ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ
В.Д. Калачанов, Н.С. Ефимова, М.С. Рычагов, В.П. Добров
В статье разработаны экономические методы организации производства авиационной техники при внедрении интегрированных информационных систем в авиационной промышленности. В настоящее время необходимо разработать экономический механизм внедрения информационных технологий при организации производства авиационный техники, которое позволит усовершенствовать сложные внутренние производственные процессы на предприятиях авиастроения. Внедрение информационных систем на предприятиях авиастроения, должно происходит в рамках комплексного проекта, по причине воздействия сразу на многие подразделения, внедрение, является одновременно проектом по формированию методов информационного обеспечения организации производства на предприятиях авиационной промышленности.
В статье предложен реинжиниринг бизнес-процессов автоматизируемого авиастроительного предприятия и разработан методический подход к формированию стратегических ИТ целей в области обеспечивающих процессов: реализация единых стандартов работы с максимально возможной централизацией процессов и функций, изучение целесообразности и возможности интеграции текущих и перспективных системам используемыми в основной деятельности. Внедрение интегрированной информационной системы при организации производства авиационной техники, позволит оптимизировать и усовершенствовать следующие процессы на предприятиях авиастроения: формирование планов производства, планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции, управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов, планирование производственных мощностей: от стратегии всего предприятия до планов использования отдельных станков и оборудования, обслуживание и ремонты (включая технический учет) станков, оборудования автотранспорта, оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет, управление проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации, управление персоналом, включая оптимизацию численности производственного и непроизводственного персонала, реализация функций логистик, включая таможенную логистику, обменный фонд и пул компонентов, автоматическое размещение и мониторинг заказов, поддержку клиентов в организации складов и управлении запасами
Ключевые слова: организация производства, авиационная промышленность, интегрированные информационные системы, информационные технологии, авиастроение
Сегодня решающее значение для достижения конкурентоспособности отечественной авиационной техники, имеет разработка новых технико-экономических решений в области создания и эксплуатации новых изделий с помощью внедрения информационных технологий, в т.ч. корпоративных информационных систем. Таким образом, рост требований к техническим, экономическим и эксплуатационным характеристикам поставляемой на международный рынок авиационной техники становится основной тенденцией развития авиастроения в современных экономических условиях.
Однако крайне высокая стоимость новейших информационных систем, их технического и программно-математического
обеспечения, а также высокая стоимость постоянного сопровождения этих систем приостановили в последнее время их широкое распространение во всех подотраслях авиационной промышленности. В этой связи требуют скорейшего решения проблемы создания единой концепции внедрения информационных технологий в авиастроительном производстве и проблемы выбора наиболее эффективных корпоративных информационных систем для организации разработки и производства как самих летательных аппаратов нового поколения, так и их двигателей, агрегатов, приборов, авионики, специальных авиационных материалов и технологий. Все это может быть обеспечено только формированием экономических методов создания
информационной поддержки авиастроительного производства.
Создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на мировом рынке реализуется согласно Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», кото-
рая предполагает осуществление комплекса мероприятий (см. табл.1), направленных на достижение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности и укрепление её позиций на третьем месте в мире по объёму выпуска авиационной техники.
Результаты 2011г. 2025г.
Выручка отрасли авиастроения, млрд руб. 504 1 776
Доля российских производителей гражданской авиационной продукции на мировом рынке, % 1,1 3,6
Кол-во поставленных самолетов гражданского и военного назначения, шт. 102 298
Производительность труда на промышленных предприятиях отрасли авиастроения, млн. руб. 1,5 14,5
Таблица 1
Планируемые результаты реализации государственной программы «Развитие авиационной
промышленности на 2013-2025 годы»
Для достижения этой цели госпрограммой предусмотрено решение следующих основных задач: формирование научно-технического задела и технологий для создания перспективной авиационной техники; укрепление научного, проектно-
конструкторского, производственного и кадрового потенциала отрасли; оптимизация модельного ряда путём создания семейств максимально унифицированных образцов авиационной техники; реализация мер государственной поддержки отрасли в интересах стимулирования производства и спроса на отечественную авиатехнику.
