Таким образом, кредитная кооперация в годы Первой мировой войны не только оказалась на высоте, но и сумела поднять свой авторитет у государственных органов активным участием в организации военных поставок, выполнив тем самым серьезную государственную задачу
1 См.: Кооперация и жизнь. 1916. № 1. С. 1100.
2 См.: Кооперация и жизнь. 191 7. № 4. С. 89 - 90.
3 См.: Там же. С. 991 - 992.
4 См.: Государственный архив Самарской области (далее ГАСО). Ф. 876. Оп. 1 . Д. 1283. Л. 253.
5 См.: Вестник мелкого кредита. 1 914. № 26. С. 1050 - 1051.
6 См.: ГАСО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 100. Л. 100 - 112.
7 См.: Там же. Л. 188.
8 См.: ГАСО. Ф. 535. Оп. 1. Д. 38. Л. 90.
9 См.: ГАСО. Ф. 535. Оп. 1. Д. 33. Л. 118.
10 См.: Там же. Л. 133.
11 См.: Вестник мелкого кредита. 1916. № 1. С. 677.
12 См.: Самарский земледелец. 191 4. № 14 - 15. С. 417.
13 См.: Государственный архив Ульяновской области (далее ГАУО). Ф. 84. Оп. 1. Д. 1290. Л . 210.
14 См.: Там же. Л. 210.
15 См.: ГАУО. Ф.46. Оп. 2. Д. 825. Л. 28, 40, 83, 110.
16 См.: Там же. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1290. Л . 210.
17 См.: Там же. Л . 211.
УДК 94(470.44)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
В ОБЛАСТИ ПРОПАГАНДЫ АГРОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ И ПОДГОТОВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КАДРОВ в 1925 - 1935 годах (на материалах Нижнего Поволжья)
Взятый СССР еще в начале периода новой экономической политики государственный курс на «разворот лицом к деревне» продолжал реали-зовываться в Нижнем Поволжье и в середине 20-х гг прошлого столетия.
Сельское хозяйство в этот период времени представляло собой в основном мелкие индивидуальные крестьянские хозяйства, и переход к круп -ному коллективному хозяйству с применением механизации и электрификации требовал больших организационных сил и затрат со стороны государства1. Наряду с этим предстояло разрешить еще ряд немаловажных проблем, таких как проведение землеустроительных работ в помощь бедняцким и маломощным хозяйствам, внедрение агрокультурных мероприятий, направленных на борьбу с засухой, повышение продуктивности в зерновом и животноводческом хозяйствах и т.д.2.
Учитывая весь объем поставленных задач по укреплению сельского хозяйства, существующих специалистов земуправлений было недостаточно для того, чтобы охватить все отсталое сельское население. Поэтому перед местными властями встала проблема укомплектования и укрупнения существующей агрономической сети соответствующими квалифицированными специалистами3. В связи с этим в общественной и практической деятельности села возросла роль деревенской интеллигенции - специалистов сельского хозяйства: зоотехников, землемеров, мелиораторов, трактористов и в особенности участковых агрономов4.
Хотя деревня и находилась на очень низком культурном уровне развития, со стороны крестьянского населения все явственнее возникало стремление к обучению новым перспективным сельхоззнаниям. Для массового просвещения крестьянства в части сельскохозяйственных знаний агропер-соналом проводились агрокультурные мероприятия, которые знакомили население с основными методами ведения хозяйства, новыми перспективами и передовым опытом.
С учетом малограмотности крестьянства обучение строилось по принципу наглядности и практичности. Оно базировалась на таких массовых формах получения знаний, как чтения, беседы, конференции, курсы, сельскохозяйственные кружки, экскурсии, выставки и мероприятия на показательных участках. В беседах и лекциях, как наиболее активных формах обучения, проводимых агроперсоналом, предполагалось обсуждение (как по плану, так и по инициативе населения) самых насущных вопросов сельского хозяйства, ознакомление с популярной сельхозлитературой и распространение ее среди крестьянства5. Для закрепления тем часто использовался наглядный материал и учебные пособия, причем с расчетом на то, что «наиболее
А.Г. Рокина,
соискатель кафедры экономической и политической истории России, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)
совершенным пособием должна явиться окружающая действительность. Желательно, чтобы в качестве пособий при лекциях применялись предметы в натуре, а не изображения их в таблице или на экране»6.
