Научная статья на тему 'Техническая подготовка в военных вузах России: историко-ретроспективный анализ'

Техническая подготовка в военных вузах России: историко-ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
601
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техническая подготовка в военных вузах России: историко-ретроспективный анализ»

ния: в 2 т. / К. Д. Ушинский; под ред. чл.-кор. АПН проф. В. Я. Струминского. - М.: Изд-во МП РСФСР, 1953. -Т. 1.-638 с.

7. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения: 2 т. Т.1 / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - 638 с.

8. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР, 1948-1952.-Т. 2.-392 с.

9. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР, 1950-1952.-Т. 10.-668 с.

10. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений, / К. Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР, 1948-1952.-Т. 8.-376 с.

• УДК 378+355/359

А. А. Миллер

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ: ИСТОРИКО-РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Принятая руководством страны в конце двадцатого столетия программа обновления вооружения и техники, поступление в армию новых образцов техники и вооружения в единичном количестве определили новые подходы в подготовке специалистов по эксплуатации вооружения и военной техники. Возникла необходимость подготовки в высших военных учебных заведениях компетентных специалистов с широким техническим кругозором, способных эффективно решать вопросы по применению вооружения, военной техники и обеспечению ее эксплуатации в мирное и военное время.

Отечественные ученые А. В. Барабанщиков (1973, 1986, 1998), Я. Я. Бе-лик (1989), Н. Н. Блахин (1987), Н. Д. Глоточкин (1973), В. П. Давыдов (1983, 1998), Л. А. Кондыбович (1980), В. И. Лебедев (1989), А. Н. Левченко (1989),

В. И. Мельников (2003, 2005, 2006), С. Г. Одинцов (2000), Е. А. Соколков (2003, 2005, 2006), Ю. И. Татарский (1991), Л. С. Узун (1997, 1998, 1999), Н. Ф. Феденко (1973,1983,1998) неоднократно рассматривали вопрос о качественной профессиональной подготовке выпускников высших военных учебных заведений, однако недостаточно внимания уделяли вопросам развития системы технической подготовки в системе высшей школы.

Проблема технического оснащения армии, последовательного технического перевооружения стала основополагающей в развитии военно-учебных заведений России. Их техническая направленность на протяжении длительного исторического периода (начиная с XVII в.) стала одним из ведущих факторов, гарантирующих мощь армии.

Об этом свидетельствует приведенный нами историко-ретроспективный анализ данной проблемы.

Развитие военной школы непосредственно связано с развитием российской государственности и её системы управления. Этапы эволюции российской государственности, военной школы и системы её управления существенно влияют на развитие технической подготовки офицерских кадров.

В научной литературе большинство современных авторов, определяя * этапы развития российской государственности, выделяют семь этапов. Характеризуя развитие военной организации и армии в целом в процессе формирования российской государственности, большинство исследователей склоняются к пяти этапам (таблица).

Этапы эволюционного развития российской государственности, ее военной организации [5, с. 50-51]

Этапы Характеристика развития государственности Этапы Характеристика развития военной организации

I 500 лет (VIII -XIII вв.) Киевская, Днепропетровская княжеско-родовая Русь, городовая, торговая I 800 лет (VIII — XVI вв.) Княжеские дружины и народное ополчение на время войны

II 250 лет (XIII -середина XV в.) Русь Верхневолжская. Удельно-княжеская, вольно-земледельческая

III 210 лет (середина XV -вторая треть XVII в.) Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая

IV (вторая треть XVII — сереДина XIX в.) Абсолютная монархия, всероссийская, императорско-дворянская, на основе крепостного земледельческого и фабрично-заводского хозяйства II 270 лет 1647-1917 гг. Регулярное войско

V 80 лет (середина XIX -начало XX в.) Сложноструктурированное многонациональное государство, многоо траслевое аграрно-промышленное государство, ослабление империи и разрушение абсолютной монархии, войны, колонизация южных и восточных окраин

VI 80 лет (начало XX -конец XX в.) Крушение империи, возникновение СССР, унитарное классовое социалистическое государство индустриального типа. Войны III 1918 г. Добровольческая армия

IV 75 лет 1918-1993 гг. Регулярная армия со смешанным принципом комплектования

VII (с 1991 г. по настоящее время) Разрушение СССР, создание Российской Федерации. Системный кризис, усиление внешней зависимости, рост сепаратизма информационно-психологическая война. Вооружённые конфликты

V С 1993 г. по настоящее время Контрактная армия со смешанным принципом комплектования

Первые военно-учебные заведения возникли в процессе формирования регулярного войска в конце XVII - начале XVIII в. В период создания регулярного войска (регулярной армии и военного флота) образуются военные

учебные заведения. В 1696 г. были открыты артиллерийская и пехотная школы в Москве и мореходная в Азове, а в 1701 г. артиллерийская и инженерная школы, школа математических и навигационных наук в Москве.