Ожидаемые результаты реализации Программы -это достижение долей мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном секторах соответственно: самолётостроение — 3,2 % и 10,9 %; верто-лётостроение — 12 % и 16,5 %; авиационное двигателестроение — 1,4 % и 12,9 %; авиационное агрегатостроение — 4,4 % и 5,4 %; авиационное приборостроение — 10,9 % и 21 %; в сфере авиационной науки и технологий — создание эффективной системы управления научными исследованиями путём координации работ научных и промышленных организаций, формирование посто-
янно обновляемого научно-технического задела для обеспечения прорыва по ключевым направлениям, создание научно-
экспериментальных баз мирового уровня для проведения перспективных НИР и испытаний, расширение участия России в международных научных исследованиях по авиации; в области малой авиации — модернизация существующего парка воздушных судов, разработка и организация производства современных самолётов для местных авиалиний, создание системы технической поддержки воздушных судов малой авиации.
Основные индикаторы госпрограммы к 2025 году (относительно уровня 2011 года): количество ежегодно поставляемых самолётов гражданского и военного назначения — около 300 штук (рост в 2,9 раза); количество ежегодно поставляемых вертолётов гражданского и военного назначения — 465 штук (рост в 1,8 раза); количество ежегодно поставляемых авиационных двигателей военного и гражданского назначения — 3000 штук (рост в 4,3 раза); количество ежегодно поставляемых двигателей для наземных и судовых газотурбинных установок — более 130 штук (рост в 3,1 раза); выручка от продажи товаров, работ, услуг промышленных
организаций отрасли 1775 млрд. рублей (рост в 3,5 раза); производительность труда в промышленных организациях отрасли в среднем 14,5 млн рублей в год на человека (рост в 9,4 раза).
Всего за время реализации государственной программы планируется построить около 3450 самолётов, 6100 вертолётов, более 36 000 авиационных и иных двигателей, выручка от продажи которых должна составить порядка 14 750 млрд. рублей [4].
В настоящее время необходимо разработать экономический механизм внедрения информационных технологий при организации производства авиационный техники, которое позволит усовершенствовать сложные внутренние производственные процессы на предприятиях авиастроения.
Для разработки экономических методов наиболее целесообразно сформировать про-ектно-ориентированный подход, который позволит идентифицировать основные задачи при решении проблем внедрения корпоративной информационной системы (КИС).
Внедрение КИС на предприятиях авиастроения, как правило, происходит в рамках сложного проекта, по причине воздействия сразу на многие подразделения, внедрение, является одновременно проектом по формированию методов информационного обеспечения организации производства на предприятиях авиационной промышленности. Как правило, многие процессы автоматизируемого авиастроительного предприятия приходится менять, вводить новые процессы, существенно перестраивать работу. Процесс внедрения информационной системы очень сложный, поэтому необходимо разработать четкую организацию процесса внедрения корпоративной информационной системы, которая обеспечит стратегическое и оперативное руководство проектом.
Содержательный анализ и создание концепции внедрения КИС - это задача основной группы, в составе которой небольшое количество представителей функциональных подразделений, ИТ-отдела и руководства проекта вначале выбирают систему, а затем
проектируют основные черты внедряемой архитектуры системы и бизнес-процессов.
В комплексном проекте по внедрению КИС на авиастроительном предприятии детали необходимо прорабатывать несколькими функциональными группами, которые начинают действовать после, того, как основная группа принимает общую концепцию архитектуры. При формировании функциональных групп предлагается применяться следующие разграничительные критерии:
- разделение по процессам предполагает назначение каждой группе определения фрагментов общего процесса.
- при модульно-ориентированном разделении каждая группа занимается преимущественно одним внедряемым модулем системы КИС. Это позволит в дальнейшем обеспечить эффективность интеграции системы в целом.
Стратегическими целями в области внедрения КИС являются: создание интегрированной системы управления ресурсами для обеспечения поддержки процессов, повышение качества управления ресурсами за счет централизации и унификации процессов, осуществления контроля и управления на основе полной, точной и актуальной информации, поддержка выполнения стратегических целей по производству авиационной техники по увеличению выручки и чистой прибыли Интегрированная информационная система должна включать в себя следующие основные функциональные модули: планирование и учет ресурсов, управление производством, управление финансами, бухгалтерский и налоговый учет, формирование отчетности, управление персоналом, управление запасами, управление логистикой, управление ремонтами станков, оборудования.
На рис. 1 предложены основные этапы и результаты проекта внедрения корпоративной информационной системы на авиастроительном предприятии, которые позволят идентифицировать основные задачи при решении проблем разработки корпоративной информационной системы.
