в-третьих, при управлении собственным поведением (саморегуляция в общении);
в-четвертых, при процессе организации взаимоотношений, который имеет творческий характер.
Суть взаимодействия школ и музеев заключается в пробуждении исторической памяти, в помощи учащимся понять себя, укрепить в каждом чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях через:
- педагогический процесс, включающий систематическую помощь саморазвития и всестороннего усовершенствования личности учащегося с учетом психологических и их возрастных особенностей в постоянном сотрудничестве педагогом и взрослыми;
- умение организации педагогом взаимодействия с детьми, общения с ними и руководства их деятельностью;
- мотивационное обеспечение деятельности педагогов и учащихся, основанное на реализации личностных и профессиональных функций (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);
- активный, заинтересованный диалог с прошлым, педагогом-музейщиком, межличностный диалог со сверстниками по поводу «увиденного» в музее;
- музейную среду, пробуждающую потенциальные творческие силы в пользу собственного, интеллектуального, эмоционального и личностного развития, ведущие к самовыражению и самопознанию, гармонии с самим собой;
- музейную педагогику, оказывающую одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности.
Условием успешного внедрения педагогического опыта в практику взаимодействия школы и музея
является подготовка музейного педагога, способного работать как в музее, так и школе. Перспективы дальнейшего изучения проблемы педагогических условий организации диалога в образовательной среде историко-краеведческого музея, реализация коммуникационно-ситуативного диалога позволят совершенствовать образовательный процесс и расширить сотрудничество музея и образовательных учреждений. Разработанный механизм коммуникационно-ситуативного диалога является эффективным средством, но не универсальным, поскольку не может быть распространен как обычный педагогический опыт, так как соотносится только с образовательной средой музея и условиями воссозданной ситуации, т.е. «погружения» в конкретный историко-культурный контекст.
Таким образом, педагогический опыт взаимодействия школы и музея в контексте образовательного диалога заключается в процессе взращивания человека свободного и творческого, с личным суверенитетом, способного самоопределяться по принципам общечеловеческих ценностей. В связи с этим преобразовывается система образования, которая становится открытой, динамично развивающейся, активно включающей в рамки своих действий социокультурные институты, в том числе и музей.
Литература
1. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. - М., 1995. - С. 251.
2. Зайцев H.A. Письмо, чтение, счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей. - СПб: Лань, 2000. - 224 с.
3. Решетникова МИ. Музейная педагогика и школа в единой воспитательно-образовательной системе Якутии. - М., 2009. - 164 с.
4. Решетникова МИ. Повышение квалификации педагогов по музейно-педагогической программе «Краеведение и музей». - Якутск: Изд-во ИПКРО им. С.Н. Дон-ского-II, 2010. - 20 с.
УДК 371.018.523.047: 62 (571.56)
Техническая специальность - основа развития республики
С.Д. Солдатова
Рассматриваются реальное состояние профориентационной работы в сельских общеобразовательных учреждениях по подготовке школьников на технические специальности и подходы к повышению её эффективности. Предложена система допрофессиональной подготовки будущих технических кадров.
СОЛДАТОВА Светлана Дмитриевна - к.п.н., в.н.с. Президиума Академии наук РС(Я).
Ключевые слова: профориентационная работа, выбор будущей профессии, мотивация, личность, рынок труда, технические специальности, учебно-воспитательный процесс, сельские школьники.
Real state of future profession orientation work on preparation for technical profession lines with schoolboys in rural high schools and approaches to its efficiency increase are considered. A system of pre-professional training of future specialists in technical fields is proposed.
Key words: future profession orientation work, a choice of future profession line, motivation, a personality, labor market, technical profession lines, educational process, rural schoolboys.
В своем Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Президент Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисов подчеркнул: «Именно люди с их образованием, квалификацией, а не степень эксплуатации природных ресурсов, определяют динамику всестороннего развития нашей республики в рамках генеральной стратегии... Вместе с тем экономика республики испытывает острый дефицит высококвалифицированных рабочих кадров, прежде всего, технической направленности» [1,с.18].
