Научная статья на тему 'Техническое регулирование и конкурентоспособность'

Техническое регулирование и конкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1609
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / TECHNICAL REGULATION / TECHNICAL REGULATIONS / COMPETITIVENESS / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмайылов Борис Камарович, Трифанов Иван Васильевич, Оборина Людмила Ивановна

Рассмотрена взаимосвязь технического регулирования и конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical regulations and competition

Correlation of technical regulations and competitiveness is regarded.

Текст научной работы на тему «Техническое регулирование и конкурентоспособность»

тельным) погашения инвестиционного налогового кредита вместе с суммой процентов по нему.

В связи с тем, что в условиях проводимой экономической политики, когда возможности наращивания вложений в средства производства довольно ограничены, эффективность капитальных вложений зависит не только от совершенствования их технологической структуры, но и от применения рациональных методов финансирования затрат на оборудование. В данной ситуации использование инвестиционного налогового кредита как метода финансирования соответствует принципам интенсивного расширенного воспроизводства основных фондов и является эффективным инструментом обновления основных фондов.

Изложенная формальная теория расчета налогового обязательства с использованием коэффициентов ускорения в амортизационной политике позволяет поставить и решить принципиально новую задачу - определять величины необходимого коэффициента ускорения, под которым понимается такое его значение, которое позволит

предприятию ускоренным путем списывать часть стоимости эксплуатируемых основных средств, за то время, в течение которого накопилась бы необходимая сумма, равная сумме задолженности по инвестиционному налоговому кредиту за заданное предварительно время.

Библиографический список

1. Анискин, Ю. П. Инвестиционная активность и экономический рост // Проблемы теории и практики управления / Ю. П. Анискин. 2002. N° 4. С. 77-82.

2. Бирман, Г. Экономический анализ инвестиционных проектов : пер. с англ. под ред. Л. П. Белых / Г. Бирман, С. М. Шмидт. М. : Биржи и банки; ЮНИТИ, 1997.

3. Мыльник, В. В. Инвестиционный менеджмент / В. В. Мыльник. М. : Академический проект, 2003.

4. Нечаев, А. С. Влияние амортизационной политики на формирование лизинговых платежей / А. С. Нечаев. Иркутск, Изд-во БГУЭП. 2004.

A. S. Nechaev

THE INNOVATIVE APPROACH TO THE INVESTMENT CREDIT FORMATION

In the given clause the algorithm ofmathematical modeling of the innovative calculation variant of the investment tax credit is resulted. The given technique allows managing subjects to form the sum of the investment tax credit necessary for them of the set period of time.

Keywords: investment tax credit, innovation, design procedure of the investment tax credit.

УДК 658.652

Б. Н. Исмайылов, И. В. Трифанов, Л. И. Оборина ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Рассмотрена взаимосвязь технического регулирования и конкурентоспособности.

Ключевые слова: техническое регулирование, технический регламент, конкурентоспособность, система менеджмента качества.

Активизация государственной инновационной политики, повышение требований к качеству и конкурентоспособности продукции связаны с переводом системы технического регулирования на технические регламенты, обновлением национальных стандартов и стандартов организаций.

Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Федерального закона от 27.12.2002 г. № 84 «О техническом регулировании» и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Федеральные органы исполнительной власти (МЧС России, Минздравсоцразвития России и пр.) вправе издавать в сфере технического регулирования акты толь-ю рекомендательного характера (за исключением технического регулирования в отношении оборонной продукции) [1]. Необходимость унификации обязательных требований и установления нормативными актами высшего уровня (законами) обязательных требований нефинансового характе-

ра к предпринимательской деятельности вытекают из современного мирового опыта. Сближение позиций России по техническому законодательству с позициями развитых зарубежных стран, прежде всего стран Евросоюза и США, позволяет РФ вписаться в современное экономическое пространство и дает возможность адекватно реагировать на все происходящие изменения в международном техническом законодательстве и быть готовой к конкуренции на основе обеспечения качества и инновационного развития. Известно, что конкурентоспособность обеспечивается качеством, ценой и инновативностью, при этом ведущая роль отводится техническому регулированию [2].

Техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления и применения требований (обязательных и рекомендуемых к указанным техническим объектам и в области оценки соответствия установленным требованиям) [2]. Объектами технического регулирования являются продукция,

работы и услуги (рис. 1). Субъектами технического регулирования являются органы власти, органы государственного контроля (надзора), органы по сертификации, аккредитации, организации и учреждения, разработчики технических законов и стандартов, техническое законодательство международного соглашения (рис. 2).

Техническое регулирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- независимостью органов аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, исполнителей и приобретателей;

- недопустимостью совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации;

- недопустимостью совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимостью внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов;

- применением единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ и указанию услуг;

- установлением единой системы и правил аккредитации;

- единством правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единством применения технических регламентов независимо от видов или особенности сделок;

- соответствием технического регулирования уровню развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- недопустимостью ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.

Основные принципы технического регулирования обеспечивают достижение целей и поставленных задач с учетом дальнейшего развития технического законодательства и современных мировых требований в области качества.

Главные элементы технического регулирования и методы их реализации, сформулированные в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», показаны на рис. 3. Первым элементом технического регулирования является установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам жизненного цикла продукции, выполнению работ и оказанию услуг [1]. Этот элемент реализуется через принятие, применение и исполнение технических регламентов (ТР) и правил

Техническое регулирование

Установление и применение обязательных и рекомендательных требований к объектам ТР

Продукция и процес- Услуги: Работы (процессы):

сы жизненного цикла 1. Материальные 1. Процессы, проис-

продукции (ЖЦП): 2. Нематериальные ходящие на отдель-

1. Сырье и природ- (социально- ных стадиях ЖЦП

ное топливо культурные) 2. Процессы, связан-

2. Материалы и про- 3. Отдельные аспекты ные с материальной

дукты однородных групп (статистической,

3. Готовые изделия услуг: методы оценки, банковской) дея-

4. Отдельные аспек- классификация объек- тельностью

ты однородных тов, технические тре- 3. Управленческие

групп продукции: бования, термины, процессы

технические требо- требования к персона- 4. Измерительные

вания, методы кон- лу процессы

троля, правила при- 5. Процессы учета и

емки, маркировки, переработки инфор-

упаковки, транспор- мации

тирования и хране- 6. Процессы защит-

ния, обозначения, ного действия (лю-

параметры и размеры дей, животных, растений, природы)

Оценка соответствия

Рис. 1. Структура технического регулирования объектов

в метрологии. Под принятием требований понимают их утверждение в установленном законом порядке и юридической форме. Под применением требований понимают их обязательный или добровольный выбор во всех объектах и случаях, для которых они приняты. Под исполнением обязательных требований следует понимать их обязательное соблюдение в соответствующих объектах регулирования.

Безопасность - главный приоритет технического регулирования. Технический регламент является носителем обязательных требований к объектам технического регулирования (к характеристикам безопасности продукции, процессов и услуг), требований к маркировке, упаковке, сопроводительной документации, а также требований на добровольной основе.

Технический регламент применяется в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. ТР должен содержать:

- исчерпывающий перечень продукции и процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП), в отношении которых устанавливаются требования ТР;

- правила идентификации объектов технического регулирования;

- минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов ЖЦП.

В ТР в целях его принятия могут также содержаться правила и формы оценки соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия, определяемые с учетом степени риска. Могут содержаться предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования, а также требования к терминологии, упаковке, маркировки и правила их нанесения. В ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрены два вида ТР: общие технические регламенты (ОТР) и специальные технические регламенты (СТР). Требования ОТР обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов ЖЦП.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам:

- безопасности эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

- пожарной безопасности;

- биологической безопасности;

- электромагнитной безопасности;

- экологической безопасности;

Субъекты технического регулирования

Органы власти:

1. Правительство РФ.

2. Министерство РФ.

3. Агентства.

4. Службы субъектов РФ.

5. Органы власти субъектов РФ

Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением технического законодательства: агентства

по техническому регулированию; Межрегиональное территориальное управление по государственному надзору; Отдел (инспекция) по государственному надзору субъектов РФ

Органы по сертификации: ОС в рамках обязательной и добровольной сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории, органы по аккредитации

Субъекты хозяйствен- Разработчики техниче-

ной и предпринима- ских законов и стан-

тельской деятельности, дартов

учреждения, организа-

ции

Техническое законодательство международного соглашения

Рис. 2. Структура субъектов технического регулирования 152

- ядерной и радиационной безопасности.

