ИСТОРИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 133-136.
УДК 940
В.Ю. Чичулина
ТЕХНИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ТРАКТОРИСТОВ НА БАЗЕ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ СТАНЦИЙ (МТС) (1929-1936 ГГ.)
Анализируются различные аспекты решения вопроса технической грамотности трактористов машинно-тракторных станций Западной Сибири (1929-1936 гг.).
Ключевые слова: машинно-тракторные станции, МТС, тракторист, техническая грамотность, техническая пропаганда, коллективизация, сельское хозяйство.
Несмотря на высокую значимость внедрения техники, первоначально многие трактористы имели туманное представление о тракторе. Все их технические познания сводились к умению кое-как «владеть рулем». Такой «тракторист», не зная технических правил эксплуатации и ухода за машиной, не мог не только устранить неисправность, но и даже своевременно предупредить тот или иной перебой в работе. В результате главной задачей в данный период явилось повышение технической грамотности: «технику в массы и любовный уход за техникой, который осуществят лучшие кадры» [1].
Для решения данного вопроса ЦК ВЛКСМ вынесло распоряжение, в соответствии с которым, наряду с подготовкой кадров через курсы, предусматривалось развернуть работу по систематическому повышению квалификации кадров МТС через кружки агротехнических знаний, заочное обучение, курсы профдвижения и т. д. [2].
Как следствие данного распоряжения на базе МТС Западной Сибири повсеместно стали организовываться курсы для подготовки трактористов. Однако курсисты столкнулись с рядом организационных пробелов, а именно в некоторых МТС свою работу курсы начали с опозданием, укомплектование курсов учащимися проводилось неудовлетворительно [3].
Кроме того, условия на курсах, для того чтобы лучше освоить технику, были не благоприятными: курсисты не были обеспечены учебниками по агротехнике и карандашами. Помещения курсов также в большинстве случаев не были оборудованы. Наблюдался недостаток мебели, в помещении, где занимались курсисты, было холодно и грязно.
Были случаи, когда отсутствовали элементарные правила учебнопедагогического процесса: наличие учебных программ, учет успеваемости, ведение классных журналов [4].
По этой причине курсисты нарушали учебно-курсовую дисциплину. Более того, были случаи, например, в Ивановской МТС Западно-Сибирского края, когда за проявленное хулиганство и дебоширство тракториста-курсанта исключили и поставили вопрос перед правлением колхоза о невозможности оставления его в дальнейшем членом колхоза [5].
Однако были МТС, в которых дирекция ответственно подходила к организации учебы. К подготовке кадров были подключены политотделы при МТС [6]. В частности, со стороны политотдела был организован технический бой для проверки технической подготовленности слушателей курсов [6].
В целом, несмотря на все перечисленные выше пробелы в организации курсов, следует отметить положительный результат данной деятельности в решении кадрового вопроса [8].
Осознавая, что машинная техника МТС требует внедрения технических знаний в широкие массы, по рекомендации Всесоюзного съезда © В.Ю. Чичулина, 2012
Союза рабочих МТС и батрачества по вопросу состояния и перспектив и развития МТС Президиуму ЦК союза совместно с Трактороцентром был разработан ряд мероприятий по внедрению технических знаний в широкие массы рабочих и колхозников, а именно:
- на организованных опытно-показательных ячейках развернуть сеть техкруж-ков ЗОТ, охватывающих основные виды работ в сельском хозяйстве;
- провести ряд конференций организаторов и методистов техучебы и кружков;
- в целях популяризации и вовлечения в члены общества новых слоев рабочих и колхозов провести широкую разъяснительную работу о целях задачах ЗОТ;
- принять участие в работе техпропов НКЗ СССР и ЦК Союза МТС и батрачества по вопросу введения обязательного техминимума в МТС, МТМ, колхозах;
- разработать ряд мероприятий (методических разработок, инструктивные указания и т. д.) по проведению в жизнь в первую очередь на опытных базах единого плана по техпропаганде - учебе в кружках;
- выпустить спутник активиста ЗОТов-ца в МТС и колхозах;
- разработать конкретные показатели по соцсоревнованию и ударничеству; охватить соцсоревнованием и ударничеством все области работы ЗОТ;
- организовать на месте работы (поле) групп ЗОТ по проведению техчаса и десятипятнадцатиминутных объяснительных бесед на темы: проверка метода разного рода работ, ремонта машин, ухода за животными во время работ, применение приспособлений машин своеобразно условиям работ [9].
Следует отметить, что данные мероприятия в последующем реализовывались в практической деятельности МТС Западной Сибири [10]. Однако оставались и такие МТС, в которых и спустя год после принятия постановления ЦК ВКП(б) об организации Всесоюзного отраслевого объединения «За овладение техникой» данное объединение фактически находилось «в зачаточном состоянии» [11].
В интересах дальнейшего развертывания технической пропаганды в Постановлении ЦК ВКП(б) «О постановке производственнотехнической пропаганды» признавалось необходимым иметь план издания научнотехнической и научно-популярной литературы. Были определены пути и средства усиления пропаганды достижений отечественной технической мысли и передового опыта.
