Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2010. № 2
ИЗ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
М.П. Аракелова, С.Ю. Кондратенко
РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КОМАНДНОГО И ЛИЧНОГО СОСТАВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (СЕНТЯБРЬ 1945 - МАРТ 1953 г.)
Целью данной статьи является анализ преобразований, осуществленных в системе подготовки командного и личного состава советских Вооруженных сил в первые послевоенные годы. На основе архивных и опубликованных документов и материалов авторы освещают изменения в структуре органов военного управления, отвечавших за подготовку кадров для армии и флота. Рассматривается процесс демобилизации, проведенной в Красной армии и Военно-морском флоте после окончания Великой Отечественной войны. Анализируются новые формы и методы подготовки офицерского, сержантского и рядового состава Вооруженных сил СССР.
Ключевые слова. Демобилизация, командный и личный состав, Управление высших военно-учебных заведений, система подготовки офицерских кадров, мобилизационный резерв, высшие военно-учебные заведения, кадровая политика.
The purpose of this article is to study the reforms in the system of education of officers and ranks of the Soviet Armed Forces in the first postwar years. On the basis of official records and publications authors study changes in the structure of bodies of military administration responsible for education of staff of army and fleet. Authors consider process of demobilization carried out in the Red Army and in the Navy after the end of the Great Patriotic War. Moreover, authors analyze new methods of education of officers, sergeants and the ranks of the Soviet Armed Forces.
Аракелова Марина Петровна — доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории, руководитель программ дополнительного образования, ученый секретарь Ученого совета факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: arakelova@spa.msu.ru
Кондратенко Сергей Юрьевич — аспирант кафедры политической истории факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: Konrad 85@mail.ru
Key words. Demobilization, officers and ranks, Department of the High Military Schools, system of education of officers, mobilization reserve, high military schools, personnel management.
Особая роль в поддержании высокой боеспособности вооруженных сил государства отводится работе центральных органов военного управления по отбору на командные должности наиболее подготовленных и способных офицеров. В связи с этим большое значение приобретает организация планомерной работы военно-учебных заведений, учебный процесс в которых должен строиться с учетом последних достижений военной науки и опыта прошедших войн и локальных конфликтов. От уровня подготовки офицерского состава напрямую зависит и характер обучения сержантского и рядового состава, что в свою очередь определяет темпы развития вооруженных сил и укрепления обороноспособности государства.
Начатая в 2008 г. очередная реформа российских Вооруженных сил направлена на создание современной армии с учетом новейших технических достижений в военной области. Значительная роль отводится сокращению численности армии, что ставит перед руководством проблему отбора и переподготовки офицерских кадров. В заявленном плане реформ уделяется существенное внимание преобразованию системы военных учебных заведений. В этой связи представляет научный интерес изучение исторического опыта в сфере подготовки командных кадров для Вооруженных сил. В данном контексте особое место занимают первые годы после окончания Великой Отечественной войны, когда одновременно с демобилизацией Красной армии в ее рядах были сохранены наиболее подготовленные генералы и офицеры и проведена реорганизация системы военных учебных заведений, а также принципов боевой подготовки сержантского и рядового состава советских Вооруженных сил.
Целью статьи является анализ деятельности центральных органов управления Вооруженными силами СССР по реорганизации подготовки командного и личного состава Советской армии в первые послевоенные годы.
Организация работы с личным и командным составом Вооруженных сил в рассматриваемый период зависела от ряда факторов. Прежде всего, после окончания Великой Отечественной войны перед военным руководством встала задача значительного сокращения армии и флота, которые к маю 1945 г.
насчитывали в своем составе 11 365 тыс. человек1, без ущерба для их боеспособности и безопасности государства. В этой связи было необходимо сохранить в рядах Вооруженных сил наиболее подготовленных и опытных офицеров. Поэтому разработанный Генеральным штабом план демобилизации был рассчитан на два с половиной года (июль 1945 — март 1953 г.), за это время планировалось провести шесть очередей демобилизации.
Непосредственная реализация планов по сокращению армии и флота была возложена Народным комиссариатом обороны СССР на территориальные и местные органы военного управления — руководство военных округов и военные комиссариаты.
Военные советы и штабы округов решали в основном транспортные вопросы, возникавшие в ходе проведения демобилизации: развертывание комендатур и сборных пунктов на железнодорожных и узловых станциях, куда доставлялись увольняемые в запас, формирование специальных эшелонов, обеспечение демобилизуемых всем необходимым в пути и др.