Требования СТР учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и особенности ЖЦП и установлены только тем из них, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенных ОТР.

Примером являются СТР по безопасности низковольтного оборудования (до 1000 В), СТР на радиологическое оборудование, электрические части лифтов и подъемников и др.

В разделе ТР «Применение стандартов» должны быть описаны условия применения стандартов для случая задания качественных требований к продукции в рамках реализации принципа презумпции соответствия [2]. Ссылка на национальные стандарты в ТР, гармонизированные с данным регламентом, путем публикации их перечня (п. 9 ст. 16 ФЗ «О техническом регулировании») дает возможность выбора субъекту регулирования воспользоваться стандартом или нет, что не противоречит концепции закона. В соответствии с принципом и основной концепцией следует отметить, что ТР обеспечивает безопасность продукции работ и услуг и является федеральным законом обязательного применения.

Вторым главным элементом технического регулирования является установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам жизненного цикла продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Этот элемент реализуется путем стандартизации. Национальные стандарты (НС) должны обеспечивать ис-

полнение требований ТР к объектам технического регулирования, ко всем техническим (потребительским) характеристикам. НС, в отличие от ТР, должны быть направлены на повышение безопасности и конкурентоспособности объектов технического регулирования, а также на создание систем классификации, учета и кодирования. Разработку ТР и НС в РФ осуществляют для достижения целей, определенных Федеральным законом «О техническом регулировании», и в соответствии с принципами, установленными данным законом. ФЗ «О техническом регулировании» является основным источником технического права в России [2], гармонизированным с техническим законодательством развитых стран. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся национальные стандарты, национальные военные стандарты, межгосударственные стандарты, введенные в действие в Российской Федерации, правила стандартизации, нормы и реко -мендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико - экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке, стандарты организаций [2].

По мере принятия технических регламентов на те или иные объекты, государственные стандарты на эти объекты будут приобретать добровольный характер.

Третий элемент технического регулирования (рис. 3) реализуется через оценку соответствия. Оценка соответствия осуществляется путем сертификации, испытания и

Рис. 3. Главные элементы технического регулирования и методы их реализации

регистрации, а также через государственный контроль и надзор [2].

ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрены две формы обязательного подтверждения соответствия: декларирование и обязательная сертификация. Обязательная сертификация в ТР должна закладываться в обоснованном случае. Одним из основных критериев ее применения является высокая степень потенциальной опасности продукции. Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции [2].

Декларирование соответствия в дальнейшем будет являться приоритетной формой подтверждения соответствия, как в странах Евросоюза. Перспективной формой подтверждения соответствия является добровольная сертификация, объектом которой является не только продукция, но и услуги, а также другие объекты.

Оценка соответствия продукции основывается на следующих положениях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- должны выполняться требования национальных стандартов, являющихся доказательной базой выполнения требований ТР;

- если продукция не удовлетворяет требованиям таких НС или такие стандарты отсутствуют, то ее следует оценивать непосредственно на соответствие требованиям ТР;

- с целью информирования, что продукция соответствует требованиям ТР, изготовитель или его официальный представитель должны маркировать продукцию соответствующим знаком.

Государственный надзор (ГН) представляет собой форму оценки соответствия продукции федеральными органами исполнительной власти, например, Российским агентством по техническому регулированию и метрологии, федеральными органами по надзору Министерства сельского хозяйства РФ и пр. Государственный надзор включает в себя документальную проверку выполнения обязательных требований к объектам надзора и принятие мер по результатам выявленных нарушений. В некоторых случаях мероприятия по ГН могут также включать инструментальную проверку (испытания, измерения и экспертизу) с привлечением организаций различных форм собственности. Государственный надзор должен осуществляться в сфере обращения продукции на рынке [2].