В частности:
- признать необходимым издание дешевой популярной литературы;
- приступить к изданию специальной серии дешевых популярных брошюр, листовок, плакатов, открыток, посвященных описанию новой техники;
- развернуть издание специальной литературы, описывающей наиболее выдающиеся образцы массового изобретательства и самих изобретателей;
- издать специальный сборник с характеристиками выдающихся деятелей техники и науки в СССР и за границей [12].
Следует отметить, что в период весенней посевной, когда тяжесть техпропаганды переносили в бригаду, в полевой стан особое внимание отводили организации выпуска техлистка и техежедневки, стенной газеты на службу техпропаганде [13].
Для быстрейшего внедрения агрозо-отехмероприятий в колхозные массы в МТС при крайколхозсоюзе под руководством одного из членов правления было организовано бюро по агрозоотехпропаганде. В соответствии с планом работы бюро по агрозо-отехпропаганде организовало эстафеты за увеличение урожая, агротехнические совещания колхозников МТС с участием научноисследовательской организации, проводились радиопередачи по агрозоотехпропа-ганде - 1 час в 6-дневку [14].
Особую роль в деле технической пропаганды, подготовки и обучения рабочих и технических кадров в ЦК ВКП(б) отводили кинематографии: «Кино должно быть мощным орудием технической пропаганды...»
[15].
На базе МТС следует отметить стремление развернуть работу в области изобретательства и технического усовершенствования [16]. Деятельность в этом направлении выливалась в «событие огромной политической важности» [17], а именно в сельскохозяйственные выставки, к подготовке которых в МТС привлекалось огромное количество рабочих.
Кроме того, за изобретения, технические усовершенствования и рационализаторские предложения в МТС были предусмотрены фонды премирования [18], которые в последующем были использованы по назначению [19].
Согласно постановлению ЦК Союза рабочих МТС и батрачества ещё одной формой техпропаганды являлась организация непосредственно в МТС производственнотехнических судов над сельскохозяйственными машинами [20, л. 101]. Организация суда предусматривала привлечение в него всей массы работников МТС и колхозников, научно-исследовательских институтов, зональных станций и опорных пунктов. Предусматривалось установление связи с заводом, выпускающим машины или орудие, с целью приглашения на суд в качестве защитников рабочих и инженерно-технический персонал завода. Материалы дискуссии использовались судом как свидетельские показания. Обвинитель и защитник должны были всесторонне ознакомить участников суда с развитием советского сельскохозяй-
Техническая грамотность трактористов на базе машинно-тракторных станций..
135
ственного машиностроения, с конструкцией данной машины, ее производственными возможностями, достоинствами и недостатками [20, л. 102].
Судебный процесс носил характер широкой дискуссии о какой-либо машине и путях ее улучшения.
В последующем решение суда посылалось в Техпроп НКЗ СССР, который совместно с Союзсельмашем и научно-исследовательскими учреждениями на основе полученных материалов делал те или иные предложения по улучшению сельскохозяйственных машин и изменению их конструкций [20, л. 103].
Осознавая важность и необходимость повышения технической грамотности, Президиум ЦК Союза постановил проводить обязательный техминимум в МТС и мастерских: «технический минимум является важнейшим хозяйственно-политическим мероприятием, которое должно повысить производительность труда рабочих и трактористов, улучшить трактороиспользование и качество ремонтных работ в мастерских и поднять урожайность колхозных полей» [20, л. 43].
Исходя из данной задачи, Президиум ЦК Союза постановил краевым и областным комитетам:
- развернуть среди рабочих, трактористов и прочих групп массовое разъяснение обязательного техминимума и порядка проведения его, а также расчетов, чтобы в первую очередь приступить к техучебе в мастерских и тракторных отрядах и затем по остальным группам, подлежащим к обучению;
- разработать вместе с техпропами оперативные мероприятия по проведению техминимума, с учетом местных особенностей в соответствии с методическими указаниями НКЗ СССР;
- развернуть массовое соцсоревнование между бригадами, цехами, МТС и отдельными кружками на лучшее овладение техническим минимумом;
- выделить по линии хозорганов и союза необходимую сумму средств для премирования лучших организаторов техучебы и отдельных МТС, успешно выполняющих задания по техминимому [20, л. 43].
В последующем бюро ЦК ВЛКСМ вынесло Решение № 118 «О порядке организации и проведении общественно-технического экзамена среди комсомольцев и рабочей молодежи предприятий промышленности, транспорта и сельского хозяйства (МТС, колхозы, совхозы)». Целью экзамена являлось проверить, насколько работающие на механизмах освоили механизм, знают ли минимум теоретических знаний и практических навыков, дающих право работать на механизме, помочь найти форму технической учебы (кружок, курсы, самостоятельная учеба) [21].
На экзамене квалификационная комиссия заслушивала бригадира о производственно-технической характеристике экзаменующегося и после этого приступала к проверке его знаний.
При определенной успешности сдачи общественно-технического экзамена, наряду со знанием норм требований по техническому минимуму, обязательно принимались во внимание производственные навыки и выполнение количественных и качественных показателей по данному рабочему месту [22, д. 145, л. 45-46].
В целях стимулирования данной деятельности ЦК Союза МТС и батрачества предусматривал премии для лучших организаторов техучебы и отдельных МТС, успешно выполнивших задания по техмини-мому [22, д. 149, л. 43].
Таким образом, главной задачей в 1929-1936 гг. явилось повышение технической грамотности, в частности, трактористов МТС. В результате на базе МТС Западной Сибири были организованы курсы по подготовке трактористов. В последующем, осознавая важность повышения технической грамотности, становится обязательной формой сдача техминимума в МТС. По рекомендации Всесоюзного съезда Союза рабочих МТС и батрачества по вопросу состояния и перспектив и развития МТС Президиуму ЦК союза совместно с Тракторо-центром был разработан ряд мероприятий по внедрению технических знаний в широкие массы рабочих и колхозников. Все выше перечисленные формы работы способствовали повышению технической грамотности на селе.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Государственный архив Омской области (ГА-ОО). Ф. 2199. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.
[2] Об участии комсомола в работе и строительстве МТС и подготовке для них кадров // Сборник законов и распоряжений о машиннотракторных станциях действующих на 1 октября 1931 г. / сост. А. Лихачев. М. : Изд-во советское законодательство, 1932. С. 11.
[3] Как работают курсы трактористов // За большевистские колхозы. 1935. 18 января. № 2-3. С. 2.
[4] Как работают курсы трактористов // За большевистские колхозы. 1935. 18 января. № 2-3.
С. 2-3 ; Матюшечкин В. Тракторное дело ввели, но нет еще учебников // Политотделец. 1934. 5 февраля. № 4. С. 1 ; Хотят учиться, но не хотят учить // Сталинец. 1934. 15 декабря. № 60. С. 2 ; Курсанты. Создать условия для отличной учебы // Сталинский призыв. 1936. 11 января. № 3. С. 1 ; Рабочий МТС. Нет заботы о кадрах // Колхозная степь. 1935. 28 января. № 2. С. 2.
[5] ГАОО Ф. 2272. Оп. 1. Д. 21. Л. 54.
[6] Готовим кадры трактористов // За большевистские колхозы. 1934. 22 февраля. № 15. С. 2.
[7] Хорохордин А. Готовимся к проверке своих знаний // За большевистский колхоз. 1934. 15 февраля. № 14. С. 1.
[8] Курсы помогли работать // За большевистские колхозы. 1934. 21 марта. № 15-16. С. 4 ; Растут кадры трактористов // Колхозная степь. 1934. 11 апреля. № 18. С. 2 ; Левин Подготовка кадров // За большевистские колхозы. 1933. 22 августа. № 14. С. 2.
[9] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. 7924. Оп. 3. Д. 293. Л. 52-54.
[10] А. П. Изучить машину - повысить производительность труда // МТС - крестьянская газета для машинно-тракторных станций. 1932. 11 декабря. № 81. С. 3 ; Больше внимания агротех-учебе // За большевистские колхозы. 1934. 17 января. № 1. С. 2 ; Заборовский А. Агротехнические занятия в колхозные массы // Колхозная степь. 1934. 15 января. № 3. С. 1 ; Шире дорогу агронауке // За большевистские колхозы. 1934. 6 июля. № 62. С. 1 ; Агротехнику в массы // Молот. 1933. 10 декабря. № 8. С. 1.
[11] За овладение техникой // МТС - крестьянская газета для машинно-тракторных станций. 1932. 23 ноября. № 78. С. 4.
[12] Постановление ЦК ВКП(б) О постановке производственно-технической пропаганды от 25 мая 1931 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.5 1929-1932 гг. М. : Изд-во Полит. литературы, 1984. С. 289-290.
[13] ГАРФ. Ф. 7924 Оп. 3. Д. 146 Л. 38.
[14] Государственный архив экономики Российской Федерации (ГАЭРФ) Ф. 7446. Оп. 25. Д. 21. Л. 24.
[15] Постановление ЦК ВКП (б) О советской кинематографии от 8 декабря 1931 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 5. 1929-1932 гг. М. : Изд-во Полит. литературы, 1984. С. 371.
[16] Белых. Обеспечить руководство и помещение массовому изобретательству // МТС - крестьянская газета для машинно-тракторных станций. 23 мая 1932. № 33. С. 2.
[17] Сельскохозяйственные выставки - ответственная политическая кампании // За большевистские колхозы. 4 декабря 1934. № 50. С. 1.
[18] О фондах премирования за достижения по выполнению и перевыполнению промфинплана, а также за изобретения, технические усовершенствования и рационализаторские предложения // Сборник законов и распоряжений о машинно-тракторных станциях действующих на 1 октября 1931 г. / сост. А. Лихачев М. : Изд-во советское законодательство, 1932. С. 68.
[19] Премии за лучшие образцы на выставке // За новую жизнь. 17 ноября 1934. № 18. С. 1.
[20] ГАРФ. Ф. 7924. Оп. 3. Д. 149.
[21] О проведении тех. учебы // За большевистские колхозы. № 4. 1933. 10 сентября. С. 4.
[22] ГАРФ. Ф. 7924. Оп. 3.