Информационное обеспечение управленчески.. решений
УДК 330.142.211:330.322.21:338.18
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АВИАСТРОЕНИЯ)*
В.Д. КАЛАЧАНОВ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой систем управления экономическими объектами E-mail: [email protected]
Н.С. ЕФИМОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры систем управления экономическими объектами E-mail: [email protected]
А.А. ЗАМКОВОЙ,
аспирант кафедры систем управления экономическими объектами E-mail: [email protected] Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Предложен подход к обоснованию экономической целесообразности информационной поддержки организации производства наукоемкой продукции в высокотехнологичной промышленности применительно к авиастроению. Предложены критерии и методы выбора информационной поддержки процессов производства наукоемкой продукции, которые
* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-02-00060).
позволяют минимизировать риски внедрения системы в различных подразделениях авиастроительных предприятий.
Ключевые слова: организация производства, авиастроение, информационная среда, информационные системы, высокотехнологичная продукция.
Авиастроение - одна из наиболее конкурентоспособных отраслей российской оборонной промышленности, которой для сохранения текущих и
завоевания новых позиций требуется, в частности, совершенствование механизмов управления предприятиями, а также создание и разработка новейших информационных технологий при организации производства на предприятиях отрасли. Поэтому дальнейший устойчивый рост серийного производства профильной номенклатуры сложнейшей высокотехнологичной продукции в авиастроении (табл. 1) может быть произведен только в условиях создания и комплексного внедрения единой информационной среды и информационной поддержки производства в отрасли в целом.
В 2013 г. объемы производства гражданского самолетостроения выросли на 60% при годовом
Таблица 1 Производство воздушных судов авиастроительными предприятиями России в 2008-2012 гг.
Тип авиатехники 2008 2009 2010 2011 2012
Авиация двойного назначения
Внутренний рынок 1 36 21 19 35
Экспорт 44 47 44 69 36
Итого... 45 83 65 88 71
Гражданская авиация
Внутренний рынок, всего 5 4 6 6 15
В том числе:
- 881100 4 9
- Ан-148 2 4 2 4
- Ту-204 5 2 2 2
Экспорт, всего 1 1 1 3
В том числе:
- Ту-204 1 1
- 881100 1 3
Итого... 6 5 6 7 18
Транспортная авиация
Внутренний рынок, всего 3 1 1 2
В том числе:
- Ил-96-400 3 1
- Ил-76 1 1 1
Экспорт (Ил-76) 2
Итого... 3 1 3 2
Специальная авиация
Внутренний рынок 1 4 2 4 3
Экспорт 1
Итого... 2 4 2 4 3
Всего производство в отрасли 53 95 74 102 94
Источник: Объединенная авиастроительная корпорация. www. uacrussia.ru; CALS-технологии: основные направления развития // Quality.eup.ru. URL: http://quality.eup.ru/materialy2/calsrazv. htm
росте объемов производства продукции оборонной промышленности в целом на 13%. В 2013 г. было серийно выпущено 32 гражданских самолета, в том числе 25 самолетов SSJ 100. Это позволило России уже сейчас занять 20% рынка региональных турбореактивных самолетов своей размерности. В 2014 г. предполагается серийно произвести 40 таких самолетов, в том числе для поставок по экспорту в Индонезию, Лаос и Мексику. В 2013 г. на 20% увеличился объем производства гражданских вертолетов, что вместе с развитием самолетостроения дало соответствующий рост объемов производства авиадвигателей. На 4% выросли по сравнению с 2012 г. объемы производства отечественного военного самолетостроения.
Однако достижение высоких летно-техни-ческих характеристик и технико-экономических показателей создаваемых в России летательных аппаратов представляется невозможным без использования передовых методов и процедур проведения НИОКР, организации опытного и серийного производства [8, 9], в том числе создания единой информационной среды в отрасли и внедрения информационных технологий во всех указанных сегментах авиастроения, на всех предприятиях всех подотраслей (корпораций) авиационной промышленности. Внедрение информационных систем на предприятиях авиационной промышленности -одна из наиболее актуальных экономических проблем на любом предприятии отрасли, создающем современные виды авиационной техники, ее составные части, компоненты и комплектующие изделия. Одно из главных направлений деятельности авиастроительных предприятий состоит в разработке инновационных технико-экономических решений в области создания и эксплуатации новых изделий с помощью внедрения интегрированных информационных систем для достижения конкурентоспособности авиационной техники. При этом рост требований к летно-техническим, технико-экономическим и эксплуатационным характеристикам поставляемой авиационной техники, усложнение производства самой этой техники предполагают развитие информационной среды авиационной промышленности.