Государственный контроль (ГК) представляет собой форму оценки соответствия, которая осуществляется как государственными, так и негосударственными структурами на рыночной и дорыночной стадиях. ГК вменяется органами государственного управления контрольным структурам и осуществляется, как правило, в форме инструментальной проверки с привлечением компетентных организаций различных форм собственности. Например, ГК средств измерений и методик измерений осуществляется территориальными органами Агентства по техническому регулированию и метрологии (ФГУ ЦСМ), которые могут привлекать для инструментальной проверки метрологические НИИ и коммерческие организации. Вид ГК - проверка средств измерений - осуществляется на этапах как производства, так и обращения на рынке. Негосударственный контроль делегируется негосударственными структу-

рами через механизм аккредитации, аттестации, лицензирования и осуществляется ими на дорыночной стадии [2].

Конкурентоспособность может быть повышена на основе инновационного развития экономики и обеспечения качества в рамках технического регулирования.

Качество - это соответствие присущих характеристик требованиям. Требование выступает как потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным [1]. Техническое регулирование играет главную роль в обеспечении качества и конкурентоспособности объектов технического регулирования и тесно связано с менеджментом качества.

В связи с этим современная система качества основывается на двух подходах: техническом и управленческом (административном) [3]. Технический подход базируется на законодательной основе, на ФЗ «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений» и «О защите прав потребителей», технических регламентах, требованиях стандартов, правилах по метрологии, правовом регулировании в области оценки соответствия, государственном контроле и надзоре. Управленческий подход базируется на требованиях международных стандартов ИСО серии 9 000, 14 000 и др., а также принципах и методах менеджмента - скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией. Эта деятельность охватывает организационную структуру организации, документацию, производственные процессы и ресурсы для достижения целей в области качества продукции и удовлетворения требований потребителей (рис. 4).

При создании и сертификации системы менеджмента качества (СМК) на основе ГОСТ Р ИСО 9001:2001 организация разрабатывает политику в области качества, руководство по качеству, руководства по направлениям деятельности, документы по процедуре СМК, записи и другие нормативные документы в области СМК, которые являются нормативными документами внутреннего происхождения. При создании СМК используют также документы внешнего происхождения, разработанные в рамках технического регулирования: технические регламенты, действующие международные и национальные стандарты, ГОСТы, ОСТЫ, СНИПы, правила, нормы и другие нормативные документы. Такая взаимосвязь технического и управленческого подходов направлена на обеспечение требуемого качества и эффективности производства, выполнения работ и оказания услуг.

Нормативные, технические, экономические и организационные параметры, соответствующие мировому уровню, установленные в нормативных документах, должны обеспечить конкурентоспособность при выпуске продукции и обращении ее на мировом рынке. Техническое законодательство является одним из результатов деятельности по техническому регулированию сферы государственного регулирования экономики. Техническое законодательство, представляя собой совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам (продукции, процессам ее жизненного цикла, работам, услугам, а также контроль и надзор за соблюдением установленных требований), является основой для повышения конкурентоспособности экономи-

ки России на основе ее инновационного развития и обеспечения качества, соответствующего мировому уровню.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

1. Техническое регулирование направлено на устранение технических барьеров при обращении продукции на мировом рынке и представляет собой правовое регулирование отношений в области установления и применения требований к объектам технического регулирования и в части оценки их соответствия установленным требованиям.

2. Одним из важных результатов деятельности по техническому регулированию является техническое законодательство, гармонизированное с международным. Федеральный закон «О техническом регулировании» является основным источником технического права в России и законом обязательного применения.

3. Техническое регулирование является основой для повышения конкурентоспособности экономики России на основе ее инновационного развития и обеспечения качества на уровне мировых стандартов.

