УДК 378
ТЕХНИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЧЕНИЯ
© 2009 Т. С. КАЗАНКОВА
ассистент кафедры общетехнических дисциплин e-mail: ts-tamara @ mail. ru
Курский государственный университет
В статье раскрывается методика обучения техническому рисованию студентов ИПФ в процессе графической подготовки. Выделены группы важных педагогических умений, успешно развиваемые у будущих учителей черчения на базе технического рисования.
Ключевые слова: техническое рисование, профессионально-педагогические умения, профессиональная направленность.
Повышение качества графической подготовки будущих учителей черчения в вузе требует решения ряда актуальных проблем, одной из которых является недостаточный уровень развития их профессионально-педагогических умений. Развивать эти умения возможно на базе графических дисциплин, придавая им профессиональную направленность.
Анализируя графическую подготовку в вузе, мы пришли к выводу о том, что наиболее значимой базой развития профессионально-педагогических умений может стать техническое рисование.
Недостаточное развитие профессионально-педагогических умений студентов является причиной многих проблем, возникающих у выпускников, работающих в школе. Это связано, прежде всего, с неумением лаконично и последовательно излагать свои мысли, профессионально выполнять педагогический и технический рисунок при изложении теоретического материала, с неумением работать мелом и другими материалами на классной доске. Молодые учителя зачастую не имеют должного представления о специфике технического рисования, предполагающего максимальную простоту изображения формы, смысловую точность и лаконичность. Техническое рисование по заложенным в нем возможностям выражения технической мысли является прекрасным средством развития пространственного представления и творческого воображения.
Использование технического рисунка в обучении черчению значительно облегчает изложение учебного материала. Рисунок на классной доске имеет преимущества перед готовыми таблицами и схемами: иллюстрируя рассказ учителя, он становится подвижным - возникает, дополняется и завершается на глазах учащихся; здесь каждая деталь приобретает значение, каждый штрих и линия получают смысловую нагрузку.
Его значимость, как важнейшего метода изображения от руки для технических и производственных целей, как иллюстрации к чертежам, а также как первичной формы
фиксации творческой идеи, как средства развивающего воображение, глазомер, чувство пропорций, тренирующего глаз и руку учащегося, признавалась издавна, со времени зарождения и первых шагов развития педагогической мысли. Однако в вузе на его изучение отводится всего 6 часов. К тому же отсутствует четкая методика преподавания тех -нического рисования. Да и развитие профессионально-педагогических умений в процессе выполнения технического рисования не стало еще предметом современных методических исследований.
Указанные недостатки существенно снижают уровень профессиональной подготовки будущих учителей черчения, и, как следствие, не обеспечивается должный уровень развития графических способностей школьников.
Преподаватель черчения сам должен обладать комплексом профессионально-педагогических умений, который позволил бы ему развивать соответствующие знания и умения у студента на протяжении всего процесса обучения. Профессионально-педагогические умения определяются нами как способность на высоком уровне выполнять графические работы, в том числе и технический рисунок, а также быть готовым к одновременному решению педагогических задач. К профессионально-педагогическим умениям, которые необходимо развивать посредством технического рисования, относятся
1) графические умения: умение выполнять геометрические построения от
руки: упражнения на выполнение вертикальных, горизонтальных, параллельных, перпендикулярных линий, проведение дуг окружностей; деление отрезка прямой на равные части, проведение перпендикуляров, деление угла на равные части; знание закономерностей построения осей; умение рисовать плоские геометрические фигуры: рисунки квадрата, прямоугольника, треугольника, окружности, овалов, эллипсов; умение рисовать объемные тела; умение выполнять светотеневую моделировку; умения выполнять технические рисунки: технический рисунок по чертежу; рисунок с натуры; рисунок по словесному описанию с преобразованием; умелое владение различными материалами (мелом, гелевыми ручками, маркерами т.д.); умение сочетать выполнение технического рисунка на доске или бумаге с одновременными комментариями к его построению;
2) конструктивные: умение составить систему заданий для учащихся; умение определять ошибки в работе и объяснить их происхождение, объективно оценивать работы учащихся.
3) организаторские: умение организовать познавательную деятельность учащихся; умение контролировать последовательность работы над заданием, корректировать деятельность учащихся, организовывать и корректировать собственную деятельность и поведение; умение организовывать коллективную, индивидуальную и самостоятельную деятельность учащихся в рамках предмета «черчение»;
4) коммуникативные: умение вызвать интерес к техническому рисованию (доступно и интересно излагать материал); умения речевые (умение выразительно, правильно говорить, владение дикцией и постановкой голоса при объяснении материала, умение правильно выбрать интонации при разъяснении ошибок и т.д.); умение находить и устанавливать межпредметные связи в образовательных, развивающих и воспитывающих целях; доступно и доброжелательно объяснить их ошибки, грамотно, тактично сделать замечание, поправить, умение задавать вопросы и полно на них отвечать.