Однако проектирование и внедрение единых типовых систем информационной поддержки наукоемкой авиационной продукции на подавляющем большинстве предприятий требуют значительных инвестиций. Поэтому основная задача состоит в оценке и моделировании структуры затрат на этапах
проектирования и внедрения системы, а также разработки организационных механизмов, на которых будет строиться работа по разработке, внедрению и поддержанию информационной системы в авиационной промышленности.
С точки зрения экономической эффективности при организации производства в авиастроении несомненный интерес представляют информационные системы отечественной разработки, отличающиеся наименьшими сроками внедрения, простотой использования и недостаточно высокой стоимостью внедрении и сопровождения. Особо стоит отметить следующие отечественные информационные системы:
- система «1С: Предприятие 8.3» (версия 2014 г.). Управление производственным предприятием». Срок внедрения новой версии составляет менее одного года даже для предприятий, выпускающих разнопрофильную широкую номенклатуру продукции. На эту систему в связи с удобством ее использования многие предприятия авиационной промышленности перешли с других, в том числе иностранных, дорогостоящих информационных систем. Система отличается универсальностью решения и не требует длительного обучения персонала;
- система «Парус». Система особенно характерна для использования на авиастроительных и машиностроительных предприятиях Московской области, а также отличается незначительным сроком внедрения и вводом в эксплуатацию (как правило, до одного года и более);
- система «Галактика». Имеет срок внедрения от одного года до полутора лет и успешно применяется не только в авиастроении, но и
в энергетике, металлургии и химической промышленности; - КИС «АС+». Срок внедрения системы на высокотехнологичных предприятиях, как правило, составляет более одного года. Система успешно применяется также в энергетике, пищевой промышленности и телекоммуникационной сфере. При выборе информационной системы важную роль играют следующие критерии: стоимость приобретения, сроки разработки системы и ввод ее в эксплуатацию, минимизация рисков приобретения, функциональность и удобство работы, долгосрочная перспектива использования системы, высокий уровень надежности и безопасности, на основе которых оцениваются альтернативные варианты выбора системы для информационной поддержки производства наукоемкой продукции в авиастроении. Критерии должны отвечать следующим требованиям: измеримость, полнота комплекса, независимость критериев и групп критериев между собой, возможность сопоставить критерии с целями предприятия. При формировании групп критериев необходимо принимать во внимание возможность простановки экспертной оценки значимости группы критериев по отношению к общей цели выбора; возможность оценки разнородных групп критериев экспертами с различным уровнем компетенции; удобство и наглядность интерпретации результатов экспертизы, формирования интегральных оценок для поддержки принятия решения. Для минимизации рисков при внедрении необходимо оценить выбор информационной системы с помощью групп критериев, представленных в табл. 2. Приведенные риски не являются независимыми от эксплуатационных качеств системы, и их свертка с другими группами критериев
Таблица 2
Группы критериев выбора информационной системы на предприятии авиастроения
Группы критериев Оцениваемые факторы и факторы риска
Минимизация рисков
Риски разработки системы (риск увеличения стоимости и сроков разработки) Недостаточный уровень настраиваемости базовой системы по требуемому функционалу. Заниженная оценка разработчиком объемов и стоимости предстоящих работ по разработке
Риски внедрения системы (риск увеличения стоимости и сроков внедрения) Недостаточная функциональность базовой системы, следствием чего может стать необходимость доработки базовой системы поставщиком до и во время внедрения. Недостаточный уровень настраиваемости базовой системы по требуемому функционалу. Заниженная оценка разработчиком объемов и стоимости работ по внедрению и интеграции системы
Обеспечение необходимой функциональности и удобства работы с системой