01 о п. с
го с го
01
Этап 1
• Организация проектной команды и постановка задачи;
• Уточнение рамок Проекта, структуры и подробности отчетных докуме нтов;
• Разработка и согласование Устава проекта;
• Подготовка и утверждение детального плана работ;
£0
0
С
ГО
н т го 1-
н X 01
го о
1- р
л с
>
т
01
а
Подготовка проекта
>План проекта »Формирование проектной группы »Согласованная структура отчетных документов
]
Этап 2
•Анализ структуры и технологического состояния прикладных информационных и принципов их интеграции;
•Анализ уровня интегрированности информационных систем;
•Анализ структуры и технологического уров ня развития инфраструктуры предприятия;
•Анализ структуры и уровня развития автоматизированной системы управления ;
Анализ бизнес-процессов
• Формирование интегральной оценки существующего состояния информационных технологий;
• Формирование общих выводов и основных направлений развития КИС;.
Этап 3
»Разработка бизнес и технических принципов развития КИС;
»Разработка перспективной структуры Корпоративной Информационной Системы;
»Разработка и обоснование выбора стратегии развития КИС;
»Эффективности внедрения КИС;
]
Разработка системы
>Цели и задачи, бизнес и технические принципы развития КИС;
•Перспективная структура Корпоративной Информационной Системы; • Проектные решения
н
Рис. 1. Этапы и результаты проекта по разработке корпоративной информационной системы
Ввиду ограниченности ресурсов на реализацию всех планов внедрения информационных технологий на авиастроительных предприятиях необходим механизм выбора наиболее приоритетных КИС проектов. Для определения наиболее приоритетных проектов предлагается использовать следующий подход (см. рис. 2).
При внедрении КИС на предприятиях авиастроения предлагается использовать следующие направления финансирования информационных технологий (см. рис. 3 и рис. 4):
для инфраструктурных проектов (т.е. для проектов, где нет явно выраженного заказчика), а так же для финансирования центров компетенций использовать механизмы централизованного бюджета;
для тиражирования централизованных проектов и реализации децентрализованных проектов, использовать децентрализованные бюджеты.
Подход к формированию стратегических ИТ целей в области обеспечивающих процессов: реализация единых стандартов работы с максимально возможной централизацией процессов и функций, изучение целесообразности и возможности интеграции текущих и перспективных системам используемыми в основной деятельности (проектирование, планирование и производ-ство),изучение целесообразности использования функционала крупных корпоративных информационных систем.
Рис. 2. Подход к приоритизации проектов по внедрению КИС на авиастроительном предприятии
Централизованная служба
ИТ директор (СЮ)
управляюший архитектурный комитет (технический Совет)
Проектный офис
Управление Центрами компетенций
Служба поддержки ПО
Служба поддержки инфраструктуры
Подразделения организаций
Служба Реализации де це нтра л и з ов а н н ых п рое ктов
Служба поддержки ПО и инфраструктуры
Центры компетенций
Вариант 1 -«Централизованный бюджет»
Является реальным владельцем бюджета
Денежные средства аккумулируются на счетах предприятия
За счет данных средств финансируются все проекты включая инфраструктурные, методологические, проекты создания пилотных решений и их тиражирования и т.д.
Организует финансирование децентрализованных проектов
На основании внутренних договоров проводит компенсацию сервисов поддержки ПО и оборудования На основании внутренних договоров Централизованная служба компенсирует организациям расходы на содержание центров компетенций
Вариант 2 -«Децентрализованный бюджет»
■ Является владельцем виртуального бюджета (осуществляет согласование расходов на ИТ)
■ Выполняет роль посредника при организации Централизованных закупок
Является реальным владельцем бюджета
За каждой организацией закреплен уровень (доля) финансирования и н фр а структур н ых, мето до л огических, проектов создания пилотных, решений центров компетенций и т.д. На основании внутренних договоров (или взаимозачетов) получают компенсацию расходов на содержание центров компетенций За счет собственного бюджета финансируют децентрализованные проекты
Рис. 3. Подходы к финансированию КИС на предприятиях авиастроения ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2015. № 2
Способы финансирования
Некоторые КИС активности За счет бюджета централизованного ИТ За счет бюджета предприятий
Финансирование ДА
Финансирование инфраструктурных проектов ДА
Финансирование разработок прототипов АС ДА
Финансирование тиражирования ДА
Закупка лицензий ДА (по корпоративным скидкам)
Централизованные проекты ДА, в части относящейся к конкретной организации
Децентрализованные проекты ДА (при утверждении проекта Централизованной службой)
Единые корпоративные сервисы (реализуются централизованным ИТ) ДА, на основании SLA
Единые корпоративные сервисы (реализуются ИТ подразделениями организаций на основании корпоративных правил и регламентов) ДА
Рис. 4. Способы финансирования КИС на предприятиях авиастроения
При внедрении интегрированной информационной системы на предприятиях авиастроения следует учитывать: широкую номенклатура производимой продукции, возможность формирования и учета комплексных задач в области сложного высокотехнологического оборудования.
