Научная статья на тему 'Театры Кубани и их роль в пропаганде искусства на селе'

Театры Кубани и их роль в пропаганде искусства на селе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРЫ КУБАНИ / ШЕФСКАЯ ПОМОЩЬ СЕЛУ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Архангельский Юрий Евгеньевич

В советское время одной из форм размещения культуры сельского населения Кубани были шефские спектакли, концерты, творческие встречи деятелей культуры и искусства с колхозниками. Это сотрудничество со временем переросло в общественное движение "Город селу"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театры Кубани и их роль в пропаганде искусства на селе»

№ 5 (34), 2009

"Культурная жизнь Юга России"

^^^^^^^^^^^^^^^^ 83

Ю. Е. АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТЕАТРЫ КУБАНИ И ИХ РОЛЬ В ПРОПАГАНДЕ ИСКУССТВА НА СЕЛЕ

В советское время одной из форм повышения культуры сельского населения Кубани были шефские спектакли, концерты, творческие встречи деятелей культуры и искусства с колхозниками. Это сотрудничество со временем переросло в общественное движение «Город - селу».

Ключевые слова: театры Кубани, шефская помощь селу.

Творческое содружество людей труда и деятелей культуры и искусства сложилось на Кубани в советский период, в первые послевоенные годы. Уже тогда у театральных подъездов можно было увидеть грузовые машины - на них сельских жителей привозили в город, чтобы они могли посмотреть новый спектакль или послушать концерт. В свою очередь, и театральные коллективы выезжали в станицы, чтобы выступить перед сельскими тружениками в поле, на производственных участках. Сотрудничество в этой сфере постепенно оформилось в шефство театров над селом, которое в дальнейшем переросло в общественное движение «Город - селу».

Работники культуры и искусства регулярно выступали и на сценах сельских клубов, и на фермах, и в бригадах. Они проводили также беседы со зрителями, в ходе которых последние могли высказать свое мнение о спектакле, концерте, отдельном музыкальном произведении и т. д.

Большую шефскую помощь селу оказывали: Краснодарская, Сочинская и Адыгейская филармонии, краевые отделения творческих союзов -писателей, художников, композиторов, хоровое общество Кубани, учебные заведения, а также лучшие городские самодеятельные коллективы. Только в годы последней пятилетки профессиональные театральные коллективы края показали на селе 7028 спектаклей, причем 518 было сыграно помимо запланированных. Отметим, что каждый третий спектакль кубанских театров исполнялся на селе [1]. Богатый опыт учреждений культуры и искусства края в шефской деятельности позволил Управлению культуры крайисполкома сделать определенные выводы и обобщения по дальнейшему развитию культурного сотрудничества города и села.

Долгое время среди работников искусства бытовало мнение, что совсем не обязательно показывать на селе то, что они играют на стационарной сцене. Одни деятели театра предлагали мобильное оформление спектаклей, другие - их сокращение по времени, третьи считали, что на сельской сцене можно играть без особых затрат творческой энергии и сил.

Так, например, иногда на выездных спектаклях Краснодарского театра оперетты единственное в клубе пианино подменяло оркестр, а небольшая группа хористов - целый хор. Практиковалась также замена солистов оперетты артистами, которые в эти дни не были заняты на основной сцене. Все это приводило к тому, что спектакли проходи-

ли на низком профессиональном уровне и не вызывали интереса у сельских жителей.

Безответственный подход к эстетическому воспитанию населения был подвергнут строгой критике со стороны партийных и советских организаций края. Краснодарский крайком КПСС поставил перед театрами задачу повысить исполнительский уровень спектаклей на селе настолько, чтобы каждое выездное выступление творческого коллектива было равносильно выступлению его на основной сцене. Кроме того, спектакли на селе следовало включать в общий репертуарный план театра [2].