Функциональность системы по технологическим процессам Качество реализации бизнес-процессов в системе. Степень соответствия функциональности системы по технологическим процессам требованиям предприятия
Окончание табл. 2
Группы критериев Оцениваемые факторы и факторы риска
Общая функциональность системы Необходимо иметь в виду при оценке модулей общую функциональность системы. Функциональность может быть базовой, т.е. относиться ко всей системе или быть реализована в модуле системы. В любом случае оценки даются помодульно, по показателям применимости и настраиваемости этой функциональности в конкретном модуле
Достижимое качество интеграции системы с существующими на предприятии приложениями Технологические возможности интеграции по составу данных в действующих системах предприятия. Технические возможности интеграции с внешними источниками данных: экспорт и импорт, наличие прикладных программных интерфейсов. Эффективность средств интеграции. Обработка системой внешних событий
Качество интерфейсов пользователя системы Эргономичность (удобство ввода данных, поиска и фильтрации, расположения информации в системе) оценивается по личному опыту работы с различным программным обеспечением, учитывая аспекты применения интерфейсов в соответствии с техпроцессом
Настраиваемость системы Макроязыки, формульные вычисления, пользовательские запросы к базе данных. Эффективность средств модификации бизнес-логики, способов построения собственных алгоритмов обработки данных. Хранение определяемых пользователем данных. Добавление атрибутов к объектам базы данных, создание объектов. Средства настройки интерфейсов пользователя. Настройка внешнего вида форм, фильтров и режимов поиска, добавление полей ввода и элементов управления, обработка событий ввода на добавленных элементах. Некоторые варианты настройки базовой системы могут быть не продемонстрированы при показе систем. Однако, если продемонстрирована возможность их настройки по аналогичной функциональности без использования инструментария разработки, то они должны быть оценены как реализованные
Производительность системы Осуществляется на основе данных поставщика базовой системы о нагрузочном тестировании
Обеспечение долгосрочной перспективы использования системы
Масштабируемость системы Платформенная масштабируемость. Масштабируемость архитектуры базовой системы. Эффективность средств удаленного доступа. Возможность масштабирования разделением
Риски сопровождения системы (риск снижения качества внутреннего сопровождения системы и пользователей, риск снижения качества сопровождения системы и пользователей поставщиком базовой системы) Необходимость узкоспециальной квалификации специалистов по сопровождению. Сложность настройки системы и прикладного администрирования. Слабые возможности по программным доработкам. Отсутствие ресурсов поставщика базовой системы для полноценного сопровождения. Территориальная удаленность поставщика базовой системы
Производительность системы Осуществляется на основе данных поставщика базовой системы о нагрузочном тестировании, с учетом возможности многократного увеличения количества хозяйственных операций предприятия
Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности системы
Эксплуатационная надежность системы Способы обеспечения сохранности данных (архивирование, резервирование, журналы транзакций) и оперативность их восстановления. Отказоустойчивость. Например, время простоя в случае отказа дублируемых компонент должно составлять не более определенного количества минут в год, время полного восстановления после единичных сбоев в режим высокой готовности должно быть не более двух часов
Защита системы от несанкционированного доступа Защита от несанкционированного доступа в локальной сети. Оценивается степень зашиты от несанкционированного доступа с учетом всех факторов: архитектуры, парольной защищенности, процедур администрирования пользователей, защиты трафика, прямого доступа к серверу базы данных. Защита от несанкционированного доступа при работе через внешнюю сеть. Учитываются варианты удаленной работы с централизованной базой данных
в единую количественную интегральную оценку не представляется возможной. Риски учитываются при окончательном внедрении системы.