Внедрение интегрированной информационной системы при организации производства авиационной техники, позволит оптимизировать и усовершенствовать следующие процессы на предприятиях авиастроения: формирование планов производства, планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции, управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов, планирование производственных мощностей: от стратегии всего предприятия до планов использования
отдельных станков и оборудования, обслуживание и ремонты (включая технический учет) станков, оборудования автотранспорта, оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет, управление проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации, управление персоналом, включая оптимизацию численности производственного и непроизводственного персонала, реализация функций логи-стик, включая таможенную логистику, обменный фонд и пул компонентов, автоматическое размещение и мониторинг заказов, поддержку клиентов в организации складов и управлении запасами.
Возможные выгоды от внедрения систем в области основной деятельности: сокращение времени цикла разработка-реализация до 80%, уменьшение себестоимости до 2-5% , улучшение качества продукции, повышение
оперативности управления версиями конструкторской документации и повышения ее качества, уменьшение количества возможных ошибок при разработке объектов, усовершенствование взаимодействия и информированности между участниками процессов, снижение простоя оборудования на 30%.
Возможные выгоды от внедрения КИС на предприятиях авиастроения: снижение операционных и управленческих затрат на 15%,снижение общих затрат на 15%,снижение страхового уровня складских запасов на 20%,снижение издержек, связанных с нецелевым или неэкономным расходом сырья, уменьшение дебиторской задолженности на 12%,увеличение оборота материальных запасов на 30%,увеличение оборачиваемости средств в расчетах на 25%,снижение расходов на продажи на 1020% и увеличение объема продаж на 10-30% в год, ускорение процессов продаж и контроль над всеми этапами процесса, возможность оперативного реагирования, увеличение объема заключенных сделок на 5-15%, снижение трудовых затрат и времени операций на 7%,сокращение времени на формирование отчетности с нескольких дней до не-
скольких минут, повышение доступности информации.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, проект № 14-18-00519.
Литература
1. Калачанов, В.Д. Обоснование направлений информационной поддержки производства наукоемкой продукции (на примере авиационной промышленности) / В.Д. Калачанов, Н.С. Ефимова, А.Е. Сорокин // Организатор производства. - 2014. - № 1.
2. Грекул, В.И. Управление внедрением информационных систем: учебник / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. -М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. IDC, Gartner, 1C, SAP, Microsoft, Oracle, C-news
4. http ://minpromtorg.gov.ru/activities/state programs/list/
5. Абдикеев, Н.М. Корпоративные информационные системы управления: учебник / Н.М. Абдикеев, О. Китова. - М.: ИНФРА-М, 2010.
Калачанов Вячеслав Дмитриевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Системы управления экономическими объектами, Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет), (г. Москва, Российская Федерация), [email protected]
Ефимова Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Системы управления экономическими объектами, Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет), (г. Москва, Российская Федерация), [email protected]
Рычагов Михаил Сергеевич, аспирант, кафедра Системы управления экономическими объектами, Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет), (г. Москва, Российская Федерация), [email protected]
Добров Виктор Петрович, аспирант, кафедра Системы управления экономическими объектами, Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет), (г. Москва, Российская Федерация), [email protected]
ORGANIZATION OF AIRCRAFT EQUIPMENT PRODUCTION BASED ON IMPLEMENTATION OF CORPORATE INFORMATION SYSTEMS V.D. Kalachanov, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russian Federation, [email protected]
N.S. Efimova, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russian Federation, [email protected]
M.S. Rychagov, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russian Federation, [email protected]
V.P. Dobrov, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russian Federation, [email protected]
The article develops the economic methods of organizing the production of aircraft equipment by implementation of integrated corporate information systems in aviation industry. At present, it is essential to develop the economic mechanism for implementing information technologies in the organization of aircraft equipment production that will help to improve the complex internal industrial processes at aircraft manufacturing companies. The implementation of information systems at aircraft manufacturing companies must take place as part of the complex project, intended to impact a number of departments simultaneously. At the same time, the introduction of information systems is a project aimed at elaborating the methods of information management for organizing the production at aircraft manufacturing companies.