Система качества

Управленческий подход

Технический подход

Скоординированная деятельность в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9 ООО__________

Закон «Об обеспечении единства измерений», ФЗ «О защите прав потребителей»____________________________

Закон «О техническом регулировании»

Создание системы менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2001и улучшение СМК на основе ГОСТ Р ИСО 900-2001

і

Установление обязательных требований к продукции и процессам ЖЦП

Правовое регулирование в области оценки соответствия

НД внутреннего происхождения по СМК: политика в области качества; руководство по качеству; руководство по качеству по направлениям деятельности; документы по процедуре СМК; записи и др НД в области СМК

НД внешнего происхождения, входящие в СМК: технические регламенты, действующие международные и национальные стандарты, ГОСТы, ОСТы,

ТУ, СНИПы, правила, нормы и другие НД

Технический регламент; правила метрологии

Правила по сертификации, декларированию, государственный контроль и надзор, аккредитация, испытания, регистрация

Установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ и оказанию услуг

Стандартизация:

Национальные стандарты, Национально-военные стандарты; Межгосударственные стандарты, стандарты организации, ТУ, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономические и социальные информации

Рис. 4. Структурная схема системы качества

Библиографический список 2. Там же.

3. Трифанов, В. И. Технология разработки стандартов 1. О техническом регулировании. федер. закон. и нормативной документации : учеб. пособие / И. В. Три-[№ 184-ФЗ от 27.12.2002 г, извлечения] // Лифиц, И. М. фанов, Л. И. Оборина, Н. Д. Гайденок ; Сиб. гос. аэрокос-Стандартизация, метрология, сертификация : учебник / мич ун-т Красноярск 2007 И. М. Лифиц. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт-издат,

2005. С. 298-327.

B. N. Ismailov, I. V Trifanov, L. I. Oborina TECHNICAL REGULATIONS AND COMPETITION

Correlation of technical regulations and competitiveness is regarded.

Keywords: technical regulation, technical regulations, competitiveness, quality management system.

УДК 338.242

С. В. Филько, И. В. Филько

МЕТОДИКА ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Анализируется существующая система управления затратами на судоремонтных предприятиях, выявляются ее недостатки. С учетом отраслевых особенностей предлагаются направления совершенствования системы управления затратами.

Ключевые слова: управление затратами, бюджетирование, контроллинг.

Основной задачей эффективного управления деятельностью промышленного предприятия в современных условиях является удовлетворение требований потребителей с использованием оптимального количества ресурсов в условиях ограничений, налагаемых как внешними, так и внутренними факторами. Выполнение этой задачи во многом зависит от организации системы управления предприятием, и в первую очередь, от организации управления затратами. Современная практика хозяйствования промышленных предприятий строится на повседневной работе с затратами, направленной на их оптимизацию, что обеспечивает стабильность позиций на рынке и является наиболее эффективным способом достижения рентабельности работы. При этом методические аспекты функционирования системы управления затратами предприятия, связанные с отраслевой спецификой производственного процесса, остаются слабо освещенными и требуют специального изучения, что, безусловно, приводит к необходимости совершенствования и адаптации существующего управленческого инструментария. В этой связи возрастает актуальность решения вопросов управления затратами для каждого предприятия судоремонтной отрасли, что требует изучения проблем внедрения в хозяйственную деятельность предприятий новых методов управления затратами, адекватных условиям современных рыночных отношений.

В настоящее время на судоремонтных предприятиях применяется, главным образом, позаказный подход к учету и планированию затрат. Использование попередель-

ного, покомплектного, подетального подхода к планированию и учету затрат, применяемого в других отраслях промышленности, нецелесообразно в связи с индивидуальным характером производства судоремонтных предприятий. Альтернативой традиционному подходу может стать только процессно-ориентированный подход к управлению затратами.

На сегодняшний день внедрение процессной организации управления в различных формах происходит в ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», на ФГУП «Адмиралтейские верфи», в ОАО СРК «Севморсудоремонт». Положительный управленческий эффект отмечают сотрудники всех вышеуказанных предприятий, но при этом следует отметить, что методики управления, используемые на этих заводах, ориентированы на оптимизацию процессов, улучшение их качества. Управление затратами при этом рассматривается как вспомогательная, производная функция. При использовании предлагаемого процессно-ориентированного подхода, наоборот, главной целью ставится управление производственными затратами, а процессная декомпозиция является основой системы, позволяющей наиболее эффективно выполнять поставленные управленческие задачи.

В результате исследования производственных особенностей деятельности судоремонтных предприятий определены требования к системе управления затратами (табл. 1). Наиболее важной из выявленных характеристик деятельности предприятия является повышенная сложность технологии работ. Данная особенность требует формулировки тре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.