Основная нагрузка по работе с демобилизованными легла на военные комиссариаты, в которых были проведены соответствующие организационно-штатные изменения. Так, в районных военкоматах существовавшие «части» переформировали в «отделения» и «отделы», увеличивалась общая штатная численность сотрудников комиссариатов, было повышено на 20—30% денежное содержание офицеров и служащих. Кроме того, принимались меры по организации подготовки кадров, владеющих спецификой служебной деятельности военных комиссариатов. В этих целях создавались специальные курсы усовершенствования офицеров местных органов военного управления в Подмосковье, при Военной академии им. М.В. Фрунзе, а также в Куйбышеве2.
23 июня 1945 г. XII сессия Верховного Совета СССР по предложению Совета народных комиссаров СССР приняла Закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии». В начале сентября 1945 г., после окончания войны с Японией, этот закон был распространен и на войска, которые находились на Дальнем Востоке. Последующие этапы демобилизации осуществлялись на основе указов Пре-
1 См.: Иовлев A.M. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров. М., 1976. С. 192.
2 См.: Градосельский В.В. От Парада Победы — к демобилизации Красной Армии // Военно-исторический журнал. 2002. № 5. С. 74—75.
зидиума Верховного Совета СССР с учетом складывавшейся обстановки.
Согласно закону, государство брало на себя все расходы, связанные с перевозкой военнослужащих до места их жительства, питанием в пути следования и обеспечением полным комплектом обмундирования и обуви. Демобилизуемым по закону полагалось единовременное денежное вознаграждение за каждый год службы в армии в период Великой Отечественной войны: рядовому составу всех родов войск и служб — годовой оклад, рядовому составу специальных частей и подразделений — полугодовой оклад по должностным ставкам в пределах до 900 руб. и не ниже 300 руб. за каждый год службы. Офицерскому составу, прослужившему в период войны один год, — двухмесячный оклад, два года — трехмесячный, три года — четырехмесячный, четыре года — пятимесячный оклад. Законом были предусмотрены обязанности государственных органов по первоначальному трудоустройству демобилизованных, решению их жилищных проблем, выдаче денежных ссуд на строительство и восстановление жилых домов, а также ряд других льгот3.
Полностью демобилизация была завершена к марту 1948 г. Из 11 365 тыс. воинов Красной армии было демобилизовано 7 263 189 рядовых и сержантов и 1 238 364 офицера. В Вооруженных силах остались служить солдаты, сержанты и старшины, родившиеся в 1926 и 1927 гг., общей численностью, включая офицерский состав, 2 863 447 человек4.
Сокращение армии и организационные мероприятия, связанные с переводом ее на мирное положение, привели к существенным изменениям в численности и положении офицерского состава. В основном демобилизованные офицеры были специалистами народного хозяйства, партийными и советскими работниками, а также лицами, призванными в ходе войны из запаса или прошедшими ускоренную военную подготовку. Так, из числа демобилизованных офицеров к мирному труду возвратилось более 100 тыс. медицинских работников и 46 тыс. учителей. Многие военные летчики стали пилотами Гражданского воздушного флота, часть военно-морских офицеров перешла на корабли торгового и рыболовного флота5.
Общее сокращение командных кадров советских Вооруженных сил поставило перед высшим военным руководством
3Там же. С. 73.
4Там же. С. 75.
5 См.: Иовлев А.М. Указ. соч. С. 193.
проблему отбора и сохранения на военной службе наиболее квалифицированных, образованных офицеров с большим боевым опытом, которые стали бы основой офицерского корпуса армии мирного времени.
К изучению данной проблемы и к поиску путей ее решения военное руководство обратилось еще до завершения Великой Отечественной войны. В августе 1944 г. начальник Главного управления кадров Народного комиссариата обороны генерал-полковник Ф.И. Голиков направил в Государственный комитет обороны предложения о будущей демобилизации, в которых отмечалось: «Мы в настоящее время располагаем самыми ценными военными кадрами, какие когда-либо до сих пор имели, так же как и самыми лучшими — в сравнении с кадрами любой армии мира. Хотя у нас имеется очень большое количество офицеров, тем не менее, при переходе на мирное положение мы не можем допустить массовой, валовой демобилизации офицеров, а обязаны увольнять их только в персональном порядке, спланировав и растянув сроки демобилизации до полугода с тем, чтобы отобрать и удержать в Армии как можно больше ценного в политическом, деловом и физическом отношениях»6.
