ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ФИРМЫ «КАТЕРПИЛЛАР»
И.Н. НАЗАРЕНКО, ст. преп. кафедры экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности
Компания «Катерпиллар» является в настоящее время крупнейшим в мире производителем горнодобывающей, дорожностроительной и лесозаготовительной техники, а также дизельных и газовых поршневых двигателей.
За последние два года номенклатура лесозаготовительных машин была существенно расширена за счет разработки новых машин и приобретения компаний, производящих эту технику.
В последнее время компания «Катерпиллар» через дилерскую фирму ООО «Цеппелин Русланд» начала активно внедрять на российский рынок лесозаготовительную технику.
Учитывая, что новая номенклатура лесозаготовительной техники «Катерпиллар» включает такие машины как харвестеры и форвардеры, которые в России не применялись, стал вопрос о возможности эффективного использования данной техники в условиях северо-запада России (Ленинградская область, Республика Карелия, Республика Коми и ряд других областей).
Данная работа предусматривает определение экономической целесообразности и возможности применения лесозаготовительной техники «Катерпиллар», работающей на заготовке леса по сортиментной технологии по двум схемам:
Первая схема: Харвестер + Форвард ер.
Валка леса, обрезка сучьев и раскряжевка хлыстов на сортименты производится многооперационной машиной харвестер С АТ-580.
Сбор сортиментов, их подсортировка, вывозка из лесосеки к автомобильной лесовозной дороге и укладка их в штабели у автодороги производится Форвардером САТ 574.
Среднее расстояние трелевки составляет до 500 метров.
Машинная заготовка производится в две смены.
Вторая схема: Форвардер + вальщики с бензопилами
Валка леса, обрезка сучьев и раскряжевка хлыстов на сортименты производится вальщиками с бензопилами типа «Штиль» или «Хюскварна».
Сбор сортиментов, их подсортировка, вывозка из лесосеки к автомобильной лесовозной дороге и укладка их в штабели у автодороги производится форвардером САТ-574.
Производительность вальщиков составляет 10 м3 в смену. Режим работы вальщиков 250 дней в одну смену. Форвардер работает в две смены.
Технико-экономическое обоснование составлено на основе организации производства по заготовке и реализации продукции на базе основных лесозаготовительных машин фирмы «Катерпиллар» по вышеуказанным двум технологическим схемам.
Вывозка древесины из штабелей у лесовозных дорог до погрузочного пункта (нижнего склада) осуществляется автопоездом-сортиментовозом типа МАЗ (Урал) с полуприцепом грузоподъемностью до 30 т и полной максимальной полезной загрузкой до 35 м3, оснащенным гидроманипулятором.
Вывозка осуществляется в две смены.
Годовой эффективный фонд рабочего времени при двухсменной работе, расстоянии вывозки 50 км и учетом периода распутицы составляет 2930 часов.
В расчете предусматривается, что автолесовозы будут взяты в аренду за плату у действующего предприятия, на которых будут работать водители подразделения.
Погрузка авто лесовоза производится гидроманипулятором, выгрузка автолесовоза
- краном на нижнем складе.
На нижнем складе производится хранение и отгрузка древесины в железнодорожный транспорт.
В расчете предусмотрено, что указанные работы будут осуществляться на существующих мощностях за арендную плату своими рабочими.
Производительность автолесовоза определяется по формуле
(495 - К^поЖг
Пч
120[ — + — + —
V vi V2 уз
+ Тг + Тъ
8,2
где 495 - продолжительность смены, мин;
К\ - подготовительно-заключительное время
на смену, равное 20 мин;
бпол - полезная нагрузка на автопоезд;
Кг - коэффициент, учитывающий потери рабочего времени, равный 0,9;
1\> Ь, /з ~ протяжение участков дороги (магистралей, веток, усов или участков с двух- или однополосым движением, с различным покрытием и т.п.), км;
Тг, Тъ - время пребывания поезда на погрузочном пункте и нижнем лесоскладе, мин.
______(495-20) *30 *0,9
Пч
Г (38 10 2 ^
120 — Н ^ + 60 + 25
^35 28 12 j
= 5,5.
8,2
Годовая производительность составит
о
16 тыс. м в год при двухсменной работе.
Потребность в автолесовозах при транспортировке 48 тыс. м3 древесины в год составит 3 автомобиля типа МАЗ (Урал) с гидроманипулятором, которые как было указано выше предусматривается в расчете взять в аренду.