Дальнейшее образование военных учебных заведений произошло во время Северной войны 1700-1721 гг., когда возникла необходимость в подготовке специалистов с техническим образованием. В этот период были образованы новые специальные военно-учебные заведения: артиллерийская (1712 г.), инженерная (1719 г.) школы в Петербурге, инженерная (1712 г.) школа в Москве. Техническая направленность военных учебных заведений сохраняется и далее до 30-х гг. XVIII в.

Рост русской армии и флота, усложнение военного дела и дифференциация знаний на рубеже XVIII-XIX вв. потребовали расширения сети средних и открытия высших военно-учебных заведений, в том числе и технических, повышения уровня специального технического образования и штабной подготовки офицеров.

В последней четверти XVIII в. были открыты Балтийское и Черноморское штурманские училища, морское артиллерийское училище и мореходные школы. В начале XIX в. открылись инженерное (1919 г.) и артиллерийское (1820 г.) училища с классами для подготовки офицеров с высшим образованием.

В 30-х гг. XIX в. было организовано Главное управление военно-учебных заведений. С его образованием началось реформирование в системе высшего военного образования и были созданы первые академии.

Г. П. Пастуховский и др. пишут: «Начало высшему военному (академическому) образованию в России было положено в 1798 г. с основанием Медико-хирургической (позднее Военно-медицинской) академии. В 1832 г. была создана Императорская Военная академия (позднее Академия Генерального штаба), в 1855 г. - Артиллерийская и Инженерная, в 1867 г. - Военноюридическая, в 1877 г. - Морская академии» [2, с. 10].

Недостатки и проблемы в оснащении армии современными образцами техники и вооружения, технической подготовке командного состава вскрыла Крымская война 1853-1856 гг. и, как следствие, обострилась необходимость дальнейшего реформирования высшего военного образования. В ходе военных реформ общее образование было отделено от специального (военного).

Таким образом, к концу XIX в. военно-учебные заведения были разделены не только на следующие группы: высшие, средние и низшие (рис.1).

Наметилось разделение в подготовке военных специалистов по узким техническим специальностям. Происходит обособление подготовки военных автомобильных специалистов от общей системы технической подготовки в России.

Формирование первых автомобильных команд при железнодорожных

Рис. 1. Система подготовки военных кадров

батальонах в европейской части России относится к периоду окончания русско-японской войны. На базе этих автомобильных команд проводилась первичная подготовка шоферов. В 1906-1908 гг. были подготовлены первые кадры военных шоферов.

16 мая 1910 г. в Петербурге была сформирована учебная автомобильная рота. Она имела управление, строевую роту, офицерский класс, школу военных шоферов, автомобильный парк, при нем автомобильный гараж и учебные мастерские. В роте предусматривалось иметь постоянный (6 офицеров и 50 нижних чинов) и переменный состав.

С. В. Волков пишет, что «офицерская автомобильная школа была открыта в 1915 г. на базе созданного в 1912 г. офицерского курса (на 15 человек) при учебной автомобильной роте. По штату в ней обучалось 50 человек» [3, с. 138].

С середины 1917 г. в Петроградской военно-автомобильной школе, созданной с использованием оборудования бывшей Военно-автомобильной школы, подготавливались автотехники со сроком обучения один - два года.

В марте 1918г. была предпринята попытка подготовить инженерные кадры автомобильной службы при Военно-инженерной академии. Г. П. Пасту-ховский и др. отмечали, что «подготовка специалистов транспорта по приказу Народного комиссара по военным делам № 247 от 31 марта 1918 г. была возобновлена в Военно-инженерной академии РККА на факультете военных сообщений с 3-годичным сроком обучения» [2, с. 21].