В настоящее время во всем мире основой разработки стратегии комплексной автоматизации предприятий в авиационной промышленности признана концепция оптимизации процессов жизненного цикла изделий - CALS (Continuous Acquisition and Lifecycle Support) [1, 2]. Развивается класс информационных технологий и систем, нацеленных на оптимизацию бизнес-процессов всего жизненного цикла авиационной продукции. Несмотря на значительный объем работ, проводимых в области CALS в российской авиационной промышленности, можно отметить, что гораздо большее внимание уделяется технологическим аспектам, чем организационно-экономическим. В то же время технологии CALS следует рассматривать в комплексе, не только как технический, но и как организационный и экономический аспект. Разработка программно-аппаратных средств CALS неизбежно сопряжена со значительными затратами средств и времени, поэтому внедрение технологий CALS на предприятиях отрасли должно сопровождаться комплексной оценкой их экономической эффективности. Кроме того, пренебрежение организационными факторами может привести к недостаточному использованию разнообразных благоприятных возможностей, предоставляемых информационными технологиями, к отторжению внедряемых инноваций руководством и работниками предприятий, в результате - к их низкой экономической эффективности. Эти проблемы имеют первостепенное значение для успешного внедрения технологий CALS в отечественном авиастроении.
Производство в авиастроительной отрасли характеризуется рядом специфических особенностей, которые следует учитывать при информатизации и реинжиниринге производственных процессов создания новой техники. В числе этих особенностей следующие:
- сложность конструкции изделий и технологий их разработки, производства и эксплуатации;
- большая длительность жизненного цикла авиационных изделий, составляющая до 20-30 лет;
- высокие экономические и технологические риски разработчиков, производителей и заказчиков продукции авиастроения;
- значительный и постоянно увеличивающийся по годам (в том числе в связи с инфляционными
процессами) объем затрат на разработку, опытное и серийное производство и послепродажное обслуживание изделий.
Кроме того, к важнейшим направлениям при создании изделий в авиастроении целесообразнее отнести представление всех данных об изделиях в стандартизированном формате и наличие единой информационной среды, объединяющей всех участников жизненного цикла изделий (разработчиков, серийных изготовителей, эксплуатирующие организации, ремонтные предприятия, и др.) и содержащей полные сведения об авиационных изделиях.
Для реализации этих задач необходимы информационные технологии (САПР, SCM, ERP/MRP, CRM и др.). На программно-аппаратном уровне интеграция функций отдельных информационных систем реализуется в технологиях PDM/PLM, Product Data/Lifecycle Management. С организационно-экономической точки зрения интеграция информационных систем позволит получать всестороннюю информацию о продукте, о возможности ее автоматизированной обработки в интересах оптимального управления бизнес-процессами.
Укрупненно в своем развитии интегрированные информационные системы включают несколько этапов создания (табл. 3).
Отечественными и зарубежными учеными наиболее глубоко исследованы благоприятные возможности, предоставляемые технологиями CALS на стадиях разработки изделий и матери-
Таблица 3
Укрупненный жизненный цикл
информационных систем в авиационной промышленности
Этап жизненного цикла Описание
Программа-прототип Включает основные особенности моделируемых процессов на предприятии. Проверена на тестовых примерах и признана специалистами. Эксплуатируется только авторами
Программа-приложение Подробно документирована. Авторы поддерживают эксплуатацию и модернизируют. Эксплуатируется специалистами
Интеграция информационных систем Встроена в процессы управления производством на всех уровнях. Взаимодействует с другими информационными системами, используемыми на предприятии. Поддерживается пользователями
ально-технологической подготовки производства [4-7]: минимизация стоимости и сроков разработки, запуск новейших изделий в серийное производство; минимизация затрат на проектирование; минимизация объема конструктивных изменений; минимизация затрат на подготовку материально-технической документации; минимизация затрат на разработку эксплуатационной документации.
Общемировая тенденция становления информационно-коммуникационного общества и его влияние на все аспекты экономической жизни страны обусловливают необходимость увеличения эффективности использования информационных систем в управлении производством на предприятиях авиастроения. Происходящие в современной мировой экономике изменения, связанные с глубокой комплексной информатизацией экономических процессов, ставят вопрос экономического обоснования разработки интегрированных информационных систем. Теория организации производства должны исчерпывающим образом описывать организационно-экономический механизм выбора концепции разработки интегрированных информационных систем для предприятий авиастроения, основанный на понимании информации как экономической категории, на теории принятия решений и на оценке экономической эффективности исследований и разработок. Для этого требуются детальная проработка и конкретизация проблем предпроектного обследования предприятий, разработки системы показателей, на основе значений которых осуществляются выбор концепции разработки информационных систем и разработка организационно-экономического механизма выбора концепции разработки таких систем.
