровой деятельности футболистов студенческих команд недостаточно выявления одного лишь количе -ственного соотношения использованных способов ТТД, но и обязательным условием необходимо дополнительно оценить надёжность этих показателей.
. Для удобства изложения примем единую систему описания материала, при которой вначале раскрывается процентное соотношение всех выполняемых действий (V, %), а затем качественное выполнение ТТД (Кн, %). В ранжированном виде представлены усреднённые показатели объёма и надёжности выполнения ТТД футболистами различных игровых амплуа в условиях соревнований..
В игре вратари из всего объёма ТТД чаще всего использовали выбивание мяча с рук (30,2±7,3%), ловлю мяча (28,9±8,2%) и вбрасывание мяча рукой (22,2±9,4%). Надёжность выполнения ТТД у игроков данного амплуа: выбивание с грунта - 92,1±1,1%, ловля мяча - 90,8±1,5%, бросок мяча рукой - 91,4±4,4%, выбивание с рук - 69,8±16,8%, отбивание мяча кулаком - 75,0±35,4%, перехват - 66,7±7,2%. Усреднённый показатель коэффициента надёжности по всем ТТД вратарей составлял 79,5±6,6% и это самый высокий показатель среди всех игровых амплуа.
В игре крайних защитников чаще всего применялись короткие передачи (32,2±5,5%), перехваты (18,4±3,9%), единоборство за мяч внизу (15,2±3,1%). Наиболее надёжными техническими приёмами являются ведение (86,2±2,6%), затем следуют обводка (81,7±17,3%) и короткие передачи (80,6±4,1%). Усреднённый показатель коэффициента надёжности ТТД у крайних защитников составил 74,3±5,2%, это второй показатель среди полевых игроков.
В игре центральных защитников чаще всего применяются короткие передачи (35,6±5,7%) и перехваты мяча (22,0±6,8%). У игроков данного амплуа имеются следующие показатели надежности ТТД: ведение мяча составляет 90,7±1,8%,, обводка -80,6±11%, короткие передачи - 72,6±5,4%, игра головой - 71,4±15,2%, удары по мячу ногой в створ ворот - 58,8±30,9%. Усреднённый показатель коэффициента надёжности ТТД у центральных защитников равен 71,7±5,7%.
В игре крайних полузащитников преобладают короткие передачи (31,5±5,9%), единоборство за мяч внизу (26,9±5,6%), ведение (15,9±2,9%) и перехваты мяча (11,8±2,3%). Коэффициенты надёжности выполнения ТТД составляли такие показатели: ведение -83,6±2,3%, короткие передачи - 82,8±4,9%, обводка - 80,3±7,7%, длинные передачи -66,6±7,8%, игра головой - 64,3±13,7%, средние передачи - 56,6±10,8%, удары по мячу головой и ногой в створ ворот - соответственно 55,6±13,5% и 51,7±17,4%. 35,2±16,8%. Средний показатель коэффициента надёжности для крайних полузащитников составил 65,4±3,6%.
В игре центральных полузащитников наиболее часто применялись короткие передачи - 30,9±5,8% и единоборства за мяч внизу - 15,0±4,9%. Наиболее надёжными были ведение мяча - 90,4±2,3%, обводка - 80,9±6,1% и короткие передачи - 74,8±4,8%, Обобщенный показатель коэффициента надёжности по всем ТТД для центральных полузащитников равен 71,0±5,7%.
В объёме ТТД игроков нападения преимущество имеют короткие передачи -29,0±13,8%, единоборства за мяч внизу - 18,1±4,6%, ведение - 12,8±4,3%, обводка -9,4±2,7%, перехват - 9,1±4,6%. Наиболее надёжными техническими приёмами были ведение мяча - 90,7±3,1%, обводка - 84,4±8,3% и короткие передачи - 76,5±6,6%. Общий показатель коэффициента надёжности по всем ТТД для нападающих составляет 63,0±5,2%, это самый низкий показатель среди полевых игроков.
Игроки нападения чаще других амплуа выполняли короткие передачи, единоборство за мяч внизу, ведение, обводку, перехват и средние передачи, а наиболее надёжно -ведение, обводку, короткие передачи, игру головой, удары по мячу ногой и головой в створ ворот, а также длинные передачи.
Усреднённые показатели объёма ТТД полевых игроков свидетельствуют, что они в целом чаще всего применяют короткие передачи - 30,4±1,6%, единоборства за мяч внизу - 15,8±1,6%, перехват мяча - 14,8±5,3%, ведение - 10,7±2,4%. Надёжность выполнения ТТД полевыми игроками составляет в ведении мяча - 90,9±1,6%, обводке - 84,4»2,7%, коротких передачах - 81,7±3,0%, игре головой - 70,2±4,2%, длинных передачах -58,3±5,9%, ударах по мячу головой в створ ворот - 55,3±3,8%, средних передачах -54,4±4,9%, ударах по мячу ногой в створ ворот - 53,1±4,5%. Самый низкий показатель в единоборствах за мяч вверху и внизу - соответственно 43,5±8,6% и 36,3±3,2%. Усреднённый показатель надежности ТТД полевых игроков составляет 69,5±2,6%.