В 1918 г. при Центральном броневом управлении были созданы Автомобильная и Броневая школы, объединенные в 1919 г. в Высшую автомобильную школу. Подготовка среднего и младшего командного состава военных автомобилистов была организована также на курсах и в школах центрального, окружного, фронтового и армейского подчинения.

На протяжении всего периода гражданской войны органы государственного и военного управления принимали все необходимые меры к

удовлетворению возрастающих потребностей армии в подготовленных кадрах автомобильной службы. Уже на первом этапе строительства новой регулярной армии была организована плановая подготовка командного и начальствующего состава. Для решения этой задачи были созданы специальные военные учебные заведения.

Опыт работы автомобильного транспорта во время гражданской войны показал необходимость дальнейшего улучшения подготовки военных кадров в этой области. Однако подготовку кадров ограничивало тяжелое экономическое положение. Начатые военные реформы в 1924 г. коснулись и факультета военных сообщений - было принято решение о его закрытии. Его работа закончилась 1 октября 1925 г. С 1925 г. начался новый этап в подготовке военных инженеров, транспортных специалистов. В Ленинградском институте инженеров путей сообщения создается отделение военных сообщений. В 1931 г. отделение было преобразовано в военно-транспортный факультет с соответствующим аппаратом управления, самостоятельной хозяйственной частью и кафедрами.

Развитие и оснащение армии потребовало создания нового высшего военно-учебного заведения, в котором готовились бы квалифицированные военные технические специалисты. Поэтому военно-транспортный факультет был реорганизован в Военно-транспортную академию, а для подготовки офицеров автомобильной службы в 1936 г. было создано Полтавское автомобильное военное училище. В 1939-1940 гг. дополнительно были сформированы Пушкинское автотехническое, Борисовское автомобильное и Орджоникидзеградское автомобильно-мотоциклетное училища. С созданием этих учебных заведений проблема подготовки командиров и техников автомобильной специальности была решена. Однако, сделав один выпуск, Пушкинское, Полтавское и Горьковское (бывшее Борисовское) училища в начале Великой Отечественной войны были реорганизованы в танковые. Многие выпускники Орджоникидзеградского автомобильно-мотоциклетного училища отправлялись на переквалификацию для танковых войск [4].

На протяжении периода мирного строительства были созданы необходимые условия для подготовки командных и инженерных кадров.

Организация в 1932 г. Военно-транспортной академии позволила развернуть массовую подготовку командного и инженерного состава высшей квалификации для всех частей и соединений армии. Созданные специальные высшие военные учебные заведения позволили частично решить потребности армии в младших офицерах автомобильной службы.

Потребность в офицерах-автомобилистах с начала войны возросла, возникла необходимость пополнить некомплект специалистов автомобильной службы. Решением командования в автомобильные части назначались офицеры из кавалерии, танковых и стрелковых войск.

Опыт войны показал, что «... большинство офицеров, поступавших по мобилизации на должности помощников командиров частей по технической части, обладали слабой технической подготовкой, плохо знали правила эксплуатации автомобильной техники. Например, в семнадцати артиллерийских дивизиях прорыва резерва верховного главнокомандующего (РВГК) только два помощника командиров дивизий по технической части получили образование в военных академиях. В 15-й артиллерийской дивизии прорыва РВГК из 16 помощников командиров бригад и полков по технической части только семь были специалистами-автомобилистами, остальные девять - танкисты, металлурги и даже агрономы. В двадцати пяти истребительно-противотанковых бригадах на должностях помощников командиров бригад и полков по технической части 42% офицеров не имели необходимого технического образования» [1, с. 234].

Такое положение со специалистами автомобильной службы создало предпосылки для реорганизации Главного автомобильного управления армии и всей системы подготовки офицеров-автомобилистов. Реорганизация Главного автомобильного управления армии повлекла за собой и переподчине-иие военных училищ. С мая 1943 г. Орджоникидзеградское автомобильномотоциклетное училище было передано Главному автомобильному управлению и переключилось полностью на подготовку офицеров автомобильной специальности. В дальнейшем оно было переименовано в Орджоникидзеградское автомобильное училище и мотоциклистов уже не готовило. Срок обучения в училище сократился до одного года. Училище готовило как строевых офицеров, так и техников (ежегодно около 1300 офицеров).

Во время войны принимались меры по расширению сети военно-учебных заведений для подготовки офицеров автомобильной специальности.

