изучение передового отечественного и зарубежного опыта по стандартизации;
изучение потребностей производства в унификации технологических процессов и оборудования - посредством системы ИО ТР может происходить ознакомление и закупка «лучших практик» в данной области, что существенно сократит время на собственные изыскания в области унификации;
определение тематики и объемов первоочередных и перспективных работ по стандартизации, формирование программ стандартизации предприятия (организации) на следующий год и на перспективу - с помощью аналитических обзоров с тенденциями развития мировой стандартизации от системы ИО ТР выполнение данной функции может быть существенно более эффективно;
проведение регулярного мониторинга информации о новых поступлениях в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов для своевременного внедрения на предприятии (в организации) стандартов, других нормативных и нормативных правовых документов ;
обеспечение системы менеджмента качества документацией, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001;
пропаганда вопросов стандартизации на предприятии (в организации) путем проведения семинаров, выставок и совещаний по обмену опытом в этой области во взаимодействии с системой ИО ТР.
Реализация предлагаемого комплекса мер по расширению вза-
имодействия между службами стандартизации предприятий и системой ИО ТР позволит сформировать информационную инфраструктуру бизнеса, позволяющую ему активнее использовать весь круг документов по стандартизации, повышать свою конкурентоспособность и экспортный потенциал.
Литература:
1. РД 50-1.625-86. Типовое положение об отделе (подразделении) стандартизации в научно-производственном (производственном) объединении, научно-исследовательских (проектных) организациях, на предприятиях (в учреждениях).
2. Р50-60579-93. Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предприятия.
3.Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. - 2002. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 5140.
4. ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.
5. Соколов С. Функции служб стандартизации в современных условиях // Стандарты и качество, 2006. - № 1.
6. ISO/Development Manual 5. Development and organization of a company standards department, 1988
7. Докукин А.В. Экономические механизмы стимулирования процессов развития информационного обеспечения технического регулирования. Дисс. докт. экон. наук. - М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2009. - 317 с.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Канищев П.Ю., аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В статье рассмотрены значение системы подтверждения соответствия в рамках технического регулирования, структура подсистемы информационного обеспечения и предложены рекомендации по ее развитию и актуализации как составной части Единой информационной системы по техническому регулированию.
Ключевые слова: аккредитация, сертификация, подтверждение соответствия, ЕИС ТР, техническое регулирование, стандартизация.
THE DEVELOPMENT OF CERTIFICATION SYSTEMS IN ACCORDANCE WITH THE NEEDS OF RUSSIAN ECONOMY
Kanishchev P., STANDARTINFORM, FSUE, the post-graduate student
The article describes the importance of conformity assessment of technical regulation, the structure of the subsystem information management and provide recommendations on its development and updating as part of the Unified Information System for Technical Regulation.
Keywords: accreditation, certification, confirmation of compliance, EIS TR, technical regulation, standardization.
Поддержание высокого уровня качества продукции, обеспечение ее безопасности для потребителей требуют постоянного внимания к проблеме развития национальной системы сертификации.
В соответствии с нормами, закрепленными в ФЗ «О техническом регулировании» [1] подтверждение соответствия на территории нашей страны может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации, добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
В сфере добровольного подтверждения орган по сертификации:
- осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
- выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
- предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
- приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
В сфере обязательного подтверждения орган по сертификации:
- привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры) [2], аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - аккредитованные испытательные лаборатории (центры));
- осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
- ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
- информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
- выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
- обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
- определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем;
- в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами.
Весь комплекс деятельности в области сертификации и подтверждения соответствия немыслим без современного информационного обеспечения [3,4]. Такое обеспечение создано и развивается в рамках Единой информационной системы по техническому регулированию (ЕИС ТР).
Рис. 1. Структура подсистемы «Подтверждение соответствия»
Функциональная подсистема «Подтверждения соответствия» (см. рис.1.) состоит из:
• Автоматизированная технология формирования и ведения в области обязательного подтверждения соответствия единого реестра выданных сертификатов соответствия;
• Автоматизированная технология формирования и ведения в области обязательного подтверждения соответствия реестра зарегистрированных деклараций о соответствии;
• Автоматизированная технология формирования и ведения в области добровольного подтверждения соответствия реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;
Функциональная подсистема «Аккредитация» (см. рис.2) состоит из:
• Автоматизированная технология формирования и ведения единого реестра аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий;
• Автоматизированная технология формирования и ведения реестра экспертов в области подтверждения соответствия и аккредитации;
• Автоматизированная технология формирования плана инспекционного контроля за деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий;
• Автоматизированная технология обеспечения мониторинга выполнения плана инспекционного контроля за деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Функциональная подсистема «Госконтроль (надзор)»
(см. рис. 3.) состоит из:
• Автоматизированная технология ведения системы учета и анализа проверок, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, включая информацию о выданных предписаниях об устранении нарушений требований технических регламентов, сведения о приостановке или прекращении действия сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, информацию о привлечении изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством, сведения о принудительном отзыве продукции.
С целью актуализации данных подсистем, повышения качества их функционирования предлагаются следующие основные мероприятия:
По подсистеме подтверждения соответствия необхо-
димо развитие следующих составляющих:
а) Автоматизированной технологии формирования и ведения в области обязательного подтверждения соответствия единого реестра выданных сертификатов соответствия.
Ранее такого рода АИС функционировала в рамках Системы ГОСТ Р и включала копии сертификатов, выданных органами по сертификации системы ГОСТ Р на соответствие требованиям нормативных документов (ГОСТы, ГОСТ Р, СНИПы, САНПИНы и т.д.).
