ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ
© В.М. Михайлов, А.И. Стерелюхин
Углубление знаний по вопросам использования ТСО в учебно-воспитательном процессе может быть осуществлено при работе со студентами на методических кафедрах. Проведение занятий различных организационных форм (лекций, семинаров и т. д.) должно учитывать и то, что умелое использование преподавателем определенных методических приемов в работе с ТСО приводит не только к лучшему усвоению студентами изучаемого материала, но и одновременно является показом этих приемов работы.
Фиксация внимания студентов преподавателем на таких демонстрациях будет способствовать осознанию методики использования учебной техники в преподавательской работе будущих специалистов. Появление в последнее время видеомагнитофонов, персональных компьютеров, интерактивных досок, мультимедиа компьютеров и диапроекторов дает возможность демонстрировать на занятиях образцы деятельности мастеров педагогического труда. Студенты на занятиях получают задания, выполнение которых предполагает не только знание пособий, но и овладение умением использования ТСО. Методикой изучения раздела «Волновая оптика» предусмотрено такое задание: составить план урока по теме «Интерференция света», а также продумать варианты оптимального сочетания эксперимента и ТСО при изучении этой темы.
Методы применения ТСО раскрываются и при проведении лабораторных занятий. Здесь могут быть использованы и самодельные кодограммы, диапозитивы, видеофильмы, кинофильмы и т. д. Необходимо отметить, что очень важными условиями правильного понимания студентами основ использования ТСО явля-
ются педагогическая оправданность, естественность и систематичность применения учебной техники.
В исследовательской работе студентов также можно предлагать темы курсовых работ в плане изучения методики применения ТСО: «Исследование эффективности видеоуроков в преподавании физики в школе», «Система кодопозитивов по конкретной теме школьного курса физики и методика их использования» и т. п.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- при подготовке студентов-физиков имеет смысл обратить внимание на обучение их применению ТСО в учебно-воспитательном процессе;
- достижению этой цели будет способствовать обоснованное и систематическое использование учебной техники при изучении курса методики преподавания физики.
Рассмотрение наиболее общих методических проблем, иллюстрированных на примерах школьного физического материала при подготовке преподавателей физики, составляет основное содержание темы «Применение ТСО в учебно-воспитательном процессе» курса ТСО и ВТ. Здесь раскрываются следующие вопросы:
- основные тенденции развития ТС в средних учебных заведениях: дидактический эксперимент, использование методов оценки эффективности средств обучения и выбор оптимальных форм;
- теоретические основы разработки аудиовизуальных материалов, анализ содержания учебного материала для составления аудиовизуальных пособий и обучающих программ;
- подбор материала для создания аудиовизуальных пособий и другие.
НОВАЯ РАБОТА ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© А.И. Стерелюхин, Н.И. Старцева, В.А. Федоров
При подготовке работ физического практикума для студентов естественнонаучных специальностей, в целях осуществления межпредметных связей курса физики с другими естественнонаучными дисциплинами мы предусмотрели включение в практикум лабораторных работ и экспериментальных заданий, объектами изучения в которых являются материалы природного происхождения.
Одной из таких работ является «Изучение упругих свойств стеблей тростника». В ходе работы студенты из деформаций изгиба определяют модуль Юнга материала тростника. Для этого из стебля тростника вырезают пластинку прямоугольного сечения. Длина пластинки составляет обычно 8-12 см. Закрепив пластинку с одного конца в лапку штатива, ее устанавливают горизонтально, подвешивая к другому концу груз, пла-