Начальник Главного управления кадров рассматривал и основные принципы работы с командным составом: «...при отборе офицеров особое внимание уделять тому, чтобы оставить в армии как можно больше молодого состава в возрастном отношении, с тем, чтобы он был боеспособен по истечении последующих 15—20 лет. На должности командиров частей и соединений в основном назначать тех, кто помоложе. Более пожилых использовать в основном в штабах округов и фронтов, в центральном аппарате, в военных академиях и училищах, в высших гражданских учебных заведениях, в органах местного военного управления, в военных органах гражданских наркоматов и ведомств»7.
Далее в докладе отмечалось: «...при переходе армии от военного на мирное положение необходимо освободить армию от всего, что ее обременяет и в известной степени мешает росту ее кадров. Среди офицерского состава нашей армии до сих пор имеется некоторое количество лиц, которые мешают армии: одни в силу своей неработоспособности независимо от их добрых желаний (из-за болезни, старости, отсталости); дру-
6 Жирное Е. Семьи демобилизованных проживают в землянках // Власть. 2009. № 3. С. 58.
7 Там же.
гие — в силу моральной неустойчивости, например систематические пьяницы и недисциплинированные элементы; третьи — в силу политической неустойчивости, сомнительности и враждебности. Армия вполне может без них обойтись»8.
Рассмотрев доклад Ф.И. Голикова, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков призвал при отборе командных кадров опираться на опыт Великой Отечественной войны: «При разработке плана использования и создания кадров Красной Армии после войны нужно прежде всего исходить из опыта, который мы получили в начальный период Отечественной войны. Чему нас учит полученный опыт? Мы не имели заранее подобранных и хорошо обученных командующих фронтами, армиями, корпусами и дивииями. Во главе фронтов встали люди, которые проваливали одно дело за другим (Павлов, Кузнецов, Попов, Буденный, Черевиченко, Тюленев, Рябышев, Тимошенко и др.). Командующими армиями назначались малоизученные и неподготовленные люди... Еще хуже обстояло дело с командирами дивизий, бригад и полков. На дивизии, бригады и полки, особенно второочередные, ставились не соответствующие своему делу командиры. Короче говоря, каждому из нас известны последствия командования этих людей и что пережила наша Родина, вверив свою судьбу в руки таких командующих и командиров... Я только за оставление нужных и способных кадров, а не таких, как у нас были, вроде прова-лившихся»9.
В результате руководство государства и Вооруженных сил приняло все меры, чтобы в армии были оставлены лучшие военные кадры, способные поддерживать боеспособность армии и флота на высоком уровне в мирное время. Так, например, было запрещено увольнять из Вооруженных сил офицеров, имеющих высшее военное, военно-политическое и военно-техническое образование. По всем родам войск было уволено лишь 2,5% таких офицеров10.
Таким образом, в первые годы после окончания Великой Отечественной войны руководству советских Вооруженных сил удалось в кратчайшие сроки провести сокращение армии, насчитывавшей в своих рядах более 11 млн человек, при этом на службе были оставлены наиболее подготовленные и обученные генералы и офицеры, которые стали основой офицерского корпуса мирного времени.
8 Там же.
9 Там же. С. 59.
10 См.: Иовлев А.М. Указ. соч. С. 193.
Послевоенная реорганизация центрального аппарата управ -ления советскими Вооруженными силами внесла существенные изменения в структуру управления подготовкой командного и личного состава Советской армии. На объединенное Министерство Вооруженных сил СССР было возложено руководство высшим военным образованием командных кадров Вооруженных сил, обучение и воспитание личного состава Советской армии и ВМФ, а также контроль за их постоянной боевой готовностью, проведение на основе Закона о всеобщей воинской обязанности призывов граждан Союза ССР к отбыванию действительной военной службы и учебных сборов, проведение общей и частичной мобилизации Вооруженных сил по Указу Президиума Верховного Совета Союза ССР, учет военнообязанных граждан Союза ССР11.
Обучение, воспитание, руководство боевой подготовкой войск, разработка и утверждение программ по боевой подготовке и наставлений возлагались на сформированные в Министерстве Вооруженных сил СССР главные командования видов Вооруженных сил и командования родов войск, подчинявшихся непосредственно министру Вооруженных сил СССР12.
Непосредственное управление высшими учебными заведениями Вооруженных сил осуществляло Управление высших военно-учебных заведений, входившее в структуру Министерства Вооруженных сил СССР13.
Перевод армии и флота на положение мирного времени обусловил необходимость перестройки системы подготовки офицерских кадров, так как широко распространенная в годы войны ускоренная подготовка начальствующего состава не отвечала современным условиям. Необходимо было готовить офицерские кадры, обладающие глубокими военными и техническими знаниями. Учитывалось, что многие офицеры, имеющие боевой опыт, не получили необходимых теоретических и специальных знаний. Интересы подготовки офицеров требовали не только восстановления, но и увеличения довоенных сроков обучения слушателей и курсантов в академиях и училищах.