В июле 1943 г. на базе одного из учебных автомобильных полков создаются курсы усовершенствования и переподготовки командного состава автомобильных частей. В марте 1944 г. по директиве Генерального штаба эти курсы были переформированы в Высшую офицерскую автомобильную школу (ВОАШ) с дислокацией в г. Рязани. Целью создания этой школы было повышение квалификации и совершенствование знаний офицеров автомобильной специальности, а также переквалификация офицеров других специальностей для автомобильной службы. Срок обучения в школе устанавливался шесть месяцев. За 1944 г. Высшая офицерская автомобильная школа подготовила 798 офицеров на командные и технические должности звена «рота - батальон - полк». В конце войны, в марте 1945 г., было сформировано еще одно автомобильное училище, что позволило снять напряженность в подготовке офицеров автомобильной специальности.

В годы войны параллельно подготовке в военных учебных заведениях принимались меры по подготовке офицеров запаса во всех гражданских вузах, в которых вводилась военная подготовка студентов. За Главным ав-

томобильным управлением был закреплен 21 институт. В это число входили институты: автодорожные, механизации сельского хозяйства, автомеханические, политехнические и некоторые машиностроительные. В структуру институтов вводились военные кафедры, которые обеспечивали выпускникам необходимые знания и умения. За комплектование кафедр соответствующими специалистами и преподавателями, обеспечение вузов автомобильным имуществом и учебно-материальной базой, которая включала автомобили, литературу, плакаты, макеты и т. д., отвечало Главное автомобильное управление.

Мерами, принятыми руководством страны и армии, удалось подготовить значительное число офицеров-автомобилистов. В годы войны военное автомобильное училище и Высшая офицерская автомобильная школа выпустили 4750 офицеров-автомобилистов, сложилась организационно новая система военно-технической подготовки (рис. 2).

В период перехода Вооруженных сил на мирное положение требовалось за короткий период времени учесть богатый опыт Великой Отечественной войны, внести коррективы в учебные планы и программы, в определение и понимание многих вопросов теории и практики, включая техническую подготовку военных специалистов.

В послевоенный период складывается новая система военно-технической подготовки курсантов и слушателей с учётом особенностей и развития теории педагогической науки и военно-технического обучения.

Перевооружение армии, техническое совершенствование автомобильной техники, повышение мобильности Вооруженных сил после войны требовали нового подхода к подготовке военно-инженерных кадров. Возникла необходимость в подготовке более квалифицированных специалистов, технически грамотных, способных решать вопросы эффективного применения вооружения, военной техники и обеспечения ее эксплуатации в мирное и военное время. В целях удовлетворения потребности армии в специалистах были реорганизованы и сформированы военные учебные заведения для подготовки офицеров автотракторной службы.

Младшие офицеры автотракторной службы готовились в Орджоникид-зеградском автомобильном военном училище (1-е военное автомобильное училище), в г. Рязани (2-м военном автомобильном училище), а также во вновь сформированных 3-м военном автомобильном училище в г. Ромны Сумской области и 4-м военном автомобильном училище в г. Калинковичи Гомельской области. В дальнейшем Главному автотракторному управлению было передано и училище автотракторных техников артиллерии, которое впоследствии получило наименование Челябинское военное автотракторное училище. Этот перевод привел к изменению профиля подготовки курсантов в данном училище. Если до этого училище готовило кадры только для артиллерии, то теперь выпускники стали направляться во все рода войск.

Лица, имеющие высшее и незаконченное высшее специальное образование

Курсы и экстернат

Воинские части (младшие специалисты автомобильной службы

Орджоникидзеградское автомобильное училище

Г ражданская молодежь

СО о

НАС родов войск до дивизии включительно

Старший офицер автоотдела военного округа

Офицеры из запаса Воинские части (боевая подготовка)

Из запаса лица, окончившие гражданские вузы

Старший офицер автоотдела армии

ЗКТЧ автомобильного батальона (полка)

Автомобильный факультет военно-транспортной академии

Академические курсы усовершенствования

Командир автомобильного батальона (полка)

В аттестационном порядке на все должности военных инженеров и старших офицеров автомобильной службы

Воинские части (боевая подготовка)

Командир Командир Командир ЗКТЧ Автотехник

автороты автовзвода ремвзвода автороты дивизиона

НАС родов войск дивизия-корпус

Командир автомобильного полка (бригады)

НАС военного округа

НАС армии

НАС фронта

си сх

Рис. 2. Система подготовки офицерских кадров автомобильной службы в годы Великой Отечественной войны

оо

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ:..