При выборе концепции внедрения информационной системы необходимо учитывать риски и управлять ими. Риск представляет собой ситуацию возможных потерь для предприятия и характеризуется вероятностью и величиной возможных потерь. Основными рисками, которые несет предприятие авиастроения при разработке интегрированных информационных систем, являются незавершение проекта по разработке в срок, превышение бюджета проекта, недостаточная функциональность системы по результатам разработки для эффективного использования системы во всех подразделениях предприятия. Основными источниками этих рисков являются:
- некачественное управление проектом по разработке интегрированных информационных систем;
- недостаточная первоначальная проработанность требований к системе, частое их изменение;
- неправильная оценка стоимости и экономической эффективности проекта.
В ходе анализа современного состояния автоматизации процессов создания авиационной техники обычно выявляется, что масштабное внедрение интегрированных информационных систем при создании авиационных изделий способно принести их разработчикам, производителям и заказчикам многие технические и экономические преимущества. Во-первых, внедрение интегрированных информационных систем позволит достичь эффективного повышения изменения характеристик конструкции изделий, всех их показателей и технических параметров. Во-вторых, будет достигнута возможность оптимального стратегического планирования всех процессов разработки, производства, эксплуатации авиатехники. В-третьих, создание единой информационной среды при производстве наукоемкой продукции в авиастроении обеспечит значительную эффективность в модернизации существующих воздушных судов, обеспечит гарантированное выполнение федеральных заказов и заказов авиакомпаний предприятиями авиационной промышленности.
Экономическая целесообразность внедрения информационных систем при организации производства в авиастроении, как и в любой высокотехнологичной отрасли промышленности, может быть быстро и укрупненно оценена с помощью так называемых статических методов оценки экономической эффективности внедрения элементов информационной среды [3].
Во-первых, это оценка капитализации предприятия, связанная с изменением стоимости акций предприятия до и после внедрения информационной системы. Метод широко и успешно применяется в США и в других высокоразвитых странах. Исходными данными для проведения такой интегрированной оценки на любом предприятии являются:
- эффективность инвестиций в создание информационной среды на самом предприятии и на аналогичных предприятиях;
- количество акционеров до и после внедрения информационной системы;
- стоимость акций предприятия до и после внедрения информационной системы. Во-вторых, оценка отдачи активов предприятия. Исходными данными для расчетов здесь
являются ставка доходности до и после внедрения информационной системы и ставка альтернативной доходности. На этой основе может быть рассчитан коэффициент превышения ставки доходности мероприятий в сфере создания информационной среды над ставкой альтернативной доходности.
Таким образом, предлагаемые критерии и методы выбора информационной поддержки процессов производства наукоемкой продукции позволяют минимизировать риски внедрения системы в различных подразделениях авиастроительных предприятий, а также обеспечить функциональность системы по технологическим процессам, достижимое качество интеграции системы с существующими на предприятии информационными потоками, достигнуть необходимого уровня производительности и настраиваемости информационных систем.
Список литературы
1. Братухин А.Г. Российская энциклопедия CALS. Авиационно-космическое машиностроение. М.: Машиностроение, 2008. 298 с.
2. Братухин А.Г. CALS в авиастроении. М.: МАИ, 2002. 658 с.
3. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Экономическая эффективность внедрения информационных технологий. М.: МАИ, 2006. 180с.
4. Калачанов В.Д., Жидаев С.С. Развитие процедур организации производства в авиастроении на основе внедрения корпоративных информационных систем // Организатор производства. 2011. № 1. С.30-37.
5. КалачановВ.Д., Мантуров Д.В., ЕфимоваН.С. Выбор концепции разработки корпоративных информационных систем для авиастроительного производства // Вестник университета (ГУУ). 2012. № 2. С. 104-111.
6. КолчинА.Ф., ОвсянниковМ.В., СтрекаловА.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом продукции. М.: Анахарсис, 2002. 304с.
7. СудовЕ.В., Левин А.И., Давыдов А.Н., Барабанов В.В. Концепция развития CALS-технологий в промышленности России. М.: НИЦ АСК, 2002. 36с.