Хороший пример в организации культурного обслуживания сельских тружеников продемонстрировал коллектив краевого театра драмы им. М. Горького. Регулярными были выезды труппы в сельские дома культуры и показ там спектаклей, включенных в репертуар (среди них - «Незабываемые годы», «Васса Железнова», «Солдатская вдова», «Чти отца своего» и др.). Этот коллектив первым на Кубани стал открывать театральный сезон не на основной сцене, а в сельских районах края. Так, в 1971 году театр показал на селе более 70 спектаклей, в том числе премьеры - «Трибунал» А. Макаенка и «Поздняя любовь» А. Островского [3].

Опыт сотрудничества театра драмы имени М. Горького с сельскими тружениками переняли коллективы Краснодарского театра оперетты, Краевого театра кукол, Майкопского и Армавирского драматических театров. Настоящим праздником театрального искусства стала премьера музыкальной комедии В. Соловьева-Седого «Свадьба с приданым», сыгранная коллективом театра оперетты на сцене Староминского районного Дома культуры 21 февраля 1976 года [4]. Зрительный зал РДК не смог вместить всех желающих посмотреть новую работу краевого театра, с которой еще не был знаком городской зритель.

Отметим, что организация таких спектаклей на сельской сцене всегда связана с большими трудностями, поскольку кроме основного состава необходимо доставить хор, балетную труппу и оркестр театра. Поэтому таким важным событием в культурной жизни староминчан стало последующее открытие в РДК постоянно действующего филиала театра оперетты.

Интересной формой общения театральных коллективов Кубани с сельскими жителями были творческие отчеты ведущих артистов и театральной молодежи. Они вызывали широкий

^^ "Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (34), 2009

интерес у зрителей, позволяя им ближе познакомиться с творчеством артиста, который, в свою очередь, помогал им понять особенности исполнения той или иной роли, способы раскрытия сценических образов, отвечал на интересующие их вопросы. Как правило, такой отчет завершался спектаклем.

Например, ветеран театра драмы имени М. Горького, заслуженный артист РСФСР А. Бон-даренко не один раз выступал перед сельским зрителем с творческими отчетами. Один из них проходил в станице Петровской Славянского района, где его творчество хорошо знали и любили. Много теплых слов в адрес артиста было сказано его коллегами, а также руководством колхоза и рядовыми тружениками [5].

Большой популярностью у кубанских зрителей пользовалась и народная артистка России И. Макаревич. Труженики колхоза «Советская Россия» Павловского района, где она выступала с творческим отчетом, приняли ее в почетные колхозницы.

Прямые контакты деятелей искусства с трудовыми коллективами, совместные обсуждения но-

вых произведений, систематические встречи мастеров искусств с сельскими зрителями были реальной практикой в движении «Город - селу».

К сожалению, в настоящее время этот позитивный опыт творческого сотрудничества деятелей культуры и искусства с сельскими тружениками почти забыт. Между тем сама жизнь сегодня диктует необходимость осмысления этого опыта и применения его в области пропаганды искусства на селе.

Литература

1. Бенсман В. Совещание в крайкоме партии: программа «День Кубани». 1983. 1 марта // Архив ГТРК «Кубань». URL: http://www.ki-gazeta.ru/ rubrics/archiv/2009/n/20/23808.html

2. Там же.

3. Ламейкин В. Премьеры в сельских клубах // Советская Кубань. 1971. 25 янв.

4. Колесник А. Театр на селе // Комсомолец Кубани. 1976. 21 февр.

5. Носырев В. Творческая встреча: программа «День Кубани». 1969. 1 окт. // Архив ГТРК «Кубань»

YU. YE. ARKHANGELSKIY. THEATRES OF KUBAN AND THEIR ROLE IN POPULARIZATION OF ART IN THE VILLAGE

In the Soviet period one of the forms of rising of culture in the Kuban village was patronage performances, concerts and art meetings of cultural workers with collective farm workers. This collaboration transformed into public movement «City - Village».

Key words: theatres of Kuban, patronage over village.