Подготовку по техническому рисованию необходимо начинать на занятиях по черчению уже на первом курсе и продолжать на занятиях по методике преподавания черчения. Необходим дополнительный комплекс мер, основанный на целом цикле занятий техническим рисунком, являющихся наиболее подходящей базой для развития профессионально-педагогических умений и навыков будущих учителей черчения. Для этого
нами разработана специальная система упражнений, логично интегрированная в структуру основной образовательной программы по черчению и реализуемая в учебно-аудиторной, самостоятельной, индивидуальной и других формах деятельности.
В предложенной нами методической модели обучения техническому рисованию как средству развития профессионально-педагогических умений лежат цель, технология обучения, система заданий и упражнений, нацеленных на развитие педагогических умений, разработанные нами уровни развития этих умений, формы организации занятий. Реализация данной методической модели позволяет сформировать у студента целостное представление о системе профессиональных и педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления функций учителя черчения.
Предложенная нами методическая модель предусматривает последовательное освоение принципов, приемов и способов технического рисования.
Основная работа должна проводиться в следующих направлениях:
1) систематическое выполнение студентами разнообразных тренировочных упражнений, нацеленных на приобретение навыков, овладение приемами и способами технического рисования под руководством преподавателя;
2) систематическое выполнение самостоятельных тренировочных упражнений вне аудитории;
3) развитие профессионально-педагогических умений, требующих от студента сочетания навыков технического рисования со способностью передавать знания и умения своим будущим ученикам.
Указанные направления развития технического рисования и определяют порядок построения занятий:
1) развитие навыков движения руки, руководимой глазом, и развитие глазомера,
2) выполнение технических рисунков,
3) задания и упражнения, способствующие развитию профессионально-педагогических умений.
Результатом обучения должно явиться развитие профессионально-педагогических умений, а так же навыка технического рисования. В этом и состоит рациональность использования технического рисования как средства развития педагогических умений.
В основу методики развития профессионально-педагогических умений были положены система заданий и упражнений по техническому рисованию.
Задание 1. Упражнения в проведении вертикальных, горизонтальных, наклонных, параллельных линий и дуг окружностей
Цель задания - развитие умений навыков в проведении различных линий от руки без чертежных инструментов.
Умения: работать от руки без инструментов (приемы проведения параллельных, горизонтальных и наклонных линий, окружностей, деление отрезков и углов на равные части).
Тренировка глаза и руки в проведении вертикальных, горизонтальных, параллельных, перпендикулярных линий, проведении дуг окружностей; делении отрезка прямой на равные части, проведение перпендикуляров, деления угла на равные части. Это задание направлено на выработку и закрепление навыков в проведении различных линий от руки.
Задание 2. Рисование плоскостных изображений
Цель задания - закрепление навыков в проведении линий и упражнение в восприятии и передаче на рисунке пропорций фронтально расположенных плоских (линейных) фигур.
Умения: от руки без инструментов рисовать многоугольники, плоские фигуры.
После упражнений в проведении линий, «постановки руки» при рисовании, студенты переходят к рисованию плоских фигур. Это задание направлено на закрепление умений и навыков в проведении линий и упражнение в восприятии и передаче на рисунке пропорций фронтально располагающих плоских (линейных) фигур.
Задание 3. Рисование плоских фигур, расположенных в аксонометрических координатных плоскостях
Цель задания - закрепление навыков рисовать плоские фигуры и упражнения в построении аксонометрических осей о руки.
Умение правильно от руки изображать плоские фигуры поможет быстро строить их в аксонометрических координатных плоскостях.
Задание 4. Рисование гранных геометрических тел, цилиндра и конуса по правилам аксонометрии
Усвоив рисование плоских фигур по правилам аксонометрии, легко перейти к изображению геометрических тел.
Задание 5. Аксонометрические рисунки группы геометрических тел с нанесением светотени
Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; развитие педагогических умений - сочетать выполнение технического рисунка на доске или бумаге с одновременными комментариями к его построению.
Умения: рисовать от руки на бумаге или классной доске.
Эти задания прежде всего направлены на восприятие и передачу на плоскости объемных форм, применение в рисовании правил построения аксонометрических изображений и развитие пространственных представлений.
В данном случае мы останавливались на задачах пространственного решения группы геометрических тел, рассматривали одновременно и композиционное решение формата.
Большое значение для успешного развития у студентов профессионально-педагогических умений и навыков имеет выполнение технического рисунка на классной доске с одновременным комментарием к его построению. Например, это могут быть упражнения, в которых студент выполняет технический рисунок (рисунок по чертежу или группы геометрических тел) на доске на основе указаний порядка выполнения. При этом и сами указания и действия по выполнению чертежа осмысливаются и контролируются всей группой студентов.
Осуществляя профессиональную направленность в обучении студентов педвуза по черчению, целесообразно на этом занятии дать некоторые сведения о работе мелом на классной доске. Нужно остановиться на вопросах глазомерного масштаба будущего изображения, верной компоновки. Следует отметить, что мастерство работы учителя на классной доске вызывает восхищение у учащихся, повышает их интерес к черчению и ак -тивизирует графическую деятельность.
От студентов требуется педагогически грамотная демонстрация приемов работы на классной доске. Студенты должны хорошо овладеть теорией геометрических построений и практикой демонстрации приемов работы при проведении параллельных и перпендикулярных прямых, при построении и делении углов, делении отрезка на равные части от руки. Одним из требований такого вида работы является и одновременное комментирование последовательного ведения построений на доске. Четкость, быстрота и методическая грамотность графического изображения на классной доске зависит от многих умений, в том числе от умения верно компоновать на поле доски предполагае-
мый графический материал, от выбора его масштабности, от верного последовательного и поэтапного выполнения рисунка; от верно выбранного темпа ведения работы, от синхронного сопровождения речью каждого этапа построения. Задание для таких упражнений не должно быть слишком сложным, например, для этой цели на доске можно рисовать не группу геометрических тел, а взять одну какую-то фигуру. Содержание работы, выполняемой на классной доске, не должно расходиться с содержанием работы, выполняемой группой.
Наряду с графическими умениями, студенты приобретают не менее важные педагогические умения профессиональной постановки голоса, владения интонацией, работой на классной доске, получают умения сочетать выполнение рисунка с одновременным объяснением его построения; развивает речевые умения, умение компоновать изображения на доске, умение правильно стоять относительно доски, не закрывая собой изображаемое.
Задание 6. Аксонометрические рисунки по чертежу
Цель задания - установление связи между ортогональными и аксонометрическими чертежами, развитие пространственного представления, закрепление навыков рисовать от руки, развитие техники рисования.
Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; развитие педагогических умений - определять ошибки в работе учащихся и пояснять их происхождение, объективно оценивать работы учащихся и их исправлять.
Умения: рисовать от руки, тактично исправлять ошибки в работах товарищей.
Перед тем как студенты приступят к выполнению технического рисунка по чертежу, необходимо напомнить о важном педагогическом умении учителя - оценивании работ учащихся - и предупредить, что им предстоит оценить самим свою работу, а также работу своего однокурсника.
После выполнения рисунка они выставляют оценку своей работе, пытаясь обосновать ее объективность, затем обмениваются работами для взаимопроверки.
Полученная установка перед выполнением практического задания оказывает влияние на качество работы. Предстоящее оценивание стимулирует студентов к аккуратности, точности графических построений.
Одновременное развитие педагогических и графических умений является процессом взаимообогащающим. Педагогическое умение развивается на базе графического умения. А графическое умение решается более успешно, так как мотивом является важное педагогическое умение - оценивание работы.
Приобретая графические умения в рисовании от руки, студенты развивают одновременно и педагогическое умение - умение оценивать графические работы.
Задание 7. Аксонометрические рисунки с натуры
Цель задания - закрепление навыков рисовать от руки, развитие техники рисования.
Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; научиться выполнять рисунки различными графическими материалами.
Умения: рисовать от руки, выполнять рисунки различными графическими материалами.
Неотъемлемым умением в работе школьного учителя должно стать умение использовать различные графические материалы. Это относится к таким изобразительным материалам, как белый и цветной мел, цветные карандаши, гелевые ручки, которые, в силу своих специфических свойств, наиболее применимы в быстрых, наглядных изображениях (особенно крупного размера), позволяющих работать оперативно, быстро, сво-
бодно и широко, на больших классных досках, малогабаритной доске, либо на больших листах бумаги (или в тетрадях ученика).
Преподаватель говорит, что выполнение технического рисунка они сделают несколько иначе, чем выполняли раньше, заменив карандаш другим графическим материалом по их желанию.
Задание 8. Выполнение рисунка по памяти и представлению, по чертежу с мысленным поворотом предмета
Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; научить студентов выполнять рисунки по памяти и представлению, преобразовывать форму объекта и выполнять по видоизмененному объекту рисунок.
Умения: рисовать от руки, оперировать пространственными образами, умение выполнять рисунки по памяти и представлению, мысленно преобразовывать форму объекта и выполнять по видоизмененному объекту рисунок.
Эти задания представляют собой творческие графические задачи. Они требуют напряжения пространственного мышления и активно влияют на его развитие. Задания, требующие преобразования формы предмета, занимательны и требуют творческого выполнения. Научившись этому, студенты обязательно будут использовать их в своей будущей деятельности.
На занятии, приведенном выше, успешно реализуются графические умения, развивается пространственное мышление.
Приобретенные графические знания получают целенаправленное их использование и становятся для студента профессионально значимыми.
Выполнение программных заданий, направленных на развитие профессиональнопедагогических умений, позволит студентам не только добиться более высоких результатов в техническом рисунке, но и повысит их профессионально-педагогическое мастерство. При этом они будут развивать свое зрительное восприятие, пространственное мышление, усовершенствуют практические навыки в быстром выполнении рисунков, обогатят устную речь, выработают артикуляцию и дикцию, умение уверенно держаться у классной доски.
Таким образом, качество профессионально-педагогической подготовки будущих учителей черчения будет обеспечено в процессе овладения техническим рисованием как средством развития профессионально-педагогических умений в контексте его профессиональной направленности.
В этом контексте овладение техническим рисунком для студента становится профессионально значимым, а развиваемые педагогические умения в процессе его выполнения органично включаются в педагогический процесс и становятся базой развития основ методического мастерства будущего учителя черчения.