Общее направление работы с кадрами было указано в приказе наркома обороны от 23 февраля 1946 г. В нем, в частности, говорилось: «Во время войны главной задачей бойцов,
11 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5446. Оп. 3-ас. Д. 22. Л. 241—242.
12 Там же. Л. 244—245, 246—247, 248—249.
13 Там же. Л. 258.
офицеров и генералов Красной Армии было завоевание победы, умелое применение своих сил и знаний для полного разгрома врага. В мирное время первостепенная задача всех без исключения бойцов и генералов состоит в непрерывном совершенствовании своих военных и политических знаний»4.
Отмечая тот факт, что в годы войны генералы и офицеры хорошо овладели мастерством вождения войск на поле боя, нарком ставил задачу в совершенстве освоить дело обучения и воспитания войск в мирное время, используя опыт Великой Отечественной войны. Отдавая должное заслугам генералов и офицеров в годы войны, нарком предупреждал, что «это не должно приводить к зазнайству и благодушию. Не кичиться своими заслугами, а добровольно трудиться на своем посту, отдавая все силы и знания на пользу Красной Армии, — вот что требуется от каждого воина»5.
Разработка новой концепции подготовки командных кадров требовала получения объективной информации о состоянии офицерского корпуса армии и флота. С этой целью осенью 1947 г. была проведена аттестация офицеров, генералов и адмиралов, в результате которой были получены следующие данные: 83,2% генералов и офицеров Вооруженных сил СССР от командира дивизии и выше были участниками Великой Отечественной войны: 86% командующих общевойсковыми армиями и 71,5% командиров стрелковых дивизий имели высшее военное образование: 88,5% командиров стрелковых полков имели образование в объеме военного училища или курсов усовершенствования16.
Большое внимание военным руководством уделялось комплектованию военно-учебных заведений переменным составом . По мнению исследователя А.И. Каменева, это направление деятельности приобрело особое значение по ряду причин:
— во-первых, после войны обозначилась негативная тенденция — нежелание молодых людей поступать в военно-учебные заведения, в силу этого обстоятельства военные вузы постоянно недоукомплектовывались переменным составом;
14 Большевик. 1946. № 4. С. 2.
15 Там же. С. 3.
1" КПСС и строительство Советских Вооруженных Сил 1917—1964 / Под ред. Н.М. Киряева. М., 1965. С. 348-349.
11 Переменный состав — слушатели, курсанты, адъюнкты военно-учебных заведений, слушатели курсов офицерского состава, курсанты школ прапорщиков и мичманов, а также учебных частей (подразделений) (Советская военная энциклопедия. Т. 6. М., 1978. С. 287).
— во-вторых, имели место факты приема в училища лиц с низкой общеобразовательной подготовкой и не отвечающих условиям приема;
— в-третьих, для укомплектования военных вузов порой не хватало лиц из числа коренных национальностей Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Закавказья и Прибалтики18.
В целях устранения указанных недостатков Министерством Вооруженных сил СССР, Главным политическим управлением Советской Армии и Военно-Морского Флота, военными советами округов были проведены мероприятия по привлечению в военно-учебные заведения лучших военнослужащих и гражданской молодежи. По рекомендации ЦК партии и ЦК ВЛКСМ республиканские и местные комсомольские организации провели работу по отбору лиц для поступления в военно-учебные заведения посредством спецнаборов. Первый послевоенный комсомольский набор был осуществлен на основании постановления ЦК ВЛКСМ от 24 мая 1950 г. «Об отборе кандидатов в высшие военно-морские учебные заведения»19.
Техническое переоснащение армии и флота, проводимое в послевоенный период, потребовало повышения технической грамотности офицерских кадров. В целях успешного решения этой задачи было создано несколько новых военно-учебных заведений и факультетов. В их числе следует отметить Артиллерийскую радиотехическую академию (1946 г.), Командную академию связи и Военную артиллерийскую командную академию (1953 г.), а также ряд высших и средних военных училищ, прежде всего инженерно-технического профиля. Одновременно возрастала численность слушателей и курсантов в существовавших ранее академиях и училищах.
В результате принятых мер количество инженеров в Вооруженных силах к 1953 г. по сравнению с довоенным периодом возросло в 3 раза, а техников — в 1,5 раза20.
