Научная статья на тему 'Союз искусства и труда в истории советской Кубани'

Союз искусства и труда в истории советской Кубани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
208
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ТРУД / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / СОВЕТСКАЯ КУБАНЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Архангельский Юрий Евгеньевич

В статье раскрываются особенности развития в истории культуры советской Кубани союза искусства и труда, который играл определенную роль в формировании мировоззрения тружеников села и помогал организовывать их досуговое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Союз искусства и труда в истории советской Кубани»

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО УДК 7.05

Ю.Е. АРХАНГЕЛЬСКИЙ

СОЮЗ ИСКУССТВА И ТРУДА В ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ КУБАНИ

Архангельский Юрий Евгеньевич, доктор культурологии, профессор, завкафедрой операторского мастерства факультета телерадиовещания Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), uraarhangel@rambler.ru

Аннотация. В статье раскрываются особенности развития союза искусства и труда в истории культуры Советской Кубани, который играл определенную роль в формировании мировоззрения тружеников села и помог организовать их досуговое пространство. Ключевые слова: искусство, труд, история культуры, Советская Кубань.

UDC 7.05

Yu.E. ARKHANGELSKY

THE UNION OF ART AND WORK IN HISTORY OF THE SOVIET KUBAN

Arkhangelsky Yury Evgenievich, Full PhD (cultural studies), Full professor, head of the operational excellence department of the Broadcasting department of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), uraarhangel@rambler.ru

Abstract. The article reveals the features of the development of the Union of Art and Labor in the history of culture of the Soviet Kuban, which played a certain role in shaping the outlook of the rural workers and helped organize their leisure space. Keywords, art, work, history of culture, Soviet Kuban.

Советская эпоха вошла в повседневную жизнь кубанцев, заполняя ее обыкновенными делами и заботами. В крае развивалась система образования, появились первые музеи и библиотеки, начали издаваться региональные газеты и журналы. В целом развитие кубанской культуры шло в русле отечественной культуры [1].

Творческое содружество людей труда и искусства родилось у нас на Кубани давно, еще в первые послевоенные годы. Уже тогда у театральных подъездов можно было увидеть вереницу грузовых машин, это колхозники после напряженной работы приезжали в город, чтобы посмотреть новый спектакль или послушать концерт. В свою очередь и театральные коллективы стали практиковать выезды в станицы и хутора края, чтобы показывать спектакли в поле, на производственных участках. Из этого и родилась форма обслуживания колхозников и рабочих совхозов - шефство театров над селом, которое переросло в большое и многогранное общественное движение - «город - селу».

Большую шефскую помощь селу оказывали профессиональные коллективы Кубани, три филармонии - Краснодарская, Сочинская и Адыгейская, краевые отделения Союзов писателей, художников, композиторов, хоровое общество Кубани, учебные заведения и лучшие городские самодеятельные художественные коллективы.

За этот период учреждения культуры и искусства края накопили богатый опыт, который позволяет сделать определенные выводы и обобщения по развитию культурного шефства города над селом.

Краевой драмтеатр имени Максима Горького самым первым в Краснодарском крае стал открывать театральный сезон не на своей сцене в городе Краснодаре, а в сельских районах края. В 1971 году, например, он показал на селе более 70 спектаклей, в том числе премьеры: «Трибунал» А. Макаенка и «Поздняя любовь» А. Островского.

В этом театре действовало 18 филиалов. Преимущество их было очевидным. Во-первых, работа театра среди сельских жителей приобрела систематический характер и велась круглый год. Во-вторых, зритель всегда знал, какой спектакль и когда привезут к ним шефы, в-третьих, повышалась ответственность коллективов и каждого из артистов за идейно-художественный уровень выездных спектаклей. И самое главное - филиалы помогли сконцентрировать на одной конкретной сцене все виды творческой и культурно-шефской деятельности [2].

Свои филиалы театр открыл в Кореновском, Тимашевском, Павловском, Динском, Красноармейском, Приморско-Ахтарском, Славянском районах [3].

Кроме того, заслуженные артисты РСФСР М. Полетаева, Е. Афанасьева, А. Кузнецова, С. Шмаков, артисты А. Кузьменко, В. Казачек, В. Лобачева, Н. Герасимов, Ю. Сергеева и другие выступали на «Огоньках», оказывали консультационную помощь самодеятельным артистам.