Потребность в возможном увеличении объема вывозки в зимний период может покрываться за счет увеличения сменности работы автомобилей и работ в выходные дни. С этой целью на зимний период увеличивается штат водителей автолесовозов.
На нижнем складе производится выгрузка сортиментов из автомобилей, их шта-
белевка и последующая погрузка в железнодорожный или иной транспорт. .
Для выполнения этих операций потребуется 3 человека.
Ремонт и обслуживание техники будет проводиться рабочими по ремонту и водителями. За арендную плату будет арендоваться ремонтный участок.
Стоимость аренды и услуг за пользование оборудованием нижнего склада, ремонтным участком и другого учтены в расчете как оплата услуг.
По данным фирмы производителя производительность машин харвестера и форвардера составляет: Харвестер С АТ-5 80
- 30 м3 за 1 час чистого рабочего времени при объеме хлыста 0,3 м3.
Если принять, что средний объем хлыста составит 0,25 м3, таким образом, производительность форвардера за 1 час чистого рабочего времени составляет 25 м3.
Производительность форвардера САТ-574 за 1 час чистого рабочего времени при дальности вывозки до 500 м составляет 30 м3. Работа на харвестерах и форвардерах предусматривается круглогодично в две смены, т.е. 250 дней в году в две смены.
Учитывая, что в зимний период осуществляется больший объем заготовки, так как требуется меньшее строительство лесозаготовительных дорог для вывозки древесины, предприятия в зимний период, переходят на работу на 6-ти дневную рабочую неделю и 7-ми часовой рабочий день, в летний период -на 5-ти дневную рабочую неделю и 8-ми часовой рабочий день.
Количество рабочих часов составит: в зимний период при двухсменной работе (5 месяцев) - 1680 часов; в летний период, с учетом периода распутицы и отпусков, (6 месяцев) -2020 часов; общее количество рабочих часов в год при работе в две смены - 3700 часов.
Учитывая, что заготовка древесины будет проводиться, в основном, в лесах II группы, то переезд на следующую делянку будет производиться 2-3 раза в месяц.
Эффективное время работы машин на делянках составит 0.8 от общего рабочего времени или 3000 часов.
Учитывая подготовительное время для приемки машины и перерывы в работе (около 10 минут в час), эффективное время работы составит 2500 часов.
Коэффициент технической готовности составляет (по данным фирм) - 0.8.
Чистое время работы машин составит - 2000 часов.
Производительность харвестера в год при двухсменной работе составит 50 тыс. м3.
Производительность форвард ера - 50 тыс. м3.
Указанная годовая производительность, как показывает практика, вполне реальна.
Так, на лучших предприятиях Ленинградской области («Русский лес») средняя производительность на машину в месяц составляет 3 тыс. м", ведется работа по повышению производительности форвардера до 4 тыс. м3 в месяц.
Производительность харвестера и форвардера в ОАО «Олонецлес» (Ленинградская область) среднемесячная производительность - 3 тыс. м3. Имеются отдельные «рекорды» 5 тыс. м3 в месяц в зимний период при трехсменной работе.
Средняя производительность харвестера и форвардера в Финляндии составляет
около 50-60 тыс. м3 в год, но там несколько
■5
выше объем хлыста - 0,3 м .
Для дальнейшего расчета принята производительность харвестера САТ-580 и форвардера САТ-574 по 50 тыс. м3 в год, что составляет, в среднем, 4000 м3 в месяц, при условии наличия на предприятии квалифицированных операторов машин.
Вывозка древесины из штабелей у лесовозных дорог до погрузочного пункта (нижнего склада) осуществляется автопоез-дами-сортиментовозами типа МАЗ (Урал) с полуприцепами грузоподъемностью до 30 т и полной максимальной загрузкой до 35 м3, оснащенные манипулятором.
Вывозка осуществляется в две смены.
Годовой эффективный фонд рабочего времени при двухсменной работе, расстоянии вывозки 50 км и учетом периода распутицы составляет 2930 часов.
Погрузка автолесовоза производится гидроманипулятором, выгрузка автолесовоза
- краном на нижнем складе.