Значительный вклад в обучение и воспитание высококвалифицированных офицерских кадров вносили Военная академия им. М.В. Фрунзе, Военная академия бронетанковых войск, Военная артиллерийская академия им. Ф.Э. Дзержинского, Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского, Военно-воздушная инженерная академия им. А.Ф. Можайского, Военно-воздушная академия, Военно-инженерная академия им. В.В. Куй-
18 См.: Каменее А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР (1917—1984 гг.). Новосибирск, 1991. С. 133—134.
19 Там же. С. 134.
20 50 лет Вооруженных Сил СССР. М., 1968. С. 489.
бышева, Военная академия связи, Военно-морская академия и др. Одним из ведущих учебных и научных центров Вооруженных сил являлась Академия Генерального штаба, успешно готовившая командиров и штабных работников оперативного звена. Важную роль в повышении военных знаний офицеров, генералов и адмиралов сыграли высшие академические курсы, открытые после войны в ряде военных академий.
Военные академии в послевоенные годы не испытывали дефицита в слушателях. Многие офицеры, прошедшие войну, изъявили желание обогатить свой практический опыт фундаментальными теоретическими знаниями.
Из числа желающих было необходимо отобрать наиболее достойных. Послевоенные условия приема требовали, чтобы поступающие в военные академии отвечали определенным критериям. Так, в Военную академию им. М.В. Фрунзе могли поступать офицеры не старше 32 лет, имеющие полное среднее, общее и военное образование, стаж командной работы не менее трех лет и должность не ниже командира роты. Поступающие в академию сдавали экзамен по общей тактике (письменный и устный), боевой технике, использованию родов войск и специальных войск, по военной топографии, русскому языку и литературе, истории СССР, географии и иностранному языку. Кроме того, при отборе абитуриентов в округе они сдавали экзамены по математике и физике21.
Новые условия приема обеспечили поступление в академии передовых офицеров, на деле проявивших свои способности в годы войны. В Военной академии им. М.В. Фрунзе среди зачисленных в академию более 90% офицеров имели звания старших офицеров, опыт командования подразделениями, частями и соединениями. Среди слушателей приема 1945 г. было 52 Героя Советского Союза, в том числе трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, дважды Герои Советского Союза А.В. Алелюхин и В.Д. Лавренков. В 1946—1953 гг. в академии обучалось 280 Героев Советского Союза22.
Подобная картина имела место и в других военных академиях. В Военно-политической академии им. В.И. Ленина в числе первых послевоенных слушателей свыше 95% имели высокие правительственные награды, а 27 офицеров являлись Героями Советского Союза23. Среди слушателей Военно-воздушной академии в 1947 г. было 208 Героев Советского Союза.
21 Академия имени М.В. Фрунзе. М., 1973. С. 190.
22 Там же. С. 190—191.
23 Академия имени В.И. Ленина. М., 1980. С. 152.
Из них 20 человек этого звания были удостоены дважды, а И.Н. Кожедуб — трижды24.
В это же время развернулась широкая сеть заочного обучения офицеров и генералов, что позволяло многим из них получить высшее и среднее военное (военно-политическое или военно-техническое) образование без отрыва от исполнения служебных обязанностей.
Как показывал опыт Великой Отечественной войны, для восполнения потерь командного состава армии и флота, а также на случай проведения мобилизации необходимо было иметь подготовленный резерв офицерских кадров. С этой целью в стране развертывалась система подготовки офицеров запаса на базе высшей школы.
Согласно Постановлению № 413 Совета народных комиссаров СССР, принятому 13 апреля 1944 г., в 244 ведущих гражданских вузах вводилась военная (военно-морская) под-готовка25.
В Положении о военных кафедрах гражданских вузов определялись задачи военных кафедр: воспитывать студентов в духе беззаветной любви к Родине и преданности советской власти, готовить из них дисциплинированных, физически выносливых, владеющих военным делом офицеров и сержантов запаса Красной армии.
Профиль военной подготовки устанавливался с учетом по -требностей войск и на базе знаний, получаемых студентами в соответствии с профилем подготовки в вузе. Такая подготовка не требовала больших материальных затрат на организацию обучения.
Военное образование студентов состояло из теоретического курса и учебных сборов в войсках. Обучение начиналось на первом курсе и заканчивалось на четвертом. На военную подготовку отводилось 450 часов (360 часов для подготовки сержантов запаса, к занятиям привлекались и девушки в качестве санинструкторов, телефонистов, танковых техников) и два лагерных сбора при воинских частях в период летних каникул.