№ 5 (34), 2009

"Культурная жизнь Юга России"

— 85

Лингвистика

А. А. НЕМЫКА

АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ КАК ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Автор статьи предлагает в качестве интерактивного лингводидактического метода психолингвистический эксперимент, стимулирующий формирование у студентов ассоциативного поля изучаемых предметных областей.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, терминология, системность, когнитивно-ассоциативное поле.

Современные концепции системного подхода, функциональных связей и континуальности способствуют синтезу знаний на основе новых принципов, увеличивая общее число терминоеди-ниц и усложняя их семантические связи [1]. Это ведет к пересмотру многих составляющих учебно-образовательного процесса, в частности обучения языку специальности. Зачастую оно сводится к освоению отраслевых терминов в тематической, а не логико-когнитивной последовательности, без привязки к моделям реально существующих категориальных структур. В этих случаях язык специальности не дополняет научную картину мира, а становится средством понятийного разделения, изоляции отраслей знания. Иначе говоря, на стадии перехода от одной образовательной ступени к другой нарушается принцип преемственности познавательного процесса.

Революционные изменения в системе образования вызваны необходимостью усовершенствовать существующие подходы к оценкам эффективности обучения. Однако при этом методы контроля над уровнем усвоения учащимися учебного материала и пути развития их когнитивной компетенции нельзя рассматривать как закрытую целостность. Стремление к универсальности форматов заданий может стать причиной отрыва от предметной и личностной специфики аттестационных мероприятий, привести к усреднению их показателей и требований. Большинство существующих тренировочных и проверочных тестов содержит негибкие и некорректные формулировки, что можно квалифицировать в целом как позитивистский подход к лингводидактике, игнорирующий как социокультурные условия, так и различия между дисциплинами и отраслями знания. В этом случае недооценивается человеческий фактор - личность преподавателя и студента.

Очевидно, что в свете современных инновационных методик обучения нельзя признать эффективным авторитарный интеллект - операционную систему, раз и навсегда сложившуюся в результате «зазубривания» клишированных многословных дефиниций, перегруженных новыми для студента терминами. Такой стиль преподавания сужает круг предметных ассоциаций, не позволяет в дальнейшем использовать заученные термины как

элементы научных парадигм, т. е. многозначные, синонимичные, антонимичные, интегративные и экстенсиональные по содержанию единицы.

Поскольку образование, по сути, есть процесс создания системы ассоциаций в предметных специальных областях, целесообразно активизировать интерактивные методы выявления и формирования ассоциативного поля предметной области - метаязыковой модели научных представлений о языке. По нашим наблюдениям, потенциал таких экспериментальных исследований в линг-водидактике еще недостаточен как по объему, так и по формально-содержательным параметрам. Проведенные нами эксперименты дают повод для размышлений о том, что прочность полученных студентами знаний по базовым понятиям лингвистики и ряда других дисциплин зависит от системно организованного обучения терминологии (упорядочения понятийных компонентов познавательного процесса).

В серии ассоциативно-дефиниционных экспериментов, проведенных в студенческих группах разных курсов и факультетов Кубанского государственного университета (более 300 респондентов) по методике, предложенной Ю. Н. Карауловым [2], испытуемым предлагались задания, связанные с кратким дефинированием распространенных языковедческих терминов и построением ассоциативных рядов научных понятий. Полученные результаты показали, что даже базовые термины лингвистики вызывают затруднения при их определении, а узкоспециальные, как правило, неизвестны всем студентам нефилологического профиля и большинству студентов-филологов.

Очевидно, что современное развитие лингвистической терминологии и усложнение ее понятийных связей значительно влияют на особенности восприятия этой дисциплины студентами. Среди ответов на предложенные лингвистические термины-стимулы встречаются формулировки с ошибочными дефинициями типа: «морф - минимальный произносимый звук». В данном случае наблюдается ярко выраженная контаминация понятий «морфема», «морф», «слог», «звуковой комплекс» и «звук». Выявляется установка на клиширование фраз, формализм - наукообразие без понимания того, о чем идет речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.