The article proposes the re-engineering of business processes at automated aircraft manufacturing companies, and develops the methodological approach to setting the strategic goals of information technologies in provision processes, namely: the implementation of uniform work standards with the greatest possible centralization of processes and functions; studying the feasibility and possibility of integrating the current and perspective systems into basic activities. The implementation of the integrated information system for organizing the production of aircraft equipment will help to optimize and improve the following processes at aircraft manufacturing companies: 1) drafting production plans; 2) planning for needs in materials and components, as well as timing and volumes of deliveries for implementing production plans; 3) inventory and procurement management, including: a) contract administration; b) implementation of centralized procurement; c) recording and optimization of warehouse and shop stocks; d) planning of production capacities (from the overall corporate strategy to the plans for using specific machinery and equipment); e) servicing and repair of machines and vehicle equipment (including technical maintenance); f) operational financial management, including drafting financial plans and control of their execution; g) financial and management accounting; h) management of projects including phase and resource planning for their implementation; i) personnel management including optimizing the number of production and non-production employees, j) the implementation of the logistic functions, including customs logistics, rotating and component pools, automatic placement and monitoring of orders, client support in the organization of warehouses and stockpile management
Key words: organization of production, aviation industry, integrated information systems, information technologies, aircraft construction.
References
1. Kalachanov V.D., Efimova N.S., Sorokin A.E. Obosnovanie napravlenij informacionnoj podderzhki proizvodstva naukoemkoj produkcii (na primere aviacionnoj promyshlennosti) [The substantiation of the areas of information support in manufacturing science-based products (as exemplified by aviation industry)]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production]. 2014. № 1.
2. Grekul V.I., Denischenko G.N., Korovkina N.L. Upravlenie vnedreniem informacionnyh sistem [The management of information system implementation]. Moscow: Internet-University of Information Technologies; BINOM. Laboratoriya znanii. 2008.
3. IDC, Gartner, 1C, SAP, Microsoft, Oracle, C-news
4.
5. Abdikeev N.M., Kitova O. Korporativnye informacionnye sistemy upravlenija [The corporate information systems of management]. Moscow: INFRA-M, 2010.
КЛАССИКИ МЕНЕДЖМЕНТА Друкер, Питер
Питер Друкер является одним из самых известных ученых в области менеджмента и автором многих книг по проблемам управления. В его научных трудах затрагивается широкий круг экономических и политических проблем, но знаменитым он стал благодаря работам по вопросам управления. П. Друкер ввел в выражение «управление по целям» (УПЦ).
С точки зрения П. Друкера, все институты существуют для достижения определенных целей; для бизнес-предприятий такой целью является экономическая эффективность (Drucker, 1974). Руководитель предприятия несет ответственность за: (1) обеспечение экономической эффективности; (2) продуктивность деятельности, так чтобы эффективность достигалась наиболее простым способом; (3) управление социальными воздействиями, которые предприятие в качестве организации оказывает на внешнюю среду.
Хотя здесь и содержится указание на значение роли лидера, П. Друкер лишь; кратко останавливается на задаче менеджмента в осуществлении руководства. Вместо этого он предпочитает использовать понятие «ответственности»; менеджеры «ответственны» за тот вклад, который вносят в работу предприятия они сами и подчиненные им работники. По сути, менеджмент подразумевает функцию, а не власть, и П. Друкер убеждает руководителей отказаться от представления о том, что они находятся наверху, а рабочие — под ними. Скорее он рассматривает менеджеров как стержень организации, вокруг которого вращаются все прочие' элементы — труд, ресурсы, рынки, внешняя среда.
Важным фактором во всех работах П. Друкера является необходимость для, менеджеров рассматривать социальные воздействия, которые они и их организации оказывают на внешнюю среду. Менеджеры не должны быть только лишь технократами; они обязаны понимать социальное значение своей деятельности (Drucker, 1974). Чем более крупным и могущественным становится предприятие, j тем сильнее будет оказываемое им социальное влияние и тем выше будет необходимость в учете социального фактора: «Требование социальной ответственности: является в значительной мере платой за успех» (Dmcker, 1973: 289). Как отмечал Дж. Таррант:
П. Друкер никогда не теряет из виду общественное благо, которое находится внутри организации в общем случае и внутри корпорации в частном. Корпорации должны управляться не только в соответствии с набором прагматических правил, но и в рамках философских понятий, определяющих роль организации в индустриальном обществе (Tarrant, 1976: 84).
Согласно философии П. Друкера, конечной целью предприятия является создание общественных благ. Организация служит для преобразования человеческих усилий в конкретную продукцию, и «личные усилия создают общественные выгоды» (Drucker, 1974: 810). Это убеждение составляет суть его философии менеджмента.
Подготовлено по статье М. Уитцель, «Друкер, Питер(1909)» / Классики менеджмента. СПб.: Питер, 2001. С. 316-322.