Изменения в организационной структуре войск в период появления ракетно-ядерного оружия дали мощный толчок развитию военно-учеб-ных заведений. С учетом накопленного опыта успешно разрабатывался широкий круг вопросов, связанных с исследованием влияния нового оружия на характер возможной войны, на способы ведения боевых действий, на методы обучения и воспитания войск. Современная война связана с применением сложной техники и вооружения. Меняется и содержание воинского труда, он становится творческим, требующим высокой теоретической, технической и методологической подготовки. В соответствии с этими и другими качественными изменениями в военном деле строится новая система подготовки и воспитания офицерских кадров, формируется модель военно-технической подготовки с учётом сложившихся педагогических условий в период реформирования армии. Поколение офицерского корпуса 80-90-х гг. за время службы становится свидетелем неоднократного обновления оружия и военной техники. Эти обстоятельства потребовали от военных кадров постоянного совершенствования профессиональных знаний и умений, расширения общего и технического кругозора. Возникает потребность в новой модели военно-технической подготовки с учётом сложившихся педагогических условий.

Подготовка офицерских кадров строилась таким образом, чтобы основы командирских и инженерных качеств и навыков закладывались в высших инженерных и командных военных училищах, развивались и закреплялись в воинских частях, а затем расширялись и углублялись в военной академии. В период обучения в военно-учебных заведениях большое значение придается привитию курсантам и слушателям навыков применения теоретических знаний на практике, способности умело и квалифицированно обучать и воспитывать подчиненных.

Офицерский состав автомобильной службы до реформ 90-х гг. готовился в высших военных автомобильных училищах: в Рязанском и Челябинском высших военных автомобильных инженерных училищах со сроком обучения курсантов пять лет; в Самаркандском высшем военном автомобильном командном училище им. Верховного Совета Узбекской ССР; Уссурийском высшем военном автомобильном командном училище со сроком обучения курсантов четыре года. Офицеры автомобильной службы с высшим военным образованием готовились на автомобильном факультете Военной ордена Ленина академии тыла и транспорта со сроком обучения два и три года. Знания и навыки, полученные выпускниками академии и училищ, совершенствовались на практической работе в войсках, на занятиях по командирской подготовке, полевых занятиях и учениях, курсах повышения квалификации.

Реформы в конце двадцатого столетия, преобразования в обществе, армии, военном образовании привели к сокращению численности Вооружен-

ных сил, сокращению, реорганизации высших военных учебных заведений. В ходе реформ были расформированы многие высшие военные учебные заведения. Система технической подготовки курсантов, сложившаяся за длительный исторический период времени в высших военных учебных заведениях, ранее существовавшая и ныне сложившаяся в ходе реформ последнего десятилетия, трансформировалась и не отвечает требованиям времени и государственным стандартам, вследствие чего логично и закономерно возникает необходимость пересмотреть и внести корректировки в систему военно-технической подготовки с учётом историко-ретроспективного анализа.

Вступление российского государства в новый этап социально-экономического развития и социально-демократических преобразований, сложность и масштабность задач реформирования российского общества и обновлённой системы государственного уклада России требуют значительных преобразований в системе профессиональной военной подготовки российского офицерского корпуса, модернизированной Российской армии.

Библиографический список

1. Балабай, И. В. Автомобильная техника. Автомобильные войска. Автомобильная служба / И. В. Балабай, М. Н. Авдонин, Д. Д. Артемьев. - М.: Воениздат, 1982.-296 с.

2. Военная ордена Ленина академии тыла и транспорта / под ред. Г. П. Пасту-ховского и др. - Л. : ВАТТ, 1989. - 164 с.

3. Волков, С. В. Русский офицерский корпус / С. В. Волков. - М. : Воениздат, 1993.-368 с.

4. Ковалев, С. Ф. Рязанское автомобильное; очерк истории Рязанского высшего военного автомобильного командного ордена Красной Звезды училища / С. Ф. Ковалев. - Рязань : РВВАКУ, 1970. - 264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лопуха, А. Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров / А. Д. Лопуха. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2001. -252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.