Исходя из таксационных показателей лесного фонда, производительности основной единицы лесозаготовительной техники, объем производства продукции, принятой для расчета составит:
Таблица 1
Наименование продукции Объем 1 год м3 Объем 2 год м3
Объем заготовки древесины 35 000 48 000
Объем трелевки к автодороге 35 000 48 000
Объем вывозки и отгрузки, в том числе: 35 000 48 000
Пиловочник хвойный экспортный, в том числе: Еловый 10 000 14 000
Сосновый 6400 8800
3600 5200
Балансы хвойные 9600 13200
Балансы березовые 4900 6400
Фанкряж березовый и пилобереза 2400 3200
Пиловочник осиновый 1300 1600
Технологическое сырье, дрова 6800 9600
Снабжение нефтепродуктами осуществляется от существующей сети обеспечения. Заправка тракторов производится бензовозами предприятия (услуги), и автолесо-
возов на существующих заправочных станциях.
Расчетный годовой расход нефтепродуктов составляет:
Таблица 2
1 схема 2 схема
Дизельное топливо 200 170
Бензин 10 . 10
Смазочные масла:
Отечественное 6 7
Импортное 2 0,9
Г идромасло 2,5 1
Потребность в работающих составит:
Таблица 3
1 схема 2 схема
Машинист харвестера 2 -
Машинист форвардера 2 2
Вальщики с бензопилами 1 20
Водители автолесовозов 6 6
Рабочие нижнего склада 3 3
Ремонтные, вспомогательные и проч. 5 5
ИТР и специалисты 4 4
Итого 23 40
В расчете предусматривается, что на покупку лесозаготовительной техники (хар-вестер, форвардер), а также оплату таможенных пошлин на нее будут взяты кредиты с годовой процентной ставкой 15 % годовых от невыплаченной стоимости кредита.
Остальная необходимая техника: автолесовозы, погрузочные мощности нижнего склада, вахтовые машины для перевозки рабочих, площади для складирования будут браться за плату в аренду. Кроме того, в расчете учтены затраты за пользование ремонтным участком, заправкой тракторов и другие необходимые услуги.
Учитывая, что рассматриваемое лесозаготовительное подразделение будет входить составной частью в общее лесозаготовительное предприятие, то входной и выходной НДС, рассчитываемый в целом для предприятия, в расчете не учитывался.
Доставка техники, в обоих вариантах, а также закупка бензопил для начала работы и создания первоначальных оборотных средств осуществляется, в начальный период, за счет средств предприятия с последующей компенсацией их подразделением.
Таким образом, потребность в кредите для приобретения лесозаготовительной техники составит:
Наименование Цена за единицу, тыс. ШБ Количество единиц Стоимость, тыс. ШБ
Схема 1
1. Стоимость техники:
Харвестер 376 1 376
Форвардер 232 1 232
2. Таможенные пошлины и процедуры
Харвестер 5,15 % 19 1 19
Форвардер 15,15 % 35 1 35
Итого: 662
Схема 2
1. Стоимость техники
Форвардер 250 1 250
2. Таможенные пошлины и процедуры
Форвардер 15,15 % 38 1 38
Итого: 288
Цены на реализуемую продукцию приняты на условиях поставки франко-станция (порт) отправления.
Издержки на производство и реализацию продукции.
Стоимость материалов и запчастей на отечественную технику и стоимость горючесмазочных материалов определены по действующим в России ценам на момент расчета.
Стоимость запчастей для импортной техники, с учетом гарантийного срока принята по данным фирмы «Катерпиллар»: форвардер
- 1 год. -15 тыс. ИБО, второй и далее - 20 тыс. 1180; харвестер - 20 тыс. ШО ежегодно.
Средняя заработная плата персонала принята в размере 5000 рублей в месяц. Начисления на заработную плату на социальное страхование приняты в размере 35,6 %.
Плата за лесные ресурсы принята в размере действующей - 2 долл. США за 1 м вырубленной древесины.
Стоимость обучения определена по ценам обучающих центров.
Стоимость строительства автодорог определена исходя из средних фактических цен на строительство и составляет, в среднем, 1,5 доллара США на 1 м3 заготовленной древесины.
Подразделение будет размещаться в помещениях действующих предприятий, пользоваться услугами по вывозке и отгрузке продукции, инженерному обеспечению и другими необходимыми услугами. В работе учтены затраты на указанные услуги.
В расчетах принята существующая в Российской Федерации сетка налогового окружения, с учетом местных налогов.
Финансовые расчеты выполнены на 6 лет до полного использования импортной техники по моторесурсу (20000 моточасов работы до капитального ремонта).