К обучению на военных кафедрах привлекались студенты, годные к военной службе. На должности преподавателей назначались офицеры с высшим образованием и, как правило, боевым опытом. Студентам, успешно сдавшим выпускной эк-
24 Советская военная энциклопедия. Т. 4. М., 1977. С. 126.
25 См.: Каменее А.И. Указ. соч. С. 140.
замен по военной подготовке и окончившим вуз, присваивалось воинское звание офицера (сержанта) запаса.
Во всех военно-учебных заведениях совершенствовался учебный процесс. В нем широко использовались опыт подготовки командных кадров в годы минувшей войны и достижения военной науки. Неуклонно повышалось качество обучения и воспитания офицеров.
Совершенствование учебного процесса в военных академиях заключалось прежде всего в переходе к новым, научно обоснованным учебным планам и программам, к внедрению научных принципов планирования учебно-воспитательной работы, к широкому использованию технических средств обучения с целью повышения эффективности как самих учебных занятий, так и самостоятельной работы слушателей. Так, с 1947 г. военные академии перешли к разработке стабильных учебных планов и программ (до этого они разрабатывались для каждого набора отдельно).
Большое значение в подготовке командных кадров и личного состава армии и флота приобрело изучение и практическое применение опыта Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. С этой целью Генеральным штабом и штабами главнокомандующих видами Вооруженных сил организовывались практические конференции по изучению опыта войны, разрабатывались новые программы по боевой подготовке и наставления, печатались исследования, посвященные крупнейшим операциям, проведенным Красной армией. Так, в Военной академии им. М.В. Фрунзе в 1945 г. началась работа над шеститомным трудом «Общая тактика в боевых примерах Великой Отечественной войны (полк—дивизия)». В период 1946—1948 гг. в академии было разработано и издано 45 научно-исследовательских трудов, 70 учебных пособий и 1 учебник26.
Штабом и политуправлением Главноначальствующего Советской военной администрации в Германии в конце ноября 1945 г. была проведена научно-практическая конференция с целью обобщения опыта войны на основе одной-двух крупных операций. В ее работе принимали участие руководители Советской военной администрации в Германии, командующие армиями, командиры корпусов и дивизий, преподаватели военных кафедр академий и их начальники, ответственные работники Генерального штаба. С докладами выступили Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, генерал-полковник артиллерии
26 См.: Сульянов А.К. Маршал Жуков. Слава, забвение, бессмертие. Минск, 2004. С. 279.
В.И. Казаков, маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров, генерал-полковник авиации С.И. Руденко, начальники управлений Группы советских войск в Германии — политического, связи, инженерных войск, тыла и др.27 Проводились подобные конференции и во внутренних военных округах, и в отдельных частях и соединениях. В декабре 1945 г. в Уральском военном округе прошла конференция по теме «Прорыв стрелковым полком позиционной обороны противника». В выступлениях основных докладчиков майоров А. Капланова, П. Поха-бова, М. Уткина и капитана И. Зарицкого приводились примеры из личной боевой практики, высказывались предложения, как применить приобретенный в боях опыт при обучении личного состава28.
Принятие на вооружение новейших образцов оружия и боевой техники требовало их скорейшего освоения. С этой целью создавались специальные учебные центры для переподготовки командных кадров и технического персонала. Так, в одном из таких центров, организованном в Военно-воздушных силах, летчики — командиры боевых авиационных частей и инструкторы летных училищ проходили переобучение на реактивных самолетах. Консультантами и первыми преподавателями в этом центре были летчики-испытатели реактивных самолетов29. В результате к концу 1947 г. около 500 летчиков самостоятельно летали на реактивных истребителях30.
Важное значение в подготовке офицерского и всего личного состава придавалось войсковым и командно-штабным учениям и маневрам, организация которых возлагалась на военные советы и штабы военных округов. В 1946—1953 гг. было проведено несколько крупных оперативно-стратегических командно-штабных учений, в которых участвовали войска ряда округов и соединения Военно-воздушных сил. В ходе этих учений проверялись и вырабатывались новые теоретические положения, военнослужащие всех категорий закрепляли полученные знания и навыки, овладевали искусством ведения боевых действий в сложных условиях. Учения Военно-морских сил в ряде случаев завершались походом боевых кораблей с дружеским визитом в порты Польши, Румынии, Болгарии и других стран. Все чаще стали проводиться учения с участием войск армий стран народной демократии.
27 Краснознаменный Уральский: История Краснознаменного Уральского военного округа. М., 1983. С. 198.
28 50 лет Вооруженных Сил СССР. С. 491.