Актеры регулярно знакомили сельских тружеников со своими работами, устраивали вечера-встречи, участвовали в проведении тематических вечеров, «Огоньков» и других мероприятий. Тесные контакты театр поддерживал с рисоводами Кубани, многие артисты являлись почетными членами бригад рисоводов [4, с. 54].

Еще одной новой и интересной формой общения артистов театра с сельскими жителями были творческие отчеты ведущих артистов театра и театральной молодежи. Они вызывали широкий интерес у сельских жителей, позволяли ближе и глубже познакомиться с творчеством артиста а артист в свою очередь помогал зрителям разобраться в особенностях исполнения той или иной роли, в способах раскрытия сценических образов, отвечал на заданные вопросы. И, как правило, в заключение сам участвовал в спектакле с другими артистами театра.

1978 год прошел под девизом «Труженикам села - все богатства культуры». Начало этому патриотическому движению было положено работниками культуры ст. Новоминской и колхоза им. Кирова Каневского района, в котором они обратились ко всем работникам культуры, интеллигенции края.

В целях привлечения внимания сельского труженика к произведениям изобразительного искусства, после областных и зональных выставок многие произведения живописи, графики, скульптуры направлялись в сельские районы в сопровождении искусствоведов. Такие передвижные выставки получили широкое распространение. Например, в 1974-1975 годах в сельские районы страны были направлены 663 выставки для обслуживания сельских жителей районов. Однако количество организованных передвижных выставок было ничтожным из-за отсутствия единого центра, который направлял и координировал действия служб передвижных экспозиций.

На селе с целью работы по пропаганде изобразительного искусства стали создаваться картинные галереи и художественные музеи.

Здесь нужно вспомнить о «малых третьяковках», которые получили широкое распространение на Кубани.

Краевая организация Союза художников устроила для селян более 100 передвижных выставок, приняла активное участие в создании музея изобразительных искусств в колхозе «Кавказ» Курганинского района, художественных галерей в колхозах имени Кирова Кореновского района и имени Чапаева Динского района, в рисосовхозе «Красноармейский», в колхозе «Кубань» Усть-Лабинского района [5].

На открытие художественной галереи в совхозе Красноармейский, в колхозе «Кубань» Усть-Лабинского района были представлены портреты хлеборобов, доярок, механизаторов. Эти произведения рождались на полевых станах, эскизы к ним готовились в самые напря-

женные трудовые будни. А авторами были известные художники - В. Мордовин, Г. Булгаков, А. Калугин, В. Кузьменко, Н. Калугина, монументалист В. Попко, скульпторы В. Жданов, Н. Бугаев и др. [6].

В 1966 году в колхозе «Кавказ» создали картинную галерею. Помощь в создании оказывали Краснодарское краевое управление Союза художников и краевой художественный музей имени А.В. Луначарского. Колхозу были переданы произведения из их фондов. Союз художников РСФСР подарил «Кавказу» 65 произведений живописи, 46 произведений графики и 10 скульптур. Картинная галерея разместилась в здании Дворца культуры. Позднее была организованна группа опытных экскурсоводов.

В 1974 году на средства колхоза рядом с колхозным дворцом культуры было сооружено двухэтажное здание музея по индивидуальному проекту архитектора РСФСР Титова. Экспозиция музея расположилась в трех великолепных просторных светлых залах второго этажа. В экспозиции были представлены работы художников В. Мордовина, Г. Булгакова, В. Кузьменко, А. Калугина и других. За 8 лет работы картинную галерею посетили более 60 000 человек.

В колхозе «Советская Россия» Павловского района Краснодарского края организатором художественного музея выступил Союз художников СССР. Жителям колхоза привезли в дар 57 картин для того, чтобы создать художественный музей, который призван был развивать их эстетические потребности и улучшать культурно-просветительную работу. Среди переданных полотен были картины художников С. Чуйкова, М. Моторина, Ф. Богородского, С. Лучишкина и др.

Для культурного обслуживания сельских тружеников был запущен «Поезд культуры», в состав которого входил вагон с малыми копиями Третьяковской галереи.

Всего за 1978-1982 годы было организовано около 4 тысяч выездов художников в сельские районы для творческой и шефской работы. В селах было проведено 3220 художественных выставок. Кроме того, прошло более 37 лекций об искусстве. А также проводились встречи и беседы [7].

С наступлением весны в Краснодарский край приходила неделя искусств, в которой были задействованы кубанские художники. Под девизом «Художники - народу» происходили встречи скульпторов и живописцев в селах.