Выполненное технико-экономическое обоснование показывает высокую эффективность применения современной высокопроизводительной лесозаготовительной техники «Катерпиллар» в лесозаготовительных предприятиях, работающей по сортиментной технологии в условиях многолесных районов,
несмотря на ее относительно высокую стоимость.
Выполненные расчеты, основанные на организации отдельного лесозаготовительного хозрасчетного подразделения на базе одного комплекта лесозаготовительной техники «Катерпиллар», которое несет все затраты по заготовке древесины, вывозке, отгрузке и реализации всей продукции показывает в обеих вариантах экономическую целесообразность применения техники фирмы «Катерпиллар».
Несмотря на то, что в расчете принята наиболее дорогостоящая кредитная схема финансирования при приобретении техники «Катерпиллар» с высокой процентной ставкой за кредит, они показывают, что при хорошей организации производства и высоком уровне действующих в настоящее время цен на аналогичную продукцию при поставке на внешний и внутренний рынок, затраты на приобретение техники окупятся за счет собственной прибыли предприятия по первой схеме (харвестер + форвардер) за 2,3 года, а по второй схеме (форвардер + вальщики с бензопилами) за 1,4 года. При этом подразделение оплачивает все расходы и затраты на проведение всех работ по заготовке, вывозке и дальнейшей реализации продукции.
В течение срока работы техники до капитального ремонта (20 000 моточасов), при надлежащем сервисном обслуживании, чистый денежный поток, после выплаты кредитов составит по первой схеме 2086 тыс. долларов США, по второй схеме 2354 тыс.долларов США, а с учетом дисконтирования при ставке 25 % соответственно 1085 тыс. долларов США и 1352 тыс. долларов США.
Анализ чувствительности показывает, что деятельность подразделения на базе техники «Катерпиллар» будет эффективна в случае снижения цен на продукцию на 35 - 40 % и повышения уровня операционных затрат вдвое.
Расчеты показывают, что наиболее эффективной является вторая технологическая схема (форвардер + вальщики с бензопилами) работы.
Это обусловлено меньшей стоимостью техники, соответственно меньшим объемом кредитов и меньшим сроком окупаемости.
Данная схема не требует высокой квалификации по управлению и обслуживанию такой сложной техники как форвардер и
больше используется в районах, где имеется в достаточном количестве рабочая сила (вальщики). В районах, где ограничены людские ресурсы, первая схема может быть предпочтительнее,
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛЕСОЗАГОТОВОК
И.Н. НАЗАРЕНКО, ст. преп. кафедры экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности
Эффективные решения на лесозаготовках в основном предопределены уровнем и дифференциацией затрат (текущих и капитальных). Состав текущих затрат, порядок их расчета определены основными документами, которыми необходимо руководствоваться при формировании себестоимости продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса являются «Методические рекомендации (инструкция) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса», угвержденные Министерством экономики Российской Федерации 16 июля 1999 г., введённые в действие с 1 января 2000 г. и разработанные в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным Правительством Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 (с последующими изменениями и дополнениями).
Целью этих документов является обеспечение единообразного определения состава затрат, образующих себестоимость промышленной продукции, применение единых методов учета этих затрат и калькулирования себестоимости продукции на всех предприятиях лесопромышленного комплекса Российской Федерации.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в
процессе производства природных, материальных и трудовых ресурсов, основных средств, а также других затрат на её производство и реализацию. Очевидно, что себестоимость продукции является сложным комплексным обобщающим показателем, характеризующим уровень интенсификации и эффективности использования всех ресурсов.
Себестоимость продукции, являясь одним из основных экономических показателей производственной деятельности предприятия, служит базой для формирования цен на производимые виды продукции; на её основе определяются прибыль и рентабельность, формируются финансовые результаты.
Показатель себестоимости продукции используется при расчетах эффективности внедрения новой техники, технологии, организации 'груда и производства, новых материалов, более совершенных форм и методов управления.
На величину себестоимости продукции оказывают влияние природно-географическое расположение предприятия, отраслевые особенности, цены на используемые ресурсы, уровень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования; наличие маркетинговой службы и рекламной деятельности; уровень использования производственных мощностей и основных средств; состояние материально-технического обеспечения и сбыта продукции; возможность внедрения в производство и реализацию достижений научно-технического прогресса; уровень инфляции;