- методические основы применения изучаемого вида аппаратуры.
Во время педагогической практики студенты проводят одно из учебных или воспитательных мероприя-
тий с применением технических средств обучения. При этом они должны обосновать необходимость применения технических средств, провести дидактический анализ мероприятия.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ © В.М. Михайлов, А.И. Стерелюхин
На обучение специальности «Журналистика» в ТГУ им. Г.Р. Державина поступают учащиеся из сельских школ, гуманитарных классов городских школ и других учебных заведений, где политехническому обучению уделяется обычно недостаточное внимание. Между тем, работа журналиста требует некоторого уровня технической грамотности.
Техническая грамотность специалиста в области журналистики, на наш взгляд, предполагает наличие знаний общего устройства и принципов действия:
- аудиовизуальных средств;
- аппаратуры статической проекции;
- кино и видеоаппаратуры;
- фотоаппаратуры;
- знание возможностей компьютерной техники (хранение, обработка, передача и воспроизведение информации).
Кроме того, этот специалист должен уметь:
- читать кинематические и простейшие электро- и радиотехнические схемы; оптические схемы изучаемой аппаратуры, читать блок-схему комплектов аппаратов и собирать согласно ей установку,
- грамотно готовить аппаратуру к работе, выбирать нужный режим работы аппаратов и установок;
- настраивать аппаратуру (регулировать скорость записи информации, выполнять юстировку оптики ит. д.).
В рамках курса ВТ и ТСО мы разрабатываем и применяем комплекс специальных заданий и упражнений, направленных на повышение технической грамотности будущих журналистов. Эти задания и упражнения позволяют студентам быстрее и с меньшими затратами сил освоить нужную в их будущей работе технику.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА © А.И. Стерелюхин, Н.И. Старцева, В.М. Михайлов
При проведении физического практикума со студентами естественнонаучных специальностей университета большое внимание мы уделяем осуществлению межпредметных связей содержания предлагаемых работ специальными и профильными дисциплинами.
Так, в перечне работ по механике и молекулярной физике для студентов специальности «Химия» среди прочих были включены работы «Определение коэффициентов вязкости жидкостей», «Определение отношения удельной теплоемкости газа при постоянном объеме», «Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкостей».
После выполнения названного цикла работ студентам было предложено оценить по пятибалльной шкале метод выполнения каждой работы, а также
полезность ее для понимания вопросов, изучаемых в химии.
Анализ результатов анкетирования показал, что именно названные выше работы вызвали наибольший интерес и, по мнению студентов, оказались наиболее полезными для изучения вопросов химии.
Разработка и включение в практику работ интегративного характера, влияние интегративных знаний и умений на усвоение специальных и профильных дисциплин, а также на формирование мировоззрения специалиста, на наш взгляд, требуют дальнейшего изучения. Кроме того, затронутый в докладе вопрос, по нашим наблюдениям, является важным фактором положительного влияния на формирование мотивации учебной деятельности студентов естественного факультета университета.