29 См.: Иоелее А.М. Указ. соч. С. 197.
30 Краснознаменный Уральский. С. 200.
В послевоенный период учения и маневры стали проходить на более высоком техническом и организационном уровне. Так, в Уральском военном округе по инициативе его командующего Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, назначенного на этот пост в 1947 г., был оборудован единый окружной лагерь для проведения полевых занятий, на его территории собирались как стрелковые, так и танковые, артиллерийские и другие части. Это позволило при проведении тактических учений отрабатывать вопросы взаимодействия различных родов войск. Обширные учебные поля с разнообразным рельефом, наличие инженерных сооружений давали возможность создавать на учениях сложную, быстро меняющуюся обстановку31.
Таким образом, в первые послевоенные годы высшим военным руководством было осуществлено преобразование системы подготовки офицерских кадров Советской армии: увеличилось количество высших военных учебных заведений, прежде всего технического профиля, обучение в которых велось по единым образовательным программам и было направленно прежде всего на изучение и практическое применение опыта Великой Отечественной войны, освоение новейшего вооружения и боевой техники. Полученные знания закреплялись и совершенствовались в ходе многочисленных учений и маневров, на которых отрабатывались принципы ведения современной войны. Особая роль отводилась созданию мобилизационного резерва офицерских кадров. Принятые меры способствовали формированию условий для дальнейшего совершенствования Вооруженных сил СССР в мирное время.
Завершение Великой Отечественной войны поставило перед военным руководством задачу пересмотра принципов подготовки рядового и сержантского состава Вооруженных сил на основе полученного боевого опыта.
Прежде всего, общее сокращение Вооруженных сил СССР требовало внесения соответствующих корректив в Закон «О всеобщей воинской обязанности». 2 февраля 1950 г. Президиум Верховного Совета СССР установил срок прохождения действительной службы для рядового состава Сухопутных войск и Военно-воздушных сил 3 года, а для Военно-морских сил — 4 года32. Эта мера позволяла поддерживать достаточную в мирное время численность армии и флота и внести коррективы в подготовку сержантского и рядового состава.
31 До реформы срок службы рядового состава составлял в Сухопутных войсках 2 года, в ВВС 4 года, в ВМС 5 лет.
32 КПСС и строительство Советских Вооруженных Сил 1917—1964. С. 347.
В основу подготовки личного состава советских Вооруженных сил в первые послевоенные годы был положен опыт Великой Отечественный войны, который свидетельствовал о необходимости более тщательной индивидуальной подготовки военнослужащих, повышения их технической грамотности, развития инициативности и решительности в сложных условиях современного боя, совершенствования взаимодействия между частями и соединениями различных родов войск, что и было закреплено в новых уставах и наставлениях.
24 июля 1946 г. был введен в действие новый Устав внутренней службы, 1 июня 1946 г. — Дисциплинарный устав, 17 января 1947 г. — Строевой устав, 20 февраля 1950 г. — Устав гарнизонной и караульной служб. Новые уставы более четко регламентировали жизнь и быт армии, определяли основы воинского воспитания, нормы поведения военнослужащих, требования воинской дисциплины, а также общие и должностные обязанности всего личного состава33.
Были изданы новые Боевой устав пехоты, а также уставы всех родов войск.
На базе уставов планировалось и организовывалось обучение и воспитание личного состава армии и флота. Уставные положения конкретизировались в приказах министерства и программах боевой подготовки.
Основу обучения солдат и подразделений Сухопутных войск составляла полевая выучка, которая подчинялась задаче обеспечения постоянной боевой готовности войск. Широко применялась такая форма занятий, как ночные учения и походы.
Перестраивалась и система подготовки Военно-морских сил. Так, в конце 1940-х гг. флот впервые начал отрабатывать взаимодействие с фронтовой и дальней авиацией, с сухопутными и воздушно-десантными войсками. Осваивалось плавание кораблей в зимних условиях. Были осуществлены дальние океанские походы подводных лодок. Отрабатывались торпедные стрельбы и минные постановки зимой. Соединения и части приобретали опыт в организации противоатомной и противохимической защиты34.
Поступление в войска новейшей боевой техники требовало ее освоения личным составом. В связи с этим в армии развернулось массовое движение за скорейшее овладение новыми образцами вооружения, за повышение классности военных
33 См.: Захарое С.Е., Багрое В.Н., Беез С.С. и др. Краснознаменный Тихоокеанский флот. М., 1973. С. 255.
34 Краснознаменный Уральский. С. 201.
специалистов и повышение военно-технической подготовки военнослужащих. Серьезным моральным стимулом явилось введение положения о классных специалистах и учреждение Президиумом Верховного Совета СССР нагрудных знаков специалиста 1, 2 и 3-го класса, которые вручались военнослужащему после сдачи соответствующих экзаменов.
Так, в 1951 г. 63% танкистов Уральского военного округа стали специалистами высокого класса и мастерами вождения, а в 1952 г. — уже свыше 70%. В 1951 г. сдали экзамен на классность 72% радиотелеграфистов и 86% телеграфистов35.
Большую роль в повышении технической грамотности военнослужащих стали играть окружные и всеармейские стрелковые соревнования, состязания на звание лучшего танкового экипажа, артиллерийской батареи, орудийного расчета и др. Новыми формами работы стали технические конференции, а также конференции отличников боевой и политической подготовки, куда приглашались наиболее отличившиеся бойцы и командиры, делившиеся своим опытом по практической эксплуатации различных образцов боевой техники.
Получил распространение выпуск технических бюллетеней, в которых печатались примеры эксплуатации и сбережения техники передовыми солдатами, рекомендации по ее текущему и капитальному ремонту.
Принятые меры способствовали быстрому освоению в войсках новейших образцов вооружения и боевой техники, повышению технической грамотности личного состава и поддержанию боеспособности Вооруженных сил.
Таким образом, анализ опыта подготовки личного состава в годы Великой Отечественной войны свидетельствовал о необходимости повышения индивидуальной подготовки военнослужащих, повышения их технической грамотности, совершенствование взаимодействия частей и соединений различных родов войск, что нашло отражение в новых уставах и наставлениях, на основе которых и строилась боевая подготовка сержантского и рядового состава. Изменение сроков службы позволило поддерживать численность армии и флота на достаточном для мирного времени уровне и пересмотреть принципы подготовки личного состава в сторону повышения технической грамотности военнослужащих.
Окончание Великой Отечественной войны поставило перед высшим военным командованием задачу сокращения Красной армии без ущерба для ее боеспособности. Разработанный Ге-
35 Военно-воздушная академия имени Ю.Л. Гагарина. М., 1984. С. 81.
10 ВМУ, управление (государство и общество), № 2
неральным штабом план демобилизации предполагал проведение поэтапного сокращения Вооруженных сил в течение двух с половиной лет (1946—1948). В результате к мирной жизни вернулось более 7 млн военнослужащих. Одновременно высшим командованием производился отбор наиболее квалифицированных и подготовленных офицеров с большим боевым опытом, которые должны были стать основой офицерского корпуса в мирное время.
Большие изменения произошли и в системе подготовки командных кадров для Вооруженных сил: увеличилось количество военных учебных заведений технического профиля, на основе опыта Великой Отечественной войны была разработана и начала реализовываться программа создания мобилизационного резерва командного состава через программу подготовки офицеров запаса.
На новых принципах строилась и подготовка рядового и сержантского состава. Изменение сроков службы в 1950 г. позволило перестроить подготовку войск на принципах обучения тем навыкам, которые были необходимы в реальной боевой обстановке. Большое значение придавалось освоению личным составом новейших образцов вооружения и боевой техники через программы по повышению технической грамотности военнослужащих.
Принятые высшим командованием Вооруженных сил СССР меры по реорганизации подготовки личного состава армии и флота способствовали поддержанию высокой боеспособности Вооруженных сил в мирное время.
Список литературы
Академия имени В.И. Ленина. М., 1980.
Академия имени М.В. Фрунзе. М., 1973.
Большевик. 1946. № 4.
Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина. М., 1984.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5446. Оп. 3-ас. Д. 22.
Градоселъский В.В. От Парада Победы — к демобилизации Красной Армии // Военно-исторический журнал. 2002. № 5.
Жирное Е. «Семьи демобилизованных проживают в землянках» // Власть. 2009. № 3.
Захарое С.Е., Багрое В.Н., Беез С.С. и др. Краснознаменный Тихоокеанский флот. М., 1973.
Иоелее A.M. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров. М., 1976.
Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР (1917—1984 гг.). Новосибирск, 1991.
КПСС и строительство советских Вооруженных сил 1917—1964 / Под ред. Н.М. Киряева. М., 1965.
Краснознаменный Уральский: История Краснознаменного Уральского военного округа. М., 1983.
50 лет Вооруженных Сил СССР. М., 1968. Советская военная энциклопедия. Т. 4. М., 1979; Т. 6. М., 1984. Сульянов А.К. Маршал Жуков. Слава, забвение, бессмертие. Минск, 2004.