Сегодня разработана в макетном (усеченном) варианте система сбора сертификатов, выданных на соответствие требованиям технического регламента по автомобильной технике, т.е. одной группы продукции в сфере области распространения Ростехрегулиро-вания, как органа по аккредитации.
В перспективе создание полномасштабной системы, охватывающей сертификаты, выданные органами по сертификации всех аккредитующих органов, на соответствие требованиям всех вступивших в силу технических регламентов на различные группы продукции, с размещением результатов в системе общего пользования Ростехрегулирования и обеспечения поиска по запросам.
б) Автоматизированной технологии формирования и ведения в области обязательного подтверждения соответствия реестра зарегистрированных деклараций о соответствии.
Ранее такого рода системы не существовало.
Сегодня разработана локальная система сбора, накопления и предоставления сведений о зарегистрированных в органах по сертификации декларациях на одну группу продукции (лекарственные средства) Системы ГОСТ Р. Собираются декларации о соответствии требованиям нормативных документов (не технических регламентов).
В перспективе создание единого реестра деклараций о соответствии требованиям технических регламентов и его автоматизированной информационной системы. Порядок формирования сведений в едином реестре в настоящее время не определен (не утвержден документ), и нет ясности, какие организации будут регистрировать принятые декларации и передавать сведения о них.
в) Автоматизированной технологии формирования и ведения в области добровольного подтверждения соответствия реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации.
Ранее функционировала АИС систем обязательной и добровольной сертификации. Сегодня в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» создан единый реестр систем добровольной сертификации и его автоматизированная информационная система.
В перспективе развитие АИС по структуре реквизитов зарегистрированных систем добровольной сертификации, поисковым воз-
Рис. 2.Структура подсистемы «Аккредитация»
Рис. 3. Структура подсистемы «Госконтроль (надзор)»
можностям и размещению сведений о них на портале Ростехрегу-лирования.
По подсистеме аккредитации необходимо развитие автоматизированной технологии формирования и ведения единого реестра аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий [5]. Ранее функционировала АИС «Органы по сертифи-
кации» и АИС «Испытательные лаборатории», аккредитованные Ростехрегулированием в Системе ГОСТ Р. Сегодня создана и функционирует АИС Единого реестра организаций, аккредитованных Ростехрегулированием, в которую, кроме ОС и ИЛ, входят все аккредитованные метрологические лаборатории. Система дорабатывается.
В перспективе в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 3) создание АИС единой системы аккредитации России, в которую войдут аккредитованные объекты всех органов по аккредитации страны.
Реализация предложенных направлений развития системы сертификации и ее информационного обеспечения позволит в полном объеме выполнить ее цели и задачи, определенные федеральным законодательством, защитить права потребителей, повысить привлекательность отечественной продукции и, как следствие, привести к росту конкурентоспособности экономики России.
Литература:
1. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. - 2002. -№ 52. - Ч. 1. - Ст. 5140.
2. Федеральный закон 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» // СЗ РФ. - 2008.
- № 26. -Ст. 3021.
3. Тартаковский Д.Ф., Ястребов А.С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений: Учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 2001. - 205 с.
4. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. - М.: Юрайт, 2000. - 285 с.
5. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИ-ТИ - ДАНА, 1999. - 711 с.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ АНТИКРИЗИСНЫХ КРЕДИТОВ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ
Лицов Д.С., аспирант НИЦИ при МИД России
В работе анализируются принципы антикризисного финансирования, показывается недостаточность чисто финансовых критериев выдачи кредитов в условиях кризиса и обосновывается необходимость углубленной оценки потенциала предприятий, прежде всего за счет комплексного анализа их интеллектуального капитала.
Ключевые слова: кредитование, антикризисное финансирование, банки, интеллектуальный капитал, конкурентоспособность, финансовая устойчивость.
REASONS FOR THE PROVISION OF BANKING CRISIS LOANS TO INDUSTRY
Litsov D., NITSI under MID of Russia, the post-graduate student
The paper examines the principles of crisis funding, showing lack ofpurely financial criteria for lending in a crisis and justified the need for indepth assessment of the capacity of enterprises, primarily through a comprehensive analysis of their intellectual capital.
Keywords: credit, crisis financing, banks, intellectual capital, competitiveness, financial sustainability.
Резкое снижение финансовых результатов (см. табл. 1. [1]), связанное с мировым финансовым кризисом, падением спроса и усугубленное особенно опасным для экспортно-ориентированной экономики России колебанием цен на энергоресурсы, обусловило высокую актуальность разработки форм и методов антикризисного финансирования реального сектора.
Существует целый ряд механизмов финансирования, включая антикризисное - долевое финансирование (акционирование, паевые и другие взносы в уставный капитал), кредитное финансирование, прямое бюджетное финансирование.
Однако в реальных условиях кризиса привлечение долевого финансирования затруднено вследствие шока, возникшего у потенциальных инвесторов после обвального падения фондового рынка.
Уже первая половина 2008 года характеризовалась спадом ко-
личественного объема российского рынка IPO, а так же стоимостного объема - 13 размещений (против 24 в первом полугодии 2007). В первом полугодии 2009 года в России вообще не было произведено ни одного IPO, то есть данный источник привлечения финансирования практически не функционирует (для сравнения - еще в середине 2008 года аналитики прогнозировали до конца года 8-10 размещений на общую сумму $6-7 млрд.; прогноз не оправдался) [2].
Рынок корпоративных облигаций так же стремительно сокращается. По оценке Центра экономических исследований МФПА [3], в течение года капитализация рынка корпоративных рублевых облигаций сожмется в восемь раз из-за дефолтов и отсутствия новых выпусков. Сейчас объем рынка облигаций к ВВП составляет 4%, поэтому даже при самом неблагоприятном стечении обстоятельств