Постановлением Правительства РС (Я) № 411 от 6.09.2006 г. была утверждена Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. В ней указывается на необходимость развивать новые специальности, адекватные меняющейся специализации экономики республики - по нефтегазовой геологии и технологии переработки углеводородного сырья, лесной и деревообрабатывающей промышленности, дорожному строительству, эксплуатации автомобильного, железнодорожного и речного транспорта, туризму, камнеобработ-ке, землеустройству и др.
С целью исследования качества проводимой профориентационной работы в школах, выявления степени ориентации сельских школьников на технические специальности в марте-апреле 2011 г. нами проведено анкетирование старшеклассников сельских школ.
В настоящее время в республике более 70% школ функционируют в сельской местности, около 70% являются малочисленными и малокомплектными [2]. Опросом были охвачены 9 общеобразовательных учреждений Амгинского, Таттинского, Усть-Алданского улусов, в том числе две гимназии, два лицея, одна малокомплектная и четыре общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов. В анкетировании приняло участие 345 человек, обучающихся в 911-х классах. Для проведения анализа анкет использовались методики по определению жизненных и профессиональных планов В.И. Журавлёва, Е.А. Климова, Н.С.Пряжникова [3-5].
Анализ ответов 149 учащихся 11-х классов показал следующее:
• с выбором профессии определились - 73,1%;
• с выбором учебного заведения определились - 87,9% ;
• планируют поступить в высшие учебные заведения - 83,2% ;
• планируют поступить на технические специальности - 15,4%;
• планируют получить рабочую специальность - 2%.
Таким образом, выпускники данных школ в основном нацелены поступить в высшие профессиональные учебные заведения и при этом настораживает тот факт, что показатель выбора профессии ниже показателя выбора учебного заведения. В такой ситуации выпускник планирует поступить именно в указанное учебное заведение, не проявляя интереса к будущей профессии, и это часто приводит к тому, что он вынужден будет менять свою профессию, повторно неся материальную и физическую нагрузку. По данным Международной организации труда (2004 г.), примерно 40% выпускников профессиональных учебных заведений во всем мире меняют свою профессию в течение первых двух лет после окончания профессионального образовательного учреждения.
Фактором, повлиявшим на их выбор профессии, респонденты считают:
• советы родственников - 22,8%;
• семейные традиции - 2%;
• советы педагогов, классных руководителей -4,2%;
• личное решение - 65,1%;
• влияние СМИ - 2%;
• влияние друзей -3,3%;
• другие факторы -1,3%;
Полученные результаты отражают низкую роль влияния педагогов на выбор профессии старшеклассников. Основным фактором, влияющим на выбор будущей профессии выпускников, являются их личное мнение и советы родственников, которые, как правило, переоценивают или недооценивают способности и возможности детей.
Анализ мотивации выбора будущей профессии показал, что доминирующими показателями являются интерес к будущей профессии и её привлекательность, которые радуют нас тем, что старшеклассники смогут полностью себя реализовать, развиваться как личность, получив профессию, отвечающую их способностям, интересам и склонностям.
В вышеуказанном Послании Президент РС (Я)
Е.А.Борисов подчеркивает: «Сегодня только для реализации проектов Схемы-2020 дополнительно необходимо более 100 тыс. специалистов разных уровней. Пусть сельская молодежь идёт в промышленность. Пусть получает другие полезные для народного хозяйства республики специальности - сварщиков, крановщиков, каменщиков и т.д. Главное, чтобы они не потерялись в этой жизни, не сбились с пути»[1,С.8].
Проведённый анализ знаний учащихся о рабочих специальностях и о наличии информации о средних специальных учебных заведениях показал следующее: на вопрос «Какие рабочие профессии они могут назвать» только 20% респондентов указали 7-8 наименований, остальные ограничились 3-4, такая же картина и по указанию средних специальных учебных заведений. При этом респонденты затрудняются в различии понятий «профессия» и «специальность», средние специальные путают с высшими профессиональными учебными заведениями. Необходимо обратить внимание и на тот факт, что в последнее время родители ориентируют своих детей поступать только в вузы, при этом не учитываются способности и желания детей, востребованность получаемой специальности на рынке труда. По всем поставленным вопросам аналогичные ответы и у учащихся 9-10-х классов.