В течение летнего времени для наиболее заинтересованного крестьянства проводились экскурсии на ближайшие опытные поля для демонстрации практических мероприятий, которые могли бы в дальнейшем быть использованы ими на практике (зяблевая вспашка, снегозадержание, посев многолетних и однолетних кормовых растений, удобрение обедневших почв, посев селекционными семенами и т.д.)7.
Агроперсоналом земорганов на местах организовывались краткосрочные двухнедельные общие сельскохозяйственные курсы продолжительностью до 60 часов. В каждом уезде предполагалось создание таких курсов не менее, чем в 2 населенных пунктах. Наряду с курсами по общей программе проводились и узкоспециальные - по отдельным отраслям сельского хозяйства, а при губернских и республиканских центрах создавались долгосрочные курсы до 8 месяцев по специализациям, таким как пчеловодство, садоводство и огородничество, животноводство и т.д.8.
Вопросам выдвижения рядовых крестьян на руководящие должности уделялось большое внимание. Из циркулярного письма № 1047/201 заместителя заведующего Саратовским Губземуправлением т. Безумнова всем заведующим уездными земуправлениями от 22 февраля 1926 г.: «Завед.Уземуправлениями должны систематически изучать выдвиженцев со стороны деловых их качеств и способностей и вместе с выдвиженцами работать в таком направлении, чтобы создать из выдвиженцев кадр постоянных ответственных земельных работников, причем уже теперь необходимо поставить вопрос о выдвижении наиболее дельных и способных из выдвиженцев на более ответственную работу»9.
С быстрыми темпами развития тракторизации сельского хозяйства Нижнего Поволжья, как одного из способов перехода к более современному ведению хозяйства, и сплочению «вокруг трактора» крестьянства, перед местными органами встает такая проблема, как экстренная необходимость подготовки большого числа квалифицированных кадров.
Вопрос подготовки трактористов и строительства тракторных школ был поставлен еще в конце 1924 г, после того как в Нижнем Поволжье появились первые тракторы. В административных центрах для бывших шоферов и рабочих были созданы двухнедельные курсы трактористов, но результаты оказались весьма слабыми, курсанты были признаны недостаточно квалифицированными и плохо ориентировались в сельском хозяйстве - данная форма обучения была признана непригодной10. С 1925 г. с учетом прошлых ошибок стали организовываться уже трехмесячные и позже четырехмесячные курсы исключительно из числа кооперированного крестьянства, но и это не принесло ожидаемого эффекта11. Выходом из этого положения стало создание тракторных школ в крупных сельскохозяйственных административных районах, готовящих различных специалистов по тракторному делу. Из докладной записки Саратовского губернского РЛКСМ в ЦК РЛКСМ о подготовке трактористов (по материалам Х губернского съезда РЛКСМ 10 - 13 февраля 1925 г): «Поскольку же сам
трактор является универсальной машиной и требует для своей полной нагрузки сноровки и умения - деревня предъявляет спрос не на узкого тракторного извозчика, а на более универсального слесаря-монтера сельхозмашин и орудий, одновременно и монтера-тракториста. ... Поскольку трактор сам по себе является кооператором, т.е. объединяет крестьянина (так как в одиночку даже кулаку приобретать его сложно), он требует такого тракториста, т.е. организатора сельского хозяйства и сельской общественности. ... Может, кой-кого такие чины организатора и кооператора и т.д. [могут] испугать, покажутся чрезвычайно трудными и даже невыполнимы -ми, но иначе быть не может»12.
В октябре 1929 г Нижневолжский крайком ВКП(б) издает постановление «О мероприятиях по ликвидации агрономической безграмотности », в котором были поставлены конкретные задачи по всеобщему вовлечению в работу по агропропаганде учреждений, общественных, профсоюзных организаций и населения: «... Переустройство и подъем сельского хозяйства на новых технических и общественных началах и особенно обеспечение быстрого темпа коллективизации и подъема урожайности требуют агрономической подготовки кадров, а также массовой ликвидации агрономической неграмотности в деревне».
В этих целях Нижневолжский краевой комитет поста -новляет организовать в Нижневолжском крае агролик-безпоход. Основными задачами агроликбез похода в 1929/30 г. являлись:
«а) агрономическая переподготовка кадров партийных, комсомольских, советских, профессиональных, кооперативных, колхозных агроисполнителей в целях повышения качества руководства делом коллективизации сельского хозяйства и подъема урожайности, в частности, организацией и проведением посевных кампаний;
б) ликвидация агрономической неграмотности широких масс, в первую очередь рабочих совхозов, колхозов, батрачества и деревенской бедноты. Особое внимание необходимо было обратить на районы сплошной коллективизации, машинно-тракторные станции и т.д. ...»13.
Основная работа по массовой агропропаганде развертывалась путем создания сети школ агроликбезной грамоты для колхозников и единоличников, бедняков и середняков (обучение 5 - 6 мес.); школ повышенного типа агроликбезпохода для прошедших школу агролик-безграмоты и заочников агроколхозных курсов (до 5 -6 мес.)14. Кроме того, организовывались специализированные курсы различных направлений (полеводство, животноводство, курсы пастухов, чабанов, тракторные курсы , курсы по молочному делу, курсы бригадиров, председателей колхозов, организаторов труда и т.д.) до 4 -5 мес., заочные агроколхозные курсы, годичные колхозные университеты. Во всех образовательных учреждениях, в том числе в пунктах общего ликбеза и сети партийно-комсомольского просвещения в обязательную программу обучения вводился агрочас.
Другим не менее важным методом агропросвещения явилось повсеместное чтение докладов, лекций, организация бесед на общих колхозных собраниях, в избах-читальнях, школах, сельхозкружках, трансляция радиопередач; проведение различных показательных практических мероприятий по растениеводству и животноводству (показательный засев семян, правильное возделы -
вание культур, кормление молодняка, дойка и т.д.). Уже в 1929 - 1930 гг. агроликбезом по Нижневолжскому краю было охвачено 986 160 человек, или 18,3% всего насе-ления15.
Вопросам выдвижения, как способу непосредствен -ного вовлечения крестьянства в дело развития сельско -го хозяйства, в этот период также уделялось достаточно большое внимание. В 1931 г. в результате проведения курсовой подготовки выдвиженцев только по 20 выбо -рочно обследованным колхозам края (всего колхозов в 1 931 г насчитывалось около 3 тыс.) было подготовлено 955 человек, из которых 407 рядовых колхозников было выдвинуто на руководящую работу и 250 лучших удар -ников в качестве помощи отстающим колхозам командированы в другие районы16.
На местах под руководством местных властей велась активная вербовка в окружные сельскохозяйственные учебные заведения. Так, по распоряжению ЦК ВКП(б) в сельскохозяйственные втузы в 1930 г. необходимо было завербовать 1000 курсантов, а в 1931 г. - уже 2000 и максимально расширить сеть подготовительных курсов для поступающих. Широкое применение получила также заочная форма обучения на различных курсах и в учебных заведениях. По сводкам о состоянии агрокол -хозных заочных курсов в крае на 5 апреля 1930 г, всего было принято на обучение 3539 человек17.
Таким образом, на 1 апреля 1931 г в Нижневолжском крае по массовым квалификациям было подготовлено 94 113 специалистов, из них: председателей кол -хозов - 2095 человек, ветеринаров - 1865 человек, жи -вотновсдов - 2644 человек, трактористов различной квалификации - 17 820 человек и т.д .18.
Вторая пятилетка поставила перед сельским хозяйством следующие задачи: окончательное завершение технической реконструкции, увеличение производительности и продуктивности, дальнейшее укрепление и расширение колхозов и совхозов, применение всех достижений агрономии и зоотехники, внедрение агротехнических мероприятий, таких как правильные севообороты, внесение минеральных удобрений, борьба с засухой и т.д.19.
В этот период отмечалась крайняя отсталость живот -новодства, недостаток и низкая квалификация животно -водческих, ветеринарных и зоотехнических кадров. Специализированные учебные заведения из-за слабой по -становки образовательной работы не смогли в достаточной степени обеспечить кадрами эту отрасль сельского хозяйства. Из докладной записки Народного Комис -сара земледелия АССРНП в Обком ВКП(б) и Совнарком АССРНП о состоянии вербовки курсантов в сельскохозяйственные учебные заведения Республики от 18 августа 1933 г: «Согласно Вашему отношению от 16 августа с .г. за № 1302 Наркомзем представляет нижеследующий материал о своей системе и ходе подготовки к началу учебного года по с/х учебным заведениям:
... Краснокутский техникум животноводства принимает 120 человек, имеет 47 заявлений, из них не допущено к испытаниям два человека, являющихся по своему социальному происхождению выходцами из семей со -циально чуждых. Техникумом высланы в кантоны вер -бовщики. Техникум еще не обеспечен преподавательскими кадрами, нет химика и математика ... Слабо ведется ремонт помещений по этому техникуму, и нет гарантий, что он будет своевременно закончен.»20.
Поэтому для преодоления сложившегося кризиса в животноводстве ЦК ВКП(б) на места были направлены соответствующие директивы об исправлении положения, качественном улучшении подготовки ветеринарных и зоотехнических кадров высшей, средней и массовой квалификации, снабжении соответствующей литературой всех животноводческих организаций21.
Во время второй пятилетки начало широко развиваться социалистическое соревнование и движение за освоение новой техники. Повсеместно к развертыванию техучебы и техпропаганды среди населения привлекались заинтересованные организации, проводились конкурсы по подготовке и переподготовке кадров для обслуживания сельхозмашин, создавались новые курсовые сети и стационарные школы по подготовке трактористов, комбайнеров и шоферов, технических и агротехнических кружков. Под контролем земельных органов при машинно-тракторных станциях, колхозах и совхозах про -водился технический экзамен22.
В итоге к середине 1930-х гг. основными особенностями государственной кадровой политики по подготовке массовых аграрных кадров стали такие моменты, как:
1) создание массовых кадров новой агротехнической интеллигенции из крестьянства;
2) организация системы выдвижения на руководящую сельскохозяйственную работу кадров из среды самих колхозников из числа самых активных и имеющих большой практический опыт;
3) создание массовых краткосрочных и долгосрочных курсов подготовки колхозных кадров массовой квалификации при совхозах, машинно-тракторных станциях, школах крестьянской молодежи, вузах, сельскохозяйственных техникумах, школах второй ступени и т.д.;
4) создание кадров высшей квалификации путем расширения сети образовательных учреждений; осуществление пропаганды и широкого вовлечения в сельскохозяйственные вузы и техникумы колхозной молодежи;
5) использование достижений в сельском хозяйстве как отечественных ученых, так и зарубежных специалистов и в связи с этим поддержка молодых научных кадров и широкое практическое привлечение их к решению текущих задач в сельском хозяйстве.
Безусловно, рассмотренный выше десятилетний опыт подготовки массовых кадров планомерно создаваемых для укрепления и подъема сельского хозяйства и перехода его от примитивного к сложному, механизированному в столь тяжелых социально-экономических условиях - уникальный пример для современников. Такие забытые формы подготовки кадров, как выдвижение с низовых на руководящие должности наиболее перспективных кадров, организация показательных участков, станций и лабораторий, трансляция заочного обучения в установленные часы по радио, альтернативные дистанционные формы обучения («Сельхозполитехни-кум на дому»), могли бы с успехом существовать и сегодня для подготовки самых необходимых и передовых кадров, способных поднять на новый уровень экономику страны.
1 См .: ГАСО. Ф. 522. Оп. 3. Д. 110. Л. 32.
2 См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конферен-ций и пленумов ЦК. М., 1 970. Т. 3. С. 1 59 - 1 62.
3 См.: ГАСО. Ф. 521. Оп 1. Д. 1524. Л . 42.
4 См.: Там же. Ф. 313. Оп. 1. Д. 3632. Л. 8.
5 См.: ГАНИСО. Ф. 27. Оп. 3. Д. 1285. Л . 3.
6 Там же. Д. 1 008. Л. 28.
7 См.: ГАСО. Ф. 313. Оп. 1. Д. 4137. Л . 9об., 10, 10об.
8 См.: Там же. Д. 41 50. Л . 1 65.
9 ГАНИСО . Ф. 27. Оп. 4. Д. 132. Л . 102, 102об.
10 См.: Там же. Ф. 27. Оп. 3. Д. 950. Л. 84.
11 См.: Там же. Ф. 521. Оп. 1. Д. 2021. Л. 43.
12 ГАНИСО. Ф. 27. Оп. 3. Д. 950. Л. 77, 77об.
13 ГАНИСО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 2. Л . 365, 366.
14 См.: Там же. Д. 230. Л. 49 - 50.
15 См.: Там же. Д. 320. Л. 29.
16 См.: Саратовская партийная организация в годы социалистической индустриализации страны и подготовки сплошной коллективизации сельского хозяйства: документы и материалы . Саратов, 1960. С. 327; ГАНИСО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 280. Л. 17.
17 См.: История Саратовского края 1917 - 1965 гг.: сб. документов. Саратов, 1967. С. 212; ГАНИСО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 230. Л. 43.
18 См.: ГАСО. Ф. 522. Оп. 3. Д. 60. Л. 48.
19 См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1971. Т. 5. С. 36, 67.
20 ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2006. Л . 49.
21 См.: ГАСО. Ф. 522. Оп. 3. Д. 262. Л. 1 - 2.
22 См.: ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 647. Л. 16 - 19.
УДК 94(470.44)
САРАТОВСКАЯ ЕПАРХИААЬНАЯ МИССИЯ И БААГОТВОРИТЕАЬНОСТЬ В НОВЫХ ОБШЕСТВЕННО-ПОАИТИЧЕСКИХ
УСАОВИЯХ (1905 - 1914 гг.)
О.Н. Савицкая,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Волгоградский государственный педагогический университет
ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)
Много конфессиональность всегда являлась одним из важнейших факторов общественно-политической и религиозной жизни Саратовской губернии. По официальным данным, относящимся к 1912 г, православные вместе с единоверцами составляли 88% населения губернии1. Однако рядом с ними издавна жили старообрядцы и сектанты всех толков и согласий, католики, лютеране, мусульмане, язычники. Саратовская губерния занимала третье место в Российской империи по количеству старообрядцев и сектантов после Пермской и Донской губерний.
Миссия была одним из важнейших направлений деятельности Саратовской епархии. Она заключалась в обращении нехристианских народов и возвращении «отпадших» в лоно православия. Во главе миссии стояли два миссионерских общества: братство Святого Креста (его деятельность была направлена в основном на ослабление старообрядчества и сектантства) и Саратовский епархиальный комитет Всероссийского миссионерского общества (боровшийся с влиянием ислама на местных православных чувашей и пережитками язычества в их среде).
Манифест 17 апреля 1905 г о веротерпимости вызвал своеобразный «обвал» старых, веками сложившихся отношений между православной церковью, государством и неправославными конфессиями. Он предоставлял свободу вероисповедания всем религиям на территории России, право регистрации конфессиональных объединений, перехода в другую веру. И хотя многое из этого носило декларативный характер, не было гарантировано на практике, требовалось внесение существенных корректив в сложившуюся систему межконфессиональных отношений и религиозную политику самого государства.
В первые годы после Манифеста возросло число «отпадших» от православия, хотя и не так значительно, как того опасались многие противники Манифеста. Так, в Саратовской губернии сектантов на 1 января 1912 г. числилось 11 395 человек, из них 820 стали таковыми после Манифеста 17 апреля 1905 г. (505 - от православия и 315 - от иноверия)2. После периода «обвала» 1905 - 1908 гг. религиозная жизнь стабилизировалась. Количество православных неуклонно возрастало, и не только благодаря естественному приросту, но и за счет увеличения количества присоединившихся. Случаи «отпада» от православия по большей части означали возвращение людей к уже давно исповедуемой религии.
Но, пожалуй, более опасным явлением нового времени стало широкое распространение в обществе религиозной индифферентности и атеизма. Старые формы и методы миссионерской работы были построены на попытке переубедить верующего человека, но что делать с тем, кто невосп-