Итак, деятели искусства широко привлекались к культурному обслуживанию рабочих и колхозников. Формировались бригады для поездки на «ударные» стройки, например, на строительство Шапсугского и Тщикского водохранилищ. Профессиональные артисты и самодеятельные коллективы, выступая с концертами, поддерживали «ударный» дух рабочих. Сотрудники краевого музея параллельно чтению лекций («Древние поселения Прику-банья», «Наука и религия», «Революционное прошлое нашего края») вели сбор экспонатов: строительство водохранилища решено было отразить в экспозиции. Художники делали зарисовки для будущих полотен, отражающих успехи социалистического строительства [8, с. 62].

Итак, шефство профессионального искусства над самодеятельным получает большой размах.

Художественная интеллигенция России, и в частности Кубани, выезжала в самые отдаленные уголки, выступая в трудовых коллективах с лекциями, концертами, творческими отчетами, создавая «литературные посты», организуя выставки.

В практику творческих союзов вошло проведение выездных пленумов, совещаний, конференций по актуальным проблемам искусства и культуры.

Наряду со зрелыми мастерами культуры и искусства возросла активность молодежи; молодые представители творческой интеллигенции в произведениях литературы, живописи, в сценических образах, концертных программах раскрывали образы своих современников, советскую действительность. Эта работа обсуждалась в краевых организациях союза писателей и композиторов.

Можно констатировать, что культурное шефство города над селом, которое было широко распространено на Кубани в советскую эпоху, - явление уникальное и нужное для

современного общества, которое укрепляло связь творческой интеллигенции с жизнью народа, осуществляя процесс непосредственного соединения искусства и труда.

Литература

1. White L.A. The science of culture. M., 2004.

2. Королева Театра Кубани - труженикам полей // Альманах «Кубань». 1976. №9.

3. Вайль 3.Д. Добрый друг и наставник // Свет коммунизма. Кореновск, 1976. 31 июля.

4. Манаенков А.И. Партийная забота о культуре села. М., 1978.

5. Королева В.И. Деятельность Краснодарской краевой парторганизации по развитию культуры на селе в период между XXIII и XXIV съездами КПСС // Деятельность парторганизаций Северного Кавказа по осуществлению аграрной политики КПСС в период развитого социализма. Краснодар, 1976.

6. Макаренко Ю. От всей души // Советская Кубань. 1977. 12 апреля.

7. Шапиро М.М. О партии, о Родине // Советская Кубань. 1975. 22 ноября.

8. Еремеева. А.Н. Культурная жизнь Кубани в XX веке. Краснодар, 2013.

References

1. White L.A. The science of culture. Moscow, 2004.

2. Queen Theaters of the Kuban - field workers // Almanakh "Kuban". 1976. № 9.

3. Wile Z.D. Kind friend and mentor / Svet Kommunizma. Korenovsk, 1976. 31 July.

4. Manaenkov A.I. Party concern about the culture of the village. Moscow, 1978.

5. Koroleva V.I. The activities of the Krasnodar regional party organization for the development of culture in the countryside between the 23rd and 24th CPSU Congresses // Dejatel'nost' partorganizacij Severnogo Kavkaza po osushhestvleniju agrarnoj politiki KPSS v period razvitogo socializma. Krasnodar, 1976.

6. Makarenko Yu. With all my heart // Sovetskaya Kuban. 1977. 12 April.

7. Shapiro M.M. About the party, about the Motherland // Sovetskaya Kuban. 1975. 22 November.

8. Eremeeva A.N. Kul'turnaja zhizn' Kubani v XX veke [Cultural life of the Kuban in the XX century]. Krasnodar, 2013.

УДК 001

Н.А. СТЕПАНОВА

АНТИЧНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Степанова Нина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информа-ционной деятельности Орловского государственного института культуры (Орел, ул. Лескова, 15), ш-stepano@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основы классификации наук периода Античности, исследуются методологические принципы классификаций Платона и Аристотеля, христианских теологов Аврелия Августина и Василия Великого. Философы античности выделяют в качестве ведущих оснований деления - свойства человеческой души (Платон) или познавательную способность личности (Аристотель). В период христианской античности явления действительности рассматриваются в контексте библейского учения о шести днях творения (свт. Василий Великий), позже основу классификаций составляет принцип восхождения от чувственного к абстрактному (блж. Августин). Ключевые слова: классификации наук, философские классификации, христианские классификации, библиотечные классификации, систематизация, Античность, философы Античности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.