Практика свидетельствует о том, что во многих случаях показатели объёма и надёжности выполнения ТТД в условиях соревновательной деятельности усредненном виде недостаточны. Для этого необходим расчёт показателей индивидуального вклада (ПИВ) футболиста, который даёт возможность объективно проводить сравнение надёжности игры при разнонаправленном изменении других компонентов технико-тактической подготовленности. Кроме этого, данный параметр позволяет по времени участия спортсмена в игре рассчитать минутный показатель индивидуального вклада (МПИВ).
Сравнительный анализ показателей индивидуального вклада футболистов различных игровых амплуа позволил установить, что наиболее успешно в матчах действовали крайние и центральные защитники - 7,9±1,2 усл. ед. и 7,7±1,0 усл. ед. Несколько ниже этот показатель у крайних полузащитников - 7,1±0,4 усл. ед., вратарей - 6,9±0,8 усл. ед. и центральных полузащитников - 6,5±0,6 усл. ед., а наименее надёжно ведут игру нападающие - 4,6±0,4 усл. ед. Среднекомандный показатель индивидуального вклада игроков равен - 6,8±1,2 усл. ед.
Для продуктивного решения тактических задач, наряду с эффективным и надёжным владением техникой, большое значение имеет уровень скоростной двигательной активности футболистов во время матча. Показатели усреднённого уровня скоростной двигательной активности футболистов различного игрового амплуа представлен нами: центральные полузащитники - 650±74 м, крайние защитники - 544±73 м, крайние полузащитники - 503±40 м, нападающие - 493±51м., центральные защитники - 448±63 м. Среднекомандный показатель у полевых игроков равен 527±76 м. Низкий показатель скоростной двигательной активности выявлен у вратаря - 118±43 м, что характеризует его как неспецифический для этого игрового амплуа.
ВЫВОД. Для продуктивной соревновательной деятельности футболистов различного игрового амплуа важно решать специфические технико-тактические задачи, сочетая с надёжной техникой владения мячом и высоким уровнем двигательной активности в течение всего матча.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аленуров Э.А. Мини-футбол - эффективное средство повышения физической и умственной работоспособности студентов / Э.А. Аленуров, А.А. Акимов, В.В. Беляев // Инноватика физической культуры и спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва, 2020. - С. 58-60.
2. Герасименко А.П. Основы технико-тактического мастерства юных футболистов : учебно-методическое пособие / А.П. Герасименко. - Волгоград : Волг. гос. акад. физ. культуры, 2006. -92 с.
3. Карпов В.Ю. Содержание технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта / В.Ю. Карпов, Р.Е. Петрунин, А.В. Родин // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2011. - № 4 (18). - С. 271-273.
4. Кудинова, В.А. Модели управления качеством физкультурно-спортивной деятельности в субъектах Российской федерации (на примере Волгоградской области): монография / В.А. Кудинова. - Волгоград : ВГСХА, 2012. - 255 с.
5. Особенности применения копинг-стратегий в любительском футболе / А.С. Болдов,
A.В. Гусев, В.И. Шарагин, А. Д. Калинин, М.Н. Комаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 322-326.
6. Портнов, Ю.М. Теоретические и научно-методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Портнов Юрий Михайлович. - Москва, 1989. - 51 с.
7. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена /
B.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.
8. Характеристика технико-тактических действий футболиста защитника в атаке / С.В. Филатов, Э.А. Аленуров, И.С. Погосова // Физическая реабилитация и спорт в рекреации и туризме: материалы I Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Электронный ресурс. - Москва, 2019. - С. 203-204.
REFERENCES
1. Alenurov, E.A., Akimov, A.A. and Belyaev, V.V. (2020), "Mini-football is an effective means of increasing the physical and mental performance of students", Innovatics of physical culture and sport, materials of All-Russian science and practice conference with international participation, Moscow, pp. 58-60.
2. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Sharagin, V.I., Kalinin, A.D. and Komarov, M.N. (2018), "Features of application of coping strategies in amateur football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 166, No. 12, pp. 322-326.
3. Gerasimenko, A.P. (2006), Fundamentals of technical and tactical skills of young footballers: training manual, Volgograd.
4. Karpov, V.Yu., Petrunin, R.E. and Rodin, A.V. (2011), "The content of the technical training of athletes in team sports", Bulletin of Sochi State University of Tourism and Resort Business, Vol. 18, No. 4, pp. 271-273.
5. Kudinova, V.A. (2012), Models of quality management of sports and sports activities in the Russian Federation (on the example of the Volgograd region): monograph, Volgograd.
6. Portnov, Yu.M. (1989), Theoretical and methodological basis ofpreparation of the qualified athletes in team sports, dissertation, Moscow.
7. Sharagin, V.I., Karpov, V.Yu., Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Personality self-assessment as defining factor of athlete's motivation sphere", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.
8. Filatov, S.V., Alenurov, E.A. and Pogosova, I.S. (2019), "Characteristics of the technical and tactical actions of a defensive player in attack", Physical rehabilitation and sport at the recreation and tourism, materials of I All-Russian science and practice conference of youth scientists, Moscow, pp. 203204.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 20.03.2021
УДК 796.011.3
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Магомед Шахбанович Магомедов, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва