ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЧЕНИЯ ...
Умение правильно от руки изображать плоские фигуры поможет быстро строить их в аксонометрических координатных плоскостях.
Задание 4. Рисование гранных геометрических тел, цилиндра и конуса по правилам аксонометрии.
Усвоив рисование плоских фигур по правилам аксонометрии, легко перейти к изображению геометрических тел.
Задание 5. Аксонометрические рисунки группы геометрических тел с нанесением светотени.
Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; развитие педагогических умений — сочетать выполнение технического рисунка на доске или бумаге с одновременными комментариями к его построению.
Умения: умения рисовать от руки на бумаге или классной доске.
Основные задачи этих заданий - восприятие и передача на плоскости объемных форм, применение в рисовании правил построения аксонометрических изображений и развитие пространственных представлений.
В данном случае мы останавливались на задачах пространственного решения группы геометрических тел, рассматривали одновременно и композиционное решение формата.
Большое значение для успешного развития у студентов профессионально-педагогических умений и навыков имеет выполнение технического рисунка на классной доске с одновременным комментарием к его построению. Например, это могут быть упражнения, в которых студент выполняет технический рисунок (рисунок по чертежу или группы геометрических тел) на доске на основе указаний порядка выполнения. При этом и сами указания и действия по выполнению чертежа осмысливаются и контролируются всей группой студентов.
Осуществляя профессиональную направленность в обучении студентов педвуза по черчению, целесообразно на этом занятии дать некоторые сведения о работе мелом на классной доске. Следует отметить, что, мастерство работы учителя на классной доске вызывает восхищение у учащихся, повышает их интерес к черчению и активизирует графическую деятельность [3].
От студентов требуется педагогически грамотная демонстрация приемов работы на классной доске. Студенты должны хорошо овладеть теорией геометрических построений и практикой демонстрации приемов работы при проведении параллельных и перпендикулярных прямых, при построении и делении углов, делении отрезка на равные части от руки. Одним из требований такого вида работы является и одновременное комментирование последовательного ведения построений на доске. Задание для таких упражнений не должно быть слишком сложным, например, для этой цели на доске можно рисовать не группу геометрических тел, а взять одну какую-то фигуру. Содержание работы, выполняемой на классной доске, не должно расходиться с содержанием работы, выполняемой группой.
Во время выполнения этого задания студенты приобретают важные педагогические умения профессиональной постановки голоса, владения интонацией, работой на классной доске, получает умения сочетать выполнение рисунка с одновременным объяснением его построения; развивает речевые умения, умение компоновать изображения на доске, умение правильно стоять относительно доски, не закрывая собой изображаемое [3].
Задание 6. Аксонометрические рисунки по чертежу.
Цель задания—установление связи между ортогональными и аксонометрическими чертежами, развитие пространственного представления, закрепление навыков рисовать от руки, развитие техники рисования.
Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; развитие педагогических умений — определять ошибки в работе учащихся и пояснять их происхождение, объективно оценивать работы учащихся и их исправлять.
Умения: умения рисовать от руки, умение тактично исправлять ошибки в работах товарищей.
Перед тем как студенты приступят к выполнению технического рисунка по чертежу, необходимо напомнить, о таком важном педагогическом умении учителя - оценивании работ учащихся. И предупредить, что эту работу им предстоит оценить самим, а также работу своего однокурсника.
После выполнения рисунка они сообщают оценку своей работы, пытаясь обосновать ее объективность, затем студенты обмениваются работами для проверки и оценивают работу своего однокурсника.
Полученная установка перед выполнением практического задания оказывает влияние на качество работы. Предстоящее оценивание стимулирует студентов к аккуратности, точности графических построений.
Приобретая графические умения в рисовании от руки, студенты развивают одновременно и педагогическое умение - умение оценивать графические работы.
Задание 7 Аксонометрические рисунки с натуры.
Цель задания - закрепление навыков рисовать от руки, развитие техники рисования.
Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; научиться выполнять рисунки различными графическими материалами.
Умения: умения рисовать от руки, умение выполнять рисунки различными графическими материалами.
Неотъемлемым умением в работе школьного учителя должно стать умение использовать различные графические материалы. Это относится к таким изобразительным материалам как белый и цветной мел, цветные карандаши, гелевые ручки, которые, в силу своих специфических свойств, наиболее применимы в быстрых, наглядных изображениях (особенно крупного размера), позволяющих работать оперативно, быстро, свободно и широко, на больших классных досках, малогабаритной доске, либо на больших листах бумаги (или в тетрадях ученика).
ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЧЕНИЯ ...
Задание 8. Выполнение рисунка по памяти и представлению, по чертежу с мысленным поворотом предмета.
Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; научить студентов выполнять рисунки по памяти и представлению, преобразовывать форму объекта и выполнять по видоизмененному объекту рисунок.
Умения: умения рисовать от руки, умение оперировать пространственными образами, умение выполнять рисунки по памяти и представлению, умение мысленно преобразовывать форму объекта и выполнять но видоизмененному объекту рисунок.
Эти задания представляют собой решение творческой графической задачи. Они требуют напряжения пространственного мышления и активно влияют на его развитие. Задания, требующие преобразования формы предмета имеют занимательную и творческую основу их выполнения. Научившись этому, студенты обязательно будут использовать их в своей будущей деятельности.
Выполнение программных заданий, направленных на развитие профессионально-педагогических умений, позволит будущим учителям не только добиться более высоких результатов в техническом рисунке, но и повысит их профессионально-педагогическое мастерство. При этом они будут развивать свое зрительное восприятие, пространственное мышление, усовершенствуют практические навыки в быстром выполнении рисунков, обогатят устную речь, выработают артикуляцию и дикцию, умение уверенно держаться у классной доски.
Таким образом, качество профессионально-педагогической подготовки будущих учителей черчения будет обеспечено в процессе овладения техническим рисованием, как средством развития профессионально-педагогических умений в контексте его профессиональной направленности.
Библиографический список
1. Анисимов, Н. Н. Экспериментальное исследование формирования пространственных представлений школьников средствами технического рисования [Текст]: дис. ...канд. пед. наук. / Н. Н. Анисимов. -М., 1970. - С. 6, 14, 16, 23, 38,
2. Ростовцев, Н. Н. Техническое рисование [Текст]: пособие для ст-тов ХГФ. / Н. Н. Ростовцев, С. А. Соловьев. - М.: Просвещение, 1979. - С. 5-7.
3. Шабанова, О. П. Профессиональная направленность в преподавании черчения в педвузе. [Текст] / О. П. Шабанова. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 1999. - С. 14,41, 52.
4. Итин, Ю. К. Качество образовательного процесса высшей школы как объект управления [Текст] / Ю. К. Итин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№2.-С. 82-101.
5. Левченко, В. В. Средства формирования психолого-педагогической готовности будущих учителей интегративного профиля [Текст] / В. В. Левченко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 101-114.
6. Щербакова, В. В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] /
B. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -
C. 139-146.
7. Шангина, Е, И. Концепция развития геометро-графического образования [Текст] / Е. И. Шангина // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 3. -С.104-113.
8. Иващенко, Г. А. Исследование возможностей реализации гуманистического подхода в моделировании процесса обучения графическим дисциплинам специалистов технического профиля [Текст] / Г. А. Иващенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 94-104.
9. Петрова, Л. Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения [Текст] / Л. Е. Петрова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 337-344.
УДК 37.015
Литвина Елена Валерьевна
Аспирант кафедры педагогики и психологии начального образования (факультет начального образования) Алтайской государственной педагогической академии, [email protected], Барнаул
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Litvina Elena Valerievna
Post-graduate student Altai State Pedagogical Academy\ [email protected], Barnaul
THE PUPILS EDUCATION OF SECURITY CULTURE DURING THE PROCESS OF TEACHING HUMANITIES SUBJECTS
Понятия «культура» и «безопасность» были объединены в Международном агентстве по атомной энергии в 1986 г. при анализе причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В энциклопедическом словаре по безопасности деятельности под редакцией профессора О. Н. Русака под культурой безопасности понимается совокупность правил, норм и действий индивида, группы и общества в целом по созданию, поддержанию и корректировке безопасных условий и результатов деятельности [1. с. 219]. Ф. Кармазинов рассматривает культуру безопасности как набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведение отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью [10, с. 14].
Что касается понятия «воспитание культуры безопасности», то В. Н. Мошкин определяет его как компонент, как средство и как функцию педагогического процесса. «Воспитание культуры безопасности реализуется
в педагогическом процессе как самостоятельный компонент (учебный предмет, отдельный этап, специфическое средство) педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей» [17, с. 74]. «Воспитание культуры безопасности реализуется как средство педагогического процесса, используемое для развития творческих сил и способностей воспитанников к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда (урок ОБЖ, психологический тренинг по отработке действий в экстремальных ситуациях, тренировка в спортивной секции самбо, занятие на полосе препятствий и т. д.)» [17, с. 75]. «Воспитание культуры безопасности реализуется как функция педагогического процесса, проявляющаяся в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности воспитанников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности» [17, с. 75].
Под гуманитарным в самом общем виде понимается обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека.
Также понятие «гуманитарный» в словарях интерпретируется как «относящийся к изучению культуры и истории народов в отличие от наук о природе» [18, с. 128] или «относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру» [25, с. 357].
Г. А. Подкорытов термин «гуманитарный» определяет как относящийся к человеческому обществу, к человеку, к его общественному бытию и сознанию, а также он отмечает, что данное понятие характеризует науку и образование [21, с. 105].
Мы же замечаем, что термин «гуманитарный» употребляется не только в отношении науки и образования, но и в отношении знания, учебной дисциплины (учебного предмета) и т. д.
Гуманитарные науки - это те из наук, которые относятся к изучению общества, культуры и истории народа в отличие от естественных и технических наук [18, с, 152]. Гуманитарное знание представляет собой совокупность сведений в области гуманитарных наук. Гуманитарные науки и гуманитарное знание выступают своеобразными средствами гуманитарного образования. Гуманитарное образование играет важнейшую роль в развитии человеческой личности, так как оно формирует сознание характера связей человека с обществом. Суть гуманитарного образования состоит в изучении человека в его многосторонних отношениях с миром и познании самого себя. Также по средствам гуманитарного образования формируется индивидуальная система духовных ценностей, что подразумевает под собой воспитательный аспект. А. С. Запесоцкий в статье «Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности» отмечает, что «уникальные возможности для формирования духовно целостной личности и одновременного воспроизводства культуры народа позволяют рассматривать гуманитарное образование как важнейшую предпосылку духовной безопасности общества»
[8, с. 3]. Гуманитарное образование в школе - это процесс изучения цикла учебных дисциплин, являющихся производными от гуманитарных наук. Дисциплина - это отрасль научного знания, учебный предмет [2, с. 262]. Как отмечает В. Маранцман, общая цель всех гуманитарных дисциплин - формирование критериев высокого и низкого в сознании и поведении человека, его ценностные ориентации [14, с. 19]. Другими словами общей функцией гуманитарных дисциплин является формирование нравственного и духовного опыта учащихся, опыта теоретического мышления в общественных вопросах, К тому же гуманитарные дисциплины, в силу того, что их объектом является само общество во всех его проявлениях, ответственны за воспитание учащихся [22, с. 5].
На основании проведенного нами обзора имеющихся в педагогике понятий определим понятие «воспитание культуры безопасности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин». Воспитание культуры безопасности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин - это подготовка школьников к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется в рамках преподавания русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания (включая экономику и право), музыки, изобразительного искусства и географии (экономической). Данное определение изучаемого явления является эмпирическим и отражает лишь его внешние признаки. Исходя из того, что наше исследование направлено на раскрытие специфических характеристик изучаемого явления, под воспитанием культуры безопасности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин мы понимаем одну из функций гуманитарных дисциплин в педагогическом процессе, проявляющуюся в развитии мировоззренческой, нравственной, психологической, правовой готовности школьников к обеспечению безопасности, их готовности к самообразованию средствами гуманитарного знания.
Воспитание культуры безопасности школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин является составной частью гуманитарной подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности, а также составной частью процесса воспитания культуры безопасности школьников. Представим графически на рисунке соотношение воспитания культуры безопасности школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин с воспитанием культуры безопасности школьников и с гуманитарной подготовкой к безопасной жизнедеятельности.
Воспитание культуры безопасности школьников
Воспитание культуры безопасности школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин
Гуманитарная подготовка школьников к безопасной жиз недеятельно сти
Взаимосвязь воспитания культуры безопасности школьников с гуманитарной подготовкой к безопасной жизнедеятельности
Гуманитарная подготовка к безопасной жизнедеятельности - это процесс взаимодействия школьников с гуманитарной культурой, способствующий 186
развитию мотивации к обеспечению безопасности, системы знаний, умений, навыков, взглядов, способностей по обеспечению безопасности. Гуманитарная подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется как в рамках педагогического процесса (на уроках гуманитарных дисциплин, во время внеклассной и внеурочной работы по гуманитарным дисциплинам, в совместной работе с родителями по гуманитарным проблемам безопасности), так и вне школы. Эта подготовка осуществляется в учреждениях дополнительного образования, культурно-досуговых учреждениях, в самодеятельности и самообразовании.
На основе анализа передового опыта воспитания культуры безопасности школьников нами выявлены следующие специфические функции воспитания культуры безопасности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин:
- подготовка школьников к безопасному изучению гуманитарных проблем современного общества;
- подготовка школьников к безопасному взаимодействию с различными проявлениями гуманитарной культуры (религия, реклама, искусство и т. д.);
- профилактика, нейтрализация деструктивного влияния элементов гуманитарной подготовки школьников за пределами педагогического процесса.
К настоящему времени проведены обширные научные исследования общих закономерностей воспитания культуры безопасности школьников. Л. Н. Горина разработала концепцию многоуровневой педагогической системы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма [4; 5 |, Б. Мишин, В. Сапронов, А. Смирнов, Л. Шершнев [16] разработали концепцию курса ОБЖ для 12-летнего общего среднего образования, В. Н. Мошкин [17] разработал теоретическую модель процесса воспитания культуры безопасности школьников и т. д.
Отдельные аспекты воспитания культуры безопасности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин раскрывают исследования: воспитательных функций права в педагогике и безопасности жизнедеятельности личности М. В. Грищенко [6], проблем формирования экологической воспитанности в процессе преподавания иностранного языка на разных этапах обучения Т. И. Забурдаевой [7], интегрированных форм обучения гуманитарным предметам как фактора личностного развития учащихся старших классов Л. А. Сарнаковой [24]. Ю. А. Бухарова [3] исследовала проблему интеграции содержания учебных дисциплин «Иностранный язык» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в начальной школе как условие формирования социального опыта младших школьников, вопрос организации дидактической среды как микросоциума на уроках испанского языка, обосновала содержание обучения испанскому языку на основе интеграции с учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности».
И. В. Павлова и ее коллеги разработали проект интеграции тем программы «Здоровье» в предметы учебного плана [20].
Исследователи систематизировали темы школьных курсов (в которые рекомендуется интегрировать разделы данной программы), а также основное содержание этих тем для интегрированного обучения школьников основам здоровья на уроках истории, литературы, иностранных языков, обществоз-нания, мировой художественной культуры.
А. С. Митькин и А. Е. Неудахина разработали методическое пособие для учителя «Вопросы здоровья в школьном курсе истории» [15]. Пособие является курсом программы «Здоровье», интегрированным в уроки истории для учащихся 5-9 классов. В нем содержатся: примеры тематического планирования уроков для 5-9 классов, сценарные планы уроков, методические комментарии и материалы к урокам.
Профессором В. Н. Касаткиным и его коллегами [11] разработано руководство по предупреждению насилия в школе, которое содержит информацию для подготовки к урокам, тренингам, классным часам, родительским собраниям, внеклассной работе. Авторами разработана методика осуществления образовательной взаимосвязи между стратегией преодоления конфликта в исторической ситуации и активизацией личных стратегий поведения учащихся.
Методическое пособие под редакцией В. Н. Касаткина «Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков» [23] включает тренинги, планы уроков по граждановедению и обществознанию. В. Ивановым, Г. Коваль, Д. Павловым [9; 12; 19] разработаны материалы по основам безопасности жизнедеятельности для интеграции их в содержание уроков истории.
Н. Б. Кудаева разработала материалы для включения темы «Спорт и здоровый образ жизни» в содержание урока иностранного языка для 9 класса [13].
Таким образом, несмотря на то, что имеются обширные научные исследования общих закономерностей воспитания культуры безопасности школьников, однако к настоящему времени лишь отдельные исследования раскрывают некоторые аспекты методики воспитания культуры безопасности, формирования готовности школьников к здоровому образу жизни в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Существующие исследования воспитания культуры безопасности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин не дают целостного представления о данном явлении. До настоящего времени не проведено специального исследования, раскрывающего сущность воспитания культуры безопасности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Такое положение в педагогической теории и практике не отвечает требованиям современности.