В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях.
Профессиональная ориентация школьников на технические специальности должна быть организована с учётом ментальных особенностей жителей северного региона России в зависимости от социокультурных и природно-климатических условий. Как мы знаем, профессии разделяются на пять типов: «человек - природа» (П), «человек -техника» (Т), «человек - человек» (Ч), «человек - знак» (З), «человек - художественный образ» (Х). Тип «человек - техника» включает в себя профессии, связанные с монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, созданием чего-то нового, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. От специалистов технической профессии требуются точность, организованность, новаторство, высокая исполнительская дисциплина [6].
Учащиеся, выбирающие данный тип профессии, должны иметь хорошие знания по физике, химии, математике, черчению. Только уверенный в
своих знаниях по данным учебным дисциплинам выпускник может выбрать техническую специальность. По результатам анкет наиболее высокую заинтересованность к специальностям типа «человек -техника» показали выпускники Амгинской (20%), Таттинской (19,6%) гимназий.
В связи с этим профессиональную ориентацию необходимо рассматривать как воздействие общества на личность, где основная ответственность возлагается на школу, но при этом активное участие должны принимать внешкольные и профессиональные образовательные учреждения, службы профориентации, органы, регулирующие использование трудовых ресурсов. Для решения этого вопроса следует привлекать попечителей, базовые предприятия, семьи и общественные организации с целью формирования у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Должны создаваться условия для углубленного ознакомления с содержанием выбираемой профессии, функциональными обязанностями, развитием профессионально важных качеств, приобретением практических умений выбираемой профессии.
В целях повышения качества профориентаци-онной работы учебно-воспитательная работа в школе и социуме должна проходить в едином комплексе, образуя целостное воздействие на ученика, так как профессиональное самоопределение является составной частью этой работы. На рисунке представлена система допрофессиональной подготовки будущих технических кадров, которая состоит из трёх этапов: 1) профориентационной работы, 2) учебной деятельности, которая включает общеобразовательную подготовку и профильное обучение, 3) внеучебной деятельности: внеклассные занятия, профессиональные пробы. Указаны участники социального заказа, ресурсы, которые способствуют выполнению заказа, и результат, т.е профессионально-техническая готовность выпускников школ, которая удовлетворяет заинтересованные стороны.
От администрации общеобразовательных учреждений с учётом возможностей и профиля деятельности участника системы допрофессиональ-ной подготовки требуется грамотное распределение обязанностей по организации данной работы среди обучающихся. При этом предлагаем придерживаться подхода С.Н. Чистяковой, Е.В. Машиньян, которые считают важными в структуре профессионального самоопределения следующие компоненты:
• мотивационно-потребностный (наличие мотивов выбора профессии, активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия
ВХОД
Социальный
заказ:
- социум;
- учащиеся;
- родители;
- образовательные
учреждения;
- педагоги
Ресурсы:
- кадровые;
- научно-метод.;
- управл. инновац.;
- правов. обеспечение;
- информационные;
- матер.-технические;
- технические;
- финансовые
СИСТЕМА ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ
I этап Профориентационная работа
1 г
II этап Учебная деятельность
Общеобразовательная подготовка
Профильное обучение
III этап Внеучебная деятельность
Внеклассные занятия
Профессиональные пробы
ВЫХОД
Удовлетворенность заинтересованных сторон
Профессионально-техническая готовность :
1.Общеобразователь-ная подготовка.
2. Общекультурная компетентность (мировоззренческая, культурологическая).
3.Профессионально-техническая компетентность (личностная, коммуникативная).
4. Готовность к выбору будущей профессии
Предлагаемая система допрофессиональной подготовки будущих технических кадров
решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора);
• когнитивный (представление об индивидуальных особенностях, полнота и дифференцирован-ность знаний о мире профессий, знания о своих профессионально важных качествах и склонностях, умение работать с источниками информации, информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека);
• деятельностно-практический (умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения, самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, самоактуализация потенциальных возможностей) [7-8].