8. ХрусталевЕ.Ю., БурилинаМ.А. Инструментальные методы оценки необходимости обновления российского парка пассажирских самолетов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 14. С. 2-11.
9. ХрусталевЕ.Ю., БурилинаМ.А. Финансово-экономическое обоснование необходимости обновления парка пассажирских самолетов // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2013. № 12. С.2-12.
Dataware for managerial decisions
THE TECHNICAL AND ECONOMIC ANALYSIS OF THE LINES OF INFORMATION-ENVIRONMENT CREATION WHEN DEVELOPING AND PRODUCING KNOWLEDGE-INTENSIVE PRODUCTS (AIRCRAFT INDUSTRY)
Viacheslav D. KALACHANOV, Natal'ia S. EFIMOVA, Andrei A. ZAMKOVOI
Abstract
The article presents an approach to justification of economic practicability of information support of the knowledge-intensive production in the hi-tech aircraft industry. The criteria and methods to choose the information support, offered by the authors, will allow minimizing risks of the system introduction in various divisions of the aircraft manufacturing enterprises.
Keywords: production organization, aircraft industry, information environment, information systems, hi-tech production
References
1. Bratukhin A.G. Rossiiskaia entsiklopediia CALS. Aviatsionno-kosmicheskoe mashinostroenie [The Russian CALS encyclopedia. Aerospace mechanical engineering]. Moscow, Mashinostroenie Publ., 2008, 298 p.
2. Bratukhin A.G. CALS v aviastroenii [CALS in aircraft industry]. Moscow, MAI Publ., 2002, 658 p.
3. Kalachanov V.D., Kobko L.I. Ekonomicheskaia effektivnost' vnedreniia informatsionnykh tekhnologii [The economic efficiency of introduction of information technologies]. Moscow, MAI Publ., 2006, 180 p.
4. Kalachanov V.D., Zhidaev S.S. Razvitie protse-dur organizatsii proizvodstva v aviastroenii na osnove vnedreniia korporativnykh informatsionnykh sistem [Development of procedures of production organization in the aircraft industry on the basis of introduction of corporate information systems]. Organizator proizvodstva - Organizer of production, 2011, no. 1, pp. 30-37.
5. Kalachanov V.D., Manturov D.V., Efimova N.S. Vybor kontseptsii razrabotki korporativnykh informatsionnykh sistem dlia aviastroitel'nogo proizvodstva [Choosing the development concept of corporate information systems for aircraft manufacturing]. Vestnik universiteta (GUU) - Messenger of university (SUM), 2012, no. 2, pp. 104-111.
6. Kolchin A.F., Ovsiannikov M.V., Strekalov A.F., Sumarokov S.V. Upravlenie zhiznennym tsiklom produktsii [Management of production life cycle]. Moscow, Anakharsis Publ., 2002, 304 p.
7. Sudov E.V., Levin A.I., Davydov A.N., Bara-banov V.V. Kontseptsiia razvitiia CALS-tekhnologii v promyshlennosti Rossii [The concept of development of CALS technologies in the industry of Russia]. Moscow, NITs ASK Publ., 2002, 36 p.
8. Khrustalev E.Iu., Burilina M.A. Instrumental'nye metody otsenki neobkhodimosti obnovleniia rossiisko-go parka passazhirskikh samoletov [Instrumental meth-
ods of assessing the need for renovation of the Russian passenger aircraft fleet]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 14, pp. 2-11.
9. Khrustalev E.Iu., Burilina M.A. Finansovo-eko-nomicheskoe obosnovanie neobkhodimosti obnovleniia parka passazhirskikh samoletov [Feasibility study of the need to update the passenger aircraft fleet]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia - Financial analytics: problems and solutions, 2013, no. 12, pp. 2-12.
Viacheslav D. KALACHANOV
Moscow Aviation Institute (State University of
Aerospace Technology), Moscow,
Russian Federation
Natal'ia S. EFIMOVA
Moscow Aviation Institute (State University of
Aerospace Technology), Moscow,
Russian Federation
Andrei A. ZAMKOVOI
Moscow Aviation Institute (State University of
Aerospace Technology), Moscow,
Russian Federation