В процессе работы можно использовать различные формы и методы, направленные на повышение качества профессиональной ориентации на технические профессии: консультации, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок и самооценок, ранжирование, методы самоконтроля, лекции, семинары, тренинги, дискуссии, беседы, экскурсии на рабочие объекты, круглые столы с участием представителей технических профессий, профессиональные конкурсы, мастер-классы, творческие мастерские, фестивали рационализаторских идей, экспертиза и презентация инновационных проектов, праздники и др.
Исходя из задач, поставленных Президентом республики Е.А.Борисовым, и результатов базы
исследования определена цель деятельности общеобразовательных учреждений по повышению эффективности профориентационной работы на технические специальности:
• создание системы действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социального заказа республики;
• воспитание у старшеклассников личностно значимых качеств будущих специалистов технического профиля, воспитание свободной от иждивенческой психологии личности (как будто кто-то сверху за них решит их жизненные проблемы);
• воспитание сильных гражданских качеств личности, таких как ответственность за качество своей собственной жизни, за развитие родной республики.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
• изучить уровень организации профориентаци-онной работы в общеобразовательных учреждениях;
• выявить причины низкого интереса сельских школьников к техническим специальностям;
• улучшить качество преподавания естественных предметов, как один из основных факторов выбора технической профессии;
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
• создать условия для организации профориен-тационной работы на всех уровнях: школьном, муниципальном, субъектном и определения управленческих функций различных структур в профо-риентационной работе;
• использовать возможности и объединить воспитательный потенциал субъектов сельского социума для формирования профессионального самоопределения старшеклассников;
• сформировать положительное отношение к труду;
• научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
• создать гибкую систему управления взаимодействием субъектов государственно-общественного управления профессиональной ориентацией школьников.
Подготовка технических кадров из числа сельских школьников является одной из главных задач сегодняшней школы и в этом большую роль играет грамотно поставленная профориентационная работа, которая должна проходить через всю систему учебно-воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения. Таким образом, перед педагогическими коллективами общеобра-
зовательных учреждений стоит большая работа по улучшению её качества.
Литература
1. Борисов Е.А. Послание Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн), 10 ноября 2010 г.
2. Габышева Ф.В. Актуальные вопросы формирования регионально-муниципальной модели системы образования в Республике Саха (Якутия) // Нар. образование Якутии. - 2005. - № 2. - С. 3-9.
3. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. - Ростов на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1972. - С. 199.
4. Климов Е.А. Путь в профессию.- Л.: Лениздат, 1974. - С.190.
5. Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 1995. - С. 39.
6. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - С. 8.
7. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод.пособие. - М.: Академия. - С. 11.
8. Машинъян Е.В. Педагогические условия формирования у старших школьников готовности к принятию решения о выборе профессии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1993. - 18 с.
УДК 378.881.111.1:004 (571.56)
Обучение студентов языкового вуза иноязычной письменной речи на основе информационных технологий
М.И. Попова
Рассматривается опыт использования информационных технологий в обучении студентов языкового вуза иноязычной письменной речи. Выявлена роль внедрения технологий Web 2.0 в развитии навыков самостоятельной работы студентов. Автор считает, что внедрение технологий Web 2.0 в образование является обоснованным. Использование технологий Web 2.0 в обучении иноязычной письменной речи позволяет достичь определенного уровня иноязычной компетенции в период обучения в вузе, а также совершенствовать навыки и умения в последующей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информационные технологии, технологии Web 2.0, социальный сервис «вики», обучение иноязычной письменной речи, обучение студентов языкового вуза, Интернет-ресурсы.
The experience of information technologies use in teaching higher linguistic school students foreign language written speech is considered. The role of introduction of technologies Web 2.0 in the development of skills of original work of students is revealed. It is shown that the use of Web 2.0 technologies in teaching foreign language written speech allows to reach certain level of language competence during the period the higher school course and to improve skills and abilities in the subsequent professional work.
Key words: information technologies, Web 2.0 technologies, "wiki" social service, teaching foreign language written speech , teaching higher linguistic school students, Internet-resources.
ПОПОВА Марина Ионнарьевна - ст. преподаватель Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